СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем по-русски!»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Элективный курс «Говорим и пишем по-русски!» предназначен учащимся 10-11 классов при подготовке к единому государственному экзамену, носит итоговый обобщающий характер. Главное внимание уделяется речеведению и текстоведению, вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем по-русски!»»

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус »




Рассмотрено и рекомендовано к утверждению МО


Протокол

от « » ___________ 2020г.

№ _________


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по учебно-

воспитательной работе

КОУ ВО « Верхнемамонский

Матвея Платова казачий кадетский

корпус»


Е.А.Шасалимова


_______________________________


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор КОУ ВО

«Верхнемамонский Матвея

Платова казачий кадетский

корпус»


В.Н.Ковалёв


_______________________________


Приказ

от «____»__________ 2020г.

№ _____






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


«Говорим и пишем по-русски!»


ФГОС СОО

10 – 11 КЛАССЫ




Срок реализации рабочей программы – два года




Разработана учителем

русского языка и литературы

Авдеевой

Ниной Григорьевной





2020- 2021 учебный год





Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем по-русски!»

составлена на основе следующих нормативных документов:


  1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 418 (далее - ФГОС среднего общего образования – ФГОС СОО);

  3. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  4. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 г. № 760 (с изменениями приказом ДОНМП ВО от 30.08.2013 № 840);

  5. Федеральный перечень учебников ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. № 629 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”);

  6. Санитарно-эпидемиологические требованя (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врачаРФ от 24.11.2015 № 81);

  7. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. No2/16-з), утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2018 года №2/18;


  1. Учебный план  и образовательная программа среднего общего образования КОУ ВО «Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус » на 2020-2021 учебный год.





Цель курса:

- повторение и углубление содержания учебного материала, изученного на предыдущей ступени обучения общеобразовательной школы;

-формирование языковой, коммуникативной образованности обучающихся;

- оказание психологической поддержки старшеклассникам в процессе систематизации знаний и умений подготовке к экзамену.

Задачи:

развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализы текста;

обобщить знания о выразительных средствах языка;

совершенствовать речевую деятельность учащихся, умения и навыки изложения мыслей в устной и письменной формах связной речи;

формировать устойчивые навыки нормативной речи.


Данный элективный курс носит итоговый характер, поскольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Предназначен учащимся 10-11 классов при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает углубленное изучение отдельных тем обязательного основного курса русского языка, расширение и углубление знаний теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь, то есть удовлетворять познавательные интересы. Особое внимание уделяется лингвистическим задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с текстами обращается внимание на исторический, общественно-философский, нравственно-этический, литературоведческий компонент содержания текстов.

Актуальность выбора данного элективного курса обусловлена тем, что современная форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует особенной технологии выполнения заданий, а значит – специальной методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем по-русски!» предназначен для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 34 часа (17 часов в 10 классе ( 0,5 часа в неделю) и 17 часов в 11 классе (0,5 часа в неделю).


Программа элективного курса рассчитана на 2 года обучения и состоит из 2 модулей:

  • 1 модуль «Комплексный лингвистический анализ текста» (17 часов, 10 класс)

  • 2 модуль «Культура русского речевого общения» (17 часов, 11 класс)


Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет трудные для выпускников разделы программы по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией.

Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применения игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: анализируют тексты,



создают собственные тексты, выполняют тестовые задания и др. Программа тесно связана с курсом русской литературы.

Итоговый контроль предусматривает проверку сформированности практических познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого банка заданий ФИПИ или сборников по подготовке к итоговым испытаниям по русскому языку и литературе.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Планируемые личностные результаты освоения

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;





  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к





действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально- экономических отношений:
  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.


Планируемые метапредметные результаты 1.Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2.Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;





  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

В результате изучения элективного курса «Говорим и пишем по-русски!»

выпускник на базовом уровне научится:


  • понимать системное устройство языка, видеть взаимосвязь его уровней и единиц;

  • распознавать языковую норму, ее функции, разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; видеть современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;





  • анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • определять тему, основную мысль текста, устанавливать проблематику и связно в письменном виде излагать результаты проведённого анализа;

  • выражать согласие или несогласие с мнением автора текста;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в предлагаемом для анализа тексте;

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • оценивать стилистические ресурсы языка;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, письма;

–– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально–деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,

рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:


  • использовать лингвистические знания в практической речевой деятельности;

- проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой, типовой и жанровой принадлежностью; сохранять стилевое единство текста при его создании;

  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • использовать языковые средства с учётом вариативности современного русского языка;

  • редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи; совершенствовать языковую и лингвистическую (языковедческую),

коммуникативную и культуроведческую компетенции;

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • соблюдать культуру чтения, говорения и письма;

- осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс


«Комплексный лингвистический анализ текста»

(подготовка к написанию сочинения-рассуждения)

1 модуль (17 часов)



Введение (2 ч.)


Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки сочинения.


Текст (3 ч.)


Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико- смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.


Функционально-смысловые типы речи (3 ч.)


Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.


Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста.


Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.)


Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.


Коммуникативная компетенция (6 ч.)


Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.


Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.


Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.


Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.


Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактических норм.





«Культура русского речевого общения» (18 часов)

2 модуль


11 класс

Введение (1 ч.)


Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий.


Языковые нормы (1 ч.)


Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.



Орфоэпические нормы (1 ч.)


Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.



Лексические нормы (1 ч.)


Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.


Грамматические нормы (2 ч.)


Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.


Словообразовательные нормы (2 ч.)


Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.



Морфологические нормы (5 ч.)


Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.



Синтаксические нормы (5 ч.)


Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.


Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.


Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.





Календарно-тематическое планирование

10 класс

«Комплексный лингвистический анализ текста»

(подготовка к написанию сочинения-рассуждения)

1 модуль (17 часов)




Раздел, тема

Количество часов

Дата

Планируемая


Фактическая


I

Введение

2


1

Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ. Особенности ЕГЭ по русскому языку.


1



2

Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки сочинения


1



II

Текст

3


3

Структура, языковое оформление текста. Смысловая и композиционная целостность текста


1




4

Последовательность предложений в тексте. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте


1



5

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Основная и дополнительная информация микротекста

1





III

Функционально-смысловые типы речи

3


6

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи

1




7

Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля

1



8

Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста

1



IV

Изобразительно-выразительные средства языка

3



9

Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии

1



10

Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.

1



11

Стилистические фигуры, их роль в тексте

1



V

Коммуникативная компетенция

6



12

Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

1



13

Авторская позиция. Практикум

1



14

Аргументация собственного мнения по проблеме.

1



15

Абзацное членение. Точность и выразительность речи. Соблюдение речевых норм

1



16-17

Итоговый контроль

2





Календарно-тематическое планирование

11 класс

2 модуль

«Культура русского речевого общения»

(17 часов)




Раздел, тема

Количество часов

Дата

Планируемая


Фактическая


I

Введение

1


1

Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Критерии и нормы оценки тестовых заданий


1



II

Языковые нормы

1



2

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка

1



III

Орфоэпические нормы

1



3

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение

1



IV

Лексические нормы

1



4

Лексическое многообразие русского языка. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение

1



V

Грамматические нормы

2



5

Грамматические нормы

1



6

Грамматические ошибки и их предупреждение

1



VI

Словообразовательные нормы

1



7

Словообразовательные нормы. Ошибочное словообразование

1



VII

Морфологические нормы

5



8-9-10

Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль

3



11-12

Служебные части речи

2



VIII

Синтаксические нормы

5



13

Нормы согласования

1



14

Нормы управления

1



15

Нормы примыкания

1



16

Синтаксическая синонимия

1



17

Итоговый контроль

1







МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Учитель в ходе реализации курса применяет следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • познавательный;

  • стимулирования и мотивации деятельности учащихся;

  • организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

  • контроля и самоконтроля.

Групповая и индивидуальная формы работы; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с критериями оценки ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений с помощью технологии критического мышления, тренировочно-диагностические работы, использование различных источников информации.

Для достижения основных целей курса используются наиболее эффективные приёмы: работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями.






МОНИТОРИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ


В результате изучения курса школьники должны уметь классифицировать предло­женную лингвистическую задачу, последо­вательно выполнять и проговаривать этапы решения лингвистических за­дач различной сложности.

При выполнении творческих заданий, написании сочинений главное внимание обращается на формирование коммуникативной компетенции, на накопление опыта анализа текстов различной стилистики.

Что должны знать и уметь учащиеся

В результате изучения курса школьники должны знать основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка и соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные правила.

В результате изучения курса школьники должны уметь:

  • создавать тексты различных стилей и жанров;

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

  • адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному;

  • критически оценивать достоверность информации, обосновывать свою позицию с приведением аргументов;

  • осмысленно читать текст, оценивать и редактировать его.


Наиболее соответствующей специфике элективных занятий является зачетная форма оценки достижений учащихся. Для зачета нужно выполнить предложенный тест.

Контрольно-измерительные материалы, позволяющие установить уровень образовательных достижений учащихся по данному курсу, по структуре и содержательному наполнению соответствуют демонстрационной версии формата ЕГЭ. В качестве зачетной работы предлагаются варианты из книги И.П.Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов» - М.: Издательство «Национальное образование» - (ЕГЭ. ФИПИ – школе).




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для учащихся:



  1. Егораева Г.Т. «ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажёр. Задание 27. Учимся писать сочинение» - М.:Издательство «Экзамен», 2020

  2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП Сфера, 2019

  3. Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2020: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2020

  4. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. ЕГЭ-2020. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.- Ростов-на-Дону: «Легион», 2020.

  5. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.- Ростов- на-Дону: «Легион», 2020.


  1. И.П.Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов» - М.: Издательство «Национальное образование» - (ЕГЭ. ФИПИ – школе), 2020




Литература для учителя:



  1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие. - М.: Рольф.

  2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – Москва, Айрис пресс.

  3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. Учебное пособие. – Москва, ТЦ «Сфера».

  4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.- М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век».

  5. Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. – 19-е изд. – М.: АЙРИС-пресс, 2017

  6. Розенталь Д.Э. «Говорите и пишите по-русски правильно» - 10 изд.-М.:АЙРИС-пресс, 2018.


  1. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.

  2. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: учеб. пособие. – СПб.: Паритет.


Электронные образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ) http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование» http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования. http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

https://ege.sdamgia.ru/teacher Решу ЕГЭ.

http://gramota.ru/slovari/ Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!