СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС, вариант 8.4 «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 1 дополнительный класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС, вариант 8.4 «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 1 дополнительный класс»


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей с РАС, вариант 8.4

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

1 дополнительный класс




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;

Задачи и направления рабочей программы:

—формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

—мотивация собственной активности ребенка;

—формирование мотивации к выполнению заданий через использование различных стимулов;

—формирование и развитие целенаправленных действий;

—формирование навыка работы в условиях планирования деятельности;

—формирование способности применять полученные навыки для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и дополнительные задачи:

—развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

—развитие зрительного восприятия;

—развитие зрительного и слухового внимания;

—развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

—формирование и развитие реципрокной координации;

—развитие пространственных представлений;

—развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: на изучение курса отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели. «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство».

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью;

- определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.

«Чувства, желания, взгляды»

- различает эмоции людей на картинках;

- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.

«Социальные навыки»

- учится устанавливать и поддерживать контакты;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- принимает новые знания (на начальном уровне);

- отзывается на просьбы о помощи.

Биологический уровень

- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:

- создавать предпосылки;

- будет иметь возможность;

- создать условия для формирования (чего либо);

- с помощью педагога выполняет действия;

- предоставить возможность;

- сформировать представление (о чем-либо);

- создать условия для формирования представления (о чем-либо).

Предметные результаты

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

— Формирование навыка вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;

— Использование доступных жестов для передачи сообщения;

— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

Умение использовать усвоенный словарный и невербальный материал в коммуникативных ситуациях;

— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв;

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

 входить и выходить из учебного помещения со звонком;

 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

 принимать цели и вступать в деятельность;

 передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. Развитие изобразительной деятельности.

2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.

3 Формирование и развитие графических навыков.

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах —по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках изобразительной деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.









ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование разделов, тем программ

Кол-во часов по каждому разделу

1 четверть (24 часа)

1


Развитие мелкой моторики



1.1

Давайте познакомимся. Играем с цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее).

3

1.2

Знакомство со школой, классом, учебными принадлежностями. Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их.

7

1.3

Я и моё тело. Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п.

5

1

Развитие мелкой моторики

1.1

Явления природы. Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.

6

1.2

Растительный мир. Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками.

3

2 четверть(24 часа)

1.3

Фрукты и ягоды. Играем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации.

6

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Фрукты и ягоды (продолжение). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.

4

1.2

Игрушки. Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.

10

1.3

Домашние животные. Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др.

4

3 четверть(27 часов)

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Животные (продолжение). Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина.

3

1.2

Явления природы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию.

4

1.3

Посуда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.

6

1.4

Одежда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.

5

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Одежда (продолжение). Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.

1

1.1

Мебель. Проводим линию не отрывая карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру.

5

1.2

Овощи. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации.

3

4 четверть(24 часа)

1.2

Овощи. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации

9

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Явления природы. Смешиваем акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.

3

1.2

Птицы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем апликацию

3

1.3

Растительный мир. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации.

9


Всего часов:

99























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема урока


Кол-во часов

Планируемые результаты обучения




Личностные

Коррекционные задачи

Базовые учебные действия

(академические, социально-значимые)

1.Давайте познакомимся

1

Здравствуй, школа! (знакомимся друг с другом);

«Мой букет» (рисуем по мокрому листу) Портрет друга (сложим из готовых заготовок из бумаги)


3

Принимает предлагаемую помощь.

Фиксирует взгляд на предмете.

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

2.Знакомство со школой, классом, с учебными принадлежностями

2

«Школа, в которой я учусь» экскурсия по школе;

«Мой друг -карандаш (мелок) раскрашивание листочка бумаги «Краски - мои друзья»штрихи и мазки ; «Цветные карандаши»раскладываем карандаши в определённом порядке; «Цветная мозаика из бумаги»(отрывание маленьких кусочков от большого листа бумаги)

«Разноцветный узор» наносим краску на лист спонжиками из поролона; «Скатай шарик»сминаем бумагу в комочек.


7

Принимает предлагаемую помощь, выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя.

Фиксирует взгляд на предмете.

Берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их,

-раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя).

3.Я и моё тело.

3

«Выложи цветок» (из заготовок цветного картона);

«Собери рисунок» (из бумажных или картонных шаблонов);

«Девочка» «раскрашивание» готового контура пластилином;

«Мальчик» «раскрашивание» готового контура пластилином; . «Дом» раскрашивание листа с заранее подготовленным (восковым)контуром


5

Проявляет собственные чувства,

-определяет состояние своего здоровья.

Фиксировать взгляд на предмете.

Фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке.

4.Явление природы

4


«Спрячь картинку!» (заштрихуй рисунок);

2. «Здравствуй солнце!» раскрасить и дорисовать рисунок;

3. «Грустный дождик» (выложить изображение из маленьких кусочков пластилина;

4. «Облака и солнце» закрашивание «облаков» и приклеивание «солнышка»;

5. «Облака на небе» (из мелких кусочков рваной бумаги,наклеиваем на заранее подготовленный лист изображение дождика);

«Лужи»рисование пятнами по мокрому листу.


6

Проявляет уважение к людям старшего возраста,

-избегает конфликтных ситуаций.

Фиксировать взгляд на предмете.

Фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке,

-ориентироваться в пространстве класса.

5.Растительный мир

5

«Осенний ковёр»

наклеивание сухих

листьев на альбомный лист;

«Листья» накладывание бумажных листочков на готовые контуры; «Осенние краски» рисование по мокрому или сухой кистью.

3

Проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; - осознает, что определённые его действия несут опасность для него.

Брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его;

Фиксирует взгляд на звучащей игрушке, - выполняет действие «рука в руке»


6.Фрукты и ягоды

6

«Морские камни» лепим из пластилина, катаем шарики и сплющиваем их;

«Наливное яблочко» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур прикрепляем «яблоки» на яблони;

«Жёлтое яблоко» рисование яблока сухой кистью»

«Бананы» лепим из пластилина, катаем «колбаски»;

«Весёлый ветер» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур ;

«Идём в гости»рисование сухой кистью;

«Разноцветные пуговицы»

наклеиваем цветные заготовки на готовые контуры;

«Лепим тарелочки» лепим шарики, сплющиваем их и приклепляем их к картону;

«В лесу много ягод» раскрашивание карандашами готовых контуров;

«Яблоки на яблоне»прикрепляем сплющенные шарики на контур яблони;



10

Принимает предлагаемую помощь;

Выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя.

Фиксировать взгляд на предмете.

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

7.Игрушки

7

«Пластилиновая мозаика» отщипывание маленьких кусочков и выкладывание на лист;

«Грибы» приклеиваем заготовки на готовый контур;

«Шарф» собираем узор из двух контрастных цветов (пласт.заготовки) «Полетели воздушные шары» раскрашивание и наклеивание кружочков на лист;

«Посыпались кубики» раскрашивание и наклеивание квадратиков на лист.

«Синие реки» насыпаем на готовый клеевой контур мелкие кусочки бумаги. «Спрячь мышку!» рисование при помощи губки;

«Цветные дорожки для машинок» рисование полосок широкими кистями;

«Бусы для куклы» рисование сухой кистью; «Цветные рыбки» рисование рыбок по мокрому листу.

10

Принимает предлагаемую помощь, - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя.

Фиксировать взгляд на предмете; - брать карандаш в руку и сжимать его с помощью учителя.

Берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, - раскладывает предметы в определённой последовательности и по порядку (с помощью учителя);- берет карандаш и сжимает его в руке, самостоятельно или с помощью.

8.Домашние животные

8

«Клоун» (выложи заготовку клоуна в контуре);

«Маленький пушистый котёнок» (выложи котёнка из смятой в шарики бумаги);

«Кошки-мышки» играем, рисуя на бумаге (прячем мышек от кошки); «Покормим курочку» работаем с пластилином; «Ехал поезд» рисование при помощи штампа; «Цыплята» аппликация из мятой бумаги; «Домик для куклы Маши» изготавливаем из пластилина и заготовок из деревянных заготовок.

7

Проявляет уважение к людям

старшего возраста, проявляет собственные чувства; - осознает, что определённые его действия несут опасность для него.

Фиксировать взгляд на предмете.

Фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке.

9. Явления природы.

9

«Снегопад» рисуем

сухой кисточкой

гуашевыми

красками на цветной

бумаге;

«Дует ветер, играет

снежинками»

наклеивание

кусочков бумаги в

определённом

порядке;

«Снежная вьюга»

нанесение краски на

рисунок, сделанный

восковым мелком; «Зимний пейзаж»

нанесение краски на

рисунок, сделанный

восковым мелком.

4

Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне.

Фиксирует взгляд на учителе.

Фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, ориентироваться в пространстве класса.

10. Посуда.

10

«Тарелочка» рисуем и раскрашиваем круги на пласт. (картонных) тарелках;

«Красивое платье» аппликация из заготовок; «Вылепим шарики» работа с пластилином;

«Тарелка с ягодами» наполнить тарелку ягодами (работа с пластилином);

«Чашка с чаем» раскрашивание чашки по готовому контуру; «Деревянная ложка» аппликация из бумаги.

6

Проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; осознает, что определённые его действия несут опасность для него.

Фиксировать взгляд на предмете.

Фиксировать взгляд на яркой и звучащей игрушке, ориентироваться в пространстве класса.

11. Одежда

11

«Оденем кукол» аппликация из заготовок на шаблон куклы;

«Мишка идет гулять» аппликация из заготовок на шаблон медвежонка; «Украшаем полоску»; «Рисуем варежку» (раскрашиваем заготовку); «Зимняя одежда»; «Летняя одежда»».

6

Проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; осознает, что определённые его действия несут опасность для него.

Фиксировать взгляд на предмете.

Берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, - раскладывает предметы в определенной

последовательности и по порядку (с помощью учителя.

12. Мебель.

12

«Кровать для куклы» наносим (размазываем) пластилин на заготовку; «Стол» рисуем стол по шаблону;

«Красивый стол» аппликация;

«Стул» раскрашиваем по заранее подготовленному контуру;

«Шкаф» лепим из пластилина постельные принадлежности.

5

Принимает предлагаемую помощь, выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя.

Фиксировать взгляд на предмете.

- переключает взгляд с одного предмета на другой.

13. Овощи.

13

«Что растет в огороде» лепим из пластилина; «Наша грядка» аппликация;

«Зелёный огурец» рисуем цветными карандашами; «Помидор» лепим из пластилина;

«Грядка с овощами» аппликация;

«Красный помидор» рисуем цветными карандашами;

«Морковь» лепим из пластилина;

«Грядка с морковью» аппликация;

«Сочная морковка» рисуем цветными карандашами;

«Лук» рисуем цветными карандашами;

«Грядка с луком» аппликация;

«Связка лука» лепим из пластилина.

12

Проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; осознает, что определённые его действия несут опасность для него.

Фиксирует взгляд на предмете.

Фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, ориентироваться в пространстве класс.

14. Явления природы.

14

«Краска и вода» учимся равномерно распределять краску по поверхности листа;

«Рыбки в воде» аппликация из цветной бумаги;

«Обитатели морей и океанов» рисунок по мокрому листу.

3

Проявляет уважение к людям старшего возраста, - избегает конфликтных ситуаций.

Фиксирует взгляд на предмете.

Переключает взгляд с одного предмета на другой,

берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их.

15. Птицы

15

«Прилетели птицы» рисуем птиц стилизованно фломастером

«Цыплята спрятались в траве» раскрашиваем помокрому листу; «Ворона» раскрашиваем по шаблону.

3

Принимает предлагаемую помощь - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя.

Фиксировать взгляд на предмете.

Фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, ориентироваться в пространстве класса.

16. Растительный мир.

16

«Цветочек» лепим из пластилина;

«Трава» лепим из пластилина;

«Расцвела мать-и- мачеха» панно из пластилина (смеш. техн.) «Цветик - семицветик» аппликация из цветной бумаги;

«Травка» рисуем карандашом или фломастером ;

«Полянка с цветами» рисуем красками в нетр. технике;

«Первоцветы» рисуем фломастером или карандашом; «Подснежник» аппликация из заготовок; «Одуванчик» работа с пластилином;

«Ковёр из одуванчиков» аппликация из бумажных заготовок

«Тюльпаны» аппликация из бумаги;

«Скоро лето» работа с пластилином.

9

Проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; - осознает, что определённые его действия несут опасность для него.

Фиксировать взгляд на предмете.

Берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, - раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя.)







РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ


- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер;

- шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин, мольберт и др.

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и печатныеизображения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков

(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

— Формирование навыка вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя

традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая

общепринятые правила поведения;

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;

— Использование доступных жестов для передачи сообщения;

— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

— Умение использовать усвоенный словарный и невербальный материал в коммуникативных ситуациях;

— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца

отдельных букв;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!