СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для учащихся 4 класса "Готовимся к олимпиаде по математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для учащихся 4 класса "Готовимся к олимпиаде по математике"»






Программа


«Готовимся к олимпиаде по математике»

«Развивающие задачи с элементами логики»

Для детей высокого уровня творческой активности

4-го года обучения.




Руководитель: Тягур С.И.

учитель начальных классов
















г Санкт-Петербург









Объяснительная записка.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач.

Значимость указанных занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Цель использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей

Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять специфические развивающие упражнения в учебный процесс начальных классов, - возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними.

В предлагаемой программе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у детей 4-го года обучения с целью усиления их математического развития, включающего в себя умения наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

В предлагаемом материале заложен принцип психологической комфортности, который поможет учащимся стать активными, поможет проявить их творческие способности и даст возможность продвигаться при изучении математики в удобном для него темпе. В программе содержится обширный дополнительный материал. Приведена и дополнительная литература для углубленного изучения тем. В качестве альтернативы урокам математики и интегрированных уроков: уроки-игры, викторины, уроки-сказки, уроки-путешествия, олимпиады.

Как помочь ребенку стать личностью?

Учить преодолевать трудности - эта одна из черт талантливого мышления, которое отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

Воспитывать потребность личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Учить уже в детстве решать проблемы, нестандартно смотреть на окружающий мир.

Основными положениями предлагаемой программы являются:

- преемственность с действующим курсом начальной математики;

- расширение и обогащение этого курса системой содержательно-логических заданий, органично связанных с программой и возрастом детей и направленных на развитие внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления;

- основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе;

- углубленное изучение тем.

Задачи:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательной деятельности, познавательных интересов, радость творчества.

  2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).

  3. Формирования приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

  4. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

  5. Увеличение объема внимания и памяти.

  6. Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.

  7. Воспитывать интерес и системный подход к окружающему миру.

  8. Организация самостоятельной поисковой деятельности.

Целью данной программы по математике является достижение возможно более эффективного влияния обучения на общее развитие школьников. В основе этой программы лежит дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, продвижение вперед быстрым темпом, осознание школьниками процесса обучения, целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся.

Процесс обучения математике направлен на формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и абстрагирования. Учитывается предметно-действенное и наглядно-образное мышление младших школьников.

Ниже предлагается классифицированный по целям перечень заданий, составляющих основу вышеуказанного курса.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи. Работа с лабиринтами способствует совершенствованию качества произвольного внимания: постепенно увеличивает его объем, улучшает его распределение, переключение, устойчивость. Игры воспитывают наблюдательность, развивают память и одновременно совершенствуют знание нумерации и навыки счета. (Например, игры «Веселый счет», «Я знаю…», «Внимание!», «Лабиринты», «Дерева решений».

ЗАДАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Развития воображения построено в основном на материале геометрического характера:

- составление различных геометрических фигур;

- выделение из общего рисунка заданных геометрических фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- деление геометрической фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной геометрической фигуры из нескольких частей,

которые выбираются из множества данных фигур;

- преобразование (трансформация) заданной фигуры в другую геометрическую фигуру или стилизованное изображение реального предмета (Игра «Танграм»);

  • определения взаимного расположения фигур: внутри, вне, на.

  • Операции с множествами

ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ

В программу включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх «Запомни изученные слова», «Цепочка слов», «Повтори-ка!» или следуя инструкциям школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате проведении зрительного диктанта во время игры «Внимание!», учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти математические термины. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развиваются смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ

Приоритетное внимание на уроках математики в начальной школе уделяется развитию мышления. С этой целью в программу включены задания, большинство из которых не требуют вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.

Для формирования умения анализировать предлагаются следующие задания:

  • на мысленное расчленение объекта на составные элементы;

  • на установление временных отношений, отношения равенства и

неравенства, пространственных отношений;

Умение сравнивать формируется при выполнении заданий, в которых необходимо искать сходство и различие между двумя предметами, между группами предметов.

ОБОБЩАТЬ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ УЧАТ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

  • на нахождение и использование закономерности,

  • на осуществление классификации по заданному признаку

предметов, фигур (цифр, чисел, примеров и т.д.)

  • на поиск признака отличия одной группы от другой,

  • на отыскание нескольких возможных решений путем перебора всех комбинаций, удовлетворяющих условию задачи.

Приведенная классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) существуют не в «чистом виде», а представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Например, упражнение «графический диктант», отнесенное в силу своей специфики к пространственно-ориентационным заданиям, эффективно способствует также развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики рук, а игра «угадай слово» при выраженной своей логической направленности требует от ребенка также концентрации внимания и стимулирует развитие памяти. Тем не менее эта классификация способна облегчить учителю выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных уроков, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной учебной деятельности.

Основные разделы данного курса ориентированы на работу в комплексе с учебным комплектом:

  • Петерсон Л.Г. Математика для 4 класса четырехлетней начальной школы. М.: Ювента, 2002-2004гг.

  • Петерсон Л.Г. и др. Самостоятельные и контрольные работы по математике в начальной школе. Вып. 4. М.: Баласс, 2003-2004.

Данные задания распределяются на разделы курса математики в 4 классе:

  1. многозначные числа;

  2. решение неравенства;

  3. умножение и деление на однозначное число, двузначное, трехзначное и т. д. Числа;

  4. доли и дроби;

  5. проценты;

  6. задачи на движение;

  7. действие над составными именными величинами;

  8. формулы;

  9. единицы измерения площади;

  10. координаты на плоскости;

  11. диаграммы и графики.

Развитие логического мышления реализуется на каждом уроке в виде перечисленных выше заданий и задач. На каждом уроке дается материал из истории. Отрабатывается вычислительный навык. Уделяется внимание решению старинных задач, решению задач при помощи графов.


Общие понятия.

Неравенства. Решение неравенства. Множество решений неравенства. Строгие и не строгие неравенства. Двойные неравенства.

Оценка и прикидка.

Доли. Дроби. Проценты.

Координаты на луче и на плоскости. Движение точек по числовому лучу.

График движения. Диаграмма.

Операция над числами и функциональная зависимость

Величин.

Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного. Деление на двузначное и трехзначное число. Общий случай деления многозначных чисел.

Изменения и дроби. Из истории дробей.

Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа по доле. Процент.

Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и с одинаковыми числителями. Деление и дроби. Три типа задач на дроби.

Нахождение процента от числа и числа по его проценту.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Шкалы. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча.

Движение точек по координатному лучу. Скорость сближения и скорость удаления. Формула одновременного движения. Задачи на все случаи одновременного движения.

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы.

Координатный угол. Игры на передачу изображений. Графики движения.

Геометрические фигуры и величины.

Прямоугольный треугольник, его стороны и площадь.

Оценка площади. Приближенное вычисление площадей. Новые единицы площади: ар, гектар. Из истории. Действие над составными именованными числами.

Измерение углов. Транспортир. Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы.


ПРОГРАММА КУРСА

«ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО МАТЕМАТИКЕ»

Для детей 4-го года обучения

(1 занятие в неделю, продолжительностью 30-45 мин)

I четверть

(7 занятий)

№1 РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ.СТРОГИЕ И НЕСТРОГИЕ

НЕРАВЕНСТВА. ДВОЙНОЕ …………………………………..

№2 ПРИКИДКА РЕЗУЛЬТАТОВ АРИФМЕТИЧЕСКИХ

ДЕЙСТВИЙ………………………………………………………

№3 ДЕЛЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ И ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО……

№4 ПРИБЛИЖЕННОЕ ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЛОЩАДИ………………..

№5 ИЗМИРЕНИЯ И ДРОБИ. ИЗ ИСТОРИИ ДРОБЕЙ………………

№6 ДОЛИ . ПРОЦЕНТ…………………………………………………..

№7 ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ. ОЛИМПИАДА…………………………



II четверть

(7 ЗАНЯТИЙ)

№8 НАХОЖДЕНИЕ ПРОЦЕНТА И ЧИСЛА………………………….

№9 ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА……………..

№10 ДЕЛЕНИЕ И ДРОБИ. НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПО ЧАСТИ И

ЧАСТИ ПО ЧИСЛУ……………………………………………….

№11 СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ……………………………

№12 ЗАДАЧИ НА ЧАСТИ. ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ

ЧАСТИ………………………………………………………………

№13 СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА……………………………………………….

№14 ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ. ОЛИМПИАДА…………………………….

III ЧЕТВЕРТЬ

(5 ЗАНЯТИЙ)

№15 ШКЛЫ………………………………………………………………….

№16 СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ И УДАЛЕНИЯ. ФОРМУЛЫ………….

№17 НОВЫЕ ЕДИНИЦЫ ПЛОЩАДИ: АР, ГЕКТАР. ДЕЙСТВИЯ НАД

СОСТАВНЫМИ ИМЕНОВАННЫМИ ЧИСЛАМИ……………..

№18 УГЛЫ. СМЕЖНЫЕ УГЛЫ…………………………………………….

№19 ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ. ОЛИМПИАДА……………………………..

IV ЧЕТВЕРТЬ

(2 ЗАНЯТИЯ)

№20 ДИАГРАММЫ…………………………………………………………

№21 ИТОГОВАЯ РАБОТА…………………………………………………






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Л.Г.Петерсон математика, 1-4класс. Учебники для начальной школы (12частей) Москва «Баласс»

  2. Л.Г. Петерсон Методические рекомендации (1,2,3 и 4 классы). Москва «Баласс»

  3. Л.Г. Петерсон, авт. Коллектив. Самостоятельные и контрольные работы. Москва «Баласс»

  4. Журналы. Начальная школа№5 2000г; №3,№5 2003год; №2,№4 2005год.

  5. Журналы. Начальная школа плюс до и после №8,№9,№10,№12 2004год; №4,№5,№6 2005год;

  6. Л.Ф.Пичурин За страницами учебника алгебры;

  7. Дровалева Л.С. 200задач по математике 1-4 класс. Ростов-на-дону «Влслис», 2001;

  8. О.В.Узорова 5500 примеров и ответов по устному счету 1-4 класс. ЗАО «Премьера» ГИППВ 1999

  9. Я иду в начальную школу. Математика, книга 1. Москва «Бервое сентября». 2000

  10. Л.И.Семакина, Я.Ш. Гараева Поурочные разработки по математике. Москва «ВАКО» 2004;

  11. О.В.Узорова, Е.А. Нефедова Контрольные работы по математике.1-4классы.Москва АСТ Премьера 2001;

  12. М.И.Моро, А.М.Пышкало Методика обучения математике в I-III классах;

  13. Э.В.Гордеев 1200 зажач и примеров по математике 1-4класс.АСТ Родничок, АстрельТула,Москва 2004;

  14. В.П.Труднев Внеклассная работа по математике в начальной школе.

  15. А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова Информатика в играх и задачах 1,2,3 и 4 классы. Методические рекомендации для учителя; «Баласс» Москва 2002

  16. А.В. Горячев и авт. Коллектив Информатика в играх и задачах.Учебники для начальных классов (8 частей). «Баласс» Москва 2002






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!