СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2), 5 класс по предмету "Коррекционно-развивающие занятия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вариант 2, 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2), 5 класс по предмету "Коррекционно-развивающие занятия"»

Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Возможные результаты освоения коррекционного курса

1)Физические характеристики персональной идентификации:

  • определяет свои внешние данные (с помощью);

  • определяет состояние своего здоровья (хорошо-плохо, болит – не болит).

2)Гендерная идентичность:

  • определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

3)Возрастная идентификация

  • проявляет уважение к людям старшего возраста.

  • «Уверенность в себе»

  • осознает, что может, а что ему пока не удается;

  • «Чувства, желания, взгляды»

  • понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

  • проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).

  • «Социальные навыки»

  • умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);

  • пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

  • участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);

4)Развитие мотивов учебной деятельности:

  • проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

  • Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

  • осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

  • Экологическая ответственность

  • не мусорит на улице;

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

  • наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;

5)Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

  • принимает участие в коллективных делах и играх;

Формирование базовых учебных действий

  • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);

  • следовать предложенному плану;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Возможные результаты коррекционной работы
  • повторяет движения тела по примеру взрослого;

  • достаёт различные по размеру и форме предметы;

  • выкладывает с помощью палочек простые изображения;

  • застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах (с помощью);

  • находит одинаковые по звуку предметы (с помощью);

  • собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке (отдельные учащиеся);

  • собирает и разбирает пирамидку;

  • строит из кубиков башню

  • умеет фиксировать взгляд на объекте;

  • умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

  • сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

  • скатывает из бумаги шарики;

  • играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

  • складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

  • складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

  • играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

  • наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету «Коррекционно-развивающие занятия», готовность их применения.

Предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень


Зрительное восприятие

Пропедевтический уровень

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнает знакомые предметы, значимых людей (семья, педагоги)

  • Ребенок может узнавать и зрительно соотносить основные цвета, правильно называть или показать хотя бы один

  • цвет;

  • Может узнавать и зрительно соотносить форму изображения с его силуэтом и основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник);

  • узнавать и зрительно соотносить элементарную величину, узнает знакомые предметы на картинках, кроме значимых взрослых узнает и одноклассников.

  • Соотнесение звука с его источником;

  • Дифференцирует знакомые звуки окружающего мира (транспорт, животные и т.д.), различает звук по громкости (тихо/громко); Достаточный уровень.

  • Нахождение одинаковых по звучанию объектов,

  • Дифференцирует звуки природы, голоса знакомых людей, узнает знакомые звуки в шуме, Понимает сложную (составную) словесную инструкцию.

  • Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой),понимание и определение положения своего тела в пространстве. Ориентация в собственном теле. Знание направлений вперед/назад, вверх/вниз. Свободная ориентация в знакомом пространстве. Соотнесение одинаковых поверхностей. Умение выполнять раскачивающие движения на качелях (вперед/назад, вправо/влево). Толерантность к вращательной стимуляции (доступной для ребенка интенсивности).

  • Способность выражать своё отношение к вкусу. Знание съедобных и несъедобных объектов. Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).

Кинестетическое восприятие

Пропедевтический уровень

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер,

пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой,

сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное

(вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела и тела в пространстве. Реакция на соприкосновение тела с разными видами

поверхностей. Умение ходить по разным поверхностям (горизонтальным, наклонным, мягким, с разной фактурой), удержание равновесия при

перешагивании препятствий, ходьбе по ступеням, толерантность к линейной вестибулярной стимуляции.

Действия с материалами

Пропедевтический уровень

  • умеет сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками и одной рукой;

  • умеет разрывать материал (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны;

  • умеет разминать материал (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками;

  • умеет пересыпать материал (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками;

  • умеет переливать воду с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).

Достаточный уровень

Ребенок кроме основных цветов узнает и соотносит несколько дополнительных и градиент, знает объекты

окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак;

Узнает, соотносит и называет геометрические фигуры (4 и более), выделяет заданную форму из небольшого множества других форм по словесной инструкции, различает предметы по высоте, длине, ширине.

Слуховое восприятие

Пропедевтический уровень

Демонстрирует реакцию на звук;

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).

Прослеживание близко расположенного перемещающегося источника звука.

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

Реагирует на своё имя.

Различение материалов по вязкости (жидкий, густой). Градиент по температуре (холоднее, теплее, горячее), по фактуре. Понимание и определение положение своего тела и конечностей (я сижу, руки вверху). Знание направлений вправо/влево. Толерантность к различного рода вестибулярным стимуляциям (доступной для ребенка интенсивности).

Восприятие запаха

Пропедевтический уровень

Реакция на запахи. Различение объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

Восприятие вкуса.

Пропедевтический уровень

Реакция на продукты (кислое, сладкое, соленое) и их консистенцию.




Действия с предметами

Пропедевтический уровень

  • умеет захватывать и удержать предметы (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.);

  • умеет встряхивать предметы, издающие звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.);

  • умеет толкать предмет от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.);

  • умеет катать валик двумя и одной руками;

  • умеет ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины);

  • умеет притягивать предмет к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.);

  • умеет нажимать на кнопки, коммуникатор всей кистью или пальцем;

  • умеет застегивать и расстегивать липучки;

  • умеет сжимать предмет (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой);

  • умеет вынимать предметы из емкости (корзины, коробки);

  • умеет складывать предметы в емкость (корзины, коробки);

  • умеет перекладывать предметы из одной емкости в другую;

  • умеет вставлять предметы в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.)

Содержание коррекционного курса

Содержание коррекционного курса включает следующие разделы:

«Сенсорное развитие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Предметно – практические действия» (Действия с материалами, действия с предметами).

Развитие восприятия, воображения и осязания

Осязание

В мире запахов. Различение контрастных запахов. Одинаковые на ощупь. Различение предметов на ощупь. Определение названий различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Тёплое – холодное. Определение различных температурных свойств материала. Определение названий различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Мокрое – сухое. Определение различных влажностных свойств материала. Определение названия мокрого или сухого предмета, опираясь на тактильные ощущения. Обозначение словом собственных ощущений.

Восприятие качеств величины

Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины.

Восприятие формы

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов.

Восприятие цвета

Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование.

Восприятие пространства

Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.). ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.

Восприятие времени

Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью «Сутки». Понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение временных представлений в речи.

Слуховое восприятие

Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение словесных поручений.

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Составь узор», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов.

Развитие памяти

Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры

«Внимательный художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Зарисовка картинок.


Тематическое планирование


Раздел

Кол-во часов на раздел

Кол-во часов на изучение темы

Кол-во диагностических работ

1

Сенсорное развитие

10

10

0

2

Слуховое восприятие

8

8

0

3

Кинестетическое восприятие

7

7

0

4

Предметно – практические действия

9

9

0


Всего

34

34

0






















Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Дата

Корректировка

I четверть

1

Тренировка пальцев рук.

1



2

Динамические движения пальцев рук.

1



3

Спереди – сзади.

1



4

Выше-ниже.

1



5

Дальше – ближе.

1



6

Ориентация в пространстве по словесной инструкции,

1



7

Психодиагностическое обследование.

1



8

Определение местоположения предмета, рисунка на листе

бумаге.

1



II четверть

1

Различные временные понятия.

1



2

Времена года.

1



3

Режим дня. Расписание уроков.

1



4

Складывание разрезных картинок из мелких деталей.

1



5

Копирование изображения на листах в крупную и мелкую

сетку.

1



6

Копирование изображения самостоятельно.


1



7

Дорисовывание мелких деталей.

1



8

Конструирование из мелких деталей.

1



III четверть

1

Складывание пирамидки физическим примериванием.

1



2

Складывание пирамидки зрительным соотнесением.

1



3

Конструирование из палочек и фигур по образцу.

1



4

Дидактическая игра «Сделай, как у меня»

1



5

Дидактическая игра «Расставь, как было»

1



6

Дидактическая игра «Самые внимательные»

1



7

Дидактическая игра «Что в коробке?»

1



8

Нахождение парных картинок.

1



IV четверть

1

Группировка предметов, одинаковых по цвету.

1



2

Группировка предметов, одинаковых по размеру.

1



3

Группировка предметов, одинаковых по форме.

1



4

Психодиагностическое обследование




5

Группировка предметов, одинаковых по массе.

1



6

Игра «Узнай, кто в домике живёт»

1



7

«Геометрическое лото»

1



8

Лото «Форма и цвет»

1




Итого:

34





Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Коррекционно – развивающие занятия»


Учебно-методическое обеспечение

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

  • образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида: подготовительный, 1-4 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой. – Москва, «Просвещение», 2011 г.

  • Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.

  • Бгажнокова И. М. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. М: Просвещение, 2011 г.

  • Колесникова Е.В. «500 игр для коррекционно-развивающего обучения». Академия Развития, Ярославль, 2000 г.

  • Чистякова М.И. «Психогимнастика». Москва, «Просвещение», 1990 г.
    Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе - М.: Школьная пресса, 2008.

  • Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. – Ярославль: «Академия развития», 1999.

  • Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА) – М.: АСАДЕМА, 2001.

  • Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

  • Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.

  • «Альбом обследования» содержит речевой, наглядный и практический материал для обследования всех сторон устной речи, письменной речи, сенсомоторики и сенсорных процессов.

  • Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов – М.: Аркти, 1999.

  • Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

  • Уфимцева Л.П. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками /Л.П. Уфимцева, Е.В. Благодатская //Специальная психология. – 2007.

Учебно-практическое оборудование

  • материально-техническое обеспечение предмета коррекционно-развивающие занятия включает:

  • различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

  • наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

  • пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);

  • мозаики;

  • пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

  • карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы;

  • рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

Демонстрационные и печатные пособия
-муляжи, натуральные объекты, макеты, предметные и сюжетные картинки;
-наглядный изобразительный материал (видео, фотографии);
-рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания,

-наклеивания и другой материал;
-демонстрационная доска
Технические средства обучения
-ноутбук;
-магнитофон.


























Критерии оценивания достижений учащихся

Во время обучения в 5 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течение всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.


П№

Изучаемый раздел

Индикаторы

Баллы

10

11

12

3

4

5

1

Развитие крупной, речевой и мелкой моторики.


Упражнения на развитие чувства равновесия.

Совершенствование точности движений.

Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур.







2

Тактильно-двигательное развитие.

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь.

Восприятие поверхности на ощуп.

Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных.

Работа с тестом, пластилином







3

Кинестетическое и кинетическое развитие.


Выполнение упражнений по заданию педагога.







4

Конструирование.


Комбинирование разных форм из геометрического конструктора.

Сравнение и понимание величин разных предметов по двум параметрам Сопоставление частей и деталей предмета по величине.

Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины.

Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей).







5

Зрительно-моторное развитие.


Развитие зрительно-двигательной координации руки и глаза.

Рисование бордюров по наглядному образцу. Составление картинки из разрезных частей.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки).

Сравнение двух предметов, отличающихся значительными качествами или свойствами.







6

Восприятие пространства.


Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше-ниже, левее-правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги.

Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части.

Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.







7

Развитие слухового восприятия.

Определение направления звука в пространстве.

Выполнение действий по звуковому сигналу.

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона. Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков.







8

Восприятие пространства.

Определение времени по часам.

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).

Времена года, их закономерная смена.









Уровни освоения (выполнения) действий/операций

Пассивное участие/соучастие -действие выполняется взрослым (ребѐнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

Активное участие - действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (вербальной или наглядной)

- по подражанию или образцу

- самостоятельно с ошибками

- самостоятельно


зпв

чпв

пи

о

со

с

Сформированность представлений


- представление отсутствует

- не выявить наличие представлений

- представление на уровне:

использования по прямой подсказке

использования с косвенной подсказкой (изображение)

самостоятельного использования

-

?


пп

п

+




Баллы

Уровень сформированности навыка

0

Навык или умение отсутствует

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно

Методы контроля результатов обучения

  • устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.

  • письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.

  • практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

  • предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!