СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.       Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку «КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективный курс по русскому языку

«КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ»




предмет: русский язык


Уровень общего образования (класс): 10 «А», «Б»


Количество часов: 32


Учитель: Девицкая Елена Александровна


Стаж: 26 лет


Категория: первая







2020-2021 учебный год








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


№ раздела

Раздел

1

Пояснительная записка


1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа


1.2.Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

2

Место учебного предмета в учебном плане


Обоснованность отклонения рабочей программы

3

Содержание учебного предмета.

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы, курса

4

Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык»


4.1.Планируемые результаты освоения элективного курса по русскому языку на уровне основного общего образования

5

Календарно-тематическое планирование






















Раздел 1. «Пояснительная записка»

    1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

на основании которых разработана рабочая программа

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Конституции Российской Федерации.

  • Конвенции о правах ребёнка.

  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).

  • Приказа  МО  и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".

  • Концепции Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

  • Устава МБОУ СОШ №1.

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2020- 2021 учебный год.

  • Основной образовательной программы основного общего образования (9, 10 – 11 класса по ФКГОС) МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год.

  • Календарного учебного графика МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год.

  • Положения о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.

  • Федерального списка учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2020-2021 учебный год.

  • Система учебно-методического комплекта «Алгоритм успеха».

  • Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе). Автор: Сакал О. Б. - http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/05/elektivnyy-kurs-klassika-i-sovremennost-po- russkoy-literature

  • Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения. 10 класс». Автор: Митрофанова Г. Д. - http://go.spaceshipads.com/afu.php?subid=JMC1151_Ciry43T2zy- PbffBVuoIcp&zoneid=427591


    1. Цели и задачи предмета:


Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.

Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.

Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

Цель данной программы:
  • помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;

  • совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Основные задачи:
  • вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности,

  • пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно- творческие способности у обучающихся.


Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.


Ожидаемый результат:
  • развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений,

  • формирование навыка написания сочинения- рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.


Формы обучения:
  • урок-практикум,

  • урок-лекция.


В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.

Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением. Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.

Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к написанию сочинения по литературе.

Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.

В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы.

Раздел 2.

Место учебного предмета в учебном плане.


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для углубленного изучения русского языка по выбору на ступени среднего образования.

В 10 классе на изучение предмета отводится 35 часа из расчета в неделю 1 час (35 учебных недель).

Согласно «Годовому календарному графику работы МБОУ СОШ№1 на 2020-2021 учебный год», «Учебному плану МБОУ СОШ №1 на 2020-2021 учебный год», «Расписанию МБОУ СОШ№1 на 2020-2021 учебный год» в 2020-2021 учебном году фактическое количество учебных часов в10 классе - 35.

Раздел 3. «Содержание учебного предмета.

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы»

Раздел 1

«Пишем сочинение – рассуждение»

1.Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Композиция сочинения- рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений. Виды информации в тексте.

2.Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста. Комментарий основной проблемы текста.

3. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

4.Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

5.Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

6.Заключительная часть сочинения.

Учащиеся должны уметь:

понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

определять тему текста, проблему, позицию автора;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;

комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст;

развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

выбирать необходимый стиль и тип речи;

отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Раздел 2

«Пишем сочинения разных жанров»

1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие тре­бования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.

2. Работа над текстом художественного произведения при под­готовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.

3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, ре­цензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характе­ристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.

5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Ис­пользование цитат в сочинении. Развернутый план определять основные теоретико-литературные понятия;

составлять таблицы терминов (литературоведческих, обществоведческих);

анализировать формулировки тем сочинений, в которых есть термины;

составлять план сочинения, подбирать фактический материал ;

представить классификацию по разным критериям;

писать сочинения разных жанров;

создавать коллективный план сочинения любого жанра4

строить сочинения разных типов, отбирать фактический материал и структурировать его зависимости от жанра;

выбирать тему сочинения, обосновывать ее;

анализировать эпиграфы в художественных произведениях, подбирать эпиграф при написании сочинения;

составлять простой и сложный план;

писать вступление и заключение в зависимости от жанра сочинения;

производить подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбирать произведения к теме сочинения;

находить художественные средства, определять их роль;

анализировать ошибки, править готовые сочинения, писать рецензии;

обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы, составлять план;

разрабатывать темы сочинения как доказательство или опровержение.








Раздел 4.

«Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета


Учащиеся должны:

  • знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

  • воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

  • уметь:
    • самостоятельно анализировать поэтическое произведение;

    • самостоятельно анализировать эпизод;

    • самостоятельно анализировать литературное произведение;

    • подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;

    • составить конспекты критической или литературоведческой работы;

    • самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.

  • аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;

      • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

      • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

      • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

      • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

      • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

      • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

      • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах.


  • уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;


Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.



Раздел 5.

Календарно-тематическое планирование



Дата

Тема

Кол-во часов

1

2.09

Нормы оценки сочинения по литературе. Критерии оценок. Классификация ошибок. Редактирование и редакторские знаки.

1

2

9.09

Сочинение, как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом

художественного произведения при подготовке к сочинению.

1



1

3

16.09

Классификация сочинений по жанрам.Своеобразие жанров сочинений.Разные жанры ученических сочинений. Выбор

жанра в зависимости от темы.

4

23.09

Эссе как жанр ученического сочинения.

1

5

30.09

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

6

7.10

Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического

сочинения.

1

7

14.10

Редактирование и рецензирование сочинений. Проверочная работа.

1

8

21.10

Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического

сочинения.

1

9

28.10

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

10

11.11

Путевые заметки как жанр ученического сочинения.

1

11

18.11

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

12

25.11

Репортаж как жанр ученического сочинения.

1

13

2.12

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

14

9.12

Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор

темы. Выбор жанра.

1

15

16.12

Технология написания сочинения. Составлять простой и сложный план.

1

16

23.12

Как работать с черновиком и планом сочинения.

1

17

13.01

Как анализировать художественное произведение.

1

18

20.01

Как писать вступление. Вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое).

1

19

27.01

Как писать основную часть сочинения.

1

20

3.02

Технология написания сочинения. Отбор материала.

1

21

10.02

Как писать заключение. Технология написания сочинения: заключение, виды.

1

17.02

Технология написания сочинения. Цитирование.

1

24.02

Технология написания сочинения: находить художественные средства, определять их роль

1

3.03

Приёмы привлечения текста литературного источника в

работе над сочинением.

1

10.03

Приёмы привлечения текста литературного источника в

работе над сочинением.

1

17.03

Приёмы привлечения текста литературного источника в

работе над сочинением.

1

31.03

Как работать над речевым оформлением сочинения

(фактические, речевые, грамматические ошибки).

1

7.04

Как работать над речевым оформлением сочинения

(фактические, речевые, грамматические ошибки).

1

14.04

Как работать над речевым оформлением сочинения

(фактические, речевые, грамматические ошибки).

1

21.04

Основной тезис, объём и содержание темы.

1

28.04

Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка.

1

5.05

Итоговое сочинение.

1

12.05

Итоговое сочинение.

1

19.05

Редактирование и рецензирование сочинений.

Совершенствование написанного.

1

26.05

Резервный урок

1










































«Согласовано»

Протокол №1 заседания

Методического совета

МБОУ СОШ №1

От «26» августа 2020 года

Подпись руководителя МО

___________Казаринова Т.А.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________ Казаринова Т.А.

подпись

«26» августа 2020 года


Используемая литература:


Для реализации рабочей программы используется следующая литература для учителя:


  1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.

  2. Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.

  3. Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.

  4. Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.

  5. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.

  6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.

  7. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.

  8. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.

  9. Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.

  10. Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.

  11. Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.

  12. Нарушевич А.Г. «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе» - Ростов н/Д.: «Легион», 2014.

  13. Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.

  14. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.

  15. Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.

  16. Ташлыков С.А. «Сочинение: секреты жанра» - Иркутск.: «Иркут», 2011.

  17. Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы» - М.: «Просвещение», 2015.



Литература для учащихся:


  1. Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.

  2. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». – СПб.: Паритет, 2000 Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. – М.: Школа-Пресс, 1995

Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема

Примечание

план

факт

1

2.09


Нормы оценки сочинения по литературе. Критерии оценок. Классификация ошибок. Редактирование и редакторские знаки.

Статус сочинения. Сроки. Место проведения.

Критерии. Оценка.

2

9.09


Сочинение, как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом

художественного произведения при подготовке к сочинению.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.

3

16.09


Классификация сочинений по жанрам.Своеобразие жанров сочинений.Разные жанры ученических сочинений. Выбор

жанра в зависимости от темы.

4

23.09


Эссе как жанр ученического сочинения.

Урок-лекция

5

30.09


Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика. Анализ работ.

Работа над ошибками.

6

7.10


Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического

сочинения.

Урок-лекция

7

14.10


Редактирование и рецензирование сочинений. Проверочная работа.

Урок-практика. Анализ работ.

Работа над ошибками.

8

21.10


Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического

сочинения.

Урок-лекция

9

28.10


Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика. Анализ работ.

Работа над ошибками.

10

9.11


Путевые заметки как жанр ученического сочинения.

Урок-лекция

11

11.11


Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика. Анализ работ.

Работа над ошибками.

12

18.11


Репортаж как жанр ученического сочинения.

Урок-лекция

13

25.11


Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика. Анализ работ.

Работа над ошибками.

14

2.12


Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор

темы. Выбор жанра.

Урок-лекция

15

9.12


Как работать с черновиком и планом сочинения.

Урок-лекция

16

16.12


Как анализировать художественное произведение.

Урок-практикум

17

23.12


Как писать вступление. Технология написания сочинения:

вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое).

Урок-лекция

18



Технология написания сочинения: урок-практика.

Урок-практикум

19



Как писать заключение.Технология написания сочинения: заключение, виды.

Урок-лекция

20



Технология написания сочинения: урок-практика.

Урок-практикум

21



Как писать основную часть сочинения.Технология написания

сочинения: основная часть.

Урок-лекция

22



Технология написания сочинения: урок-практика.

Урок-практикум

23



Технология написания сочинения: урок-практика.

Урок-практикум

24



Приёмы привлечения текста литературного источника в

работе над сочинением.

Урок-практикум

25



Приёмы привлечения текста литературного источника в

работе над сочинением.

Урок-практикум

26



Приёмы привлечения текста литературного источника в

работе над сочинением.

Урок-практикум

27



Как работать над речевым оформлением сочинения

(фактические, речевые, грамматические ошибки).

Урок-практикум

28



Как работать над речевым оформлением сочинения

(фактические, речевые, грамматические ошибки).

Урок-практикум

29



Как работать над речевым оформлением сочинения

(фактические, речевые, грамматические ошибки).

Урок-практикум

30



Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка.

Урок-практикум

31



Итоговое сочинение.

Пробный вариант

зачётного сочинения.

32



Итоговое сочинение.


Урок-практикум. Анализ работ.

Работа над ошибками.

33



Редактирование и рецензирование сочинений.

Совершенствование написанного.

34



Резервный урок








Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку учителя:

п/п

Дата

изменения

Причина изменения

Суть изменения

Корректирующие действия













































































СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР


Подпись


Дата Расшифровка подписи












Приложение



Классификации ошибок


    1. Ошибки в содержании:

  1. Ф – фактическая ошибка, неточность (годы, жанр произведения, имя героя и т.д.).

[ ] – лишняя часть слово, выражение.

V – пропуск мысли, слова, выражения.

Z – не выделен абзац (новая часть, мысль).

Л И нарушена логическая последовательность.

  1. Речевые ошибки

Р – нарушение законов употребления в речи лексических единиц (слов), построении предложении:

а) употребление слова в несвойственном ему значении

    • П.Корчагин – зачинщик соревнования. /инициатор/ б) нарушение лексической сочетаемости

    • Образ Печорина противоречив. /характер/ в) употребление лишнего слова (плеоназм)

    • Бесчисленное множество.

г) употребление рядом однокоренных слов (тавтология)

    • В рассказе «Бежин луг» рассказывается /повествуется/ д) повторы

*Недавно я прочитал одну интересную книгу. Эта книга называется

«Собачье сердце». В этой книге рассказывается о ...

е) употребление слова иной стилистической окраски (рагов)

    • Попечитель богоугодных заведений подлизывается

/ведет себя заискивающе/ ж) смешение лексики разных исторических эпох

    • На богатырях кольчуги, брюки, варежки.

    1. Ошибки на письме:
  1. Орфографические – │ в написании слов

  2. Пунктуационные – V – знаки препинания.

  3. Грамматические – Г – нарушение норм слово – и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

а) чаще всего несогласование в числе, роде и падеже сущ. + прил., сущ. + прич.; б) несогласование в числе сущ. + глагол;

в) несогласование времени глагола в рамках одною предложения.


Основные критерии оценки

Оценка

Содержание

Грамотность


«5»

  1. допускается 1 недочет (Л) и 1-2 (Р)

  2. тема раскрыта полность

  3. богатый язык, единство стиля

Допускается 1 (│) на исключение из правил

или 1 (V) или 1 (Г)



«4»

  1. допускается 2 недочета (Л) не более 3-4 (Р)

  2. есть недочеты в раскрытии речи

1) 2 (│) и 2 (V)

2) 1 (│) и 5 (V)

3) 4 (V)

4) 2 (Г) + 2 (│)

5) 2 (Г) + 4 (V)

всего │ + V + Г – 4



«3»

  1. допускается не более 4 (Л) и 5 (Р)

  2. в работе допущены существенные отклонения от темы

  3. отсутствуют собственные выводы, личная точка зрения и высказывания

  4. беден словарь и обнообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление

1) 4 (│) и 4 (V)

2) 3 (│) и 5 (V)

3) 7 (V)

4) 4 (Г) + 2 (│)

5) 4 (Г) + 2 (V)

всего │ + V + Г – 6


«2»

  1. работа не сответствует теме

  2. допущено много (Ф)

  3. более 4 (Л) и более 5 (Р)

5 (│) и 5 (V)

всего │ + V + Г – 7


    1. При проверке исправляются, но не учитываются следующие │ и V ошибки: 1). При переносе слов

      1. Авторская пунктуация.

      2. Описки, искажающие звуковой облик слова: «мемля» (земля), «рапотает» (работает).

    2. Однотипными считаются ошибки на одно правило (кроме «Безударные гласные в корне слова»). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно.

З. Если в одном непроверяемом слове (словарном) допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

  1. При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений) оценка снижается на 1 балл.

  2. Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!