СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа электива по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа электива по русскому языку 9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

имени А.А. ГЕРАСИМОВА




Рассмотрена

на заседании ПК

протокол № 1

от «26» августа 2022г.


Согласована

на заседании научно- методического совета

протокол № 1

от « » августа 2022г.


Утверждена

Приказ по школе №

от 01.09.2022г.

Директор школы С.В.Серебрякова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 9 «В» КЛАССА








Составитель: Соловьева Людмила Николаевна









Рыбинск

2022-2023 уч. год

I. Планируемые результаты освоения элективного курса по русскому языку

«Основы делового общения» в 9 классе


Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Регулятивные - оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания; при целеполагании устанавливать задачу, основанную на известном; оценивать результат деятельности (своей и чужой); оценивать весомость приводимых ожиданий; осуществлять итоговый контроль деятельности

Коммуникативные – составлять небольшие устные монологические высказывания; «удерживать» логику повествования; приводить убедительные доказательства; уметь объяснять свой выбор; строить фразы; отвечать на поставленный вопрос.

Предметные:

Ученик научится:

- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а так же в форме ученического изложения, в форме плана, тезисов;

-использовать практические умения ознакомительного изучающего просмотрового способов( видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

- понимать законы, правила и приемы общения;

- отличать нормативные правила от правил речевого воздействия;

- применять правила эффективного слушания;

- использовать приемы стимуляции активного слушания;

- применять универсальные требования к деловому общению;

- использовать правила общения при собеседовании с работодателем;

- владеть навыками делового телефонного разговора;

- использовать правила этикета телефонного разговора;

Ученик получит возможность научиться:

- использовать правила и приемы речевого воздействия;

- использовать правила бесконфликтного общения;

- анализировать коммуникативную ситуацию с точки зрения проявляющихся коммуникативных законов;

- усиливать и защищать свою коммуникативную позицию;

- ослаблять коммуникативную позицию собеседника;

- отличать споры по существенным и несущественным вопросам;

- использовать на практике правила эффективного спора;

- использовать правила эффективного слушания;

- использовать приемы стимуляции активного слушания;

- эффективно общаться с официальными лицами;

- общаться с работодателем;

- составлять типичные деловые письма.


II Содержание курса внеурочной деятельности «Основы делового общения» для 9 класса


Правила общения как сложившиеся в обществе рекомендации по общению. Нормативные правила общения и правила речевого воздействия, их отличия. Приемы общения как конкретные фразы, выражения или действия говорящего, с помощью которых он выполняет те или иные правила. Особенности выступления в большой аудитории. Требования к выступлению на митинге: краткость, громкость, уверенность, приведение общеизвестных истин, использование простого юмора, концовка в виде призыва, лозунга и др. Выступление в небольшой аудитории. Принцип делового общения: критиковать наедине.

Принципы и правила бесконфликтного общения. Универсальность правил и приемов эффективного бесконфликтного общения. Принципы общения как наиболее общие правила универсального характера. Правила бесконфликтного общения как конкретные способы реализации принципов. Приемы общения как конкретные способы реализации правил общения.

Способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание, внушение, принуждение. Доказывание как приведение аргументов, подтверждающих правильность какого-либо тезиса. Убеждение как вселение в собеседника уверенности в то, что истина доказана. Уговаривание как эмоциональное побуждение собеседника принять точку зрения. Внушение как побуждение собеседника поверить на слово. Принуждение как изменение точки зрения собеседника под угрозой неблагоприятных последствий. Условия эффективности различных способов речевого воздействия.

Аспекты речевого воздействия – вербальный и невербальный. Вербальное речевое воздействие как воздействие при помощи слов. Невербальное речевое воздействие как воздействие при помощи несловесных средств, сопровождающих речь (мимики, жестов, сигналов внешности и поведения и т.п.).

Коммуникативная неудача как отрицательный результат общения, такое завершение общения, когда цель разговора оказывается недостигнутой. Причины коммуникативных неудач.

Эффективное речевое воздействие как общение, позволяющее говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником. Цели общения: информационная, предметная, коммуникативная. Их отличия. Соотношение эффективного общения и результативного общения. Условия эффективного речевого воздействия.

Коммуникативная позиция говорящего как степень авторитетности участника общения для собеседников, степень влиятельности его речи в конкретной ситуации общения. Сильная и слабая коммуникативная позиции. Приемы усиления коммуникативной позиции: повтор обращения, приближение к собеседнику, возвышение над собеседником, физический контакт, открытые жесты, обращенные к слушателю, укрупнение собеседника, повышение громкости речи и др. Способы защиты коммуникативной позиции. Способы ослабления коммуникативной позиции собеседника.

Невербальные сигналы как несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения. Сигналы внешности (одежда, прическа и др.). Язык телодвижений (взгляд, мимика, жесты, позы, осанка, стойка, посадка, движение, походка, физические контакты, манипуляции с предметами). Сигналы пространства (дистанция, горизонтальное расположение, вертикальное расположение).

Фактор речевого воздействия как определенный тип коммуникативных сигналов или приемов, использующихся людьми в процессе речевого воздействия). Фактор внешности. Фактор взгляда. Фактор физического поведения. Фактор пространства.

Противоречия как различия во мнениях по существенным вопросам. Разногласия как обсуждаемые противоречия. Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Устные и письменные споры. Организованные и неорганизованные споры. Понятие предмета спора. Спор по существенным и несущественным вопросам. Эффективный спор как спор, достигающий цели и сохраняющий равновесие отношений с оппонентом. Правила этикета спора.

Понятие вопросов. Открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы как вопросы, направленные на получение новых знаний относительно событий, явлений, интересующих слушателя. Закрытые вопросы как вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Простые и сложные вопросы. Правила постановки вопросов. Правила ответов на вопросы.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.

Коммуникативное поведение народа как совокупность особенностей общения людей какой-либо национальности. Нормы общения и традиции общения. Национальные особенности общения американцев. Национальные особенности общения англичан. Национальные особенности общения французов. Национальные особенности общения немцев. Национальные особенности общения японцев. Особенности русского общения: общительность, искренность в общении, эмоциональность, приоритетность разговора по душам, приоритетность неофициального общения, нелюбовь к светскому общению, стремление к коммуникативному равенству, стремление к постоянству круга общения, любопытство, стремление к широкой информированности, тематическое разнообразие общения, ситуативно-тематическая свобода, проблемность общения.

Понятие делового общения. Деловое общение как общение между собеседниками для достижения деловой, то есть предметной или информационной цели. Письменная и устная формы делового общения. Виды делового общения: запрос информации, деловое предложение, просьба, претензия, замечание, приказание, рекламирование и др. Сферы делового общения: производство, быт, общественные отношения, политика, межличностные отношения и др. Прямое и косвенное деловое общение. Формы делового общения: деловой диалог, деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.

Понятие деловой беседы. Функции деловой беседы. Этапы деловой беседы: начало беседы, изложение и обоснование своей позиции, выяснение позиции собеседника, совместный анализ проблемы, принятие решения, завершение беседы.

Деловой стиль как доминирующая манера, в которой тот или иной человек ведет деловое общение, пытается построить свои деловые отношения. Энергичный стиль. Методичный стиль. Эмоциональный стиль. Творческий стиль.

Деловое слушание. Правила эффективного слушания. Активное (рефлексивное) и пассивное (нерефлексивное) слушание. Деловое слушание как активное слушание в условиях делового общения. Приемы стимуляции активного слушания: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование. Официальное общение как деловое общение между лицами, выполняющими официальные роли. Универсальные требования к деловому общению: приветливость, толерантность, контактность, этикетность внешнего вида и поведения, культура речи и речевой этикет, краткость, умение слушать, неутомляемость, коммуникативная грамотность, стремление к решению проблемы в обоюдных интересах. Эффективное общение с официальными лицами. Общение при собеседовании с работодателем.

Деловое общение по телефону. Основные особенности телефонного разговора. Требования к деловому телефонному разговору: логичность, информативность, дружелюбный тон, вежливость, краткость. Правила этикета телефонного разговора. Структура телефонного разговора: установление контакта, начало разговора, развитие темы, завершение разговора. Требования к отдельным этапам делового телефонного разговора. Приемы эффективного делового общения по телефону.

Понятие делового письма. Виды деловых писем: собственно деловое письмо, частное официальное письмо, частное неофициальное письмо. Их особенности. Компоненты культуры письменного общения: лаконизм письма, достаточность информационного сообщения, ясность и недвусмысленность языка сообщения, соответствие этикетным требованиям. Требования к деловому письму. Виды деловых писем и правила их составления. Автобиография. Характеристика. Заявление. Докладная записка. Объяснительная записка. Расписка. Доверенность.



III. Тематическое планирование.

ТЕМА

Количество часов

1

Введение.

1

2

Основные психологические характеристики культуры общения.

2

3

Культура общения.

2

4

Невербальное общение.

4

5

Письменные документы.

12

6

Разговор по телефону.

3

7

Деловые беседы и переговоры.

5

8

Конфликты в деловом общении.

4

9

Итоговые занятия.

1


Итого

34



Приложение I

Поурочное планирование.


Тема урока

Количество часов

1

Введение. Значение общения.

1

2

Эмоции. Чувства.

1

3

Коммуникация как одна из сторон человеческого общения. Значение и смысл.

1

4

Требования к хорошей речи.

1

5

Речевое дыхание. Дикция.

1

6

Понятие невербального общения.

1

7

Жесты.

1

8

Мимика.

1

9

Интонация.

1

10

Письменная коммуникация как составная часть имиджа.

1

11

Отчёт как средство коммуникации.

1

12

Этапы подготовки докладов.

1

13

Составление, редактирование конспектов.

1

14

Анкета как источник информации.

1

15

Деловая переписка как составная часть делового общения.

1

16

Общие правила оформления официальной корреспонденции.

1

17

Знакомство с нотой, памятной запиской, меморандумом.

1

18

Письма деловые и дружеские.

1

19

Структура делового письма.

1

20

Тема письма.

1

21

Основной текст письма.

1

22

Разговор по телефону как составная часть делового общения.

1

23

Основные правила общения по телефону.

1

24

Этикет телефонного разговора.

1

25

Деловые встречи и переговоры.

1

26

Деловой протокол.

1

27

Визитные карточки как элемент деловых отношений.

1

28

Проведение переговоров.

1

29

Инициатива беседы.

1

30

Конфликт как отсутствие согласия.

1

31

Типы конфликтов.

1

32

Основные причины конфликтов.

1

33

Пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов.

1

34

Итоговое занятие.

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!