МБОУ» Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Орфография. Подготовка к ЕГЭ»
10 класс
Учитель: Сидорова Т.В.
РЕКОМЕНДОВАНО:
Руководитель ШМО Л.В.Моташнева
Протокол № от
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора В.В.Коптева
УТВЕРЖДЕНО:
Директор школы И.Н.Кухаренкова
Приказ № от
2016-2017 уч.год
Элективный курс по русскому языку «Орфография. Подготовка к ЕГЭ» предлагается для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, составлен на основе Программы по русскому для средней (полной) школы (базовый уровень), составитель Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., авторских программ Т.Н.Скоробогатовой и Л.Д.Беднарской и анализе результатов ЕГЭ предыдущих лет. Курс рассчитан на 34 часа.
Общая характеристика курса
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений. Важнейшим направлением в формировании умений и навыков грамотного письма становится систематизация и обобщение знаний в области орфографии, синтаксических единиц, пунктуационных норм.
Основная цель курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи, в обеспечении планомерной подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- владеть основными нормами русского литературного языка,
- уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма,
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- многоаспектного языкового анализа речевого высказывания,
- самостоятельной учебной деятельности,
- речевого самосовершенствования;
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 10 классов.
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение орфографии, синтаксиса и пунктуации и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Данные разделы отрабатываются на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий ЕГЭ.
Особенности методики:
формы организации деятельности учащихся: индивидуальная с использованием компьютера или файлов с печатным материалом, система малых групп (парная),
проблемное изложение материала,
подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов,
применение компьютерных технологий,
самостоятельное освоение теоретического материала,
контроль и самоконтроль.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Безударный гласный в корне слова. Орфограммы корня.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов.
Чередование гласных в корнях слов.
Омонимия корней.
Правописание приставок.
Три группы приставок.
Русские и иноязычные приставки.
Правописание неизменяемых приставок.
З-С на конце приставок.
Значения и правописание приставок пре- – при-.
Правописание суффиксов.
Суффиксы имён существительных и прилагательных.
Правописание глагольных суффиксов.
Суффиксы причастий и деепричастий.
Написание Н-НН в словах разных частей речи.
Одна и две Н в существительных, прилагательных и наречиях на -о – -е. Правописание Н-НН в глаголах и причастиях.
Различия в написании Н-НН в наречиях, кратких причастиях и прилагательных.
Правописание НЕ-НИ со словами.
Слитное и раздельное написание НЕ со словами различных частей речи.
Написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями.
Правописание частиц НЕ и НИ в простых и сложных предложениях, устойчивых выражениях.
Омонимия различных частей речи.
Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Омонимия частей речи.
Переход одной части речи в другую.
Опознавание производных предлогов, союзов, частиц, их отличия от самостоятельных частей речи.
Тематическое планирование
№ ур. | Тема урока | Кол-во уроков |
1 | Принципы русской орфографии. Виды и типы орфографии. | 1 |
2 | Звуко-буквенные написания. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 1 |
3 | Гласные после шипящих и «ц». Мягкий знак после шипящих на конце слова для обозначения грамматической формы слова. Разделительный Ь и Ъ. | 1 |
4 | Практическая работа. (Употребление Ь и Ъ , гласных букв О\Е после шипящих и Ц). Тест. | 1 |
5 | Контрольная работа по пройденной теме. | 1 |
6 | Орфограммы в корне слова. Безударные гласные в корне слова. Чередую- щиеся гласные в корне слова. | 1 |
7 | Практическая работа. (Правописание корней). | 1 |
8 | Контрольная работа по пройденной теме. | 1 |
9 | Орфограммы в приставках. Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставки на З (С). Правописание приставок ПРЕ- ПРИ-. Буквы И-Ы на стыке приставки и корня. | 1 |
10 | Иноязычные приставки | 1 |
11 | Практическая работа. (Правописание слов с приставками). | 1 |
12 | Контрольная работа по пройденной теме. | 1 |
13 | Обобщение сведений о частях речи. Классификация частей речи. (Имя существительное, прилагательное, местоимение, наречие). | 1 |
14 | Глагол, причастие, деепричастие. | 1 |
15 | Числительное. | 1 |
16 | Контрольная работа по теме «Части речи и их правописание». | 1 |
17 | Орфограммы в суффиксах. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий. | 1 |
18 | Практическая работа. (Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий.) | 1 |
19 | Правописание суффиксов глаголов. Гласная перед - Л в суффиксах глаголов. Правописание суффиксов причастий и деепричастий. | 1 |
20 | Практическая работа. (Суффиксы глаголов, причастий и деепричастий.) | 1 |
21 | Правописание Н и НН в разных частях речи. | 1 |
22 | Практическая работа.(Н и НН в разных частях речи.) | 1 |
23 | Контрольная работа по теме «Правописание суффиксов» | 1 |
24 | Орфограммы в окончаниях. Правописание окончаний существительных, прилагательных, наречий. Тест. | 1 |
25 | Правописание окончаний глаголов. Тест. | 1 |
26 | Контрольная работа по теме «Орфограммы в окончаниях разных частей речи». | 1 |
27 | Слитно-дефисно-раздельные написания. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Практическая работа.(тест) | 1 |
28 | Различение частиц НЕ и НИ. Практическая работа (тест) | 1 |
29 | Контрольная работа (Тестирование по пройденному материалу) | 1 |
30 | Слитное, раздельное, дефисное написание. | 1 |
31 | Правописание служебных слов. | 1 |
32 | Практическая работа (Слитное, дефисное, раздельное написание). Тест. | 1 |
33 | Контрольное тестирование по курсу. | 1 |
34 | Анализ контрольной работы. | 1 |
Литература
Капина В.Н., Пучкова Л.Н. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Русский язык». М., «Интеллект-центр», 2004 г.
Сиденко Н.В. «Русский язык 10 класс. Поурочные планы по учебнику В.Ф. Грекова «Пособие для занятий по русскому языку». Волгоград: «Учитель-Аст», 2002г.
В.Ф. Греков и др. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М. «Просвещение» 2004г.
Власенков А.И. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». «Просвещение». 2004г.
Тесты разных авторов «Русский язык» ЕГЭ.
З.Т.Веселова Русский язык. «Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи» 10-11 кл. Санкт-Петрбург, «Паритет», 2002 год.
М.В.Козулина «Русский язык. 2016. Подготовка к ЕГЭ». Саратов: «Лицей», 2016.
Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс», Москва «ВАКО», 2016.
С.В. Драбкина, Д.И.Субботин «Единый государсвенный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся» - Москва: «Интеллект-центр, 2017.