СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии «Страноведение»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: развитие у школьников  региональных представлений о природе стран, населении и его хозяйственной деятельности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии «Страноведение»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ№1

Приказ от 31.08.2020 года № 302

Подпись руководителя___________________

Ф.И.О. Ганеев И.И.

М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по географии

«Страноведение»



Учитель (Ф.И.О.) - Маркина Елена Викторовна,

учитель высшей квалификационной категории, стаж 27 лет


Уровень общего образования - среднее образование

10 класс

Количество часов - 35 часов












г.Семикаракорск

2020 – 2021 учебный год

Раздел 1. «Пояснительная записка»

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа


Рабочая программа по элективному курсу «Страноведение» на уровне среднего образования (10 класс по ФГОС) разработана на основе:

  • Конституции Российской Федерации.

  • Конвенции о правах ребёнка.

  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.

  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Концепции Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).

  • Приказа  МО  и науки РФ №38 от 26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".

  • Устава МБОУ СОШ №1.

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2020 – 2021 учебный год.

  • Основной образовательной программы основного общего образования (5 – 10 класс по ФГОС) МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год

  • Календарного учебного графика МБОУ СОШ № 1 на 2020 – 2021 учебного года.

  • Положения о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.

  • Федерального списка учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2020 – 2021 учебный год.

  • Авторской  программы   общеобразовательных учреждений по географии для  5-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2014 г, Москва, Просвещение).













1.2.Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета


География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Страноведческие знания выступают важной составляющей школьного географического образования. В современном мире с развитием международных контактов усиливается значение знаний о различных территориях и странах.

Страноведение соединяет в своем содержании познание природы, населения, его культуры и хозяйства в пределах отдельных территорий. Оно помогает учащимся понять причины разнообразия природы отдельных стран, взаимосвязи между людьми и природной средой на конкретной территории, создает условия для общения с людьми другой культуры.

Страноведение вызывает большой интерес к событиям общественной жизни. Росту интереса учащихся к познанию стран мира способствуют и тематические передачи по телевидению и статьи в газетах и журналах.

В курсе Страноведения объектом изучения становится конкретная территория, независимо от того, какое по площади государство изучается маленькое или большое.

Практика показывает, что страноведческие характеристики стран вызывают большой познавательный интерес. Взаимосвязанное изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности развивают умение работать с дополнительной литературой и Интернет ресурсами, составлять на их основе комплексные страноведческие характеристики.

Этот процесс требует более сложной мыслительной деятельности, тесно связанной с умениями получать информацию из разных источников знаний, анализировать её, сравнивать полученные знания. Нельзя не отметить связь Страноведения с такими науками, как история, география, экономика. Каждая из наук дополняет и углубляет знание курса.

В данном курсе рассматриваются следующие вопросы: природа, население, экономика, туризм, климат, история и политика страны. Программа предусматривает поисковую деятельность: нахождение и сбор различной информации (интересные факты, фотографии, статьи, газетные вырезки) о странах, изучаемых в ходе курса факультатива.

Цель: развитие у школьников региональных представлений о природе стран, населении и его хозяйственной деятельности.

Задачи курса:

  1. Способствовать активному формированию географического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

  2. Сформировать у школьников представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии;

  3. Привить чувство гражданственности, уважения к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов.

Формы организации учебного процесса: лекции, защита рефератов, практические работы, самостоятельные работы, итоговая конференция.

Средства обучения
  1. Учебники географии

  2. Статистические сборники

  3. Научно- практические материалы

  4. Энциклопедии

  5. Атласы, контурные карты

  6. Использование системы «Интернет»




Реализация данной общеобразовательной программы осуществляется на основе обновленной материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».


Раздел 2. «Место учебного предмета в учебном плане»

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом

Количество часов в год - 35, 1 час в неделю


Обоснованность отклонения рабочей программы


Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 10 классе:

элективный курс по географии - 35 часов, в неделю –1 час.

Согласно «Годового календарного графика работы МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год», «Учебного плана МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год», «Расписания МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год», в 2020 – 2021 учебном году фактическое количество учебных часов составит 35 часов.


Раздел 3. Содержание элективного курса

Основные виды деятельности


Введение (1 час): историко-географические регионы мира (ИГР) типология государств (повторение).

На изучение раздела «Страны Азии» выделено 5 часов:

  • общий обзор стран Зарубежной Азии, политическая карта и регионы Азии, (периоды формирования политической карты, историко-географические регионы и состав государств,

  • государственное устройство стран);

  • краткая историческая справка, памятники природы, крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения;

На изучение раздела «Страны Зарубежной Европы» выделено 11 часов:

  • политическая карта и регионы Европы, краткая историческая справка, памятники природы, крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения состав государств, государственное устройство стран, природные условия и ресурсы, экологическая ситуация в странах Европы и мероприятия по охране;

  • внешние связи, отношения Казахстана с Германией, с Великобританией, с Францией, с Италией;

На изучение раздела «Страны Америки» выделено 8 часов:

  • политическая карта Америки,

  • краткая историческая справка,

  • памятники природы,

  • крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения,

  • открытие и освоение Америки, история открытия, заселения, колонизации и освоения территорий Нового Света, регионы,

  • коренные народы Америки, их состав и размещение, хозяйство и быт, культура, традиции, состояние индейских племен после колонизации,

  • современная типология стран Америки;

На изучение раздела «Развивающиеся страны Африки» выделено 4 часа:

  • состав, современное геополитическое положение,

  • этапы формирования политической карты, колониальные владения, государственное устройство, типология стран и регионы,

  • природные условия и ресурсы, экология и особо охраняемые территории – заповедники, национальные парки;

На изучение раздела «Австралия, Океания» выделено 4 часа:

  • краткая историческая справка,

  • памятники природы,

  • крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения;

  • история открытия, заселения и освоения, состав региона, краткая характеристика хозяйства Австралии и стран Океании;

  • внутренние различия, внешние связи, отношения Казахстана с Австралийским Союзом;

Достопримечательности Мира - 1 час

Итоговая зачетная работа – 1 час



Характеристика основных видов деятельности ученика

Формирование универсальных учебных действий.


• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• прогнозирование как предвидения будущих событий и развития процесса.

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.






Раздел 4. Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета


Предметные:

  • Оценивать и прогнозировать:

  • оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

  • основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах стран.

  • Объяснять:

  • различия в условиях жизни народов, в степени заселенности стран;

  • различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека

  • к окружающей среде в разных географических условиях;

  • особенности экологических ситуаций в странах.

  • Описывать:

  • особенности материальной и духовной культуры народов стран.

  • Определять (измерять):

  • географическую информацию по картам различного содержания;

  • вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.

  • Называть и (или) показывать:

  • важные природные объекты стран;

  • типы земной коры, основные тектонические структуры, месторождение полезных ископаемых, сейсмически опасные территории стран;

  • факторы формирования климата стран;

  • народы, языки, религии, ареалы и их распространение в странах;

  • основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;

  • ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности.


Метапредметные:

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления; 

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Личностные результаты:

  • умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде;

  • осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям разных стран, толерантное отношение к разным народам

  • любить свою страну и с уважением относиться к народам других стран

  • сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес к изучению географии;

  • сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных планов на протяжении всей жизни;

  • принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде, умений противостоять социально опасным явлениям общественной жизни;

  • готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

























Раздел 5. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Страноведение»



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата


Введение 1 час



Общий обзор стран Мира

1

03.09


Раздел «Страны Азии» - 5 часов



Азия. Общий обзор

1

10.09

Жемчужины Персидского залива

1

17.09

Непал. Королевство у подножия Эвереста

1

24.09

Индия

1

01.10

Сянган (Гонконг)

1

08.10


Раздел «Страны Зарубежной Европы» - 11 часов



Европа. Общий обзор

1

15.10

Прогулки по Парижу

1

22.10

Лазурный берег

1

29.10

Город на сваях - Амстердам

1

12.11

Мальта – остров сокровищ

1

19.11

Встреча с Канарами

1

26.11

Княжество Монако

1

03.12

Венеция

1

10.12

Прага

1

17.12

Рим, Где родилась Афродита? Кипр

1

24.12

Достопримечательности Европы и Азии

1

14.01


Раздел «Страны Америки» - 8 часов



Америка. Общий обзор

1

21.01

Канада, Ниагара

1

28.01

США - Мамонтова Пещера

1

04.02

Йеллоустонский национальный парк

1

11.02

Калифорнийская долина

1

18.02

Города - гиганты

1

25.02

Амазония

1

04.03

Достопримечательности Америки

1

11.03


Раздел «Развивающиеся страны Африки» - 4



Африка. Общий обзор

1

18.03

Египет

1

01.04

Сейшельские острова

1

08.04

Достопримечательности Африки

1

15.04


Раздел «Австралия, Океания» - 4 часа



Австралия

1

22.04

Океания

1

29.04

Голубые горы

1

06.05

Тернии Большого рифа

1

13.05

Достопримечательности Мира 1 час

1

20.05

Итоговый урок – 1 час

1

27.05


итого

35








«Согласовано»

Протокол №1 заседания

Методического совета

МБОУ СОШ №1

От «26» августа 2020 года

Подпись руководителя МС

___________Казаринова Т.А.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________Мандрыка Г.А.

подпись

«26» августа 2020 года





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!