СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Избранные вопросы химии» для 10 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА элективного курса «Избранные вопросы химии»

для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Избранные вопросы химии» для 10 класса»

Филиал « Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»





Рассмотрено:

на МО учителей-предметников

Протокол № 1 от 25.08.2020 г.


Согласовано:

Зам. директора по МР

Протокол № 1 от 25.08.2020 г.


Утверждено:

Приказ директора школы

№ 28 от 28.08.2020 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Избранные вопросы химии»

для 10 класса

среднего общего образования

базовый уровень

(очная форма обучения)

на 2020/ 2021 учебный год







Разработчик: Ненашева С. В.

учитель химии


г. Новоалтайск, 2020


Оглавление


Пояснительная записка ……………………………………………………………………стр.3

1.Требования к уровню подготовки учеников……………………………….…………..стр. 5

2.Содержание учебного предмета ……………………………………………………… стр.7

3. Тематическое планирование ………………………………………………………….. стр. 9

Приложение №1………………………………………………………………………....... стр.10

Приложение №2………… ………………………..……………………………………… стр.16

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа предназначена для изучения элективного курса «Избранные вопросы химии» для учащихся 10 классов и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» при очной форме обучения на базовом уровне.


Нормативная база рабочей программы


  • ФГОС СОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г № 413 с изменениями);

  • Федеральный перечень учебников (утвержден приказом Минобрнауки России от 28.12.2018 г № 345.);

  • Основная образовательная программа среднего общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждена приказом директора школы от 28.08.2020 г. № 30);

  • Учебный план среднего общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2020-2021 учебный год (утвержден приказом директора школы от 28.08.2020 г. № 29);

  • Годовой календарный график КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2020-2021 учебный год (утвержден приказом директора школы от 28.08.2020 г. № 31);

  • Положение о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 20.08.2019 г. № 17);

  • Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 20.08.2019 г. № 17);

  • Письмо УФСИН России по Алтайскому краю «О разработке учебных планов» №5/3-9

Цели и задачи реализации рабочей программы (изучения курса)

Рабочая программа направлена на реализацию расширения и углубления базового уровня знаний учащихся по химии, учит применять теоретические знания. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на изучение элективного курса в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год соответственно.


Формы организации познавательной деятельности, методы и приемы обучения, педагогические технологии, используемые для реализации рабочей программы.

Рабочая программа ориентирована на формирование предметных и общенаучных понятий, практических предметных умений и образовательных результатов, что предполагает организацию образовательного процесса на основании требований системно-деятельностного подхода.

Достижению учащимися образовательных результатов обучения будет способствовать использование развивающих современных образовательных технологий: исследовательских личностно-ориентированных, проектных.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках химии является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

В данной рабочей программе предусматривается развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для среднего общего образования.


Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета


Результаты учебной деятельности обучающихся по данному  элективному  курсу  не оцениваются.

Средства реализации рабочей программы

Средствами реализации рабочей программы являются УМК, созданный коллективом авторов под руководством Г.Е. Рудзитиса материально-техническое оборудование кабинета химии, дидактический материал по химии.








1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Личностные:

  1. в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;

  2. в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности;

  3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере —умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  4. в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек(курения, употребления алкоголя и наркотиков) на основе знаний о токсическом и наркотическом действии веществ.

Метапредметные:

  1. использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  2. владение основными интеллектуальными операциями (формулировка гипотез, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов);

  3. познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;

  4. умение выдвигать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  5. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  6. использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;

  7. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  8. готовность и способность к самостоятельной информационно - познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  9. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  10. владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

Предметные:

Выпускник научится:

  1. Сформировывать представления о месте химии в современной научной картине мира;

  2. понимать роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  3. владеть основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенно пользоваться химической терминологией и символикой;

  4. Владеть основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

  5. Давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

  6. Владеть правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

  7. Сформировывать собственную позицию по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;

Выпускник получит возможность научиться:

  1. использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач химической тематики;

  2. прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и органических веществ на основе аналогии;

  3. прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий их протекания и предлагать способы управления этими процессами;

  4. устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла(языком, литературой, мировой художественной культурой);

  5. раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности;

  6. раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной образовательной траектории;

  7. прогнозировать способность неорганических и органических веществ проявлять окислительные и/или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, образующих их;

  8. аргументировать единство мира веществу становлением генетической связи между неорганическими и органическими веществами;

  9. владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и развития речи;

  10. характеризовать становление научной теории на примере открытия Периодического закона и теории химического строения органических веществ;

  11. критически относиться к псевдо научной химической информации, получаемой из разных источников;

  12. понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (экологические, энергетические, сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с помощью химии.


2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(1 час в неделю, всего 35 часов)


Тема №1.

Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2 ч)

Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.

Тема №2.

Основы номенклатуры и изомерии (4 ч)

Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и её виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия. Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изо-ванилин; диметилфенолы. Составление структурных формул. Номенклатура. Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов ( D(-) – адреналин, L (+) – адреналин ).

Тема №3.

Сравнительная характеристика углеводородов (5 ч)

Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные признаки в строении. Виды изомерии. Типичные химические свойства. Отношение к раствору перманганата калия. Генетическая связь между классами углеводородов.

Практическая работа 1

Качественные реакции на непредельные углеводороды.

Тема №4.

Применение углеводородов (7 ч)

Синтез-газ, хлор-углеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоген, винилхлорид, акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол, полимеры, синтетические каучуки.

Расчётные задачи:

  1. Термохимические расчёты

  2. Объёмные доли.

Проектные работы.

  1. Продукты переработки нефти - народному хозяйству.

  2. Перспективы развития энергетики.

  3. Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.

Тема №5.

Кислородсодержащие органические вещества на службе человека (8 ч)

Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, акролеин, , антифризы, фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные), Карбоновые кислоты: одноосновные( муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная). Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль. Проблемы питания.

Расчётные задачи

Массовая доля растворённого вещества

Практическая работа 2

Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала.

Тема №6.

Азотсодержащие соединения (5 ч)

Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол, диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотно-основные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота).

Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки.

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.

Практическая работа 3

Анализ пищевых продуктов.

Тема №7.

Экологические проблемы в курсе органической химии (4 ч)

Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его производных.

Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.











3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол-во час.

1.

Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого

2

2.

Основы номенклатуры и изомерии

4

3.

Сравнительная характеристика углеводородов

5

4.

Применение углеводородов

8

5.

Кислородсодержащие органические вещества на службе человека

8

6.

Азотсодержащие соединения

5

7.

Экологические проблемы в курсе органической химии.

3

 

Итого:

35
















ПРИЛОЖЕНИЕ №1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема урока

Практические работы

Дата

план

факт

Тема №1. Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2 ч)

1

Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи


03.09


2

Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.


10.09


Тема №2. Основы номенклатуры и изомерии (4 ч)

3

Принципы образования названий органических соединений


17.09


4

Структурная изомерия и её виды. Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изо-ванилин; диметилфенолы.


24.09


5

Урок-упражнение. Составление структурных формул. Номенклатура.


01.10


6

Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов (D(-) – адреналин, L (+) – адреналин).


08.10


Тема №3.Сравнительная характеристика углеводородов (5 ч)

7

Общие формулы органических соединений. Нахождение в природе


15.10


8

Углеводороды.. Гибридизация, отличительные признаки в строении. Виды изомерии.


22.10


9

Типичные химические свойства углеводородов.


12.11

19.11

10

Генетическая связь между классами углеводородов.


19.11

19.11

11

Практическая работа 1. Качественные реакции на непредельные углеводороды

П.Р. 1 Качественные реакции на непредельные углеводороды

26.11


Тема №4. Применение углеводородов (8 ч)

12

Синтез-газ, хлор – углеводороды – основные области применения


03.12


13

Нефть и нефтепродукты. Разработка проекта: Продукты переработки нефти -народному хозяйству.


10.12


14

Решение задач по теме: Термохимические расчёты


17.12


15

Применение хладагента, винилхлорида, акрилонитрила.


24.12


16

Бензол, дифенил, нафталин, стирол - основные области применения


14.01


17

Решение задач по теме: Объёмные доли.


21.01


18

Применение полимеров, синтетических каучуков.


28.01


19

Разработка проекта: Термопласты и термореактопласты, углеродопласты


04.02


Тема №5.Кислородсодержащие органические вещества на службе человека (8 ч)


20

Монофункциональные соединения. Спирт, формалин, ацетон, акролеин, антифризы, фенол


11.02


21

Анестезирующие вещества (диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные).


18.02


22

Карбоновые кислоты: одноосновные ( муравьиная, уксусная, бензойная)


25.02


23

Двухосновные карбоновые кислоты (щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная).


04.03


24

Решение задач по теме: Массовая доля растворённого вещества


11.03


25

Получение мыла. Биологическая функция жиров


18.03


26

Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль


01.04


27

Практическая работа 2. Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала.

П.Р. 2 Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала.

08.04


Тема №6. Азотсодержащие соединения (5 ч)

28

Амины и нитро-соединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол, диамин бензол, фуксин). Медицинские препараты.


15.04


29

Кислотно-основные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота)


22.04


30

Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин)


29.04


31

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.


06.05


32

Пищевые добавки. Практическая работа 3. Анализ пищевых продуктов.

П.Р. 3 Анализ пищевых продуктов.

13.05


Тема 7. Экологические проблемы в курсе органической химии (3ч.)

33

Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека.


20.05


34

Вещества-тератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его производных


27.05


35

Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.











ПРИЛОЖЕНИЕ №1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (УКП)


п/п

Тема урока

Практические работы

Дата

план

факт

Тема №1. Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2 ч)

1

Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи


01.09


2

Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.


08.09


Тема №2. Основы номенклатуры и изомерии (4 ч)

3

Принципы образования названий органических соединений


15.09


4

Структурная изомерия и её виды. Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изо-ванилин; диметилфенолы.


22.09


5

Урок-упражнение. Составление структурных формул. Номенклатура.


29.09


6

Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов (D(-) – адреналин, L (+) – адреналин).


06.10


Тема №3.Сравнительная характеристика углеводородов (5 ч)

7

Общие формулы органических соединений. Нахождение в природе


13.10


8

Углеводороды.. Гибридизация, отличительные признаки в строении. Виды изомерии.


20.10


9

Типичные химические свойства углеводородов.


10.11

17.11

10

Генетическая связь между классами углеводородов.


17.11

17.11

11

Практическая работа 1. Качественные реакции на непредельные углеводороды

П.Р. 1 Качественные реакции на непредельные углеводороды

24.11


Тема №4. Применение углеводородов (8 ч)

12

Синтез-газ, хлор – углеводороды – основные области применения


01.12


13

Нефть и нефтепродукты. Разработка проекта: Продукты переработки нефти -народному хозяйству.


08.12


14

Решение задач по теме: Термохимические расчёты


15.12


15

Применение хладагента, винилхлорида, акрилонитрила.


22.12


16

Бензол, дифенил, нафталин, стирол - основные области применения




17

Решение задач по теме: Объёмные доли.




18

Применение полимеров, синтетических каучуков.




19

Разработка проекта: Термопласты и термореактопласты, углеродопласты




Тема №5.Кислородсодержащие органические вещества на службе человека (8 ч)


20

Монофункциональные соединения. Спирт, формалин, ацетон, акролеин, антифризы, фенол




21

Анестезирующие вещества (диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные).




22

Карбоновые кислоты: одноосновные ( муравьиная, уксусная, бензойная)




23

Двухосновные карбоновые кислоты (щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная).




24

Решение задач по теме: Массовая доля растворённого вещества




25

Получение мыла. Биологическая функция жиров




26

Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль




27

Практическая работа 2. Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала.

П.Р. 2 Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала.



Тема №6. Азотсодержащие соединения (5 ч)

28

Амины и нитро-соединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол, диамин бензол, фуксин). Медицинские препараты.




29

Кислотно-основные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота)




30

Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин)




31

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.




32

Пищевые добавки. Практическая работа 3. Анализ пищевых продуктов.

П.Р. 3 Анализ пищевых продуктов.



Тема 7. Экологические проблемы в курсе органической химии (3ч.)

33

Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека.




34

Вещества-тератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его производных




35

Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.




ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

элективного курса «Избранные вопросы химии»

(ЛИУ – 8, ИК – 11)


Дата проведения урока по плану

Тема урока до корректировки


Причина корректировки


Дата проведения урока по факту

Тема урока после корректировки


Подпись представителя администрации школы

12.11

Типичные химические свойства углеводородов.

Продление каникул. Пр.№40 от 06.11.2020

19.11

Типичные химические свойства углеводородов. Генетическая связь между классами углеводородов






.











































ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ (УКП)


Дата проведения урока по плану

Тема урока до корректировки


Причина корректировки


Дата проведения урока по факту

Тема урока после корректировки


Подпись представителя администрации школы

10.11

Типичные химические свойства углеводородов.

Продление каникул. Пр.№40 от 06.11.2020

17.11

Типичные химические свойства углеводородов. Генетическая связь между классами углеводородов






.







































32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!