РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей с РАС, вариант 8.4
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1 дополнительный класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;
Задачи и направления рабочей программы:
—формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
—мотивация собственной активности ребенка;
—формирование мотивации к выполнению заданий через использование различных стимулов;
—формирование и развитие целенаправленных действий;
—формирование навыка работы в условиях планирования деятельности;
—формирование способности применять полученные навыки для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и дополнительные задачи:
—развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
—развитие зрительного восприятия;
—развитие зрительного и слухового внимания;
—развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
—формирование и развитие реципрокной координации;
—развитие пространственных представлений;
—развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: на изучение курса отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели. «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство».
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью;
- определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.
«Чувства, желания, взгляды»
- различает эмоции людей на картинках;
- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.
«Социальные навыки»
- учится устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- принимает новые знания (на начальном уровне);
- отзывается на просьбы о помощи.
Биологический уровень
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создать условия для формирования (чего либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чем-либо);
- создать условия для формирования представления (о чем-либо).
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
— Формирование навыка вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;
— Использование доступных жестов для передачи сообщения;
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
Умение использовать усвоенный словарный и невербальный материал в коммуникативных ситуациях;
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв;
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и вступать в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. Развитие изобразительной деятельности.
2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.
3 Формирование и развитие графических навыков.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах —по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках изобразительной деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Наименование разделов, тем программ | Кол-во часов по каждому разделу |
1 четверть (24 часа) |
1 | | |
1.1 | Давайте познакомимся. Играем с цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее). | 3 |
1.2 | Знакомство со школой, классом, учебными принадлежностями. Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их. | 7 |
1.3 | Я и моё тело. Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п. | 5 |
1 | Развитие мелкой моторики |
1.1 | Явления природы. Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. | 6 |
1.2 | Растительный мир. Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками. | 3 |
2 четверть(24 часа) |
1.3 | Фрукты и ягоды. Играем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации. | 6 |
1 | Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций |
1.1 | Фрукты и ягоды (продолжение). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. | 4 |
1.2 | Игрушки. Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. | 10 |
1.3 | Домашние животные. Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. | 4 |
3 четверть(27 часов) |
1 | Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций |
1.1 | Животные (продолжение). Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина. | 3 |
1.2 | Явления природы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию. | 4 |
1.3 | Посуда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. | 6 |
1.4 | Одежда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. | 5 |
1 | Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций |
1.1 | Одежда (продолжение). Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. | 1 |
1.1 | Мебель. Проводим линию не отрывая карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру. | 5 |
1.2 | Овощи. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. | 3 |
4 четверть(24 часа) |
1.2 | Овощи. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации | 9 |
1 | Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций |
1.1 | Явления природы. Смешиваем акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. | 3 |
1.2 | Птицы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем апликацию | 3 |
1.3 | Растительный мир. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. | 9 |
| Всего часов: | 99 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения |
| | | Личностные | Коррекционные задачи | Базовые учебные действия (академические, социально-значимые) |
1.Давайте познакомимся |
1 | Здравствуй, школа! (знакомимся друг с другом); «Мой букет» (рисуем по мокрому листу) Портрет друга (сложим из готовых заготовок из бумаги) | 3 | Принимает предлагаемую помощь. | Фиксирует взгляд на предмете. | Переключает взгляд с одного предмета на другой. |
2.Знакомство со школой, классом, с учебными принадлежностями |
2 | «Школа, в которой я учусь» экскурсия по школе; «Мой друг -карандаш (мелок) раскрашивание листочка бумаги «Краски - мои друзья»штрихи и мазки ; «Цветные карандаши»раскладываем карандаши в определённом порядке; «Цветная мозаика из бумаги»(отрывание маленьких кусочков от большого листа бумаги) «Разноцветный узор» наносим краску на лист спонжиками из поролона; «Скатай шарик»сминаем бумагу в комочек. | 7 | Принимает предлагаемую помощь, выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя. | Фиксирует взгляд на предмете. | Берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, -раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя). |
3.Я и моё тело. |
3 | «Выложи цветок» (из заготовок цветного картона); «Собери рисунок» (из бумажных или картонных шаблонов); «Девочка» «раскрашивание» готового контура пластилином; «Мальчик» «раскрашивание» готового контура пластилином; . «Дом» раскрашивание листа с заранее подготовленным (восковым)контуром | 5 | Проявляет собственные чувства, -определяет состояние своего здоровья. | Фиксировать взгляд на предмете. | Фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке. |
4.Явление природы |
4 | «Спрячь картинку!» (заштрихуй рисунок); 2. «Здравствуй солнце!» раскрасить и дорисовать рисунок; 3. «Грустный дождик» (выложить изображение из маленьких кусочков пластилина; 4. «Облака и солнце» закрашивание «облаков» и приклеивание «солнышка»; 5. «Облака на небе» (из мелких кусочков рваной бумаги,наклеиваем на заранее подготовленный лист изображение дождика); «Лужи»рисование пятнами по мокрому листу. | 6 | Проявляет уважение к людям старшего возраста, -избегает конфликтных ситуаций. | Фиксировать взгляд на предмете. | Фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, -ориентироваться в пространстве класса. |
5.Растительный мир |
5 | «Осенний ковёр» наклеивание сухих листьев на альбомный лист; «Листья» накладывание бумажных листочков на готовые контуры; «Осенние краски» рисование по мокрому или сухой кистью. | 3 | Проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; - осознает, что определённые его действия несут опасность для него. | Брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его; | Фиксирует взгляд на звучащей игрушке, - выполняет действие «рука в руке» |
| 6.Фрукты и ягоды |
6 | «Морские камни» лепим из пластилина, катаем шарики и сплющиваем их; «Наливное яблочко» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур прикрепляем «яблоки» на яблони; «Жёлтое яблоко» рисование яблока сухой кистью» «Бананы» лепим из пластилина, катаем «колбаски»; «Весёлый ветер» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур ; «Идём в гости»рисование сухой кистью; «Разноцветные пуговицы» наклеиваем цветные заготовки на готовые контуры; «Лепим тарелочки» лепим шарики, сплющиваем их и приклепляем их к картону; «В лесу много ягод» раскрашивание карандашами готовых контуров; «Яблоки на яблоне»прикрепляем сплющенные шарики на контур яблони; | 10 | Принимает предлагаемую помощь; Выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя. | Фиксировать взгляд на предмете. | Переключает взгляд с одного предмета на другой. |
7.Игрушки |
7 | «Пластилиновая мозаика» отщипывание маленьких кусочков и выкладывание на лист; «Грибы» приклеиваем заготовки на готовый контур; «Шарф» собираем узор из двух контрастных цветов (пласт.заготовки) «Полетели воздушные шары» раскрашивание и наклеивание кружочков на лист; «Посыпались кубики» раскрашивание и наклеивание квадратиков на лист. «Синие реки» насыпаем на готовый клеевой контур мелкие кусочки бумаги. «Спрячь мышку!» рисование при помощи губки; «Цветные дорожки для машинок» рисование полосок широкими кистями; «Бусы для куклы» рисование сухой кистью; «Цветные рыбки» рисование рыбок по мокрому листу. | 10 | Принимает предлагаемую помощь, - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя. | Фиксировать взгляд на предмете; - брать карандаш в руку и сжимать его с помощью учителя. | Берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, - раскладывает предметы в определённой последовательности и по порядку (с помощью учителя);- берет карандаш и сжимает его в руке, самостоятельно или с помощью. |
8.Домашние животные |
8 | «Клоун» (выложи заготовку клоуна в контуре); «Маленький пушистый котёнок» (выложи котёнка из смятой в шарики бумаги); «Кошки-мышки» играем, рисуя на бумаге (прячем мышек от кошки); «Покормим курочку» работаем с пластилином; «Ехал поезд» рисование при помощи штампа; «Цыплята» аппликация из мятой бумаги; «Домик для куклы Маши» изготавливаем из пластилина и заготовок из деревянных заготовок. | 7 | Проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; - осознает, что определённые его действия несут опасность для него. | Фиксировать взгляд на предмете. | Фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке. |
9. Явления природы. |
9 | «Снегопад» рисуем сухой кисточкой гуашевыми красками на цветной бумаге; «Дует ветер, играет снежинками» наклеивание кусочков бумаги в определённом порядке; «Снежная вьюга» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком; «Зимний пейзаж» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком. | 4 | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне. | Фиксирует взгляд на учителе. | Фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, ориентироваться в пространстве класса. |
10. Посуда. |
10 | «Тарелочка» рисуем и раскрашиваем круги на пласт. (картонных) тарелках; «Красивое платье» аппликация из заготовок; «Вылепим шарики» работа с пластилином; «Тарелка с ягодами» наполнить тарелку ягодами (работа с пластилином); «Чашка с чаем» раскрашивание чашки по готовому контуру; «Деревянная ложка» аппликация из бумаги. | 6 | Проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; осознает, что определённые его действия несут опасность для него. | Фиксировать взгляд на предмете. | Фиксировать взгляд на яркой и звучащей игрушке, ориентироваться в пространстве класса. |
11. Одежда |
11 | «Оденем кукол» аппликация из заготовок на шаблон куклы; «Мишка идет гулять» аппликация из заготовок на шаблон медвежонка; «Украшаем полоску»; «Рисуем варежку» (раскрашиваем заготовку); «Зимняя одежда»; «Летняя одежда»». | 6 | Проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; осознает, что определённые его действия несут опасность для него. | Фиксировать взгляд на предмете. | Берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, - раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя. |
12. Мебель. |
12 | «Кровать для куклы» наносим (размазываем) пластилин на заготовку; «Стол» рисуем стол по шаблону; «Красивый стол» аппликация; «Стул» раскрашиваем по заранее подготовленному контуру; «Шкаф» лепим из пластилина постельные принадлежности. | 5 | Принимает предлагаемую помощь, выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя. | Фиксировать взгляд на предмете. | - переключает взгляд с одного предмета на другой. |
13. Овощи. |
13 | «Что растет в огороде» лепим из пластилина; «Наша грядка» аппликация; «Зелёный огурец» рисуем цветными карандашами; «Помидор» лепим из пластилина; «Грядка с овощами» аппликация; «Красный помидор» рисуем цветными карандашами; «Морковь» лепим из пластилина; «Грядка с морковью» аппликация; «Сочная морковка» рисуем цветными карандашами; «Лук» рисуем цветными карандашами; «Грядка с луком» аппликация; «Связка лука» лепим из пластилина. | 12 | Проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; осознает, что определённые его действия несут опасность для него. | Фиксирует взгляд на предмете. | Фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, ориентироваться в пространстве класс. |
14. Явления природы. |
14 | «Краска и вода» учимся равномерно распределять краску по поверхности листа; «Рыбки в воде» аппликация из цветной бумаги; «Обитатели морей и океанов» рисунок по мокрому листу. | 3 | Проявляет уважение к людям старшего возраста, - избегает конфликтных ситуаций. | Фиксирует взгляд на предмете. | Переключает взгляд с одного предмета на другой, берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их. |
15. Птицы |
15 | «Прилетели птицы» рисуем птиц стилизованно фломастером «Цыплята спрятались в траве» раскрашиваем помокрому листу; «Ворона» раскрашиваем по шаблону. | 3 | Принимает предлагаемую помощь - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя. | Фиксировать взгляд на предмете. | Фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, ориентироваться в пространстве класса. |
16. Растительный мир. |
16 | «Цветочек» лепим из пластилина; «Трава» лепим из пластилина; «Расцвела мать-и- мачеха» панно из пластилина (смеш. техн.) «Цветик - семицветик» аппликация из цветной бумаги; «Травка» рисуем карандашом или фломастером ; «Полянка с цветами» рисуем красками в нетр. технике; «Первоцветы» рисуем фломастером или карандашом; «Подснежник» аппликация из заготовок; «Одуванчик» работа с пластилином; «Ковёр из одуванчиков» аппликация из бумажных заготовок «Тюльпаны» аппликация из бумаги; «Скоро лето» работа с пластилином. | 9 | Проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; - осознает, что определённые его действия несут опасность для него. | Фиксировать взгляд на предмете. | Берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, - раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя.) |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин, мольберт и др.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и печатныеизображения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
— Формирование навыка вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила поведения;
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;
— Использование доступных жестов для передачи сообщения;
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
— Умение использовать усвоенный словарный и невербальный материал в коммуникативных ситуациях;
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца
отдельных букв;