СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по биологии для 7 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по биологии для 7 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии «В гостях у Флоры» составлена на основе УМК «Биология» Пономаревой И.Н. и др. для 5-9 классов.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

  3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ

«Соколовская СОШ».

Программа элективного курса «В гостях у Фауны» разработана для учащихся 7 класса и является дополнением курса биологии «Животные».

Актуальность курса

Количество часов, отводимых на изучение животного мира в 7 классе, сократилось до 1 часа в неделю. Соответственно сильно сократилось содержание предмета, мало времени отводится экологическим вопросам и многообразию животных. Известно, что «Животные» как раздел биологии всегда был интересен школьникам. В связи с этим было принято решение разработать элективный курс «В гостях у Фауны».

Задачи курса состоят в расширении и углублении знаний о животном мире, о его многообразии, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия. Элективный курс приводят к убеждению в необходимости рационального использования ресурсов животного мира, реализации практических мер по его воспроизводству и охране.

В процессе занятий на основе знаний о разнообразных взаимосвязях животных с факторами живой и неживой природы представляется возможным заложить основу экологического воспитания, продолжить формирование экологического мировоззрения учащихся.

Система знаний о жизни животных в изменяемых (культурное поле, город и др.) человеком природных сообществах по сравнению с неизмененными (лес, водоем, степь и т. п.) позволит расширить представление о влиянии производственной деятельности и одомашнивания на состояние животного мира и отдельных видов, сформировать понятие о сопряженном развитии природы и общества. Ознакомление с действующими законами, постановлениями об охране животного мира пополнит арсенал правовых знаний школьников.

Цели элективного курса «В гостях у Фауны»»

– углубление и расширение экологических знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей животного мира нашей планеты

– формирование таких общеучебных учебных действий, как умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания

– формирование логических учебных действий – умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения

Задачи данного элективного курса:

– научить анализировать представленный видеоматериал и находить ответы на поставленные учителем вопросы

– научить правильно формулировать вопросы к видеосюжетам о животных

– научить составлять рассказ о животном, используя план-клише

– познакомить учащихся с основными правилами оформления рефератов

– способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся

Программа курса рассчитана для учащихся 7 класса на один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).

Освоение рабочей программы элективного курса «В гостях у Фауны» будет производиться с использованием цифрового оборудования ресурсного центра «Точка роста».

Рабочая программа по предмету сформирована с учетом рабочей программы воспитания (п.3.1.2 ООП ООО МБОУ «Соколовская СОШ») модуля «Школьный урок».

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователе, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

Личностные

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметные

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков животных;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли животных в жизни человека;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных домашних животных; опасных для человека животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при укусах животных, размножения домашних животных, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Ученик научиться:

- объяснять значения зоологических знаний для охранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных

- использовать знания по зоологии в повседневной жизни

- наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

-распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных,

-объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

- находить отличия простейших от многоклеточных

-распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

-применять знания о строении и жизнедеятельности кишечнополостных для сохранения здоровья человека;

-понимать основные признаки плоских, круглых и кольчатых червей; черты приспособленности, значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека. Строение и жизнедеятельности организмов для борьбы паразитами

-соблюдать правила профилактики заражения гельминтозами

-применять знания о строении и жизнедеятельности. для создания специального морского хозяйства.

-выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

-объяснять: роль необходимость защиты окружающей среды, рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Ученик получит возможность научиться:

-определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

-давать характеристику методам изучения биологических объектов;

-изучать биологические объекты, процесс;

-работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами;

-делать выводы на основе сравнения;

-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты;

-сравнивать кишечнополостных с одноклеточными, находит черты сходства и отличия;

-характеризовать черты многоклеточных животных; особенности строения и процессов жизнедеятельности;

-доказывать роль охраны природных сообществ в сохранении биологического разнообразия.

-сравнивать и выявляет черты сходства и различия классов и видов членистоногих;

-доказывать происхождения типа от кольчатых червей.

-получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных,

-доказательствах причинах эволюции животных из различных источников.

-приводить примеры усложнение животных в процессе эволюции, называть причины и результаты эволюции

-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты

-обосновывать родство млекопитающих животных и человека.

Содержание курса

1. Общие сведения о животном мире (7 ч).

Науки о животных. Зоология. Учёные-зоологи. Значение животных в природе и жизни человека. Дикие и домашние животные. Отрасли сельского хозяйства. Отрасли животноводства. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Рациональное использование и охрана животного мира. Заповедники. Человек как природопреобразующий фактор. Виды,  исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы, охраняемые животные Новосибирской области. Методы восстановления их   численности. Охрана местообитания. Животный мир — исчерпаемый ресурс. Система кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.

2. Простейшие животные (1 ч).

Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Симптомы заболеваний. Профилактика. Основы гигиены.

3. Кишечнополостные животные (1 ч).

Особенности строения и поведения кишечнополостных животных. Представители разных классов Кишечнополостных: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые. Их значение.

4. Иглокожие (1 ч).

Особенности строения иглокожих. Образ жизни. Среда обитания. Морские звёзды, морские ежи, голотурии.

5. Плоские и круглые черви (2 ч).

Многообразие плоских и круглых червей. Циклы развития паразитических плоских и круглых червей. Симптомы и профилактика глистных заболеваний у животных и человека.

6. Моллюски (1 ч).

Многообразие моллюсков. Двустворчатые, Брюхоногие, Головоногие моллюски. Среда их обитания. Образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Моллюски – продукт питания. Разведение моллюсков.

7. Членистоногие (4 ч).

Многообразие членистоногих. Классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Представители классов. Среда обитания. Образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Клещи. Открытие клещевого энцефалита и других вирусных заболеваний. Шелководство. Пчеловодство. Насекомые – вредители леса и сельского хозяйства. Биологические меры борьбы. Насекомые – паразиты человека и животных.

8. Рыбы. (2 ч).

Классификация рыб. Многообразие рыб. Хрящевые рыбы. Двоякодышащие. Кистепёрые. Многообразие костистых рыб. Значение. Осетровые. Лососёвые. Карповые. Окунёвые. Сельдевые. Тресковые. Разведение рыб. Рыбное хозяйство. Рыболовство. Аквариумистика. Особенности содержания рыб в домашних условиях. Охрана рыб.

9. Земноводные. (1 ч).

Многообразие Земноводных. Образ жизни. Среда обитания. Особенности поведения. Червяги, тритоны, саламандры, лягушки, жабы. Значение. Лабораторные животные.

10. Пресмыкающиеся. (4 ч).

Отряды пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Змеи, ящерицы, игуаны, вараны, гекконы. Особенности поведения, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Змеиный яд. Крокодилы, черепахи, гаттерии. Значение. Разведение черепах и крокодилов. Древние пресмыкающиеся. Динозавры. Гипотезы причины вымирания древних пресмыкающихся. Содержание пресмыкающихся в домашних условиях. Уход.

11. Птицы. (5 ч).

Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Хищные птицы. Птицы леса. Растительноядные. Насекомоядные. Содержание в домашних условиях. Водоплавающие птицы. Птицы открытых пространств суши. Птицы культурных ландшафтов. Значение птиц в природе и жизни человека. Домашние птицы. Куры. Гуси. Утки. Страусы. Перепела. Птицеводство. Породы домашней птицы. Особенности содержания птиц в домашних условиях. Охрана птиц.

12. Млекопитающие (3 ч).

Многообразие млекопитающих. Сумчатые. Кенгуру. Яйцекладущие: утконос и ехидна. Отряды млекопитающих. Представители отрядов млекопитающих. Особенности поведения. Образ жизни. Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Их охрана.

13. Домашние животные (2 ч).

Наши питомцы. Животные, содержащиеся в домашних условиях. Особенности ухода и содержания животных в домашних условиях.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Оборудование «Точка роста»

Общие сведения о животном мире

7

Ознакомление с планом работы элективного курса. Изучение истории развития зоологии, труды Аристотеля, Ж.-Б.Ламарка и др. Проведение обзора научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий по зоологии. Изучение строения и поведения животных. Рассмотрение алгоритма изготовления влажных препаратов. Знакомство с новыми методами исследования, появившимися в связи с развитием науки и техники: изучение родства организмов на основе сравнительного анализа ДНК, использование киносъёмки и аэрофотосъёмки, использование фотографий со спутников и радиомаячков для определения миграций животных. Изучение многообразия животных и их классификацию. Характеристика особенностей типов животных, самые многочисленные классы. Ознакомление с правилами работы с определителями.

Проектор, ноутбук, цифровая лаборатория, цифровой микроскоп

Простейшие животные

1

Обоснование роли простейших в экосистемах. Объяснение происхождения простейших. Распознавание представителей простейших-паразитов на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. Выявление характерных особенностей
животных по сравнению с растениями. Установление взаимосвязи строения и жизнедеятельности организмов и условий среды. Формулирование выводов о роли простейших в природе.

Проектор, ноутбук, цифровая лаборатория, цифровой микроскоп

Кишечнополостные животные

1

Определение представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах. Установление взаимосвязи строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных. Определение признаков, свидетельствующих о древнем происхождении кишечнополостных. Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах.

Проектор, ноутбук

Иглокожие

1

Определение представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах. Установление взаимосвязи строения, образа жизни и функций организма иглокожих. Рассмотрение многообразия иглокожих и раскрытие их роли в экосистемах.

Проектор, ноутбук

Плоские и круглые черви

2

Аргументировать доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными. Распознавание представителей классов плоских и круглых червей на рисунках, фотографиях. Соблюдение санитарно-гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями. Рассмотрение многообразия представителей плоских и круглых червей. Определение связи между средой обитания и внешним строением плоских и круглых червей.

Проектор, ноутбук

Моллюски

1

Установление взаимосвязи малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации. Распознавание и сравнение внешнего строения представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Установление взаимосвязи между строением и функциями внутренних органов. Аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков. Формулирование выводов о роли двустворчатых моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека. Установление сходства и различия в строении раковин моллюсков. Рассмотрение многообразия моллюсков и их роль в жизни человека.

Проектор, ноутбук

Членистоногие

4

Выявление общих признаков классов типа Членистоногие. Определение и классификация представителей типа Членистоногие по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Установление взаимосвязи строения и среды обитания представителей типа Членистоногие. Выявление характерных различий представителей классов типа Членистоногие. Выявление различий в развитии насекомых с полным и неполным превращением. Объяснение роли полезных насекомых и особенностей их жизнедеятельности. Обоснование необходимости охраны редких и исчезающих видов насекомых. Определение насекомых, приносящих вред сельскохозяйственным
культурам. Характеристика последствий воздействия вредных для человека насекомых на организм человека и животных. Описание
методов борьбы с насекомыми — вредителями и переносчиками заболеваний.

Проектор, ноутбук

Рыбы

2

Характеристика особенностей внешнего строения рыб в связи со средой обитания. Описание различного поведение рыб при
появлении потомства и черт приспособленности к его сохранению. Объяснение принципа классификации рыб. Распознавание представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Выявление признаков организации хрящевых и костных рыб. Обоснование места кистеперых рыб в эволюции позвоночных. Определение основных групп промысловых рыб на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеристика осетровых рыб как важный объект промысла. Определение наиболее распространенных видов рыб и объяснение их значения в жизни человека. Проектирование мер по охране ценных групп рыб. Характеристика черт приспособленностей рыб к жизни в водной среде. Обоснование роли рыб в экосистемах. Объяснение причин разнообразия рыб, усложнения их организации с точки зрения эволюции животного мира. Оценивание роли миграций в жизни рыб.

Проектор, ноутбук

Земноводные

1

Установление взаимосвязи строения кожного покрова и образа жизни амфибий. Характеристика признаков приспособленности к жизни на суше и в воде. Определение черт более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами. Характеристика влияния сезонных изменений на жизненный цикл земноводных. Сравнение, выявление черт сходства размножения земноводных и рыб. Наблюдение и описание развития амфибий. Обоснование выводов о происхождении земноводных. Определение и классификация земноводных по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Характеристика роли земноводных в природных биоценозах и в жизни человека. Установление взаимосвязи строения и функций земноводных со средой обитания.

Проектор, ноутбук

Пресмыкающиеся

4

Описание характерных признаков внешнего строения рептилий в связи со средой обитания. Определение отличительных признаков представителей разных групп рептилий. Характеристика роли рептилий в биоценозах, их значения в жизни человека. Обоснование необходимости охраны редких и исчезающих видов рептилий. Аргументирование вывода об отличии происхождения пресмыкающихся от земноводных. Установление взаимосвязи строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания. Изучение разнообразия и значения пресмыкающихся, их
происхождения и места в эволюционном процессе, годового жизненного цикла рептилий, а также способы сохранения и заботы о потомстве.

Проектор, ноутбук

Птицы

5

Характеристика особенностей внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полету. Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств птиц, по сравнению с рептилиями. Характеристика особенностей строения органов размножения и причины их возникновения. Объяснение строения яйца и назначение его частей. Описание этапов формирования яйца и развития в нем зародыша. Распознавание выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеристика черт приспособленности птиц к сезонным изменениям. Описание поведения птиц в период размножения, приводить примеры из личных наблюдений. Объяснение роли гнездостроения в жизни птиц. Установление причины кочевок и миграций птиц, их разновидности. Определение признаков выделения экологических групп птиц. Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания. Характеристика роли птиц в природных сообществах. Определение основных пород домашних птиц и цели их выведения. Аргументирование выводов о происхождении птиц от древних рептилий. Характеристика строения представителей классов в связи со средой их обитания. Установление взаимосвязи строения и функций систем органов животных различных классов. Определение систематической принадлежности представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Проектор, ноутбук

Млекопитающие

3

Аргументирование выводов о прогрессивном развитии млекопитающих. Установление взаимосвязи этапов их годового жизненного цикла и сезонных изменений. Прогнозирование зависимости численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов на конкретных примерах. Различают современных млекопитающих на рисунках, фотографиях. Сравнивают особенности строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и различия. Определяют представителей различных сред жизни на рисунках, фотографиях.
Устанавливают различия между отрядами ластоногих и китообразных, парнокопытных и непарнокопытных. Характеризуют общие черты строения приматов. Называют характерные особенности строения и образа жизни предков домашних животных. Обосновывают необходимость применения мер по охране диких животных. Характеризуют основные направления животноводства.

Проектор, ноутбук

Домашние животные

2

Изучение особенностей содержания домашних и диких животных дома и уход за ними. Характеристика особенностей физиологии и психологии животных, их отличия от человека. Изучение понятия искусственного отбора и селекции; приручение собаки, лошади, парнокопытных животных и отражение этого явления в художественной литературе и народном творчестве. Изучение многообразия одомашненных животных и их значение для человека (голуби, пчёлы и др.) Характеристика роли ветеринарной службы. Ознакомление с понятием «Гостиницы» для животных. Изучение норм содержания служебных собак, помогающих в поисках преступников, взрывчатых веществ, наркотиков.

Проектор, ноутбук

Итого:

34




ЛИТЕРАТУРА

1. Латюшин В.В., Шапкин В. А. Биология. 7 класс «Дрофа»

2. Я познаю мир. Животные. Сост. Л.А.Багрова.- М. ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

3. Тайны Живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова.-М., «РОСМЭН» 1999

4. Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.

5. «Звери» РОСМЭН, Москва, 2004 

6. Брем А.Э. «Жизнь животных»(3 тома) Москва, Терра-1996

7. Я познаю мир. Амфибии. ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

8. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. Москва. «Просвещение». 1990.

9. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. Москва. «Топилак». 1994.

10. Яхонтов А.А. Зоология Для учителя. Хордовые. Москва. «Просвещение». 1985.

11. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. Москва. «Просвещение». 1996.

12. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. Москва. «Просвещение». 1999.

13. «Видео в краеведении» подборка видеофильмов о природе Новосибирской области.

14. Интернетресурсы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!