ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 4»
Принята на заседании педагогического совета 30.08.2021 протокол №1 | | Утверждена приказом директора школы от 30.08.2021г. №1 |
Рабочая программа
индивидуально-групповых занятий
по русскому языку для 5 класса
на 2021 – 2022 учебный год
1 ч. в неделю, 34 ч.
Авторы УМК: В.В.Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова «Программа по русскому языку. 5-9 классы», изданная в сборнике «Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.И.Харитонова». – М.: Дрофа. 2012
Учебники:
1. Русский язык.Теория. 5-9 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2015.
2. Русский язык. Практика 5 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2020.
3. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учебник /Е.И.Никитина – М.: Дрофа, 2020.
Автор-составитель: Минеева Е.А.,
учитель русского языка и литературы
г . Кстово 2021 г.
Содержание
Планируемые результаты | Стр.3 - 6 |
Содержание учебного предмета | Стр. 6 -8 |
Тематическое планирование уроков русского языка | Стр. 8 |
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Метапредметные результаты
владение всеми видами речевой деятельности: понимание информации устного и письменного сообщения ( темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным:, изучающим) текстов разных стилей и жанров; восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников; пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов.
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Цели и задачи индивидуально-групповых занятий
Индивидуально-групповые занятия по русскому языку в 5 классе направлены на достижение следующих целей:
• закрепить круг знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации;
• выработать у учащихся на этой основе прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;
• обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Прочные и осознанные умения и навыки правильного письма вырабатываются в процессе постоянно осуществляемой системы тренировочных упражнений. Такая систематическая работа в выработке прочных орфографических и пунктуационных навыков достигается как на уроках, так и на индивидуально - групповых занятиях.
Работа на индивидуально - групповых занятиях должна вестись таким образом, чтобы воспитать у учащихся стремление овладеть русским языком.
Место предмета в учебном плане
Учебный план школы предусматривает на индивидуально-групповые занятия по русскому языку в 5 классе 34 часов (1 час в неделю).
В результате усвоения содержания программы индивидуально-групповых занятий ученик должен овладеть следующими умениями и навыками:
• уметь производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слова; синтаксический разбор предложения (с двумя главными членами);
• составлять простые и сложные предложения изученных видов;
• разъяснять значение слов и правильно употреблять их;
• находить орфограммы и пунктограммы, соответствующие изученному языковому материалу, уметь обосновывать правильное написание слов и постановку знаков препинания.
• правильно ставить знаки препинания при обращении;
• правильно ставить знаки препинания между однородными членами предложения, не связанными союзами и связанными союзами а, но, и (который употребляется один раз), а также между частями сложного предложения перед а, и, но, чтобы, потому что, когда, который, что;
• правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью;
• правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках;
• правильно писать буквы з и с на конце приставок;
• правильно писать чередующиеся гласные она в корнях -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-;
• правильно писать буквы е и о после шипящих в корне, ы и и после ц;
• правильно употреблять большую букву и кавычки в собственных наименованиях;
• правильно писать буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных;
• правильно писать гласные в падежных окончаниях имен существительных на ия,-ие,-ий;
• правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую;
• правильно писать чередующиеся гласные е и И в корнях;
• правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов;
• правильно писать букву ь после шипящих на конце глаголов, не с глаголами;
• правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Содержание рабочей программы
Вводный курс. Повторение изученного в 1 – 4 х классах. (5ч.)
Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в приставках.
Гласные И, А,У после шипящих.
Отработка фонетического и орфографического разбора слова.
Морфология и орфография (7 час):
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Правописание безударных гласных Е-И в окончаниях существительных.
Правописание Ь после шипящих в именах существительных. Буква Ь в глаголах 2 лица ед.числа.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола.
Орфограмма «-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах».
Правописание НЕ с глаголами.
Служебные части речи. Предлог. Раздельное написание предлогов с именами.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределённых местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Синтаксис и пунктуация (13 часов)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительные в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединёнными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочинённые предложения.
Сложноподчинённые предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Запятая между частями сложного предложения.
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними).
Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
Морфемика. Словообразование. Орфография (6 часов)
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращённых слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных а — о.
Правописание корней с чередованием гласных е — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).
Правописание приставок роз- (рос-) — раз- (рас-).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Тест. Стили и типы текста (повторение) 2 ч.
3.Тематическое планирование уроков русского языка
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Вводный курс. Повторение изученного в 1 – 4 х классах. | 5 |
2 | Морфология и орфография | 7 |
3 | Синтаксис и пунктуация | 13 |
4 | Морфемика. Словообразование. Орфография | 6 |
5 | Тест. Стили и типы текста (повторение) | 2 |
6 | Резерв | 1 |
| Итого: | 34 |