СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Роль личности в истории. История России в лицах" для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса расчитана на учеников, которые планируют в 11 классе сдавать ЕГЭ. Курс поможет больше узнать и личностях в истории Росии, как правителей, так и современников

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Роль личности в истории. История России в лицах" для 10 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Личность в истории. История России в лицах» предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования по истории и в соответствии с задачами модернизации содержания образования.

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 12.05.2019г.)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (редакция от 29.06.2017 г.)

3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993 с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015г.)

4. Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «СОШ № 25» г. Чита

Актуальность

Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т.п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.

Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования

Данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории России.

Межпредметные связи:

Содержание курса востребовано при изучении тем «Политический лидер» в 11 классе на уроках обществознания.

Срок реализации программы – 1 год

Программа курса рассчитана на 34 ч

Цели курса:

  1. формирование исторического мышления учащихся через изучение роли личности в истории России.

  2. развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;

  3. формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;

  4. воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

  5. восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим; знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества;

  6. формирование исторической грамотности на современном международном уровне;

  7. развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс

  8. нравственной оценки деяний, поступков людей.


Задачи:

1. углубление знаний уч-ся об отдельных исторических деятелях России;

2. развитие критического мышления;

3. воспитание патриотизма и любви к Родине на примере жизни выдающихся людей нашей страны;

4. совершенствование учебно-исследовательской деятельности через семинарские занятия, разработку проектов способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

5. формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию;

6. создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

Методы: проблемное обучение, частично-поисковый, исследовательский.

Программа предусматривает значительное количество семинаров, призванных формировать историческое мышление учащихся, совершенствовать навыки работы с различными видами исторических источников, а также анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.

В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:

*анализ и сопоставление фактов

*работа с учебной, научно – популярной и художественной литературой

*анализ документов

*оформление сообщений и рефератов

*умение работать в системе Интернет

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки

*определять достоверность исторических фактов

*устанавливать последовательность, синхронность исторических событий

*сравнивать предлагаемы исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия

*высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.

Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:

  • Лекция

  • беседы

  • семинары

  • практические работы

  • презентация

Требования к знаниям и умениям уч-ся:

  • учащиеся должны освоить навыки поиска, обработки, представления информации, решение познавательных и практических проблемных задач; участия в дискуссии, анализа исторических документов, определение характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление его признаков; использование ИКТ;

  • овладеть различными видами публичных выступлений.

  • оценивать деятельность исторических личностей и аргументировано представлять собственное отношение к ним.

Условия для реализации:

Занятия по изучению элективного курса проводятся в кабинете истории, имея оборудование: карты по истории России, иллюстрированный, справочный материал научную и методическую литературу, работа с Интернетом.

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности, учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так измерителем обученности учащихся может быть:

*исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанием на доске названиями, историческую личность и ее деятельностью

*деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова , даты

*обобщающие вопросы и задания

*текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки

Рассмотрение вопросов курса важно в контексте с событиями мировой истории, так как многие процессы взаимосвязаны.

Планируемые результаты освоения содержания курса

Личностные результаты:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

 – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): 

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

 – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

 – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству – достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:         

 – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

 – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

 – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; – умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

 – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

 – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

     – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты:

1. Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

 – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

 – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

 – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

 – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится:

      – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

     – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

      – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования. Выпускник на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; 

  • знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;

  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • представлять культурное наследие России и других стран;

  • работать с историческими документами;

  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; 

  • критически анализировать информацию из различных источников; 

  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; 

  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; 

  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; 

  • читать легенду исторической карты;

  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

  • оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;

  • ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;

  • устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; 

  • определять место и время создания исторических документов; 

  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; 

  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; 

  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; 

  • представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;

  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; 

  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; 

  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; 

  • приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; 

  • применять полученные знания при анализе современной политики России;

  • владеть элементами проектной деятельности.

Содержание курса

Введение

Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории России. Иван IV, Петр I, Екатерина II, Александр II - их влияние на судьбы России. Разные оценки и подходы Российской историографии к данным политическим и государственным деятелям.

Великие Рюриковичи

Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги. Легендарное призвание варягов с Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их противниками об основании Древнерусского государства. Олег - победитель греков. Олег - основатель государства Киевская Русь, противник проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией. Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав. Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Урон и погосты. Ольга – первая христианка на Руси. Святослав - полководец и дипломат. Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении Василий. Успешные походы на запад, походы на вятичей, радимичей, волжских булгар. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии. Борис и Глеб - великие святые церкви. Святополк. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. Война Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда».

Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха. Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха». Юрий Долгорукий. Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви Покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо - «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель». Мстиславы Храбрые - пример незлобия в мире и ужасных битвах. Правление великого князя Мстислава, князя, знаменитого подвигами славными. Поход против ордена Меченосцев.

Святой Александр Невский. Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского. Великий князь Михаил Ярославович - Отечестволюбец и Юрий – князь Московский. Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князя Юрия Данилович Московского. Иван Данилович Калита. Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нем общественную безопасность и тишину... дал почувствовать выгоды своей политики

и другим частям Северо-Восточной Руси. Подавление восстания в Твери, строительство Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества. Дмитрий Иванович Донской. Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва.

Самодержцы земли Русской. Самодержавная власть. Условия создания Московского государства. Иван Васильевич, князь и самодержец. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке Шелони. Брак с С. Палеолог. Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской, Вятской земель. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник Ивана». Князь Василий Иванович, великий государь. Окончание процесса политического и территориального объединения русских земель. Появление идеи - «Москва - третий

Рим». Государь Иван Васильевич – Грозный. Удивительный. Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. - венчание Ивана на царство. Деятельность Избранной рады - реформы. Созыв Земского собора, «Судебник Ивана», военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет. Храм Василий Блаженного. Внешнеполитическая деятельность. Государь князь Федор - достойный счастья. Борис Годунов. Второй сын Иван IV - болезненный и нерешительный - передача власти шурину царя - Борису Годунову. Строительство городов, гаваней, утверждение Всероссийского патриаршества.

Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского. Венчание Лжедмитрия на царствие под именем Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский заговор против Лжедмитрия I.

Смутное время. Минин и Пожарский.

Великие Романовы

Державный сын и светоносец во тьме... Государь Михаил Федорович. «Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». Управление страной с помощью отца - патриарха Филарета. Формирование первых полков иноземного строя. Первая рукописная газета «Куранты». Полки иноземного строя.

Алексей Михайлович - «царь-Солнце». Правительство боярской знати во главе с Морозовым. Соборное уложение, Новоторговый устав. С Полоцкий; экспедиция Семена Дежнева, Хабарова. Соляной и Медный бунты. Составление завещания. Федор Тишайший. Царевна Софья. Поворот на Запад. Принятие первого государственного бюджета. Отмена местничества; публичные сожжения разрядных книг. Регентство царевны Софьи.

Царь Петр Алексеевич - Великий. Потешные полки. Основание славяно-греко-латинской академии. Стрелецкий бунт. Летоисчисление от рождества Христова. Газета

«Ведомости». Основание Санкт-Петербурга. Введение гражданского шрифта. Учреждение Сената, ассамблей, коллегий. Кунсткамера. Академия наук.

Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоанновны. Учреждение Верховного тайного совета. Внук Петра Великого. Ссылка А. Д. Меншикова. Смерть 14-летнего Петра от оспы. Правление Анны Иоанновны - «это был грубый вызов русскому чувству национальной чести». Елизавета Петровна и Петр III. «Ни одно царствования до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания» (В. О. Ключеский). Петр III - «он не был злым, но его ограниченность -

недостаток воспитания... Из него вышел бы хороший прусский капрал, но не государь великой империи» (Е. Данекова). «Манифест о вольности дворянской».

Екатерина II. Павел I и Александр I. «Екатерина II умела на только сообразовывать дела своего царствования с запросами времени, но обставлять их пышной декоративной обстановкой и помпезным блеском, с ловким подчеркиванием материнских своих забот о подданных». Правление Павла I - время радикальной реакции. Он не считал себя обязанным уважать права своих подданных. Правление Александра I. «Александровская эпоха завершилась, как и началась, насилием». Негласный комитет. Учреждение министерств, организация гимназий. Указ о вольных хлебопашцах. Военные поселения. Указы Сперанского. «Сфинкс- неразгаданный до гроба» (А. С. Пушкин).

Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель. Создание бюрократической системы. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Указ об «обязанных крестьянах». Николай I - умный и расчетливый политик. Александр П. Отмена крепостного права и либеральные реформы. Александр III и Николай II. Контрреформы Александра III. Царствование Николая П. «На рубеже веков у царской власти была лишь одно насущная политическая задача - во чтобы то ни стало сохранить самодержавие» (Н. Верт).

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб.: Весь, 1997.

2. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с.

3. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002.

4. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002.

5. Манько А. Выдающиеся деятели XVIII в. М,2004г.

6. Манько А. Выдающиеся деятели XIX в. М,2004г.

7. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

8. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Издательство "Мысль", 1985.

9. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000.

10. Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.

11. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

12. Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007.

13. Энциклопедия Аванта +

Электронные пособия:

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.

2. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.







Тематическое планирование элективного курса «Личность в истории. История России в лицах» для 10 класса

урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

КЭС

КПУ

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)

Деятельность уч-ся

Система оценивания

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Личностные результаты

1

Введение. Роль личности в истории

1


1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Цели

и задачи курса, основные требования, выбор тем учащимися

Выделяют и формулируют познавательную цель. Задают вопросы.

Осмысливают гуманистические традиции и ценности Российского общества

Работа с понятиями:

выдающаяся и историческая личность

Работа в группе, формулирование определений.

Раздел 1. Великие Рюриковичи (12 часов)

2

Первые князья и их роль в становлении русского государства

1



1.2.1

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Спорные вопросы появления государства у восточных славян; неизвестные страницы внутренней и внешней политики Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава

Принимают и сохраняют учебную задачу, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Составление характеристик использованием трудов историков 19-20 века.

Оценивание сообщений и презентаций

3

Русь во времена Владимира Святославовича

1




1.2.2

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Первые усобицы. Предпосылки крещения Руси. Роль христианства в истории и культуре Руси.

Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Выражают адекватное понимание причин успеха учебной деятельности.

Составления доказательной базы к оценке кн. Владимира

Устный ответ, записи в тетради.

4

Правление Ярослава Мудрого

1








1.2.3

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Появление первого письменного свода законов и формирование феодальных отношений,

Принимают и сохраняют учебную задачу, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии.

Подготовка ментальной карты «Значение Ярослава в истории Руси»

Оценивание карты.

5

Владимир Мономах - великий киевский князь

1

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Роль Владимира Мономаха как реформатора и воссоздателя единства Руси

Планируют свои действия в соответствии с поставленной

задачей, произвольно строят сообщения в устной и

письменной форме.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к учебному процессу.

Составление плана написания

Исторического портрета

Оценивание письменной работы

6

Александр Невский

1



1.3.2

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей

Ставят и формулируют цели и проблему урока, строят сообщения в устной и письменной форме ,в том числе творческого и исследовательского характера.

Имеют целостный ,социально –ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии

Составление характеристик использованием трудов историков 19-20века.

Оценивание сообщений и презентаций

7

От Ивана Калиты до Дмитрия Донского

1



1.3.3

1.3.4

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей.

Договариваются о совместной деятельности, распределяя функции и роли

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

Составление характеристик использованием трудов историков 19-20 века.

Оценивание сообщений и презентаций

8

Сергий Радонежский – русский святой

1




1.3.5

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Понять величие духовного подвига Сергия Радонежского для духовной жизни России. Проанализировать его деяния, влияние на политическое развитие Московского государства.

Ставят учебную задачу на основе того ,что уже известно, выделяют и формируют познавательную цель.

Овладевают разными видами публичных выступлений.

Поиск и обработка

информации,

участие в дискуссии.

Оценивание представленной информации

9

Иван III и образование единого государства

1



1.4.1

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Создание новой системы управления государством и свержение ига

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, произвольно строят сообщения в устной и письменной форме


Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

Составление характеристики с использованием трудов историков 19-20века.

Оценивание сообщений и презентаций

10

Иван Грозный и его современники


1



1.4.3

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Формирование личности Ивана Грозного, Избранная Рада и ее роль в реформировании государства, судьба членов Избранной Рады, опричнина и опричники

Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

Составление характеристик использованием трудов историков 19-20века.

Оценивание сообщений и презентаций

11

Феномен самозванства на Руси

1











1.4.5

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

История самозванства и самозванцев: Лжедмитрий I и II,; причины появления самозванцев

Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Выражают адекватное понимание причин успеха учебной деятельности.

Составления доказательной базы к оценке Василия Шуйского, Лжедмитрия 1.

Устный ответ, записи в тетради.

12

Борис Годунов и Смутное время

1

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Борис Годунов как личность и правитель.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к учебному процессу.

Составление плана написания исторического портрета.

Оценивание письменной работы

13

Минин и Пожарский в истории Смуты

1

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

История Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к учебному процессу.

Составление плана написания исторического портрета.

Оценивание письменной работы

Раздел 2. Великие Романовы (21 час)

14

Первые Романовы

1



1.4.6

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Избрание новой династии. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович – первые преобразования.

Ставят учебную задачу на основе того ,что уже известно, выделяют и формируют познавательную цель.

Овладевают разными видами публичных выступлений.

Поиск и обработка информации, участие в дискуссии.

Оценивание представленной информации

15

Никон и Аввакум в церковном расколе

1



1.4.8

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Борьба светской и духовной власти. Церковная реформа. Старообрядцы.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

Составление характеристик использованием трудов историков 19-20 века.

Оценивание сообщений и презентаций

16

Петр I и его современники

1




2.1.1

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

формирование личности Петра I; окружение Петра; дискуссионные вопросы в истории правления Петра

Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

Составление характеристик использованием трудов историков 19-20 века.

Оценивание сообщений и презентаций

17

Женщины на российском престоле XVIII века

1



2.1.3

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Дворцовые перевороты, Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна

Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Выражают адекватное понимание причин успеха учебной деятельности.

Составления доказательной базы к оценке Василия Шуйского, Лжедмитрия 1.

Устный ответ, записи в тетради

18

Золотой век Екатерины II

1



2.1.4

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Личные и государственные таланты Екатерины II, эпоха «просвещённого абсолютизма» и значение реформ.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

Составление характеристик использованием трудов историков 19-20 века.

Оценивание сообщений и презентаций

19

Великие полководцы и флотоводцы XVIII века

1



2.1.6

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Румянцев, Потёмкин, Ушаков Ф.Ф, Суворов (на выбор учащихся)

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

Составление характеристик использованием трудов историков 19-20 века.

Оценивание сообщений и презентаций

20

Ломоносов и русская культура XVIII века

1




2.3.2

2.3.3

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Вклад Ломоносова в русскую культуру XVIII века

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к учебному процессу.

Составление плана написания исторического портрета.

Оценивание письменной работы.

21

От Болотникова до Пугачёва

1




1.4.9

2.1.5

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Общее и различное в социальных движениях XVIII века, роль личности руководителя и влияние этих движений на ход истории.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к учебному процессу.

Составление плана написания исторического портрета.

Оценивание письменной работы

22

Александр I- несостоявшийся реформатор

1



2.1.7

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Анализ личности императора и его реформаторской несостоятельности через анализ документов и мнения современников.

Составляют план и алгоритм действий, допускают возможность различных точек зрений.

Навыки поиска и обработки информации, решение познавательных и практических проблемных задач.

Участие в дискуссии, анализ документов.

Оценивание публичного выступления

23

Кутузов и Отечественная война 1812 года

1




2.1.8

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Великий полководческий талант Кутузова и его ученики.

Ставят учебную задачу ,определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

Составление характеристик использованием трудов историков 19-20века.

Оценивание сообщений и презентаций

24

Трагедия семей декабристов

1




2.1.9

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Страницы декабристского движения, судьбы участников восстания декабристов, казнь декабристов, ссылка в Сибирь, история жен декабристов

Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль

Выражают адекватное понимание причин успеха учебной деятельности.

Составления доказательной базы к оценке Василия Шуйского, Лжедмитрия 1.

Устный ответ, записи в тетради

25

Россия при Николае I

1





1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Попытка укрепить империю через усиление цензуры. Теория «официальной народности» как ответ на рост революционных настроений.

Составляют план и алгоритм действий, допускают возможность различных точек зрений.

Навыки поиска и обработки информации, решение познавательных и практических проблемных задач.

Участие в дискуссии, анализ документов.

Оценивание публичного выступления.

26

Славянофилы и западники – спор о будущем России

1



2.1.10

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Дискуссия о заслугах и недостатках либерализма в России. Современная оценка этого течения общественной мысли.

Составляют план и алгоритм действий, допускают возможность различных точек зрений.

Навыки поиска и обработки информации, решение познавательных и практических проблемных задач.

Участие в дискуссии, анализ документов.

Оценивание публичного выступления.

27

Крымская война и судьба России

1



2.1.12

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Слава и горечь Севастополя. Заслуги Нахимова. Корнилова и Истомина в Крымской войне.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

Составление характеристик использованием трудов историков 19-20 века.

Оценивание сообщений и презентаций

28

Судьбы реформаторов в России 1 пол.19 века

1


1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Сперанский М.М., Новосильцев Н.Н. Аракчеев А.А.. Канкрин Е.Ф. (на выбор учащихся)

Составляют план и алгоритм действий, допускают возможность различных точек зрений.

Навыки поиска и обработки информации, решение познавательных и практических проблемных задач.

Участие в дискуссии, анализ документов.

Оценивание публичного выступления.

29

Золотой век русской культуры и её представители

1




2.3.3

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Основные достижения культуры 1 пол.19 века, эпоха классицизма и романтизма. Наиболее яркие представители.

Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

Составление характеристик использованием трудов историков 19-20 века.

Оценивание сообщений и презентаций

30

Александр II и эпоха великих реформ


1



2.2.1

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Историческая необходимость отмены крепостного права и личное мужество императора при проведении реформ.

Ставят и формулируют цели и проблему урока, строят сообщения в устной и письменной форме ,в том числе творческого и исследовательского характера

Имеют целостный ,социально –ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии

Составление характеристик использованием трудов историков 19-20века.

Оценивание сообщений и презентаций

31

Народники в судьбе России

1









2.2.3

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Три течения народников и их программы. Роль главных идеологов. Влияние краха народничества на революционное движение.

Составляют план и алгоритм действий, допускают возможность различных точек зрений.

Навыки поиска и обработки информации, решение познавательных и практических проблемных задач.

Участие в дискуссии, анализ документов.

Оценивание публичного выступления

32

Первые марксисты

1

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Рабочий класс и рабочее движение. Плеханов и Ленин.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, произвольно строят сообщения в устной и письменной форме

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к учебному процессу.

Составление плана написания исторического портрета.

Оценивание письменной работы

33

Роль «передвижников» в культуре России 2 пол.19 века

1


1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Эпоха освобождения и русская культура 2 пол.19 века. Наиболее яркие представители и их идейная основа.

Составляют план и алгоритм действий, допускают возможность различных точек зрений.

Навыки поиска и обработки информации, решение познавательных и практических проблемных задач.

Участие в дискуссии, анализ документов.

Оценивание публичного выступления.

34

Итоговое занятие. «Я узнал, могу, хочу…»

1

2.3.3

1.1

1.2

2.5

2.6

2.7

2.13

2.14

Подведение итогов.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к учебному процессу.

Составление плана написания исторического портрета.

Оценивание письменной работы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!