СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель курса - ознакомить детей с чудесным миром случайных событий, который описывается несложными и интересными математческми законами, показать ,что теория вероятностейи математическая статистика имеет большое значение и в других областях науки.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №124

ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА г.УФА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН





Рассмотрено и согласовано

на заседании творческой

мастерской от 21.04.2011г.








Программа элективного курса


«Элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики»


9 класс
















Программу составила учитель

Касюк Людмила Викторовна




У Ф А 2011 г.

Пояснительная записка.


Изучение курса «Основы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики» продиктовано самой жизнью. Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и производственной деятельности. Вероятностный характер многих явлений действительности во многом определяет поведение человека, и курс должен формировать соответствующие практические ориентиры, вооружать учащихся, как общей вероятностной интуицией, так и конкретными способами оценки данных. Учащиеся должны научиться извлекать, анализировать и обрабатывать разнообразную, порой противоречивую информацию, принимать обоснованные решения в ситуациях со случайными исходами, оценивать степень риска и шансы на успех. Необходимость формирования вероятностного мышления обусловлена и тем, что вероятностные закономерности универсальны: современная физика, химия, биология, демография, социология, лингвистика, весь комплекс социально-экономических наук развивается на базе вероятностно-статистической математики.

Вероятностно-статистический материал обладает огромным воспитывающим потенциалом, его изучение влияет на развитие интеллектуальных способностей, усиливает прикладной аспект курса математики, способствует развитию интереса к предмету.

Основными целями изучения курса являются следующие:

  • ознакомить детей с чудесным миром случайных событий, который описывается несложными и интересными математическими законами;

  • показать, что теория вероятностей и математическая статистика имеет большое значение в других отраслях науки и производства;

  • научить детей решать вероятностные задачи и отрабатывать статистические данные;

  • способствовать развитию творческих способностей и дарований.

Задачи курса:

  • расширить кругозор учащихся;

  • дать представление о комбинаторных задачах;

  • показать возможность использования математических методов и технологии статистической обработки в различных исследованиях.

  • оказать конкретную помощь обучающимся в решении задач ГИА И ЕГЭ, олимпиадных задач.


Содержание курса

(1 ч в неделю, всего 34 ч)

Раздел 1. Элементы комбинаторики (8 ч)

Исторические и занимательные комбинаторные задачи (фигурные числа, магические и латинские квадраты). Основные комбинаторные методы: перебор всех возможных вариантов (систематический перебор, перебор с ограничениями), полный граф, дерево вариантов (граф-дерево), таблица вариантов, правила произведения и суммы. Факториал. Перестановки. Размещения. Сочетания. Формулы для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. Треугольник Паскаля. Бином Ньютона. Комбинированные задачи.

Ученические проекты:

  • «Из истории комбинаторики».

  • «Задание для друга» (по бесформульным методам).

  • «Бином Ньютона».

  • «Комбинаторика вокруг нас».

Раздел 2. Элементы теории вероятностей (12ч)

Испытания и события. Невозможные, достоверные и случайные события. Виды случайных событий (совместные и несовместные, равновозможные и неравновозможные, противоположные, независимые), действия над случайными событиями (сумма, произведение). Полная группа. Эксперименты и их исходы. Классическое определение вероятности. Решение вероятностных задач с помощью формул комбинаторики. Относительная частота. Статистическая вероятность. Геометрические вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятностей. Формула полной вероятности. Вероятность гипотез, формула Бейеса. Формула Бернулли. Закон больших чисел.

Ученические проекты:

  • Доклады об ученых, стоящих у истоков теории вероятности.

  • «Парадоксы».

  • «Кому нужна теория вероятностей?».

Раздел 3. Случайные величины (6ч)

Случайная величина. Дискретная и непрерывная случайные величины. Закон распределения вероятностей ДСВ. Математическое ожидание ДСВ. Дисперсия ДСВ. Среднее квадратическое отклонение.

Ученические проекты:

  • «Современные азартные игры».

  • «Моделирование методом Монте-Карло».

Раздел 4. Элементы математической статистики (8ч)

Предмет статистики. Основная задача и основной метод статистики. Статистическая информация и способы её представления: простой статистический ряд (выборка), таблицы частот, таблицы относительных частот, столбчатые диаграммы, полигоны частот, круговые диаграммы, гистограммы. Простейшие статистические исследования. Этапы статистических исследований. Опрос общественного мнения как пример сбора, обработки, представления и интерпретации данных. Статистические характеристики: среднее значение, мода, медиана, размах, выборочная дисперсия, выборочное среднее квадратичное отклонение. Определение линии регрессии для двумерных выборок.

Ученические проекты:

  • «Развитие математической статистики».

  • Статистическое исследование на заданную тему.

Ожидаемые результаты:

  • подсчитывать количество всевозможных комбинаций элементов, образованных определённому правилу;

  • решать задачи с помощью графов;

  • определять типы случайных событий;

  • вычислять вероятность события, пользуясь простейшими свойствами вероятности;

  • проводить эксперименты со случайными исходами;

  • извлекать информацию из таблиц и диаграмм, анализировать её;

  • записывать исходные данные в таблицу, используя их составлять диаграммы;

  • регистрировать результаты наблюдений и делать выводы;

  • выполнять математические, процентные расчёты.

Формы организации обучения:

• индивидуальная, групповая, коллективная;

• взаимное обучение, самообучение, саморазвитие.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности – лекции, консультации, самостоятельную работу, творческую проектную работу.


Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:

• самостоятельная работа;

• срезы знаний, умений в процессе обучения;

• итоговый контроль.

Итоговый контроль предусматривает:

I РАЗДЕЛ – Доклады учащихся по теме «Комбинаторика вокруг нас».

II РАЗДЕЛ – Контрольная работа.

III РАЗДЕЛ – Зачёт.

IV РАЗДЕЛ – Исследовательские проекты и их защита


Учебно-тематический план

№ п/п


Тема занятий

Количество часов


Формы проведения

всего

теория

практика


1



2



3


4



5


6


7


8




1


2


3


4


5



6



7


8


9


10




1



2




3

4



1

2



3


4



5


1.Элементы комбинаторики (8 ч)

Исторические сведения. Комбинаторные задачи. Перебор всех возможных вариантов.


Подчет вариантов с помощью графов, таблица вариантов.



Кортежи. Правила произведения и суммы.


Перестановки, размещения, сочетания



Некоторые свойства сочетаний. Треугольник паскаля


Бином Ньютона. Решение задач.


Самостоятельная работа


«Комбинаторика вокруг нас» (итоговое)



2.Элементы теории вероятностей (12 ч.)

Предмет теории вероятностей. События.


Виды случайных событий


Эксперименты и их исходы


Решение вероятностных задач с помощью формул комбинаторики

Статистическая вероятность. Геометрическая вероятность.



Теорема сложения вероятностей. Теорема умножения вероятностей.


Формула Бернулли. Закон больших чисел.


Решение задач


Контрольная работа


«Кому нужна теория вероятностей?» (итоговое).



3.Случайные величины. (6 ч.)

Понятие случайной величины. Закон распределения вероятностей дискретной случайной величины. Математические операции над случайными величинами.

Числовые характеристики случайных величин. Математическое ожидание. Дисперсия ДСВ. Среднее квадратическое отклонение.


Решение ключевыз задач.

Зачет


4.Элементы математической статистики. (8 ч.)

Выборочный метод

Числовые характеристики статистических рядов



Статистические исследования. Этапы статистического исследования.

Определение линий регрессии для двумерных выборок



Исследовательские проекты и их защита


1



1



1


1



1


1


1


1




1


1


1


1


2



2



1


1


1


1




2



2




1

1



1

1



2


2



2


0,5






0,5


0,5



0,5










0,5


0,5


0,5




0,5



1



0,5










0,5



1









0,5



1


0,5






0,5



1



0,5


0,5



0,5


1








0,5


0,5


0,5


1


1,5



1



0,5










1



1




1




1

0,5



1


1,5


Мини-лекция, урок практикум.


Комбинированный урок, групповая работа.

Мини-лекция работа в парах,

комбинированный урок, групповая работа.

Мини-лекция, урок практикум.

Практикум.


Тестирование


Творческая работа, защита рефератов



Беседа, объяснение, творческая работа

Индивидуальная работа

Групповая работа


Исследовательская работа

Лекция, коллективная работа.

Комбинированный урок, урок практикум

Беседа, парная работа.

Практическая работа

Самостоятельная работа

Творческая работа, защита рефератов.



Мини-лекция, урок практикум


Комбинированный урок, урок практикум.


Практикум

Зачет



Практикум

Комбинированный урок, групповая работа

Тренинг с применением ПК.

Мини-лекция, лабораторная работа.

Семинар, защита рефератов



Литература для учащихся:

  1. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. Элементы статистики и теории вероятностей. Алгебра 7-9 классы. Просвещение 2006 г.

  2. А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. События. Вероятности. Статистическая обработка данных 7-9 классы. Москва 2005 г.

  3. Афанасьев В.В.. Школьникам о вероятности в играх. Введение в теорию вероятностей для учащихся 8-11 классов. Ярославль 2006 г.

  4. Бунимович Е.А. Вероятность и статистика 5-9 классы. Дрофа 2005 г.

  5. Сборник задач по математике для факультативных занятий в 9-10 классах. Просвещение 2002 г.

Литература для учителя:

  1. Виленкин Н.Я. Индукция. Комбинаторика. Пособие для учителя. Просвещение 2004 г.

  2. Глеман М. Вероятность в играх и развлечениях. Элементы теории вероятностей в курсе средней школы. Просвещение.

  3. Студенецкая В.Н. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей 7-9 классы. Волгоград. Учитель 2005 г.

  4. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Высшее образование 2006 г.

  5. Савельев Л.Я. Комбинаторика и вероятность. Новосибирск. Наука 2002 г.

  6. Шилова З.В. Теория вероятностей и математическая статистика. Киров 2007 г.

  7. Задачник по математике для учащихся средней школы и поступающих в вузы. Учебные пособия Райхмист Р.Б. Москва 2004 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!