МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Рассмотрено на заседании МС протокол №_ от « _ »_______2022г. | Принято на педсовете протокол № ___ от « _» ________ 2022г. | Утверждаю Директор МБУ ДО Озерненская ДШИ ____________Е.В.Андреева Приказ № __ от «___» _______2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Сольное пение 1 класс
(предмет, класс)
Домисолька
(ДОП)
Морозова Марина Николаевна
(ФИО)
преподаватель
(должность)
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Срок реализации 1 год
Рабочая программа «Домисолька» 1 класс дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального исполнительства «Домисолька» составлена на основании следующих нормативных документов:
- Конституции Российской Федерации 12.12.1993г.
- Федерального закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»:
- п.1 ч.2 ст.83
- ч.5 ст.12
- ч.21 ст.83
- Конвенции о правах ребенка от 13 июня 1990г. № 1559–1
- Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 №191-01-39/06-ГИ
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Устава МБУ ДО Озерненская ДШИ.
Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в Детской школе искусств по данному направлению и обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Домисолька».
Доступность программы для детей, проявляющих выдающиеся способности: содержание программы даёт возможность использовать индивидуальный подход к детям, проявляющим способности к данному виду деятельности. Для таких детей создаются условия для участия в концертах и конкурсах различного уровня.
Доступность программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: реализация программы предусматривает использование доступных материалов, которые позволяют без лишних затрат реализовать творческий потенциал обучающихся и освоить практические азы вокального пения. Также имеется резерв нотной литературы для детей, в трудной жизненной ситуации.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование устойчивого интереса к пению через активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи программы:
содействовать формированию, развитию и совершенствованию основных вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, строя, дикции, ансамбля;
создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром и слушания музыки;
формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;
формирование знаний основ музыкальной грамоты;
формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение).
развивать музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм;
стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;
развивать осмысленное выразительное исполнение вокальных произведений;
создать условия для творческой самореализации обучающихся.
воспитывать культуру слушателя;
содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора, эрудиции, формированию гармонично развитой личности, с учетом посещения театров, концертных залов, исполнительской деятельности;
способствовать воспитанию исполнительского творчества;
воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию культуры общения;
способствовать воспитанию любви к родному краю, уважению к его истории и традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных стран.
сформировать стремление (потребность) использовать репертуар, знания и умения, приобретенные учащимися на уроках в деятельности школьного коллектива, в быту, на досуге;
создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества для включения в активную творческую деятельность.
Цели и задачи программы 1 класса реализуется на уроках Сольного пения (1 академический чаа в неделю), в мероприятиях промежуточного контроля, в концертных выступлениях. Количество учебных часов – 35 в год, в том числе 4часа контрольных уроков (из расчета 35 недель в год).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ
1 класс
№ раздела | Название темы | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Певческая установка Певческое дыхание. Строение голосового аппарата. | 13 |
2. | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 10 |
3. | Работа над дикцией и артикуляцией. Выполнение вокальных упражнений на дикцию и артикуляцию. | 3 |
4. | Работа над разнообразным ритмическим рисунком. Ансамбль и строй. | 2 |
5. | Работа с фонограммой. Сценическая культура. | 3 |
Контрольные уроки: | 4 |
Всего: | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ
Вводное занятие. Певческая установка Певческое дыхание. Строение голосового аппарата.(13 ч.):
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Активный вдох и начало пения.
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. (10 ч.):
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука.
Работа над дикцией и артикуляцией. Выполнение вокальных упражнений на дикцию и артикуляцию. (3 ч.):
Развивать согласованность артикуляционных органов.
Работа над разнообразным ритмическим рисунком. Ансамбль и строй (2 ч.):
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада. Устойчивое интонирование одноголосого пения.
Работа с фонограммой. Сценическая культура. (3 ч.):
Обучение ребенка пользованию фонограммой.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);
- традиционный урок;
- комбинированное практическое занятие;
- урок-игра;
-открытый урок с присутствием родителей,
- дистанционный урок.
Технологии обучения:
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;
- игровая технология;
- проблемно-поисковая технология;
- системно-деятельностная технология;
- здоровьесберегающая технология;
- технология эффективных уроков.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- предметная компетенция;
- метапредметная компетенция;
- коммуникативная компетенция;
- личностная компетенция.
Виды и формы контроля:
- контрольный урок;
- академический концерт;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКЕ СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ
- соответствие гигиенических условий санитарным нормам: чистота, определенная температура и свежесть воздуха.
- рациональная организация урока: использование активных форм и методов обучения (динамические паузы, гимнастика для глаз).
- проведение интегрированных уроков.
- использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения.
- применение игровых технологий в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий.
- создание психологического комфорта на уроке.
- физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока.
- благоприятный психологический климат на уроке также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученный обучающимся на уроке, создает атмосферу творчества и взаимопонимания.
ТРЕБОВАНИЯ
к результатам изучения предмета «Сольное пение»
К концу 1 года обучения обучающиеся приобретают следующие компетенции:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать вокальные произведения различных жанров и стилей;
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в вокальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ
Предмет | Отметка, балл | Показатели оценки |
Сольное пение | 5 (Отлично) | Яркое, артистичное исполнение произведений, соответствие авторскому стилю. Исполнение программы на опертом дыхании с безупречной артикуляцией, выровненном звучании голоса по всему диапазону. Осмысленное выполнение исполнительских задач, поставленных педагогом. Проявление творческой индивидуальности. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. |
4(хорошо) | Недостаточно осмысленное исполнение произведений, недостаточное владение вокально-технических навыков, наличие одной ошибки в средствах музыкальной выразительности. |
3 (удовлетворительно) | Значительные ошибки в интонировании мелодии, слабое знание словесного текста, вялость артикуляционного аппарата, невыразительное исполнение, тусклый звук. Допускается использование оценки «3» при слабых музыкальных данных, а также в связи с проявлением некоторых особенностей психического и физического развития, выявленных в процессе дальнейшего обучения. |
2,1 (неудовлетворительно) | Полное незнание вокальной партии и словесного текста. |
Материально-техническое обеспечение
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
музыкальные инструменты (фортепиано), музыкальный центр, методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Аудиозаписи:
фонотека песен различной тематики – флэшка;
профессиональные фонограммы;
демонстрационные студийные записи песен;
видеоматериалы:
видеоматериалы «мастер-классов»;
Список литературы
Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса» Методическое пособие 1999г.
Золотарева А.В., Терещук М.Н. «Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ». Москва – 2008.
Золотарева А.В. «Дополнтельное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности». Ярославская Академия развития – 2004.
Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей» Издательство «Учитель» 2002.
Кайгородцева Т.В. «Методическая работа в системе дополнительного образования». Москва 2008.
Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь».
Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун /Сост. Н.Н. Иванова. – Ростов на/Д: «Феникс», 2004.
Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Киев, 1989.
Орлова Т.М., Белкина С.И. «Учите детей петь» Москва 1987г.
Подкасистый П.И., Хайдаров Ж.О. «Технология игры в обучении и развитии». Москва, Российское педагогическое агентство, 1996г.
Савостьянов А.И. 132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания. Учебно - практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» (том 1-й, 2-й) Москва НИИ школьных технологий 2006г.
Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
Интернет-ресурсы
http://www.deol.ru/culture/music/ - Наиболее интересные новинки CD, новости музыкальной жизни.
http://www.muzklondike.ru - События в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни.
http://notes.tarakanov.net – Нотный архив Бориса Тараканова
http://www.earlyguitar.net - Ноты для сольного исполнения и гитарных дуэтов, каталог по композиторам
http://notomania.ru - Бесплатный каталог нот песен, фортепианных пьес и др.
http://www8.ewebcity.com/valdemaar/index.htm - Здесь Вы найдете фонограммы песен бывших популярными в 60-70-е годы. Имеется информация об исполнителях.