Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
»Средняя общеобразовательная школа №2» Менделеевского муниципального района
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей _______________________ _______________________ ФИО Протокол № ___ от «__»___________200___г. | «Согласовано» заместитель директора по УР _____________/_____________ ФИО «__»____________200___г. | «Утверждено» приказ № ___ от «__»____200___г. директор _____________/____________ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___элективного курса в 11 классе «Технология решения геометрических задач заданий ЕГЭ»___
предмет, класс и т.п.
_________Самуткин Э.В.______________
Ф.И.О. учителя
на 2018_ - 2019_ учебный год
Составлено на основе программы_____________________ _______________________________ _______________________________ Название, автор, год издания |
г. Менделеевск
2018 год
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Решение геометрических задач из заданий ЕГЭ» предназначена для изучения в 11 классе и рассчитана на 35 часов. Предполагает совершенствование подготовки школьников по планиметрии и стереометрии.
Программа курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержания основных программ курса геометрии базисного уровня. Она ориентирована на совершенствование уже освоенных учащимися знаний и умений.
Материал курса способствует развитию у школьников логического мышления и пространственного воображения и позволяет им глубже понять учебный материал по данной теме. Для тех учащихся, которые хотят продолжить образование, курс будет способствовать успешной сдаче единого государственного экзамена по математике и успешного обучения в ВУЗе.
Изученный материал станет хорошей основой для получения дальнейшего образования по выбранной специальности.
Курс состоит из следующих тем: решение планиметрических задач на свойства геометрических фигур и нахождение площадей, решение стереометрических задач на свойства геометрических тел, нахождение площадей поверхностей и объемов этих тел, которые позволяют получить прочные и углубленные знания по геометрии.
Для эффективной реализации курса используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, делая особый упор на развитие самостоятельности, познавательного интереса и творческой активности учащихся. Для этой цели проводятся:
1)уроки - лекции;
2) уроки консультации;
3) самостоятельное решение типовых заданий;
4) итоговая контрольная работа.
Цели курса:
1. Расширение и углубление знаний по приобретению методов решения задач по планиметрии и стереометрии.
2. Закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений.
3. Успешная сдача экзамена по математике в форме ЕГЭ и подготовка к обучению в ВУЗе.
4.Развитие логического мышления и пространственного воображения.
5. Развитие графической культуры учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
2. Выявление и развитие их математических способностей.
3. Ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.
4. Подготовку к обучению в ВУЗе.
5.Сформировать навыки решения задач повышенного уровня из заданий ЕГЭ.
Методические рекомендации по организации элективного курса.
Общая продолжительность работы по программе элективного курса «Решение геометрических задач из заданий ЕГЭ» - 35 часов: 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия - 45 мин. Изучение элективного курса «Решение геометрических задач из заданий ЕГЭ» складывается из трёх частей: теоретической, практической, контроля знаний и умений учащихся. Теоретическая часть элективного курса заключается в изложении материала преподавателем по каждой изучаемой теме с приведением примеров и сообщения учащимся дополнительных формул и теорем не входящих в программу средней школы. Практическая часть элективного курса направлена на применение учащимися полученных знаний при решении задач. После каждой темы проводится дифференцированная самостоятельная работа, в результате которой оцениваются знания и умения, учащихся по пятибалльной системе оценок. В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа.
Формы контроля.
1. Текущий контроль: самостоятельные работы.
2. Тематический контроль: самостоятельные и диагностические работы.
3. Промежуточный контроль: промежуточная контрольная работа
4. Итоговый контроль: итоговая контрольная работа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет цель: закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области геометрии, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.
1. Знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении планиметрических задач.
2. Знать основные теоремы планиметрии и стереометрии, уметь их применять при решении задач.
3. Знать формулы площадей геометрических фигур и уметь применять их при решении задач.
4. Знать свойства геометрических тел и уметь применять их при решении задач.
5. Знать формулы площадей поверхностей геометрических тел и уметь применять их при решении задач.
6. Знать формулы объемов геометрических тел и уметь применять при решении задач.
7. Владеть методами решения геометрических задач.
8. Уметь по условию задачи грамотно строить чертеж.
Учебно - тематический план
№ п/п | Темы | Теория | Практика | Общее кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Решение задач на свойства биссектрисы, медианы, вы-соты треугольника и свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенного из вершины прямого угла. (4 часа) | 1 | 3 | 4 |
2. | Решение задач на свойства прямоугольника и квадрата и нахождение их площадей. (2 часа) | 1 | 1 | 2 |
3. | Решение задач на нахождение площади треугольника и использование соотношений между сторонами и углами прямоугольного треугольника. (3 часа) | 1 | 2 | 3 |
4. | Решение задач на свойства параллелограмма и ромба и нахождение их площадей.(3 часа) | 1 | 2 | 3 |
5. | Решение задач на свойства трапеции и нахождение его площади. (3 часа) | 1 | 2 | 3 |
6. | Решение задач на свойства описанной около треугольника окружности и вписанной в треугольник окружности. (2часа) | 1 | 1 | 2 |
7. | Решение задач на свойства: касательных , проведенных из одной точки, касательной и секущей проведенных из одной точки. (1час) | 1 | | 1 |
8. | Решение задач на комбинацию окружности с треугольником и многоугольником. (2 часа) | 1 | 1 | 2 |
9. | Решение задач на нахождение площади круга и его частей. (1час) | 1 | | 1 |
10. | Решение задач на нахождение площадей поверхностей и объемов многогранников(6 часов) | 1 | 5 | 6 |
11. | Решение задач на нахождение площадей поверхностей и объемов тел вращения.(5 часов) | 1 | 4 | 5 |
12. | Решение задач на нахождение площади поверхности и объема шара и ее частей(2 часа) | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО: | 12 | 23 | 35 |
Содержание программы
1.Решение задач на свойства биссектрисы, медианы, высоты треугольника и свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенного из вершины прямого угла. (4 часа)
Привить навыки по применению свойств биссектрисы, медианы, высоты треугольника и пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике.
2. Решение задач на свойства прямоугольника и квадрата и нахождение их площадей. (2 часа)
Рассмотреть типовые задачи на применение свойств прямоугольника и квадрата и нахождение их площадей, сформировать навыки решения задач.
3. Решение задач на нахождение площади треугольника и использование соотношений между сторонами и углами прямоугольного треугольника. (3 часа)
Закрепить основные формулы нахождения площади треугольника и соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Привить навыки применения формул при решении задач.
4. Решение задач на свойства параллелограмма и ромба и нахождение их площадей.(3 часа)
Сформировать навыки по применению свойств параллелограмма и ромба при решении задач. Закрепить формулы для нахождения площадей параллелограмма и ромба
5.Решение задач на свойства трапеции и нахождение его площади. (2 часа)
Повторить основные свойства и формулы. Рассмотреть алгоритм решения типовых задач по нахождению неизвестных элементов и площади трапеции. Разобрать решение сложных задач.
6.Решение задач на свойства описанной около треугольника окружности и вписанной в треугольник окружности. (2часа)
Закрепить теоремы об окружности, описанной около данного треугольника и об окружности, вписанный в треугольник и научить применять их при решении задач. Ввести теоремы, не изучаемые в школьной программе.
7.Решение задач на свойства: касательных, проведенных из одной точки, касательной и секущей проведенных из одной точки. (1час)
Рассмотреть задачи, в которых фигурируют окружности и касающиеся их прямые. Повторить и закрепить свойства : касательных, проведенных из одной точки, касательной и секущей проведенных из одной точки. Научить выполнять рисунки по условиям задач. Привить навыки решения задач. Рассмотреть решение типовых задач ЕГЭ.
8.Решение задач на комбинацию окружности с треугольником и многоугольником. (2 часа)
Систематизировать и обобщить имеющиеся знания по теме; дополнить необходимым теоретическим материалом, выходящим за пределы школьного курса; развивать воображение, способствовать развитию умения видеть чертеж к задаче. Дать основные формулы, которые используются при решении задач. Рассмотреть примеры решения задач. Привить навыки решения таких задач.
9.Решение задач на нахождение площади круга и его частей. (1час)
Закрепить приемы вычисления площади круга и его частей, формулы площадей круга и его частей, уметь, используя рисунок, вычислять радиус круга, находить величину центрального угла
10.Решение задач на нахождение площадей поверхностей и объемов многогранников(6 часов)
Сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, повторить и закрепить формулы объемов и площадей поверхностей пирамиды, параллелепипеда и призмы, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей.
11. Решение задач на нахождение площадей поверхностей и объемов тел вращения.(5 часов)
Сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, Повторить и закрепить формулы объемов и площадей поверхностей цилиндра, конуса, усеченного конуса, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей данных тел. Рассмотреть решения типовых задач ЕГЭ.
12.Решение задач на нахождение площади поверхности и объема шара и ее частей(3 часа)
Закрепить основные формулы нахождения площади поверхности и объема шара и ее частей. Научить показывать на рисунке шар и его части, сечения шара. Рассмотреть и проанализировать решения типовых задач ЕГЭ.
Календарно – тематический план
№ п/п | Тема урока | Вид контроля, измерители | Домашнее задание | Дата проведения |
план. | факт. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Решение задач на свойства биссектрисы треугольника | Устный опрос | Гл VIII §3 п.72 №678 (а) решить | 01.09 | |
2 | Решение задач на свойства медианы треугольника | Проверка домашнего задания | Гл VII §3 п.62 №570 решить | 06.09 | |
3 | Решение задач на свойства высот треугольника | Фронтальный опрос | Гл VIII §3 п.73 №685 решить | 13.09 | |
4 | Решение задач по теме «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике» | Проверка домашнего задания | Гл VII §3 п.63 №580 решить | 20.09 | |
5 | Решение задач на свойства прямоугольника и квадрата | Индивидуальный опрос | Гл V §3 п.45,46 №412 решить | 27.09 | |
6 | Решение задач на нахождение площади прямоугольника и квадрата | Проверка домашнего задания | Гл VI §1 п.49,50 №457 решить | 04.10 | |
7 | Решение задач на нахождение площади треугольника | Фронтальный опрос | Гл VI §2 п.52 №474 решить | 11.10 | |
8 | Решение задач на отношение площадей подобных треугольников | Устный опрос | Гл VII §1 п.58 №549 решить | 18.10 | |
9 | Решение задач на соотношения между сторо-нами и углами прямоугольного треугольника | Индивидуальный опрос | Гл VII §1 п.66 №602 решить | 25.10 | |
10 | Решение задач на свойства параллелограмма | Фронтальный опрос | Гл V §2 п.42,43 №384 (изучить решение) | 08.11 | |
11 | Решение задач на нахождение площади параллелограмма | Индивидуальный опрос | Гл VI §2 п.51 №466 решить | 15.11 | |
12 | Решение задач на нахождение площади ромба. | Устный опрос | Гл VI §2 п.51 №477 решить | 22.11 | |
13 | Решение задач на свойства трапеции | Индивидуальный опрос | Гл V §2 п.44 №397 решить | 29.11 | |
14 | Решение задач на нахождение площади трапеции | Устный опрос | Гл VI §2 п.53 №482 решить | | |
15 | Решение сложных задач на нахождение площади трапеции | Проверка домашнего задания | Гл VI §2 п.53 повторить | | |
16 | Решение задач на свойства описанной около треугольника окружности | Фронтальный опрос | Гл VIII §4 п.75 №707 решить | | |
17 | Решение задач на свойства вписанной в треугольник окружности | Индивидуальный опрос | Гл VIII §4 п.74 №701 решить | | |
18 | Решение задач на свойства: касательных проведенных из одной точки, касательной и секущей, проведенных из одной точки. | Проверка домашнего задания | Гл VIII §1 п.68,69 №643 решить | | |
19 | Решение задач на комбинацию окружности с треугольником | Фронтальный опрос | Гл VIII §4 п.74,75 №647 (а) решить | | |
20 | Решение задач на комбинацию окружности с многоугольником | Проверка домашнего задания | Гл VIII §4 п.74,75 №733решить | | |
21 | Решение задач на нахождение площади круга и его частей | Индивидуальный опрос | Гл XII §2 п.111,112 №1127 решить | | |
22 | Решение задач на нахождение площади поверхности пирамиды | Устный опрос | Гл III §2 п.32,33,34 №269 решить | | |
23 | Решение задач на нахождение объема пирамиды | Индивидуальный опрос | Гл VII §3 п.80 №700решить | | |
24 | Решение задач на нахождение площади поверхности параллелепипеда | Фронтальный опрос | Гл II §3 п.24 №217решить | | |
25 | Решение задач на нахождение объема параллелепипеда | Устный опрос | Гл VII §1 п.75 №657 решить | | |
26 | Решение задач на нахождение площади поверхности призмы | Проверка домашнего задания | Гл III §1 п.30 №237решить | | |
27 | Решение задач на нахождение объема призмы | Индивидуальный опрос | Гл VII §2 п.76 №671решить | | |
28 | Решение задач на нахождение площади поверхности цилиндра | Устный опрос | Гл VI §1 п.60 №545решить | | |
29 | Решение задач на нахождение объема цилиндра | Проверка домашнего задания | Гл VII §2 п.77 №672решить | | |
30 | Решение задач на нахождение площади поверхности конуса | Устный опрос | Гл VI §2 п.62 №572 решить | | |
31 | Решение задач на нахождение объема конуса | Проверка домашнего задания | Гл VII §3 п.81 №705решить | | |
32 | Решение задач на нахождение объема усеченного конуса | Индивидуальный опрос | Гл VII §3 п.81 №709решить | | |
33 | Решение задач на нахождение площади поверхности шара и ее частей | Фронтальный опрос | Гл VII §4 п.84 №724решить | | |
34 | Решение задач на нахождение объема шара и ее частей | Устный опрос | Гл VII §4 п.82,83 №750 решить | | |
35 | Решение практических задач на нахождение объема шара и ее частей | Фронтальный опрос | Гл VII §4 п.82,83 повторить | | |
Литература:
1. Г.В. Арутюнян, Е.В. Марчевская, И.К Марчевский «Элементарная геометрия»
изд. МГТУ им. Баумана. Москва 2010г.
2. М.И. Сканави «Сборник задач по математике». Изд. Москва «ОНИКС 21 век» «Мир и образование» «Альянс-В» 2003г.
3. ЕГЭ 2013. Математика. Задача B9. Рабочая тетрадь. Смирнов В.А.(под редакцией А. Л. Семенова и И.В.Ященко) М.: Издательство МЦНМО; 2012.
4. ЕГЭ, Геометрия, Тела и поверхности вращения, Смирнова И.М., Смирнов В.А., 2011. М.: Издательство «Экзамен», 2011.
5.ЕГЭ 2013. Математика. Задачи В9,В11. Типовые экзаменационные варианты (под редакцией А. Л. Семенова и И.В.Ященко) М.: Издательство МЦНМО, 2012
6.Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. Учебник Геометрия 10-11 класс. М.: Издательство «Просвещение»; 2006.