ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ “ШКОЛА №763”
СОГЛАСОВАНО Председатель методического объединения _______________/________________/ “31” августа 2020 года | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа №763 _______________/________________/ “31” августа 2020 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
“ХИМИЯ”
(Профильный уровень)
11 КЛАСС
Срок реализации | 1 год |
Всего часов в год | 175 |
Составитель: | Макарова Л.В. | Количество часов в неделю | 5 |
Москва, 2020 - 2021 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип последовательного с элементами концентрического подхода построения курса. Теоретической базой служит авторская Программа по редакцией Новошинского И.И. и Новошинской Н.С. для профильного обучения.
Программа определяет содержание профильного курса химии и предназначается для использования в 11 классах профильных групп общеобразовательных школ. Профильный уровень обучения предусматривает углубленное и расширенное изучение курса Общей химии и целенаправленную подготовку учащихся к продолжению образования в области естественнонаучных и технических дисциплин. В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по курсу химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии к уровню подготовки выпускников.
В основу положен принцип развивающего обучения с опорой на базовый материал, изученный в 8–9 и 10 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Курс химии 11 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей и физической химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды и ряд других тем, входящих в Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии.
Особое внимание уделено тесной взаимосвязи строения вещества и их важнейших свойств, генетической связи между неорганическими и органическими соединениями разных классов, между всеми веществами в природе. Объектами особого внимания являются вопросы, касающиеся физической сущности химических процессов.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Экспериментальная часть составлена с учётом возможностей химического кабинета и включает эксперимент, имеющий познавательную и методическую ценность.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.
Общая химия
11 класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
I. СТРОЕНИЕ АТОМА. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА.
Тема 1
Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (12ч)
Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра — важнейшая характеристика атома.
Развитие представлений о сложном строении атома. Нуклиды и изотопы.
Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Понятие о квантовых числах. Форма s-, p-, d-, f- орбиталей. Принцип Паули. Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Принцип наименьшей энергии и электронная формула атома. Электронная классификация элементов: s-, p, d-, f-семейства. Валентные электроны s-, p-, d-, f-элементов. Правило Хунда. Электронные формулы и орбитальные схемы (электронно-графические формулы) химических элементов.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка периодического закона. Структура Периодической системы. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Физический смысл номеров периода и группы. Изменение характеристик и свойств атомов элементов и их соединений (вертикальная и горизонтальная периодичность, диагональное сходство).
Физический смысл периодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Двойственное положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира. Варианты периодической системы.
Тема 2
Строение вещества. (21 ч)
Химическая связь: основные типы химической связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный. Различные подходы к классификации ковалентной связи: по полярности, по кратности, по электронному механизму образования. Основные характеристики ковалентной связи: энергия связи, длина связи, валентные углы, насыщаемость, направленность и поляризуемость. σ-связь и π-связи. Параметры, определяющие прочность ковалентной связи.
Валентность и валентные возможности атома в свете теорий строения атома и химической связи. Валентные электроны и валентные орбитали (орбитали с неспаренными электронами, неподеленными электронными парами, свободные орбитали). Основное и возбужденное состояние атома.
Гибридизация атомных орбиталей. Виды гибридизации атомных орбиталей. Пространственное строение (геометрия) молекул (линейные, треугольные, тетраэдрические, пирамидальные и угловые молекулы). Полярность молекул. Полярные и неполярные молекулы. Зависимость типа молекул от вида химической связи и строения молекул.
Строение и классификация органических веществ. Изомерия и её виды. Влияние полярности связей на свойства вещества.
Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи.
Атомы и ионы. Заряд ионов.
Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Влияние водородной связи на физические свойства веществ. Значение водородных связей в биохимических процессах.
Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Единая природа химической связи. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Кристаллические и аморфные вещества.
Типы кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические.
II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Тема 3
Химические реакции и закономерности их протекания. (17ч)
Сущность химической реакции. Различные подходы к классификации химических реакций Энергетика химических процессов. Энергия активации. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект. Термохимические уравнения. Гомогенные и гетерогенные реакции
Стандартная теплота (энтальпия) образования химических соединений. Понятие об энтропии.. Условия принципиальной возможности протекания реакции.
Скорость реакции.. Скорость гомо- и гетерогенных реакций. Механизм реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс. Константа скорости реакции. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Катализаторы: двухстадийный механизм действия катализаторов. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в интенсификации технологических процессов.
Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Равновесные концентрации. Константа равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (температура, давление и концентрация реагентов). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.
Практическое занятие № 1
Зависимость скорости химической реакции от различных факторов.
Тема №4
Растворы. Свойства растворов (8 часов)
Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Кристаллогидраты. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Способы выражения состава растворов. Массовая доля растворенного, молярная концентрация. Расчет массовой доли растворенного вещества. Вычисление растворимости веществ в воде вещества.
Значение растворов в жизнедеятельности организмов, быту, промышленности.
Тема 5
Дисперсные системы. (7 ч)
Дисперсные системы. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Образование дисперсных систем в природе, их роль. Виды грубодисперсных систем. Свойства грубодисперсных систем. Истинные растворы.
Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Кристаллогидраты. Способы выражения состава растворов. Массовая доля растворенного, молярная концентрация. Расчет массовой доли растворенного вещества. Значение растворов в жизнедеятельности организмов, быту, промышленности.
Способы разделения смесей веществ.
Тема 6
Химические реакции в водных растворах (19 ч)
Электролитическая диссоциация. Зависимость диссоциации от характера химических связей в электролитах. Степень диссоциации электролитов. Факторы, влияющие на степень диссоциации. Слабые и сильные электролиты. Диссоциация воды. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Роль водородного показателя в химических и биологических процессах. Произведение растворимости.
Положение элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их гидроксидов. Современные представления о природе кислот и оснований.
Реакции ионного обмена. Условия необратимого протекания реакции: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита или комплексного иона.
Реакции, протекающие до состояния равновесия. Реакции, не протекающие в растворе.
Гидролиз солей. Обратимый гидролиз солей. Сущность процесса гидролиза. Различные случаи гидролиза солей. Степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза. Ступенчатый гидролиз. Гидролиз солей в свете протонной теории. Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей. Необратимый (полный) гидролиз солей и бинарных соединений. Механизм полного гидролиза солей.
Практическое занятие № 2
Гидролиз солей.
Тема 7
Окислительно-восстановительные реакции. (6 ч)
Степень окисления и валентность. Правила определения степеней окисления атомов в соединениях. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восстановительная двойственность. Изменение окислительно-восстановительных свойств простых веществ в зависимости от положения образующих их элементов в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.
Классификация окислительно-восстановительных реакций (межмолекулярные, внутримолекулярные и реакции диспропорционирования).
Органические вещества в окислительно-восстановительных реакциях. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Тема 8
Электрохимия. (9ч)
Окислительно-восстановительные свойства электрического тока. Химические источники тока (гальванические элементы). Электрохимический ряд напряжений металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов.
Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Электролиз с растворимым анодом. Применение электролиза в промышленности. Аккумуляторы.
Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование, изменение свойств агрессивной среды.
III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА
Тема 9
Основные классы неорганических соединений (24ч)
Обобщение свойств важнейших классов неорганических соединений.
Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам.
Способы получения, физические свойства. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства оксидов.
Гидроксиды. Основания, классификация, способы получения и химические свойства. Кислоты, классификация, номенклатура, способы получения и химические свойства.
Окислительно-восстановительные свойства кислот.
Амфотерные гидроксиды, получение и химические свойства.
Водородные соединения. Классы: летучие водородные соединения неметаллов и гидриды металлов. Кислотно-основные свойства ВС Окислительно-восстановительные свойства ВС.
Соли. Средние соли, номенклатура, способы получения и химические свойства.
Окислительно-восстановительные свойства средних солей. Термическое разложение нитратов и солей аммония
Кислые соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. Перевод кислых солей в средние..
Основные соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. Перевод основных солей в средние. Получение и свойства средних, кислых и основных солей.
Комплексные соединения. Состав комплексного соединения: комплексообразователь, лиганды. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сферы комплексного соединения. Классификация комплексных соединений: соединения с комплексным анионом, комплексным катионом, нейтральные комплексы. Номенклатура комплексных соединений. Составление формулы комплексного соединения. Механизм образования комплексных соединений. Донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователя и лигандов. Диссоциация и определение комплексных соединений. Примеры реакций с участием комплексных соединений. Значение комплексных соединений в химической технологи и жизнедеятельности организмов.
Двойные и смешанные и комплексные соли.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Качественные реакции на катионы и анионы.
Практическое занятие № 4
Распознавание неорганических веществ.
Тема 10
Неметаллы и их соединения (12 ч)
Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периодической системе элементов. Особенности строения их атомов. Способы получения неметаллов и их физические свойства. Аллотропные модификации кислорода, серы, фосфора, углерода и их свойства. Озон: свойства и значение озона. Химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства в реакциях с более электроотрицательными неметаллами (кислород, фтор, хлор и др.), сложными веществами — окислителями (азотная и концентрированная серная кислоты и др.). Взаимодействие углерода и водорода с оксидами.
Реакции диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы с щелочами, хлора и брома с водой.
Соединения неметаллов. Водородные соединения неметаллов. Получение, отношение к воде, изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах. Окислительно-восстановительные свойства водородных соединений неметаллов. Реакции, протекающие без изменения степени окисления атома неметалла.
Кислородные соединения неметаллов. Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды. Зависимость кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов от степени окисления неметалла. Химические свойства (реакции, протекающие с изменением и без изменения степени окисления атома неметалла).
Пероксид водорода. Состав молекулы, окислительно-восстановительные свойства, реакция диспропорционирования, применение.
Благородные газы. Получение, физические и химические свойства, применение.
Тема 11
Металлы и их соединения. (20 ч)
Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Общие способы получения металлов и их физические свойства. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами — неметаллами, со сложными веществами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами-окислителями (азотная и концентрированная серная), растворами солей, расплавами щелочей в присутствии окислителей.
Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.
Металлы, образованные атомами d-элементов. Общая характеристика d-элементов. Особенности строения атомов и свойств соединений.
Хром. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства хрома. Оксиды и гидроксиды хрома(II), (III), (VI). Хромовая и дихромовая кислоты и их соли. Комплексные соединения. Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома. Применение хрома, его сплавов и соединений.
Марганец. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства марганца. Оксиды и гидроксиды марганца(II), (IV), (VII). Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца. Применение марганца, его сплавов и соединений.
Железо. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства железа и его соединений (оксиды, гидроксиды, соли и комплексные соединения). Применение железа, его сплавов и соединений.
Медь Общая характеристика элементов подгруппы меди. Строение атомов и степени окисления. Распространение в природе, получение, физические и химические свойства меди. Оксиды, гидроксиды и комплексные соединения меди.
Цинк. Общая характеристика элементов подгруппы цинка. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида. Соли цинка. Применение цинка, его сплавов и соединений.
Ртуть. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства ртути и ее соединений, применение. Токсичность ртути и ее соединений. Правила безопасности при использовании в быту приборов, содержащих ртуть.
.
Практическое занятие № 4
Соединения марганца и хрома.
Практическое занятие № 5
Соединения меди и железа.
IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Тема 12
Химия. Научные основы производства. (16 ч)
Производство серной кислоты и аммиака: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления.
Металлургия, получение металлов и сплавов. Промышленное получение чугуна и стали. Электрохимическое получение алюминия.
Общие научные принципы химического производства. Применение в организации химических производств на основе современных методов оптимизации и управления. Необходимость экологической экспертизы новых технологий.
Охрана атмосферы. Значение атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные загрязнители и источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.
Охрана гидросферы. Значение гидросферы. Вода в природе. Вода — универсальный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнений.
Охрана почвы. Почва — основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.
Химия как необходимая научная основа разработки мер борьбы с загрязнением окружающей среды, научно обоснованных норм природопользования, ограничения потребления природных ресурсов.
Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода, воды.
Схема безотходного производства.
Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ХИМИИ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ.
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в периодической системе;
анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
характеризовать закономерности в изменении химических свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических и органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения;
определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов;
устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения;
подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических веществ;
определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в промышленности и быту;
выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;
1представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.
формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико-химических методов;
описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово-механических представлений о строении атома.
прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов
давать определения изученным понятиям;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии;
объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;
обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;
структурировать учебную информацию;
самостоятельно добывать новое для себя химическое знание, используя для этого доступные источники информации;
прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
Учебно-тематическое планирование.
№ темы | Изучаемая тема | Число учебных часов |
Общее | Контрольных работ | Практических занятий |
| I. СТРОЕНИЕ АТОМА. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 12 | | |
| Строение вещества | 21 | 1 | |
| II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Химические реакции и закономерности их протекания. | 17 | 1 | 1 |
| Растворы. Свойства растворов | 8 | | |
| Дисперсные системы | 7 | | |
| Химические реакции в водных растворах | 19 | | 1 |
| Окислительно-восстановительные реакции | 6 | | |
| Электрохимия | 9 | | |
| III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА Основные классы неорганических соединений | 24 | 1 | 1 |
| Неметаллы и их соединения | 12 | | |
| Металлы и их соединения | 20 | | 2 |
| IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ Химия. Научные основы производства. | 16 | | |
| Резерв | 4 | | |
ИТОГО: | 175 | 3 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ Урока по КПТ | № Урока в теме | Тема. Содержание урока. | Примечание |
| | СТРОЕНИЕ АТОМА. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА. | |
| | Тема №1 Строение атома. Периодический закон и Периодическая система элементов ДИ Менделеева. (14 часов) | |
| | Вводный инструктаж по ТБ.Развитие представлений о сложном строении атома. Химический элемент. | |
| | Нуклиды: изотопы и изобары | |
| | Практическое значение изотопов. Превращение химических элементов. Упражнения | |
| | Периодический закон в свете теории строения атома. Структура ПС. Подходы классификации химических элементов: s-, p-, d-, f- элементы, металлы и неметаллы. Электронные формулы атомов, орбитальные схемы. | |
| | Квантовые числа. | |
| | Электронные формулы элементов больших периодов: лантаноидов и актиноидов. | |
| | Электронно-графические формулы атомов и ионов. Возбуждённое состояние атома. | |
| | Основные характеристики ХЭ и их периодическое изменение в периодах и в группах. Электроотрицательность | |
| | Основные характеристики ХЭ:, степень окисления и валентность, их периодическое изменение. | |
| | Закономерное изменение свойств ХЭ и простых веществ в периодической системе. | |
| | Валентные возможности атомов. | |
| | Валентные возможности атомов. Основное и возбуждённое состояние атомов. Валентность и степень окисления | |
| | Двойственное положение водорода в ПС. | |
| | Значение Периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира. Варианты периодической системы. | |
| | Тема 2 Строение вещества. (19 часов) | |
| | Типы химической связи. Ковалентная связь. Механизмы образования КС: обменный и донорно-акцепторный. Основные характеристики ХС: | |
| | Ковалентная связь. Различные подходы к классификации ковалентной связи. | |
| | Различные подходы к классификации ковалентной связи: Сигма- и Пи- связи, полуторная связь. | |
| | Пространственное строение молекул. | |
| | Пространственное строение молекул. Гибридизация. | |
| | Полярные и неполярные КС. Полярность связи и полярность молекул. | |
| | Водородная связь, её значение. | |
| | Ионная связь. Ионные соединения. Свойства ионных соединений. Энергия ионизации. | |
| | Кристаллическое строение вещества. Кристаллические решётки. Влияние строения на свойства веществ. | |
| | Аморфное строение вещества. | |
| | Металлическая связь. Свойства металлов, обусловленные металлической связью. | |
| | Взаимосвязь свойств веществ и строения. | |
| | Обобщающее повторение: влияние полярности связей на свойства. | |
| | Повторение особенности строения органических веществ: кратность и особенность связей | |
| | Обобщающее повторение: изомерия и её виды | |
| | Обобщающее повторение: пространственные виды изомерии. | |
| | Обобщение и систематизация знаний по темам №1 и №2 | |
| | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 «Строение атома. Строение вещества» | |
| | Коррекция ошибок КР №1 | |
| | II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ | |
| | Тема №3 Химические реакции и закономерности их протекания (17 часов) | |
| | Различные подходы к классификации химических реакций. | |
| | Энергетика химических реакций. Условия протекания и возможность протекания ХР. | |
| | Гомогенные и гетерогенные реакции. | |
| | Скорость химической реакции. Кинетические уравнения. | |
| | Зависимость скорости реакции от различных факторов. | |
| | Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. | |
| | Выполнение заданий на управление скоростью реакций. | |
| | Каталитические реакции с органическими и неорганическими веществами. Катализаторы и Катализ. | |
| | Расчёты по термохимическим уравнениям | |
| | Расчёты по термохимическим уравнениям | |
| | Практическое занятие №1 «Скорость химической реакции» Инструктаж по ТБ. | |
| | Обратимые реакции. Химическое равновесие. | |
| | Управление химическим равновесием. Принцип Ле-Шателье. | |
| | Факторы смещения химического равновесия. | |
| | Выполнение заданий на смещение химического равновесия. | |
| | Выполнение заданий на смещение химического равновесия. Обобщение и систематизация знаний по теме №3 | |
| | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 «Закономерности протекания химических реакций» | |
| | Тема №4 Дисперсные системы. (7 ч) | |
| | Коррекция ошибок КР №2 Дисперсные системы. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. | |
| | Виды грубодисперсных систем. Свойства грубодисперсных систем. | |
| | Аэрозоли: свойства, образование, роль в природе. | |
| | Гидрозоли: свойства, образование, роль в природе. | |
| | Твёрдые золи: свойства, образование, роль в природе. | |
| | Превращение и изменение ДС | |
| | Смеси и чистые вещества. Способы разделения смесей веществ. Обобщение | |
| | Тема №5 Растворы. Свойства растворов (8 часов) | |
| | Растворимость веществ в воде. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов в жизнедеятельности организмов, быту, промышленности. | |
| | Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления. | |
| | Способы выражения состава растворов. Массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. | |
| | Кристаллогидраты. | |
| | Расчет массовой доли растворенного вещества. | |
| | Расчет массовой доли растворенного вещества. | |
| | Применение и значение растворов. Приготовление раствора с заданной концентрацией. | |
| | Обобщение: растворы, концентрация растворов. | |
| | Тема №6 Химические реакции в водных растворах. (19 часов) | |
| | Электролитическая диссоциация. Слабые и сильные электролиты. | |
| | Степень диссоциации электролитов. Зависимость диссоциации от характера химических связей в электролитах. | |
| | Современные представления о природе кислот и оснований. | |
| | Основность кислот. Ступенчатая диссоциация кислот | |
| | Реакции ионного обмена. Условия необратимого протекания реакции: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита или комплексного иона. | |
| | Свойства кислот как электролитов. Упражнения в составлении РИО | |
| | Свойства оснований как электролитов. Упражнения в составлении РИО | |
| | Классификация солей. Свойства солей как электролитов. | |
| | Диссоциация воды. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Роль водородного показателя в химических и биологических процессах. | |
| | Гидролиз неорганических солей. Сущность процесса гидролиза. | |
| | Различные варианты гидролиза неорганических солей. Упражнения в написании уравнений гидролиза | |
| | Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей. | |
| | Гидролиз бинарных соединений. Гидролиз органических соединений | |
| | Практическое занятие № 2 Гидролиз солей. РИО. Инструктаж по ТБ. | |
| | Обобщение по теме «Химические реакции в водных растворах». | |
| | Комплексные соединения. Механизм образования комплексных соединений. Комплексообразователь, лиганды. | |
| | Номенклатура комплексных соединений. Составление формулы комплексного соединения. | |
| | Примеры реакций с участием комплексных соединений. | |
| | Примеры реакций с участием комплексных соединений. Обобщение. | |
| | Тема №7 Окислительно – восстановительные реакции. (6 часов) | |
| | Правила определения степеней окисления атомов в соединениях. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. | |
| | Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Степень окисления и валентность. | |
| | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. (На примере свойств азотной кислоты) | |
| | Упражнения на составление электронного баланса. Классификация окислительно-восстановительных реакций (межмолекулярные, внутримолекулярные и реакции диспропорционирования). | |
| | Упражнения на составление электронного баланса. | |
| | Органические вещества в окислительно-восстановительных реакциях. (Проверочная работа) | |
| | Тема 8 Электрохимия. (9 ч) | |
| | Химические источники тока (гальванические элементы). | |
| | Электрохимический ряд напряжений металлов. | |
| | Электролиз Окислительно-восстановительные свойства электрического тока. | |
| | Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. | |
| | Выполнения упражнений на различные варианты электролиза. | |
| | Применение электролиза в промышленности. Аккумуляторы. Выполнения упражнений на различные варианты электролиза. Обобщение. (Проверочная работа) | |
| | Коррозия металлов. Химическая коррозия металлов | |
| | Электрохимическая коррозия. | |
| | Способы защиты металлов от коррозии. Обобщение электрохимии и ОВР | |
| | III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА | |
| | Тема 9 Основные классы неорганических соединений (24 ч) | |
| | Различные подходы к изучению свойств вещества. Общие понятия. | |
| | Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам. Способы получения, физические свойства. | |
| | Зависимость свойств оксидов от характеристик образующего элемента. Кислотные оксиды, химические свойства. | |
| | Основные и амфотерные оксиды, химические свойства. | |
| | Гидроксиды. Основания, классификация, способы получения и химические свойства. | |
| | Кислоты, классификация, номенклатура, способы получения и химические свойства. Сила кислот. | |
| | Соответствие кислотных оксидов и гидроксидов. | |
| | Окислительные свойства азотной кислоты. | |
| | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты | |
| | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Обобщение. | |
| | Амфотерные оксиды и гидроксиды, получение и химические свойства. | |
| | Водородные соединения. Классы: летучие ВС и гидриды. | |
| | Кислотно-основные свойства летучих водородных соединений | |
| | Окислительно-восстановительные свойства летучих водородных соединений. | |
| | Соли. Средние соли, номенклатура, способы получения и химические свойства. | |
| | Окислительно-восстановительные свойства средних солей. Термическое разложение нитратов. | |
| | Кислые соли и основные соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. Перевод кислых солей в средние и наоборот. | |
| | Основные, двойные и смешанные соли. | |
| | Генетическая связь между классами сложных веществ. | |
| | Обобщение и закрепление знаний о классах сложных веществ. | |
| | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 «Вещества и их свойства» | |
| | Качественные реакции на катионы и анионы. | |
| | Качественные реакции на катионы и анионы. | |
| | Практическое занятие № 3 Распознавание неорганических веществ. Инструктаж по ТБ. | |
| | Тема 10 Неметаллы и их соединения. (12 ч) | |
| | Общий обзор неметаллов. Неметаллы в Периодической системе элементов. Особенности строения их атомов. Коррекция ошибок КР № 3 | |
| | Аллотропные модификации важнейших неметаллов. | |
| | Озон: свойства и значение озона. | |
| | Благородные газы | |
| | Способы получения важнейших неметаллов | |
| | Химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. | |
| | Окисление неметаллов сложными веществами — окислителями: азотной и концентрированной серной кислотами. | |
| | Реакции неметаллов со щелочами. | |
| | Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды. Зависимость кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов от степени окисления неметалла. | |
| | Оксикислоты хлора и их соли: получение и свойства. | |
| | Оксикислоты фосфора и их соли: получение и свойства. | |
| | Пероксид водорода. Особенность строения. Окислительно-восстановительная двойственность пероксида водорода. | |
| | Тема 11 Металлы и их соединения (20 ч) | |
| | Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Кристаллическое строение. Физические свойства. | |
| | Металлы подгрупп (А) и (В). Общая характеристика d-элементов. Особенности строения атомов и свойств соединений. Восстановительные свойства металлов | |
| | Способы получения металлов. | |
| | Взаимодействие металлов с простыми веществами и с водой. | |
| | Взаимодействие металлов со сложными веществами: кислотами, щелочами, оксидами, солями. | |
| | Алюминий. Особенность свойств. Амфотерность алюминия и его соединений. | |
| | Железо. Строение атома и степени окисления. Химические свойства железа и его соединений (оксиды, гидроксиды, соли и комплексные соединения). | |
| | Выполнение упражнений на свойства алюминия и железа. | |
| | Марганец. Строение атома и степени окисления. Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца. Оксиды и гидроксиды марганца(II), (IV), (VII). | |
| | Окислительные свойства перманганата калия. Влияние среды. | |
| | Реакции с участием перманганата калия и дугих соединений марганца. | |
| | Окисление органических соединений перманганатом калия. | |
| | Хром. Строение атома и степени окисления. Оксиды и гидроксиды хрома(II), (III), (VI). Зависимость свойств от степени окисления. | |
| | Хромовая и дихромовая кислоты и их соли. | |
| | Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома. | |
| | Реакции с участием соединений хрома. | |
| | Практическое занятие № 4 Свойства соединений металлов побочных подгрупп . Инструктаж по ТБ. | |
| | Медь. Строение атома и степени окисления. Химические свойства меди и его соединений (оксиды, гидроксиды, соли и комплексные соединения). | |
| | Обобщение. | |
| | IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ Тема 12 Химия. Научные основы производства. (13 ч) | |
| | Производство серной кислоты контактным способом. Сырьё. 1-II стадии производства. | |
| | Производство серной кислоты контактным способом. III-V стадии производства. Общие научные и технологические принципы химического производства. | |
| | Производство аммиака. Закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий. | |
| | Металлургия, получение металлов и сплавов. Металлургическое сырьё. Чугун и сталь - важнейшие сплавы, их свойства и применение. | |
| | Производство чугуна в доменных печах. Шихта. | |
| | Химизм доменного производства. | |
| | Технологии производства стали. | |
| | Химизм выплавки стали | |
| | Электрохимическое получение алюминия. | |
| | Обобщение по теме «Металлургия» | |
| | Производство силикатных материалов. | |
| | Значение атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные загрязнители и источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения. | |
| | Охрана гидросферы. Значение гидросферы. Вода в природе. Вода — универсальный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнений. | |
| | Охрана почвы. Почва — основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы. Химия как необходимая научная основа разработки мер борьбы с загрязнением окружающей среды, научно обоснованных норм природопользования, ограничения потребления природных ресурсов. Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода, воды. Схема безотходного производства. Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды). | |
| | Решение комплексных расчётных задач | |
| | Решение комплексных расчётных задач | |
| | Решение комплексных расчётных задач | |
| | Резерв | |
| | Резерв | |
| | Резерв | |
ЛИТЕРАТУРА.
1http://standart.edu.ru/
http://malodschool.ucoz.ru/ogigina/noshinskaja_programma_po_khimii_10-11_profil.pdf
Новошинский И.И., Новошинская Н.С., «Химия 11», М., «Русское слово», 2013.
Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г., «Химия 11», М., «Просвещение», ОАО «Московские уучебники», 2010.
Минченков Е.Е., Журин А.А., «Химия 11», « Ассоциация XXI век», 2007 год
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2012 г. государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии [Электронный ресурс] - http://www.fipi.ru/view/sections/218/docs/515.html - 22.08.2012 г.- загл. с экрана.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по химии [Электронный ресурс] - http://www.ege.edu.ru/ru/organizers/codifier_subjects/- 22.08.2012 г. - загл. с экрана.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
Маршанова Г.Л., Оржековский П.А. Методические рекомендации по составлению рабочей программы //Химия в школе. – 2012. №3. – с.29-37.
Оржековский П.А., Маршанова Г.Л. Обучение химии, ориентированное на выполнение требований нового образовательного стандарта основной школы //Вестник Московского образования. – 2011. №13. – с.10-28.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. http://window.edu.ru/resource/594/75594
Примерные программы учебных предметов. Химия. 8-9 классы: проект.//М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы учебных предметов. Химия. 10-11 классы: проект.//М.: Просвещение, 2010.
Примерное положение о рабочей программе [Электронный ресурс] - http://omczo.org/publ/393-1-0-3191 - 30.10.2011 г. - загл. с экрана.