Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Косинская средняя общеобразовательная школа»
«Принято» на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол №__ от «____»_______2020 г. Руководитель ШМО_____________ | «Согласовано» заместитель директора по учебной работе ______________________________ Е.А.Модина «____»_____________2020 г. | «Утверждаю» директор _____________________ Н.Н.Караваева Приказ №_______ от «____»______2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Секреты речевого мастерства»
9 класс
Составитель:
Останина Татьяна Николаевна,
учитель русского языка
и литературы
Коса - 2020
Пояснительная записка
Элективный курс для учащихся 9 класса «Секреты речевого мастерства» составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам 9класса. Он рассчитан на 33 часа.
Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «Русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы.
Цели элективного курса:
Формирование коммуникативной компетенции, повышение речевой и общей культуры учащихся, рост речевой культуры школьника.
Задачи:
Обобщить и систематизировать сведения по работе с текстом, совершенствовать навыки конструирования связных текстов.
Знакомить учащихся с различными видами речевых, грамматических, фактических и логических ошибок, с приемами их предупреждения и исправления.
Развивать у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
Развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
Совершенствовать речевую деятельность учащихся.
Элективный курс предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи, приёмам компрессии текста.
Подготовка учащихся к выполнению творческого задания (сочинение-рассуждение и изложение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией.
Реализация содержания речеведения предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:
- оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;
- определять стиль речи;
- сокращать текст разными способами;
- использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;
- отобрать в исходном тексте главное;
- сохранить последовательность и логичность предложенного текста;
- составить план и писать по плану;
- правильно и точно излагать свои мысли;
- составить композицию сочинения-рассуждения, опираясь на поставленный вопрос;
- при аргументации использовать ссылки на исходный текст;
- анализировать речевые средства, использованные в тексте;
- соблюдать речевые и грамматические нормы.
Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.
Итоговый контроль обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Результаты освоения элективного курса
В процессе прохождения программы должны быть достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
I) владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
2) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
4) анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
В результате изучения элективного курса выпускник должен знать/понимать:
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;
- сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического стилей, языка художественной литературы;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, орфографические, пунктуационные);
- нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
- свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, дневниковые записи);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;
- значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Основные принципы отбора содержания
1.Доступность информации.
2.Занимательность материала.
3.Соответствие возрастным, психолого-физиологическим особенностям учащихся.
Основные формы организации обучения
1.Групповая
2.Индивидуальная
3.Коллективная
Методы обучения
1.Репродуктивный:
-словесный (беседа)
-наглядный (слайды)
2.Проблемный:
-постановка проблемных вопросов.
Тематический план
№п/п | Тема урока | Элементы содержания | Требования к знаниям и умениям учащихся |
1 | Текст. Признаки и основы построения текста. | Признаки текста, основные требования к его построению. | Знать: признаки и правила построения текста. Уметь: анализировать структуру текста. |
2-3 | Типы и стили речи. Лингвистический анализ текста. | Особенности типов и стилей речи | Знать: типы и стили речи. Уметь: анализировать текст |
4 | Основные приемы компрессии текста | Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. | Знать: приемы и принципы сжатия текста Уметь: сжимать исходный текст |
5-6 | Техника написания сжатого изложения Практикум | Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. Работа с текстом | Знать: приемы и принципы сжатия текста Уметь: сжимать исходный текст |
7 | Сжатое изложение | Сжатое изложение | Знать: приемы и принципы сжатия текста Уметь: писать сжатое изложение |
8 | Анализ изложения | Работа над ошибками | Знать: приемы и принципы сжатия текста Уметь: писать сжатое изложение |
9 | Требования к написанию сочинения-рассуждения | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура данного вида работы | Знать: критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему |
10 | Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (практикум) | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации. Работа с текстом | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Уметь: подбирать лексические и грамматические явления для аргументации |
11 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (практикум) | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Уметь: подбирать лексические и грамматические явления для аргументации |
12 | Анализ сочинения | Работа над ошибками | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему |
13 | Интерпретация фрагмента текста | Информационная обработка текста. Основная мысль. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста, критерии оценивания задания |
14-15 | Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Практикум | Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста |
16 | Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Практикум | Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста |
17 | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста УРР | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста |
18 | Анализ сочинения | Работа над ошибками | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста |
19 | Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста | Информационная обработка текста. Алгоритм написания сочинения - рассуждения по заданию 9.3 | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста |
20 | Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста | Информационная обработка текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 9.3 | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста |
21 | Сочинение-рассуждение. | Сочинение-рассуждение. Задание 9.3 | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста |
22 | Анализ сочинения | Работа над ошибками | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста |
23 | Основные приёмы стилистического анализа текста. Средства выразительности речи. | Лексика. Тропы и фигуры речи. Выполнение тестовых заданий | Знать: средства выразительности Уметь: выполнять тестовое задание (приёмы стилистического анализа текста) |
24 | Лексический анализ текста. Характеристика русской лексики. Синонимы | Характеристика русской лексики. Однозначные, многозначные слова. Новые и устаревшие слова. Книжная и разговорная лексика. Антонимы. Омонимы. Синонимы. Выполнение тестовых заданий | Знать: характеристику русской лексики, синонимы Уметь: выполнять тестовое задание |
25 | Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. | Практикум. Отработка правил произношения, составление орфоэпического словарика | Знать: орфоэпические нормы Уметь: выразительно, без ошибок читать текст |
26 | Употребление изобразительно- выразительных средств в устной и письменной речи. | Анализ художественных текстов | Знать: изобразительно- выразительные средства языка Уметь: находить их в тексте, анализировать |
27 | Классификация речевых ошибок. Литературная правка | Исправление речевых ошибок (индивидуальная работа по карточкам) | Знать: виды речевых ошибок Уметь: исправлять в тексте |
28-30 | Комплексный анализ текста. Итоговое тестирование | Итоговое тестирование | Знать: изученный материал Уметь: выполнять тестовые задания |
31 | Анализ итоговой работы | Работа над ошибками | Знать: изученный материал Уметь: выполнять тестовые задания |
32 | Комплексный анализ текста | Выполнение тестовых заданий (на основе ошибок в итоговом тестировании) | Знать: изученный материал Уметь: выполнять тестовые задания |
33 | Резервный урок Комплексный анализ текста | Выполнение тестовых заданий (индивидуально-групповая работа) | Знать: изученный материал Уметь: выполнять тестовые задания |
Учебно-методические средства обучения
1.Журавлева Н.В., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. – Воронеж, 2007.
2.Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. – М: Просвещение,1991.
3.Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1996.
4. Новичихина М.Е., Стернин И.А. Культура делового общения. – Воронеж, 2005.
5. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания" - М.: Экзамен, 2020.
6. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова "Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ" - Ростов-на-Дону: Легион, 2020.
7. Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ 9 класс" - М.: Экзамен, 2020.
8. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик "Изложения: тексты с лингвистическим анализом" - М.: Линка-Пресс, 2010.
9. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева "Русский язык и культура речи" - Ростов-на-Дону, 2004.
10. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык. Поурочные планы 9 класс" - Волгоград: Учитель, 2020
11. А.Б.Малюшкин "Русский язык. Комплексный анализ текста" - М.: Сфера, 2019.
12. С.А.Диденко, Л.В.Диденко "Готовимся к экзамену по русскому языку: сочинение, изложение" - М.: Март, 2019.
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2020: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2020
http://www.ege.edu.ru/
15. http://www.gramota.ru/
16. http://window.edu.ru/
17. http://sochinenie11.ru/
18. http://rus.reshuege.ru/
19.http://www.saharina.ru/
http://vrezonanse.blogspot.com/
21. http://russkiy-na-5.ru/
22. http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
23. http://neznaika.pro/
24. ФИПИ http://www.fipi.ru/