СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для изучения ОБЩЕЙ ХИМИИ в 11 классе на профильном уровне

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант рабочей программы для изучения  ОБЩЕЙ ХИМИИ в 11 классе на профильном уровне. Теоретической базой служит авторская Программа по редакцией Новошинского И.И. и Новошинской Н.С. для профильного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для изучения ОБЩЕЙ ХИМИИ в 11 классе на профильном уровне»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ “ШКОЛА №763”


СОГЛАСОВАНО

Председатель методического объединения

_______________/________________/

“31” августа 2020 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа №763

_______________/________________/

“31” августа 2020 года







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ХИМИЯ”

(Профильный уровень)


11 КЛАСС


Срок реализации

1 год

Всего часов в год

175

Составитель:

Макарова Л.В.

Количество часов в неделю

5



















Москва, 2020 - 2021 г







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип последовательного с элементами концентрического подхода построения курса. Теоретической базой служит авторская Программа по редакцией Новошинского И.И. и Новошинской Н.С. для профильного обучения.

Программа определяет содержание профильного курса химии и предназначается для использования в 11 классах профильных групп общеобразовательных школ. Профильный уровень обучения предусматривает углубленное и расширенное изучение курса Общей химии и целенаправленную подготовку учащихся к продолжению образования в области естественнонаучных и технических дисциплин. В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по курсу химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии к уровню подготовки выпускников.

В основу положен принцип развивающего обучения с опорой на базовый материал, изученный в 8–9 и 10 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.

Курс химии 11 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей и физической химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды и ряд других тем, входящих в Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии.

Особое внимание уделено тесной взаимосвязи строения вещества и их важнейших свойств, генетической связи между неорганическими и органическими соединениями разных классов, между всеми веществами в природе. Объектами особого внимания являются вопросы, касающиеся физической сущности химических процессов.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Экспериментальная часть составлена с учётом возможностей химического кабинета и включает эксперимент, имеющий познавательную и методическую ценность.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.





Общая химия

11 класс

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ



I. СТРОЕНИЕ АТОМА. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА.

Тема 1

Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (12ч)


Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра — важнейшая характеристика атома.

Развитие представлений о сложном строении атома. Нуклиды и изотопы.

Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Понятие о квантовых числах. Форма s-, p-, d-, f- орбиталей. Принцип Паули. Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Принцип наименьшей энергии и электронная формула атома. Электронная классификация элементов: s-, p, d-, f-семейства. Валентные электроны s-, p-, d-, f-элементов. Правило Хунда. Электронные формулы и орбитальные схемы (электронно-графические формулы) химических элементов.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка периодического закона. Структура Периодической системы. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Физический смысл номеров периода и группы. Изменение характеристик и свойств атомов элементов и их соединений (вертикальная и горизонтальная периодичность, диагональное сходство).

Физический смысл периодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Двойственное положение водорода в периодической системе.

Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира. Варианты периодической системы.

Тема 2

Строение вещества. (21 ч)


Химическая связь: основные типы химической связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный. Различные подходы к классификации ковалентной связи: по полярности, по кратности, по электронному механизму образования. Основные характеристики ковалентной связи: энергия связи, длина связи, валентные углы, насыщаемость, направленность и поляризуемость. σ-связь и π-связи. Параметры, определяющие прочность ковалентной связи.

Валентность и валентные возможности атома в свете теорий строения атома и химической связи. Валентные электроны и валентные орбитали (орбитали с неспаренными электронами, неподеленными электронными парами, свободные орбитали). Основное и возбужденное состояние атома.

Гибридизация атомных орбиталей. Виды гибридизации атомных орбиталей. Пространственное строение (геометрия) молекул (линейные, треугольные, тетраэдрические, пирамидальные и угловые молекулы). Полярность молекул. Полярные и неполярные молекулы. Зависимость типа молекул от вида химической связи и строения молекул.

Строение и классификация органических веществ. Изомерия и её виды. Влияние полярности связей на свойства вещества.

Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи.

Атомы и ионы. Заряд ионов.

Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Влияние водородной связи на физические свойства веществ. Значение водородных связей в биохимических процессах.

Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Единая природа химической связи. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Кристаллические и аморфные вещества.

Типы кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические.


II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 3

Химические реакции и закономерности их протекания. (17ч)


Сущность химической реакции. Различные подходы к классификации химических реакций Энергетика химических процессов. Энергия активации. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект. Термохимические уравнения. Гомогенные и гетерогенные реакции

Стандартная теплота (энтальпия) образования химических соединений. Понятие об энтропии.. Условия принципиальной возможности протекания реакции.

Скорость реакции.. Скорость гомо- и гетерогенных реакций. Механизм реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс. Константа скорости реакции. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Катализаторы: двухстадийный механизм действия катализаторов. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в интенсификации технологических процессов.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Равновесные концентрации. Константа равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (температура, давление и концентрация реагентов). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.

Практическое занятие № 1

Зависимость скорости химической реакции от различных факторов.


Тема №4

Растворы. Свойства растворов (8 часов)


Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Кристаллогидраты. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Способы выражения состава растворов. Массовая доля растворенного, молярная концентрация. Расчет массовой доли растворенного вещества. Вычисление растворимости веществ в воде вещества.

Значение растворов в жизнедеятельности организмов, быту, промышленности.

Тема 5

Дисперсные системы. (7 ч)

Дисперсные системы. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Образование дисперсных систем в природе, их роль. Виды грубодисперсных систем. Свойства грубодисперсных систем. Истинные растворы.

Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Кристаллогидраты. Способы выражения состава растворов. Массовая доля растворенного, молярная концентрация. Расчет массовой доли растворенного вещества. Значение растворов в жизнедеятельности организмов, быту, промышленности.

Способы разделения смесей веществ.

Тема 6

Химические реакции в водных растворах (19 ч)

Электролитическая диссоциация. Зависимость диссоциации от характера химических связей в электролитах. Степень диссоциации электролитов. Факторы, влияющие на степень диссоциации. Слабые и сильные электролиты. Диссоциация воды. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Роль водородного показателя в химических и биологических процессах. Произведение растворимости.

Положение элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их гидроксидов. Современные представления о природе кислот и оснований.

Реакции ионного обмена. Условия необратимого протекания реакции: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита или комплексного иона.

Реакции, протекающие до состояния равновесия. Реакции, не протекающие в растворе.

Гидролиз солей. Обратимый гидролиз солей. Сущность процесса гидролиза. Различные случаи гидролиза солей. Степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза. Ступенчатый гидролиз. Гидролиз солей в свете протонной теории. Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей. Необратимый (полный) гидролиз солей и бинарных соединений. Механизм полного гидролиза солей.

Практическое занятие № 2

Гидролиз солей.

Тема 7

Окислительно-восстановительные реакции. (6 ч)


Степень окисления и валентность. Правила определения степеней окисления атомов в соединениях. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восстановительная двойственность. Изменение окислительно-восстановительных свойств простых веществ в зависимости от положения образующих их элементов в Периодической системе Д. И. Менделеева.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.

Классификация окислительно-восстановительных реакций (межмолекулярные, внутримолекулярные и реакции диспропорционирования).

Органические вещества в окислительно-восстановительных реакциях. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.

Тема 8

Электрохимия. (9ч)

Окислительно-восстановительные свойства электрического тока. Химические источники тока (гальванические элементы). Электрохимический ряд напряжений металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов.

Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Электролиз с растворимым анодом. Применение электролиза в промышленности. Аккумуляторы.

Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование, изменение свойств агрессивной среды.



III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА

Тема 9

Основные классы неорганических соединений (24ч)


Обобщение свойств важнейших классов неорганических соединений.

Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам.

Способы получения, физические свойства. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства оксидов.

Гидроксиды. Основания, классификация, способы получения и химические свойства. Кислоты, классификация, номенклатура, способы получения и химические свойства.

Окислительно-восстановительные свойства кислот.

Амфотерные гидроксиды, получение и химические свойства.

Водородные соединения. Классы: летучие водородные соединения неметаллов и гидриды металлов. Кислотно-основные свойства ВС Окислительно-восстановительные свойства ВС.

Соли. Средние соли, номенклатура, способы получения и химические свойства.

Окислительно-восстановительные свойства средних солей. Термическое разложение нитратов и солей аммония

Кислые соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. Перевод кислых солей в средние..

Основные соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. Перевод основных солей в средние. Получение и свойства средних, кислых и основных солей.

Комплексные соединения. Состав комплексного соединения: комплексообразователь, лиганды. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сферы комплексного соединения. Классификация комплексных соединений: соединения с комплексным анионом, комплексным катионом, нейтральные комплексы. Номенклатура комплексных соединений. Составление формулы комплексного соединения. Механизм образования комплексных соединений. Донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователя и лигандов. Диссоциация и определение комплексных соединений. Примеры реакций с участием комплексных соединений. Значение комплексных соединений в химической технологи и жизнедеятельности организмов.

Двойные и смешанные и комплексные соли.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Качественные реакции на катионы и анионы.

Практическое занятие № 4

Распознавание неорганических веществ.


Тема 10

Неметаллы и их соединения (12 ч)


Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периодической системе элементов. Особенности строения их атомов. Способы получения неметаллов и их физические свойства. Аллотропные модификации кислорода, серы, фосфора, углерода и их свойства. Озон: свойства и значение озона. Химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства в реакциях с более электроотрицательными неметаллами (кислород, фтор, хлор и др.), сложными веществами — окислителями (азотная и концентрированная серная кислоты и др.). Взаимодействие углерода и водорода с оксидами.

Реакции диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы с щелочами, хлора и брома с водой.

Соединения неметаллов. Водородные соединения неметаллов. Получение, отношение к воде, изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах. Окислительно-восстановительные свойства водородных соединений неметаллов. Реакции, протекающие без изменения степени окисления атома неметалла.

Кислородные соединения неметаллов. Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды. Зависимость кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов от степени окисления неметалла. Химические свойства (реакции, протекающие с изменением и без изменения степени окисления атома неметалла).

Пероксид водорода. Состав молекулы, окислительно-восстановительные свойства, реакция диспропорционирования, применение.

Благородные газы. Получение, физические и химические свойства, применение.


Тема 11

Металлы и их соединения. (20 ч)


Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Общие способы получения металлов и их физические свойства. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами — неметаллами, со сложными веществами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами-окислителями (азотная и концентрированная серная), растворами солей, расплавами щелочей в присутствии окислителей.

Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.

Металлы, образованные атомами d-элементов. Общая характеристика d-элементов. Особенности строения атомов и свойств соединений.

Хром. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства хрома. Оксиды и гидроксиды хрома(II), (III), (VI). Хромовая и дихромовая кислоты и их соли. Комплексные соединения. Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома. Применение хрома, его сплавов и соединений.

Марганец. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства марганца. Оксиды и гидроксиды марганца(II), (IV), (VII). Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца. Применение марганца, его сплавов и соединений.

Железо. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства железа и его соединений (оксиды, гидроксиды, соли и комплексные соединения). Применение железа, его сплавов и соединений.

Медь Общая характеристика элементов подгруппы меди. Строение атомов и степени окисления. Распространение в природе, получение, физические и химические свойства меди. Оксиды, гидроксиды и комплексные соединения меди.

Цинк. Общая характеристика элементов подгруппы цинка. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида. Соли цинка. Применение цинка, его сплавов и соединений.

Ртуть. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства ртути и ее соединений, применение. Токсичность ртути и ее соединений. Правила безопасности при использовании в быту приборов, содержащих ртуть.

.

Практическое занятие № 4

Соединения марганца и хрома.

Практическое занятие № 5

Соединения меди и железа.





IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Тема 12

Химия. Научные основы производства. (16 ч)


Производство серной кислоты и аммиака: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления.

Металлургия, получение металлов и сплавов. Промышленное получение чугуна и стали. Электрохимическое получение алюминия.

Общие научные принципы химического производства. Применение в организации химических производств на основе современных методов оптимизации и управления. Необходимость экологической экспертизы новых технологий.


Охрана атмосферы. Значение атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные загрязнители и источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.

Охрана гидросферы. Значение гидросферы. Вода в природе. Вода — универсальный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнений.

Охрана почвы. Почва — основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.

Химия как необходимая научная основа разработки мер борьбы с загрязнением окружающей среды, научно обоснованных норм природопользования, ограничения потребления природных ресурсов.

Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода, воды.

Схема безотходного производства.

Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды).





ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ХИМИИ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ.


  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;

  • устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в периодической системе;

  • анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением;

  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

  • составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;

  • характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

  • характеризовать закономерности в изменении химических свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;

  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических и органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения;

  • определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов;

  • устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;

  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

  • устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения;

  • подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических веществ;

  • определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности;

  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

  • обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в промышленности и быту;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

  • проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;

  • 1представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.

  • формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

  • интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико-химических методов;

  • описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово-механических представлений о строении атома.

  • прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов

  • давать определения изученным понятиям;

  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии;

  • объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;

  • обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;

  • структурировать учебную информацию;

  • самостоятельно добывать новое для себя химическое знание, используя для этого доступные источники информации;

  • прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;


Учебно-тематическое планирование.


темы

Изучаемая тема

Число учебных часов

Общее

Контрольных

работ

Практических занятий

I. СТРОЕНИЕ АТОМА. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА.

Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева





12



Строение вещества

21

1


II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Химические реакции и закономерности их протекания.



17

1

1

Растворы. Свойства растворов



8



Дисперсные системы

7



Химические реакции в водных растворах


19


1

Окислительно-восстановительные реакции

6



Электрохимия

9



III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА

Основные классы неорганических соединений



24

1

1

Неметаллы и их соединения

12



Металлы и их соединения

20


2

IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Химия. Научные основы производства.

16




Резерв

4



ИТОГО:

175

3

5


Календарно-тематическое планирование


Урока по КПТ

Урока в теме

Тема. Содержание урока.

Примечание


СТРОЕНИЕ АТОМА. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА.



Тема №1

Строение атома. Периодический закон и Периодическая система элементов ДИ Менделеева. (14 часов)


Вводный инструктаж по ТБ.Развитие представлений о сложном строении атома. Химический элемент.

Нуклиды: изотопы и изобары


Практическое значение изотопов. Превращение химических элементов. Упражнения


Периодический закон в свете теории строения атома. Структура ПС. Подходы классификации химических элементов: s-, p-, d-, f- элементы, металлы и неметаллы. Электронные формулы атомов, орбитальные схемы.


Квантовые числа.


Электронные формулы элементов больших периодов: лантаноидов и актиноидов.

Электронно-графические формулы атомов и ионов. Возбуждённое состояние атома.


Основные характеристики ХЭ и их периодическое изменение в периодах и в группах. Электроотрицательность


Основные характеристики ХЭ:, степень окисления и валентность, их периодическое изменение.


Закономерное изменение свойств ХЭ и простых веществ в периодической системе.



Валентные возможности атомов.


Валентные возможности атомов. Основное и возбуждённое состояние атомов. Валентность и степень окисления


Двойственное положение водорода в ПС.

Значение Периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира. Варианты периодической системы.



Тема 2

Строение вещества.

(19 часов)


Типы химической связи. Ковалентная связь. Механизмы образования КС: обменный и донорно-акцепторный. Основные характеристики ХС:


Ковалентная связь. Различные подходы к классификации ковалентной связи.


Различные подходы к классификации ковалентной связи: Сигма- и Пи- связи, полуторная связь.


Пространственное строение молекул.


Пространственное строение молекул. Гибридизация.


Полярные и неполярные КС. Полярность связи и полярность молекул.


Водородная связь, её значение.

Ионная связь. Ионные соединения. Свойства ионных соединений. Энергия ионизации.


Кристаллическое строение вещества. Кристаллические решётки. Влияние строения на свойства веществ.


Аморфное строение вещества.


Металлическая связь. Свойства металлов, обусловленные металлической связью.


Взаимосвязь свойств веществ и строения.

Обобщающее повторение: влияние полярности связей на свойства.


Повторение особенности строения органических веществ: кратность и особенность связей


Обобщающее повторение: изомерия и её виды


Обобщающее повторение: пространственные виды изомерии.


Обобщение и систематизация знаний по темам №1 и №2

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 «Строение атома. Строение вещества»


Коррекция ошибок КР №1




II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ




Тема №3

Химические реакции и закономерности их протекания (17 часов)


Различные подходы к классификации химических реакций.


Энергетика химических реакций. Условия протекания и возможность протекания ХР.


Гомогенные и гетерогенные реакции.

Скорость химической реакции. Кинетические уравнения.


Зависимость скорости реакции от различных факторов.


Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа.


Выполнение заданий на управление скоростью реакций.


Каталитические реакции с органическими и неорганическими веществами. Катализаторы и Катализ.

Расчёты по термохимическим уравнениям


Расчёты по термохимическим уравнениям


Практическое занятие №1 «Скорость химической реакции» Инструктаж по ТБ.


Обратимые реакции. Химическое равновесие.


Управление химическим равновесием. Принцип Ле-Шателье.

Факторы смещения химического равновесия.


Выполнение заданий на смещение химического равновесия.


Выполнение заданий на смещение химического равновесия. Обобщение и систематизация знаний по теме №3


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 «Закономерности протекания химических реакций»




Тема №4

Дисперсные системы. (7 ч)


Коррекция ошибок КР №2 Дисперсные системы. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем.

Виды грубодисперсных систем. Свойства грубодисперсных систем.


Аэрозоли: свойства, образование, роль в природе.


Гидрозоли: свойства, образование, роль в природе.


Твёрдые золи: свойства, образование, роль в природе.


Превращение и изменение ДС

Смеси и чистые вещества. Способы разделения смесей веществ. Обобщение



Тема №5

Растворы. Свойства растворов (8 часов)


Растворимость веществ в воде. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов в жизнедеятельности организмов, быту, промышленности.


Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления.


Способы выражения состава растворов. Массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.


Кристаллогидраты.

Расчет массовой доли растворенного вещества.


Расчет массовой доли растворенного вещества.


Применение и значение растворов. Приготовление раствора с заданной концентрацией.


Обобщение: растворы, концентрация растворов.



Тема №6

Химические реакции в водных растворах.

(19 часов)


Электролитическая диссоциация. Слабые и сильные электролиты.

Степень диссоциации электролитов. Зависимость диссоциации от характера химических связей в электролитах.


Современные представления о природе кислот и оснований.


Основность кислот. Ступенчатая диссоциация кислот


Реакции ионного обмена. Условия необратимого протекания реакции: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита или комплексного иона.

Свойства кислот как электролитов. Упражнения в составлении РИО


Свойства оснований как электролитов. Упражнения в составлении РИО


Классификация солей. Свойства солей как электролитов.


Диссоциация воды. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Роль водородного показателя в химических и биологических процессах.


Гидролиз неорганических солей. Сущность процесса гидролиза.


Различные варианты гидролиза неорганических солей. Упражнения в написании уравнений гидролиза

Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей.


Гидролиз бинарных соединений. Гидролиз органических соединений


Практическое занятие № 2 Гидролиз солей. РИО. Инструктаж по ТБ.


Обобщение по теме «Химические реакции в водных растворах».


Комплексные соединения. Механизм образования комплексных соединений. Комплексообразователь, лиганды.

Номенклатура комплексных соединений. Составление формулы комплексного соединения.


Примеры реакций с участием комплексных соединений.


Примеры реакций с участием комплексных соединений. Обобщение.



Тема №7

Окислительно – восстановительные реакции.

(6 часов)


Правила определения степеней окисления атомов в соединениях. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.


Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Степень окисления и валентность.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. (На примере свойств азотной кислоты)


Упражнения на составление электронного баланса. Классификация окислительно-восстановительных реакций (межмолекулярные, внутримолекулярные и реакции диспропорционирования).


Упражнения на составление электронного баланса.


Органические вещества в окислительно-восстановительных реакциях. (Проверочная работа)



Тема 8

Электрохимия. (9 ч)


Химические источники тока (гальванические элементы).

Электрохимический ряд напряжений металлов.


Электролиз Окислительно-восстановительные свойства электрического тока.


Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами.


Выполнения упражнений на различные варианты электролиза.


Применение электролиза в промышленности. Аккумуляторы. Выполнения упражнений на различные варианты электролиза.

Обобщение. (Проверочная работа)

Коррозия металлов. Химическая коррозия металлов


Электрохимическая коррозия.


Способы защиты металлов от коррозии.

Обобщение электрохимии и ОВР



III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА



Тема 9

Основные классы неорганических соединений (24 ч)



Различные подходы к изучению свойств вещества. Общие понятия.


Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам. Способы получения, физические свойства.


Зависимость свойств оксидов от характеристик образующего элемента. Кислотные оксиды, химические свойства.

Основные и амфотерные оксиды, химические свойства.


Гидроксиды. Основания, классификация, способы получения и химические свойства.


Кислоты, классификация, номенклатура, способы получения и химические свойства. Сила кислот.


Соответствие кислотных оксидов и гидроксидов.

Окислительные свойства азотной кислоты.


Окислительные свойства концентрированной серной кислоты


Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Обобщение.


Амфотерные оксиды и гидроксиды, получение и химические свойства.


Водородные соединения. Классы: летучие ВС и гидриды.


Кислотно-основные свойства летучих водородных соединений

Окислительно-восстановительные свойства летучих водородных соединений.


Соли. Средние соли, номенклатура, способы получения и химические свойства.


Окислительно-восстановительные свойства средних солей. Термическое разложение нитратов.


Кислые соли и основные соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. Перевод кислых солей в средние и наоборот.


Основные, двойные и смешанные соли.

Генетическая связь между классами сложных веществ.


Обобщение и закрепление знаний о классах сложных веществ.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 «Вещества и их свойства»


Качественные реакции на катионы и анионы.


Качественные реакции на катионы и анионы.

Практическое занятие № 3 Распознавание неорганических веществ. Инструктаж по ТБ.




Тема 10

Неметаллы и их соединения. (12 ч)


Общий обзор неметаллов. Неметаллы в Периодической системе элементов. Особенности строения их атомов. Коррекция ошибок КР № 3


Аллотропные модификации важнейших неметаллов.


Озон: свойства и значение озона.

Благородные газы


Способы получения важнейших неметаллов


Химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов.


Окисление неметаллов сложными веществами — окислителями: азотной и концентрированной серной кислотами.


Реакции неметаллов со щелочами.


Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды. Зависимость кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов от степени окисления неметалла.

Оксикислоты хлора и их соли: получение и свойства.


Оксикислоты фосфора и их соли: получение и свойства.


Пероксид водорода. Особенность строения. Окислительно-восстановительная двойственность пероксида водорода.




Тема 11

Металлы и их соединения (20 ч)



Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Кристаллическое строение. Физические свойства.

Металлы подгрупп (А) и (В). Общая характеристика d-элементов. Особенности строения атомов и свойств соединений. Восстановительные свойства металлов


Способы получения металлов.


Взаимодействие металлов с простыми веществами и с водой.


Взаимодействие металлов со сложными веществами: кислотами, щелочами, оксидами, солями.


Алюминий. Особенность свойств. Амфотерность алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома и степени окисления. Химические свойства железа и его соединений (оксиды, гидроксиды, соли и комплексные соединения).


Выполнение упражнений на свойства алюминия и железа.


Марганец. Строение атома и степени окисления. Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца. Оксиды и гидроксиды марганца(II), (IV), (VII).


Окислительные свойства перманганата калия. Влияние среды.


Реакции с участием перманганата калия и дугих соединений марганца.

Окисление органических соединений перманганатом калия.


Хром. Строение атома и степени окисления. Оксиды и гидроксиды хрома(II), (III), (VI). Зависимость свойств от степени окисления.


Хромовая и дихромовая кислоты и их соли.


Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома.


Реакции с участием соединений хрома.

Практическое занятие № 4 Свойства соединений металлов побочных подгрупп . Инструктаж по ТБ.


Медь. Строение атома и степени окисления. Химические свойства меди и его соединений (оксиды, гидроксиды, соли и комплексные соединения).


Обобщение.




IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Тема 12

Химия. Научные основы производства. (13 ч)


Производство серной кислоты контактным способом. Сырьё. 1-II стадии производства.

Производство серной кислоты контактным способом. III-V стадии производства. Общие научные и технологические принципы химического производства.


Производство аммиака. Закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий.


Металлургия, получение металлов и сплавов. Металлургическое сырьё. Чугун и сталь - важнейшие сплавы, их свойства и применение.


Производство чугуна в доменных печах. Шихта.


Химизм доменного производства.

Технологии производства стали.


Химизм выплавки стали


Электрохимическое получение алюминия.


Обобщение по теме «Металлургия»


Производство силикатных материалов.

Значение атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные загрязнители и источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.


Охрана гидросферы. Значение гидросферы. Вода в природе. Вода — универсальный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнений.


Охрана почвы. Почва — основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.

Химия как необходимая научная основа разработки мер борьбы с загрязнением окружающей среды, научно обоснованных норм природопользования, ограничения потребления природных ресурсов.

Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода, воды.

Схема безотходного производства.

Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды).


Решение комплексных расчётных задач


Решение комплексных расчётных задач


Решение комплексных расчётных задач

Резерв


Резерв


Резерв










ЛИТЕРАТУРА.


  1. 1http://standart.edu.ru/

  2. http://malodschool.ucoz.ru/ogigina/noshinskaja_programma_po_khimii_10-11_profil.pdf

  3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С., «Химия 11», М., «Русское слово», 2013.

  4. Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г., «Химия 11», М., «Просвещение», ОАО «Московские уучебники», 2010.

  5. Минченков Е.Е., Журин А.А., «Химия 11», « Ассоциация XXI век», 2007 год

  6. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2012 г. государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии [Электронный ресурс] - http://www.fipi.ru/view/sections/218/docs/515.html - 22.08.2012 г.- загл. с экрана.

  7. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по химии [Электронный ресурс] - http://www.ege.edu.ru/ru/organizers/codifier_subjects/- 22.08.2012 г. - загл. с экрана.

  8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

  9. Маршанова Г.Л., Оржековский П.А. Методические рекомендации по составлению рабочей программы //Химия в школе. – 2012. №3. – с.29-37.

  10. Оржековский П.А., Маршанова Г.Л. Обучение химии, ориентированное на выполнение требований нового образовательного стандарта основной школы //Вестник Московского образования. – 2011. №13. – с.10-28.

  11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. http://window.edu.ru/resource/594/75594

  12. Примерные программы учебных предметов. Химия. 8-9 классы: проект.//М.: Просвещение, 2011.

  13. Примерные программы учебных предметов. Химия. 10-11 классы: проект.//М.: Просвещение, 2010.

  14. Примерное положение о рабочей программе [Электронный ресурс] - http://omczo.org/publ/393-1-0-3191 - 30.10.2011 г. - загл. с экрана.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!