СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для оркестра народных инструментов "Росиночка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для оркестра народных инструментов "Росиночка"»

























Рабочая программа для оркестра народных инструментов

«РОСИНОЧКА»







Разработчик рабочей программы Кошкин Виктор Викторович,


________________/Кошкин В.В.







ст. Клявлино



Пояснительная записка

Рабочая программа для оркестра народных инструментов «РОСИНОЧКА» составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ. Рабочая программа «Оркестр русских народных инструментов» составлена для учащихся музыкальной студии «Гармония». Уровень освоения программы – общеразвивающий. Срок реализации программы «Оркестр русских народных инструментов» пять лет обучения. Она предполагает обучение учеников 7 -17 лет, занимающихся по программе «Инструментальное исполнительство» народные музыкальные инструменты со сроком реализации 5 лет. Контингент учащихся, занимающихся весьма неравноценен по своим музыкальным способностям. На сегодняшний день заметно увеличилось число учащихся, обладающих весьма средними музыкальными способностями, так как принимаются дети без конкурсного отбора. Музыкальное обучение станет для них более доступным, если будут найдены формы учета успеваемости не столько по исполнительским данным, сколько по их общему музыкальному развитию. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю, – узнаю, когда делаю, – запоминаю». Ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. В процессе занятий в коллективе у учащихся развивается способность к художественному переживанию, эмоциональное начало в постоянной связи с интеллектуальным. Коллективные формы музицирования помогают формировать художественную индивидуальность ученика, способствуют выявлению его творческих наклонностей. В творческом процессе развивается мышление, ассоциативные связи, воображение, формируется находчивость, сообразительность. Совместные занятия являются благоприятной почвой для исправления общих и индивидуальных погрешностей в исполнении. Основная цель программы: общее музыкальное развитие учащихся посредством музицирования в творческом коллективе (оркестре русских народных инструментов).

Обучающие:

  • Формировать первоначальные умения и навыки ансамблевой техники игры в коллективе:

  • синхронность в ансамблевой игре;

  • равновесие звучания ансамблевых партий;

  • общность метро-ритмического пульса.

Формировать у учащихся практические навыки игры на народных инструментах, формировать определенный объём исполнительских умений и навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения музыкальных произведений в оркестровом коллективе;


Развивающие:

1.Развивать профессиональные умения и навыки коллективного исполнительства:

  • умение добиться тождественности всех элементов музыкальной ткани (приемы звукоизвлечения, штрихи, правильная смена направления движение меха);

  • умение слышать звучание коллектива в целом, умение слышать звучание своей партии, а так же партии партнеров;

  • умение работать над единством темпа и синхронности звучания, постоянно ощущая особенность развития музыки;

  • развитие аналитических способностей, творческой активности и самостоятельности в совместной работы;

  • Развивать исполнительский аппарат, слух, чувство ритма, память;

  • развитие и закрепление навыков чтения с листа в ансамбле как целостного музыкально-художественного процесса;


2.Формировать у учеников умение слышать и понимать музыкальное произведение – его основную тему, подголоски, контрапункт, вариации т.д.;


3.Расширять круг интересов и представлений о содержании музыки, музыкальных формах и жанрах, освоить стиль музыкального языка композиторов – классиков;


Воспитывающие:

  • формировать исполнительскую дисциплину в коллективе;

  • расширять музыкальный кругозор;

  • воспитывать музыкальную культуру.

  • Формировать чувство коллективизма, сопереживания, взаимопомощи и т.д.

  • Формировать у учащихся позитивное отношение к музыке; стимулировать развитие интереса к музыкальным занятиям;

  • формировать у учеников умение слышать и понимать музыкальное произведение – его основную тему, подголоски, контрапункт, вариации т.д.;


Формой обучения является групповой.


Основные возрастные особенности:

I год обучения – 7 -9 лет.

II год обучения – 10-11 лет.

III год обучения – 12-13 лет.

IV год обучения – 14-15 лет.

V год обучения – 16-17 лет.

Основной трудностью в работе с оркестровым коллективом является разный возраст его участников и разный уровень владения оркестровыми инструментами.

Количество учебных недель – 34.


Режим организации занятия

Продолжительность занятий

Количество часов в неделю

Количество часов в год

I год обучения

3

102

II год обучения

3

102

III год обучения

3

102

IV год обучения

3

102

V год обучения

3

102

Итого: 510 часов за пять лет обучения.


Формы учета успеваемости и критерии оценки.

Отчетность ведётся в процессе всего курса обучения.

Форма отчетности: зачет в первом и во втором полугодии.

Концертные выступления оркестрового коллектива, отборочные и конкурсные прослушивания является одновременно зачетом, как для всего оркестра, так и для каждого оркестранта.

Текущий контроль должен осуществляться регулярно (каждые 2-3 урока). Он направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, и может носить стимулирующий характер.

Оценка результата складывается из двух компонентов, предполагающих:

  • творческий показ оркестра в целом;

  • индивидуальный отчет о степени выполнения учебной программы каждого оркестранта.

  • Зачет рекомендуется проводить в рабочем порядке по оркестровым группам на репетициях оркестра в форме проигрывания учащимися оркестровых партий.

Критерии оценки

При оценке необходим учёт посещаемости оркестра и степень личной заинтересованности каждого оркестранта в творческой работе оркестрового коллектива. Кроме того, следует учитывать следующие факторы:

  • Культура поведения на сцене;

  • Сосредоточенность;

  • Проявление волевых качеств в умении исполнить произведение полностью;

  • Самоконтроль.

  • Соблюдение авторских указаний.

  • Точность воспроизведения текста.

  • Соответствие стилю.

  • Форма, наличие кульминаций.

  • Метроритм.

  • Артикуляция.

  • Завершенность музыкальной мысли.

  • Техника интонирования;

  • Выразительность.

  • Посадка.

  • Координированная организационная свобода.

  • Мышечная свобода.

  • Пластичность действий аппарата при игре.

  • Положение кисти, рук, локтя, ног и т.д..

  • Владение инструментом (смена меха, дыхание).


Учебно-тематическое планирование

1 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

1.

Организационный урок

1

2.

Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

14

3.

Приобретение навыков ансамблевой игры.

10

4.

Чтение нотного текста с листа.

10

5.

Мелкогрупповая форма работы.

10

6.

Работа над произведениями учебного репертуара.

20

7.

Зачет по оркестровым партиям.

3

8.

Подготовка концертных выступлений.

34


Итого:

102


Учебно-тематическое планирование

1 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Из них

Форма контроля

аудиторных

практических


1.

Организационный урок

1

1


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

2.

Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

14

4

10

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

3.

Приобретение навыков ансамблевой игры.

10

4

6

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

4.

Чтение нотного текста с листа.

10

4

6

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

5.

Мелкогрупповая форма работы.

10

5

5

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

6.

Работа над произведениями учебного репертуара.

20

5

15

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

7.

Зачет по оркестровым партиям.

3

3


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

8.

Подготовка концертных выступлений.

34

4

30

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра


Итого:

102





Содержание программы

1 год обучения

Организационный урок.

  1. Определение уровня владения инструментами у учащихся;

  2. Распределение по оркестровым группам;

  3. Назначение концертмейстеров оркестровых групп, определение их обязанностей.

  4. Выборы старосты коллектива, определение его обязанностей.

  5. Вопросы посещаемости и дисциплины на оркестровых репетициях


Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

  1. Интонационная чистота инструментов оркестра, его оркестровых групп как важнейший фактор исполнительской культуры коллектива оркестра.

  2. Значение качества строя инструментов в воспитании музыкального слуха обучающихся;

  3. Приобретение навыков слуховой интонационной настройки отдельных инструментов оркестра.

  4. Освоение приемов механической настройки оркестровых инструментов.


Приобретение навыков ансамблевой игры

  1. Воспитание у оркестрантов слуховых представлений о балансе звучания оркестровой фактуры;

  2. Слуховое определение функций звучания отдельных оркестровых групп;

  3. Слуховой контроль за слаженностью звучания, как отдельных групп, так и оркестра в целом;

  4. Достижение единой манеры звукоизвлечения, звуковой атаки, единства стиля;

  5. Выработка у исполнителей реакции на дирижерский жест.


Чтение нотного текста с листа.

  1. Проигрывание фрагментов произведений учебного репертуара по дидактическому методу «от простого к сложному»;

  2. Приобретение навыков правильного исполнения, при читке с листа, штрихов, исполнительских приемов, выполнение динамических и агогических указаний в музыке.


Мелкогрупповая форма работы.

  1. Техническое преодоление сложных исполнительских деталей, оркестровоисполнительских трудностей в отдельных партиях;

  2. Первоначальное прочтение партитуры в общем звучании;

  3. Воспитание исполнительской гибкости, точности понимания дирижерских намерений и жестов, быстроты исполнительской реакции.


Работа над произведениями учебного репертуара.

  1. Работа над окончательной интерпретацией музыкальных произведений;

  2. Раскрытие образной сферы музыкального произведения;

  3. Отработка стабильного, целостного звучания музыкальных произведений в оркестре.


Зачет по оркестровым партиям.

  1. Проигрывание партий каждым оркестрантом отдельно;

  2. Проигрывание партий по оркестровым группам;

  3. Разбор музыкальных терминов данных в партиях.


Подготовка концертных выступлений.

  1. Планирование публичных концертных выступлений;

  2. Совершенствование исполнительского мастерства и культуры оркестрового звучания;

  3. Воспитание у оркестрантов наивысшей ответственности за результат выступления;

  4. Развитие и закрепления навыков и умения достигать творческой сосредоточенности;

  5. Культура поведения во время выступления и после него.


Знания, умения навыки. Первый год обучения.

Знания:

  • что такое «оркестровый коллектив», «оркестровая группа»;

  • устройство основных музыкальных инструментов народного оркестра;

  • правила посадки исполнителя и постановки рук;

  • о понятии «исполнительский аппарат», строение, гигиена, профилактика переигрывания рук;

  • о способах настройки оркестровых инструментов;

  • о понятии «лад» в музыке и «звук» с определенной высотой (музыкальные) и без определенной высоты (шумовые);

  • основные звукоряды оркестровых инструментов;

  • техника извлечения звука в оркестровых группах;

  • основные приёмы звукоизвлечения струнной группы оркестра (щипок, удар медиатора);

  • основные приёмы звукоизвлечения группы баянов (легато, стаккато, нон легато);

  • основные приёмы звукоизвлечения группы ударных инструментов (шумовые и звуковысотные);  понятие аппликатура;

  • понятие «позиция»;

  • условные обозначения в оркестровых партиях (динамика, темп и характер исполнения, сокращения нотного письма).

  • значение дирижерского жеста;

умения, навыки:

  • пользоваться правильной посадкой и постановкой рук исполнителя при игре;

  • свободно читать нотную запись в пределах первой октавы скрипичного ключа;

  • владеть основными приёмами звукоизвлечения на оркестровом инструменте;

  • различать шумовые и звуковысотные звуки;

  • определять основные лады музыки (мажор, минор);

  • ориентироваться в I позиции;

  • свободно петь и тактировать свою партию;

  • ориентироваться и понимать условные обозначения в оркестровых партиях.

  • дирижерский жест;

  • вместе вступать по дирижерскому жесту;

  • исполнять основные динамические оттенки;

  • исполнять тождественно и синхронно основные штрихи, фразировать.


Учебно-тематическое планирование

2 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

1.

Организационный урок

1

2.

Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

14

3.

Приобретение навыков ансамблевой игры.

10

4.

Чтение нотного текста с листа.

10

5.

Мелкогрупповая форма работы.

10

6.

Работа над произведениями учебного репертуара.

20

7.

Зачет по оркестровым партиям.

3

8.

Подготовка концертных выступлений.

34


Итого:

102


Учебно-тематическое планирование

2 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Из них

Форма контроля

аудиторных

практических


1.

Организационный урок

1

1



2.

Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

14

4

10

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

3.

Приобретение навыков ансамблевой игры.

10

4

6

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

4.

Чтение нотного текста с листа.

10

4

6

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

5.

Мелкогрупповая форма работы.

10

5

5

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

6.

Работа над произведениями учебного репертуара.

20

5

15

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

7.

Зачет по оркестровым партиям.

3

3


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

8.

Подготовка концертных выступлений.

34

4

30

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра


Итого:

102





Содержание программы

2 год обучения

Организационный урок.

  1. Определение уровня владения инструментами у учащихся;

  2. Распределение по оркестровым группам;

  3. Назначение концертмейстеров оркестровых групп, определение их обязанностей.

  4. Выборы старосты коллектива, определение его обязанностей.

  5. Вопросы посещаемости и дисциплины на оркестровых репетициях


Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

  1. Интонационная чистота инструментов оркестра, его оркестровых групп как важнейший фактор исполнительской культуры коллектива оркестра.

  2. Значение качества строя инструментов в воспитании музыкального слуха обучающихся;

  3. Приобретение навыков слуховой интонационной настройки отдельных инструментов оркестра.

  4. Освоение приемов механической настройки оркестровых инструментов.


Приобретение навыков ансамблевой игры

  1. Воспитание у оркестрантов слуховых представлений о балансе звучания оркестровой фактуры;

  2. Слуховое определение функций звучания отдельных оркестровых групп;

  3. Слуховой контроль за слаженностью звучания, как отдельных групп, так и оркестра в целом;

  4. Достижение единой манеры звукоизвлечения, звуковой атаки, единства стиля;

  5. Выработка у исполнителей реакции на дирижерский жест.


Чтение нотного текста с листа.

  1. Проигрывание фрагментов произведений учебного репертуара по дидактическому методу «от простого к сложному»;

  2. Приобретение навыков правильного исполнения, при читке с листа, штрихов, исполнительских приемов, выполнение динамических и агогических указаний в музыке.


Мелкогрупповая форма работы.

  1. Техническое преодоление сложных исполнительских деталей, оркестровоисполнительских трудностей в отдельных партиях;

  2. Первоначальное прочтение партитуры в общем звучании;

  3. Воспитание исполнительской гибкости, точности понимания дирижерских намерений и жестов, быстроты исполнительской реакции.


Работа над произведениями учебного репертуара.

  1. Работа над окончательной интерпретацией музыкальных произведений;

  2. Раскрытие образной сферы музыкального произведения;

  3. Отработка стабильного, целостного звучания музыкальных произведений в оркестре.


Зачет по оркестровым партиям.

  1. Проигрывание партий каждым оркестрантом отдельно;

  2. Проигрывание партий по оркестровым группам;

  3. Разбор музыкальных терминов данных в партиях.


Подготовка концертных выступлений.

  1. Планирование публичных концертных выступлений;

  2. Совершенствование исполнительского мастерства и культуры оркестрового звучания;

  3. Воспитание у оркестрантов наивысшей ответственности за результат выступления;

  4. Развитие и закрепления навыков и умения достигать творческой сосредоточенности;

  5. Культура поведения во время выступления и после него.


Знания, умения, навыки. Второй год обучения.

Знания:

  • о понятии «тембр звука»;

  • о понятии «атака звука»;

  • о понятии «штрихи» в музыке;

  • понятие «интонация звука»;

  • понятие «фразировка» в музыке;

  • как найти и сыграть нужный звук на инструменте;

  • тональности до трёх ключевых знаков;

  • понятие «простые размеры» 2/4, 3/4 и способы их тактирования;

  • о значении дирижёрского жеста;

  • простые музыкальные формы;

  • понятия об основных «динамических оттенках» (pp, p, mf, f, ff, sp, sf, cresc, dim);

  • основные темпы (медленные, средние, быстрые);

  • краткую историю создания инструментов русского народного оркестра;

  • краткие сведения о жизни и творчестве В.В. Андреева и Н.И. Белобородова;

умения, навыки:

  • играть, балансируя звук;

  • пользоваться мягкой и твёрдой атакой звука;

  • чисто интонировать музыкальные звуки;

  • свободно найти и сыграть нужный звук в пределах I и II позиций;

  • свободно читать нотную запись в пределах первой и второй октавы;

  • уверенно ориентироваться в тональностях до трёх ключевых знаков;

  • понимать основные жесты дирижёра;

  • определить форму разучиваемого музыкального произведения;

  • свободно тактировать в простых размерах;

  • выразительно, эмоционально и осмысленно исполнить музыкальные произведений в оркестровом коллективе;

  • применять ауфтакт,

  • синхронно играть в ансамбле, слышать партию партнера,

  • тождественно артикулировать, использовать штрихи и фразировать,

  • распределять динамику в узловых местах произведения.



Учебно-тематическое планирование

3 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

1.

Организационный урок

1

2.

Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

14

3.

Приобретение навыков ансамблевой игры.

10

4.

Чтение нотного текста с листа.

10

5.

Мелкогрупповая форма работы.

10

6.

Работа над произведениями учебного репертуара.

20

7.

Зачет по оркестровым партиям.

3

8.

Подготовка концертных выступлений.

34


Итого:

102


Учебно-тематическое планирование

3 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Из них

Форма контроля

аудиторных

практических


1.

Организационный урок

1

1



2.

Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

14

4

10

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

3.

Приобретение навыков ансамблевой игры.

10

4

6

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

4.

Чтение нотного текста с листа.

10

4

6

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

5.

Мелкогрупповая форма работы.

10

5

5

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

6.

Работа над произведениями учебного репертуара.

20

5

15

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

7.

Зачет по оркестровым партиям.

3

3


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

8.

Подготовка концертных выступлений.

34

4

30

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра


Итого:

102





Содержание программы

3 год обучения

Организационный урок.

  1. Определение уровня владения инструментами у учащихся;

  2. Распределение по оркестровым группам;

  3. Назначение концертмейстеров оркестровых групп, определение их обязанностей.

  4. Выборы старосты коллектива, определение его обязанностей.

  5. Вопросы посещаемости и дисциплины на оркестровых репетициях


Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

  1. Интонационная чистота инструментов оркестра, его оркестровых групп как важнейший фактор исполнительской культуры коллектива оркестра.

  2. Значение качества строя инструментов в воспитании музыкального слуха обучающихся;

  3. Приобретение навыков слуховой интонационной настройки отдельных инструментов оркестра.

  4. Освоение приемов механической настройки оркестровых инструментов.


Приобретение навыков ансамблевой игры

  1. Воспитание у оркестрантов слуховых представлений о балансе звучания оркестровой фактуры;

  2. Слуховое определение функций звучания отдельных оркестровых групп;

  3. Слуховой контроль за слаженностью звучания, как отдельных групп, так и оркестра в целом;

  4. Достижение единой манеры звукоизвлечения, звуковой атаки, единства стиля;

  5. Выработка у исполнителей реакции на дирижерский жест.


Чтение нотного текста с листа.

  1. Проигрывание фрагментов произведений учебного репертуара по дидактическому методу «от простого к сложному»;

  2. Приобретение навыков правильного исполнения, при читке с листа, штрихов, исполнительских приемов, выполнение динамических и агогических указаний в музыке.


Мелкогрупповая форма работы.

  1. Техническое преодоление сложных исполнительских деталей, оркестровоисполнительских трудностей в отдельных партиях;

  2. Первоначальное прочтение партитуры в общем звучании;

  3. Воспитание исполнительской гибкости, точности понимания дирижерских намерений и жестов, быстроты исполнительской реакции.


Работа над произведениями учебного репертуара.

  1. Работа над окончательной интерпретацией музыкальных произведений;

  2. Раскрытие образной сферы музыкального произведения;

  3. Отработка стабильного, целостного звучания музыкальных произведений в оркестре.


Зачет по оркестровым партиям.

  1. Проигрывание партий каждым оркестрантом отдельно;

  2. Проигрывание партий по оркестровым группам;

  3. Разбор музыкальных терминов данных в партиях.


Подготовка концертных выступлений.

  1. Планирование публичных концертных выступлений;

  2. Совершенствование исполнительского мастерства и культуры оркестрового звучания;

  3. Воспитание у оркестрантов наивысшей ответственности за результат выступления;

  4. Развитие и закрепления навыков и умения достигать творческой сосредоточенности;

  5. Культура поведения во время выступления и после него.


Знания, умения, навыки. Третий год обучения.

Знания:

  • тональности до пяти ключевых знаков;

  • понятие «сложные и смешанные» размеры 3/2, 3/16, 4/2, 4/8, 5/4, 9/8, 12/4, 12/8 и так далее, и способы их тактирования;

  • понятие «фактура»;

  • основные элементы оркестровой фактуры: мелодия, гармоническая педаль, гармоническая фигурация, контрапункт, бас;

  • понятие «диапазон»;

  • о понятии «техника» и способах её развития;

  • правила чтения нот с листа;

  • музыкальные жанры;

  • особенности строя оркестровых инструментов;

  • понятие: «качество звука»;

  • способы эксплуатации и хранения оркестровых инструментов.

  • как изготовить медиатор;

  • известных исполнителей на народных инструментах;

умения, навыки:

  • качественно извлекать звуки на инструменте;

  • свободно найти и сыграть нужный звук в пределах I - III позиции;

  • уверенно читать нотную запись в пределах первой, второй и третей октав;

  • уверенно ориентироваться в тональностях до пяти ключевых знаков;

  • тактировать в сложных размерах;

  • находить основные элементы оркестровой фактуры;

  • свободно ориентироваться в своей оркестровой партии, определять её диапазон;

  • грамотно в среднем темпе читать с листа;

  • определять музыкальный жанр разучиваемого произведения;

  • изготовить медиатор;

  • правильно эксплуатировать и хранить свой инструмент;

  • рассказать о выдающихся исполнителях на народных инструментах;

  • применять ауфтакт, синхронно играть в коллективе,

  • слышать партию партнера,

  • тождественно артикулировать, использовать штрихи и фразировать,

  • распределять динамику в зависимости от художественных задач произведения.

  • слушаться заданного дирижерского жеста.


Учебно-тематическое планирование

4 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

1.

Организационный урок

1

2.

Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

14

3.

Приобретение навыков ансамблевой игры.

10

4.

Чтение нотного текста с листа.

10

5.

Мелкогрупповая форма работы.

10

6.

Работа над произведениями учебного репертуара.

20

7.

Зачет по оркестровым партиям.

3

8.

Подготовка концертных выступлений.

34


Итого:

102


Учебно-тематическое планирование

4 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Из них

Форма контроля

аудиторных

практических


1.

Организационный урок

1

1



2.

Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

14

4

10

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

3.

Приобретение навыков ансамблевой игры.

10

4

6

Выступление перед учениками

4.

Чтение нотного текста с листа.

10

4

6

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

5.

Мелкогрупповая форма работы.

10

5

5

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

6.

Работа над произведениями учебного репертуара.

20

5

15

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

7.

Зачет по оркестровым партиям.

3

3


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

8.

Подготовка концертных выступлений.

34

4

30

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра


Итого:

102








Содержание программы

4 год обучения

Организационный урок.

  1. Определение уровня владения инструментами у учащихся;

  2. Распределение по оркестровым группам;

  3. Назначение концертмейстеров оркестровых групп, определение их обязанностей.

  4. Выборы старосты коллектива, определение его обязанностей.

  5. Вопросы посещаемости и дисциплины на оркестровых репетициях


Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

  1. Интонационная чистота инструментов оркестра, его оркестровых групп как важнейший фактор исполнительской культуры коллектива оркестра.

  2. Значение качества строя инструментов в воспитании музыкального слуха обучающихся;

  3. Приобретение навыков слуховой интонационной настройки отдельных инструментов оркестра.

  4. Освоение приемов механической настройки оркестровых инструментов.


Приобретение навыков ансамблевой игры

  1. Воспитание у оркестрантов слуховых представлений о балансе звучания оркестровой фактуры;

  2. Слуховое определение функций звучания отдельных оркестровых групп;

  3. Слуховой контроль за слаженностью звучания, как отдельных групп, так и оркестра в целом;

  4. Достижение единой манеры звукоизвлечения, звуковой атаки, единства стиля;

  5. Выработка у исполнителей реакции на дирижерский жест.


Чтение нотного текста с листа.

  1. Проигрывание фрагментов произведений учебного репертуара по дидактическому методу «от простого к сложному»;

  2. Приобретение навыков правильного исполнения, при читке с листа, штрихов, исполнительских приемов, выполнение динамических и агогических указаний в музыке.


Мелкогрупповая форма работы.

  1. Техническое преодоление сложных исполнительских деталей, оркестровоисполнительских трудностей в отдельных партиях;

  2. Первоначальное прочтение партитуры в общем звучании;

  3. Воспитание исполнительской гибкости, точности понимания дирижерских намерений и жестов, быстроты исполнительской реакции.


Работа над произведениями учебного репертуара.

  1. Работа над окончательной интерпретацией музыкальных произведений;

  2. Раскрытие образной сферы музыкального произведения;

  3. Отработка стабильного, целостного звучания музыкальных произведений в оркестре.


Зачет по оркестровым партиям.

  1. Проигрывание партий каждым оркестрантом отдельно;

  2. Проигрывание партий по оркестровым группам;

  3. Разбор музыкальных терминов данных в партиях.


Подготовка концертных выступлений.

  1. Планирование публичных концертных выступлений;

  2. Совершенствование исполнительского мастерства и культуры оркестрового звучания;

  3. Воспитание у оркестрантов наивысшей ответственности за результат выступления;

  4. Развитие и закрепления навыков и умения достигать творческой сосредоточенности;

  5. Культура поведения во время выступления и после него.


Знания, умения, навыки. Четвёртый год обучения

знания:

  • сложные музыкальные формы;

  • основные лады народной музыки;

  • о понятии «транспонирование» в музыке;

  • понятие «дирижёрская трактовка»;

  • более сложные приёмы игры на оркестровых инструментах (вибрато, двойное пиццикато, тремоло, глиссандо)

  • понятие «голосоведение»;

  • понятие «ансамбль в оркестровых группах»;

  • о «звуковом балансе между оркестровыми группами»;

  • об «оркестровой партитуре»;

  • правила записи голосов оркестра;

  • о способах выработки быстрой техники чтения нот с листа;

  • правила настройки оркестровых инструментов;

  • типы и составы народных оркестров (типы: оркестр народных инструментов, оркестр баянов; составы: однородные, смешанные, унисоны);

  • для чего нужна работа по партиям;

  • о назначении дирижёра;

  • о выдающихся дирижёрах народных оркестров России;

  • о закреплении полученных знаний в пределах рабочей программы, об умении применять их на практике;

умения, навыки:

  • правильно пользоваться полученными ранее навыками и знаниями;

  • свободно определять форму изучаемых музыкальных произведений;

  • отличать лады народной музыки;

  • правильно записать свою оркестровую партию;

  • различать на слух звучание оркестровых групп;

  • различать на слух типы и составы оркестров;

  • владеть более сложными приёмами игры на оркестровых инструментах (вибрато, двойное пиццикато, тремоло, глиссандо, флажолеты);

  • свободно ориентироваться в оркестровой партии, находить её в партитуре;

  • находить и исполнять звуки в пределах I - IV позиции;

  • уверенно читать с листа;

  • играть в ансамбле;

  • транспонировать свою оркестровую партию;

  • самостоятельно настраивать свой оркестровый инструмент;

  • владеть техникой самостоятельного разбора оркестровых партий произведений любой сложности (в пределах пройденного за год);

  • чутко реагировать на заданные дирижёрские жесты;


Учебно-тематическое планирование

5 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

1.

Организационный урок

1

2.

Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

14

3.

Приобретение навыков ансамблевой игры.

10

4.

Чтение нотного текста с листа.

10

5.

Мелкогрупповая форма работы.

10

6.

Работа над произведениями учебного репертуара.

20

7.

Зачет по оркестровым партиям.

3

8.

Подготовка концертных выступлений.

34


Итого:

102





Учебно-тематическое планирование

5 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Из них

Форма контроля

аудиторных

практических


1.

Организационный урок

1

1



2.

Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

14

4

10

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

3.

Приобретение навыков ансамблевой игры.

10

4

6

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

4.

Чтение нотного текста с листа.

10

4

6

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

5.

Мелкогрупповая форма работы.

10

5

5

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

6.

Работа над произведениями учебного репертуара.

20

5

15

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

7.

Зачет по оркестровым партиям.

3

3


Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра

8.

Подготовка концертных выступлений.

34

4

30

Беседа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Групповая игра


Итого:

102









Содержание программы

5 год обучения

Организационный урок.

  1. Определение уровня владения инструментами у учащихся;

  2. Распределение по оркестровым группам;

  3. Назначение концертмейстеров оркестровых групп, определение их обязанностей.

  4. Выборы старосты коллектива, определение его обязанностей.

  5. Вопросы посещаемости и дисциплины на оркестровых репетициях


Настройка оркестровых инструментов и всего оркестра.

  1. Интонационная чистота инструментов оркестра, его оркестровых групп как важнейший фактор исполнительской культуры коллектива оркестра.

  2. Значение качества строя инструментов в воспитании музыкального слуха обучающихся;

  3. Приобретение навыков слуховой интонационной настройки отдельных инструментов оркестра.

  4. Освоение приемов механической настройки оркестровых инструментов.


Приобретение навыков ансамблевой игры

  1. Воспитание у оркестрантов слуховых представлений о балансе звучания оркестровой фактуры;

  2. Слуховое определение функций звучания отдельных оркестровых групп;

  3. Слуховой контроль за слаженностью звучания, как отдельных групп, так и оркестра в целом;

  4. Достижение единой манеры звукоизвлечения, звуковой атаки, единства стиля;

  5. Выработка у исполнителей реакции на дирижерский жест.


Чтение нотного текста с листа.

  1. Проигрывание фрагментов произведений учебного репертуара по дидактическому методу «от простого к сложному»;

  2. Приобретение навыков правильного исполнения, при читке с листа, штрихов, исполнительских приемов, выполнение динамических и агогических указаний в музыке.

Мелкогрупповая форма работы.

  1. Техническое преодоление сложных исполнительских деталей, оркестровоисполнительских трудностей в отдельных партиях;

  2. Первоначальное прочтение партитуры в общем звучании;

  3. Воспитание исполнительской гибкости, точности понимания дирижерских намерений и жестов, быстроты исполнительской реакции.


Работа над произведениями учебного репертуара.

  1. Работа над окончательной интерпретацией музыкальных произведений;

  2. Раскрытие образной сферы музыкального произведения;

  3. Отработка стабильного, целостного звучания музыкальных произведений в оркестре.


Зачет по оркестровым партиям.

  1. Проигрывание партий каждым оркестрантом отдельно;

  2. Проигрывание партий по оркестровым группам;

  3. Разбор музыкальных терминов данных в партиях.


Подготовка концертных выступлений.

  1. Планирование публичных концертных выступлений;

  2. Совершенствование исполнительского мастерства и культуры оркестрового звучания;

  3. Воспитание у оркестрантов наивысшей ответственности за результат выступления;

  4. Развитие и закрепления навыков и умения достигать творческой сосредоточенности;

  5. Культура поведения во время выступления и после него.


Знания, умения, навыки. Пятый год обучения

знания:

  • основные лады народной музыки;

  • об «агогике, звуковедении и фразировке» как об основных средствах выразительности в музыке;

  • понятие «дирижёрская трактовка»;

  • более сложные приёмы игры на оркестровых инструментах (вибрато, двойное пиццикато, тремоло, глиссандо);

  • способы совершенствования игровых навыков;

  • понятие «ансамбль в оркестровых группах»;

  • о «звуковом балансе между оркестровыми группами»;

  • об «оркестровой партитуре»;

  • правила записи голосов оркестра;

  • о способах выработки быстрой техники чтения нот с листа;

  • правила настройки оркестровых инструментов;

  • типы и составы народных оркестров (типы: оркестр народных инструментов, оркестр баянов; составы: однородные, смешанные, унисоны);

  • для чего нужна работа по партиям;

  • об известных оркестрах народных инструментов;

  • о композиторах, пишущих для народного оркестра;

умения, навыки:

  • переключаться с одной партии на другую (солистаккомпаниатор), прилаживать звучание своей партии к звучанию партии партнера для достижения динамического равновесия и гармоничного выстраивания вертикали произведения: фокусировки слуха на звучание оркестра в целом, нахождение единства творческих намерений и адекватного их воплощения.

  • тождественно артикулировать, исполнять штрихи и фразировать;

  • распределять динамику в зависимости от принадлежности партии;

  • владеть техникой самостоятельного разбора оркестровых партий произведений любой сложности (в пределах пройденного за год);

  • чутко реагировать на заданные дирижёрские жесты;

  • переключаться с одной партии на другую (солистаккомпаниатор), прилаживать звучание своей партии к звучанию партии партнера для достижения динамического равновесия и гармоничного выстраивания вертикали произведения: фокусировки слуха на звучание оркестра в целом, нахождение единства творческих намерений и адекватного их воплощения.

  • тождественно артикулировать, исполнять штрихи и фразировать;

  • распределять динамику в зависимости от принадлежности партии;

  • распределять динамику в зависимости от художественных задач произведения;

  • применять на практике знания, полученные в процессе обучения.

  • грамотно читать с листа оркестровую партию в среднем темпе.


Методические рекомендации и методическое обеспечение учебного процесса.

Успешное и эффективное течение учебного процесса в значительной степени зависит от выбранного репертуара. Наличие репертуара, отличающегося высоким художественным достоинством, является главным условием формирования у учащихся хорошего эстетического вкуса, совершенствования природного слуха, развития эмоционально-образной сферы личности. Основу репертуарного фонда детского оркестра должны составлять обработки русских народных песен и танцев, детские песни, а также оригинальные сочинения для народных оркестров. Наряду с народной музыкой в оркестре необходимо исполнять пьесы русской и зарубежной классики, переложенные на народный состав оркестра. Для обеспечения устойчивой тенденции профессионального роста коллектива, необходимо подбирать репертуар по принципу нарастающего усложнения музыкального материала, его форм, драматургии, приемов музыкальной выразительности, технических трудностей. Концертный репертуар должен состоять из произведений, исполняемых оркестром на достаточно хорошем профессиональном уровне. Степень их сложности должна соответствовать исполнительским возможностям оркестрового коллектива. Кроме репертуарного фонда оркестр должен быть обеспечен качественными музыкальными инструментами, помещением для правильного хранения оркестровых инструментов просторным хорошо освещенным помещением с наличием нужного количества стульев для репетиций. (Предпочтительнее проводить репетиции в концертном зале), пультами для нот, подставками для ног, медиаторами, запасными комплектами струн.


Примерный репертуарный список сборников.

  1. Л. Титаренко На досуге. Репертуарный сборник для оркестра народных инструментов. Вып. 1, Киев,1975

  2. Л. Титаренко На досуге. Репертуарный сборник для оркестра народных инструментов. Вып. 2, Киев, 1976

  3. В. Блок Народные песни. Вып. 2. М., 1962

  4. И. Обликин Начинающему оркестру русских народных инструментов. Вып. 7, 8. М., 1976

  5. С. Дунаевский Песни для детских оркестров. М., 1960

  6. Н. Иванов. Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 3. М., 1960

  7. Н. Иванов. Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 4. М., 1962

  8. Н. Иванов. Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 5. М., 1962

  9. А. Дорожкин Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 6. М., 1963

  10. А. Дорожкин Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 7. М., 1964

  11. А. Дорожкин Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 8. М., 1967

  12. А. Дорожкин Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 9. М., 1967

  13. А. Греков. Пьесы для школьного оркестра. Вып. 2. Киев,1962

  14. А. Тонин. Пьесы композиторов-классиков. М., 1963 15. А. Илюхин. Ю. Шишаков. Русский народный оркестр. М., 1970.


Методические пособия

  1. Авксеньтьев В. Оркестр русских народных инструментов. Часть II «Организация оркестра». М., 1962

  2. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М., 1975

  3. Большаков А. Организация и руководство оркестром русских народных инструментов. М., 1960 4. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. М., 1981

  4. Глейхман В. Организация работы начинающего оркестра народных инструментов. М., 1971

  5. Дорожкин А., Кудрявцев А. Начальная школа игры на балалайке секунда. М., 1971

  6. Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М., 1984

  7. Иванов-Радкевич М. О воспитании дирижера. М., 1973

  8. Мюнш Ш. Я - дирижер. М., 1982

  9. Хайкин. Б. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. М., 1984.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!