Рабочая программа
Элективного курса по истории
для 11 класса
«История геральдики в России»
11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
Пояснительная записка
Актуальность. Вопросы геральдики остаются востребованными на сегодняшний день, знание и понимание геральдических символов и знаков являются важнейшей составляющей для изучения истории и культуры нашей страны. Национальная геральдика отражает историю, характер и дух нации, выраженные через мифологические символы. Это не хаотичное нагромождение символов - все мельчайшие детали и, на первый взгляд, незначительные завитки несут определенный смысл.
Геральдика является одним из средств в постижении исторического прошлого, так и непосредственным объектом изучения, будучи ценнейшим источником по политической, дипломатической, культурной истории. Это объясняется тем, что геральдические символы визуально отражали зафиксированные союзы (государственные, политические, корпоративные), территориальные преобразования, династические браки и т.д. Геральдические памятники имеют также непреходящую художественно-культурную ценность. Не изучив историю геральдики, невозможно до конца оценить присутствие в ней той или иной символики.
Цель курса: Сформировать целостное представление об истории становления и развития геральдики в России.
Задачи курса:
Сформировать умения: работы с историческими документами, умение сравнивать, анализировать и вычленять необходимую информацию из первоисточников; поиска информации из хрестоматий, справочников и Интернет-ресурсов; самостоятельной и групповой работы, публичного выступления.
Определить место геральдики в системе современного гуманитарного знания;
Сформировать у обучающихся системное представление о гербе как явлении культуры и историческом источнике, о происхождении, способах составления и правилах употребления гербов;
Дать системное знание о принципах и методе исследования гербов и заключенной в них информации;
Расширить знания обучающихся об условиях и причинах возникновения герба России; показать сложный процесс изменения российской государственной символики и ее современное состояние;
Показать неразрывную связь между историческим развитием страны и изменениями в государственных символах;
Формировать уважительное отношение к государственным институтам власти, главным символам России.
Сформировать умения: работы с историческими документами, умение сравнивать, анализировать и вычленять необходимую информацию из первоисточников; поиска информации из хрестоматий, справочников и Интернет-ресурсов; самостоятельной и групповой работы, публичного выступления.
Особенности курса:
Курс содержит теоретический материал, который обогащает знания обучающихся о государственных символах нашего Отечества в прошлом и в настоящем. Теоретический материал сочетается с практическими заданиями, которые ученики будут выполнять под строгим наблюдением учителя, что соответствует требованиям ФГОС об индивидуальном подходе. В рамках практических занятий ученики реализуют минимально требуемые для формирования исторического мышления компетенции. Предлагаемый курс предполагает ознакомление учащихся с геральдикой на основе гербов и эмблем, имевших обращение на территории нашей страны.
В завершении курса приобретённые знания учеников тщательно оцениваются, а выявленные пробелы в исторических знаниях по пройденному материалу устраняются.
Курс рассчитан на учащихся 11 класса исторического профиля.
Педагогические технологии, используемые в преподавании элективного курса. При изучении элективного курса используются следующие методы обучения – поисковый, проблемный и др. Поскольку содержание курса включает достаточно большой объем теоретического и фактического материала, целесообразным становится использование различных форм уроков. Предусматривается проведение дискуссий, ролевых игр, конференций, семинаров, лекций и проектных работ, посещение выставок. В преподавании элективного курса используются: проблемная форма обучения, кейс-технологии, практикумы и иные интерактивные формы обучения.
В процессе усвоения учащимися содержания элективного курса можно достичь следующих результатов:
1) предметных:
● овладение системными знаниями по истории геральдики в России, необходимыми для понимания других исторических событий и процессов прошлого и настоящего, определения места России в мировой истории;
● понимание и объяснение функций и методов исторического познания, историзма как основного принципа;
● знание терминологии и понятийного аппарата, относящихся к российской государственной символике;
● умение характеризовать символы российской государственности, объяснять политические смыслы, заложенные в них
● усвоение учебной информации о возникновении, эволюции и современном состоянии государственных символов России;
● способность к применению полученных исторических знаний в процесс жизнедеятельности и общения в социуме, при выработке собственной гражданской позиции;
2) личностных:
● Формирование российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма - любви к своему Отечеству, преданности своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за ее славное прошлое и настоящее многонационального народа России;
● осмысление исторического опыта предшествующих поколений, его достижений и уроков, социально-нравственных ценностей;
● понимание и уважение многообразия культур различных народов; готовность к диалогу с представителями других народов;
● уважения к правам и свободам человека, формирование демократических ценностей; толерантности;
● определения своей позиции, ответственности за нее перед другими членами общества.
● мотивацию к дальнейшему продолжению изучения истории в высших учебных заведениях, в личном самообразовании.
УВАЖЕНИЕ В ГОС.СИМВОЛИКЕ
3) метапредметных:
● умение организовывать и регулировать свою деятельность, используя полученные знания при изучении курса;
● способности к работе с учебной и дополнительной информацией (составлять план, конспект, тезисы, анализировать и обобщать факты и т. д.), используя современные информационные технологии;
● овладение умениями поисково-исследовательской деятельности, способность представить результаты своей работы в различных формах (проект, сообщение, презентация, эссе и др.);
● готовности к сотрудничеству и взаимодействию, умение вести диалог и участвовать в дискуссиях, формулировать и доказывать свое мнение и приводить аргументы в его защиту.
Техническое и ресурсное обеспечение программы элективного курса зависит от содержания изучаемой темы. Оно будет разным применительно к каждой отдельной теме, поэтому здесь можно обозначить только общие положения.
Содержание программы «История геральдики в России» (34 часа)
Раздел 1: «Становление и развитие русской геральдики в IX – XVIII вв.» (18 часов)
Тема 1. Предмет геральдики, её цели и задачи (1 час)
Происхождение термина «геральдика». Место геральдики в системе вспомогательных исторических дисциплин и исторических наук в целом. Предмет изучения геральдики. Цели геральдических исследований. Методы геральдической науки. Практическое значение геральдики.
Тема 2. У истоков происхождения гербов (1 час)
Предыстория гербов. Возникновение гербов в средневековой Европе. Определение герба, его отличие от других эмблем и знаков. Виды гербов.
Тема 3. Геральдическая «азбука» и её основные элементы (1 час)
Герб как предмет изучения геральдики. Основные элементы герба. Значение геральдической «азбуки».
Тема 4. Знаки и эмблемы на Руси: IX - первая половина ХV века (2 часа)
Личные и родовые знаки князей древней Руси. Княжеские печати. Булла. Эмблемы на печатях московских князей.
Тема 5. Утверждение государственного герба в эпоху Ивана III (3 часа)
Условия и причины появления государственного герба Московской Руси. Печать 1497 года: ее происхождение и составные элементы. Всадник-змееборец на гербе Московского княжества: версии возникновения и трактовки. Всадник на древнерусских княжеских печатях. Святой Георгий Победоносец в средневековой литературе и живописи. Двуглавый орел как символ: версии его появления и трактовки на Руси. Двуглавый орел на Востоке. Появление двуглавого орла на печати Ивана III как результат татарского влияния. Византийская версия заимствования двуглавого орла Московской Русью. Балканский (южнославянский) след двуглавого орла в истории российского герба. Гипотеза о заимствовании двуглавого орла с Запада (габсбургская версия). Русская традиция изображения орла на монетах и печатях.
Тема 6. Урок повторения и обобщения
Тема 7. Своя игра по теме «Геральдика как наука» (1 час)
Тема 8. Российский герб XVI - ХVII веков (2 часа)
Становление и изменение государственного герба в первой половине XVI века. Печати и российский герб эпохи Ивана Грозного. Эволюция российского государственного герба в XVI веке. Появление короны, скипетра, державы. Толкование смысла двуглавого орла под тремя коронами. Окончательное утверждение российской модели государственного герба.
Тема 9. Развитие русской практической геральдики в XVIII веке (4 часа)
Российский герб в эпоху Петра I и при его преемниках. Провозглашение России империей и эволюция герба, изменение его цветовой гаммы. Деятельность Герольдии, герольдмейстеры. В.Е. Адодуров. Создание "лейб-кампанских" гербов. Деятельность кн. М.М. Щербатова, городские гербы, составленные им. И.И. фон Энден и разработка им формы русского городского герба. Значение "Жалованной грамоты городам" 1785 г. для развития российской геральдики. Понятия "говорящий" герб, "старый" герб.
Тема 10. Геральдическая деятельность при Павле I (2 часа)
Указ 20 января 1797 г. о составлении и манифест 1 января 1798 г. об утверждении первого тома "Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи". Проект "Общего гербовника городов Российской Империи". Влияние увлечения Павла I рыцарством на историю геральдики в России.
Тема 11. Урок повторения и обобщения
Тема 12. Урок контроля по пройденному разделу (1 час)
Раздел 3: «Развитие русской геральдики в XIX – начале XXI вв.» (16 часов)
Тема 13. Государственный герб и административный статус, деятельность Герольдии в первой половине XIX в (2 часа)
Создание Департамента герольдии Правительствующего Сената. Эволюция российского герба в первой половине XIX в. Варианты изображений герба при Александре I и Николае I.
Тема 14. Российский герб во второй половине XIX - начале XX века (2 часа)
Геральдическая реформа под руководством Б.В. Кене и создание Большого, Среднего и Малого гербов России. Большой государственный герб России 1882 года: общая характеристика, традиционные и новые элементы. Местные гербы в составе Большого государственного герба.
Тема 15. Герб России при Временном правительстве (1 час)
Свержение монархии в России и отказ от старых символов. Обсуждение вопроса о новом гербе на специальной комиссии. Утверждение нового герба, его характеристика.
Тема 16. Эмблемы советской власти и государственный герб РСФСР ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ (2 часа)
Октябрь 1917 года и захват власти большевиками. Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Уничтожение старых государственных эмблем. Проекты нового герба советской России. Новые символы: пятиконечная звезда, серп и молот. Принятие первой советской Конституции РСФСР и утверждение государственного герба советской России.
Тема 17. Государственный герб СССР ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ рамки (2 часа)
Образование СССР и необходимость принятия нового герба. Работа над гербом СССР. Утверждение государственного герба СССР: его основные элементы, их трактовка, общая характеристика. Натурные изображения в советских гербах. Отсутствие в советской России и СССР родовых, а также долгое время городских гербов.
Тема 16. Современный государственный герб России (2 часа)
Условия и факторы изменения российских государственных символов в начале 1990-х годов. Президентский указ (1993 г.) о новом Государственном гербе России. Принятие Закона «О Государственном гербе Российской Федерации» (2000 г.) Важнейшие элементы описания герба.
Тема 17. Геральдическая деятельность в Российской Федерации (1 час)
Современные геральдические комиссии и общества. Всероссийское Геральдическое общество и возрождение журнала "Гербовед".
Тема 18. Герб Республики Башкортостан (1 час)
История возникновения и изменения герба Республики Башкортостан. Его современное состояние. Описание герба Республики Башкортостан.
Тема 19. Урок повторения и обобщения по модулю 3 (1 часа)
Тема 19. Урок повторения и обобщения по всем темам элективного курса (1 часа)
Тема 20. Итоговый контроль по темам элективного курса (1 час)
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«История геральдики в России» (34 часа)
№п.п. | Тема | Содержание | Кол-во ч. | Дата | |
План | Факт |
Становление и развитие русской геральдики в IX – XVIII вв (18 часов) |
1 | Предмет геральдики, её цели и задачи | Обзорная лекция. | 1 | 04.09. 2020 г. | 04.09. 2020 г. |
2 | Геральдическая «азбука» и её основные элементы | Урок-диалог с элементами лекции | 1 | 11.09. 2020 г. | 11.09. 2020 г. |
3 | У истоков происхождения гербов | Урок-лекция | 1 | 18.09. 2020 г. | 18.09. 2020 г. |
4 | Своя игра по теме «Геральдика как наука» | Тестирование. | 1 | 25.09. 2020 г. | 25.09. 2020 г. |
5 | Личные и родовые знаки князей Древней Руси. | Урок-лекция | 1 | 02.10. 2020 г. | 02.10. 2020 г.; |
6 | Геральдика в период раздробленности | Работа с источниками (лабораторная работа) и историографией | 1 | 09.10. 2020 г. | 09.10. 2020 г. |
7 | Гербы русских земель и княжеств в XIV-XV вв. | Дискуссионная форма обучения: круглый стол | 1 | 16.10. 2020 г. | 16.10. 2020 г. |
8 | Геральдика в Московском государстве | Урок-лекция | 1 | 23.10. 2020 г. | 23.10. 2020 г. |
9 | Двуглавый орел как символ | Урок-диалог с элементами лекции | 1 | 06.11. 2020 г. | 06.11. 2020 г. |
10 | Становление и изменение государственного герба в первой половине XVI века. | Занятие с элементами диалога | 1 | 13.11. 2020 г. | 13.11. 2020 г. |
11 | Окончательное утверждение российской модели государственного герба. | Урок-практикум | 1 | 20.11. 2020 г. | 20.11. 2020 г. |
12 | Российский герб в эпоху Петра I. | Урок-лекция | 1 | 27.11. 2020 г. | 27.11. 2020 г. |
13 | Деятельность Герольдии. | Урок – практикум | 1 | 04.12. 2020 г. | 04.12. 2020 г. |
14 | Создание "лейб-кампанских" гербов. | Занятие с элементами дискуссии | 1 | 11.12. 2020 г. | 11.12. 2020 г. |
15 | Развитие российской геральдики после "Жалованной грамоты городам" 1785 г. | Урок-лекция | 1 | 18.12. 2020 г. | 18.12. 2020 г. |
16 | Геральдическая деятельность при Павле I | Работа с источниками ( лабораторная работа) и историографией | 1 | 25.12. 2020 г. | 25.12. 2020 г. |
17 | Влияние увлечения Павла I рыцарством на историю геральдики в России. | Проблемная лекция | 1 | 15.01. 2021 г. | 15.01. 2021 г. |
18 | Урок контроля по разделу «Становление и развитие русской геральдики в IX – XVIII вв» | Контрольная работа. | 1 | 22.01. 2021 г. | 22.01. 2021 г. |
Развитие русской геральдики в XIX – начале XXI вв (16 часов) |
19 | Государственный герб в первой половине XIX в. Варианты изображений герба при Александре I и Николае I. | Урок-лекция с элементами дискуссии | 1 | 29.01. 2021 г. | 29.01. 2021 г. |
20 | Деятельность Герольдии в первой половине XIX в | Лабораторная работа | 1 | 05.02. 2021 г. | 05.02. 2021 г. |
21 | Российский герб во второй половине XIX в | Урок с использованием проектной технологии( представление презентаций) | 1 | 12.02. 2021 г. | 12.02. 2021 г. |
22 | Большой государственный герб России 1882 года: общая характеристика, традиционные и новые элементы. | Урок-лекция | 1 | 19.02. 2021 г. | 19.02. 2021 г. |
23 | Герб России при Временном правительстве | Урок-практикум | 1 | 26.02. 2021 г. | 26.02. 2021 г. |
24 | Эмблемы советской власти и уничтожение старых государственных эмблем. | Работа с источниками и историографией | 1 | 05.03. 2021 г. | 05.03. 2021 г. |
25 | Принятие первой советской Конституции РСФСР и утверждение государственного герба советской России. | Занятие с элементами дискуссии | 1 | 12.03. 2021 г. | 12.03. 2021 г. |
26 | Образование СССР и принятие нового герба. | Урок-лекция | 1 | 19.03. 2021 г. | 19.03. 2021 г. |
27 | Появление в СССР городских гербов. | Видеоурок: Просмотр видеоряда и дебаты | 1 | 26.03. 2021 г. | 26.03. 2021 г. |
28 | Изменения российских государственных символов в начале 1990-х годов | Работа с источниками и историографией | 1 | 09.04. 2021 г. | 09.04. 2021 г. |
29 | Закон «О Государственном гербе Российской Федерации» (2000 г.) | Работа с источниками и историографией | 1 | 16.04. 2021 г. | 16.04. 2021 г. |
30 | Геральдическая деятельность в Российской Федерации | Занятие с элементами дискуссии | 1 | 23.04. 2021 г. | 23.04. 2021 г. |
31 | Возникновение и изменения герба Республики Башкортостан. | Урок-лекция | 1 | 30.04. 2021 г. | 30.04. 2021 г. |
32 | Современный герб Республики Башкортостан. | Занятие с элементами диалога | 1 | 07.05. 2021 г. | 07.05. 2021 г. |
33 | Урок повторения и обобщения по всем темам элективного курса | Урок-обобщение | 1 | 14.05. 2021 г. | 14.05. 2021 г. |
34 | Итоговый контроль по темам элективного курса | Итоговая контрольная работа. | 1 | 21.05. 2021 г. | 21.05. 2021 г. |
Добавить игровые формы урока и чтобы содержание совпадало с КТП.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Белецкий С.В. "Пятно" русских князей: "тамга" или "герб"? // Записки института истории материальной культуры. Серия: История. 2018. №3. С. 203-209.
Белецкий С.В. Зарождение русской геральдики // Stratum plus. Археология и культурная антропология. № 6. 2000. С. 366-424.
Введенский Г.Э. Азбука геральдики. М.: Аврора, 2003. 78 с.
Гемонов А.В., Шиповская Л.П. Феноменология русской геральдики IX–XIV веков // Вестник Российского государственного аграрного университета. 2013. № 7-2. С. 41-50.
Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М.: Наука, 1977. 256 с.
Лакиер А.Б. Русская геральдика. М: Нобель Пресс, 2011. 700 с.
Левандовский А. П. В мире геральдики. Москва: Вече, 2008. 218 с
Манжурин Е.А. Воображаемая преемственность: дореволюционное геральдическое наследие в советской городской символике (1953–1991) // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2015. № 3. С. 116-122.
Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2006. 264 с.
Шепелёв Л.Е. Геральдика России: XVIII – начало XX века. СПб.: Аврора, 2003. 400 с.
Сайты:
1. https://geraldika.ru – информационный проект по геральдике.
2. http://ogerbah.ru/ – сайт «Геральдика сегодня», на нем представлено огромное количество методических и справочных материалов по практическим и теоретическим проблемам современной российской геральдики
3.
http://www.heraldicum.ru/russia/index.htm - Гербы России
4. http://simvolika.rsl.ru/ - Государственные символы России: история и реальность: открытая цифровая коллекция.
5. www.statesymbol.ru - Проект носит образовательный характер. Освещается тема геральдики в государственной сфере, даёт систематизированная информация, представление о месте и роли символики в общественно-политической жизни государства.