РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Трудные вопросы орфографии »
6 «О» класс
Составитель: Ханмурзаева Джамиля Казбековна,
учитель русского языка и литературы
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Языкознание играет огромную роль в системе школьного образования и должно стать самостоятельным предметом. Поэтому данный элективный курс крайне необходим для учащихся. Данный курс основан на функциональном подходе к изучению темы – это системно – интригующий взгляд на язык. Он формирует концентрическую модель языковой системы, поэтому программа отражает современный подход к изучению языка, демонстрирует связь языка с логикой, философией, жизнью. Она ориентирована не только на знакомство и изучение теоретических знаний, каждая тема обязательно включает в себя два блока.
Употребление данных знаний в речи.
Умение их использовать в жизни.
Такому структуированию помогает применение интерактивных технологий: деловая игра, игра по типу «Счастливый случай», «Как стать отличником» по модели игры «Как стать миллионером». Такое комплексное представление языкового материала со временем приведёт к более осмысленному обучению языка.
Поиск учениками близких по смыслу языковых единиц полезен и увлекателен: они сами могут обнаружить такие связи слов, словосочетаний, форм и конструкций, которых раньше не замечали.
Такая системность ориентирована на коммуникацию, на правила речевой игры, правила выбора языковых средств, что служит стимулом к изучению языка.
Основные цели данного курса:
Формирование, воспитание коммуникативной личности.
Создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами.
Формирование умения общаться, вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.
В результате изучения курса учащиеся должны:
1. Освоить минимум основ языкознания.
2. Видеть в развитии языка связь языка и человека, общества и языка (причины появления новых слов, их исчезновение и т. д.)
3. Знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма.
4. Знать основные функции языка.
5. Усвоить процессы словообразования.
6. Видеть связи нашего языка с языками мира.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Виды самостоятельных работ | | |
Выступление учащихся по теме | Составление словарного диктанта по теме | Составление словарной статьи заполнением заполнением кроссворда | Тест | Аналитические упражнения | Стилистические упражнения |
1. | Введение. Учение с увлечением. Основа языкознания | 1 | | | | | | |
2. | Правописание гласных в корне слова | 6 | 1 | | 1 | | 1 | |
3. | Правописание приставок | 4 | | 2 | | | | |
4. | Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных, глаголов | 5 | 1 | | 1 | 1 | 1 | |
5. | Не с глаголами и существительными | 4 | | 1 | | | | 1 |
6. | Гласные в суффиксах существительных | 4 | | | | 1 | 1 | |
7. | Слитное, раздельное, дефисное написание слов | 2 | | 1 | | 1 | | |
8. | Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию | 2 | | | 1 | | 1 | 1 |
9. | Игра «Кто хочет стать отличником» | 2 | | | | | | |
10. | Зачётный урок | 2 | | | | | | |
11 | Итого | 32 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Виды самостоятельных работ | | | | |
Выступление учащихся по теме | Составление словарного диктанта птеме | Составление словарной статьи | Тест | Аналитические упражнения | Стилистические упражнения | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1. | Введение. Учение с увлечением. Основа языкознания | 1 | | | | | | | | |
2. | Правописание безударных гласных в корне слова | 2 | 1 | | | | | | | |
3. | Правописание чередующихся гласных о – а в корне слова | 2 | | | 1 | | | | | |
4. | Правописание чередующихся гласных е - и в корне слова | 2 | | | | | 1 | | | |
5. | Правописание приставок. Буквы з и сна конце приставок | 2 | | 1 | | | | | | |
6. | Правописание приставок. Гласные в приставках пре- и при- | 2 | | 1 | | | | | | |
7. | Гласные в безударных окончаниях существительных | 2 | | | 1 | | 1 | | | |
8. | Гласные в безударных окончаниях прилагательных | 2 | 1 | | | | | | | |
9. | Гласные в безударных окончаниях глаголов | 1 | | | | 1 | | | | |
10. | Не с существительными | 2 | | | | | | 1 | | |
11 | Не с глаголами | 2 | | 1 | | | | | | |
12 | Гласные в суффиксах существительных -ек- и –ик-. Буквы ч и щ в суффиксе –чик- и –щик- | 2 | | | | | 1 | | | |
13 | Гласные о - е после шипящих в суффиксах существительных | 2 | | | | 1 | | | | |
14 | Слитное, раздельное, дефисное написание слов | 2 | | 1 | | 1 | | | | |
15 | Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию | 2 | | | 1 | | 1 | 1 | | |
16 | Игра «Кто хочет стать отличником» | 2 | | | | | | | | |
17 | Зачётный урок | 2 | | | | | | | | |
| Итого | 32 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | | |
Литература
1. Беляева О. В., О.А.Даценко. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. Москва «Вако», 2007 год.
2. Каменская Р. А. Опыт использования активных форм преподавания дисциплины. Культурология. – Волгоград, 2004 г.
3.Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение, 1999 г.
4. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000 г.
5. Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2003 г.
6. Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 6 класс. – М.: Вербум, 2001 г.