СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2), 5 класс по предмету "Окружающий социальный мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой уиственной отсталостью. с ТМНО вариант 2, 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2), 5 класс по предмету "Окружающий социальный мир"»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий социальный мир» В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Возможные личностные результаты освоения учебного предмета :

1.Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

2.Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3.Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4.Формирование уважительного отношения к окружающим;

5.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6.Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7.Развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, 11.Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

12.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета

1)Представления о мире, созданном руками человека

  • Интерес к объектам, созданным человеком.

  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2)Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

  • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

  • Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

  • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3)Развитие межличностных и групповых отношений.

  • Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

  • Умение находить друзей на основе личных симпатий.

  • Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

  • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

  • Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4)Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

  • Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

  • Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

  • Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5)Представления об обязанностях и правах ребенка.

  • Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

  • Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

6)Представление о стране проживания Россия.

  • Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

  • Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

  • Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету «Окружающий социальный мир», готовность их применения.

Определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью

Минимальный уровень

Представления о мире, созданном руками человека

  • Интерес к объектам, созданным человеком;

  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;

  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

Представления об окружающих людях

  • овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей

Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание

  • Владеет невербальными формами коммуникации: умеет фиксировать взгляд на лице партнёра по общению, смотреть в глаза партнёра по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстниками, пользоваться жестами и пиктограммами, понимать инструкции «дай», «на», «возьми», а также понимать и использовать указательные жесты;

  • Пользуется рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные и направленные на другого человека движения рукой телом и глазами;

  • Доступным способом отвечает на присутствие другого человека (поворачивает лицо, отворачивается и т.д.

  • Умеет доступным способом согласиться на контакт и отказаться от контакта;

  • Устанавливает контакт доступным способом;

  • Поддерживает контакт доступным способом;

  • Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

  • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

Развитие межличностных и групповых отношений

  • Представления о друзьях, товарищах, сверстниках;

  • Умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

  • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни

  • Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

  • Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Представления об обязанностях и правах ребенка

  • Представления о социальных роях ребенка в школе и дома, в транспорте, в поликлинике, в магазине, о правилах поведения в школе и в общественных местах.

Достаточный уровень

Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей

  • Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

  • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;

  • Представления о различных профессиях людей, местах их работы и инструментах их труда

Развитие межличностных и групповых отношений

  • Представления о друзьях, товарищах, сверстниках;

  • Участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

  • Использовать вербальные формы общения с взрослыми и сверстниками;

  • Уметь выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;

  • Закреплять в речевых высказываниях элементы планирования своей деятельности.

Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни

  • Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

  • Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;.

  • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

  • Формировать умение регулировать свою деятельность и поведение посредством речи.

Представления об обязанностях и правах ребенка

  • Представления о социальных ролях ребенка в школе и дома, в транспорте, в поликлинике, в магазине.

  • Представления о правилах поведения в школе и в общественных местах.

Формирование базовых учебных действий:

1.Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2.Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,

  • от начала до конца,

  • с заданными качественными параметрами.

4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир»


Личная гигиена.

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Типы волос и пользование шампунем в соответствии с типом волос. Здоровье и красота прически. Гигиена зрения и слуха, гигиена чтения. Как смотреть телевизор.

Выполнение утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, ушей, чистка зубов,

Выполнение вечернего туалета. Подбор моющего средства в соответствии с типом волос. Подбор

расчески, прически, причесывание волос Измерение расстояния от книги до глаз, от телевизора до зрителя. Установка настольной лампы. Чистка ушей.

Одежда и обувь.

Виды одежды и обуви и головных уборов. Классификация одежды по сезонам (верхняя одежда, легкое платье.) Одежда повседневная, праздничная, спортивная. Правила и приѐмы повседневного ухода за одеждой. Предупреждение загрязнения, сушка мокрой одежды. Подготовка к хранению одежды. Правила, приѐмы и средства ухода за обувью. Правила и приѐмы сушки мокрой обуви. Подготовка к хранению обуви.

Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды, обуви.

Питание.

Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.), значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Место приготовления пищи и его оборудование. Кухонные принадлежности и приборы. Правила пользования и ухода за ними. Кухонные приборы, принадлежности и посуда. Правила пользования и уход за ними. Химические средства по уходу за посудой. Приготовление завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды, яйца отварные, яичница, и омлет. Приготовление салата, винегрета. Заваривание чая. Сервировка стола к завтраку.

Приготовление бутербродов, салата винегрет, яичницы, варка яиц, заваривание чая, сервировка стола к завтраку. Чистка и мытьѐ кухонных принадлежностей и посуды.

Культура поведения.

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. Разговор со старшими и сверстниками. Правила поведения за столом.

Упражнения в обращении к старшим. Упражнения по поведению за столом.

Жилище.

Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления. Почтовый адрес дома, школы.

Заполнение почтового адреса на конвертах.

Транспорт.

Наземный городской транспорт. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта). Поведение в

транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

Торговля.

Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах.

Упражнения в обращении к работникам торговли с вопросом.





Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов на радел

Кол-во часов на изучение темы

Кол-во диагностических работ

1

Личная гигиена

8

8

0
2

Одежда и обувь

4

4

0
3

Питание

4

4

0
4

Культура поведения

4

4

0
5

Жилище

7

7

0
6

Транспорт

3

3

0
7

Торговля

4

4



Всего

34

34

0

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

I четверть

1

Вводное занятие. Беседа о содержании и значении

предмета.

1


2

Оформление тетрадей по предмету.

1


Личная гигиена

3

Правила личной гигиены в течение дня.

1


4

Предметы и средства личной гигиены.

1


5

Уход за полостью рта.

1


6

Уход за ушами.

1


7

Правила охраны зрения (чтение, просмотр

телевизора, чтение в транспорте). Гимнастика для глаз.

1


8

Уход за волосами.

1



II четверть

Культура поведения

1

Поведение в музее, театре.

1


2

Ролевая игра «Запишите меня в библиотеку».

1


3

Поведение в кино. «Кому я могу мешать?».

1


4

Ролевая игра «Здравствуй театр».

1


Жилище

5-6

Виды жилых помещений в городе и в деревне.

2


7

Виды помещений в жилых домах(варианты жилых и

подсобных помещений).

1


8

Почтовый адрес дома, школы. Написание адреса на

конверте.

1


III четверть

1

Гигиенические требования к жилому помещению.

1


2

Инвентарь и приспособления для уборки.

1


3

Правила вытирания пыли.

1


Транспорт

4

Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе.

1


5

Правила поведения в транспорте , на улице.

1


6

Правила дорожного движения. Знаки дорожного

движения.

1


Торговля

7

Основные виды магазинов. Их назначения. Правила

поведения в магазине.

1


8

Виды отделов в продуктовых магазинах и правила

покупки товаров.

1


9

Порядок приобретения товара в продовольственном

магазине.

1


10

Повторение темы «Торговля». Основные виды

1




IV четверть



Питание

1

Значение продуктов питания для жизни человека.

1


2

Кухонная посуда, приборы и приспособления -

назначение.

1


3

Чайная посуда. Правила заваривания чая.

1


4

Строение яйца. Приготовление блюд из яиц.

1


Одежда и обувь

5

Виды одежды и головных уборов, их назначение.

1


6

Повседневный уход за одеждой и подготовка к

хранению.

1


7

Виды обуви, их значение.

1


8

Повторение пройденного материала

1



Всего

34
























Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

  • «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовит., 1-4 класс» / под редакцией В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2010г.

  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы под.редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, Москва 2007г.

  • Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. НИИ дефектологии АПН СССР. – М..: Дидакт, 1984

  • Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. – М: Владос, 2003.

  • Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – Владос. 2001.

  • Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Москва «ВАКО» 2004.

  • Маллер А.Р. Социально - трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. -М., Просвещение, 1990.

  • Маллер А.Р., Цикото Г.В.. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. Асадема. 2003.

Учебно-практическое оборудование

  • коммуникативные символы;

  • картины, наглядные пособия;

  • графики, схемы, таблицы-пиктограммы   с   изображениями   занятий, моментов и др. событий;

  • электронные презентации;

  • дидактические игры по лексическим темам;

  • пазлы, лото, разрезные картинки;

  • альбомы с фотографиями детей, изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

  • доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

  • персональный компьютер.










Критерии оценивания достижений учащихся

Во время обучения в 5 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.


Изучаемый раздел

Индикаторы

Баллы

10

11

12

13

14

15

1

Транспорт

Назначение транспорта. Городской транспорт. Пассажирский транспорт. Светофор. Переход. Правила перехода улицы. Дорожные знаки для пешеходов.







2

Одежда и обувь

Уход за одеждой. Ремонт одежды. Виды одежды по сезонам. Определять нужную одежду по сезону. Способы ухода за одеждой.







3

Торговля

Основные виды магазинов. Их назначение. Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров.







4

Личная гигиена

Режим дня. Личная гигиена. Утренняя зарядка. Ее значение для здоровья и жизни человека. Утренняя зарядка. Знать комплекс упражнений. И их выполнять. Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей.







5

Питание

Посуда (кастрюли, сковорода). Назначение посуды. Способы ухода за посудой. Моющие и чистящие средства. Уборка помещения. Влажная уборка. Уметь подмести комнату. Уборка рабочего стола. Где должны лежать вещи и письменные принадлежности.







6

Культура поведения

Этикет. Театр и зрители. Книга-источник знаний. Школьная библиотека (экскурсия). Столовый этикет.







7

Жилище

Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.









Уровни освоения (выполнения) действий/операций

Пассивное участие/соучастие -действие выполняется взрослым (ребѐнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

Активное участие - действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (вербальной или наглядной)

- по подражанию или образцу

- самостоятельно с ошибками

- самостоятельно


зпв

чпв

пи

о

со

с

Сформированность представлений


- представление отсутствует

- не выявить наличие представлений

- представление на уровне:

использования по прямой подсказке

использования с косвенной подсказкой (изображение)

самостоятельного использования

-

?


пп

п

+



Баллы

Уровень сформированности навыка

0

Навык или умение отсутствует

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно



Методы контроля результатов обучения

  • устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.

  • письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.

  • практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

  • предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!