СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Секреты речевого мастерства"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для подготовки к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Секреты речевого мастерства"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Косинская средняя общеобразовательная школа»



«Принято»

на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла

Протокол №__

от «____»_______2020 г.

Руководитель ШМО_____________


«Согласовано»

заместитель директора по учебной работе

______________________________

Е.А.Модина

«____»_____________2020 г.

«Утверждаю»

директор

_____________________

Н.Н.Караваева



Приказ №_______

от «____»______2020 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Элективного курса


«Секреты речевого мастерства»


9 класс






Составитель:

Останина Татьяна Николаевна,

учитель русского языка

и литературы






Коса - 2020

Пояснительная записка

Элективный курс для учащихся 9 класса «Секреты речевого мастерства» составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам 9класса.  Он рассчитан на 33 часа. 

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «Русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы.  

     Цели элективного курса:

Формирование коммуникативной компетенции, повышение речевой и общей культуры учащихся, рост речевой культуры школьника.  

Задачи: 

  1. Обобщить и систематизировать сведения по работе с текстом, совершенствовать навыки конструирования связных текстов. 

  2. Знакомить учащихся с различными видами речевых, грамматических, фактических и логических ошибок, с приемами их предупреждения и исправления. 

  3. Развивать у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.

  4. Развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;

  5. Совершенствовать речевую деятельность учащихся.

  Элективный курс предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи, приёмам компрессии текста.

Подготовка учащихся к выполнению творческого задания (сочинение-рассуждение и изложение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией.

Реализация содержания речеведения предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:

- оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;

- определять стиль речи;

-  сокращать текст разными способами;

-  использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;

-  отобрать в исходном тексте главное;

-  сохранить последовательность и логичность предложенного текста;

-  составить план и писать по плану;

-  правильно и точно излагать свои мысли;

- составить композицию сочинения-рассуждения, опираясь на поставленный вопрос;

-  при аргументации использовать ссылки на исходный текст;

-  анализировать речевые средства, использованные в тексте;

-  соблюдать речевые и грамматические нормы.

     Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.

        Итоговый контроль обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ОГЭ по русскому языку.


Результаты освоения элективного курса

В процессе прохождения программы  должны быть достигнуты следующие результаты:

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты

I) владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметные результаты:

1) представление о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

4) анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

В результате изучения элективного курса выпускник должен знать/понимать:

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;

- сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического стилей, языка художественной литературы;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, орфографические, пунктуационные);

- нормы речевого этикета;

уметь:

различать разговорную речь, научный, публицистический стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения;

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

- свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, дневниковые записи);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- осуществлять речевой самоконтроль;

- оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;

- значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.                                      

Основные принципы отбора содержания

1.Доступность информации.

2.Занимательность материала.

3.Соответствие возрастным, психолого-физиологическим особенностям учащихся.

Основные формы организации обучения

1.Групповая

2.Индивидуальная

3.Коллективная

Методы обучения

1.Репродуктивный:

-словесный (беседа)

-наглядный (слайды)

2.Проблемный:

-постановка проблемных вопросов.












 

Тематический план

№п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования к знаниям и умениям учащихся

1

Текст. Признаки и основы построения текста.

Признаки текста, основные требования к его построению.

Знать: признаки и правила построения текста.

Уметь: анализировать структуру текста.

2-3

Типы и стили речи. Лингвистический анализ текста.

Особенности типов и стилей речи

Знать: типы и стили речи. Уметь: анализировать текст

4

Основные приемы компрессии текста

Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы.

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: сжимать исходный текст

5-6

Техника написания сжатого изложения Практикум

Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. Работа с текстом

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: сжимать исходный текст

7

Сжатое изложение

Сжатое изложение

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: писать сжатое изложение

8

Анализ изложения

Работа над ошибками

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: писать сжатое изложение

9

Требования к написанию сочинения-рассуждения

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура данного вида работы

Знать: критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 

10

Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (практикум)

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации. Работа с текстом

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации

11

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (практикум)

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации

12

Анализ сочинения

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

13

 Интерпретация фрагмента текста

Информационная обработка текста. Основная мысль. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста, критерии оценивания задания

14-15

Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Практикум

Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

16

Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Практикум

Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

17

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста УРР

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

18

Анализ сочинения

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

19

Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста

Информационная обработка текста. Алгоритм написания сочинения - рассуждения по заданию 9.3

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

20

Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста

Информационная обработка текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 9.3

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

21

Сочинение-рассуждение.

Сочинение-рассуждение. Задание 9.3

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

22

Анализ сочинения

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

23

Основные приёмы стилистического анализа текста. Средства выразительности речи.

Лексика. Тропы и фигуры речи. Выполнение тестовых заданий

Знать: средства выразительности

Уметь: выполнять тестовое задание (приёмы стилистического анализа текста)

24

Лексический анализ текста. Характеристика русской лексики. Синонимы

Характеристика русской лексики. Однозначные, многозначные слова. Новые и устаревшие слова. Книжная и разговорная лексика. Антонимы. Омонимы. Синонимы. Выполнение тестовых заданий

Знать: характеристику русской лексики, синонимы

Уметь: выполнять тестовое задание

25

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Практикум. Отработка правил произношения, составление орфоэпического словарика

Знать: орфоэпические нормы


Уметь: выразительно, без ошибок читать текст

26

Употребление изобразительно- выразительных средств в устной и письменной речи.

Анализ художественных текстов

Знать: изобразительно- выразительные средства языка

Уметь: находить их в тексте, анализировать

27

Классификация речевых ошибок. Литературная правка

Исправление речевых ошибок (индивидуальная работа по карточкам)

Знать: виды речевых ошибок

Уметь: исправлять в тексте

28-30

Комплексный анализ текста. Итоговое тестирование

Итоговое тестирование

Знать: изученный материал

Уметь: выполнять тестовые задания

31

Анализ итоговой работы

Работа над ошибками

Знать: изученный материал

Уметь: выполнять тестовые задания

32

Комплексный анализ текста


 Выполнение тестовых заданий

(на основе ошибок в итоговом тестировании)

Знать: изученный материал

Уметь: выполнять тестовые задания

33

Резервный урок

Комплексный анализ текста

 Выполнение тестовых заданий

(индивидуально-групповая работа)

Знать: изученный материал

Уметь: выполнять тестовые задания























 

Учебно-методические средства     обучения

1.Журавлева Н.В., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. – Воронеж, 2007.

2.Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. – М: Просвещение,1991.

3.Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1996.

4. Новичихина М.Е., Стернин И.А. Культура делового общения. – Воронеж, 2005.

5. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые   задания" - М.: Экзамен, 2020.

 6. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова "Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ" - Ростов-на-Дону: Легион, 2020.

7. Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ 9 класс" - М.: Экзамен, 2020.

 8. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик "Изложения: тексты с лингвистическим анализом" - М.: Линка-Пресс, 2010.

 9. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева "Русский язык и культура речи" - Ростов-на-Дону, 2004.  

10. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык. Поурочные планы 9 класс" - Волгоград: Учитель, 2020

        11. А.Б.Малюшкин "Русский язык. Комплексный анализ текста" - М.: Сфера, 2019.

        12. С.А.Диденко, Л.В.Диденко "Готовимся к экзамену по русскому языку: сочинение, изложение" - М.: Март, 2019.

  1. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2020: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2020

  2. http://www.ege.edu.ru/
    15. http://www.gramota.ru/
    16. http://window.edu.ru/
    17. http://sochinenie11.ru/
    18. http://rus.reshuege.ru/
    19.http://www.saharina.ru/

  1. http://vrezonanse.blogspot.com/
    21. http://russkiy-na-5.ru/
    22. http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
    23. http://neznaika.pro/

24. ФИПИ http://www.fipi.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!