СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ НА ТЕМУ: «ХИМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ» для учащихся 10-11 классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ НА ТЕМУ: «ХИМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ» для учащихся 10-11 классов»


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ардатовская средняя школа №2 им. С.И.Образумова»



РАССМОТРЕНО РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на РМО учителей химии педагогическим советом Директор школы

Протокол №____ Протокол №____ ___________Л.С.Лапина

от ___________________ от ___________________ Приказ №___от________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ НА ТЕМУ:

«ХИМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ»

для учащихся 10-11 классов











Е.С.Волонкина, учитель химии















р.п. Ардатов, 2020 г.

Рабочая программа элективного курса «Химические аспекты экологии» для учащихся 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Минобрнауки РФ 17 мая 2012 года № 413 (с изменениями), авторской программы курса по выбору «Химические аспекты экологии» с соответствующим УМК под редакцией авторов С.Б.Шустова, Л.Б.Шустовой, Н.В.Горбенко «Химические аспекты экологии», Москва, «Русское слово», 2015 год

На изучение данного элективного курса отводится 1 час в 10 классе (35 учебных недель/ 35 часов в год) и 1 час в 11 классе (35 учебных недель/35 часов год) – всего 70 часов.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Познакомить учащихся с молекулярным устройством окружающего мира, химической формой существования материи, различными формами существования элемента;

  • Провести квалификационный анализ и рассмотреть роль химических субстанций, которые встречаются в окружающей человека среде;

  • Дать представление об основах токсикологии и стандартах качества среды обитания, рассмотреть механизмы негативного воздействия химических агентов на живое;

  • Способствовать овладению учащимися умениями наблюдать химические явления, грамотно проводить химический эксперимент;

  • Осуществлять дальнейшее формирование практических умений и навыков по использованию инструментальных методик и физико-химических методов анализа качества окружающей среды и ее мониторинга;

  • Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химико-экологического эксперимента, умение самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями, работая с дополнительной литературой и Интернетом;

  • Формировать и развивать химико-экологическую компетентность старших школьников;

  • Развивать учебно-коммуникативные умения в процессе проведения занятий и выполнения учебных проектов.






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:

Личностные:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- осознание необходимости природосообразного взаимодействия с окружающим миром;

- формирование экологической культуры обучающихся как части общей культуры личности.

Метапредметные:

- умения осуществлять познавательную деятельность различных видов, применять основные методы научного познания;

- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками при выполнении учебных проектов, на теоретических и практических занятиях;

- осуществление обучающимися прогностической деятельности;

- использование различных источников для получения информации химического и экологического содержания;

Предметные:

- в познавательной сфере: общее мировоззренческое представление о химическом устройстве живой и неживой природы, причинах гомеостаза биосферы, круговороте веществ и потоке энергии в биосфере; знание определений изученных понятий (хемомедиатор, эклорегулятор, феромон, алломон, экзо- и эндометаболиты, хемосинтез, фотосинтез и дыхание, гетеротрофия и автотрофия, биогеохимический цикл, пищевые цепи, экологическая валентность, биоиндикация, хемосфера, поллютант, ксенобиотик, экотоксикант, токсичность, предельно допустимая концентрация, летальная доза, биотрансформация, пестициды, экологическая проблема, ресурс); умение применять основные изученные понятия для описания химических основ биоэкологических отношений между живыми организмами в сообществах, выявлять в них биологическую и химическую составляющие; представление о процессах трансформации поллютантов в экосистемах и об изменении их функций в результате биотрансформации; знание основных характеристик и особенностей альтернативных экологически чистых способов извлечения и использования энергии; знание теоретических основ ведущих методов химического анализа качества окружающей среды и ее мониторинга;

- в ценностно-ориентационной сфере: умение оценивать воздействия веществ различных классов опасности на здоровье человека и нормальное функционирование экосистем; умения давать обоснованную химико-экологическую оценку различных по типу химических производств и технологий и прогнозировать последствия возможных катастроф на этих производствах; умения выявлять и объяснять химические причины возникновения основных экологических проблем человечества (озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди, белковый дефицит, истощаемость ресурсов, энергетический кризис) и давать обоснованную оценку химических основ решения названных проблем.

- в трудовой сфере: умение проводить химико-биологический эксперимент.

- в сфере безопасности жизнедеятельности: умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Кроме того, из содержащихся в элективном курсе заданий учитель по своему усмотрению может составить большое количество вариантов самостоятельных и контрольных работ различного уровня сложности. Специфика данного элективного курса предусматривает обязательную самостоятельную работу учащихся, способствующую более глубокому и осмысленному усвоению учебного материала.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс:

Тема 1. Введение в химическую экологию (4ч).

Предмет химической экологии. Интегрированный характер экологических знаний. Связь экологии с биологическими, географическими, химическими и социальными науками. Воспитательное значение курса «Химические аспекты экологии». Химическая экология. Краткая характеристика основных экологических проблем современности с точки зрения химии. Роль химии в решении экологических проблем. Химические экорегуляторы – посредники между организмами и средой обитания. Хемокоммуникация в живой природе. Участие хемомедиаторов в различных типах отношений между организмами и средой. Феромоны. Алломоны. Экзо- и эндометаболиты. Основные функции хемомедиаторов. Защитная функция. Алкалоиды растений. Токсины грибов и водорослей. Экскреты и яды животных. Наступательная функция. Ферментыгидролазы паразитических грибов и патогенных бактерий. Нейротоксины хищных членистоногих и змей. Функция сдерживания конкурентов. Аллелопатические активные вещества растений. Пахучие экскреты, феромоны метки, маркеры у млекопитающих. Аттрактивная функция. Хемосигнализаторы, возбуждающие пищевую, двигательную и репродуктивную активность. Половые феромоны насекомых. Ароматические вещества плодов и цветов. Кайромоны. Функция регуляции взаимодействия внутри какой-либо социальной группы (семья, колония, популяция). Царское вещество медоносных пчёл, феромоны тупай, саранчовых, грызунов. Снабженческая функция – снабжение организмов веществами – предшественниками гормонов, феромонов. Облигатные связи организма- донора и организма-рецепиента. Экологические кластеры. Хемомедиаторы, формулирующие среду обитания. Экзометаболиты: токсины водорослей, антиоксиданты, пероксид водорода.

Тема 2. Химические элементы в биосфере (13ч)

Элементы биогенные и второстепенные. Классификация химических элементов в соответствии с их содержанием в живых организмах. Биогенные и второстепенные элементы. Микро- и макроэлементы. Органогены. Питательная ценность биологически доступных элементов. Содержание химических элементов в биосфере и теле человека. Роль химических элементов в жизни растений и животных. Биогенные элементысвязующее звено между живой и неживой частями экосистем. Биогеохимические циклы элементов. Круговороты биогенных элементов в биосфере. Второстепенные элементы в биосфере. Эколого - химический аспект происхождения и развития жизни на Земле. Воздействие химического компонента абиотического фактора среды на живые организмы.

Тема 3. Понятие о веществах – загрязнителях окружающей среды. Токсичность. Стандарты качества окружающей среды (8ч).

Виды загрязнений окружающей среды. Химические загрязнения как наиболее экологически опасные. Хемосфера. Типы трансформации ксенобиотиков в экосистемах.. Токсичность. Стандарты качества окружающей среды.

Тема 4. Экологические проблемы химии атмосферы (8ч)

Строение и состав атмосферы. Химические реакции в атмосфере и ее защитные свойства. Озоновый щит Земли и озоновые дыры.. Загрязнители тропосферы .Оксиды серы. Кислотные дожди. Оксиды азота. Фотохимический смог. Монооксид углерода. Экологические ловушки. Твердые взвешенные частицы.

Тема 5. Химический практикум (2ч).

11 класс

Тема 6. Экологические проблемы химии гидросферы (12ч).

Чистая и загрязненная вода. Эвтрофикация водоемов. Сточные воды и их обработка.Металлы и их соединения как загрязнители воды. Ртуть как токсикант водной среды. Загрязнение водной среды свинцом. Кадмий как загрязнитель гидросферы. Хлорорганические и фосфорорганические соединения. Другие загрязнители воды.

Тема 7. Эколого-химические проблемы литосферы (7ч)

Природные ресурсы. Пестициды. Удобрения и регуляторы роста и развития растений. Химические источники пищи.

Тема 8. Радиоактивность как загрязняющий фактор (4ч.)

Природа и источники радиации. Биологические повреждения, вызываемые радиацией.

Тема 9. Экология и энергетика (3ч).

Экологические и химические аспекты энергетических проблем. Традиционные и альтернативные источники энергии.

Тема 10. Экологический мониторинг (3ч).

Биоиндикация. Химические методы контроля загрязнений

Тема 11. Химический практикум (4ч)+2 ч.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

Название раздела (темы)

Количество часов

Всего

Теория

Практика


10 класс

1

Тема 1. Введение в химическую экологию .

4

4

1.1

Предмет химической экологии.

1

1

2.2

Химические экорегуляторы – посредники между организмами и средой обитания.

3

3

2

Тема 2. Химические элементы в биосфере.

13

13

2.1

Элементы биогенные и второстепенные. Классификация.

1

1

2.2

Биогенные элементы – связующее звено между живой и неживой частями экосистем

2

2

2.3

Биогеохимические циклы элементов

2

2

2.4

Круговороты биогенных элементов в биосфере

3

3

2.5

Второстепенные элементы: стронций, цезий и ртуть.

1

1

2.6

Эколого-химический аспект происхождения и развития жизни на Земле.

2

2

2.7

Воздействие химического компонента абиотического фактора среды на живые организмы.

2

2

3.

Тема 3. Понятие о веществах – загрязнителях окружающей среды. Токсичность. Стандарты качества окружающей среды.

8

8

3.1

Виды загрязнений окружающей среды. Химические загрязнения как наиболее экологически опасные.

2

2

3.2

Хемосфера. Типы трансформации ксенобиотиков в экосистемах.

4

4

3.3

Токсичность. Стандарты качества окружающей среды.

2

2


4.

Тема 4. Экологические проблемы химии атмосферы.

8

8

4.1

Строение и состав атмосферы

2

2

4.2

Химические реакции в атмосфере и ее защитные свойства.

1

1

4.3


Озоновый щит Земли и озоновые дыры


1


1

4.4

Загрязнители тропосферы. Оксиды серы. Кислотные дожди. Влияние кислотных дождей


2


2

4.5


Оксиды азота. Фотохимический смог.


1


1

4.6

Монооксид углерода. Экологические ловушки. Твердые взвешенные частицы


1


1


5.

Тема 5. Химический практикум

2

2

Итого:

35

33

2



11 класс

1.

Тема 1. Экологические проблемы химии гидросферы.

12

12

1.1


Чистая и загрязненная вода.


2


2

1.2

Эвтрофикация водоемов. Сточные воды и их обработка.

3

3

1.3

Металлы и их соединения как загрязнители воды.

1

1

1.4

Ртуть как токсикант водной среды

1

1

1.5

Загрязнение водной среды свинцом

1

1

1.6

Кадмий как загрязнитель гидросферы

1

1

1.7

Хлорорганические и Фосфорорганические соединения как загрязнители.

1

1

1.8


Другие загрязнители воды


2


2

2.

Тема 2. Эколого-химические проблемы литосферы.

7

7

2.1

Природные ресурсы. Их классификация

2

2

2.2

Классификация пестицидов в соответствии с их назначением.


2


2

2.3

Удобрения и регуляторы роста и развития растений

1

1

2.4


Химические источники пищи


2


2

3.

Тема 3. Радиоактивность как загрязняющий фактор.

4

4

3.1

Природа и источники радиации

2

2

3.2

Биологические повреждения, вызываемые радиацией.

2

2

4.

Тема4. Экология и энергетика.

3

3

4.1

Экологические и химические аспекты энергетических проблем.

1

1

4.2

Традиционные и альтернативные источники энергии.

2

2

5.

Тема5. Экологический мониторинг.

3

3

5.1


Биоиндикация

1

1

5.2

Химические методы контроля загрязнений

2

2

6.

Тема 6. Химический - экологический практикум.

4

4


7.

Итоговая конференция

2

2


35

29

6

ИТОГО:

0

62

8











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • Шустов С.Б., Шустова Л.В., Горбенко Н.В. Программа курса по выбору «Химические аспекты экологии» для учащихся старших классов общеобразовательных организаций. М.:Русское слово – учебник, 2015.

  • Шустов С.В., Шустова Л.В., Горбенко Н.В. «Химические аспекты экологии: учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных организаций. Курс по выбору. М.:Русское слово – учебник, 2015.

  • Шустов С.Б., Шустова Л.В., Горбенко Н.В. Рабочая тетрадь к учебному пособию С.Б.Шустова, Л.В.Шустовой, Н.В.Горбенко «Химические аспекты экологии» для учащихся старших классов общеобразовательных организаций. Курс по выбору. М.:Русское слово – учебник, 2015.

  • Горбенко Н.В., Тупикин Е.И., Шустов С.Б. Методические рекомендации к учебному пособию С.Б.Шустова, Л.В.Шустовой, Н.В.Горбенко «Химические аспекты экологии» для учащихся старших классов общеобразовательных организаций. Курс по выбору. М.:Русское слово – учебник, 2015.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!