СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для вокального ансамбля "Унисон"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для вокального ансамбля "Унисон"»














Рабочая программа по вокалу

«УНИСОН»













Разработчик рабочей программы Кошкин Виктор Викторович,


________________/Кошкин В.В.







ст. Клявлино


Пояснительная записка

Направленность программы художественно-эстетическое (через развитие вокальных навыков способствует творческой самореализации детей).


Цель: формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно – ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.


Задачи: создание условий для обеспечения дополнительного образования и воспитания обучающихся;

Для реализации поставленных задач необходимо: совершенствовать структуру и содержание дополнительного образования с учетом склонностей и интересов детей для социального и профессионального самоопределения;


Актуальность программы

Дополнительное образование - важный и неотъемлемый компонент системы общего образовательного процесса. Оно способствует углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования. Влияние музыки на ребёнка велико. Музыка оказывает релаксирующее, оздоравливающее действие на учащихся. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Ведь не зря понятие «музыкотерапия» - лечение музыкой, сейчас встречается в практике медицинских, социальных и психологических служб. Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества, когда заботливые мамы поют им колыбельные. Даже первые попытки говорить (так называемое «гуление») больше напоминают пение. Так почему бы не использовать данный природой дар в целях творческого развития ребенка. Основная задача всех объединений учреждения дополнительного образования – социальное воспитание детей и подростков, осуществление социального воспитания посредством развития творческих музыкальных способностей ребят.

Программа включает в себя методическое пособие для учителя, дополнительный материал для учащихся и фонохрестоматию. Рассчитан на пять уровней развития вокальных способностей учащихся в возрасте от 6 до 17 лет. При работе над программой были подробно изучены методические материалы по вокалу:

  • методики Стрельниковой А. Н. «Учитесь правильно дышать»;

  • Емельянова В. В. «Фонопедический метод развития»;

  • Огороднов Д. Е. «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека»;

  • Вербова А. М. «Техника постановки голоса»;

  • Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия»;

  • Попов А. И. «Физвокализ»;

  • Теплов Б. М. «Развитие эмоционально-образного обучения».


Программа позволяет развивать вокальные способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Учитывая то, что дети приходят с разным уровнем стартовых вокальных способностей, в программе преобладает индивидуальный подход.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.


СТИЛЕВОЙ ПОДХОД

Широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

Используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.


МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.

Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Основной принцип (концепция) программы состоит в создании такого образовательного пространства, в котором существует постоянное сотворчество детей и педагога, направленное на раскрытие всех творческих сторон личности каждого обучающегося (не бывает неспособных детей, просто к каждому необходим особый подход).

Программа позволяет справиться с основной задачей педагога дополнительного образования – реализовать ценностно-личностный потенциал каждого ребенка.

Новизна:

В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.


Новизна программа в том, что в ней представлена структура разработанная с учетом:

  • возрастной психологии детей (например, занятия с младшими школьниками построены на игре с учетом потребностей в движении и внешних впечатлениях, а занятия с подростками учитывают их потребность в общении со сверстниками и в самоутверждении),

  • индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

  • программа дополнительного образования основана на постепенном развитии индивидуальных способностей учащихся от простого к сложному;

  • имеет календарно-тематическое планирование на учебный год с возможностью варьировать количество часов по программе индивидуально каждому педагогу;

  • программа подкреплена учебно-методическим комплексом (музыкальный и теоретический материал);

  • имеет универсальный план занятий с вокалистами;

  • отработан четкий механизм реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы;

  • разработана диагностика (процесс отслеживания вокального развития у детей);

  • подобрана разноуровневая фонохрестоматия.


Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для творческой самореализации через развитие вокальных способностей детей, приобщение к сокровищнице казахстанского и мирового вокально-песенного искусства.


Задачи:

1.Образовательные:

  • познакомить детей с различными песенными жанрами; обучить правильному звуковедению и звукообразованию;

  • расширить познания детей в области строения голосового аппарата;

  • научить основам гигиены голоса.

  • 2.Развивающие:

  • способствовать развитию индивидуальности, творческой активности и импровизационных способностей обучающихся;

  • развить музыкальный слух, чувство ритма и эстетическое восприятие окружающего мира;

  • привить навыки сценического мастерства;

  • развивать коммуникативные способности детей через элементарные групповые и индивидуальные тренинги.

3.Воспитательные:

  • формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни путем стимулирования творческой активности способствовать приобретению положительного социального опыта в процессе вокальных занятий и творческой деятельности детей;

  • воспитывать чувство патриотизма, уважения к музыкальной культуре своего народа

  • сформировать у обучающихся умение творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми (включая их в активную совместную деятельность по подготовке программных мероприятий);

  • воспитать серьезное вдумчивое отношение к подбору песенного репертуара.

4.Диагностические:

Используя практические вокальные упражнения:

  • определить уровень стартовых вокальных умений и навыков детей, а также видимого диапазона их творческих способностей;

  • выявить скрытый потенциал творческих способностей каждого ребенка.

  • определить приоритетное направление в работе с каждым из ребят (сольное пение, дуэты, вокальные группы);

  • сопоставить уровень способностей детей с задачами программы, сформировать творческие группы с учетом возрастных особенностей.


Особенности программы

Вокалом в наше время увлекаются многие, особенно с появлением таких телевизионных проектов как «Х-фактор», «Голос», «Фабрика звёзд», «Народный артист», «Наш выход» и т.д. Интерес к этому виду творчества постоянно растет, ведь у детей потребность в самовыражении на сцене довольно сильна. Проблема в том, что далеко не у каждого из ребят, стремящихся научиться петь, есть ярко выраженные вокальные способности.


Данная программа универсальна и подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими стартовый уровень способностей, причем образовательный процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных способностей. Если путь к достижению цели программы представить в виде уровней:

  • первый уровень в обучении – это адаптация ребенка в творческой группе, где раскрывается голос ребёнка («Мой голос звучит»);

  • второй уровень в обучении – Приобретаются основы вокальных навыков («Чтобы быть артистом, нужно…»);

  • третий уровень в обучении – Приобретаются исполнительские навыки, повышается самооценка («Могу красиво петь уже»);

  • четвертый уровень в обучении – преодоление барьеров («Хочу добиться большего»);

  • пятый уровень в обучении – Участие в городских вокальных конкурсах, во всех школьных концертах и мероприятиях («Мы - артисты!»); Каждый уровень приносит свой результат, на основании которого планируется дальнейшая работа.

Используемые в программе методики позволяют выявить в детях не только явные вокальные способности, но и слабовыраженные музыкальные данные, - развить их и научить детей использовать свой потенциал. Активная концертная деятельность позволяет довольно быстро приобрести опыт поведения на сцене, найти свой имидж, научиться дарить радость людям.


Программа построена так, чтобы соблюдались все условия развития творческих способностей детей:

  • создание среды, стимулирующей разнообразную творческую деятельность (обстановки, опережающей развитие детей);

  • мотивация максимального напряжения сил для того, чтобы ребенок стремился не только добраться до «потолка» своих возможностей, но и старался поднимать его все выше и выше;


Основные возрастные особенности:

I год обучения – 7 -9 лет.

II год обучения – 10-11 лет.

III год обучения – 12-13 лет.

IV год обучения – 14-15 лет.

V год обучения – 16-17 лет.



Количество учебных недель – 34.


Режим организации занятия

Продолжительность занятий

Количество часов в неделю

Количество часов в год

I год обучения

1

34

II год обучения

1

34

III год обучения

1

34

IV год обучения

1

34

V год обучения

1

34

Итого: 170 часов за пять лет обучения.


Механизмы реализации программы

Применяемые методики по кругу плавно переходят одна в другую, образуя неразрывное пространство, позволяющее переходить на новый уровень реализации личностного творческого потенциала ребят. На каждом новом уровне программа усложняется, хотя этапы остаются прежними:

  1. Применение специальных вокальных упражнений при развитии вокальных данных (в первую очередь работаем не над песней, а над проблемами, возникающими при ее исполнении)

  2. Приоритетность индивидуального подхода (даже если ребенок стабильно проходит программу, - убедиться, нет ли в нем скрытого потенциала)

  3. Использование приемов внутреннего слушания (акцентировать внимание обучающегося на внутренних ощущениях, для закрепления положительного результата)

  4. Визуальное, аудиальное и кинестетическое восприятие музыки (хороший вокалист видит, слышит и может определить мягкость, шероховатость и другие кинестетические характеристики звука).

  5. Обязательная наработка сценического опыта (цепочка: страх – интерес – комфорт – кураж, при выходе на сцену)

  6. Вариативный подход (переход от одного этапа программы к другому, не придерживаясь четкой последовательности).


Календарно-тематическое планирование занятий по вокалу

1 год обучения

Тема занятия

Количество часов

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом

1

2

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

1

3

Знакомство со строением голосового аппарата

2

4

Работа над техникой дыхания – дыхательные упражнения.

5

5

Вокально-хоровые упражнения на дикцию, артикуляцию.

2

6

Работа над музыкальными произведениями.

5

7

Использование элементов ритмики, работа над сценической культурой.

5

8

Работа с микрофоном.

3

9

Работа над чистым интонированием в двухголосном исполнении

3

10

Певческая позиция.

2

11

Работа над новым музыкальным материалом.

5


Итого

34


Календарно-тематическое планирование занятий по вокалу

1 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Из них

Форма контроля

Аудито-рных

Практи-ческих

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом

1

1


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

2

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

1

1


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

3

Знакомство со строением голосового аппарата

2

2


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

4

Работа над техникой дыхания – дыхательные упражнения.

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

5

Вокально-хоровые упражнения на дикцию, артикуляцию.

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

6

Работа над музыкальными произведениями.

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

7

Использование элементов ритмики, работа над сценической культурой.

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

8

Работа с микрофоном.

3

1

2

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

9

Работа над чистым интонированием в двухголосном исполнении

3

1

2

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

10

Певческая позиция.

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

11

Работа над новым музыкальным материалом.

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение


Итого

34

12

22




Календарно-тематическое планирование занятий по вокалу

2 год обучения

Тема занятия

Количество часов

1

Выявление индивидуальных красок голоса (тембр).

1

2

Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над характером произведения)

1

3

Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и упражнения).

2

4

Работа над чистотой интонирования.

5

5

Работа над мелодическим слухом.

2

6

Пение a cappella (а капелла).

5

7

Ритмический рисунок.

5

8

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в произведении.

3

9

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato)

3

10

Работа с микрофоном.

2

11

Работа над новым музыкальным материалом.

5


Итого

34



Календарно-тематическое планирование занятий по вокалу

2 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Из них

Форма контроля

Аудито-рных

Практи-ческих

1

Выявление индивидуальных красок голоса (тембр).

1

1


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

2

Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над характером произведения)

1

1


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

3

Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и упражнения).

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

4

Работа над чистотой интонирования.

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

5

Работа над мелодическим слухом.

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

6

Пение a cappella (а капелла).

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

7

Ритмический рисунок.

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

8

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в произведении.

3

1

2

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

9

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato)

3

1

2

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

10

Работа с микрофоном.

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

11

Работа над новым музыкальным материалом.

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение


Итого

34

11

23




Календарно-тематическое планирование занятий по вокалу

3 год обучения

Тема занятия

Количество часов

1

Работа над художественным образом в песне.

1

2

Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по Емельянову)

1

3

Развитие артистических способностей детей

2

4

Сценическая культура

5

5

Работа с фонограммой.

2

6

Работа над певческим дыханием

5

7

Работа над характером в музыкальном произведении

5

8

Работа над фразировкой и звуковедением.

3

9

Движение под музыку

3

10

Работа с микрофоном.

2

11

Работа над новым музыкальным материалом.

5


Итого

34



Календарно-тематическое планирование занятий по вокалу

3 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Из них

Форма контроля

Аудито-рных

Практи-ческих

1

Работа над художественным образом в песне.

1

1


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

2

Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по Емельянову)

1

1


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

3

Развитие артистических способностей детей

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

4

Сценическая культура

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

5

Работа с фонограммой.

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

6

Работа над певческим дыханием

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

7

Работа над характером в музыкальном произведении

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

8

Работа над фразировкой и звуковедением.

3

1

2

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

9

Движение под музыку

3

1

2

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

10

Работа с микрофоном.

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

11

Работа над новым музыкальным материалом.

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение


Итого

34

11

23




Календарно-тематическое планирование занятий по вокалу

4 год обучения

Тема занятия

Количество часов

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом

1

2

Работа над техникой дыхания, певческая позиция, пение на опоре – дыхательные упражнения

1

3

Работа над музыкальными произведениями.

2

4

Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над 1 характером произведения)

5

5

Работа над художественным образом в песне.

2

6

Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по Емельянову).

5

7

Работа над художественным исполнением произведений.

5

8

Работа над гармоническим слухом.

3

9

Работа над чистотой интонирования.

3

10

Работа с микрофоном.

2

11

Работа над новым музыкальным материалом.

5


Итого

34



Календарно-тематическое планирование занятий по вокалу

4 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Из них

Форма контроля

Аудито-рных

Практи-ческих

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом

1

1


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

2

Работа над техникой дыхания, певческая позиция, пение на опоре – дыхательные упражнения

1

1


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

3

Работа над музыкальными произведениями.

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

4

Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над 1 характером произведения)

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

5

Работа над художественным образом в песне.

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

6

Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по Емельянову).

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

7

Работа над художественным исполнением произведений.

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

8

Работа над гармоническим слухом.

3

1

2

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

9

Работа над чистотой интонирования.

3

1

2

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

10

Работа с микрофоном.

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

11

Работа над новым музыкальным материалом.

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение


Итого

34

11

23








Календарно-тематическое планирование занятий по вокалу

5 год обучения

Тема занятия

Количество часов

1

Работа над художественным образом в песне.

1

2

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

1

3

Освоение бэк-вокала

2

4

Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над 1 характером произведения)

5

5

Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и упражнения).

2

6

Сценическая культура.

5

7

Работа над характером в музыкальном произведении

5

8

Работа над фразировкой и звуковедением.

3

9

Движение под музыку

3

10

Работа с микрофоном.

2

11

Работа над новым музыкальным материалом.

5


Итого

34



Календарно-тематическое планирование занятий по вокалу

5 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Из них

Форма контроля

Аудито-рных

Практи-ческих

1

Работа над художественным образом в песне.

1

1


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

2

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

1

1


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

3

Освоение бэк-вокала

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

4

Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над 1 характером произведения)

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

5

Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и упражнения).

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

6

Сценическая культура.

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

7

Работа над характером в музыкальном произведении

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

8

Работа над фразировкой и звуковедением.

3

1

2

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

9

Движение под музыку

3

1

2

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

10

Работа с микрофоном.

2

1

1

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение

11

Работа над новым музыкальным материалом.

5

1

4

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Индивидуальное пение


Итого

34

11

23




Содержание программы


Введение – вводное занятие, включает знакомство с новыми детьми, обсуждение плана работы на год, краткий экскурс в историю вокального искусства (для детей 1- го года обучения). На 2-м и последующих годах обучения вводное занятие может включать в себя диагностику стартовых способностей, т.к. основную информацию о детях педагог уже имеет, ему лишь необходимо внести некоторые изменения, в соответствии с новым уровнем способностей детей. Распевание – обязательная процедура, предваряющая каждое занятие. Распевки проводятся на каждом году обучения и служат «подготовительной средой» для решения педагогических задач. На первом году обучения распевки представляют собой набор специфических несложных песен-игр, способствующих развитию навыков правильного интонирования, расширению голосового диапазона, развитию музыкального слуха и т.д. На 2-м и последующих годах обучения распевание проводится по более сложной схеме (двухголосие, трехголосие и т.д.) Развитие музыкального слуха. Особое внимание уделяется данной теме на 1-м году обучения. Затем элементы методик служат своеобразной основой, фундаментом тех музыкальных уровней, по которым мы идем. Практика показала, что у детей младшего школьного возраста музыкальный слух может проявиться не сразу, в течение года или даже двух лет ребенок может не справляться с интонированием (петь «нечисто»), но ненавязчивое применение методик развития музыкального слуха постепенно дает свой результат. Интонирование – неразрывно связано с развитием музыкального слуха и достигается за счет специальных ассоциативных занятий, вокальных упражнений, изображения высоты звука жестикуляцией, графически и т.д. Работа над техникой дыхания. Данная тема содержит теорию нижнеребернодиафрагмального дыхания, дыхательные упражнения без, и со звукоизвлечением, пение на опоре. Дыхание во время пения – это очень расслабленный процесс. В дыхании участвуют мышцы живота, диафрагмы, спины и легкие. Берем дыхание до того, как исчерпан запас воздуха. Развитие музыкальной памяти – достигается путем многочисленных игровых методик, например, игра «Эхо» - повторение детьми услышанных музыкальных фраз. Эхо отражается 3-4 раза всей группой детей или поочередно каждым. Таким образом, дети запоминают мелодию. Постепенно музыкальные фразы становятся длиннее. Звукоизвлечение. Ребята узнают о строении голосового аппарата, о работе голосовых связок, о рекомендациях в случае заболевания голосовых связок, запретах во время пения и т.д., овладевая техниками, учатся правильно петь, владеть голосом. Адаптация в новом коллективе – воспитательная работа по развитию коммуникативных навыков, направленных на взаимодействие со сверстниками и с новой средой. Работа над песнями включает в себя знакомство с содержанием песни, ее настроением, мелодией, ритмическим рисунком, композиционным построением, а также построчное разучивание песен. Во время работы над песнями происходит закрепление приобретенных умений и навыков. Это одна из наиболее объемных тем, так как на ней базируется собственно обучение вокальному искусству, его практическое применение. Музыкальные игры – закрепление приобретенных вокальных навыков в ходе вокализации и других техник, создание творческой развивающей среды. Музыкально-ритмические движения – это комплекс движений, способствующих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию сценодвижения, умения чувствовать ритм. Дети разучивают движения к каждой песне (по сюжету и ритмическому рисунку). Культура поведения на сцене – это ряд теоретических и практических занятий, на которых дети узнают, как правильно выходить на сцену, уходить за кулисы, держаться на сцене во время песни; рассматриваются различные непредвиденные ситуации, которые могут произойти во время выступления и способы разрешения таких ситуаций. Концертная деятельность – это выступления детей на различных мероприятиях, праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях. Язык жестов и пантомима – Во время работы над песней каждое слово должно быть не только пропето, но и выражено с помощью жестов. Усложненный вариант – пантомима, когда дети не поют песню, а только изображают ее жестами. За счет таких занятий достигается эмоционально-окрашенное исполнение песен, глубокое понимание содержания, внимательное изучение сюжета и построения песен.


Универсальный план работы с вокалистами

  1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:

    • знакомство с мелодией и словами песни;

    • переписывание текста;

    • ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;

    • регулирование вдоха и выдоха.


  1. Работа над образованием звука:

    • проверка усвоения текста песни;

    • работа по закреплению мелодической основы песни;

    • постановка корпуса, головы;

    • рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);

    • атака звука;

    • закрепление материала в изучаемой песне.


  1. Работа над чистотой интонирования:

    • проверка усвоения песни и мелодии в целом;

    • слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;

    • исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.


  1. Работа над дикцией:

    • музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;

    • выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков

  1. Работа с фонограммой:

    • повторение ранее усвоенного материала;

    • определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;

    • определение темпа, динамических и агогических оттенков;

    • исполнение песни с учетом усвоенного материала.


  1. Работа над музыкальной памятью:

    • музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;

    • запоминание ритмической основы аккомпанемента;

    • запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;

    • запоминание тембров аккомпанемента.


  1. Работа над сценическим имиджем:

    • закрепление ранее усвоенного материала;

    • воссоздание сценического образа исполнителя песни;

    • практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.


  1. Умение работать с микрофоном:

    • технические параметры;

    • восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;

    • сценический мониторинг;

    • малые технические навыки звуковой обработки;

    • взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.


Ожидаемый результат 1-го года обучения:

  • будут иметь представление о правильной установке корпуса при пении;

  • будут уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с сохранением мелодического строя (сольно и в унисон в составе вокальной группы);

  • будут владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;


Ожидаемый результат 2-го года обучения:

  • смогут различать несложные ритмические рисунки;

  • будут знать, и уметь выполнять элементарные артикуляционные упражнения;

  • владеть элементарной техникой интонирования и слышать грубые ошибки в интонировании;

  • получат навыки раскрепощения во время вокальных и танцевальных упражнений.


Ожидаемый результат 3-го года обучения:

  • уметь работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;

  • уметь чисто интонировать;

  • знать основы правильного звукоизвлечения и звуковедения;

  • владеть элементами вокализации, навыками свободного взора;

  • уметь соединять элементарные движения с песней;

  • уметь работать с микрофоном;



Ожидаемый результат 4-го года обучения:

  • пение на опоре;

  • чистое устойчивое интонирование и владение голосом в простой тесситуре песен;

  • основы вокальной дикции;

  • владение элементами вокальной и танцевальной импровизации в рамках исполняемой песни;

  • мягкая атака;

  • разноплановое исполнение песен;

  • знание об особенностях эстрадного вокала в музыкальном театре;

  • серьезное отношение к подбору песенного репертуара.


Ожидаемый результат 5-го года обучения:

  • чисто интонировать в сходящемся и расходящемся двухголосии;

  • чисто интонировать в простом унисоне;

  • владеть основными упражнениями для расширения диапазона голоса;

  • находить единую манеру звукоизвлечения;

  • сохранять правильное звуковедение при небольших танцевальных нагрузках;

  • сохранять чистоту интонирования при исполнении «а капелла»;

  • иметь понятие о сценической культуре;

  • устанавливать контакт со зрителем во время исполнения песни;

  • свободно владеть микрофоном.


Кадровое обеспечение:

  • аккомпаниатор;

  • звукооператор;

  • консультанты: психолог, логопед, хореограф. Материально-техническое обеспечение: Аудиозаписи:

  • фонотека песен различной тематики – диски;

  • профессиональные фонограммы (специально записанные на студии);

  • демонстрационные студийные записи песен; Видеоматериалы:

  • запись конкурсных выступлений воспитанников;

  • видеозапись городских мероприятий;

  • видеоматериалы «мастер-классов»;



Список литературы

  1. Назарбаева С.А. «Путь к себе», А «Атамура»

  2. Балтабаев М.Х. Современная художественная культура Казахстана. - Алматы, 1997.

  3. Бершадская Т. «О понятиях, терминах современной теории музыки». Критика и музыкознание. Ленинград 1987г Выпуск 3

  4. Вербицкая Н. «Мониторинг результативности учебного процесса» С-П -1997г.

  5. «Восприятие музыки». Москва 1980г.

  6. Гарбиян С.А. Школа памяти: «Суперактивация памяти через возрождение эмоций», Москва 1990г.

  7. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса» Методическое пособие 1999г.

  8. Золотарева А.В., Терещук М.Н. «Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ». Москва – 2008.

  9. Золотарева А.В. «Дополнтельное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности». Ярославская Академия развития – 2004.

  10. Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей» Издательство «Учитель» 2002.

  11. Кайгородцева Т.В. «Методическая работа в системе дополнительного образования». Москва 2008.

  12. Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь».

  13. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун /Сост. Н.Н. Иванова. – Ростов на/Д: «Феникс», 2004.

  14. Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Киев, 1989.

  15. Орлова Т.М., Белкина С.И. «Учите детей петь» Москва 1987г.

  16. Подкасистый П.И., Хайдаров Ж.О. «Технология игры в обучении и развитии». Москва, Российское педагогическое агентство, 1996г.

  17. Савостьянов А.И. 132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания. Учебно - практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

  18. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» (том 1-й, 2-й) Москва НИИ школьных технологий 2006г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!