Министерство обшего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Согласовано Утверждено
Руководитель ШМО приказ№ от
_________ / Е.Ю.Казанцева/ Директор МБОУ «СОШ №4»
«____» __________ 2014г. _________ О.Г.Воробьева
Рабочая программа
Элективного курса «Экологический практикум»
6 класс
Учитель: Ю.А.Бычкова
Первоуральск, 2014г.
Пояснительная записка.
Предложенная программа по экологическому воспитанию и образованию ориентирована на работу с детьми среднего школьного возраста.
Актуальность изучения курса определяется тем, что:
"Чем больше людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущность своего народа, а в нынешних условиях - и будущность планетарной цивилизации", тем выше будут чувство ответственности за судьбы "людей планеты" - своего биологического вида, которому предстоит в ближайшие десятилетия преодолеть трудности выживания. Моя задача как учителя - участвовать в воспитании таких людей.
Современному человеку нужны: новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей, а этому может способствовать экологическая грамотность и условия, благоприятствующие развитию активной творческой личности, а также создание вариативных программ.
Необходимо своевременно готовить квалифицированных специалистов для участия в поиске решения встающих перед человечеством проблем, привлекая внимание школьников к экологическим проблемам.
Школьное экологическое образование как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:
формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;
установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
Цель работы по программе: способствовать формированию у учащихся экологической культуры, базовых компетенций, экологически оправданному поведению, создание ситуации успеха на уроке для каждого учащегося.
Ожидаемые результаты работы по программе:
Получить первоначальные знания по предмету
Учащиеся должны научиться излагать свои знания в письменной и устной форме
Уметь применять на практике полученные знания и умения
Появление потребности в саморазвитии и самостоятельности в обучении
Развитие разнообразных компетенций :
Предметные - получение учащимися знаний по предмету
Коммуникационные - умение общаться, работать в группах
Информационные - умение работать с информацией (находить, анализировать, сравнивать).
Задачи:
рассмотреть вопросы многообразия живой и неживой природы, и влияния человека на неё;
Формирование первоначальных экологических представлений;
Формирование теоретических знаний в области экологии, ряда основополагающих экологических понятий, соответствующих возрастным особенностям школьников среднего звена;
углубить знания детей по предметам естественного цикла;
развитие компетенций у учащихся;
выработать умение анализировать собранный материал с целью использования в последующих действиях (поддержания, сбережения среды, улучшения ее качества, если необходимо).
Курс «Экологический практикум» обладает значительным потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становления гражданской ответственности и активной жизненной позиции молодежи.
«Экологический практикум школьника» содержит 10 практических работ по основным направлениям поисковой и исследовательской деятельности экологической направленности;
работы состоят из ряда заданий, дифференцированных по уровням сложности и познавательной самостоятельности учащихся.
Элективный курс поможет поддерживать и углублять базовые и профильные дисциплины и открывать возможности учащимся в постижении смежных областей знаний в дополнение к профильным предметам.
В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся — личностного образования, становление которого предполагает:
формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного
наследия и др.);
осознание и усвоение экологических знаний на уровне фактов,
понятий, теорий и законов, идей экологии и экологического образования;
умение оперировать этими знаниями для становления собственной картины мира, теоретического и практического освоения
действительности;
Программа разработана на основе программы «Экологический практикум» С. В. Алексеева, доктора пед. наук, проф. Н.В. Груздева, канд. пед. наук, доцент Э.В. Гущина, канд. биол. наук, доцента.
Программа спецкурса.
Тема 1. Экологические факторы. (2 часа).
Понятие экологического фактора. Разнообразие воздействий, которым подвергается организм. Классификация факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. Практическая работа «Влияние температурного фактора на растения в городе».
Тема 2. Изменения природных сообществ. (2 часа).
Понятие биогеоценоза, его структура. Сукцессия – первичная, вторичная. Антропогенный фактор. Практическая работа «Изучение сукцессии в лесном биогеоценозе».
Тема 3. Воздух которым мы дышим. (2 часа).
Атмосфера. Воздух и его состав. Основные характеристики атмосферы (облачность, температура, давление, атмосферные осадки), запыленность воздуха, кислотные осадки. Практическая работы: «Оценка запыленности воздуха», «Определение качественного состава пыли», «Оценка атмосферных осадков».
Тема 4. Экологическое состояние воды, которую мы пьем. (2 часа).
Гидросфера. Водная среда жизни. Жесткость воды, органолептические характеристики воды, кислотность водной среды. Антропогенное загрязнение. Методы очистки воды. Практическая работа «Оценка экологического состояния воды».
Тема 5. Почва – кожа Земли. Анализ почвы. (2 часа).
Почва, структура почв, влажность почвы, кислотность почвы. Воздействия человека: засоление почв, эрозия почв, загрязнение почв, закисление почв. Практическая работа «Определение общих физических свойств почвы».
Тема 6. Как измерить радиациюю. (2 часа).
Радиация. Радиоактивность, радиоэкология, радиационный фон Земли (естественный и искусственный), предельно допустимая доза облучения, дозиметр, радиометр, индикатор. Практическая работа «Оценка уровня радиационной безопасности».
Тема 7. Наше здоровье. Оценка классной комнаты. (2 часа).
Визуальная среда, интерьер. Микроклимат. Вентиляционный режим, естественная освещенность. Практическая работа «Оценка интерьера классной комнаты».
Тема 8. Определение антропогенного загрязнения окружающей среды. (2 часа).
Загрязнения среды. ПДК (предельно допустимая концентрация), пестициды, сточные воды, ксенобиотики. Практическая работа «Накопление пестицидов в цепях питания», «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта».
Тема 9, 10. Составление экологических проектов. (4 часа).
Практическая работа «Проект, его структура, требования по защите».
Календарно-тематическое планирование занятий элективного курса
Номер практ. работы | Название практической работы | Количество часов | из них практические работы |
1. | Специфика влияния абиотических и биотических факторов в городской среде. | 2 | 1 |
2. | Изменения природных сообществ и умение их наблюдать и предсказывать. | 2 | 1 |
3. | Воздух, которым мы дышим. | 2 | 1 |
4. | Экологическое состояние воды, которую мы пьем. | 2 | 1 |
5. | Почва — кожа Земли. Анализ почвы. | 2 | 1 |
6. | Как измерить радиацию. | 2 | 1 |
7. | Наше здоровье. Экологическая оценка классной комнаты. | 2 | 1 |
8. | Определение антропогенного загрязнения окружающей среды. | 2 | 1 |
9. | Составление экологических проектов. | 2 | 1 |
10. | Составление экологических проектов. | 2 | 1 |
11. | Резерв | 2 | |
| ИТОГО: | 22 | |
Учебники и учебные пособия для учителя
Алексеев СВ. Экология: Учеб. пособие, для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. — СПб.: СМИО Пресс, 1997 и послед изд.
Бродский А. К. Краткий курс общей экологии: Учеб. пособие. — СПб.: ДЕАН+ АДИА-М, 1996.
Войткевич, В.А. Вронский. Основы учения о биосфере: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Агар, 1999.
Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология: Учебник для 10— 11 классов школ естеств.-науч. профиля. — М.: Просвещение, 1997.
Киселев В.Н. Основы экологии: Учеб. пособие. — Мн.: Ушверсггэцкае, 1998.
Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.И. Жукова. — М.: ВЛАДОС, 1998.
Мамедов Н.М., Суравегина И. Т. Экология. 9—11 классы: Учеб. пособие. — М.: Школа-Пресс, 1996.
Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев СН. Основы общей экологии: Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. — М.: МДС, 1998.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России: Учебник из Федерального комплекта для 9—11-х классов общеобразовательной школы. — М.: МДС, 1996.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Учебники и учебные пособия для учащихся
1.Алексеев СВ., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие / Под ред. СВ. Алексеева. — М.: МДС, 1996.
2.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: Учеб.-мето-дич. пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.
3.Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Агар, 1999.
4. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.
5. Камерилова. Изучаем экологию города. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1996.
6. Корякина Н.И., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий: Методич. пособие для учителей / Под общ. ред. СВ. Алексеева. — СПб, 2000.
7. Комплексная экологическая практика школьников и студентов: программы, методики, оснащение: Учеб.-методич. пособие / Под ред. проф. Л.А. Коробейниковой. 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Крисмас +, 2002.
8. Миткова М., Сиволоб Е.Н.,Альбрехтсен К. Ресурсосбережение: Учеб. пособие для школьников. — СПб.: Салит-Медкнига, 2003.
9. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учеб. пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. — СПб.: Крисмас+, 2003.
10. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные программы элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам — М.: АПКиПРО, 2003.
11. Программно-методические материалы: Экология. 5—11 кл. / Сост. В.Н. Кузнецов. — М.: Дрофа, 1998.
Определители, рекомендуемые для проведения исследований
Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники средней полосы Европейской части России: Определитель. — СПб: Специальная литература, 1998.
Второе П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.
Губанов И.А. и др. Определитель высших растений средней полосы Европейской части СССР: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981.
Ермилов Г.Б. Определитель сорных растений. — М.: Россельхозиз-дат, 1978.
Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. — М.: Просвещение, 1991.
Корнелио М.П. Школьный атлас-определитель бабочек: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1986.
Лучник А.Н. Энциклопедия декоративных растений умеренной зоны. — М.: Институт технологических исследований, 1997.
Мозолевская. Е.Г. и др. Практикум по лесной энтомологии. — М.: Экология, 1991.
Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд: Учеб. пособие для студентов биол. специальностей пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1975.
Новиков B.C., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1985.
Определитель лишайников СССР. Вып. 2. — Л.: Наука, 1974.
Плотникова Л. С. Деревья и кустарники рядом с нами. — М.: Наука, 1994.
Солдатенкова Ю.П. Малый практикум по ботанике. Лишайники (кустистые и листоватые). — М.: Изд-во МГУ, 1977.
Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. — Л.; М., 1951.
Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц. — М: Просвещение, 1988.