СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 10-11-х классов «Комплексная подготовка к ЕГЭ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 10-11-х классов «Комплексная подготовка к ЕГЭ»»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 10-11-х классов

«Комплексная подготовка к ЕГЭ»


Пояснительная записка

Программа элективного курса рассчитана на учащихся десятых-одиннадцатых классов. Спецкурс учитывает содержание занятий по русскому языку, которые проводятся в рамках школьного расписания. Кроме того, задействовано содержание занятий по литературе, связанных с анализом текста, владением литературоведческой терминологией, умением применять эти знания на практике. Первая часть (10 класс) рассчитана на повторение и углубление знаний по орфоэпии, орфографии, синтаксису, пунктуации. Для этой части созданы презентации для все занятий. Вторая часть (11 класс) направлена на упрочение навыков создания собственного текста-рассуждения.

Цель курса: продолжать формировать лингвистическую и коммуникативную компетенции школьников, способствовать успешной сдаче единого государственного экзамена.


1. Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты

В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

•принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.


В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

•российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

•уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

•формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

•воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.


В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

•гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; •признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.


В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; •принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

•способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

•формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.


В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направлен-ной деятельности;

• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.


В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;

• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.


В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Обучающиеся должны уметь:

- различать сильную и слабую позицию звуков;

- устанавливать современный состав слова;

- правильно писать слова с орфограммами, основанными на понимании состава слова;

- распознавать части речи и их грамматические признаки;

- правильно образовывать формы слова;

- находить написания, определяемые принадлежностью слова к определенной части речи;

- правильно писать суффиксы и окончания слов различных частей речи;

- находить и объяснять все типы написаний, изученные в 1-9 классах;

- применять правила для различных типов орфограмм;

- пользоваться основными способами проверки написаний;

- правильно ставить знаки препинания в изученных ситуациях;

- знать и находить в тексте все виды обособлений;

- знать и находить в тексте все виды осложнения ПП;

- знать и находить в тексте все виды простых и сложных предложений;

- знать и находить в тексте способы связи предложений между собой;

- распознавать грамматические ошибки;

- определять тип и стиль речи текста;

- строить связные высказывания при создании сочинения-рассуждения;

- пользоваться разнообразием языковых средств в своих сочинениях;

- производить языковой разбор текста;

- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из произведений различных жанров.


2. Содержание учебного курса.

Программа предназначена для прохождения курса в 10-11 классах (профильный уровень) из расчёта 1 час в неделю (10 класс – 35 часов, 11 класс – 34 часа) – всего 69 учебных часов.


10 класс

Основные разделы

Количество часов

Вводное занятие. Структура ЕГЭ по русскому языку.

1

Микротекст

3

Орфоэпия. Орфоэпический минимум.

1

Лексика. Лексические ошибка. Нормы образования форм слов.

3

Грамматические ошибки: признаки, способы устранения.

4

Орфография. Основные правила.

9

Синтаксис. Пунктуация.

7

Смысловая и композиционная целостность текста.

10

ИТОГО

35


11 класс

Основные разделы

Количество часов

Общие требования к сочинению в форме ЕГЭ. Критерии

3

Композиция сочинения – рассуждения в рамках критериального подхода. Как сформулировать и прокомментировать проблему текста.

5

Аргументация. Комментарий к проблеме исходного текста.

4

Как выявить позицию автора.

5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

5

Редактирование текста.

9

Сочинение в форме ЕГЭ.

3

ИТОГО

34


Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса - практические занятия, на которых учащиеся повторяют все разделы лингвистики, а также тренировки в выполнении разных тестов. Предусмотрены различные формы взаимодействия учителя и учащихся: индивидуальные, работа в парах, работа в командах. Кроме того, при работе с текстами предполагается творческий подход: постановка проблемных вопросов и решение их в ходе работы, анализ научного и публицистического текстов, рецензирование сочинений выпускников прошлых лет, оценивание работ друг друга по критериям.


Задачи курса:

Подготовить учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Для этого необходимо:

1) структурировать знания всего курса русского языка, пройденного в основной школе;

2) углубить и упрочить владение наиболее сложными орфограммами и пунктограммами;

3) способствовать формированию навыков работы со справочной литературой,

4) продолжать учиться критически оценивать свою работу;

5) развивать навыки исследовательской работы.


Объем тестов ЕГЭ велик: он охватывает фактически весь курс русского языка, все разделы, изучаемые в школьной программе. Поэтому важным является поэтапный подход к повторению, постоянная тренировка в выполнении разных тестов.

Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

Элективный курс тесно связан с уроками русского языка, они взаимно дополняют друг друга.



3. Тематический план

10 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

Виды деятельности

1

Вводное занятие. Структура ЕГЭ по русскому языку.

1

Организационные вопросы экзамена. Порядок оформления бланков, Знакомство с инструкцией, анализ материала демоверсии.

Составление конспекта.

2

Задание 1. Анализ микротекста.

1

Отработка заданий 1, 2. Логика построения текста научного стиля. Выявление ключевых слов.

Практикум.

3

Задание 2. Логика текста.

1

Повторение разрядов местоимений, союзов, частиц.

Практикум. Презентация.

4

Задания 3. Лексическое значение слова.

1

Анализ 3 задания, метод «подстановки». Работа со словарной статьей.

Работа с толковыми словарями.

5

Задание 4. Орфоэпический минимум.

1

Особенности произношения гласных и согласных звуков. Нормы ударения. Орфоэпия и акцентология.

Оформление дидактических материалов.

6

Задания 5-6. Лексическая ошибка. Нормы образования форм слов.

1

Нормы лексической сочетаемости слов. Морфологические нормы знаменательных частей речи. Паронимы.

Работа со словарём, практикум, тестирование. Презентация.

7

Задание 7. Грамматические ошибки: признаки, способы устранения.

1

Классификация грамматических ошибок. Грамматические ошибки: признаки, способы устранения. Грамматические ошибки при употреблении имен существительных, прилагательных, местоимений.

Конкурс опорных конспектов, тестирование

8

Грамматические ошибки: практическое занятие.

1

Грамматические ошибки, связанные с употреблением глаголов, производных предлогов.

Работа с тестовым материалом. Презентация.

9-10

Задание 8. Грамматические ошибки, нарушающие структуру предложения.

2

Неправильное построение предложений с деепричастным, причастным оборотом, нарушение предложения с несогласованным приложением; ошибки в построении сложных предложений; нарушение связи между подлежащим и сказуемым; неправильное построение предложений с косвенной речью.

Работа с презентацией, практикум. Тестирование.

11

Задания 9. Правописание корней.

1

Принципы орфографии (повторение). Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; -е- и -э- в заимствованных словах; -о- и -ё- после шипящих.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок).

Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-);

2) -раст- // -рос,

-скак- // - скоч- (зависимость от последующего согласного);

3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-,

-клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения);

4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле.

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)

Корни-омофоны.

Презентация. Практикум. Тестирование.

12

Задание 10. Правописание приставок в слове.

1

Гласные в приставках. Правописание соединительных гласных -о- и -е-. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем а) числительным: шестигранник, б) существительным на -мя: имярек, семядоля.

Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.

Написание иноязычных приставок би-, де-, инфра-, под-, пара-, ре-, экстра-, эпи-.

Презентация. Практикум.

13

Задания 11. Правописание суффиксов.

1

Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .

Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-,

-чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.

Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- ( -ева-) и –ыва- . написание суффикса - а – или -и- в глаголах с приставкой – обез- ( обезлесить – обезлесеть ); - ться и –тся в глаголах.

Презентация, практикум, тестирование

14

Задание 12. Правописание окончаний в слове

1

Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Личные окончания глаголов. Спряжения. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании  причастий прошедшего времени ( посеять - посеявший – посеянный ).

Презентация. Практикум.

15

Задание 13. Правописание НЕ с разными частями речи.

1

Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях.


16

Задание 14. Слитно-раздельно-дефисные написания в слове.

1

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов.

Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительного и от глагола.

Тестирование, практикум

17-18

Задание 15. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

2

Система правил, регулирующих правописание Н-НН в существительных, отымённых прилагательных, отглагольных прилагательных, причастий, наречий, кратких причастий и прилагательных. Отличие наречий от кратких прилагательных и кратких причастий.


Тестирование, практикум

19

Контрольный тест по теме «Орфография»

1

Контрольный тест по разделу «Орфография»

Тест.

20

Задание 16.

2

Простые и сложные предложения.

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.

Пунктуация в сложносочиненном предложении.

Презентация. Тестирование

21

Задание 17. Однородные и обособленные члены предложения.

2

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.

Способы обособления приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Практикум. Работа в парах.

22

Задание 18. Вводные слова, пунктуация при обращении.

1

Способы обособления обращений. Пунктуация в предложениях с вводными словами и словосочетаниями. Группы вводных слов. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж, как же, что же).

Презентация, практикум. Работа в парах.

23

Задания 19. Знаки препинания в СПП с придаточным определительным.

1

Придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения. Позиция придаточного по отношению к контактному слову.

Тестирование, практикум.

24

Задание 20. Запятая на стыке союзов.

1

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Практикум.

25

Задание 21. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1

Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире в простом и сложном предложениях.

Составление опорных схем, практикум.

26

Контрольный тест

1

Контрольный тест по разделу «Пунктуация»

Тестирование

27

Задание 22. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

Тема текста, идея текста. Алгоритм выполнения задания.


Презентация, практикум. Работа в парах.

28

Задание 23. Работа с текстом. Типы и стили речи.

1

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Стили речи (разговорные и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Логическая связь между предложениями.

Презентация, практикум. Работа в парах.

29

Задание 24. Лексическое значение слова.

1

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

Работа со словарями

30

Задания 25. Средства связи предложений в тексте.

1

Лексические средства связи предложений в тексте.

Составление опорных схем, тестирование

31

Задание 26. Тропы и фигуры речи.

1

Средства художественной выразительности в тексте.

Презентация, практикум.

32-33

Отработка заданий 22-26.

2

Практикум.

Тестирование, работа с художественными текстами

34-35

Контрольный тест

2

Контрольный тест по всем разделам

Тестирование


11 класс


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

Виды деятельности

1

Общие требования к сочинению в форме ЕГЭ.

1

Анализ демоверсии. Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинения-рассуждения (задание С) на ЕГЭ.

Составление конспекта.

2-3

Анализ критериев оценки экзаменационной работы - часть 2.

2

Комментарий демоверсии. «Расшифровка» критериев.


Мини-тестирование, практикум.

4

Композиция сочинения – рассуждения.

2

План сочинения-рассуждения.

Виды текста: художественный и публицистический.

Презентация.

5-6

Формулировка проблемы исходного текста.

2

Приёмы осмысления текста. Сочинение как вторичный текст.

Знакомство с понятием «проблема», с видами проблем, со способами выявления проблем.

Работа с текстами разных стилей. Анализ текстов

7-8

Абзац как основная единица речеведения.

2

Абзацное членение речи. Заготовка будущей композиции сочинения.


Практикум.

9

Вступление. Варианты. Трехчастная композиция вступления.


Основная цель вступления – подведение к формулировке проблемы. Способы подведения к проблеме.

Презентация. Практикум.

10

Аргументация. Формулировка аргументов.

1

Сильные и слабые аргументы.

Презентация Практикум.

11

Комментарий к проблеме исходного текста

1

Приёмы оформления комментария к проблеме. Два способа изложения: от формулировки проблемы к комментарию и от комментария к формулировке проблемы.

Практикум.

12-13

Примеры-иллюстрации. Основные способы цитирования.

2

Оформление примеров-иллюстраций из художественной литературы и жизненного опыта обучающегося.

Презентация. Анализ и выборка материала для конспекта. Практикум.

14

Авторская позиция.

1

Явная и скрытая позиция автора.

Практикум.

15

Как выявить позицию автора. Критерии оценивания 1-4.

1

Способы выявления авторской позиции, которая проявляется:

1) в подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении под авторским углом зрения;

2) в соотношении персонажей;

3) в языковом оформлении текста.

Практикум.

16-17

Контрольное сочинение-рассуждение.

2

Написание сочинения без своего аргумента.


18-19

Речевые «клише». Критерии оценивания 5-6.

2

«Клише» к композиционным частям сочинения.


Создание «банка» клише: плюсы и минусы.

20-21

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса).

2

Основные приёмы разворачивания тезиса.


Практикум.

22-23

Синтаксис текста. Способы связи предложений в тексте


Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление.

Практикум.

24-25

Заключение.

2

Способы оформления заключения. Отработка применения способов вступления и заключения.

Работа с текстами разных стилей.

26-27

Редактирование текста. Критерии 7-12.

2

Работа с деформированным текстом.

Работа с текстами разных стилей.

28-29

Речевое оформление сочинения. К5-К6.

2

Оценка смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения, точность и выразительность речи.


Определение логических ошибок, понятие абзацного членения текста.

30-31

Практическая грамотность. К7-К12.

2

Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых и этических норм при создании текста сочинения.


Понятие этической нормы, фактологической точности в фоновом материале сочинения.

32-34

Сочинение в форме ЕГЭ.

3




Литература для учителя


1. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. — М.,1990.

2. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка.- М.,1990.

3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.

4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2000.

5. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1995.

6. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.

7. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1997.

8. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.


Литература для учащихся


1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.— М„ 1978.

3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.

4. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983; 4-е изд., стер. М., 1988.

5. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация.— М., 1966.

6. Шапиро А.Б. Русское правописание. — М., 1951.

7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. —М„ 1988.

8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь для учащихся общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.

9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.—4-е изд. — М., 1999

10. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. ЕГЭ 2021. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов– М.: Эксмо, 2020.


Мультимедийные пособия

  1. «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  2. 1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  3. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.

  4. Русское литературное ударение и произношение. Опыт словаря-справочника https://archive.org/stream/B-001-001-377/B-001-001-377_djvu.txt

  5. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации - 1997. https://vk.com/doc48365874_437900749?hash=5885ed1284b9a41d21&dl=8769b7caf2917cf067


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!