СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по литературе «Русская литература: развитие и традиции» для 10-11 классов (69 часов).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по литературе «Русская литература: развитие и традиции» для 10-11 классов (69 часов).»

Программа элективного курса по литературе «Русская литература: развитие и традиции» для 10-11 классов (69 часов).


Пояснительная записка

Курс «Русская литература: развитие и традиции» запланирован на два года как подготовительный к обязательному сочинению по литературе в 11 классе. Но основное его назначение: подготовка к ЕГЭ по литературе тех выпускников, кто планирует сдавать этот экзамен и поступать в вузы, связанные с гуманитарной сферой деятельности.

Специфика данного экзамена – не только тестовые задания, но и написание развернутых ответов различного характера по заявленным темам, а также написание сочинения.

Конечно, важным является структурировать теоретический материал, сориентировать школьников в подходе к текстовым заданиям, ликвидировать пробелы в пройденном за прошлые годы материале, а также углубить и расширить знания по изучению произведений, изучаемых в 10-11 классах.


Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе и формирование умений и навыков в построении текстов развернутых ответов и сочинения.


Задачи

- структурирование и систематизация знаний по теории литературы, уточнение и углубление этих знаний;

- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение;

- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста;

- расширение кругозора, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;

- обучение критическому подходу к оцениванию своих работ.


Методы деятельности учителя направлены как на теоретическую, так и на практическую работу с учащимися. Занятия включают в себя элементы лекции, учитывающие конспектирование учащимися основных вопросов, составление опорных схем. Важной составляющей является беседа, обсуждение проблемных вопросов. Но главное здесь - работа по анализу художественного текста. Здесь используются различные приёмы, такие как сравнение первоначального и окончательного вариантов одного текста, стилистический анализ, анализ развития действия, анализ художественных образов, создание проблемных ситуаций.


Формы и приемы работы учащихся могут быть разными: составление развернутого плана-конспекта; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, заполнение таблиц, структурирующих и обобщающих пройденное. Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст.


1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.1.Планируемые личностные результаты освоения ООП

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения ООП (УУД)

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

1.3.Планируемые предметные результаты освоения ООП

В результате изучения элективного курса на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.



2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Древнерусская литература.

Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». Древнерусская литература и фольклор с точки зрения ценностных категорий. Основные идеи древнерусской литературы. Связь литературы с фольклором. Жанры. Художественные приемы. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью. «Слово о полку Игореве».

Тема 2. Литература русского Просвещения XVIII века.

М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. Д. И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.

Тема 3. Литература первой половины XIX века.

Элегия и баллада как жанр поэзии В. А. Жуковского. А. С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А. С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».

М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности.


Тема 4. Литература второй половины XIX века.

И. А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А. Н. Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник». И. С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»». Традиции гражданской поэзии в творчестве Н. А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф. И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием. М. М. Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф. М. Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л. Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века. Малый жанр в русской прозе и творчество А. П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

Тема 5. Литература XX века.

Русская реалистическая проза начала века. И. А. Бунин. А.И. Куприн. Своеобразие прозы И. А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А. И. Куприна.

Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А. А. Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики А. А. Блока. Поэмы А. А. Блока. А. А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В. В. Маяковский – поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С. А. Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой С. А. Есенина. Особенности поэтического языка.

А. М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя.

Литература революции и Гражданской войны: произведения М. А. Шолохова, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова, А. А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М. А. Шолохова, И. Бабеля, А. Фадеева. Поиски героя времени.

Возвращенная литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.

Тема 6. Литература о Великой Отечественной войне.

А. Твардовский, М. Шолохов, Б. Васильев, В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова, С. Алексиевича, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева.

Тема 7. Поэзия 60-90-х годов. Поэты-метафористы Е. Евтушенко, А. Вознесенский. Тихая лирика Н. Рубцова. Авторская песня Б. Окуджавы, В.Высоцкого. Поэзия И. Бродского.

Тема 8. Проза 60-90-х годов XX века.

Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей. Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

10 класс

Тема занятия

Содержание

часы

Виды деятельности

1-3

Сведения по теории и истории литературы.

1) Основные литературоведческие понятия.

2) Историко-литературный процесс.

3) Язык художественного произведения.

Художественный образ.

Авторский замысел и его воплощение. Литературные направления и течения. Литературные роды. Жанры литературы. Авторская позиция. Тема. Идея. Сюжет. Проблематика. Композиция. Язык художественного произведения.

2

Знакомство с элементами содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ. Повторение литературоведческой терминологии.

4

Поэзия. Системы стихосложения.

Системы стихосложения. Стихотворные размеры. Ритм. Рифма. Строфа.

1

Работа с текстами и словарем литературных терминов, анализ изобразительно-выразительных средств.

5

Древнерусская литература и фольклор с точки зрения ценностных категорий.

Древнерусская литература и фольклор – их связь и влияние на последующую литературу. Жанры. Художественные приемы. Основные идеи древнерусской литературы.

1

Работа с презентацией.

6

«Слово о полку Игореве» - уникальный памятник древнерусской литературы.

Композиция. Язык автора. Система образов. Идея.

1

Работа с текстом, анализ отдельных фрагментов. Выявление авторской позиции.

7

Литература русского Просвещения XVIII века.


М. Ломоносов, Г. Р. Державин (Особенности русского классицизма. Тема поэта и поэзии). Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль» (принципы классической комедии. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина.).

1

Сравнительный анализ стихотворений под названием «Памятник». Работа с текстами. Повторение теоретических понятий по литературе.

8

Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».

Н. М. Карамзин (особенности русского сентиментализма).

1

Работа с презентацией (лекция), текстом (анализ фрагментов).

9

Литература первой половины XIX века.

Творчество В. А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады.

1

Анализ художественных форм, повторение литературоведческих понятий.

10

«Горе от ума» А. С. Грибоедова – социально-политическая комедия.

Драматургическое новаторство автора. Система персонажей. Тип «лишнего» человека. Язык и стих комедии. Образ фамусовской Москвы.

2

Работа с текстом, составление тезисных планов. Аналитическая беседа, выполнение тестовых заданий по комедии.

11

Сквозные темы лирики А. С. Пушкина.

Гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; тема поэта и поэзии.

1

Работа с текстами, заполнение сводной таблицы по лирике Пушкина, анализ изобразительно-выразительных средств.

12

А. С. Пушкин. Понятие исторического романа.


Роман «Капитанская дочка». Повесть «Станционный смотритель». Образ «маленького человека».

1

Работа с текстами. Сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении.

13-14

1) Русская история в прозе А. С. Пушкина.

2) Роман «Евгений Онегин». Зарождение реализма.

Поэма «Медный всадник». Жанр поэмы. Жанровые особенности первого русского романа.

2

Работа с текстом и «Словарем языка Пушкина».

15

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе

Образ «лишнего человека» в творчестве М. Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе XIX века.

2

Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями.

16-17

1) Лирика М.Ю. Лермонтова. Сквозные мотивы.

2) Характер лирического героя лермонтовской поэзии.

Понятие поэтической преемственности в творчестве М. Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта. Реализм.

1

Анализ поэтических форм, устные и письменные высказывания по проблемным вопросам. Заполнение сводной таблицы по лирике.

18-19

1) Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Пьеса «Ревизор».

2) «Мёртвые души» - поэма о величии России.

«Смех сквозь слезы» в сатире Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в литературе. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе.

2

Работа с текстом, словарем литературных терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя.

20-21

Литература второй половины XIX века.

1) И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Понятие «обломовщина».

2) Способы выражения авторской позиции в романе.

Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в рамках творчества И. Гончарова. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа.


2

Сопоставительный анализ, сравнение, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами.

22-23

1) Новый тип героя в русской литературе.

2) Драматургическое мастерство Островского.

Пьесы «Гроза» и «Бесприданница». Мир и личность в драмах А. Н. Островского. Быт и нравы русской провинции.

2

Работа с текстом, анализ драматических произведений.

24-25

1) «Тайный психологизм» романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

2) Конфликт жизненных позиций в романе.

Автор и его герои. Художественный прием «психологической пары». «Герой времени» в романах И. С. Тургенева. Художественная функция портрета, пейзажа, интерьера.

2

Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа. Анализ типологически сходных эпизодов в различных произведениях.

26-27

Ф. И. Тютчев и А. А. Фет.

1) Метафоричность лирики Фета.

2) Тютчев – поэт-философ и певец родной природы.

Традиции и новаторство в поэзии поэтов. Философская лирика. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэтов. Повтор как стилистическая фигура.

2

Анализ поэтической формы, работа с литературно-критическими статьями.

28-29

1) Н.А. Некрасов - поэт «мести и печали».

2) Проблемы счастья и смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо».


Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве Н. А. Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

2

Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Заполнение сводной таблицы по лирике. Аналитическая деятельность.

30

М. Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе.

«История одного города» как сатирическое произведение.

1

Сопоставительный анализ сатирических произведений Фонвизина и Салтыкова-Щедрина.

31-32

1) Ф. М. Достоевский. «Поиски «человека в человеке» в романе «Преступление и наказание».

2) Нравственная проблематика романа.

Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив.

2

Анализ прозаической формы, составление развернутых планов, устные и письменные высказывания по заданной проблеме.

33-34

1) Л. Н. Толстой. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

2) Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»).

Понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи. Система образов. Духовные искания центральных героев романа.

3

Работа с текстом. Составление схематических систем и сложных сюжетных и образных линий.

35

Итоговое занятие. Практикум


2

Выполнение тестовых заданий.



11 класс


Тема занятия

Содержание

Часы

Виды деятельности

1

Рассказы А.П. Чехова, своеобразие их тематики и стиля.

А. П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр.

1

Работа с текстом. Наблюдение за языком писателя.

2-3

1) Новаторство Чехова-драматурга.

2) Способы выражения авторской позиции в драматургии.

А. П. Чехов – драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство выражения авторской позиции.

2

Работа с текстом, сопоставительный анализ произведений разных авторов.

4-5

Русская реалистическая проза начала XX века. 1) Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина.

2) Поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

Своеобразие реализма русской реалистической прозы И. А. Бунина и А. И. Куприна. Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман). Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет».

2

Аналитическая беседа по содержанию. Анализ узловых эпизодов, наблюдение над языком писателей, составление тезисных планов, высказываний по проблемным вопросам.

6-7

1) Пьеса Горького «На дне» - социально-философская драма.

2) Новаторство Горького-драматурга.

Проблематика литературы нового времени в произведениях А. М. Горького.

Проблематика. «Три правды».

2

Анализ художественного текста. Аналитическая беседа.

8

Традиции и новаторство русского романтизма в рассказах А. М. Горького.

Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького.

1

Работа с текстом, анализ языковых средств выразительности.

9-10

Поэзия Серебряного века.

1) Поиски новых путей в искусстве. Модернизм.

2) Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века.

Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и их художественное своеобразие.

2

Анализ поэтической формы, работа с литературно-критическими статьями.

11-12

1) Темы и образы поэзии А. А. Блока.

2) Многоплановость поэмы «Двенадцать».

Лирика. Поэмы. Понятие аллитерации и ассонанса. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях поэмы.

2

Анализ лирических произведений. Заполнение сводной таблицы по лирике.

13-14

1) Исповедальность лирики А. А. Ахматовой.

2) Библейские мотивы и образы в поэме «Реквием».

Психологизм ахматовской лирики. «Реквием». Традиции в русской поэзии.

2

Анализ лирических произведений. Заполнение сводной таблицы по лирике.

15-16

1) В. В. Маяковский. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. 2) Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Лирика. Поэмы. Сатира в русской поэзии.

2

Анализ лирических произведений, наблюдение над языком поэта. Заполнение сводной таблицы по лирике.

17

Сквозные образы есенинской лирики.

С. А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности в русской поэзии.

1

Анализ лирических произведений, выполнение тестовых заданий.

18

Поэзия О. Мандельштама.

Словообраз в поэтике Мандельштама.

1

Заполнение сводной таблицы по лирике.

19-21

1) Литература революции и Гражданской войны: трагизм восприятия революционных событий прозаиками.

2) Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты.

3) Образы-символы и сквозные мотивы в романе «Доктор Живаго»

М. Шолохов «Донские рассказы».

И. Бабель «Конармия».

М. Булгаков. Роман «Белая гвардия»

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

3

Сопоставительный анализ произведений разных авторов с целью выявления авторской позиции.

22-24

1) Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя.

2) Своеобразие творческого стиля Л.Андреева.

3) Произведения А. Солженицына.

Возвращенная литература: произведения Л. Андреева, А. Платонова, А. Солженицына. Рассказ «Матренин двор»

Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Развитие и видоизменение темы «маленького человека» в течение полутора столетий.

3

Лекция. Эвристическая беседа.

Составление опорных конспектов. Работа с текстами.

25

Понятие утопии и антиутопии.

Антиутопии А. Платонова и Е. Замятина.

2

Сопоставительный анализ произведений.

26-28

1) Литература о Великой Отечественной войне.

2) Повесть «Живи и помни» В. Распутина.

3) В Некрасов «В окопах Сталинграда».

Литература о Великой Отечественной войне: произведения А. Твардовского, М. Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Кондратьева, К. Воробьева.

2

Аналитическая беседа.

29-31

Поэзия 60-90-х годов. 1) Поэты-«метафористы» Е. Евтушенко, А. Вознесенский.

2) Тихая лирика Н.Рубцова.

3) Авторская песня Б.Окуджавы, В. Высоцкого.

Н. Рубцов, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, И. Бродский, Б. Окуджава. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой.

3

Восприятие, интерпретация и анализ поэтических произведений с опорой на литературоведческие категории.

31

Разнообразие жанров и мотивов русской прозы 50-90-х годов.

Русская проза 50-90-х годов: «деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина.

1

Эвристическая беседа, установление внутрилитературных связей изучаемых произведений.

32

Тема взаимоотношения человека и природы

В.П.Астафьев «Царь-рыба». Нравственно-философский аспект цикла. В Распутин «Прощание с Матёрой».

1

Работа с текстами.

33-34

Итоговое занятие. Практикум


2

Выполнение тестовых заданий.



Рекомендуемая литература.

  1. Акимов В. На ветрах времени. – Л., 1991.

  2. История русской литературы XIX века. Вторая половина/ под ред. Н. Н. Скатова. – М., 1987.

  3. КИМы по литературе.

  4. Кузнецов Ф. Беседы о литературе. – М., 1977.

  5. Кулешов Ф. и. Лекции по истории русской литературы конца XIX – начала XX веков. – Минск, 1977.

  6. Литературно-критические статьи В. Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н. Н. Страхова, Н. Добролюбова, А. В. Дружинина, И. А. Гончарова, Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина.

  7. Монахова О. Л., Малхазова М. В. Русская литература XIX века: в 3 ч. – М, 1995.

  8. Русская литература XVIII – XIX веков. Справочные материалы / под ред. Л. А. Смирновой. – М., 1995.

  9. Русская литература XX века. Справочные материалы / под ред. Л. А. Смирновой. – М., 1995.

  10. Русская литература XX века. Энциклопедия для детей. – М., 1999.

  11. Русская литература. От былин и летописей до классики XIX века. Энциклопедия для детей. – М., 1999.



Интернет - ресурсы

  • http://www.edu.ru – образовательный портал «Российской образование»

  • http://www.school. edu. ru – национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

  • http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

  • http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - специализированный портал «Здоровье и образование»

  • http://www.ucheba.ru - образовательный портал «УЧЕБА»

  • http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал

  •   http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников

  • http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»

  • http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-   портал«Русский язык»).

  • http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Литература».

  • http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова»

  • http://www.ruscenter.ru — РОФ «Центр развития русского языка».

  • http://www.center.fio.ru — мастерская «В помощь учителю. Литература.»  Московского центра интернет-образования

  • http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

  •  http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

  •  http://www.old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

  •  http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

  •  http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

  •  http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!