СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Элективный курс «Русское правописание» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2023-2024 учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Русское правописание"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования Иркутской области


Комитет образования администрации города Усть-Илимска


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»





Утверждена

приказом МАОУ «СОШ № 5»

от «01» сентября 2023 г. № 321








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса

«Русское правописание»

для обучающихся 9 классов

основного общего образования

























Усть-Илимск

2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Русское правописание»

для обучающихся 9 классов

основного общего образования


Автор Соболева Е.В.


1. Пояснительная записка.


Элективный курс «Русское правописание» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2023-2024 учебного года.

В данной программе элективного курса больше внимания уделяется обучению грамотного написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения, попутно идет повторение и закрепление правил орфографии и пунктуации. В современных программах нет законченной, логически обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов, на сочинения также не уделяется достаточного внимания. В существующих программах не определен круг специальных речевых умений, не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников и сочинениям-рассуждениям. Все это вызывает необходимость создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением и сочинением-рассуждением, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в написании данных видов работ.

II. Общая характеристика учебного предмета


Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми заданиями.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку;

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • грамотно писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;

  • работать с тестовыми заданиями;

  • определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;

  • уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).


ІІІ. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане


Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ

Программа элективного курса «Русское правописание» состоит из трех основных разделов:

1.Сжатое изложение.

2.Сочинение - рассуждение.

3.Решение тестовых заданий формата ОГЭ.


IV Содержание разделов учебного предмета


1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2024 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение (8 час.).

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

3. Текст. Сочинение рассуждение (14 часов).

Критерии оценки задания 13-1,2.3. Структура сочинения-рассуждения. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания 13.

4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (8 часов).

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

5. Заключение. Итоговый контроль (2 час).

Анализ ошибок.

V Планируемые результаты.

Метапредметные


Познавательные универсальные учебные действия:

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивать варианты решения и выбирать

оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев;

- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать себя (свою точку зрения);

- задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задач;

- представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования.




Регулятивные универсальные учебные действия:

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать

способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных

возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений


Предметные

- создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста (13-1,2,3.), соблюдая нормы современного русского литературного языка;

- аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;

-последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе;

- осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях;


VI Календарно-тематическое планирование элективного курса в 9 классе

«Русское правописание»

на 2023-2024 учебный год


Тема

Количество часов

Знать, уметь

1-2

Ведение. Значение курса, задачи. Особенности ОГЭ-2024г. по русскому языку цели, задачи, содержание. Знакомство с демоверсией. Заполнение бланков. Критерии оценки.

2

Знать особенности ОГЭ-2024г. по русскому языку; критерии оценки выполнения заданий.

3-4

Текст. Сжатое изложение. Микротемы текста.

2

Знать стиль и тип речи текста.

Уметь определять цель автора текста; составлять план текста;

Приводить примеры, которые помогают понять идейный замысел. Уметь определять смысловые части текста.

5-6

Способы сжатия текста. Исключение.

2

Знать условия успешного выполнения речевой задачи в связи со сжатием текста (объединение, замена, удаление). Рассмотреть технику сжатия текста и применить ее на материале текста.

7-8

Способы сокращения текста. Обобщение. Упрощение.

2

Знать условия успешного выполнения речевой задачи в связи со сжатием текста (объединение, замена, удаление).

9-10

Практическая работа. Приемы работы с текстом. Анализ работ.

2

Уметь применять полученные знания в работе с новым текстом.

11-12

Текст. Сочинение - рассуждение. Критерии оценкиАлгоритм работы над сочинением.

2

Знать основополагающий принцип данной части экзамена. Знать критерии оценки сочинения.

13-14

Тематика сочинений. Анализ цитаты. Роль лексических и грамматических явлений в тексте.

2

Дать образец трех моделей, как возможных способов развертывания текста.

15-16

Языковые явления в интерпретации тезиса. Синтаксические явления для интерпретации текста.

2

Понимать формулировку тезиса сочинения-рассуждения. Знать языковые и синтаксические явления для интерпретации текста.

17-18

Средства речевой выразительности.

2

Знать средства речевой выразительности

19-20

Наличие аргументов. Способы оформления.

2

Уметь подбирать аргументы в сочинении

21-22

Речевые клише.

2

Знать речевые клише, помогающие в написании сочинения-рассуждения. Уметь применять их на практике.

23-24

Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения.

2

Уметь применять полученные знания в работе с текстом.

25-28

Комплексный анализ текста.

4

Уметь выполнять комплексный анализ текста

29-32

Решение тестовых заданий в формате ОГЭ

4

Умение выполнять тестовые задания

33-34

Итоговый контроль. Анализ ошибок.

2




VII Поурочное планирование

Дата

Тема

Количество часов

1


Значение курса, задачи. Особенности ОГЭ-2024г. по русскому языку цели, задачи, содержание. Знакомство с демоверсией

1

2


Заполнение бланков. Критерии оценки.

1

3


Текст. Особенности сжатого изложения. Критерии оценивания.

1

4


Сжатое изложение. Микротемы текста.

1

5


Способы сжатия текста. Исключение.

1

6


Способы сжатия текста. Исключение. Практикум.

1

7


Способы сокращения текста. Обобщение. Упрощение.

1

8


Способы сокращения текста. Обобщение. Упрощение. Практикум.

1

9


Практическая работа. Приемы работы с текстом.

1

10


Анализ работ.

1

11


Текст. Сочинение - рассуждение. Критерии оценки

1

12


Алгоритм работы над сочинением.

1

13


Тематика сочинений. Анализ цитаты.

1

14


Роль лексических и грамматических явлений в тексте.

1

15


Языковые явления в интерпретации тезиса.

1

16


Синтаксические явления для интерпретации текста

1

17


Средства речевой выразительности.

1

18


Средства речевой выразительности. Практикум.

1

19


Наличие аргументов. Способы оформления.

1

20


Наличие аргументов. Способы оформления. Практикум.

1

21


Речевые клише.

1

22


Речевые клише.

1

23


Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения.

1

24


Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения. Анализ работ.

1

25


Комплексный анализ текста

1

26


Комплексный анализ текста

1

27


Комплексный анализ текста (часть 2 ОГЭ)

1

28


Комплексный анализ текста (часть 2 ОГЭ)

1

29


Решение тестовых заданий в формате ОГЭ (задания 2-3)

1

30


Решение тестовых заданий в формате ОГЭ (задания 4-5)

1

31


Решение тестовых заданий в формате ОГЭ (задания 6-7)

1

32


Решение тестовых заданий в формате ОГЭ (задания 8-9)

1

33


Итоговый контроль

1

34


Анализ ошибок

1



VIII. Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Драбкина С.В., Субботин Д.И. «Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2024»

2.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс ./М., «Экзамен», 2024..

Словари и справочники.

1. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.

2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

3. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

4. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 2001г.


Интернет-ресурсы

  1. https://www.yaklass.ru/p/osnovnoj-gosudarstvennyj-ekzamen

  2. https://reshu-oge.ru/po-russkomu-jazyku/

.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!