СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для детей с умственной отсталостью в 1 классе по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для детей с умственной отсталостью в 1 классе по окружающему миру»



Адаптированная рабочая программа

Предмет: мир природы и человека

Класс 1

Всего часов 66

Количество часов в неделю 2






Никитюк Лидия Иосифовна

учитель начальных классов





с. Молчаново, 2019 год











Пояснительная записка к курсу «Мир природы и человека».

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • программы для 0-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией И.М. Бгажноковой, Москва «Просвещение», 2011 г.

  • учебным планом МАОУ «Молчановская СОШ №2».



Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости, которые характеризуется уровнем развития ниже возрастной нормы.

В программе сохранено изменено основное содержание общеобразовательной школы и учитываются индивидуальные особенности учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также специфика усвоения им учебного материала. Программа строит обучение детей с умственной отсталостью на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.



Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальных отклонений)

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями) — это дети, имеющее недостатки в умственном развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с умственной отсталостью – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения умственной отсталости могут фигурировать хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы, значительная недоношенность, нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма), гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы.

Данная категория обучающихся характеризуется стойким, выраженным недоразвитием познавательной деятельности, вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы. Развитие обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность обучающихся и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с умственной отсталостью зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения умственного развития у обучающихся с умственной отсталостью определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с умственной отсталостью и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения умственного развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования.

В 1 «Б» классе 17 человек, двое из которых имеют диагноз ОВЗ (умственная отсталость 8.1)


Вариант 8.1 предполагает, что обучающийся с ОВЗ (умственная отсталость) получает образование получает образование, которерасходится по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального общего образования обучающимися с умственной отсталостью пролонгируются с учетом умственных возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет (с обязательным введением первого дополнительного класса). Объем знаний и умений по основным предметам сокращается существенно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.



Рабочая программа реализует следующие цели обучения:


  • создание условий для формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у младших школьников понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.


Изучение предмета способствует решению следующих задач:


  • Формировать у детей представления о живой и неживой природе, об основных ее элементах;

  • На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи неживой и живой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

  • Формировать представления о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснить роль Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;

  • Выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;

  • Сформировать знания обучающихся о природе своего края;

  • Сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;

  • Воспитание интереса и бережного отношения к природе.




Общая характеристика учебного предмета:



Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.

Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно, с опорой на учебный план конкретного образовательного учреждения. На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты,муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описанийобъектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.

Место курса в учебном плане.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение математики в школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе - 66 часов (2 ч в неделю, 33 учебные недели).

Программой предусмотрено проведение:

1) проверочных работ: 3



Результаты освоения учебного предмета.


Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

умением всту­пать в контакт и работать в группах;

умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:

входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой);

организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися);

использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

правильно и точно называть изученные объекты, яв­ления, их признаки;

различать объекты живой и неживой природы;

выделять части растений; узнавать в природе и на ри­сунках деревья, кусты, травы;

называть наиболее распространённых диких и домаш­них животных своей местности;

называть и показывать органы чувств человека, объ­яснять их назначение;

соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.



Тематическое планирование по учебному предмету «Мир природы и человека»


Раздел

Количество часов

1

Неживая природа

8 ч

2

Сезонные изменения в природе

18 ч

3

Живая природа. Растения

11 ч

4

Живая природа. Животные

11 ч

5

Живая природа. Человек

18 ч


Итого

66 ч



Календарно-тематическое планирование уроков мир природы и человека



Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые результаты (личностные и предметные)

Дата по плану

Дата по факту

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Предметные УУД

Мин. уровень

Достаточный уровень


Неживая природа

1

Земля и солнце

1

Влияние Солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

умением вступать в контакт и работать в группах;

умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

умение обращаться за помощью и принимать помощь;

умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой);


правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;



2

Значение Солнца

1



3

Солнце и жизнь растений

1



4

День и ночь

1



5

Небо днем и ночью

1



6

Сутки

1



7

Занятие людей в течение суток

1



8

Режим дня

1



Сезонные изменения в природе

9

Осень

1

Причины сезонных изменений. Рассматривание иллюстраций. Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав.

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

умением вступать в контакт и работать в группах;

умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

умение обращаться за помощью и принимать помощь;

умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой);

организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися);

использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

различать объекты живой и неживой природы;

выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.




10

11

Признаки осени

2

Признаки осени.



12

Занятия и одежда осенью

1

Одежда людей, игры детей осенью.



13

Погода. Календарь природы

1

Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре сроков осенних каникул, времени занятий и отдыха



14

Зима

1

Причины сезонных изменений. Рассматривание иллюстраций.

Наблюдение: зимний покой деревьев.

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.




15

16

Признаки зимы

2

Признаки зимы.

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.



17

Занятия и одежда зимой

1

Одежда людей, игры детей зимой.



18

Погода. Календарь природы

1

Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов зимних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней



19

Весна

1

Причины сезонных изменений. Рассматривание иллюстраций.

Наблюдения: набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев.



20

Признаки весны

1

Признаки весны.



21

Занятия и одежда весной

1

Одежда людей, игры детей весной.



22

Погода. Календарь природы

1

Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов весенних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней



23

Лето

1

Причины сезонных изменений. Рассматривание иллюстраций. Наблюдения: цветение плодоносных кустарников и домашних цветов.



24

Признаки лета

1

Признаки лета.



25

26

Занятия и

одежда летом

2

Одежда людей, игры детей летом.




Живая природа. Растения

27

Растения

1

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.


умением всту­пать в контакт и работать в группах;

умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой);

организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися);

использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

различать объекты живой и неживой природы;

выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;




28

Строение и сходство растений

1

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Сходства растений.



29

Различия растений

1

Различия растений.



30

Разнообразие цветов

1

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: цветение. Виды цветов.

Разнообразие их цветения.



31

Семена

1

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: семян. Виды семян. Их форма и многообразие.



32

33

Плоды растений

2

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: образование плодов. Виды плодов. Форма плодов. Разнообразие плодов.



34

Приспособление растений к сезонным изменениям

1

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: приспособление к смене времен года.



35

Уход за растениями

1




36

Приспособления растений к условиям жизни

1

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.



37

Растения

Проверочная работа № 1

1

Обобщение имеющихся знаний по теме: «Растения».



Живая природа. Животные

38

Животные

1

Общие представления о мире животных.

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

умением всту­пать в контакт и работать в группах;

умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой);

организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися);

использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

различать объекты живой и неживой природы;

выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности

интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;




39

Строение и сходство животных

1

Выделение и показ частей тела у животных.



40

41

Различие животных

2

Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке. Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит».



42

Детеныши животных

1

Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных)



43

44

Домашние животные

2

Определение и называние животных по рисунку. Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти). Составление описательного рассказа о домашнем животном



45

Дикие животные

1

Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных.



46

Приспособление животных к различным условиям обитания

1

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.



47

Приспособление животных к временам года

1

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных)



48

Животные

Проверочная работа № 2

1

Обобщение ранее полученных знаний по теме: «Животные»




Живая природа. Человек

49

Человек

1

Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст).

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.


умением всту­пать в контакт и работать в группах;

умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой);

организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися);

использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.


называть и показывать органы чувств человека, объ­яснять их назначение;

соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;


знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.




50

51

Части тела человека

2

Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Отработка навыков пространственной ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста.

Отработка навыков обращения к сверстнику, взрослому (имя, фамилия). Дидактическая игра «Части тела».



52

Гигиенические навыки

1

Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом. Задания на дифференциацию предметов по назначению.



53

Лицо человека

1

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе. Рассматривание изображений лица человека, определение пола, возраста. Определение настроения по картинке.




54

55

Глаза

2

Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза».

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения.



56

57

Уши

2

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: ухо – орган слуха.

Определение функции уха по рисункам. Отгадывание загадок. Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (уши слух), предложениями (уши – орган слуха). Разучивание правил гигиены слуха. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос». Объяснение смысла выражения «ушки на макушке».



58

59

Нос

2

Определение функции носа по рисункам. Практическая работа «Узнай по запаху». Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание), предложениями (нос – орган обоняния и дыхания). Разучивание правил гигиены носа. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос».



60

61

Рот

2

Дифференциация предметов по функциям. Практическая работа «найди предметы для чистки зубов». Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый). Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды. Отгадывание загадок. Объяснение выражения «держать язык за зубами»



62

63

Кожа

2

Определение свойств предмета. Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек»). Работа с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах и ожогах. Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» по рисункам



64

Осанка

1

Правильная осанка человека.

Правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки.



65


Скелет и мышцы человека

1

Прослушивание текста, ответы на вопросы. Практическая работа с текстом учебника. Определение мышц на теле человека (практическое). Работа с опорными словами (скелет, мышцы). Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц.



66

Человек.

Проверочная работа № 3

1

Обобщение ранее полученных знаний по теме: «Человек»





Планируемые результаты изучения учебного предмета

Минимальный уровень:

правильно и точно называть изученные объекты, яв­ления, их признаки;

различать объекты живой и неживой природы;

выделять части растений; узнавать в природе и на ри­сунках деревья, кусты, травы;

называть наиболее распространённых диких и домаш­них животных своей местности;

называть и показывать части тела человека, органы чувств, объ­яснять их назначение.

Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях

выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой природы

классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким признакам

замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о них

уметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить пример



Критерии и нормы оценки результатов освоения АООП обучающихся


Во время обучения в 1 и 1 дополнительном классах целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся с умственной отсталостью продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

Оценка достижения обучающимися предметных результатов ведётся в ходе выполнения проверочных работ. В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Допустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (кружочки, квадраты, треугольники, цветочки и т.д.). Допускается словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неправильно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других», словесная похвала и т.д.

Само – и взаимооценка осуществляется с помощью самооценочной ленты «Светофор», представляющей собой полоску бумаги, на которой, как на светофоре, есть три цвета: красный, желтый, зеленый:

  • зелёный - если у детей нет вопросов по теме урока, путь открыт, они могут идти дальше и показывают зеленый сигнал;

  • жёлтый - если дети сомневаются в своих знаниях, не могут с уверенностью сказать, что все хорошо поняли, если у них встречаются незначительные ошибки, они показывают желтый сигнал;

  • красный сигнал – стоп. Он говорит, что материал не понят, идти дальше нельзя.

Проверочные работы оцениваются учителем по системе «Светофор»:

  • зеленый круг – без ошибок,

  • жёлтый круг – одна, две ошибки,

  • красный круг – более трех ошибок.

Критерии оценивания рассмотрены и утверждены на МО учителей начальных классов, протокол № 1 от 30.08.2019 г.


Оценочный фонд


Темы

Оценочный материал

Растения. Проверочная работа № 1

  1. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/korrekcionnoe-obuchenie/78244-proverochnyj-test-po-okruzhajuschemu-miru-v-1

  2. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kontrolnaya_rabota_po_predmetu_mir_prirodi_i_chelov_223327.html

  3. https://infourok.ru/testovie-zadaniya-po-predmetu-mir-prirodi-i-cheloveka-klass-3437658.html

  4. https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15246/

Животные. Проверочная работа № 2

Человек. Проверочная работа № 3


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Литература для учителя

1

Программы для 0-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией И.М. Бгажноковой, Москва «Просвещение», 2011 г.

1

2

Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2019

1


Литература для ученика


1

Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2019

2


Технические средства обучения



1

Классная магнитная доска

1

2

Компьютер

1

4

Мультимедийный проектор

1

Оборудование класса


1

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

12

2

Стол учительский со стулом


1

3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!