СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для учебно-тренировочной группы второго года обучения отделения плавания

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плавание – один из наиболее популярных видов спорта. Благодаря исключительно высокому  спортивному, прикладному, оздоровительному  и  общеразвивающему значению плавание составляет один из основных  разделов социальных  программ  оздоровления  и  физического  воспитания  различных возрастных групп населения. Рабочая программа разработана для учебно-тренировочной группы второго года обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для учебно-тренировочной группы второго года обучения отделения плавания»

34


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа №6»



Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 01.09.2023

Утверждаю:

Директор МАУ ДО «Спортивная школа №6»

_______________А.П. Николаев











Рабочие программы спортивной подготовки
по виду спорта «плавание»

Учебно-тренировочный этап подготовки 2 год обучения



Срок реализации: 1 год




Авторы-составители:

Барсуков Е.М., тренер-преподаватель

Безрукова О.П., зам.директора по УВР

МАУ ДО «Спортивная школа №6»
















Тамбов, 2023

Рабочая программа спортивной подготовки
по виду спорта «плавание»

(указывается наименование вида спорта)

  1. Общие положения


    1. Рабочая программа спортивной подготовки
      по виду спорта «плавание» (далее – Программа)
      (указывается наименование вида спорта)

Предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке спортивным дисциплинам, указанным в таблице 1, с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «плавание», утвержденным приказом Минспорта России от 16.11.2022 № 1004 (далее – ФССП).


Таблица 1

Наименование спортивных дисциплин

в соответствии со Всероссийским реестром видов спорта номер-код вида спорта «Плавание» - 0070001611Я


Наименование спортивной дисциплины

номер-код спортивной дисциплины

вольный стиль 50 м

007

001

1

6

1

1

Я

вольный стиль 50 м (бассейн 25 м)

007

027

1

8

1

1

Я

вольный стиль 100 м

007

002

1

6

1

1

Я

вольный стиль 100 м (бассейн 25 м)

007

028

1

8

1

1

Я

вольный стиль 200 м

007

003

1

6

1

1

Я

вольный стиль 200 м (бассейн 25 м)

007

061

1

8

1

1

Я

вольный стиль 400 м

007

004

1

6

1

1

Я

вольный стиль 400 м (бассейн 25 м)

007

030

1

8

1

1

Я

вольный стиль 800 м

007

005

1

6

1

1

Я

вольный стиль 800 м (бассейн 25 м)

007

031

1

8

1

1

Я

вольный стиль 1500 м

007

006

1

6

1

1

Я

вольный стиль 1500 м (бассейн 25 м)

007

032

1

8

1

1

Я

на спине 50 м

007

007

1

8

1

1

Я

на спине 50 м (бассейн 25 м)

007

033

1

8

1

1

Я

на спине 100 м

007

008

1

6

1

1

Я

на спине 100 м (бассейн 25 м)

007

034

1

8

1

1

Я

на спине 200 м

007

009

1

6

1

1

Я

на спине 200 м (бассейн 25 м)

007

035

1

8

1

1

Я

баттерфляй 50 м

007

013

1

8

1

1

Я

баттерфляй 50 м (бассейн 25 м)

007

036

1

8

1

1

Я

баттерфляй 100 м

007

014

1

6

1

1

Я

баттерфляй 100 м (бассейн 25 м)

007

037

1

8

1

1

Я

баттерфляй 200 м

007

015

1

6

1

1

Я

баттерфляй 200 м (бассейн 25 м)

007

038

1

8

1

1

Я

брасс 50 м

007

010

1

8

1

1

Я

брасс 50 м (бассейн 25 м)

007

039

1

8

1

1

Я

брасс 100 м

007

011

1

6

1

1

Я

брасс 100 м (бассейн 25 м)

007

040

1

8

1

1

Я

брасс 200 м

007

012

1

6

1

1

Я

брасс 200 м (бассейн 25 м)

007

041

1

8

1

1

Я

комплексное плавание 100 м (бассейн 25 м)

007

016

1

8

1

1

Я

комплексное плавание 200 м

007

017

1

6

1

1

Я

комплексное плавание 200 м (бассейн 25 м)

007

042

1

8

1

1

Я

комплексное плавание 400 м

007

018

1

6

1

1

Я

комплексное плавание 400 м (бассейн 25 м)

007

043

1

8

1

1

Я

эстафета 4х100 м - вольный стиль

007

019

1

6

1

1

Я

эстафета 4х100 м - вольный стиль (бассейн 25 м)

007

044

1

8

1

1

Я

эстафета 4х100 м - вольный стиль - смешанная

007

055

1

8

1

1

Я

эстафета 4х200 м - вольный стиль

007

020

1

6

1

1

Я

эстафета 4х200 м - вольный стиль (бассейн 25 м)

007

045

1

8

1

1

Я

эстафета 4х200 м - вольный стиль - смешанная

007

057

1

8

1

1

Я

эстафета 4х 50 м - баттерфляй

007

051

1

8

1

1

Н

эстафета 4х 50 м - брасс

007

050

1

8

1

1

Н

эстафета 4х 50 м - вольный стиль

007

048

1

8

1

1

Н

эстафета 4х 50 м - вольный стиль (бассейн 25 м)

007

047

1

8

1

1

Л

эстафета 4х50 м - вольный стиль - смешанная

007

062

1

8

1

1

Л

эстафета 4х50 м - вольный стиль - смешанная (бассейн 25 м)

007

029

1

8

1

1

Л

эстафета 4х 50 м - комбинированная (бассейн 25 м)

007

026

1

8

1

1

Я

эстафета 4х50 м - комбинированная - смешанная

007

063

1

8

1

1

Л

эстафета 4х50 м - комбинированная - смешанная (бассейн 25 м)

007

054

1

8

1

1

Л

эстафета 4х 50 м - на спине

007

049

1

8

1

1

Н

эстафета 4х100 м - комбинированная

007

021

1

6

1

1

Я

эстафета 4х100 м - комбинированная (бассейн 25 м)

007

046

1

8

1

1

Я

эстафета 4х100 м - комбинированная - смешанная

007

056

1

6

1

1

Я

открытая вода 3 км

007

052

1

8

1

1

Н

открытая вода 3 км - группа

007

058

1

8

1

1

Н

открытая вода 5 км

007

022

1

8

1

1

Я

открытая вода 5 км - группа

007

059

1

8

1

1

Л

открытая вода 7,5 км

007

053

1

8

1

1

Н

открытая вода 10 км

007

023

1

6

1

1

Я

открытая вода 16 км

007

024

1

8

1

1

Я

открытая вода 25 км и более

007

025

1

8

1

1

Я

открытая вода - эстафета 4х1250 м - смешанная

007

060

1

8

1

1

Я


Программа разработана муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Спортивная школа №6» с учетом примерной дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «плавание», утвержденной приказом Минспорта России от 16.11.2022 № 1004, а также следующих нормативных правовых актов:

- Федеральный закон от 29.1.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Минспорта России от 30.10.2015 №999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Минспорта России от 03.08.2022 №634 «Об особенностях организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Минздрава России от 23.10.2020 №1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях (с изменениями и дополнениями);

- Постановление Главного государственного санитарного врача утверждении санитарных правил РФ от 28.09.2020 №28 «Об СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Реализация Программы направлена на физическое воспитание и физическое развитие личности, приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, совершенствование спортивного мастерства, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.

Программа определяет содержание учебно-тренировочного этапа (далее – УТ).

    1. Целью Программы является достижение спортивных результатов
      на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.

Задачи на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

- формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта «плавание»;

- формирование разносторонней общей и специальной физической подготовленности, а также теоретической, технической, тактической
и психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «плавание»;

- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях
и формирование навыков соревновательной деятельности;

- укрепление здоровья.


  1. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки


Плавание – один из наиболее популярных видов спорта. Благодаря исключительно высокому спортивному, прикладному, оздоровительному и общеразвивающему значению плавание составляет один из основных разделов социальных программ оздоровления и физического воспитания различных возрастных групп населения. Спортивное плавание  характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которые проходят по определенным правилам. К классическому виду спортивных соревнований относят состязания в бассейнах стандартных размеров (ванны длиной 25 м и 50 м) путем преодоления различных строго регламентированных расстояний (дистанции) за определенное время. Основная задача пловца в спортивном плавании – подготовиться к скоростному преодолению дистанции и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Саму дистанцию преодолевают различными строго регламентированными правилами соревнований способами.


    1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки


Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки, приведены в таблице 2.

В таблице 2 определяется минимальный возраст при зачислении или переводе обучающегося с этапа на этап спортивной подготовки и минимальная наполняемость при комплектовании учебно-тренировочных групп.

Таблица 2


Этапы спортивной подготовки

Срок реализации этапов спортивной подготовки
(лет)

Возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку

(лет)

Наполняемость (человек)

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)

5

9

12


При комплектовании учебных групп в Организации

  1. Формируются учебно-тренировочные группы по виду спорта (спортивной дисциплине) и этапам спортивной подготовки с учетом:

– возрастных закономерностей, становления спортивного мастерства (выполнения разрядных нормативов);

- выполнения нормативов по общей и специальной физической подготовке;

- спортивных результатов;

- возраста обучающегося;

- наличия у обучающегося в установленном законодательством РФ порядке медицинского заключения о допуске к занятиям видом спорта «плавание»;

2) возможен перевод обучающегося из других Организаций.

3) максимальная наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной подготовки не превышает двукратного количества обучающихся, указанных в таблице 2.


    1. Объем Программы


Объем программы указан в таблице 3.

Таблица 3


Этапный норматив

Этапы и годы спортивной подготовки

Учебно-тренировочный этап

(этап спортивной специализации)

2-й год обучения

Количество часов

в неделю

12

Общее количество

часов в год

624


В зависимости от специфики вида спорта и периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации), недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах годового тренировочного плана, определенного для данного этапа спортивной подготовки.


    1. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки


Учебно-тренировочные занятия


Учебно-тренировочные занятия проводятся со сформированной учебно-тренировочной группой (подгруппой).

Для реализации Программы применяются групповые, индивидуальные, смешанные и иные виды (формы) учебно-тренировочных занятий, в том числе с использование дистанционных технологий.

Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации Программы устанавливается в часах и не должна превышать:

на этапе начальной подготовки – двух часов;

на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех часов.

При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.

В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.

Занятия начинаются не ранее 8:00 часов утра и заканчиваются не позднее 20:00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21:00 часов.

Для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса в Организации:

  1. Объединяются (при необходимости) на временной основе учебно-тренировочные группы для проведения учебно-тренировочных занятий, в связи выездом тренера-преподавателя на спортивные соревнования, учебно-тренировочные мероприятия (сборы), его временной нетрудоспособности, болезнью, отпуском;

  2. проводятся (при необходимости) учебно-тренировочные занятия одновременно с обучающимися из разных учебно-тренировочных групп при соблюдении следующих условий:

- непревышения разницы в уровне подготовки обучающихся двух спортивных разрядов и (или) спортивных званий, в командных игровых видах спорта - трех спортивных разрядов и (или) спортивных званий;

- непревышения единовременной пропускной способности спортивного сооружения;

- обеспечения требований по соблюдению техники безопасности.




Учебно-тренировочные мероприятия


Учебно-тренировочные мероприятия - мероприятия, включающее в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям.

Учебно-тренировочные сборы проводятся Организацией в целях качественной подготовки спортсменов и повышения их спортивного мастерства. Направленность, содержание и продолжительность учебно-тренировочных сборов определяется в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, задач и ранга, предстоящих или прошедших спортивных соревнований с учетом классификации учебно-тренировочных сборов, приведенной в федеральных стандартах спортивной подготовки.

Виды учебно-тренировочных мероприятий и предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки указаны в таблице 4.

Таблица 4


№ п/п

Виды учебно-тренировочных мероприятий

Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество суток)
(без учета времени следования к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий и обратно)

Этап начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап

(этап спортивной специализации)

1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям

1.1.

Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке
к международным спортивным соревнованиям

-

-

1.2.

Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке
к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России

-

14

1.3.

Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям

-

14

1.4.

Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке
к официальным спортивным соревнованиям субъекта
Российской Федерации

-

14

2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия

2.1.

Учебно-тренировочные мероприятия по общей и (или) специальной физической подготовке

-

14

2.2.

Восстановительные мероприятия

-

-

2.3.

Мероприятия
для комплексного медицинского обследования

-

-

2.4.

Учебно-тренировочные мероприятия
в каникулярный период

До 21 суток подряд и не более двух учебно-тренировочных мероприятий в год

2.5.

Просмотровые
учебно-тренировочные мероприятия

-

До 60 суток


Спортивные соревнования


Спортивное соревнование - состязание (матч) среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).

Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся:

- соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта «плавание»;

- наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;

- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.

Обучающиеся направляются на спортивные соревнования на основании утвержденного плана физкультурных и спортивных мероприятий, формируемого, в том числе в соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.

Объем соревновательной деятельности указан в таблице 5.



Таблица 5

Объем соревновательной деятельности



Виды спортивных

соревнований

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)

до трех лет


Контрольные

4

Отборочные

2

Основные

2


Обучающиеся, участвующие в спортивных соревнованиях, знакомятся под роспись с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, антидопинговыми правилами, условиями договоров с организаторами спортивных мероприятий в части, касающейся участия спортсменов в соответствующем соревновании.


Работа по индивидуальным планам


Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных соревнованиях.

Для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса Организация составляет и использует индивидуальные учебно-тренировочные планы для обучающихся, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды субъекта Российской Федерации и (или) в спортивные сборные команды Российской Федерации.


    1. Годовой учебно-тренировочный план


Программа рассчитывается на 52 недели в год.

Учебно-тренировочный процесс в Организации ведется в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса).

Годовой учебно-тренировочный план определяет объем учебно-тренировочной нагрузки по видам спортивной подготовки и иным мероприятиям, распределяет учебно-тренировочное время, отводимое на освоение по этапам спортивной подготовки и по годам, с учетом соотношения видов спортивной подготовки в структуре учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки,

Годовой учебно-тренировочный план указан в приложении №1.

Для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса:

1) определяются сроки начала и окончания учебно-тренировочного процесса с учетом сроков проведения физкультурных и спортивных мероприятий (далее - спортивный сезон), в которых планируется участие обучающихся.

2) проводит учебно-тренировочный процесс в соответствии с учебно-тренировочным планом круглогодичной подготовки, рассчитанным исходя из астрономического часа (60 минут).

3) использует следующие виды планирования учебно-тренировочного процесса:

- перспективное, позволяющее определить сроки реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки с учетом олимпийского цикла;

ежегодное, позволяющее составить план проведения групповых и индивидуальных учебно-тренировочных занятий, промежуточной и итоговой (в случае ее проведения) аттестации;

- ежеквартальное, позволяющее спланировать работу по проведению индивидуальных учебно-тренировочных занятий, самостоятельную работу обучающихся по индивидуальным планам, учебно-тренировочные мероприятия (сборы), участие в спортивных соревнованиях и иных физкультурных мероприятиях;

- ежемесячное, составляемое не позднее чем за месяц до планируемого срока проведения учебно-тренировочных занятий, включающее инструкторскую и судейскую практику, а также медико-восстановительные и другие мероприятия.


    1. Календарный план воспитательной работы


Главной целью воспитательной работы является воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры, а также воспитание высоких моральных и нравственных чувств, чувства патриотизма, волевых качеств у обучающихся.

Воспитательный процесс — это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания, обеспечивающая формирование качеств личности (потребности, характер, способности) в интересах соответствующих воспитательным целям и задачам.

Цель деятельности тренера-преподавателя в сфере воспитания - создание условий для саморазвития и самореализации личности спортсмена, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности:

- формирование и развитие спортивного коллектива;

- создание благоприятных психолого-педагогических условий;

- для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

- формирование здорового образа жизни;

- организация системы отношений через разнообразные;

- формы воспитывающей деятельности спортивного коллектива;

- защита прав и интересов обучающихся;

- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

- организация социально-значимой созидательной деятельности обучающихся.

Для достижения поставленных целей и задач тренер реализует несколько функций: аналитико-прогностическую; организационно-координирующую; коммуникативную; контрольную.

Календарный план воспитательной работы приведен в таблице 6.




Таблица 6

Календарный план воспитательной работы



п/п

Направление работы

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Профориентационная деятельность

1.1.

Судейская практика

Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых предусмотрено:

- практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта;

- приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований;

- приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований;

- формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей.

В течение года

1.2.

Инструкторская практика

Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено:

- освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора;

- составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей;

- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам;

- формирование склонности к педагогической работе.

В течение года

2.

Здоровьесбережение

2.1.

Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни








Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено:

- формирование знаний и умений
в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов);

- подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта.

В течение года

2.2.

Режим питания и отдыха

Практическая деятельность и восстановительные процессыобучающихся:

- формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета).

В течение года

3.

Патриотическое воспитание обучающихся

3.1.

Теоретическая подготовка

(воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях)

Беседы, встречи, диспуты, другие

мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки


В течение года

3.2.

Практическая подготовка

(участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и иных мероприятиях)

Участие в:

- физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях;

- тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых, в том числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.

В течение года

4.

Развитие творческого мышления

4.1.

Практическая подготовка (формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов)

Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные на:

- формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов;

- развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения;

- правомерное поведение болельщиков;

- расширение общего кругозора юных спортсменов.

В течение года


    1. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним


Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.

Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговыми правилами, утвержденными международными антидопинговыми организациями.

В Организации осуществляется реализация мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в том числе ежегодно проводятся с обучающимися занятия, на которых до них доводятся сведения о последствиях допинга в спорте для здоровья обучающихся, об ответственности за нарушение антидопинговых правил.

 В соответствии с ч.2 ст.34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной подготовки обязаны реализовывать меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в том числе ежегодно проходить с лицами, проходящими спортивную подготовку, занятия на которых до них доводятся сведения о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил; знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку под роспись с локальными нормативным актами, связанными с осуществлением спортивной подготовки, а также с антидопинговыми правилами по соответствующему виду или идам спорта.

Меры, направленные на предотвращение применения допинга в спорте и борьбе с ним, включают следующее мероприятия:

- проведение ежегодных семинаров, лекций, уроков, викторин для спортсменов и персонала спортсменов, а также родительских собраний;

- ежегодное обучение ответственных за антидопинговое обучение в организациях, осуществляющих спортивную подготовку;

- ежегодная оценка уровня знаний.

Всемирный антидопинговый кодекс является основополагающим и универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа в спорте. Антидопинговые правила, как и правила соревнований, являются спортивными правилами, по которым проводятся соревнования. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в соревнованиях и обязаны их соблюдать.

Допинг определяется как совершение одного или нескольких нарушений антидопинговых правил. К нарушениям антидопинговых правил относятся:

1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена.

2. Использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции или запрещенного метода.

3. Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб.

4. Нарушение порядка предоставления информации о местонахождении.

5. Фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-контроля.

6. Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом.

7. Распространение или попытка распространения любой запрещенной субстанции или запрещенного метода.

8. Назначение или попытка назначения любому спортсмену в соревновательном периоде любой запрещенной субстанции или запрещенного метода, или назначение или попытка назначения любому спортсмену во внесоревновательном периоде запрещенной субстанции или запрещенного метода, запрещенных во внесоревновательный период.

9. Соучастие или попытка соучастия со стороны спортсмена или иного лица.

10. Запрещенное сотрудничество со стороны спортсмена или иного лица.

11. Действия спортсмена или иного лица, направленные на воспрепятствование или преследование за предоставление информации уполномоченным органам.

В отношении спортсмена действует «принцип строгой ответственности». Персональной обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенной субстанции в его организм, а также неиспользование запрещенного метода. Всемирное антидопинговое агентство обращает особое внимание на использование спортсменами пищевых добавок, так как во многих странах правительства не регулируют соответствующим образом их производство. Это означает, что ингредиенты, входящие в состав препарата, могут не соответствовать субстанциям, указанным на его упаковке.

Информация о видах нарушений антидопинговых правил, сервисах по проверке препаратов, рисках использования биологически-активных добавок, процедуре допинг-контроля, а также о документах, регламентирующих антидопинговую деятельность, должна быть размещена на информационном стенде организации, осуществляющей спортивную подготовку. Также должен быть актуализирован раздел «Антидопинг на сайте организации со всеми материалами и ссылками на сайт РАА «РУСАДА».


План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним указан в таблице 7.

Таблица 7


Этап спортивной подготовки

Содержание мероприятия и его форма

Сроки проведения

Рекомендации по проведению мероприятий

Учебно-тренировочный

этап (этап спортивной специализации)

Теоретическое занятие «Виды нарушений антидопинговых правил»

1-2 раз в год

Обучающимся даются начальные знания по тематике;

Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в Организации

Теоретическое занятие «Последствия допинга в спорте для здоровья спортсменов»

1 раз в год

Обучающимся даются начальные знания по тематике;

Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в Организации

Теоретическое занятие «Ответственность за нарушение антидопинговых правил»

1 раз в год

Обучающимся даются начальные знания по тематике;

Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в Организации

Практическое занятие «проверка лекарственных препаратов (знакомство с международным стандартом «Международный список»)

1 раз в год

Обучающимся даются начальные знания по тематике;

Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в Организации

Физкультурно-спортивное мероприятие «Честная игра»

1-2 раза в год

Составление отчета о проведении мероприятия (сценарий, программа, фото, видео)

Онлайн обучение на сайте РУСАДА

1 раз в год

Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть

системы антидопингового

образования.Ссылка на

образовательный

курс: https://newrusada.triago

nal.net

Участие в региональных антидопинговых мероприятиях

по назначению

Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в регионе

Семинар для спортсменов

и тренеров «Виды нарушений

антидопинговых правил»

«Проверка лекарственных средств»


1-2 раза в год

Методические материалы по организации и проведению семинаров на сайте https://newrusada.

Родительское собрание «Роль

родителей в процессе

формирования антидопинго

вой культуры»

1-2 раза в год

Собрания можно

проводить в онлайн

формате с показом

презентации

Теоретическое занятие «Допинг –контроль»

1-2 раз в год

Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в Организации

Онлайн обучение на сайте РУСАДА

1 раз в год

Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть

системы антидопингового

образования.Ссылка на

образовательный

курс: https://newrusada.triago

nal.net

Теоретическое занятие «Система АДАМАС»

1-2 раз в год

Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в Организации

Участие в региональных антидопинговых мероприятиях

по назначению

Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в регионе

Обучающиеся по Программе знакомятся под роспись с локальными нормативными актами, связанными с антидопинговыми правилами по виду спорта «плавание».

    1. Планы инструкторской и судейской практики


Инструкторская и судейская практика проводится с целью получении обучающимися знаний и навыков инструктора по спорту и судьи по спорту для последующего привлечения к инструкторской и судейской работе.

На учебно – тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

Обучающиеся должны освоить следующие навыки инструкторской работы:

- Уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении;

- Уметь составить конспект и провести разминку в группе;

- Уметь определить и исправить ошибку в выполнении упражнений у товарища в группе.

- Уметь подготовить спортсмена к соревнованиям.

Для получения звания судьи по спорту каждый должен освоить следующие навыки:

- Уметь вести протокол.

- Участвовать в судействе совместно с тренером-преподавателем.

- Судейство учебных заплывов самостоятельно.

- Участие в судействе официальных соревнований в составе секретариата.

- Участвовать в судействе в качестве секундометриста.

План инструкторской и судейской практики указан в таблице 8.


Таблица 8

План инструкторской и судейской практики


Этап спортивной подготовки

Мероприятия

сроки проведения

Рекомендации по проведению мероприятий

Инструкторская практика:

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Теоретические занятия

В течение года

Научить обучающихся начальным знаниям спортивной терминологии, умению составлять конспект отдельных частей занятия

Практические занятия

В течение года

Проведение обучающимися отдельных частей занятия в своей группе с использованием спортивной терминологии, показом технических элементов, умение выявлять ошибки

Судейская практика:

Теоретические занятия

В течение года

Уделять внимание знаниям правил вида спорта, умению решать ситуативные вопросы

Практические занятия

В течение года

Необходимо постепенное приобретение практических знаний обучающимися начиная с судейства на учебно-тренировочном занятии с последующим участием в судействе внутришкольных и иных спортивных мероприятий. Стремиться получить квалификационную категорию спортивного судьи «юный спортивный судья»


    1. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств



Медико-восстановительные мероприятия проводятся с целью медико-биологического сопровождения, медицинского обеспечения, осуществления восстановительных и реабилитационных мероприятий, организации спортивного питания (возмещение энергозатрат, фармакологическое обеспечение).

План медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств указан в таблице 9.

Таблица 9

План медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств


Этап спортивной подготовки

Мероприятия

Сроки проведения

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Врачебно-педагогические наблюдения

В течение года

Предварительные медицинские осмотры

При определении допуска к мероприятиям

Периодические медицинские осмотры (в том числе по углубенной программе медицинского обследования)

1 раз в 12 месяцев

Этапные и текущие медицинские обследования

В течение года

Применение медико-биологических средств

В течение года

Применение педагогических средств

В течение года

Применение психологических средств

В течение года

Применение гигиенических средств

В течение года

В организации осуществляется медицинское обеспечение обучающихся по Программе, в том числе организация систематического медицинского контроля.

Организация осуществляет контроль за прохождение обучающимися медицинского обследования в медицинских организациях, осуществляющие проведение медицинских осмотров лиц, занимающихся физической культурой и спортом на этапах спортивной подготовки.

Правила организации оказания медицинской помощи обучающимся, в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра, установлены приказом Минздрава России от 23.10.2020 №1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях».

Систематический контроль за состоянием здоровья обучающихся (в том числе при подготовке и проведении мероприятий), включает предварительные (при определении допуска к мероприятиям) и периодические медицинские осмотры (в том числе по углубленной программе медицинского обследования); этапные и текущие медицинские обследования; врачебно-педагогические наблюдения.

Основанием для допуска обучающегося к учебно-тренировочным занятиям на этапе начальной подготовки является наличие у него медицинского заключения с установленной первой или второй группой здоровья, выданного по результатам профилактического медицинского осмотра или диспансеризации согласно возрастной группе в соответствии с приказами Минздрава России.

Основанием для допуска обучающихся к учебно-тренировочным занятиям начиная с тренировочного этапа спортивной подготовки (этап спортивной специализации) является наличие медицинского заключения о допуске к тренировочным мероприятиям и участию в спортивных соревнованиях.


III. Система контроля


3.1. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку, необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:

На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;

изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «плавание»
и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий
и участия в спортивных соревнованиях;

соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;

изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;

овладеть общими теоретическим и знаниями о правилах вида спорта «плавание»;

изучить антидопинговые правила;

соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;

ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;

принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований муниципального образованияна первом, втором
и третьем году;

принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года;

получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.

3.2. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов
и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.

Промежуточная аттестация проводится не реже 1 раза в год. Перенос сроков проведения промежуточной аттестации на следующий спортивный сезон допускается по решению Организации с учетом позиции регионального центра спортивной подготовки в случае невозможности ее проведения для обучающихся по причине его болезни (временной нетрудоспособности), травмы.

В случае, если на одном из этапов спортивной подготовки результаты прохождения спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным Программой, обучающийся отчисляется на данном этапе спортивной подготовки. По заявлению обучающегося или одного из родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося Организация осуществляет перевод такого обучающегося на соответствующую дополнительную общеразвивающую программу в области физической культуры и спорта (при ее реализации).


3.3. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки


Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы обучающихся, на этапах спортивной подготовки, уровень их спортивной квалификации (спортивные разряды, спортивные звания) учитывают их возраст, пол, а также особенности вида спорта «плавание» и включают нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды, спортивные звания) для зачисления и перевода на следующий и (или) соответствующий этап спортивной подготовки по виду спорта.

Комплексы контрольных упражнений, тесты и уровень спортивной квалификации указаны в таблице.

Таблица


Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды)для зачисления
и перевода на
учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)
по виду спорта
«плавание»


№п/п

Упражнения

Единица измерения

Норматив


юноши

девушки


  1. Нормативы общей физической подготовки


1.1.

Бег на 1000 м

мин, с

не более


5.50

6.20


1.2.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

количество раз

не более


13

7


1.3.

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье
(от уровня скамьи)

см

не менее


+4

+5


1.4.

Челночный бег 3х10 м

с

не более


9,3

9,5


1.5.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

см

не менее


140

130


  1. Нормативы специальной физической подготовки


2.1.

Исходное положение – стоя, держа мяч весом 1 кг за головой. Бросок мяча вперед

м

не менее


4,0

3,5


2.2.

Исходное положение – стоя, держа гимнастическую палку, ширина хвата 60см. Выкручивание прямых рук в плечевых суставах вперед-назад

количество раз

не менее


3


2.3.

Исходное положение –стоя в воде
у борта бассейна. Отталкиванием двух ног скольжение в воде лежа на груди, руки вперед

м

не менее


7,0

8,0


  1. Уровень спортивной квалификации


3.1.

Период обучения на этапе спортивной подготовки
(до трех лет)

Cпортивныеразряды – «третий юношеский спортивный разряд»,
«второй юношеский спортивный разряд»,
«первый юношеский спортивный разряд»


3.2.

Период обучения на этапе спортивной подготовки
(свыше трех лет)

Cпортивные разряды – «третий спортивный разряд», «второй спортивный разряд», «первый спортивный разряд»



Таблица 12


IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)


    1. Программный материал для занятий на учебно-тренировочном этапе


      1. Учебно-тренировочный этап. Второй год обучения


Общая физическая подготовка


Общая физическая подготовка пловца направлена на разностороннее комплексное воздействие на организм спортсмена с некоторым учётом специфики плавания и позволяет решать следующие задачи:

- всестороннее развитие организма спортсмена, повышение уровня развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и на основе этих качеств создание функциональной базы, необходимой для достижения высоких спортивных результатов;

- оздоровление пловцов, закаливание, выработка иммунитета к сменам температур;

- обеспечение в периоды снижения специальных тренировочных нагрузок активного отдыха путём изменения характера применяемых упражнений;

- повышение уровня волевой подготовленности спортсменов путём преодоления ими дополнительно создаваемых трудностей.

К основным средствам общей физической подготовки относятся:

- различные виды передвижений (обычные ходьба и бег, боком, спиной вперёд, с различными движениями рук, в полуприседе и т.д.);

- кроссовая подготовка: бег в умеренном темпе по слабопересечённой местности – до 30 мин. В чередовании с ходьбой – до 1 часа;

- общеразвивающие и акробатические упражнения (без предметов, с партнёром, в висах и упорах).


Специальная физическая подготовка


Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс развития двигательных способностей и комплексных качеств, отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Основные средства СФП – соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Специальные физические упражнения направлены на развитие специальных качеств пловца. Сюда относятся разнообразные упражнения с резиновыми амортизаторами на развитие силы мышечных групп, принимающих участие в гребковых движениях; упражнения для развития подвижности в плечевых, голеностопных, коленных суставах и позвоночного столба; упражнения для чередования напряжения и расслабления мышц, принимающих участие в гребковых движениях руками и ногами.

Специальная физическая подготовка включает в себя упражнения на развитие: выносливости (бег на средние дистанции); силы (использование наклонных скамеек с тележками, блоковых устройств, специальных тренажёров типа «Биокинетик», «Наутилус» и т.п.); гибкости (в зависимости от стиля плавания: для брассистов упражнения для развития высокой подвижности в коленном, тазобедренном суставах; для дельфинистов – плечевых, тазобедренных, коленных суставах, хорошая гибкость в грудном и поясничном отделах позвоночного столба); скорости (упражнения с высокой интенсивностью движений).

При изучении и совершенствовании спортивной техники выполняется имитация отдельных элементов и их связок, выделение граничных поз пловца с остановками и статическими напряжениями в этих позах для лучшего освоения координационной структуры движения.

Для эффективного переноса силового потенциала с суши на воду необходимо создать пловцу условия, в которых он может прилагать во время гребка усилия, существенно большие, чем при обычном плавании. В качестве дополнительной опоры для рук применяются лопатки с различной площадью поверхности. Для совершенствования эффективности гребка можно применять серии типа 4х100м. с малыми лопатками, большие же используются для увеличения специальной силы и мощности движений на отрезках 15-20 м. необходимо чередовать с лопатками и без них, поскольку возможны нарушения техники плавания.


Техническая подготовка


Основные задачи подготовки:

- совершенствование техники всех способов плавания, стартов и поворотов;

- формирование правильного навыка техники плавательных движений, которые непосредственно не связаны с физическими качествами;

- развитие быстроты выполнения движений на стартовый сигнал, высокого темпа движений ногами в кроле на груди и на спине при облегчённых условиях их движений;

- развитие силовых возможностей путём преодоления относительно небольшого (20-30% от максимального) сопротивления.

Основной особенностью занятий является доступность материала для пловцов разного уровня подготовленности, приступивших к занятиям в тренировочных группах. Занятия на воде направлены на совершенствование техники четырёх спортивных способов плавания, стартов и поворотов, постепенное увеличение длины дистанций, проплываемых каждым способом без ошибок. Это должно привести всю группу к тому уровню подготовленности, который позволяет коллективно выполнять основные тренировочные серии в заданных временных режимах.

Основные тренировочные средства для развития выносливости пловцов приведены в таблице 15.


Таблица 15


Тренировочные средства для развития выносливости пловцов

учебно-тренировочной группы второго года обучения

Зоны физиол. мощности

Тренировочное воздействие


1-ая зона

2-4 х 150, инт. 40-90 с

1-2 х (250-300) инт. 60-120 с

200-400 к/пл

450-600 н/сп

2-ая зона

18-20 х 25 К, Р, Н, инт. 20-40 с

2-4 х 50 К, Н, инт. 60-90 с

4-6 х 50, инт. 30-60 с

4 х 50 Н, инт. 30-50 с.

3-ая зона


8-10 х 50 (50 К + 50 Н), инт. 30-50 с

3-6 х 100 (75 К + 25 Н) инт. 60-90 с

7-12 х 50 К, Р, Н, инт. 30-50 с

10-16 х 25, инт. 30-40 с

4-ая зона


4-8 х 25 К, Н, инт. 40-60 с

10-12 х 15 К, Р, Н, инт. 20-30 с

50-100


5-ая зона


8-10 х 10 К, Р, Н, инт. 30-40 с

6-8 х 15, инт.35-45 с

4-6 х 25, инт. 60-90 с


Переменное плавание, «горки»

200 к/пл +150 н/сп +100 к/пл +

+150 брасс +200 (II - III), инт. 60 с

100 упражнения + 150 Н +

+200 к/пл + 150 Н брасс + 100


Сокращения и условные обозначения:

- инт. – интервал отдыха между отрезками в интервальных сериях;

- отд. – время отдыха между сериями и повторно-интервальными упражнениями;

- К – упражнение выполняется с полной координацией движений;

- Н – упражнение выполняется с помощью движений ногами;

- Р – упражнение выполняется с помощью движений руками;

- н/сп – плавание на спине; - в/ст – вольный стиль; - батт – плавание баттерфляем; - к/пл – комплексное плавание;

- к/пл [25], к/пл [50] – комплексное плавание со сменой способов через 25 и 50 м.

Римскими цифрами обозначается зона нагрузок.


4.2.5. Психологическая подготовка на учебно-тренировочном этапе

Психологическая подготовка – воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых свойств личности путём формирования соответствующей системы отношений.Психологическая подготовка выступает как воспитательный и самовоспитательный процесс. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.

Главная задача психологической подготовки – формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней, определяющих рекордные достижения. Формирование необходимых личностных качеств пловца происходит с помощью изменения и коррекции отношения спортсмена к выполняемой и предстоящей тренировочной нагрузке, к своим возможностям восстановления, к нервно-психическому перенапряжению, к качеству выполнения тренировочного задания, к спортивному режиму и к спортивной жизни вообще.

Основными методами психологической подготовки являются беседы тренера со спортсменами в индивидуальной и коллективной форме, использование разнообразных средств и приёмов психолого-педагогического воздействия: убеждения, внушения, метода заданий и поручений, моделирования соревновательных ситуаций, методы идеомоторной тренировки.

В учебно-тренировочных группах основными задачами психологической подготовки являются развитие спортивно важных свойств характера и волевых качеств, необходимых для решения усложняющихся тренировочных задач, обучение приёмам самоконтроля и умению управлять предстартовым состоянием на соревнованиях.

Основные методы и приёмы психологической подготовки:

1. В ходе бесед и лекций происходит психологическое образование спортсмена, объяснение особенностей предстартовых и соревновательных переживаний в соответствии с индивидуальными особенностями, обучение ритуалу предсоревновательного поведения. Главный метод воздействия – убеждение, воздействие на сознание пловца.

2. Беседы с другими людьми в присутствии спортсмена. Основная задача – снятие противодействия, которое нередко возникает при использовании внушений и убеждений, борьба с подсознательным негативизмом. Метод воздействия – косвенное внушение.


    1. Структура системы многолетней подготовки


Современное представление о планировании подготовки связано с её определенной структурой, в которой выделяют: микроциклы, мезоциклы и макроциклы. Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю.Мезоцикл– структура средних циклов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы различного типа. В практике средний цикл тренировки содержит от двух до шести микроциклов. Макроцикл тренировки предполагает три последовательных фазы – при обретения, сохранения (относительной стабилизации) и некоторой утраты спортивной формы. Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки.

Структура тренировочного макроцикла может быть представлена как последовательность средних циклов (мезоциклов), состоящих из 3-8 микроциклов. Продолжительность микроцикла может составлять от 3 до 14 дней. Наиболее часто в тренировке юных пловцов применяются микроциклы недельной продолжительности.

Тип мезоцикла определяется его задачами и содержанием. Основными типами являются: втягивающие, базовые и соревновательные мезоциклы.

Основной задачей втягивающего мезоцикла является постепенное подведение пловцов к выполнению последующей тренировочной работы. Она применяется в начале сезона, после вынужденных (либо запланированных) перерывов в тренировках. С этого мезоцикла начинается годичный макроцикл. В нём осуществляется развитие преимущественно общих, не специфических для плавания, компонентов физических качеств, оздоровление и закаливание организма. Большой объём нагрузки осуществляется на суше. На занятиях в воде широко используются игры и упражнения для совершенствования техники плавания.

В базовом мезоцикле основное внимание уделяется повышению функциональных возможностей организма пловца, развитию его физических качеств, становлению технической и психологической подготовленности. Это главная разновидность мезоциклов в годичном цикле. Тренировочная программа характеризуется разнообразием средств и большими по объёму и интенсивности нагрузками.

Соревновательный мезоцикл обычно продолжается 2-3 недели. Общий объём нагрузки в нём постепенно снижается. В этом мезоцикле происходит совершенствование технических возможностей спортсмена, устранение отдельных недостатков в подготовке, отработка выполнения стартов и поворотов. Увеличивается доля спринтерских упражнений. Большое внимание уделяется полноценному физическому и психическому восстановлению пловцов и созданию оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в их организме после нагрузок предшествующих мезоциклов.

Начиная с тренировочного этапа многолетней спортивной подготовки (этап спортивной специализации) тренировочные нагрузки пловцов распределяются на два, три или четыре макроцикла. Чем выше спортивная квалификация пловцов, тем в большей степени выражена волнообразность динамики нагрузки. В макроцикле выделяются подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

В подготовительном периоде тренировка пловцов строится на основе упражнений, создающих физические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. Подготовительный период принято делить на два этапа – общеподготовительный и специально-подготовительный. Основные задачи общеподготовительного этапа – повышение уровня общей физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем его организма. На этом этапе много времени уделяется работе на суше.

На специально-подготовительном этапе тренировка направлена на повышение специальной работоспособности. Содержание тренировки предполагает развитие комплекса качеств (скоростных возможностей, специальной выносливости и др.) на базе предпосылок, созданных на общеподготовительном этапе. Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Силовые упражнения на суше направлены на вовлечение в работу мышц, несущих основную нагрузку в процессе соревновательной деятельности. Упражнения на развитие гибкости акцентированы на повышение подвижности в плечевых и голеностопных суставах. Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Эта задача обычно решается параллельно с развитием физических качеств и имеет два аспекта: 1) совершенствование качественных особенностей двигательного навыка (формы и структуры движений) как основы повышения скоростных возможностей; 2) выработка экономичной и вариабельной техники движений как основы повышения специальной выносливости.

Основной задачей соревновательного периода является дальнейшее повышение уровня специальной подготовленности и возможно более полная её реализация в соревнованиях, что достигается широким применением соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений. При подготовке к ответственным стартам происходит значительное снижение тренировочной работы. Вместе с тем при длительном соревновательном периоде необходимо поддержание достигнутой подготовленности. И поэтому широко применяются специально-подготовительные упражнения, иногда весьма отличные от соревновательных.

Основная задача переходного периода – полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего макроцикла, а также поддержание на определённом уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности пловца к началу очередного макроцикла. Тренировка в переходный период характеризуется небольшим суммарным объёмом работы и незначительными нагрузками. Переходный период включает в себя сочетание активного и пассивного отдыха. В качестве средств активного отдыха целесообразно сочетать необычные упражнения в воде, которые редко применялись в течении годичного цикла (водное поло, дальние проплывы по естественным водоёмам, игры и эстафеты с применением неспортивных способов плавания и т.п.), со спортивными и подвижными играми.


    1. Структура и содержание учебно-тренировочных занятий


Тренировочное занятие является структурной единицей тренировочного процесса. Содержание подготовительной и заключительной частей зависят от материала основной части. К концу специальной разминки в подготовительной части интенсивность выполняемой работы может достигать значительных, но не максимальных величин.

Структура тренировки имеет три части. Подготовительная часть (30-35% от всего времени тренировки) предусматривает:

- организацию спортсменов к началу занятия, проверку готовности к тренировке, сообщение задач занятия, повышение внимания занимающихся (для этого применяются строевые упражнения, команды), создание психологического настроя на продуктивную работу;

- осуществление общей разминки организма занимающихся для повышения работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем (применяется ходьба, бег, общеразвивающие упражнения);

- осуществление специальной разминки с целью подготовки к работе тех мышечных групп, которые будут задействованы в основной части занятия. Для этого применяются специальные упражнения, выполняемые в бассейне.

Основная часть (60-70% от всего времени тренировки) предназначена для решения конкретных задач спортивной подготовки. Если в основной части решается несколько задач разного типа, то перед каждой новой задачей необходимо провести кратковременную разминку, помогающую психологически настроиться и обеспечить и врабатывание организма в новый режим деятельности.

Заключительная часть (5-10% от всего времени тренировки) способствует постепенному снижению функциональной активности организма. Постепенное снижение нагрузки достигается плавательными упражнениями низкой интенсивности.

Особенности структуры тренировочного занятия зависят от его содержания. В большинстве случаев содержание характеризуется направленностью занятия и уровнем тренировочной нагрузки. Для подготовки спортсменов не рационально ставить множество задач. Это связано с тем, что необходимость спортивного совершенствования пловцов требует концентрации усилий в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге тренировочных заданий. Решение всей совокупности задач возможно путем увеличения общего количества ежедневных тренировок, что является преобладающей формой организации тренировочного процесса высококвалифицированных пловцов.

Эффективность тренировочных занятий на различных этапах подготовки пловцов зависит от рациональной организации, обеспечивающей высокую общую и моторную плотность тренировок, оптимальную дозировку нагрузки, учет индивидуальных особенностей занимающихся.

Организационные формы проведения тренировок.

  • Групповая – создаются условия для необходимой конкуренции между спортсменами, усиливается их взаимодействие, взаимопомощь.

  • Индивидуальная – спортсмены работают самостоятельно по индивидуальным заданиям.

  • Самостоятельная – спортсмены выполняют утреннюю гимнастику, индивидуальные задания тренера, комплексы специально-подготовительных упражнений, чтение методической литературы, просмотр видеозаписей соревнований.


  1. Учебно-тематический план указан в таблице

Таблица


Учебно-тематический план


Этап спортивной подготовки

Темы по теоретической подготовке

Объем времени в год (минут)

Сроки проведения

Краткое содержание

Учебно-трениро-вочный

этап (этап спортивной специализации)

Всего на учебно-тренировочном этапе до трех лет обучения/ свыше трех лет обучения:

600/960



Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств

≈70/107

сентябрь

Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт – явление культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах.

История возникновения олимпийского движения

≈70/107

октябрь

Зарождение олимпийского движения.Возрождение олимпийской идеи. Международный Олимпийский комитет (МОК).

Режим дня и питание обучающихся

≈70/107

ноябрь

Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание.

Физиологические основы физической культуры

≈70/107

декабрь

Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности.Физиологические механизмы развития двигательных навыков.

Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося

≈70/107

январь

Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований.

Теоретические основы технико-тактической подготовки. Основы техники вида спорта

≈70/107

май

Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата.

Психологическая подготовка

≈60/106

сентябрь- апрель

Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности

Оборудование, спортивный инвентарь и экипировка по виду спорта

≈60/106

декабрь-май

Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям.

Правила вида спорта

≈60/106

декабрь-май

Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях.

Профилактика травматизма. Перетренированность/
недотренированность

≈200

октябрь

Понятие травматизма. Синдром «перетренированности». Принципы спортивной подготовки.

Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося

≈200

ноябрь

Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка

≈200

декабрь

Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся.

Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс

≈200

январь

Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки.

Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта

≈200

февраль-май

Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений.

Восстановительные средства и мероприятия

в переходный период спортивной подготовки

Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения восстановительных средств.


V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам


Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «плавание» основаны
на особенностях вида спорта «плавание» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится
с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «плавание», по которым осуществляется спортивная подготовка.

Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «плавание» учитываются организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.

Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.

В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий,
а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «плавание».


VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки


6.1. Материально-технические условия реализации Программы


Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки


№ п/п

Наименование оборудования и спортивного инвентаря

Единица измерения

Количество изделий

Весы электронные

штук

1

Доска для плавания

штук

30

Доска информационная

штук

2

Колокольчик судейский

штук

10

Ласты тренировочные для плавания

штук

30

Лопатка для плавания
(большие, средние, кистевые)

штук

60

Мат гимнастический

штук

15

Мяч ватерпольный

штук

5

Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 5 кг)

комплект

2

Поплавки-вставки для ног (колобашка)

штук

30

Пояс пластиковый для плавания с сопротивлением

штук

30

Разделительные дорожки для бассейна (волногасители)

комплект

1

Секундомер настенный четырехстрелочный для бассейна

штук

2

Секундомер электронный

штук

8

Скамейка гимнастическая

штук

6


Обеспечение спортивной экипировкой


№ п/п

Наименова

ние

Единица измере

ния

Расчетная единица

Этапы спортивной подготовки


Этап начальной подготов

ки

Учебно-трениро

вочный этап (этап спортивной специализа

ции)

количество

срок эксплуатации (лет)

количество

срок эксплуатации (лет)

Гидрокостюм стартовый (женский)

штук

на обучающегося

-

-

-

-

Гидрокостюм стартовый (мужской)

штук

на обучающегося

-

-

-

-

Костюм спортивный

штук

на обучающегося

-

-

-

-

Кроссовки спортивные

пар

на обучающегося

-

-

-

-

Купальник женский

штук

на обучающегося

-

-

2

1

Носки

пар

на обучающегося

-

-

-

-

Очки для плавания

штук

на обучающегося

-

-

2

1

Плавки (мужские)

штук

на обучающегося

-

-

2

1

Полотенце

штук

на обучающегося

-

-

-

-

Рюкзак спортивный

штук

на обучающегося

-

-

-

-

Футболка с коротким рукавом

штук

на обучающегося

-

-

-

-

Шапочка для плавания

штук

на обучающегося

-

-

2

1


    1. Кадровые условия реализации Программы

Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «плавание», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).

Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203),профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда Россииот 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 22.05.2022, регистрационный № 68615), или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).

Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей Организации:

Работники направляются Организацией на соответствующую профессиональную переподготовку и повышение квалификации в сроки, определенные в соответствии с утвержденным в Организации планом профессиональной переподготовки, повышения квалификации на основании приказа руководителя организации. (п.24 Приказа №999).


    1. Информационно-методические условия реализации Программы

  1. Булгакова Н.Ж. Плавание. Физкультура и спорт, 1999г.

  2. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой, 2016г.

  3. Викулов А.Д. Плавание. Владос-пресс, 2015г.

  4. Макаренко Л.П. Юный пловец. Физкультура и спорт, 2000г.

  5. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера, изд. «Апрель», 2016г.

  6. Зенов Б.Д. , Кошкин И.М., Вайцеховский С.М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. Физкультура и спорт, 1999г.

  7. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. Минск. Высшая школа, 1980г.

  8. Дубровский В.И. Спортивная медицина. Учебник для вузов.

  9. Бауэр В.Г., Гончаров Е.П. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ 1995г.

  10. Плавание. Программа для спортивных школ Л.П.Макаренко, 1993г.

  11. Плавание. Методические рекомендации для тренеров А.В.Козлова 1993г.

  12. Семенов Ю.А. Навык плавания каждому. Москва «ФиС» , 1983г.

  13. Планирование и построение спортивной тренировки. Москва, 1972г.

  14. Карпман В.Л., Хрущев С.В., Борисов Ю.А. Сердце и работоспособность спортсмена. Москва «ФиС», 1978г.

  15. Каунсилмен Москва «ФиС», 1972г.

  16. http: //www, minsport. gov, ru/ - Министерство спорта Российской Федерации

  17. http://www.olympic.ru/ - Олимпийский Комитет России

  18. http://www.olympic.org/ - Международный Олимпийский Комитет

  19. http://wwwrusswimmirg.ru - Всероссийской федерации плавания

  20. http://sport.tmbreg.ru/ - Управление по физической культуре и спорту Тамбовской области.



Приложение № 1

Годовой учебно-тренировочный план


№ п/п

Виды подготовки и иные мероприятия

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

всего

Общий количество часов в год

51

52

53

51

51

50

51

52

59

48

55

51

624

1.

Общая физическая подготовка

23

22

23

23

23

23

23

23

23

23

23

23

275

2

Специальная физическая подготовка

26

14

14

14

14

14

 

14

13

11

13

15

162

3

Участие в спорт.соревновн.

 

3

3

3

3

3

3

4

3

 

 

 

25

4

Техническая подготовка

 

9

9

9

6

7

11

9

11

9

10

10

100

5

Тактическая подготовка

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

13

6

Теоретическая подготовка

1

1

1

 

1

 

2

1

1

1

2

1

12

7

Психологическая подготовка

 

1

1

1

1

 

 

 

5

1

2

 

12

8

Контрольные мероприятия (тестирование и контроль)

 

 

 

 

 

 

2

 

2

 

 

 

4

9

Инструкторская практика

 

1

1

 

 

 

4

 

 

 

 

 

6

10

Судейская практика

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

2

 

7

11

Медицинские, медико-биологические мероприятия

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

4

12

Восстановительные мероприятия

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!