Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективный курс по русскому языку
«КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ»
предмет: русский язык
Уровень общего образования (класс): 10 «А», «Б»
Количество часов: 32
Учитель: Девицкая Елена Александровна
Стаж: 26 лет
Категория: первая
2020-2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
№ раздела | Раздел |
1 | Пояснительная записка |
| 1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа |
| 1.2.Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета |
2 | Место учебного предмета в учебном плане |
| Обоснованность отклонения рабочей программы |
3 | Содержание учебного предмета. Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы, курса |
4 | Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык» |
| 4.1.Планируемые результаты освоения элективного курса по русскому языку на уровне основного общего образования |
5 | Календарно-тематическое планирование |
Раздел 1. «Пояснительная записка»
Нормативные акты и учебно-методические документы,
на основании которых разработана рабочая программа
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Конституции Российской Федерации.
Конвенции о правах ребёнка.
Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).
Приказа МО и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".
Концепции Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.
Устава МБОУ СОШ №1.
Учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2020- 2021 учебный год.
Основной образовательной программы основного общего образования (9, 10 – 11 класса по ФКГОС) МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год.
Календарного учебного графика МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год.
Положения о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.
Федерального списка учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2020-2021 учебный год.
Система учебно-методического комплекта «Алгоритм успеха».
Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе). Автор: Сакал О. Б. - http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/05/elektivnyy-kurs-klassika-i-sovremennost-po- russkoy-literature
Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения. 10 класс». Автор: Митрофанова Г. Д. - http://go.spaceshipads.com/afu.php?subid=JMC1151_Ciry43T2zy- PbffBVuoIcp&zoneid=427591
Цели и задачи предмета:
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Цель данной программы:
помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;
совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Основные задачи:
вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности,
пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно- творческие способности у обучающихся.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
Ожидаемый результат:
развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений,
формирование навыка написания сочинения- рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.
Формы обучения:
урок-практикум,
урок-лекция.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением. Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к написанию сочинения по литературе.
Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.
В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы.
Раздел 2.
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для углубленного изучения русского языка по выбору на ступени среднего образования.
В 10 классе на изучение предмета отводится 35 часа из расчета в неделю 1 час (35 учебных недель).
Согласно «Годовому календарному графику работы МБОУ СОШ№1 на 2020-2021 учебный год», «Учебному плану МБОУ СОШ №1 на 2020-2021 учебный год», «Расписанию МБОУ СОШ№1 на 2020-2021 учебный год» в 2020-2021 учебном году фактическое количество учебных часов в10 классе - 35.
Раздел 3. «Содержание учебного предмета.
Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы»
Раздел 1
«Пишем сочинение – рассуждение»
1.Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Композиция сочинения- рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений. Виды информации в тексте.
2.Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста. Комментарий основной проблемы текста.
3. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
4.Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.
5.Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
6.Заключительная часть сочинения.
Учащиеся должны уметь:
понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
определять тему текста, проблему, позицию автора;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст;
развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
выбирать необходимый стиль и тип речи;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Раздел 2
«Пишем сочинения разных жанров»
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.
5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план определять основные теоретико-литературные понятия;
составлять таблицы терминов (литературоведческих, обществоведческих);
анализировать формулировки тем сочинений, в которых есть термины;
составлять план сочинения, подбирать фактический материал ;
представить классификацию по разным критериям;
писать сочинения разных жанров;
создавать коллективный план сочинения любого жанра4
строить сочинения разных типов, отбирать фактический материал и структурировать его зависимости от жанра;
выбирать тему сочинения, обосновывать ее;
анализировать эпиграфы в художественных произведениях, подбирать эпиграф при написании сочинения;
составлять простой и сложный план;
писать вступление и заключение в зависимости от жанра сочинения;
производить подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбирать произведения к теме сочинения;
находить художественные средства, определять их роль;
анализировать ошибки, править готовые сочинения, писать рецензии;
обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы, составлять план;
разрабатывать темы сочинения как доказательство или опровержение.
Раздел 4.
«Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета
Учащиеся должны:
знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
уметь: самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
самостоятельно анализировать эпизод;
самостоятельно анализировать литературное произведение;
подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
составить конспекты критической или литературоведческой работы;
самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах.
уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Раздел 5.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 2.09 | Нормы оценки сочинения по литературе. Критерии оценок. Классификация ошибок. Редактирование и редакторские знаки. | 1 |
2 | 9.09 | Сочинение, как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | 1 1 |
3 | 16.09 | Классификация сочинений по жанрам.Своеобразие жанров сочинений.Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы. |
4 | 23.09 | Эссе как жанр ученического сочинения. | 1 |
5 | 30.09 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | 1 |
6 | 7.10 | Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического сочинения. | 1 |
7 | 14.10 | Редактирование и рецензирование сочинений. Проверочная работа. | 1 |
8 | 21.10 | Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического сочинения. | 1 |
9 | 28.10 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | 1 |
10 | 11.11 | Путевые заметки как жанр ученического сочинения. | 1 |
11 | 18.11 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | 1 |
12 | 25.11 | Репортаж как жанр ученического сочинения. | 1 |
13 | 2.12 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | 1 |
14 | 9.12 | Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра. | 1 |
15 | 16.12 | Технология написания сочинения. Составлять простой и сложный план. | 1 |
16 | 23.12 | Как работать с черновиком и планом сочинения. | 1 |
17 | 13.01 | Как анализировать художественное произведение. | 1 |
18 | 20.01 | Как писать вступление. Вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое). | 1 |
19 | 27.01 | Как писать основную часть сочинения. | 1 |
20 | 3.02 | Технология написания сочинения. Отбор материала. | 1 |
21 | 10.02 | Как писать заключение. Технология написания сочинения: заключение, виды. | 1 |
| 17.02 | Технология написания сочинения. Цитирование. | 1 |
| 24.02 | Технология написания сочинения: находить художественные средства, определять их роль | 1 |
| 3.03 | Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | 1 |
| 10.03 | Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | 1 |
| 17.03 | Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | 1 |
| 31.03 | Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | 1 |
| 7.04 | Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | 1 |
| 14.04 | Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | 1 |
| 21.04 | Основной тезис, объём и содержание темы. | 1 |
| 28.04 | Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка. | 1 |
| 5.05 | Итоговое сочинение. | 1 |
| 12.05 | Итоговое сочинение. | 1 |
| 19.05 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | 1 |
| 26.05 | Резервный урок | 1 |
«Согласовано»
Протокол №1 заседания
Методического совета
МБОУ СОШ №1
От «26» августа 2020 года
Подпись руководителя МО
___________Казаринова Т.А.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________ Казаринова Т.А.
подпись
«26» августа 2020 года
Используемая литература:
Для реализации рабочей программы используется следующая литература для учителя:
Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
Нарушевич А.Г. «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе» - Ростов н/Д.: «Легион», 2014.
Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
Ташлыков С.А. «Сочинение: секреты жанра» - Иркутск.: «Иркут», 2011.
Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы» - М.: «Просвещение», 2015.
Литература для учащихся:
Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.
Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». – СПб.: Паритет, 2000 Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. – М.: Школа-Пресс, 1995
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Примечание |
план | факт |
1 | 2.09 | | Нормы оценки сочинения по литературе. Критерии оценок. Классификация ошибок. Редактирование и редакторские знаки. | Статус сочинения. Сроки. Место проведения. Критерии. Оценка. |
2 | 9.09 | | Сочинение, как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. |
3 | 16.09 | | Классификация сочинений по жанрам.Своеобразие жанров сочинений.Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы. |
4 | 23.09 | | Эссе как жанр ученического сочинения. | Урок-лекция |
5 | 30.09 | | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. |
6 | 7.10 | | Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического сочинения. | Урок-лекция |
7 | 14.10 | | Редактирование и рецензирование сочинений. Проверочная работа. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. |
8 | 21.10 | | Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического сочинения. | Урок-лекция |
9 | 28.10 | | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. |
10 | 9.11 | | Путевые заметки как жанр ученического сочинения. | Урок-лекция |
11 | 11.11 | | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. |
12 | 18.11 | | Репортаж как жанр ученического сочинения. | Урок-лекция |
13 | 25.11 | | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. |
14 | 2.12 | | Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра. | Урок-лекция |
15 | 9.12 | | Как работать с черновиком и планом сочинения. | Урок-лекция |
16 | 16.12 | | Как анализировать художественное произведение. | Урок-практикум |
17 | 23.12 | | Как писать вступление. Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое). | Урок-лекция |
18 | | | Технология написания сочинения: урок-практика. | Урок-практикум |
19 | | | Как писать заключение.Технология написания сочинения: заключение, виды. | Урок-лекция |
20 | | | Технология написания сочинения: урок-практика. | Урок-практикум |
21 | | | Как писать основную часть сочинения.Технология написания сочинения: основная часть. | Урок-лекция |
22 | | | Технология написания сочинения: урок-практика. | Урок-практикум |
23 | | | Технология написания сочинения: урок-практика. | Урок-практикум |
24 | | | Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | Урок-практикум |
25 | | | Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | Урок-практикум |
26 | | | Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | Урок-практикум |
27 | | | Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | Урок-практикум |
28 | | | Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | Урок-практикум |
29 | | | Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | Урок-практикум |
30 | | | Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка. | Урок-практикум |
31 | | | Итоговое сочинение. | Пробный вариант зачётного сочинения. |
32 | | | Итоговое сочинение. | Урок-практикум. Анализ работ. Работа над ошибками. |
33 | | | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. |
34 | | | Резервный урок | |
Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку учителя:
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
Подпись
Дата Расшифровка подписи
Приложение
Классификации ошибок
Ошибки в содержании:
Ф – фактическая ошибка, неточность (годы, жанр произведения, имя героя и т.д.).
[ ] – лишняя часть слово, выражение.
V – пропуск мысли, слова, выражения.
Z – не выделен абзац (новая часть, мысль).
Л И – нарушена логическая последовательность.
Речевые ошибки
Р – нарушение законов употребления в речи лексических единиц (слов), построении предложении:
а) употребление слова в несвойственном ему значении
П.Корчагин – зачинщик соревнования. /инициатор/ б) нарушение лексической сочетаемости
Образ Печорина противоречив. /характер/ в) употребление лишнего слова (плеоназм)
Бесчисленное множество.
г) употребление рядом однокоренных слов (тавтология)
*Недавно я прочитал одну интересную книгу. Эта книга называется
«Собачье сердце». В этой книге рассказывается о ...
е) употребление слова иной стилистической окраски (рагов)
/ведет себя заискивающе/ ж) смешение лексики разных исторических эпох
На богатырях кольчуги, брюки, варежки.
Ошибки на письме:
Орфографические – │ – в написании слов
Пунктуационные – V – знаки препинания.
Грамматические – Г – нарушение норм слово – и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
а) чаще всего несогласование в числе, роде и падеже сущ. + прил., сущ. + прич.; б) несогласование в числе сущ. + глагол;
в) несогласование времени глагола в рамках одною предложения.
Основные критерии оценки
Оценка | Содержание | Грамотность |
«5» | допускается 1 недочет (Л) и 1-2 (Р) тема раскрыта полность богатый язык, единство стиля | Допускается 1 (│) на исключение из правил или 1 (V) или 1 (Г) |
«4» | допускается 2 недочета (Л) не более 3-4 (Р) есть недочеты в раскрытии речи | 1) 2 (│) и 2 (V) 2) 1 (│) и 5 (V) 3) 4 (V) 4) 2 (Г) + 2 (│) 5) 2 (Г) + 4 (V) всего │ + V + Г – 4 |
«3» | допускается не более 4 (Л) и 5 (Р) в работе допущены существенные отклонения от темы отсутствуют собственные выводы, личная точка зрения и высказывания беден словарь и обнообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление | 1) 4 (│) и 4 (V) 2) 3 (│) и 5 (V) 3) 7 (V) 4) 4 (Г) + 2 (│) 5) 4 (Г) + 2 (V) всего │ + V + Г – 6 |
«2» | работа не сответствует теме допущено много (Ф) более 4 (Л) и более 5 (Р) | 5 (│) и 5 (V) всего │ + V + Г – 7 |
При проверке исправляются, но не учитываются следующие │ и V ошибки: 1). При переносе слов
Авторская пунктуация.
Описки, искажающие звуковой облик слова: «мемля» (земля), «рапотает» (работает).
Однотипными считаются ошибки на одно правило (кроме «Безударные гласные в корне слова»). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно.
З. Если в одном непроверяемом слове (словарном) допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений) оценка снижается на 1 балл.
Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.