СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по экономике для 10-11 класса

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа элективного курса по экономике содержит КТП для 10 и 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по экономике для 10-11 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 109»


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей обществоведческих дисциплин

МБОУ «СОШ № 109»

Протокол № 1

от «___» __________20___г.


__________Л.И.Путилова

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

МБОУ «СОШ № 109»



__________Г.Н. Белавусова


«___»__________20___г.


УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «СОШ № 109»


____________Л.И.Клочко


Приказ № ____


от «___»__________ 20___г











Рабочая программа

элективного курса «Основы экономических знаний»



для _10 класса (среднего общего образования)

(уровень: профильный)


Учитель: Кашпурова Светлана Владимировна


Квалификационная категория: первая




















г. Трёхгорный, 2015г.


Паспорт рабочей программы учебного курса, предмета включает:

Тип программы: программа среднего (полного) общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 109»программа определяет приоритеты в содержании среднего (полного) общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации среднего (полного) общего образования

  • для администрации МБОУ« СОШ №109» программа является основанием для определения качества реализации среднего (полного) общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 10а, 11а классов МБОУ « СОШ №109»г. Трёхгорного.
Сроки освоения программы: 2 года.
Объем учебного времени: 68 часов

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, (итоговая контрольная работа, тест, аттестация, защита проекта, реферата) и т. д.

Итоговый документ: аттестат среднего (полного) общего образования.

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:


Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 с изменениями от 08.06.2015 г. № 576.

  3. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

  4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

  5. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

  6. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

  7. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987) с изменениями от 13.01.2011 г. № 2, 16.02.2012 г. № 2.

  8. Рабочая учебная программа по экономике 10 – 11 класс составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по экономике (http:/www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart).


Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

  3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.

  4. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

  5. Областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»)

  6. Методические рекомендации Минобрнауки Челябинской области «Об особенностях преподавания учебного предмета «Экономика» в 2016-2017 учебном году» от 17.06.2016 г. № 03-02/5361.


Школьный уровень

  1. Основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с требованиями ФкГОС основного общего образования МБОУ «СОШ № 109», утвержденная Педагогическим советом школы

  2. Учебный план МБОУ «СОШ №109» на 2016-2017 учебный год.

  3. Положение о структуре, порядке, разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин учителями МБОУ «СОШ № 109», утверждённом приказом №148 от 20.11.2013г










































ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель и задачи образовательного процесса школы.

Цель:

развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Задачи:

- создание условий для повышения качества образовательного процесса, обеспечение его стабильности и результативности;

  • обновление содержания образования через поиск новых форм наполнения содержания БУП, повышение доступности и эффективности образовательного процесса;

  • создание системы предпрофильного и профильного обучения;

  • введение в образовательный процесс новых образовательных и информационных технологий, создание в школе единой образовательной среды;

  • развитие воспитательного потенциала образовательного процесса;

  • создание условий для самореализации педагогов и учащихся через проектную, исследовательскую и другие виды деятельности.

Цель данного курса:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

Задачи данного курса:

  • Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности, освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

  • Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.

  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.







Особенности преподавания данного курса

В нынешних социально – экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и принять навыки рационального экономического поведения.  Создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

Экономические преобразования, происходящие в настоящее время в Российском обществе, требуют от выпускников умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющейся экономической среде.

Экономические представления, которых, как правило, ограничены личным житейским опытом, требуют иной организации учебного процесса. В рамках обучения данной программы ставка делается на развитие у учащихся экономического мышления. Программа обеспечивает необходимыми условиями для формирования обобщенных, также частных предпринимательских умений и навыков, имеющих прежде всего практическую направленность.

Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием. Позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом.

Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информативной точки зрения. Она дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные дихотомии. Например, изучая проблему ограниченности ресурсов, ученик узнает, что дискриминация является ее неизбежным последствием. Но надо видеть в ней законную и противоправную части: дискриминация по причинам убеждений, возраста, пола, расы должна преследоваться законом, в то время как дискриминация по причинам способностей, мастерства, знаний, трудолюбия должна поощряться.

Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека. Знакомясь с институциональными элементами рынка, ученик узнает, что одним из таких элементов является деловая этика, подрыв которой наносит ущерб эффективности рынка в целом. В рыночной системе соблюдение честного  слова может дать кредитов не меньше, чем материальные  гарантии. Понятие экономической эффективности рассматривается как ситуация, при которой любое новое изменение комбинации факторов производства уже не может принести кому-то выгоду без одновременного нанесения ущерба другому. К этой же категории устранявшихся экономических понятий относится и знаменитый оптимум В.Парето: оптимально то решение, которое не ведет к ущербу для любой из сторон.

Школа должна опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через 8 – 12 лет. Вместе с тем на новое поколение огромное, если не решающее, влияние оказывает информация о традиционно демократических странах с развитой рыночной экономикой. Эта информация мотивирует и родителей, и учеников на получение конвертируемого образования и навыков. Важнейшим элементом последнего являются экономические знания и умение экономически мыслить.

Наконец, надо помнить, что экономические знания не относятся к категории простых. Поэтому преподносить их нужно серьезно, ожидая существенных усилий от ученика. Вместе с тем в ходе преподавания экономических знаний нужно в максимальной степени использовать индуктивный метод, предваряя изложение концепций как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и факторов.

Методы и формы обучения, используемые при изучении данного курса:

  • Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.

  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).

  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

  • Стимулирования и мотивации.

  • Самостоятельной учебной деятельности.

  • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

  • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

Инструментарий для оценивания результатов;

Самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, решение задач.

Количество часов по рабочему плану: всего 34 часа на 2 года обучения; в год: 17 часов; в неделю: 1 час.


Возрастные и психологические особенности детей

  • В старшей школе происходит общий подъем жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего представления о мире. В этот период особенно интенсивно формируется их самосознание, интеллект, обостряется любознательность, стремление к познанию нового материала, приобретается жизненный опыт. Подростки выбирают своё будущее.

  • 10А класс – социально- гуманитарная группа – это учащиеся со средним и низким уровнем мотивации и таким же уровнем обученности.

Связь программы со смежными дисциплинами

  • Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя обществознания. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Для эффективного изучения экономики нужны межпредметные связи с учебными дисциплинами: литература, география, информатика, математика, обществознание.






Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися


Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по экономическим вопросам.






Требования к уровню подготовки


В результате изучения экономики ученик должен

Знать/понимать:

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.


































Содержание программы «Основы экономических знаний» 10 - 11 класс:

Содержание программы для 10 класса. (17 часов)

Тема №1. Предмет и методы экономической науки. (1 час)

Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.  Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки. Измерение экономических величин.

 Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда.

Тема №2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика. (2 часа)

Понятие об экономических системах и основные критерии их раз­граничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная  система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономиче­ской системе.

Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. (1 час)

Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность, величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и нарушение её. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превра­щение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.

Тема №4. Эластичность спроса и предложения.(1 час)

Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности.

Тема №5. Поведение потребителя. (2 часа)

Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос.

Тема №6. Фирма. Производство и издержки. (2 часа)

Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разни­ца между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Поня­тие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты..

Тема №7. Предпринимательство. (2 часа)

Понятие предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Менеджмент и его функции. Маркетинг и его основные элементы. Управление персоналом. Умение продавать и предлагать товар.

Тема №8. Деньги и банковская система. (2 часа)

Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения раз­личных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбере­жения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

Тема №9. Рынки факторов производства и распределение доходов. (1 час)

Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и процент. Инвестирование.

Тема №10. Конкуренция и рыночные структуры. (2 час)

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция.  Классификация рынков по типу конкуренции

Итоговое занятие. Обобщение и повторение. Зачет. (1 час)

Содержание программы для 11 класса. 34 часа

Тема №11. Макроэкономическое равновесие.

Доход потребление и сбережения. Функции потребления. Инвестиции. Мультипликатор. Процентная ставка. Общее равновесие на рынке.

Тема №12. Экономический цикл. Занятость и безработица.

Экономический цикл. Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Государственное регулирование занятости. Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возник­новения. Неполная занятость в России. Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме без­работицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудно­сти их использования в условиях России.

Тема №13. Инфляция.

Определение инфляции и её измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Последствия инфляции. Кривая Филипса. Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике сме­шанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные програм­мы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.

Тема №14. Экономический рост.

Содержание и измерение экономического роста. Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Темпы экономического роста. Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ре­сурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обес­печения экономического роста.

Тема №15. Экономика и государство.

Политика экономической стабильности. Бюджетная политика. Кредитная политика. Государственный долг. Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.

Тема №16. Международная торговля и валютный рынок.

Мировое хозяйство. Международная торговля, история развития и образования. Внешнеторговая политика. Валютный рынок. Валютный курс как цена национальной денеж­ной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особен­ности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов. Общий рынок. Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании между­народного разделения труда и мировой торговли. Влияние международ­ной торговли на производственные возможности и уровни благосостоя­ния торгующих стран.

Тема №17. Международное движение капиталов.

Международное движение капиталов. Платежный баланс. Международная экономическая интеграция.

Тема №18. Экономика современной РОССИИ. (1 час)

Рыночные преобразования в  России в 90 годах XX века. Содержание рыночных преобразований на современном этапе развития. Потенциал России. Экономический рост. Формирование экономики переходного типа в Российской Федера­ции. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России. Современная экономика России: особенности и основные пробле­мы. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами.













































Учебно-тематический план для  10  класса.

Тема

Наименование темы

Количество часов

Тема 1

Предмет и методы экономической науки.

3

Тема 2

Системы хозяйствования.

2

Тема 3

Спрос, предложение и рыночное равновесие.

4

Тема 4

Эластичность спроса и предложения.

5

Тема 5

Поведение потребителя.

5

Тема 6

Фирма. Производство и издержки.

4

Тема 7

Конкуренция и рыночные структуры.

3

Тема 8

Рынки факторов производства.

2

Тема 9

Деньги и банковская система.

3

Тема 10

Предпринимательство

3

 

Всего часов

34

Учебно-тематический план для  11  класса.

Тема

Наименование темы

Количество часов

Тема 11

Макроэкономическое равновесие.

3

Тема 12

Экономический цикл. Занятость и безработица

4

Тема 13

Инфляция.

5

Тема 14

Экономический рост. 

6

Тема 15

Экономика и государство.

6

Тема 16

Международная торговля и валютный рынок.

4

Тема 17

Международное движение капиталов. 

4

Тема 18

Экономика современной РОССИИ.

Повторение

2

 

Всего часов

34


Критерии оценки устных ответов и письменных работ учащихся.

УСТНЫЕ ОТВЕТЫ

  Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по предмету. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логичное последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять понятия, фактический материал в конкретных случаях. При оценке ученика необходимо учитывать следующие критерии: полноту и правильность ответа, степень осознанности, понимания изучаемого, языковое оформление ответа.

Отметка “5” выставляется, если полно излагается изученный материал, дается правильное определение предметных понятий; обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения, ученик демонстрирует способность применить полученные знания на практике, привести примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; ученик излагает материал последовательно с точки зрения логики предмета и норм литературного языка.

Отметка “4” выставляется, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускаются 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка “3” выставляется, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке понятий; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.

Отметка “2” выставляется, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка “2” отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ 

Отметка “5” выставляется, если учеником не допущено в работе ни одной ошибки, а также при наличии в ней 1 негрубой ошибки. Учитывается качество оформления работы, аккуратность ученика, отсутствие орфографических ошибок.

Отметка “4” выставляется, если ученик допустил 2 ошибки, а также при наличии 2-х негрубых ошибок. Учитывается оформление работы и общая грамотность.

Отметка “3” выставляется, если ученик допустил до 4-х ошибок, а также при наличии 5 негрубых ошибок. Учитывается оформление работы.

Отметка “2” выставляется, если ученик допустил более 4-х ошибок.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:

-         “5” – если все задания выполнены;

-         “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;

-         “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;

-         “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

-         правильность фактического материала;

-         последовательность изложения.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы.

Отметка “3 ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

































Перечень компонентов учебно-методического комплекса.

  1. Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования / Под ред. С.И. Иванова. – В двух книгах. Книга 1. – М.: Вита – Пресс,2013.

  2. Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования / Под ред. С.И. Иванова. – В двух книгах. Книга 2. – М.: Вита – Пресс,2013.


Используемая дополнительная литература:

  • Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.

  • Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.

  • Неровня Т.Н. История экономики.  Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.

  • Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 1993.

  • Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.

  • Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г.

  • Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.

  • Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов.  М.: «Начала – Пресс», 1995 г.

  • Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.

  • “Экономика, модуль 1 - 2 макроэкономика” C.С.Носова.

  • Москва. РосНоу, 2003.

  • “Популярная Экономика часть 1- 2 -3  ”

  • Москва. 2003.

  • Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике”

  • С.Равичев, С.Григорьев,

  • Москва. Вита Пресс. 2001

  • Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994.

  • Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ. – СПб., 1992.

  • Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. – М.: Международные отношения, 1997.

  • Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.

  • Лэйард Р. Макроэкономика. – М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.

  • Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ. (11-е изд.). – М.: Республика, 1992.

  • Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

  • Основы потребительских знаний. – М.: ИИЦ «Спрос», 1997.

  • Основы предпринимательского дела: 2-е изд. / Под ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. – М.: Издательство БЕК, 1996.

  • Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993.

  • Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. (2-е изд.). – М.: Дело ЛТД, 1993.

  • Хейне П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. – М.: Новости при участии изд-ва «Catallaxy», 1991.







Реализация национально-регионального компонента 10 класс

Тема НРК

Содержание

1

Бизнес и экономика в Челябинской области

Иметь представление об основных организационных формах бизнеса в Челябинской области

2

Рынок труда в Челябинской области

Знать меры борьбы с безработицей, применяемые в Челябинской области


























урока

Тема НРК

Тема урока

Содержание

3

Бизнес и экономика в Челябинской области

Национальный доход.

Иметь представление об основных организационных формах бизнеса в Челябинской области

16

Рынок труда в Челябинской области

Последствия безработицы и государственное регулирование занятости

Знать меры борьбы с безработицей, применяемые в Челябинской области

27

Налоговое регулирование в Челябинской области

Повторительно-обобщающий по теме «Экономический рост»

Основные виды налогов, формирующие местный бюджет

34

Основные проблемы экономики Челябинской области

Экономика современной России

Использовать статистические данные по Челябинской области









Календарно-тематический план для 10 класса элективного курса «Основы экономических знаний», (35 часов).

 

п/п




Наименование разделов и тем


Количество часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Содержание учебного материала


ЗУН


Вид контроля


Сроки реализации

1

Предмет и методы экономической науки

1

Комбинированный урок

Ограниченность ресурсов потребности человека и общества

Что такое выбор  и его значение в экономике

Знать определение ограниченности ресурсов. Уметь: - оценивать сделанный выбор с учетом ценности благ, от ко­торых отказались; - объяснять выгоды обмена. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Экономический диктант.


2-3

Рыночная система хозяйствования./

Административно-плановая система

2

Комбинированный урок

Фундаментальные проблемы. Административно-плановая система. Рынок и его функция. Смешанная экономика

Знать определение ограниченности ресурсов. Уметь: - оценивать сделанный выбор с учетом ценности благ, от ко­торых отказались; - объяснять выгоды обмена. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Тезисный план


4-5

Ограниченность возможностей рынка./

Смешанная экономика.




2

Комбинированный урок


Знать: - что такое рыночная структу­ра,    какие    типы    рыночных структур существуют; - особенности формирования дохода и прибыли фирмы на рынке    совершенной    конку­ренции. Уметь анализировать поведе­ние фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде



6-7

Спрос и закон спроса./

Предложение и закон предложения.

2

Комбинированный урок

спрос, величина спроса, закон спроса, изменения спроса в зависимости от изменения формирующих его факторов

Знать термины: спрос, величина спроса, закон спроса. Уметь: - объяснять понятие нормальных и инфериортных благ; - сравнивать спрос и величину спроса; - различать рыночные струк­туры; - вычислять изменения спроса в  зависимости  от  изменения формирующих его факторов

Таблица


8-9

Ценовая эластичность спроса./

Ценовая эластичность предложения.




2

Комбинированный урок

Эластичность спроса и её значение, способы нахождения

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Построить график


10-11

Общая и предельная полезность./

Кривые безразличия.




2

Комбинированный урок

Полезность товаров и их необходимость для рынка и потребителя

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям.


12-13


Равновесие потребителя./

Индивидуальный и рыночный спрос.



Комбинированный урок

Равновесие потребителя.

Индивидуальный и рыночный спрос.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям.


14-15

НРК

Фирма – коммерческая организация./

Продукт фирмы.

2

Комбинированный урок

Современная фирма и ее задачи

Знать условия  максимизации фирмы. Уметь: -   анализировать    различные показатели фирмы; - объяснять изменения графи­ков издержек; - вычислять на условных при­мерах значение издержек, ре­шать практические задачи

Решение задач


16-17 НРК

Бухгалтерские и экономические издержки.

2

Комбинированный урок

Предприниматель цели и задачи работы.

Законы РФ о предпринимательстве.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Работа с учебником. Опрос по определениям.

Составить таблицу.


18-19

Роль денег в рыночной экономике./

Виды денег и их свойства.

2

Комбинированный урок

Что делают деньги на рынке товаров и услуг.

Появление банков, и их виды. Деятельность банков.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.


Тест

Работа с учебником. Опрос по определениям.


20-21

Коммерческие банки./

Потребительский кредит.

2

Комбинированный урок

Виды рынков и их работа

Биржа труда, влияния на рынок труда

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Знать определение минималь­ной оплаты труда. Уметь: - объяснять спрос на произ­водственные факторы; - объяснять общее предложе­ние и мобильность факторов производства; -   объяснять   равновесие   на рынке труда

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям.


22-23

Центральный банк.

2

Комбинированный урок

Конкуренция. Её виды. Способы конкуренции

Знать: - что такое рыночная структура, какие типы рыночных структур существуют; - особенности формирования дохода и прибыли фирмы на рынке совершенной конкуренции. Уметь анализировать поведе­ние фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде

Выделить основные характеристики

Решение задач

Фронтальный опрос


24-25

Особенности рынков факторов производства./

Рынок труда и заработная плата.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


26-27

Рынок услуг земли и земельная рента./

Капитал и процент.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


28-29

Типы рыночных структур./

Совершенная конкуренция.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


30-31

Монополия.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


32-33

Олигополия.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


34

Итоговое занятие

1

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Зачет


35

Итоговое занятие

1

повторение и обобщение

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Зачет
































Календарно-тематический план для 11 класса элективного курса «Экономический образ мышления», (34 часа)

 

п/п




Наименование разделов и тем


Количество часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Содержание учебного материала


ЗУН


Вид контроля


Сроки реализации

1

Валовой внутренний продукт.

1

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


2-3

Национальный доход./

Располагаемый личный доход.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


4-5

Номинальный и реальный ВВП./

Как исчисляется ВВП.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


6-7

Доход, потребление и сбережения./

Сбережения и инвестиции.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


8-9

Мультипликатор.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


10-11

Равновесие на рынке товаров и услуг./

Равновесие на денежном рынке.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


12-13


Общее равновесие на товарном и денежном рынке.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


14-15

НРК

Экономический цикл./

Занятые и безработные.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


16-17 НРК

Причины и формы безработицы./

Государственное регулирование занятости.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Экономический диктант.

Работа с учебником. Опрос по определениям


18-19

Определение инфляции и ее измерение./

Причины и формы инфляции.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Выделить основные характеристики

Решение задач

Фронтальный опрос


20-21

Последствия инфляции./

Кривая Филлипса.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Выделить основные характеристики

Решение задач

Фронтальный опрос


22-23

Содержание экономического роста./

Измерение экономического роста.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Выделить основные характеристики

Решение задач

Фронтальный опрос


24-25

Производственная функция./

Экстенсивные и интенсивные факторы роста.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Выделить основные характеристики

Решение задач

Фронтальный опрос


26-27

Политика экономической стабилизации./

Роль государства в стимулировании экономического роста.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Выделить основные характеристики

Решение задач

Фронтальный опрос


28-29

Международная торговля и валютный рынок.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Выделить основные характеристики

Решение задач

Фронтальный опрос


30-31

Международное движение капиталов./

Платежный баланс.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Выделить основные характеристики

Решение задач

Фронтальный опрос


32-33

Экономика современной России.

2

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Выделить основные характеристики

Решение задач

Фронтальный опрос


34

Итоговое занятие. Зачет.

1

Комбинированный урок

знание основных понятий, формул

уметь характеризовать процессы, связанные с рыночной экономикой

Выделить основные характеристики

Решение задач

Фронтальный опрос




























Календарно-тематический план для 10 класса курса «Экономика» (34 часа)

 

п/п




Наименование разделов и тем


Количество часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Содержание учебного материала


ЗУН


Вид контроля


Сроки реализации

Тема № 1 Предмет и методы экономической науки (3 часа)

1


Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов

Проблема выбора

1


Комбинированный урок

Ограниченность ресурсов потребности человека и общества

Что такое выбор  и его значение в экономике

Знать определение ограниченности ресурсов. Уметь: - оценивать сделанный выбор с учетом ценности благ, от ко­торых отказались; - объяснять выгоды обмена. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Экономический диктант.


 

 

 

 

 

2

Экономическая наука

1

Комбинированный урок

Проблема выбора, экономии затрат, ведение хозяйства

экономи­ческие  принципы  функциони­рования   экономических   сис­тем

Уметь систематизировать  по­лученные знания

Понимать основные экономи­ческие  принципы  функциони­рования   экономических   сис­тем.

Тесты

Таблица систем. Рефераты

 

 

 

 

 

 

3

Производство

1

Комбинированный урок

Виды и формы производства

Уметь систематизировать  по­лученные знания

Понимать основные экономи­ческие  принципы  функциони­рования  

Работа         с учебником.


Тема. № 2. Системы хозяйствования (2 часа)

4


Экономическая система и её функции

Административно-плановая система

Смешанная экономика

1

Комбинированный урок

Как решить проблему выбора и распределения ресурсов

План, администрация, плановая экономика


Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.


Составить таблицу

Тест


 

 

 

 

 

5

Рынок и его функции

1

Комбинированный урок

Свойство рынков и их возможности в жизни человека

Рынок, предпринимательство, конкуренция

Знать:- основные положения урока. -определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Работа         с учебником. Опрос по оп­ределениям.

Тест

 

Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие (4 часа)

6

Спрос и закон спроса

1

Комбинированный урок

спрос, величина спроса, закон спроса, изменения спроса в  зависимости  от  изменения формирующих его факторов

Знать термины: спрос, величи­на спроса, закон спроса. Уметь: - объяснять понятие нормаль­ных и инфериортных благ; - сравнивать спрос и величину спроса; - различать рыночные струк­туры; - вычислять изменения спроса в  зависимости  от  изменения формирующих его факторов

Составить таблицу «Формы рын­ка».

 

 

7

Предложение и закон предложения

1

Комбинированный урок

Законы спроса и предложения парадоксы спроса

Уметь: - находить причинно-следствен­ные связи между ценой и вели­чиной предложения; - вычислять величину рыноч­ного предложения; - анализировать кривые спро­са и предложения

Краткий   кон­спект. Опрос,  зада­чи,    построе­ние кривых

  

 

8

Рыночное равновесие

1

Комбинированный урок

теоретический    процесс установления  равно­весной цены, изменения факторов производства

Уметь: -   теоретически   представлять процесс установления  равно­весной цены; - вычислять равновесную цену и объем продаж; - анализировать  графики  из­менения   рыночной   ситуации при изменении цен на факто­ры производства

Оп­ределения


  

 

9

Воздействие внешних сил на рыночное равновесие.

Дефицит и избыток

1

Комбинированный урок

Реакция рынка на воздействие внешних сил

Уметь  вычислять  данные  по спросу и предложению, нахо­дить эластичность товаров и анализировать    ситуации    на рынке при разных данных

Дефицит и избыток определения, умение находить равновесную цену.

Краткий   кон­спект.

  

 

Тема №4. Эластичность спроса и предложения (5 часов)

10

Ценовая эластичность спроса.

 

1

Комбинированный урок

Эластичность спроса и её значение, способы нахождения

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Построить график

 

 

11

Факторы, влияющие на ценовую эластичность

1

Комбинированный урок

Что влияет на эластичность, изменение эластичности

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Экономиче­ский диктант.

  

 

12

Перекрестная эластичность

1

Комбинированный урок

Доход расход сопоставимость в эластичности

Знать:- основные положения урока. определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Построить график

 

 

13

Ценовая эластичность предложения

1

Комбинированный урок

Цена,  факторы влияющие на неё, изменение эластичности и рынок товаров

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Построить график

  

 

14

Практическое применение теории эластичности

1

Комбинированный урок

Решение задач

Знать:

- основные положения урока.

-определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Экономиче­ский диктант. Решение   за­дач.

  

 

Тема №5. Поведение потребителя (5 часов)

15

Общая и предельная полезность.

1

 

 

 

 

Комбинированный урок

Полезность товаров и их необходимость для рынка и потребителя

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям.

  

 

16

Правила максимизации полезности

1

Комбинированный урок

Правило максимизации полезности и его влияние на поведение потребителя.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Работа         с учебником. Опрос по оп­ределениям.

  

 

17

Кривые безразличия

1

Комбинированный урок

Почему безразличен товар и его влияние на изменение рынка

Знать:- основные положения урока. -определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Построить график

  

 

18

Бюджетное ограничение

равновесия потребителя

1

Комбинированный урок

Бюджет его влияние на экономику, бюджет семьи составляющие

Что выбирает потребитель и почему, причины выбора

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Составить таблицу

Построить график

  

 

 


19

Индивидуальный и рыночный спрос

1

Комбинированный урок

Индивидуальный и рыночный спрос, различия и сходство, составляющие

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Построить график.

Опрос по оп­ределениям.

 

 

Тема№6. Фирма. Производство и издержки (4 часа)

20

Современная фирма. Фирма коммерческая организация.

1

Комбинированный урок

Причины появления, цели работы и задачи.

Знать условия  максимизации фирмы. Уметь: -   анализировать    различные показатели фирмы; - объяснять изменения графи­ков издержек; - вычислять на условных при­мерах значение издержек, ре­шать практические задачи

Решение  за­дач.

  

 

21

Продукт фирмы

1

Комбинированный урок

Что выпускает фирма

Состав­ление графи­ков.  Опреде­ления,    фор­мулы

  

 

22

Бухгалтерские и экономические издержки

1

Комбинированный урок

Бухгалтерские и экономические издержки от чего зависят, в чем состоят.

Уметь: - описывать цели фирмы, вы­числять экономические и бух­галтерские затраты и прибыль; -    обосновывать    сделанные выводы.

Написать формулы издержек, формулы прибыли

 

  

 

23

Как изменяются издержки фирмы

1

Комбинированный урок

как вычисляются бухгалтерские и экономические издержки формулы, зависимость.

Практическая работа

  

 

Тема№7 Конкуренция и рыночные структуры (3 часа)

24

Типы рыночных структур

1

Комбинированный урок

Знакомство с рыночными структурами

Знать: - что такое рыночная структу­ра,    какие    типы    рыночных структур существуют; - особенности формирования дохода и прибыли фирмы на рынке    совершенной    конку­ренции. Уметь анализировать поведе­ние фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде

Фронтальный опрос

  

 

25

Совершенная конкуренция

1

Комбинированный урок

Конкуренция. Её виды. Способы конкуренции

Выделить основные характери­стики

Решение задач

Фронтальный опрос

 

 

26

Монополия.

Олигополия.

Монополистическая конкуренция

1

Комбинированный урок

Монополия. Её виды. Способы монополизации рынков.

Разновидность монополии, способы решения проблемы.

Монополия и её поведение на рынке товаров. Государственные действия против монополии.

Знать причины максимизации прибыли  в условиях монопо­лии. Уметь: - приводить примеры ценовой дискриминации; - объяснять связь между ценой монополиста  и  объемом  вы­пускаемой продукции

Знать: - признаки олигополии, разли­чать рыночные структуры; - определение ценовой конку­ренции.

Рефераты

Таблицы сравнения


  

 

 

 

 

 

 

 

Тема№8 Рынки факторов производства (2 часа)

27

Особенности рынков факторов производства

Рынок труда и заработная плата

1

Комбинированный урок

Виды рынков и их работа

Биржа труда, влияния на рынок труда

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Знать определение минималь­ной оплаты труда. Уметь: - объяснять спрос на произ­водственные факторы; - объяснять общее предложе­ние и мобильность факторов производства; -   объяснять   равновесие   на рынке труда

Экономиче­ский диктант.

Работа         с учебником. Опрос по оп­ределениям.

  

 

 

 

 

28

Рынок услуг земли

Капитал и процент

1

Комбинированный урок

Рынок земли цели и задачи.

Рынок капитала. Возникновение процентной ставки.

Знать: - определение цены капитала; - смысл ставки дисконтирова­ния и ее выбор. Уметь: -  вычислять  предельную  до­ходность; -   владеть   приемами   маржи­нального анализа   в приложе­нии к проблеме рынка земли

Лекция.   

  

 

 

 

 

Тема №9 Деньги и банковская система (3 часа)

29

Роль денег в рыночной экономике

1

Комбинированный урок

Причины появление денег, Концепция происхождения денег.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Экономиче­ский диктант. Решение   за­дач.

  

 

30

Функции денег. Коммерческие банки

1

Комбинированный урок

Что делают деньги на рынке товаров и услуг.

Появление банков, и их виды. Деятельность банков.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.


Тест  

Работа         с учебником. Опрос по оп­ределениям.

  

 

 

 

 

31

Центральный банк

1

Комбинированный урок

Работа ЦБ его задачи и цели.

Знать:

- основные положения урока.

-определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

 Работа         с учебником. Опрос по оп­ределениям.

  

 

Тема№10 Предпринимательство (3 часа)

32

Понятие предпринимательства

Организационно-правовые формы предпринимательства.

1

Комбинированный урок

Предприниматель цели и задачи работы.

Законы РФ о предпринимательстве.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Работа         с учебником. Опрос по оп­ределениям.

Составить таблицу.

  

 


33

Менеджмент и его функции


1

Комбинированный урок

Менеджер его работа и задачи.

Как должен работать менеджер, как мотивировать его работу.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Составить таблицу. Тест   по   оп­ределениям.

  

 

 

34

Маркетинг и его основные элементы

1

Комбинированный урок

Умение презентации товара и его продажа.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Составить таблицу.

 

 














Календарно-тематический план для 11 класса курса «Экономика» (34 часа)


п/п

Сроки реализа

Ции (план)


Наименование разделов и тем


Количество часов

Тип урока

Содержание учебного материала


ЗУН


Вид контроля



Сроки реализации (факт)



Глава 11. Валовой внутренний продукт и национальный доход. 5 часов


1


Что такое валовой внутренний продукт

1

Комбинированный

Знать определение ВВП.


Владеть понятиями темы

Составление словарика понятий темы, вопросного плана по изученному материалу.


2


Как исчисляется валовой внутренний продукт

1

Комбинированный

Знать о способах исчисления ВВП.

Иметь представление о размерах и формулах исчисления ВВП

Фронтальный опрос. Письменная работа


3


Национальный доход. Располагаемый личный доход

1

Комбинированный

Знать о способах исчисления НД,

совокупном и личном располагаемом доходе

Анализировать данные о национальном доходе

Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации


4


Как формируется располагаемый личный доход

1

Комбинированный

Иметь представление об источниках формирования располагаемого личного дохода.

Уметь рассчитывать личный доход

Запись лекции. Составление вопросного плана к ней

Реферат


5


Самостоятельная работа

1

Контроль и проверка знаний



Тест по определениям


Глава 12. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ (7 часов)

6

7


Доход, потребление и сбережения. Функции потребления

1

Комбинированный

Понятия:  доход, потребление, сбережение. Как  формируются  доходы, сбережения.

Владеть понятиями: доход, потребление, сбережение. Источники формирования доходов, сбережений.

Составить вопросный план по изученному материалу. Моделировать конкретные ситуации темы


8


Сбережения и инвестиции

1

Комбинированный

Понятия: сбережения, инвестиции автономные и индуцированные, автономные затраты

Владеть понятиями

Опрос. Составление конспекта


9


Формирование сбережений

1

Комбинированный

Понятия: индуцированные сбережения

Уметь построить график

Построение графиков


10


Мультипликатор

1

Комбинированный

Понятия: мультипликатор

Знать функцию и формулу мультипликатора

Решение задач


11


Равновесие на рынке товаров и услуг

1

Комбинированный

Равновесие, избыток, дефицит, влияние на положение на рынке товаров и услуг, влияние на банковский сектор

Иметь представление о влиянии роста процентной ставки на снижение инвестиций.

Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации


12


Общее равновесие на товарном и денежном рынках.

1

Комбинированный

Модель IS-LM. Зависимость поведения потребителей на рынках товаров и  денег.

Уметь теоретически представлять установления равновесной цены.

Построить график


Раздел 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА (4 часа)


13


Экономический цикл

1

Комбинированный

Цикличность в экономике. Длинные и короткие циклы.

Зависимость циклов в экономике их влияние на положение в стране

Знать понятия: «рецессия», «стагфляция».

Анализировать поведение экономики в различные фазы цикла.

Объяснять общую картину экономического цикла.

Запись лекции. Составление во­просного плана  к ней

Фронтальный опрос.


14


Занятые и безработные.

1

Комбинированный

Занятые и безработные. Категории граждан страны. Выбывшие нетрудоспособные.

Знать: виды безработицы и её основные формы. Норма безработицы.

Запись лекции. Составление во­просного плана  к ней


15


Причины и формы безработицы

1

Комбинированный

Причины. Способы регулирования безработицы.

Знать: причины безработицы и её основные формы. Норма безработицы.

Опрос


16


Последствия безработицы и государственное регулирование занятости.

1

Семинар

Способы регулирования безработицы.

Знать: последствия безработицы. Норма безработицы.

Опрос. Беседа. Защита собственного мнения


Раздел 13. ИНФЛЯЦИЯ (5 часов)


17


Определение инфляции и ее измерение

1

Семинар

Определение инфляции и влияние на экономику

Знать понятие инфляции, дефляции ее виды и причины.

Выступления и их защита

Тест


18


Причины инфляции

1

 

Причины инфляции

Знать понятие инфляции, дефляции ее виды и причины.

Опрос


19


Формы инфляции

1

Комбинированный

Формы инфляции

Уметь решать задачи по денежному обращению.

Составление сло­варика понятий темы,


20


Последствия инфляции для различных социальных групп

1

Комбинированный

Стагфляция, гиперинфляция,

Анализировать причины стойкой инфляции, ее связь с номинальной ставкой процента.

Опрос. Задачи. Анализ     источни­ков экономической информации


21


Кривая Филлипса

1

Комбинированный

Поведение потребителя при ожидании инфляционных скачков.

Анализировать изменения инфляции в связи с влиянием на ВВП. Уметь объяснять кривую Филипса

Фронтальный опрос. Письменная рабо­та


Раздел 15. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ (6 часов)


22


Содержание экономического роста

1

Семинар

 

Знать основные понятия

Опрос. Задачи.


23


Измерение экономического роста

1

Комбинированный

Определение абсолютного прироста ВВП. Его влияние на положение в экономике.

Знать определение абсолютного прироста ВВП,  скорости экономического роста

Запись лекции. Составление во­просного плана  к ней


24


Производственная функция и факторы роста

1

Комбинированный

Определение необходимости производственной функции

Функция при производстве прибыльных товаров

Уметь определять производственную функцию, знать основы определения.

Знать: - сущность, цели и задачи пред­принимательства;

Опрос.

Опрос. Анализ     источни­ков экономической информации


25


Экстенсивные и интенсивные факторы роста

1

Семинар

Причины снижения экономического роста.

Знать: - наиболее актуальные для Рос­сии глобальные проблемы; - чем отличаются  экономический рост и экономическое развитие; - что такое устойчивое развитие.

 


26


Что стоит за снижением темпов экономического роста в последней трети XX века

1

Комбинированный

Причины снижением темпов экономического роста

Знать: - наиболее актуальные для Рос­сии глобальные проблемы; - чем отличаются  экономический рост и экономическое развитие; - что такое устойчивое развитие.

Запись лекции. Составление во­просного плана  к ней

 


27


Повторительно – обобщающий: «Экономический рост»

1

Комбинированный

Влияние длинных циклов на экономику.

Уметь: - объяснять, в чем состоит при­чина экономической отсталости; -  описывать  глобальные  эконо­мические проблемы

Фронтальный опрос. Письменная работа


ГЛАВА 16. ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО (6 часов)


28


Политика экономической стабилизации

1

Семинар

Основные направления и пути решения проблем.

Иметь представление об особенностях экономической политики государства

Фронтальный опрос


29


Бюджетно-финансовая политика

1

Комбинированный

Политика вмешательства государства в экономике. Смешанная экономика

Иметь представление об особенностях экономической политики государства

Фронтальный опрос. Письменная рабо­та


30


Кредитно-денежная политика

1

Комбинированный

Причины его возникновения, как использовать лишние деньги.

Знать понятие: бюджетный профицит.  Причины его возникновения.

Фронтальный опрос. Письменная рабо­та


31


Роль государства в стимулировании экономического роста

1

Комбинированный

Виды и формы операций.

Уметь: - определять    цели и средства протекционизма; - доказывать выгоды от междуна­родной торговли; - анализировать отношения России и ВТО


Опрос. Задачи. Анализ     источни­ков экономической информации


32


Государственный долг

1

Комбинированный

Как государство может стимулировать экономику.

Систематизировать    полученные знания, оценивать современную точку.


Запись лекции. Составление во­просного плана  к ней


33


Экономика и государство

1

Комбинированный

источники появления государственного долга, способы борьбы с ним и его последствиями.


Знать понятие государственный долг, источники его формирования.

Фронтальный опрос. Письменная работа


34


Экономика современной России

1

комбинированный

Понятия: переходная экономика, причины радикальных рыночных реформ, основные направления рыночных преобразований

Знать понятия, иметь представление о макроэкономической стабилизации, социальной политике государства, приватизации.

Беседа. Представление и защита собственной позиции.
















































25


Мировое хозяйство

1

Комбинированный

Глобализация

Систематизировать    полученные знания, оценивать современную точку зрения на фискальную по­литику

Фронтальный опрос


26


Закономерности развития мировой торговли

1

Комбинированный

 импорт, экспорт.

Знать: - основные экономические прин­ципы функционирования рынка и государства; - определения: импортные квоты, демпинг;   как  воздействуют тарифы  на конкретные тарифные рынки.

Опрос. Задачи. Анализ     источни­ков экономической информации


27


Внешнеторговая политика

Протекционизм

1

Комбинированный

Протекционизм

протекционизм; - как определяют цены  в между­народной торговле

Фронтальный опрос.


28


Валютный рынок

1

Семинар

Валюта, способы решения проблем валютного рынка

Знать: - определение спроса и предло­жения на рынке валют; - понятия: девальвация, мировой валютный рынок, валютные рис­ки,   платежный   баланс   страны

Защита докладов.


Раздел 17. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ (4 часа)


29

 

Международное движение капиталов

1

Семинар

Закономерности движения капитала на мировом рынке

Знать принципы движения капитала.

Фронтальный опрос.


30


Платежный баланс

1

Комбинированный

мировой валютный рынок, инвестиции,

Знать: - определение платежного баланса - понятия: девальвация, мировой валютный рынок, валютные рис­ки,   платежный   баланс   страны

Запись лекции. Составление во­просного плана  к ней

 


31


Международная экономическая интеграция

2

семинар

Глобализация. Международные экономические союзы.

 Определение глобализации: импортные квоты, демпинг, протекционизм; - как определяют цены  в между­народной торговле

Фронтальный опрос.


32


Проблемы интеграции в СНГ

1

Комбинированный

 Причины потери связей, появление СНГ. Цели и задачи создания

экономические прин­ципы функционирования рынка и государства

 

Фронтальный опрос.


Раздел 18.  ЭКОНОМИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (2 часа)


33

  

Рыночные преобразования в России в 90-е гг. XX в.

1

Лекция

Приватизация, ваучер, банкротство.

Знать основные определения и шаги  к реформированию.

Фронтальный опрос


34

 

Контрольная работа

Повторение

1

Урок обобщения и закрепления материала

Понятия: переходная экономика, причины радикальных рыночных реформ, основные направления рыночных преобразований

Знать основные понятия

Письменная работа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!