РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 10-11-х классов
«Комплексная подготовка к ЕГЭ»
Пояснительная записка
Программа элективного курса рассчитана на учащихся десятых-одиннадцатых классов. Спецкурс учитывает содержание занятий по русскому языку, которые проводятся в рамках школьного расписания. Кроме того, задействовано содержание занятий по литературе, связанных с анализом текста, владением литературоведческой терминологией, умением применять эти знания на практике. Первая часть (10 класс) рассчитана на повторение и углубление знаний по орфоэпии, орфографии, синтаксису, пунктуации. Для этой части созданы презентации для все занятий. Вторая часть (11 класс) направлена на упрочение навыков создания собственного текста-рассуждения.
Цель курса: продолжать формировать лингвистическую и коммуникативную компетенции школьников, способствовать успешной сдаче единого государственного экзамена.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
•принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
•российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
•уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
•формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
•воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
•гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; •признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; •принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
•способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
•формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направлен-ной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Обучающиеся должны уметь:
- различать сильную и слабую позицию звуков;
- устанавливать современный состав слова;
- правильно писать слова с орфограммами, основанными на понимании состава слова;
- распознавать части речи и их грамматические признаки;
- правильно образовывать формы слова;
- находить написания, определяемые принадлежностью слова к определенной части речи;
- правильно писать суффиксы и окончания слов различных частей речи;
- находить и объяснять все типы написаний, изученные в 1-9 классах;
- применять правила для различных типов орфограмм;
- пользоваться основными способами проверки написаний;
- правильно ставить знаки препинания в изученных ситуациях;
- знать и находить в тексте все виды обособлений;
- знать и находить в тексте все виды осложнения ПП;
- знать и находить в тексте все виды простых и сложных предложений;
- знать и находить в тексте способы связи предложений между собой;
- распознавать грамматические ошибки;
- определять тип и стиль речи текста;
- строить связные высказывания при создании сочинения-рассуждения;
- пользоваться разнообразием языковых средств в своих сочинениях;
- производить языковой разбор текста;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из произведений различных жанров.
2. Содержание учебного курса.
Программа предназначена для прохождения курса в 10-11 классах (профильный уровень) из расчёта 1 час в неделю (10 класс – 35 часов, 11 класс – 34 часа) – всего 69 учебных часов.
10 класс
Основные разделы | Количество часов |
Вводное занятие. Структура ЕГЭ по русскому языку. | 1 |
Микротекст | 3 |
Орфоэпия. Орфоэпический минимум. | 1 |
Лексика. Лексические ошибка. Нормы образования форм слов. | 3 |
Грамматические ошибки: признаки, способы устранения. | 4 |
Орфография. Основные правила. | 9 |
Синтаксис. Пунктуация. | 7 |
Смысловая и композиционная целостность текста. | 10 |
ИТОГО | 35 |
11 класс
Основные разделы | Количество часов |
Общие требования к сочинению в форме ЕГЭ. Критерии | 3 |
Композиция сочинения – рассуждения в рамках критериального подхода. Как сформулировать и прокомментировать проблему текста. | 5 |
Аргументация. Комментарий к проблеме исходного текста. | 4 |
Как выявить позицию автора. | 5 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 5 |
Редактирование текста. | 9 |
Сочинение в форме ЕГЭ. | 3 |
ИТОГО | 34 |
Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса - практические занятия, на которых учащиеся повторяют все разделы лингвистики, а также тренировки в выполнении разных тестов. Предусмотрены различные формы взаимодействия учителя и учащихся: индивидуальные, работа в парах, работа в командах. Кроме того, при работе с текстами предполагается творческий подход: постановка проблемных вопросов и решение их в ходе работы, анализ научного и публицистического текстов, рецензирование сочинений выпускников прошлых лет, оценивание работ друг друга по критериям.
Задачи курса:
Подготовить учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Для этого необходимо:
1) структурировать знания всего курса русского языка, пройденного в основной школе;
2) углубить и упрочить владение наиболее сложными орфограммами и пунктограммами;
3) способствовать формированию навыков работы со справочной литературой,
4) продолжать учиться критически оценивать свою работу;
5) развивать навыки исследовательской работы.
Объем тестов ЕГЭ велик: он охватывает фактически весь курс русского языка, все разделы, изучаемые в школьной программе. Поэтому важным является поэтапный подход к повторению, постоянная тренировка в выполнении разных тестов.
Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.
Элективный курс тесно связан с уроками русского языка, они взаимно дополняют друг друга.
3. Тематический план
10 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Виды деятельности |
1 | Вводное занятие. Структура ЕГЭ по русскому языку. | 1 | Организационные вопросы экзамена. Порядок оформления бланков, Знакомство с инструкцией, анализ материала демоверсии. | Составление конспекта. |
2 | Задание 1. Анализ микротекста. | 1 | Отработка заданий 1, 2. Логика построения текста научного стиля. Выявление ключевых слов. | Практикум. |
3 | Задание 2. Логика текста. | 1 | Повторение разрядов местоимений, союзов, частиц. | Практикум. Презентация. |
4 | Задания 3. Лексическое значение слова. | 1 | Анализ 3 задания, метод «подстановки». Работа со словарной статьей. | Работа с толковыми словарями. |
5 | Задание 4. Орфоэпический минимум. | 1 | Особенности произношения гласных и согласных звуков. Нормы ударения. Орфоэпия и акцентология. | Оформление дидактических материалов. |
6 | Задания 5-6. Лексическая ошибка. Нормы образования форм слов. | 1 | Нормы лексической сочетаемости слов. Морфологические нормы знаменательных частей речи. Паронимы. | Работа со словарём, практикум, тестирование. Презентация. |
7 | Задание 7. Грамматические ошибки: признаки, способы устранения. | 1 | Классификация грамматических ошибок. Грамматические ошибки: признаки, способы устранения. Грамматические ошибки при употреблении имен существительных, прилагательных, местоимений. | Конкурс опорных конспектов, тестирование |
8 | Грамматические ошибки: практическое занятие. | 1 | Грамматические ошибки, связанные с употреблением глаголов, производных предлогов. | Работа с тестовым материалом. Презентация. |
9-10 | Задание 8. Грамматические ошибки, нарушающие структуру предложения. | 2 | Неправильное построение предложений с деепричастным, причастным оборотом, нарушение предложения с несогласованным приложением; ошибки в построении сложных предложений; нарушение связи между подлежащим и сказуемым; неправильное построение предложений с косвенной речью. | Работа с презентацией, практикум. Тестирование. |
11 | Задания 9. Правописание корней. | 1 | Принципы орфографии (повторение). Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; -е- и -э- в заимствованных словах; -о- и -ё- после шипящих. Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок). Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- // -рос, -скак- // - скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле. Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.) Корни-омофоны. | Презентация. Практикум. Тестирование. |
12 | Задание 10. Правописание приставок в слове. | 1 | Гласные в приставках. Правописание соединительных гласных -о- и -е-. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем а) числительным: шестигранник, б) существительным на -мя: имярек, семядоля. Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-. Написание иноязычных приставок би-, де-, инфра-, под-, пара-, ре-, экстра-, эпи-. | Презентация. Практикум. |
13 | Задания 11. Правописание суффиксов. | 1 | Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий. Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- . Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-. Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- ( -ева-) и –ыва- . написание суффикса - а – или -и- в глаголах с приставкой – обез- ( обезлесить – обезлесеть ); - ться и –тся в глаголах. | Презентация, практикум, тестирование |
14 | Задание 12. Правописание окончаний в слове | 1 | Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Личные окончания глаголов. Спряжения. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени. Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени ( посеять - посеявший – посеянный ). | Презентация. Практикум. |
15 | Задание 13. Правописание НЕ с разными частями речи. | 1 | Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза). Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. | |
16 | Задание 14. Слитно-раздельно-дефисные написания в слове. | 1 | Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий). Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов. Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительного и от глагола. | Тестирование, практикум |
17-18 | Задание 15. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | 2 | Система правил, регулирующих правописание Н-НН в существительных, отымённых прилагательных, отглагольных прилагательных, причастий, наречий, кратких причастий и прилагательных. Отличие наречий от кратких прилагательных и кратких причастий. | Тестирование, практикум |
19 | Контрольный тест по теме «Орфография» | 1 | Контрольный тест по разделу «Орфография» | Тест. |
20 | Задание 16. | 2 | Простые и сложные предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами. Пунктуация в сложносочиненном предложении. | Презентация. Тестирование |
21 | Задание 17. Однородные и обособленные члены предложения. | 2 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста). Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота. Способы обособления приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения. | Практикум. Работа в парах. |
22 | Задание 18. Вводные слова, пунктуация при обращении. | 1 | Способы обособления обращений. Пунктуация в предложениях с вводными словами и словосочетаниями. Группы вводных слов. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж, как же, что же). | Презентация, практикум. Работа в парах. |
23 | Задания 19. Знаки препинания в СПП с придаточным определительным. | 1 | Придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения. Позиция придаточного по отношению к контактному слову. | Тестирование, практикум. |
24 | Задание 20. Запятая на стыке союзов. | 1 | Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения. | Практикум. |
25 | Задание 21. Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 | Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире в простом и сложном предложениях. | Составление опорных схем, практикум. |
26 | Контрольный тест | 1 | Контрольный тест по разделу «Пунктуация» | Тестирование |
27 | Задание 22. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | Тема текста, идея текста. Алгоритм выполнения задания. | Презентация, практикум. Работа в парах. |
28 | Задание 23. Работа с текстом. Типы и стили речи. | 1 | Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Стили речи (разговорные и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный). Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Логическая связь между предложениями. | Презентация, практикум. Работа в парах. |
29 | Задание 24. Лексическое значение слова. | 1 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. | Работа со словарями |
30 | Задания 25. Средства связи предложений в тексте. | 1 | Лексические средства связи предложений в тексте. | Составление опорных схем, тестирование |
31 | Задание 26. Тропы и фигуры речи. | 1 | Средства художественной выразительности в тексте. | Презентация, практикум. |
32-33 | Отработка заданий 22-26. | 2 | Практикум. | Тестирование, работа с художественными текстами |
34-35 | Контрольный тест | 2 | Контрольный тест по всем разделам | Тестирование |
11 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Виды деятельности |
1 | Общие требования к сочинению в форме ЕГЭ. | 1 | Анализ демоверсии. Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинения-рассуждения (задание С) на ЕГЭ. | Составление конспекта. |
2-3 | Анализ критериев оценки экзаменационной работы - часть 2. | 2 | Комментарий демоверсии. «Расшифровка» критериев. | Мини-тестирование, практикум. |
4 | Композиция сочинения – рассуждения. | 2 | План сочинения-рассуждения. Виды текста: художественный и публицистический. | Презентация. |
5-6 | Формулировка проблемы исходного текста. | 2 | Приёмы осмысления текста. Сочинение как вторичный текст. Знакомство с понятием «проблема», с видами проблем, со способами выявления проблем. | Работа с текстами разных стилей. Анализ текстов |
7-8 | Абзац как основная единица речеведения. | 2 | Абзацное членение речи. Заготовка будущей композиции сочинения. | Практикум. |
9 | Вступление. Варианты. Трехчастная композиция вступления. | | Основная цель вступления – подведение к формулировке проблемы. Способы подведения к проблеме. | Презентация. Практикум. |
10 | Аргументация. Формулировка аргументов. | 1 | Сильные и слабые аргументы. | Презентация Практикум. |
11 | Комментарий к проблеме исходного текста | 1 | Приёмы оформления комментария к проблеме. Два способа изложения: от формулировки проблемы к комментарию и от комментария к формулировке проблемы. | Практикум. |
12-13 | Примеры-иллюстрации. Основные способы цитирования. | 2 | Оформление примеров-иллюстраций из художественной литературы и жизненного опыта обучающегося. | Презентация. Анализ и выборка материала для конспекта. Практикум. |
14 | Авторская позиция. | 1 | Явная и скрытая позиция автора. | Практикум. |
15 | Как выявить позицию автора. Критерии оценивания 1-4. | 1 | Способы выявления авторской позиции, которая проявляется: 1) в подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении под авторским углом зрения; 2) в соотношении персонажей; 3) в языковом оформлении текста. | Практикум. |
16-17 | Контрольное сочинение-рассуждение. | 2 | Написание сочинения без своего аргумента. | |
18-19 | Речевые «клише». Критерии оценивания 5-6. | 2 | «Клише» к композиционным частям сочинения. | Создание «банка» клише: плюсы и минусы. |
20-21 | Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса). | 2 | Основные приёмы разворачивания тезиса. | Практикум. |
22-23 | Синтаксис текста. Способы связи предложений в тексте | | Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление. | Практикум. |
24-25 | Заключение. | 2 | Способы оформления заключения. Отработка применения способов вступления и заключения. | Работа с текстами разных стилей. |
26-27 | Редактирование текста. Критерии 7-12. | 2 | Работа с деформированным текстом. | Работа с текстами разных стилей. |
28-29 | Речевое оформление сочинения. К5-К6. | 2 | Оценка смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения, точность и выразительность речи. | Определение логических ошибок, понятие абзацного членения текста. |
30-31 | Практическая грамотность. К7-К12. | 2 | Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых и этических норм при создании текста сочинения. | Понятие этической нормы, фактологической точности в фоновом материале сочинения. |
32-34 | Сочинение в форме ЕГЭ. | 3 | | |
Литература для учителя
1. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. — М.,1990.
2. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка.- М.,1990.
3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.
4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2000.
5. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1995.
6. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.
7. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1997.
8. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.
Литература для учащихся
1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.— М„ 1978.
3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.
4. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983; 4-е изд., стер. М., 1988.
5. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация.— М., 1966.
6. Шапиро А.Б. Русское правописание. — М., 1951.
7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. —М„ 1988.
8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь для учащихся общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.
9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.—4-е изд. — М., 1999
10. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. ЕГЭ 2021. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов– М.: Эксмо, 2020.
Мультимедийные пособия
«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
Русское литературное ударение и произношение. Опыт словаря-справочника https://archive.org/stream/B-001-001-377/B-001-001-377_djvu.txt
Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации - 1997. https://vk.com/doc48365874_437900749?hash=5885ed1284b9a41d21&dl=8769b7caf2917cf067