Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум
лесопромышленных технологий и сферы услуг»
(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)
согласовано ____________________________ ____________________________ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора от ___________ №____ |
Рабочая ПРОГРАММА
дополнительного профессионального образования
«Информационные технологии, используемые в лесной отрасли»
Усть-Илимск, 2015
Автор: Одноблюдова Александра Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории
Рабочая программа предназначена для изучения основ работы с операционной системой, информационных технологий, основ работы в программах лесозаготовительных и трелевочных машин фирмы JonnDeer, применяемых при подготовке квалифицированных рабочих по профессии Машинист лесозаготовительных и трелёвочных машин.
Содержание
Паспорт рабочей программ учебной дисциплины 4
Структура и содержание учебной дисциплины 6
Условия реализации рабочей программы
учебной дисциплины 10
Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины 11
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа (далее – Программа) учебной дисциплины «Информационные технологии, используемые в лесной отрасли» на основании примерной программы по профессии начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования 151013.01 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин утвержденной распоряжением министерства образования Иркутской области от 11.03.2014 года № 185-мр «Об утверждении регионального перечня примерных образовательных программ среднего профессионального образования», имеющей рецензию ФИРО, регистрационный № 704 от 24 декабря 2012г.
Программа предназначена для использования в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке для профессий «Машинист лесозаготовительной машины фирмы John Deere Forestry (валочно – пакетирующая машина на гусеничном ходу серии 800/900)», «Машинист трелёвочной машины фирмы John Deere Forestry (Forwarder)», «Машинист лесозаготовительной машины фирмы John Deere Forestry (Harvester)», «Машинист лесозаготовительной машины с поворотной платформой фирмы John Deere Forestry (погрузчик и (или) процессор на базе DHSP 2054;2154)», «Машинист трелёвочной машины фирмы John Deere Forestry (Skidder)». Наличие основного общего образования обязательно. Опыт работы не требуется
Программа учебной дисциплины адаптирована к условиям ПУ № 66 г. Усть-Илимска. Количество часов по программе составляет 54 часа.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
включать и выключать компьютер;
создавать файлы и папки;
сохранять файлы;
копировать, перемещать, удалять, переименовывать файлы и папки;
пользоваться мышью и тачпадом;
производить ввод информации с клавиатуры;
производить вычисления с помощью формул.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
требования техники безопасности при работе на персональном компьютере;
основные составные части персонального компьютера;
виды магнитных носителей;
виды операционных систем;
правила работы в операционной системе Windows;
клавиши клавиатуры;
правила работы в программах Microsoft Word, Microsoft Excel.
1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
Освоение клавиатуры. Ввод информации. Создание файлов, сохранение. Действия с файлами и папками. Решение практических задач в программе MS Excel Изучение учебной и специальной технической литературы. | 3 3 9 3 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Номер урока | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Технологии, формы и методы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема 1. Основные понятия о работе компьютера | Содержание учебного материала | 2 | | |
1 | 1 | Введение. Значение и место дисциплины в подготовке рабочих. Содержание курса и его взаимосвязь с другими дисциплинами профессионального циклов. Требования техники безопасности и правила работы с персональным компьютером. Принципы работы компьютера. | 1 | 1 | Объяснение с применением ИКТ, составление конспекта |
2 | 2 | Хранение и обработка информации. Технические устройства персонального компьютера (центральные и периферийные). Системный блок. Монитор. Клавиатура. Клавиши клавиатуры. | 1 | 2 |
Практические занятия | 4 | | |
3-6 | 1-4 | Оформление документов. Упражнения по вводу символов с помощью клавиш клавиатуры | 4 | 2 | Индивидуальная, объяснение и самостоятельная работа |
Самостоятельная работа | 2 | | |
Изучение учебной литературы. Упражнения по вводу символов с помощью клавиш клавиатуры | 1 1 |
Тема 2. Освоение операционной системы | Содержание учебного материала | 2 | | |
7 | 1 | Память ПК. Единицы измерения информации. Программное обеспечение. Операционная система «Windows». Назначение и состав. | 1 | 1 | Объяснение с применением ИКТ, самостоятельная работа составление конспекта |
8 | 2 | Операционная система, используемая в системе измерения харвестера для настройки делянки. Рабочий стол. Файлы и файловая структура. Действия с файлами и папками. Виды меню. Поиск файла. Справочная система. | 1 | 2 |
Практические занятия | 6 | | |
9-11 | 1-3 | Упражнения по вводу символов с помощью клавиш клавиатуры | 3 | 2 | Индивидуальная, самостоятельная работа |
12 | 4 | Настройка рабочего стола. Работа с окнами. | 1 | 2 |
13 | 5 | Создание папки, файла. Сохранение файлов и папок. | 1 | 2 |
14 | 6 | Действия с файлами и папками. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа | 4 | | |
Создание файлов, сохранение. Действия с файлами и папками. | 2 2 |
Тема 3. Основы работы в текстовом процессоре Microsoft Word. Использование клавиатуры и тачпада. | Содержание учебного материала | 2 | | |
15 | 1 | Текстовый процессор Microsoft Word. Меню. Панель инструментов. Правила работы. Использование компьютерной мыши, «тачпада». | 1 | 1 | Объяснение с применением ИКТ, самостоятельная работа составление конспекта |
16 | 2 | «Горячие» клавиши клавиатуры. Ввод информации без использования мыши. Создание и оформление документов в MS Word. | 1 | 2 |
Практические занятия | 2 | | |
17-18 | 1-2 | Упражнения по вводу символов с помощью клавиш клавиатуры без использования мыши. Создание и оформление документов в MS Word. | 2 | 2 | Индивидуальная, самостоятельная работа |
Самостоятельная работа | 6 | | |
Упражнения по вводу символов с помощью клавиш клавиатуры без использования мыши. Создание и оформление документов в программе M Word. | 2 4 |
Тема 4. Основы работы в Microsoft Exsel | Содержание учебного материала | 6 | | |
19 | 1 | Электронные таблицы Excel. Назначение и основные функции. Структура электронных таблиц. | 1 | 1 | Объяснение с применением ИКТ, самостоятельная работа составление конспекта |
20 | 2 | Типы и формат данных. Выделение элементов ЭТ. Ввод данных. Ввод формул | 1 | 2 |
21-22 | 3-4 | Копирование и редактирование формул. Арифметические операции. | 2 | 2 |
23-24 | 5-6 | Мастер функций | 2 | 2 |
Практические занятия | 12 | | |
25-26 | 1-2 | Ввод данных. Ввод формул. Расчет заработной платы бригады лесозаговителей | 2 | 2 | Индивидуальная, самостоятельная работа |
27-28 | 3-4 | Решение практических задач «Калькуляция заготовки древесины» | 2 | 2 |
29-30 | 5-6 | Решение практических задач «Стоимость и объем заготовки сортимента» | 2 | 2 |
31-32 | 7-8 | Решение практических задач «Конкурс на выполнение лесозаготовительных работ разными леспромхозами» | 2 | 2 |
33-34 | 9-10 | Решение практических задач «Определение прибыли при заготовке древесины», «Оцилиндровка бревен» | 2 | 2 |
35 | 11-12 | Решение практических задач «Выход пиломатериалов после естественной сушки», «Расчет количества проходов трактора с грузом по любому месту пасечного волока» | 1 | 2 |
36 | | Зачет | 1 | |
Самостоятельная работа | 6 | | |
Решение практических задач | 6 |
ВСЕГО: | 54 | | |
3. условия реализации рабочей программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется на занятиях, которые проводятся в кабинете «Информатика и ИКТ».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий: периодическая литература, мультимедиа-презентации, учебные пособия;
- компьютерное рабочее место обучающегося – 10 шт.;
- компьютерное рабочее место преподавателя;
- электронная доска ActivBoard;
- сканер;
- принтер;
- климатическая станция Vitek airo2;
- шкаф для литературы;
- локальная сеть.
- Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
А) Учебные пособия:
Информатика 10-11 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2010. – 675 с.: ил.
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 511 с.: ил.
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 394 с.: ил.
Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 2-11 кл. – Бином, 2008.
Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – Бином, 2009.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – Бином, 2009.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – Бином, 2009.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – Бином, 2009.
Б) Интернет-ресурсы:
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса, практических работ и зачета. Оценка результатов обучения осуществляется по пятибалльной системе.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: включать и выключать компьютер; создавать файлы и папки; сохранять файлы; копировать, перемещать, удалять, переименовывать файлы и папки; пользоваться мышью и тачпадом; производить ввод информации с клавиатуры; производить вычисления с помощью формул. Знать: требования техники безопасности при работе на персональном компьютере; основные составные части персонального компьютера; виды магнитных носителей; виды операционных систем; правила работы в операционной системе Windows; клавиши клавиатуры; правила работы в программах Microsoft Word, Microsoft Excel. | Формы контроля обучения: – устный опрос; – практические задания; Формы оценки результативности обучения: – накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. – традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка. Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: – отбирать и оценивать факты, процессы, явления; – выполнять условия задания; – делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; – осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; – работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию. Методы оценки результатов обучения: – формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля. |
6