СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Элективного курса по истории для 11 класса «История геральдики в России»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс содержит теоретический материал, который обогащает знания обучающихся о государственных символах нашего Отечества в прошлом и в настоящем. Теоретический материал сочетается с практическими заданиями, которые ученики будут выполнять под строгим наблюдением учителя, что соответствует требованиям ФГОС об индивидуальном подходе. В рамках практических занятий ученики реализуют минимально требуемые для формирования исторического мышления компетенции. Предлагаемый курс предполагает ознакомление учащихся с геральдикой на основе гербов и эмблем, имевших обращение на территории нашей страны.

В завершении курса приобретённые знания учеников тщательно оцениваются, а выявленные пробелы в исторических знаниях по пройденному материалу устраняются.

Курс рассчитан на учащихся 11 класса исторического профиля.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Элективного курса по истории для 11 класса «История геральдики в России»»










Рабочая программа

Элективного курса по истории

для 11 класса

«История геральдики в России»

11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год




























Пояснительная записка


Актуальность. Вопросы геральдики остаются востребованными на сегодняшний день, знание и понимание геральдических символов и знаков являются важнейшей составляющей для изучения истории и культуры нашей страны. Национальная геральдика отражает историю, характер и дух нации, выраженные через мифологические символы. Это не хаотичное нагромождение символов - все мельчайшие детали и, на первый взгляд, незначительные завитки несут определенный смысл.

Геральдика является одним из средств в постижении исторического прошлого, так и непосредственным объектом изучения, будучи ценнейшим источником по политической, дипломатической, культурной истории. Это объясняется тем, что геральдические символы визуально отражали зафиксированные союзы (государственные, политические, корпоративные), территориальные преобразования, династические браки и т.д. Геральдические памятники имеют также непреходящую художественно-культурную ценность. Не изучив историю геральдики, невозможно до конца оценить присутствие в ней той или иной символики.

Цель курса: Сформировать целостное представление об истории становления и развития геральдики в России.

Задачи курса:

  • Сформировать умения: работы с историческими документами, умение сравнивать, анализировать и вычленять необходимую информацию из первоисточников; поиска информации из хрестоматий, справочников и Интернет-ресурсов; самостоятельной и групповой работы, публичного выступления.

  • Определить место геральдики в системе современного гуманитарного знания;

  • Сформировать у обучающихся системное представление о гербе как явлении культуры и историческом источнике, о происхождении, способах составления и правилах употребления гербов;

  • Дать системное знание о принципах и методе исследования гербов и заключенной в них информации;

  • Расширить знания обучающихся об условиях и причинах возникновения герба России; показать сложный процесс изменения российской государственной символики и ее современное состояние;

  • Показать неразрывную связь между историческим развитием страны и изменениями в государственных символах;

  • Формировать уважительное отношение к государственным институтам власти, главным символам России.

  • Сформировать умения: работы с историческими документами, умение сравнивать, анализировать и вычленять необходимую информацию из первоисточников; поиска информации из хрестоматий, справочников и Интернет-ресурсов; самостоятельной и групповой работы, публичного выступления.

Особенности курса:

Курс содержит теоретический материал, который обогащает знания обучающихся о государственных символах нашего Отечества в прошлом и в настоящем. Теоретический материал сочетается с практическими заданиями, которые ученики будут выполнять под строгим наблюдением учителя, что соответствует требованиям ФГОС об индивидуальном подходе. В рамках практических занятий ученики реализуют минимально требуемые для формирования исторического мышления компетенции. Предлагаемый курс предполагает ознакомление учащихся с геральдикой на основе гербов и эмблем, имевших обращение на территории нашей страны.

В завершении курса приобретённые знания учеников тщательно оцениваются, а выявленные пробелы в исторических знаниях по пройденному материалу устраняются.

Курс рассчитан на учащихся 11 класса исторического профиля.

Педагогические технологии, используемые в преподавании элективного курса. При изучении элективного курса используются следующие методы обучения – поисковый, проблемный и др. Поскольку содержание курса включает достаточно большой объем теоретического и фактического материала, целесообразным становится использование различных форм уроков. Предусматривается проведение дискуссий, ролевых игр, конференций, семинаров, лекций и проектных работ, посещение выставок. В преподавании элективного курса используются: проблемная форма обучения, кейс-технологии, практикумы и иные интерактивные формы обучения.


В процессе усвоения учащимися содержания элективного курса можно достичь следующих результатов:

1) предметных:

● овладение системными знаниями по истории геральдики в России, необходимыми для понимания других исторических событий и процессов прошлого и настоящего, определения места России в мировой истории;

● понимание и объяснение функций и методов исторического познания, историзма как основного принципа;

● знание терминологии и понятийного аппарата, относящихся к российской государственной символике;

● умение характеризовать символы российской государственности, объяснять политические смыслы, заложенные в них

● усвоение учебной информации о возникновении, эволюции и современном состоянии государственных символов России;

● способность к применению полученных исторических знаний в процесс жизнедеятельности и общения в социуме, при выработке собственной гражданской позиции;


2) личностных:

● Формирование российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма - любви к своему Отечеству, преданности своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за ее славное прошлое и настоящее многонационального народа России;

● осмысление исторического опыта предшествующих поколений, его достижений и уроков, социально-нравственных ценностей;

● понимание и уважение многообразия культур различных народов; готовность к диалогу с представителями других народов;

● уважения к правам и свободам человека, формирование демократических ценностей; толерантности;

● определения своей позиции, ответственности за нее перед другими членами общества.

● мотивацию к дальнейшему продолжению изучения истории в высших учебных заведениях, в личном самообразовании.

УВАЖЕНИЕ В ГОС.СИМВОЛИКЕ


3) метапредметных:

● умение организовывать и регулировать свою деятельность, используя полученные знания при изучении курса;

● способности к работе с учебной и дополнительной информацией (составлять план, конспект, тезисы, анализировать и обобщать факты и т. д.), используя современные информационные технологии;

● овладение умениями поисково-исследовательской деятельности, способность представить результаты своей работы в различных формах (проект, сообщение, презентация, эссе и др.);

● готовности к сотрудничеству и взаимодействию, умение вести диалог и участвовать в дискуссиях, формулировать и доказывать свое мнение и приводить аргументы в его защиту.

Техническое и ресурсное обеспечение программы элективного курса зависит от содержания изучаемой темы. Оно будет разным применительно к каждой отдельной теме, поэтому здесь можно обозначить только общие положения.


Содержание программы «История геральдики в России» (34 часа)


Раздел 1: «Становление и развитие русской геральдики в IX – XVIII вв.» (18 часов)

Тема 1. Предмет геральдики, её цели и задачи (1 час)

Происхождение термина «геральдика». Место геральдики в системе вспомогательных исторических дисциплин и исторических наук в целом. Предмет изучения геральдики. Цели геральдических исследований. Методы геральдической науки. Практическое значение геральдики.

Тема 2. У истоков происхождения гербов (1 час)

Предыстория гербов. Возникновение гербов в средневековой Европе. Определение герба, его отличие от других эмблем и знаков. Виды гербов.

Тема 3. Геральдическая «азбука» и её основные элементы (1 час)

Герб как предмет изучения геральдики. Основные элементы герба. Значение геральдической «азбуки».

Тема 4. Знаки и эмблемы на Руси: IX - первая половина ХV века (2 часа)

Личные и родовые знаки князей древней Руси. Княжеские печати. Булла. Эмблемы на печатях московских князей.

Тема 5. Утверждение государственного герба в эпоху Ивана III (3 часа)

Условия и причины появления государственного герба Московской Руси. Печать 1497 года: ее происхождение и составные элементы. Всадник-змееборец на гербе Московского княжества: версии возникновения и трактовки. Всадник на древнерусских княжеских печатях. Святой Георгий Победоносец в средневековой литературе и живописи. Двуглавый орел как символ: версии его появления и трактовки на Руси. Двуглавый орел на Востоке. Появление двуглавого орла на печати Ивана III как результат татарского влияния. Византийская версия заимствования двуглавого орла Московской Русью. Балканский (южнославянский) след двуглавого орла в истории российского герба. Гипотеза о заимствовании двуглавого орла с Запада (габсбургская версия). Русская традиция изображения орла на монетах и печатях.

Тема 6. Урок повторения и обобщения

Тема 7. Своя игра по теме «Геральдика как наука» (1 час)

Тема 8. Российский герб XVI - ХVII веков (2 часа)

Становление и изменение государственного герба в первой половине XVI века. Печати и российский герб эпохи Ивана Грозного. Эволюция российского государственного герба в XVI веке. Появление короны, скипетра, державы. Толкование смысла двуглавого орла под тремя коронами. Окончательное утверждение российской модели государственного герба.

Тема 9. Развитие русской практической геральдики в XVIII веке (4 часа)

Российский герб в эпоху Петра I и при его преемниках. Провозглашение России империей и эволюция герба, изменение его цветовой гаммы. Деятельность Герольдии, герольдмейстеры. В.Е. Адодуров. Создание "лейб-кампанских" гербов. Деятельность кн. М.М. Щербатова, городские гербы, составленные им. И.И. фон Энден и разработка им формы русского городского герба. Значение "Жалованной грамоты городам" 1785 г. для развития российской геральдики. Понятия "говорящий" герб, "старый" герб.

Тема 10. Геральдическая деятельность при Павле I (2 часа)

Указ 20 января 1797 г. о составлении и манифест 1 января 1798 г. об утверждении первого тома "Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи". Проект "Общего гербовника городов Российской Империи". Влияние увлечения Павла I рыцарством на историю геральдики в России.

Тема 11. Урок повторения и обобщения

Тема 12. Урок контроля по пройденному разделу (1 час)

Раздел 3: «Развитие русской геральдики в XIX – начале XXI вв.» (16 часов)

Тема 13. Государственный герб и административный статус, деятельность Герольдии в первой половине XIX в (2 часа)

Создание Департамента герольдии Правительствующего Сената. Эволюция российского герба в первой половине XIX в. Варианты изображений герба при Александре I и Николае I.

Тема 14. Российский герб во второй половине XIX - начале XX века (2 часа)

Геральдическая реформа под руководством Б.В. Кене и создание Большого, Среднего и Малого гербов России. Большой государственный герб России 1882 года: общая характеристика, традиционные и новые элементы. Местные гербы в составе Большого государственного герба.


Тема 15. Герб России при Временном правительстве (1 час)

Свержение монархии в России и отказ от старых символов. Обсуждение вопроса о новом гербе на специальной комиссии. Утверждение нового герба, его характеристика.


Тема 16. Эмблемы советской власти и государственный герб РСФСР ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ (2 часа)

Октябрь 1917 года и захват власти большевиками. Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Уничтожение старых государственных эмблем. Проекты нового герба советской России. Новые символы: пятиконечная звезда, серп и молот. Принятие первой советской Конституции РСФСР и утверждение государственного герба советской России.


Тема 17. Государственный герб СССР ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ рамки (2 часа)

Образование СССР и необходимость принятия нового герба. Работа над гербом СССР. Утверждение государственного герба СССР: его основные элементы, их трактовка, общая характеристика. Натурные изображения в советских гербах. Отсутствие в советской России и СССР родовых, а также долгое время городских гербов.


Тема 16. Современный государственный герб России (2 часа)

Условия и факторы изменения российских государственных символов в начале 1990-х годов. Президентский указ (1993 г.) о новом Государственном гербе России. Принятие Закона «О Государственном гербе Российской Федерации» (2000 г.) Важнейшие элементы описания герба.


Тема 17. Геральдическая деятельность в Российской Федерации (1 час)

Современные геральдические комиссии и общества. Всероссийское Геральдическое общество и возрождение журнала "Гербовед".


Тема 18. Герб Республики Башкортостан (1 час)

История возникновения и изменения герба Республики Башкортостан. Его современное состояние. Описание герба Республики Башкортостан.

Тема 19. Урок повторения и обобщения по модулю 3 (1 часа)


Тема 19. Урок повторения и обобщения по всем темам элективного курса (1 часа)


Тема 20. Итоговый контроль по темам элективного курса (1 час)


Календарно-тематическое планирование элективного курса

«История геральдики в России» (34 часа)


п.п.

Тема

Содержание

Кол-во ч.

Дата


План

Факт

Становление и развитие русской геральдики в IX – XVIII вв (18 часов)

1


Предмет геральдики, её цели и задачи

Обзорная лекция.

1

04.09. 2020 г.

04.09. 2020 г.

2

Геральдическая «азбука» и её основные элементы

Урок-диалог с элементами лекции

1

11.09. 2020 г.

11.09. 2020 г.

3

У истоков происхождения гербов

Урок-лекция

1

18.09. 2020 г.

18.09. 2020 г.

4

Своя игра по теме «Геральдика как наука»

Тестирование.

1

25.09. 2020 г.

25.09. 2020 г.

5

Личные и родовые знаки князей Древней Руси.

Урок-лекция

1

02.10. 2020 г.

02.10. 2020 г.;

6

Геральдика в период раздробленности

Работа с источниками (лабораторная работа) и историографией

1

09.10. 2020 г.

09.10. 2020 г.

7

Гербы русских земель и княжеств в XIV-XV вв.

Дискуссионная форма обучения: круглый стол

1

16.10. 2020 г.

16.10. 2020 г.

8

Геральдика в Московском государстве

Урок-лекция

1

23.10. 2020 г.

23.10. 2020 г.

9

Двуглавый орел как символ

Урок-диалог с элементами лекции

1

06.11. 2020 г.

06.11. 2020 г.

10


Становление и изменение государственного герба в первой половине XVI века.

Занятие с элементами диалога

1

13.11. 2020 г.


13.11. 2020 г.

11

Окончательное утверждение российской модели государственного герба.

Урок-практикум

1

20.11. 2020 г.

20.11. 2020 г.

12

Российский герб в эпоху Петра I.

Урок-лекция

1

27.11. 2020 г.

27.11. 2020 г.


13

Деятельность Герольдии.

Урок – практикум

1

04.12. 2020 г.

04.12. 2020 г.

14

Создание "лейб-кампанских" гербов.

Занятие с элементами дискуссии

1

11.12. 2020 г.

11.12. 2020 г.

15

Развитие российской геральдики после "Жалованной грамоты городам" 1785 г.

Урок-лекция

1

18.12. 2020 г.

18.12. 2020 г.

16

Геральдическая деятельность при Павле I

Работа с источниками ( лабораторная работа) и историографией

1

25.12. 2020 г.

25.12. 2020 г.


17

Влияние увлечения Павла I рыцарством на историю геральдики в России.

Проблемная лекция

1

15.01. 2021 г.

15.01. 2021 г.

18

Урок контроля по разделу «Становление и развитие русской геральдики в IX – XVIII вв»

Контрольная работа.

1

22.01.

2021 г.

22.01.

2021 г.

Развитие русской геральдики в XIX – начале XXI вв (16 часов)

19


Государственный герб в первой половине XIX в. Варианты изображений герба при Александре I и Николае I.

Урок-лекция с элементами дискуссии

1

29.01. 2021 г.


29.01. 2021 г.


20

Деятельность Герольдии в первой половине XIX в

Лабораторная работа

1

05.02. 2021 г.

05.02. 2021 г.

21

Российский герб во второй половине XIX в

Урок с использованием проектной технологии( представление презентаций)

1

12.02. 2021 г.

12.02. 2021 г.

22

Большой государственный герб России 1882 года: общая характеристика, традиционные и новые элементы.

Урок-лекция

1

19.02. 2021 г.

19.02. 2021 г.

23


Герб России при Временном правительстве

Урок-практикум

1

26.02.

2021 г.

26.02.

2021 г.

24

Эмблемы советской власти и уничтожение старых государственных эмблем.

Работа с источниками и историографией

1

05.03. 2021 г.

05.03. 2021 г.

25

Принятие первой советской Конституции РСФСР и утверждение государственного герба советской России.

Занятие с элементами дискуссии

1

12.03. 2021 г.

12.03. 2021 г.

26

Образование СССР и принятие нового герба.

Урок-лекция

1

19.03. 2021 г.

19.03. 2021 г.


27

Появление в СССР городских гербов.

Видеоурок: Просмотр видеоряда и дебаты

1

26.03. 2021 г.

26.03. 2021 г.

28

Изменения российских государственных символов в начале 1990-х годов

Работа с источниками и историографией

1

09.04. 2021 г.

09.04. 2021 г.

29

Закон «О Государственном гербе Российской Федерации» (2000 г.)

Работа с источниками и историографией

1

16.04. 2021 г.

16.04. 2021 г.

30

Геральдическая деятельность в Российской Федерации

Занятие с элементами дискуссии

1

23.04.

2021 г.

23.04.

2021 г.

31

Возникновение и изменения герба Республики Башкортостан.

Урок-лекция

1

30.04. 2021 г.

30.04. 2021 г.


32

Современный герб Республики Башкортостан.

Занятие с элементами диалога

1

07.05. 2021 г.


07.05. 2021 г.


33

Урок повторения и обобщения по всем темам элективного курса

Урок-обобщение

1

14.05.

2021 г.

14.05.

2021 г.

34

Итоговый контроль по темам элективного курса

Итоговая контрольная работа.

1

21.05.

2021 г.

21.05.

2021 г.




Добавить игровые формы урока и чтобы содержание совпадало с КТП.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


  1. Белецкий С.В. "Пятно" русских князей: "тамга" или "герб"? // Записки института истории материальной культуры. Серия: История. 2018. №3. С. 203-209.

  2. Белецкий С.В. Зарождение русской геральдики // Stratum plus. Археология и культурная антропология. № 6. 2000. С. 366-424.

  3. Введенский Г.Э. Азбука геральдики. М.: Аврора, 2003. 78 с.

  4. Гемонов А.В., Шиповская Л.П. Феноменология русской геральдики IX–XIV веков // Вестник Российского государственного аграрного университета. 2013. № 7-2. С. 41-50.

  5. Драчук В.С.  Рассказывает геральдика. М.: Наука, 1977. 256 с.

  6. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М: Нобель Пресс, 2011. 700 с.

  7. Левандовский А. П. В мире геральдики. Москва: Вече, 2008. 218 с

  8. Манжурин Е.А. Воображаемая преемственность: дореволюционное геральдическое наследие в советской городской символике (1953–1991) // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2015. № 3. С. 116-122.

  9. Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2006. 264 с.

  10. Шепелёв Л.Е. Геральдика России: XVIII – начало XX века. СПб.: Аврора, 2003. 400 с.




Сайты:

1. https://geraldika.ru – информационный проект по геральдике.

2. http://ogerbah.ru/сайт «Геральдика сегодня», на нем представлено огромное количество методических и справочных материалов по практическим и теоретическим проблемам современной российской геральдики

3.

http://www.heraldicum.ru/russia/index.htm - Гербы России

4. http://simvolika.rsl.ru/ - Государственные символы России: история и реальность: открытая цифровая коллекция.

5. www.statesymbol.ru - Проект носит образовательный характер. Освещается тема геральдики в государственной сфере, даёт систематизированная информация, представление о месте и роли символики в общественно-политической жизни государства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!