СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучения ребенка с РАС

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методическую копилку педагога-психолога

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучения ребенка с РАС»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АЗОВСКОГО РАЙОНА






«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________

«____»____________2020г.

«Утверждаю»

Директор

__________

«___»___________2020г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ 1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(РДА, РАС, атипичный аутизм)

СИПР 8.4


Педагог-психолог: Уманец Т.С.










2020-2021 учебный год

Пояснительная записка.


Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей. Очевидно, что организация школьного обучения детей с аутизмом

требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующего их особым

образовательным потребностям.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.

Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм.

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

Наиболее существенные симптомы РДА:

  • одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;

  • отгороженность от внешнего мира;

  • сопротивление любым переменам обстановки;

  • склонность к стереотипиям;

  • однообразие интересов и пристрастий;

  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

  • неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;

  • речевые нарушения;

  • повышенная тревожность;

  • недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

  • наличие ритуалов;

  • наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается, как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий.

Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.

Характерные признаки:

  • эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;

  • реакция на внешние раздражители слабы;

  • может присутствовать мутизм;

  • типична мимическая маска глубокого покоя;

  • характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);

  • избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).

II ГРУППА.

Характерные признаки:

  • присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);

  • в речи преобладают однотипные штампы-команды;

  • возможно выполнение просьб матери;

  • чрезмерная привязанность к матери;

  • сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;

  • стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);

  • стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;

  • ритуализация повседневной жизни.

III ГРУППА.

Характерные признаки:

  1. наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;

  2. способность выразить свои потребности посредством речи;

  3. конфликтность;

  4. поглощенность одним и тем же занятием;

  5. большой словарный запас “книжного характера”;

  6. парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции.

Характерные признаки:

  • способность к общению;

  • интеллектуальные функции сохранны;

  • чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;

  • присутствие ритуальных форм поведения;

  • круг общения ограничен близкими взрослыми;

  • трудности в усвоении двигательных навыков.


Ребенок с РАС в обычной школе не может быть социально адаптирован если в этом сложном процессе ему не оказывается специфическая психологическая помощь. Задачи деятельности психолога здесь многообразны. Именно психолог помогает ребенку в формировании отношений с детьми и взрослыми, способов и приемов взаимодействия, а также помогает почувствовать границы взаимодействия, то есть соблюдать определенную дистантность во взаимодействии.

2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ.

Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации, и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:

- Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.

- Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.

В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.

Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, песочную терапию, игры с водой.

Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.

Основной целью коррекционной работы является:

- развитие умений социального взаимодействия;

- формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоциональных контактов ребенка

- общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой.

Исходя из данной цели строится вся коррекционная деятельность с ребенком.

1 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: установление контакта.

Любая коррекционно-развивающая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги, «полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа специалист выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки).

2 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: формирование навыков учебного поведения.

Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения.

Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Постепенно вносятся небольшие новые элементы вариативности. Велика роль помощи педагога, особенно физической, направляющей на выполнение действия.

Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы, со временем постепенно снижая и отменяя использование невербального подкрепления.

3 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы.

На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.


ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; 
- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; 
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;

- развитие всех психических процессов.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; 
- обучение его простым навыкам контакта;

- ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; 
- обучение ребенка более сложным формам поведения; 
- развитие самосознания и личности аутичного ребенка; 
Коррекционно-развивающие занятия проводятся 3 раза в неделю в кабинете педагога-психолога. Занятия проводятся индивидуально. Время проведения одного занятия 15-20 минут.

КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА НЕСКОЛЬКО БЛОКОВ:

- Пальчиковая гимнастика (развитие общей и тонкой моторики, зрительно-моторной координации);

- Игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения),

- Упражнения на формирование умения планировать свою деятельность, формирование мотивации познавательной активности.

Психогимнастика, настольные игры, рисуночные игры и другие.





ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:


- организовать поведение ребенка;

- развить способности к коммуникативному взаимодействию;

- сгладить негативные проявления аутизма;

- усилить психическую активность ребенка;

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Реализация коррекционной программы дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.





























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема


Сроки реализации

«Игрушки»


Сентябрь-Октябрь

«Человек»


Октябрь-Ноябрь

«Одежда»


Ноябрь-Декабрь

«Животные»


Декабрь-Январь

Дом»

«Мебель»

«Посуда»

Январь-Февраль

«Восприятие»


Февраль-Март

«Знакомство с формой»


Март-Апрель

«Знакомство с цветом»


Апрель-Май








КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТЧЕСКОГО СПЕКТРА.


МЕСЯЦ

ТЕМЫ

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ
Сентябрь-

Октябрь

«Игрушки»

  1. Игра «Знакомство с игрушками»

  2. Игра «Найди и покажи нужную игрушку»

  3. Штриховка, раскрашивание игрушек (развитие тонкой моторики)

  4. Рисуем игрушки (развитие кратковременной памяти)

  5. Штриховка, раскрашивание игрушек (развитие тонкой моторики)

  6. Игра «Найди две одинаковые игрушки» (развитие внимания)

  7. Игра «Ругаемся игрушками» (преодоление агрессии)

  8. Игра «Приглашение в гости» (развитие памяти)

  9. Игра «Узнай на ощупь» (развитие восприятия, тактильной памяти)

  10. «Сравни игрушки» (развитие мышления)

  11. Рисуем игрушки на песке

  12. Штриховка, раскрашивание игрушек

Октябрь

-

Ноябрь

«Человек»



  1. Игра «Знакомство с собственным телом» (развитие восприятия, тактильной памяти)

  2. Игра «Знакомство с собственным телом» (развитие восприятия, тактильной памяти)

  3. «Обведи и раскрась» (развитие тонкой моторики)

  4. Упражнение «Покажи» (развитие памяти)

  5. Штриховка частей тела (развитие тонкой моторики)

  6. Игра «Пластилиновые ладошки»

  7. Игра «Что ты любишь» (развитие внимания и интереса к себе)

  8. Игра «Найди и покажи» (развитие внимания)

  9. Упражнение «Дотронься до» (развитие внимания)

  10. Упражнение «Лепим человечка» (развитие тонкой моторики)

  11. Штриховка частей тела (развитие тонкой моторики)

  12. Рисуем на воде

Ноябрь

-

Декабрь

«Одежда»

«Обувь, головные уборы»


  1. Игра «Знакомство с одеждой»

  2. «Шнуровка», «Пуговицы» (развитие зрительной памяти и тонкой моторики)

  3. Штриховка, раскрашивание одежды (развитие тонкой моторики)

  4. Заштрихуй правую, левую туфельку (рукавичку)

  5. Игра «Найди и покажи» (развитие внимания)

  6. Штриховка, раскрашивание одежды (развитие тонкой моторики)

  7. Рисуем одежду

  8. Игра «Найди две одинаковые вещи» (развитие внимания)

  9. Игра «Одеваем куклу» (развитие памяти и моторики)

  10. Игра Собираем чемодан (развитие зрительной памяти)

  11. Рисуем одежду (развитие тонкой моторики)

  12. Штриховка, раскрашивание одежды (развитие моторики)

Декабрь

-

Январь

«Животные»


  1. Игра «Знакомство с животными»

  2. Игра «Кто так делает?» (развитие внимания)

  3. Штриховка, раскрашивание животных (развитие тонкой моторики)

  4. Рисуем животного (развитие тонкой моторики)

  5. Рисуем животного по трафарету (развитие тонкой моторики)

  6. Лепим животного из пластилина (развитие тонкой моторики)

  7. Упражнение «Покажи» (развитие памяти)

  8. Штриховка, раскрашивание животных (развитие тонкой моторики)

  9. Игры с водой

  10. Игра «Лабиринт» (развитие внимания)

  11. Игра «Кто потерялся» (развитие внимания)

  12. Игра «Дорисуй»

Январь

-

Февраль

«Дом»

«Мебель»

«Посуда»

  1. Знакомство с домом

  2. Рисуем дом по трафарету

  3. Штриховка и раскрашивание дома

  4. Рисуем дом пластилином

  5. Знакомство с предметами мебели

  6. Игра «найди на картинке»

  7. Штриховка и раскрашивание мебели

  8. Знакомство с посудой

  9. Игра «Найди на картинке»

  10. Штриховка и раскрашивание посуды

  11. Лепим из пластилина

  12. Игра «Дорисуй»

Февраль

-

Март

«Восприятие»


  1. Упражнение «Лепим под музыку» (развитие восприятия и тонкой моторики)

  2. Игры: «Путешествие в страну звуков (развитие памяти и внимания)

  3. Штриховка и раскрашивание

  4. Игра «Волшебные пальчики» рисуем пальчиками (развитие цветовосприятия и мелкой моторики)

  5. Игра «Собери фасоль»

  6. Игра «Рисуем пластилином» (развитие сенсорики и моторики)

  7. Штриховка и раскрашивание

  8. Игра «Тактильное домино» (Сенсорное развитие)

  9. Игра «Предметный мир в картинках» (внимание и умение воспринимать картинку)

  10. Игра «Назови цвет правильно» (умение воспринимать предметную картинку, закреплять представление о цвете)

  11. Дидактическая игра «Сосчитай и назови» (развитие слухового восприятия)

  12. Дидактическая игра «Лото» (умение соотносить предмет и его изображение)

Март

-

Апрель-


«Знакомство с формой»

Используется набор методических материалов «Знакомство с формой»

  1. Дидактическая игра «Рамки и вкладки» (Формировать представления о геометрических фигурах)

  2. Дидактическая игра «Разложи, что к чему подходит» (Узнавание, сличение, дифференциация)

  3. Штриховка и раскрашивание геометрических фигур (внимание, развитие тонкой моторики)

  4. Игра «Лепим геометрические фигуры из пластилина» (развитие тонкой моторики)

  5. Дидактическая игра «Собери пирамидку» (Закрепление представления о геометрических фигурах)

  6. Рисование Геометрических фигур пальчиковыми красками (Закрепление представления о геометрических фигурах)

  7. Дидактическая игра «Подарок для куклы Маши» (Закрепление представления о геометрических фигурах)

  8. Дидактическая игра «Красивые бусы для кукол» (Закрепление представления о геометрических фигурах)

  9. Дидактическая игра «На что похоже?» (Закрепление представления о геометрических фигурах)

  10. Рисуем на песке (Закрепление представления о геометрических фигурах)


  1. Дидактическая игра «Подарок для куклы Маши» (Закрепление представления о геометрических фигурах)

  2. Дидактическая игра «Разные пирамидки» (Закрепление представления о геометрических фигурах)

Апрель-Май

«Знакомство с цветом»

Используется набор методических материалов «Знакомство с цветом»


  1. Знакомство с цветом. (Развитие восприятия цвета)

  2. Рисуем красным цветом. (Развитие восприятия цвета)

  3. Штриховка и раскрашивание красным цветом. (Развитие восприятия цвета)

  4. Дидактическая игра «Посади грибочки» (Формирование представления о цвете)

  5. Рисуем синим цветом. (Развитие восприятия цвета)

  6. Штриховка и раскрашивание синим цветом. (Развитие восприятия цвета)

  7. Дидактическая игра «Разноцветные грибочки» (Закрепление представления о цвете)

  8. Рисуем зеленым цветом. (Развитие восприятия цвета)

  9. Штриховка и раскрашивание зеленым цветом. (Развитие восприятия цвета)

  10. Рисуем желтым цветом. (Развитие восприятия цвета)

  11. Штриховка и раскрашивание желтым цветом. (Развитие восприятия цвета)

  12. Дидактическая игра «Помоги белочке собрать грибочки» (Закрепление представления о цвете)








Литература

  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-4 классе. — М.: Генезис, 2012

  2. Заломаева Н.Б.Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам. http://autist.narod.ru/p045.html

  3. Как научить ребенка с аутизмом учиться. Практическое руководство для педагогов и специалистов образовательных учреждений. Составитель: Паллот Э.М. Пер. с англ. – Пермь, 2004

  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2002

  5. Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей — дошкольников // Дефектология. — 2008. — № 4. — С. 52–63; № 5. — С. 26–35

  6. Лебедев В.А. Дидактические аспекты организации учебных занятийhttp://www.autism.ru/read.asp?id=96&vol=50

  7. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990

  8. Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.Аутичный ребенок: пути помощи М.: Теревинф, 1997

9.Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!