Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий социальный мир» В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Возможные личностные результаты освоения учебного предмета
: 1.Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
2.Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3.Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4.Формирование уважительного отношения к окружающим;
5.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6.Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7.Развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, 11.Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
12.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета
1)Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2)Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3)Развитие межличностных и групповых отношений.
Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение находить друзей на основе личных симпатий.
Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4)Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5)Представления об обязанностях и правах ребенка.
Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
6)Представление о стране проживания Россия.
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету «Окружающий социальный мир», готовность их применения.
Определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью
Минимальный уровень
Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком;
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
Представления об окружающих людях
овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей
Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание
Владеет невербальными формами коммуникации: умеет фиксировать взгляд на лице партнёра по общению, смотреть в глаза партнёра по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстниками, пользоваться жестами и пиктограммами, понимать инструкции «дай», «на», «возьми», а также понимать и использовать указательные жесты;
Пользуется рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные и направленные на другого человека движения рукой телом и глазами;
Доступным способом отвечает на присутствие другого человека (поворачивает лицо, отворачивается и т.д.
Умеет доступным способом согласиться на контакт и отказаться от контакта;
Устанавливает контакт доступным способом;
Поддерживает контакт доступным способом;
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
Развитие межличностных и групповых отношений
Представления о друзьях, товарищах, сверстниках;
Умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Представления об обязанностях и правах ребенка
Представления о социальных роях ребенка в школе и дома, в транспорте, в поликлинике, в магазине, о правилах поведения в школе и в общественных местах.
Достаточный уровень
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;
Представления о различных профессиях людей, местах их работы и инструментах их труда
Развитие межличностных и групповых отношений
Представления о друзьях, товарищах, сверстниках;
Участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
Использовать вербальные формы общения с взрослыми и сверстниками;
Уметь выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
Закреплять в речевых высказываниях элементы планирования своей деятельности.
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
Формировать умение регулировать свою деятельность и поведение посредством речи.
Представления об обязанностях и правах ребенка
Представления о социальных ролях ребенка в школе и дома, в транспорте, в поликлинике, в магазине.
Представления о правилах поведения в школе и в общественных местах.
Формирование базовых учебных действий:
1.Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2.Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3.Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир»
Личная гигиена.
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Типы волос и пользование шампунем в соответствии с типом волос. Здоровье и красота прически. Гигиена зрения и слуха, гигиена чтения. Как смотреть телевизор.
Выполнение утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, ушей, чистка зубов,
Выполнение вечернего туалета. Подбор моющего средства в соответствии с типом волос. Подбор
расчески, прически, причесывание волос Измерение расстояния от книги до глаз, от телевизора до зрителя. Установка настольной лампы. Чистка ушей.
Одежда и обувь.
Виды одежды и обуви и головных уборов. Классификация одежды по сезонам (верхняя одежда, легкое платье.) Одежда повседневная, праздничная, спортивная. Правила и приѐмы повседневного ухода за одеждой. Предупреждение загрязнения, сушка мокрой одежды. Подготовка к хранению одежды. Правила, приѐмы и средства ухода за обувью. Правила и приѐмы сушки мокрой обуви. Подготовка к хранению обуви.
Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды, обуви.
Питание.
Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.), значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Место приготовления пищи и его оборудование. Кухонные принадлежности и приборы. Правила пользования и ухода за ними. Кухонные приборы, принадлежности и посуда. Правила пользования и уход за ними. Химические средства по уходу за посудой. Приготовление завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды, яйца отварные, яичница, и омлет. Приготовление салата, винегрета. Заваривание чая. Сервировка стола к завтраку.
Приготовление бутербродов, салата винегрет, яичницы, варка яиц, заваривание чая, сервировка стола к завтраку. Чистка и мытьѐ кухонных принадлежностей и посуды.
Культура поведения.
Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. Разговор со старшими и сверстниками. Правила поведения за столом.
Упражнения в обращении к старшим. Упражнения по поведению за столом.
Жилище.
Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления. Почтовый адрес дома, школы.
Заполнение почтового адреса на конвертах.
Транспорт.
Наземный городской транспорт. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта). Поведение в
транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Торговля.
Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах.
Упражнения в обращении к работникам торговли с вопросом.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов на радел | Кол-во часов на изучение темы | Кол-во диагностических работ |
1 | Личная гигиена | 8 | 8 | 0 |
2 | Одежда и обувь | 4 | 4 | 0 |
3 | Питание | 4 | 4 | 0 |
4 | Культура поведения | 4 | 4 | 0 |
5 | Жилище | 7 | 7 | 0 |
6 | Транспорт | 3 | 3 | 0 |
7 | Торговля | 4 | 4 | |
| Всего | 34 | 34 | 0 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I четверть |
1 | Вводное занятие. Беседа о содержании и значении предмета. | 1 | |
2 | Оформление тетрадей по предмету. | 1 | |
Личная гигиена |
3 | Правила личной гигиены в течение дня. | 1 | |
4 | Предметы и средства личной гигиены. | 1 | |
5 | Уход за полостью рта. | 1 | |
6 | Уход за ушами. | 1 | |
7 | Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, чтение в транспорте). Гимнастика для глаз. | 1 | |
8 | Уход за волосами. | 1 | |
II четверть |
Культура поведения |
1 | Поведение в музее, театре. | 1 | |
2 | Ролевая игра «Запишите меня в библиотеку». | 1 | |
3 | Поведение в кино. «Кому я могу мешать?». | 1 | |
4 | Ролевая игра «Здравствуй театр». | 1 | |
Жилище |
5-6 | Виды жилых помещений в городе и в деревне. | 2 | |
7 | Виды помещений в жилых домах(варианты жилых и подсобных помещений). | 1 | |
8 | Почтовый адрес дома, школы. Написание адреса на конверте. | 1 | |
III четверть |
1 | Гигиенические требования к жилому помещению. | 1 | |
2 | Инвентарь и приспособления для уборки. | 1 | |
3 | Правила вытирания пыли. | 1 | |
Транспорт |
4 | Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе. | 1 | |
5 | Правила поведения в транспорте , на улице. | 1 | |
6 | Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. | 1 | |
Торговля |
7 | Основные виды магазинов. Их назначения. Правила поведения в магазине. | 1 | |
8 | Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров. | 1 | |
9 | Порядок приобретения товара в продовольственном магазине. | 1 | |
10 | Повторение темы «Торговля». Основные виды | 1 | |
| IV четверть | | |
Питание |
1 | Значение продуктов питания для жизни человека. | 1 | |
2 | Кухонная посуда, приборы и приспособления - назначение. | 1 | |
3 | Чайная посуда. Правила заваривания чая. | 1 | |
4 | Строение яйца. Приготовление блюд из яиц. | 1 | |
Одежда и обувь |
5 | Виды одежды и головных уборов, их назначение. | 1 | |
6 | Повседневный уход за одеждой и подготовка к хранению. | 1 | |
7 | Виды обуви, их значение. | 1 | |
8 | Повторение пройденного материала | 1 | |
| Всего | 34 | |
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовит., 1-4 класс» / под редакцией В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2010г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы под.редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, Москва 2007г.
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. НИИ дефектологии АПН СССР. – М..: Дидакт, 1984
Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. – М: Владос, 2003.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – Владос. 2001.
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Москва «ВАКО» 2004.
Маллер А.Р. Социально - трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. -М., Просвещение, 1990.
Маллер А.Р., Цикото Г.В.. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. Асадема. 2003.
Учебно-практическое оборудование
коммуникативные символы;
картины, наглядные пособия;
графики, схемы, таблицы-пиктограммы с изображениями занятий, моментов и др. событий;
электронные презентации;
дидактические игры по лексическим темам;
пазлы, лото, разрезные картинки;
альбомы с фотографиями детей, изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
персональный компьютер.
Критерии оценивания достижений учащихся
Во время обучения в 5 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
№ | Изучаемый раздел | Индикаторы | Баллы |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | Транспорт | Назначение транспорта. Городской транспорт. Пассажирский транспорт. Светофор. Переход. Правила перехода улицы. Дорожные знаки для пешеходов. | | | | | | |
2 | Одежда и обувь | Уход за одеждой. Ремонт одежды. Виды одежды по сезонам. Определять нужную одежду по сезону. Способы ухода за одеждой. | | | | | | |
3 | Торговля | Основные виды магазинов. Их назначение. Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров. | | | | | | |
4 | Личная гигиена | Режим дня. Личная гигиена. Утренняя зарядка. Ее значение для здоровья и жизни человека. Утренняя зарядка. Знать комплекс упражнений. И их выполнять. Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей. | | | | | | |
5 | Питание | Посуда (кастрюли, сковорода). Назначение посуды. Способы ухода за посудой. Моющие и чистящие средства. Уборка помещения. Влажная уборка. Уметь подмести комнату. Уборка рабочего стола. Где должны лежать вещи и письменные принадлежности. | | | | | | |
6 | Культура поведения | Этикет. Театр и зрители. Книга-источник знаний. Школьная библиотека (экскурсия). Столовый этикет. | | | | | | |
7 | Жилище | Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. | | | | | | |
Уровни освоения (выполнения) действий/операций |
Пассивное участие/соучастие -действие выполняется взрослым (ребѐнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
Активное участие - действие выполняется ребенком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (вербальной или наглядной) - по подражанию или образцу - самостоятельно с ошибками - самостоятельно | зпв чпв пи о со с |
Сформированность представлений | |
- представление отсутствует - не выявить наличие представлений - представление на уровне: использования по прямой подсказке использования с косвенной подсказкой (изображение) самостоятельного использования | - ? пп п + |
Баллы | Уровень сформированности навыка |
0 | Навык или умение отсутствует |
1 | Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним) |
2 | Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого |
3 | Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого |
4 | Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно |
5 | Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно |
Методы контроля результатов обучения
устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.
письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.
практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.