СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку» 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа призвана обеспечить успешное прохождение государственной итоговой аттестации учащимися 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку» 9 класс»

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус »




« РАССМОТРЕНО»

на заседании МО КОУ ВО

«Верхнемамонский

Матвея Платова

казачий кадетский корпус»


Протокол № _________

от « » 2018г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по учебно-

воспитательной работе

КОУ ВО « Верхнемамонский

Матвея Платова казачий кадетский

корпус»


Е.А.Шасалимова


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор КОУ ВО

«Верхнемамонский Матвея

Платова казачий кадетский

корпус»


В.Н.Ковалёв


Приказ № _____

от «____»__________ 2018г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Подготовка к ОГЭ и устному собеседованию

по русскому языку»


9 КЛАСС




«ПРИНЯТО»

педагогическим советом КОУ ВО « Верхнемамонский

Матвея Платова казачий кадетский корпус»


Протокол № _________

от «__»__________ 2018 г.




Учитель АВДЕЕВА НИНА ГРИГОРЬЕВНА


  1. -2019 учебный год

  1. Пояснительная записка



Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку» для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

  2. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов);

  3. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (В редакции приказов Министерства образования Российской Федерации от 16.03.2001 г. N 1022; от 25.06.2002 г. N 2398; от 21.01.2003 г. N 135; Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»);

  4. Учебный план  и образовательная программа основного общего образования КОУ ВО «Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус » на 2018-2019 учебный год.



Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы.

Цели и задачи изучения элективного курса «Подготовка к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку».

Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи курса:

1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.

3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.

4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.

5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.


Одним из предметных результатов изучения русского языка на современном этапе становится совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), формирование коммуникативной компетентности. Таким образом, целью сдачи устного экзамена по русскому языку становится проверка коммуникативной компетенции, а именно:

  • выразительно читать текст вслух,

  • пересказывать текст с привлечением дополнительной информации,

  • умение создавать монологические высказывания на разные темы,

  • принимать участие в диалоге.


Учебными задачами выпускников, готовящихся к устному собеседованию по русскому языку, являются:

  1. Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;

  2. Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;

  3. Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;

  4. Совершенствовать культуру устной речи.



Данный элективный курс рассчитан на 34 часа и призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Учебно-тематическое планирование состоит из двух блоков:

  • «Подготовка к ОГЭ»

  • «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку»



Модель контрольно-измерительных материалов по русскому языку за курс основной школы (ОГЭ) состоит из трех частей:

  1. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста.

При обучении сжатому изложению особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.


  1. Другая важная составляющая КИМ – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-14. При подготовке к выполнению задания 2 формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задание 3,6 связаны с использованием знаний из раздела «Лексика»; задания 4-5 направлены на формирование орфографического навыка написания морфем; задания 7-14 связаны с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис». Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

  2. Третья часть работы содержит творческое задание (Задание 15), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения. В каждом варианте может быть реализована разная установка (исследовательская, аналитическая, ценностная), которая соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам личностной направленности учащегося. Наличие разных вариантов сочинения способствует развитию компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Важно отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины и точности понимания исходного текста и умения функционально использовать извлеченную информацию для решения тех и или иных коммуникативных целей.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1.) и тему, связанную с анализом текста(15.2 и 15.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования следующих умений:

понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),

проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;

продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме;

способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств;

умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; умение композиционно оформлять текст;

умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.


3.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.

Блок I «Подготовка к ОГЭ»

Подготовка к написанию изложения (4 ч)

1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (5 ч)

1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)

2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)

3.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. (Задание 4.)

4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)

6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)

7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)

8.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)

9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10.)

10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)

11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)

12.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)

13.Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14.)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 4 ч

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.

Контроль знаний-4 ч

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

Блок II «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку»



1. Чтение текста вслух ( 4 часа)

Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.

Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.


2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания ( 4 часа)

Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.

Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.


3. Монологическое высказывание ( 5 часов)

Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.


4. Диалог ( 2 часа)

Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.




Знать

Уметь

Владеть

Выразительное чтение текста

Правила пунктуационного оформления текста;

Орфоэпические нормы русского языка

Выразительно читать текст в соответствии с правилами пунктуационного оформления текста и орфоэпическими нормами

Орфоэпическими нормами русского языка, интонацией как инструментом идентификации синтаксических конструкций

Нормы чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Выразительно читать текст в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.

Техникой чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Способы введения в пересказ цитаты с учетом коммуникативной задачи и логического строения текста


Определять основные микротемы текста; выделять ключевые слова; выбирать оптимальный способ цитирования при пересказе текста

Основными способами запоминания текста; владеть различными способами цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводное слово)

Монологическое высказывание

Типы речи, композицию текстов, соответствующих различным типам речи

Строить текст в соответствии с коммуникативной задачей и выбранным типом речи

Техникой речи в соответствии с коммуникативной задачей: орфоэпическими, лексическими, синтаксическими нормами, нормами построения текста.

Диалог

Условия речевой ситуации, нормы современного русского литературного языка; этикетные формулы

Отвечать на вопросы в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной задачей

Владеть культурой общения



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п\п

Наименование тем, разделов

Количество часов

1

Подготовка к написанию изложения

4

2

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом

5

3

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

4

4

Выразительное чтение текста

4

5

Пересказ текста с включением цитаты

4

6

Монологическое высказывание

5

7

Диалог

2

8

Контроль знаний

6


Всего

34






5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п\п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Коли-чество часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Дата проведения занятий

Планируемая

Факти

ческая

Блок I «Подготовка к ОГЭ»


Подготовка к написанию изложения-4 ч

1

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Урок новых знаний

1

Информационная обработка текстов разных стилей и жанров.

Анализ текстов.



2

Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

Урок-практикум

1

Анализ композиционных частей текста Выделение микротем текста. Абзацное членение.



3

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Урок-практикум

1

Использование разных способов компрессии текста.



4

Сжатое изложение.

Урок контроля

1

Написание сжатого изложения.



Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (5 ч)

5

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)


Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

(Задание 3.)

Урок-практикум









1

Анализ текста









Выделение в тексте метафор, сравнений, олицетворений, фразеологизмов



6


Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. (Задание 4.)

Урок-практикум








1


Отработка умения правописания приставок, суффиксов.



Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)


Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)



Подбор стилистических синонимов.









7




Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)


Определение видов подчинительной связи в словосочетании.



Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)

Урок-практикум


1


Выделение грамматической основы предложения.

Выделение обособленныъх членов предложения.

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10.)

Урок-практикум

1

Выделение вводных слов, вставных конструкций, обращений.

8

Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)

Урок-практикум

1

Различие односоставного и двусоставного предложений.



Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)

Расстановка знаков препинания в сложном предложении.

9

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)

Урок-практикум

1

Определение видов подчинения в сложном предложении.



Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14.)


Определение разных видов связи в сложном предложении.



Подготовка к написанию сочинения-рассуждения - 4ч

10

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.







Урок новых знаний












1

Работа с текстом по определению темы , идеи, проблемы сочинения.



Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Работа с текстом по определению позиции автора. Формулирование собственной позиции.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Работа над композицией сочинения.

11

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

(Задание 15.1)

Урок-практикум

1

Работа над сочинением.



12

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.2)

Урок-практикум

1


Работа над сочинением.



Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.3)



13

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся . Классификация речевых и грамматических ошибок.

Урок-практикум

1

Корректировка текста.



Контроль знаний- 4 ч

14-17

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ

Урок контроля

4




Блок II «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку»

Выразительное чтение текста ( 4 часа)

Подготовка к выполнению задания 1, выразительное чтение текста

18

Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий

Урок новых знаний


1

Слушание. Анализ структуры итогового собеседования, критериев оценки



19

Основные правила выразительного чтения текста

Урок-практикум

1

Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности



20

Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста.


1

Чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью (прич. и деепр. обороты, однородные чл. предл., обособленные чл. пред., обращение, вводные слова, уточнение и проч.)




21

Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль.

Урок контроля

1

Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности.



2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания ( 4 часа)

Подготовка к выполнению задания 2, пересказ текста с включением цитаты

22

Способы запоминания текста.

Урок-практикум

1

Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному оформлению; выделение ключевых слов и микротем



23

Способы цитирования текста

Урок-практикум

1

Тренировка в употреблении предложений, с использованием различных способов цитирования: прямой и косвенной речи, вводных слов.



24

Уместное, логичное включение цитаты в текст.

Урок-практикум

1

Работа с дидактическим материалом по включению цитаты в текст.



25

Пересказ текста с включением цитаты. Контроль.

Урок контроля

1

Пересказ фрагментов текста с включением цитаты.



3. Монологическое высказывание ( 5 часов)

Подготовка к выполнению задания 3, монологическое высказывание на предложенную тему

26

Культура ведения монолога. Тип речи повествование.


Урок-практикум

1

Подготовка и выступление с текстом-повествованием на основе своего жизненного опыта.



27

Культура ведения монолога. Тип речи описание.

Урок-практикум

1

Создание монологического текста-описания по фотографии.



28

Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение.

Урок-практикум

1

Выступление - рассуждение на одну из тем с использованием цитирования фраз известных личностей.



29



Грамматические нормы.


Урок-практикум

1

Анализ деформированного текста. Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить содержание произведения. 



30


Речевые нормы. Орфоэпические нормы.

Урок-практикум

1

Воспроизведение содержания текста. Работа с орфоэпическими словарями.



4. Диалог ( 2 часа)

Подготовка к выполнению задания 4, ведение диалога


31

Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога.

Урок-практикум

1

Участие в диалоге. Орфоэпические пятиминутки на уроках, разыгрывание диалогических сценок, работа в группах по обсуждению коммуникативных задач.



32

Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.

Урок-практикум

1

Вопросно-ответная форма выстраивания общения между учащимися (например, при работе над правилами)


Итоговый контроль (2 часа)

33-34

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку

Урок контроля

2

Участие в итоговом собеседовании









6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.­сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".

3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".

5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".

6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно­ деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2010.

7. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2011.

9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.

10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru. В том числе образцы контрольно-измерительных материалов для раздела «Говорение» в ГИА по русскому языку. – М., 2017. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory


11.Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М.: Флинта, 2002. – 197с.

12.Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. – Улан-Удэ, 1974. – 257с.

13.Соловьева Н. М. Выразительное чтение в 4-8 кл. – М.: Просвещение, 1983. – 111с.

16.Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 143с.



7.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать систему и критерии оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.

Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:

1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.

2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся научатся:

- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

- выполнять различные  типы заданий;

- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

- правильно отмечать в бланке вариант ответа;

- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

При подготовке к устному собеседованию учащиеся научатся:

- свободному выражению мыслей и чувств в процессе общения;

- способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-методам совершенствования владения такими видами речевой деятельности, как чтение, говорение;

-уместному использованию стилистических ресурсов лексики русского языка и применению их в ситуации речевого общения.

Программа элективного курса по подготовке к ОГЭ позволяет установить уровень владения коммуникативной компетенцией, расширить этот уровень, закрепить полученные знания. Использование практической части на каждом занятии способствует дальнейшему личностному развитию, необходимому для всей образовательной деятельности.





ПРИЛОЖЕНИЯ



Система заданий, направленных на выработку навыка выразительного чтения



- выразительно прочитайте стихотворение, текст;

- прочитайте, регулируя силу голоса;

- прочитайте, выражая настроение, которое соответствует изображаемой поэтом поре осени;

- прочитайте текст вслух, соблюдая правильную интонацию;

- прочитайте, передавая голосом состояние…;

- прочитайте стихотворение. Какие слова подсказывают темп, тон произношения? Громко или тихо вам хочется прочитать?

- прочитайте, стараясь передать особенности произнесения реплик участников диалога;

- прочитайте, выделяя голосом те слова, которые автор использует, чтобы нарисовать…;

-прочитайте текст с нужной информацией в вопросительных предложениях;

- прочитайте текст так, чтобы читатель обратил внимание на последнюю реплику говорящего.



Система упражнений, направленных на формирование умения строить диалог



- упражнения, предполагающие парную, групповую работу; - составить письмо-обращение к другу о своих впечатлениях от…;

- разыграть диалог в предложенных ситуациях;

- организовать диалог на указанную тему;

- составить устное выступление-обращение в публицистическом стиле;

- составить выступление-обращение к сверстникам, опираясь на данный текст;

- продолжить диалог по предложенному началу и др.



Система упражнений при подготовке к монологическому высказыванию



- подготовить пересказ с творческим заданием, пересказ данного текста от 1-го, 3-го лица;

- составить рассказ о русском учёном-лингвисте;

- составить доклад на заданную тему;

- сравнить рисунок и текст, составить сопоставительную характеристику;

- сформулировать свои мысли о высказывании известного деятеля на определённую тему;

- доказать принадлежность текста к определенному стилю;

- дать характеристику чужому высказыванию;

- описать окрестности своего села, города…с элементами рассуждения;

- описать внешность человека;

- подготовить ответ на проблемный вопрос;

- выразить предложенную мысль более сжато;

- проанализировать схему, таблицу, сделать вывод;

- составить рассказ-репортаж на определённую тему;

- подготовить устное высказывание на лингвистическую тему;

- составить рассказ по картине;

- составить текст подписи к фотографии и др.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!