СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 8 класса по предмету "Изобразительное искусство"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 8 класса по предмету "Изобразительное искусство"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области


Рассмотрена на заседании МО школы


Руководитель __________/Н.Г. Ишкова/

(Протокол №__ от ____________ 2019 года)


Принята на заседании педагогического совета


(Протокол №____ от __________2019 года)


УТВЕРЖДЕНА


Директор школы _______/А.В. Матяшова/

(Приказ №____ от _____________2019 года)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ДЛЯ 8 КЛАССА

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД


Составитель: Ишкова Н.Г.

учитель изобразительного искусства 1 категории


п. Новокасторное, 2019г.


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Федерального закона Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 г. №1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.

  • Учебного плана школы на 2019-2020 учебный год.


Рабочая программа «Изобразительное искусство» 8 класс составлена на основании:

- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд» 5 – 9 классы»: Сост. Б.М.  Неменский.- М.: Просвещение, 2014.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.


Цель: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

Задачи:

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.



Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Тема 8 класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. ХХ век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими.



Место предмета в учебном плане


Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 8 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МКОУ «Новокасторенская средняя общеобразовательная школа». В учебном плане общеобразовательного учреждения на изучение изобразительного искусства в 8 классе отводится один час в неделю, что составляет 35 часов (1 час резервный) в год.



УМК, на основе которого ведется преподавание в данном классе:

  • Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы/ Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., А.С. Питерских. – М.: «Просвещение», 2014г.

  • Учебник для 8 класса: А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского. М. - «Просвещение», 2014г.

  • Поурочные планы 8 класс по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова.-Волгоград:Учитель,2014г.

  • Учебники, используемые в 8 классе, соответствуют Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки России Российской Федерации от 24.12.2010г.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.





Содержание учебного предмета

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении (35 ч.)

Разделы программы

Количество часов

  1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

9

  1. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий

7

  1. Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

11

  1. Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель

8

ИТОГО:

35


Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении 8 класс


Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами – театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально-технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Синтетические искусства, их образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально-культурную среду.

Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств – от наскальных рисунков до электронных форм – нечто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.

Основы визуально-зрелищной культуры и ее творческой грамоты – средства художественного познания и самовыражения человека. Визуально-зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности.

Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка индивидуальной художественной позиции позволяющей противостоять потоку масс-культуры, отделять искусство от его подделок. Практические творческие работы учащихся.



Раздел 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (9 часов)


Театр и кино – синтетические искусства, т.е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально- эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов.

Исследования природы и специфики синтетических искусств на примере театра – самого древнего пространственно-временного искусства.

Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха.

Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.

Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.

Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.


Раздел 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (7 часов)


Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т.д.).

Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).

Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок – изображение действительности в формах самой действительности.

Фотография – не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, без условно, входит.

Фотография – вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.

Фотоснимок как информационно-художественный и исторически-документальный фиксатор нашей жизни.

Краткая история фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творчески возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.

Сегодняшняя доступность фотоаппарата – не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и знанием операторской фотограмоты.

Освоение основ художественно-съемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.


Раздел 3. Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (11 часов)


Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).

Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра).

Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.

Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа), приходом в него звука и цвета).

Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и – прежде всего – режиссером, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).

Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссер, и как оператор, и как художник).

Необходимость овладением азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимации (для рисованного фильма).

Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.

Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений по созданию и прочтению «кинослова» и «кинофразы». Единство теории и практики – фундамент эффективности освоения кинокультуры.


Раздел 4. Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель (8 часов)


Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.

Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображении и образов.

Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.

Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множества функций телевидения – просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение – мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.

Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт документально репортажа – основа телеинформации.

Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.

Сила художественного воздействия документальной журналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильны толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодежью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения – от информационной зарисовки их своей жизни до видеоклипа любимой песни.

Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение – мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масс-культуры. Экран в этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры – важнейшее средство «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.

Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших – глубоких и талантливых – просветительских телепередач.



Тематическое  планирование  с  определением

основных  видов  учебной  деятельности  обучающихся



п/п

Тема


Кол-во часов

Практическая часть программы


Вид учебной

деятельности обучающихся

Универсальные

учебные действия


Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (9ч)


1

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино

1

Обзорно аналитические упражнения, исследующие специфику изображения в театре и кино: художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» с целью создания облика спектакля, предлагаемого режиссёром, создание набросков и выработка предложений на тему «Как это изобразить на сцене».

Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства.

Познавательные:  использовать знания изобразительной грамоты в различных направлениях деятельности; сравнивать по заданным критериям; устанавливать аналогии.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные:  определять цель, проблему в учеб­ной деятельности (различное назначение видов искус­ства в жизни людей; излагать свое мне­ние в диалоге.

Личностные: моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез.

2

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник

1

Выполнение аналитических упражнений, раскрывающих актёрскую природу театрального искусства и роль сценографии как части единого образа спектакля; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему. «Театр — спектакль — художник» (перемена отношения к вещи и месту действия); создание подмакетника для спектакля и развитие в себе фантазии и веры в предлагаемые обстоятельства.

Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля. Узнавать, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики. Представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля. Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре. Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены.

Познавательные:  использовать знания изобразительной грамоты в различных направлениях деятельности; сравнивать по заданным критериям; устанавливать аналогии.

Коммуникативные: осознавать свои интересы (основной элемент рисунка, его значение и основная задача); осо­знавать свои эмоции, понимать эмоции других людей задавать вопросы; вести устный диалог.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; применять установленные правила в решении задачи. 

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость; ценностное отношение к природному миру.

3-4

Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества

2

Выполнение аналитических упражнений, раскрывающих отличие бытового предмета и среды от сценических, а также роль художника- сценографа в решении образа и пространства спектакля; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание образа места действия и сценической среды — лес, море и т. п.) как в актёрски-игровой форме, так и в виде выгородки из 3—4 предметов, рисунка или макета.

Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника. Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа. Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов. Приобретать представление об исторической эволюции театрально-декорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике. Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении.

Познавательные:  Устанавливать аналогии, создавать модель объектов, сравнивают их; строить логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные: осознавать свои интересы (пятно в изо­бражении, его выразительные возможности); иметь мотивацию учебной деятельности задавать вопросы, формулировать свои затруднения; формировать собственную позицию.

Регулятивные: определять цель, проблему учеб­ной деятельности (различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности);

изла­гать свое мнение в диалоге, делать выводы.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению; уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

5

Сценография — искусство и производство

1

Выполнение аналитических упражнений, исследующих творческие и производственно-технологические формы работы театрального художника (от эскиза и макета до их сценического воплощения); индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание игровой среды и ситуации, в которых актёр может вести себя естественно, т.е. «быть», а не «казаться»), а также продолжение работы по пространственному и образному решению спектакля.

Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами. Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля.

Познавательные:  использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: осознавать свои интересы (изучение свойств цвета); задавать вопросы; вести устный диалог.

Регулятивные: адекватно использовать речь; составлять план работы по достижению планируемого результата.

Личностные: овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами; овладение средствами художественного изображения.

6-7

Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

2

Выполнение аналитических упражнений, исследующих искусство внутреннего и внешнего перевоплощения актёра при помощи костюма и грима; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание костюма персонажа и его сценическая апробация как средство образного перевоплощения).

Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового. Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.). Уметь применять в практике любительского театра художественно-творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа. Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является.

Познавательные:  устанавливать аналогии, создавать модель объектов, сравнивать их; строить логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные: осо­знавать свои эмоции, понимать эмоции других людей задавать вопросы; 

-вести устный диалог.

Регулятивные: научиться определять цель и про­блему в учебной деятельности, принимать учебную за­дачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации.

Личностные: осваивать новые правила; проявлять по­знавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса станов­ления художественно-творческих навыков.

8

Привет от Карабаса Барабаса! Художник в театре кукол

1

Выполнение аналитических упражнений, раскрывающих особо значительную роль художника в кукольном спектакле; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание куклы и игры с нею в сценически импровизационном диалоге).

Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа. Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра.

Познавательные:  использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга; излагать свое мнение в диа­логе; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Регулятивные: определять цель учебной деятель­ности; оценивать степень достижения поставлен­ной цели.

Личностные: иметь желание учиться; проявлять по­знавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса станов­ления художественно-творческих навыков.

9

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению

1

Обзорно аналитическая работа по итогам исследовательской и проектно-творческой деятельности на тему «Театр — спектакль — художник» (в выставочных или сценических форматах).

Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля. Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т.е. на глазах у зрителя — равноправного участника сценического зрелища. Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления — катарсиса.

Познавательные: использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

Излагают своё мнение; выдвигают версии в дискуссии, делают вывод.

Регулятивные: определять цель и проблему в учеб­ной деятельности; оценивать степень достижения цели; планировать деятельность в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные: Определять цель и проблему в учебной деятельности; принимать учебную задачу. Проявлять интерес к поставленной задаче.


Эстафета искусств: от рисунка к фотографии Эволюция изобразительных искусств и технологий (7ч)

10

Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография —новое изображение реальности

1

Выполнение обзорно аналитических упражнений, исследующих фотографию как новое изображение реальности, расширяющее творческие возможности художника; пробные съёмочные работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству», показывающие фотографический опыт учащихся и их стартовый интерес к творческой работе.

Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие. Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом. Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии.

Познавательные:  использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: осо­знавать свои эмоции, понимать эмоции других людей задавать вопросы; 

-вести устный диалог.

Регулятивные: воспитывать мотивацию к учебной деятельности; развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); развивать во­ображение, фантазию, навыки художественно-твор­ческой деятельности. Личностные: осознавать разнообразие средств и мате­риалов мира искусств; иметь мотивацию учебной дея­тельности; вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое воображение; проявлять интерес к произве­дениям скульптурного искусства

11

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать

1

Выполнение аналитических упражнений, исследующих операторское мастерство как умение фотохудожника видеть натуру, фиксировать в обыденном необычное; проектно-съёмочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение операторской грамоты и образно композиционной выразительности фотоснимка).

Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом. Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии. Уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т.д.

Познавательные:  использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: осо­знавать свои эмоции, понимать эмоции других людей задавать вопросы; 

-вести устный диалог.

Регулятивные: проявлять интерес к изучению но­вого материала и поставленной задаче; соблюдать нор­мы коллективного общения, планировать деятельность в учебной ситуации; наблюдать окружающие предме­ты, использовать ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления; работать в группе, корректировать свою деятельность.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению; уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

12

Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура

1

Выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих художественную роль света в фотографии; проектно-съёмочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение грамоты съёмки фотонатюрморта и выявление формы и фактуры вещи при помощи света).

Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта. Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ.

Познавательные:  использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: излагать свое мнение в диалоге.

Регулятивные: определять цель, проблему в учеб­ной деятельности; организовывать работу в паре, обме­ниваться мнениями; планировать деятельность, выби­рать способы достижения цели, самостоятельно исправ­лять ошибки;

Личностные: понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; иметь мотивацию к учебной деятельности

13

На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера

1

Выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих визуально-эмоциональную и репортажную специфику жанра фотопейзажа; проектно-съёмочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение операторской грамоты в передаче образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа).

Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния. Анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: : излагать свое мнение; создавать уст­ные тексты для решения учебной задачи; излагать свое мнение, принимать по­зицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Регулятивные: определять цель и проблему в учеб­ной деятельности; оценивать степень достижения цели; планировать деятельность в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознавать свои эмоции; вырабатывать свои мировоззренческие пози­ции, осознавать свой мировоззренческий выбор.

14

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета

1

Выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих общее и различное в природе образа в картине и фотографии, соотношение в них объективного и субъективного; проектно-съёмочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение грамоты съёмки репортажного и постановочного фотопортрета).

Приобретать представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путём художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека. Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета. Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевно-психологического состояния человека. При съёмке постановочного портрета уметь работать с освещением (а так же точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека.

Познавательные: использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга; излагать свое мнение в диа­логе; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Регулятивные: определять цель учебной деятель­ности; оценивать степень достижения поставлен­ной цели.

Личностные: иметь желание учиться; проявлять по­знавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса станов­ления художественно-творческих навыков.

15

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа



1

Выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих информационную и историческую значимость фотографии как искусства фактографии; проектно-съёмочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение навыков репортажной съёмки).

Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историкоᄉ документальной ценности фотографии. Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике.

Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству.

Познавательные:  осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга; излагать свое мнение в диа­логе; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Регулятивные: определять цель учебной деятель­ности; оценивать степень достижения поставлен­ной цели.

Личностные: иметь желание учиться; проявлять по­знавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса станов­ления художественно-творческих навыков.

16


Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка

1

Выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих художественные и технологические возможности компьютера в фотографии и его роль в правдивой трактовке факта; освоение грамоты работы с компьютерными программами при обработке фотоснимка; участие в итоговом просмотре учебно-аналитических и проектно-творческих работ по теме четверти и их коллективное обсуждение.

Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочётов и случайностей переходит в искажение запечатлённого реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией. Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой профессиональный уровень. Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: : излагать свое мнение; создавать уст­ные тексты для решения учебной задачи; излагать свое мнение, принимать по­зицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Регулятивные: определять цель учебной деятель­ности; оценивать степень достижения поставлен­ной цели.

Личностные: иметь желание учиться; проявлять по­знавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса станов­ления художественно-творческих навыков; идти на вза­имные уступки в разных ситуациях


Фильм — творец и зритель Что мы знаем об искусстве кино? (11ч)


17

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино

1

Выполнение обзорно аналитических разработок, исследующих синтетическую природу киноизображения, условность экранного времени и пространства, роль монтажа, звука и цвета в киноискусстве; съёмочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (понимание взаимосвязи смысла монтажного видеоряда и его хронометража).

Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нём, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова. Приобретать представление о кино как о пространственно-временнóм искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение). Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма. Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства.

Познавательные:  осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:  излагать свое мнение; создавать уст­ные тексты для решения учебной задачи; излагать свое мнение, принимать по­зицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Регулятивные: определять цель и проблему в учеб­ной деятельности; оценивать степень достижения цели; планировать деятельность в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознавать свои интересы и цели.

18-19

Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме

2

Выполнение аналитических разработок, исследующих особенности художественного творчества в киноискусстве; съёмочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео», моделирующие работу киногруппы и роль в ней художника-постановщика (выбор натуры для съёмки, создание вещной среды и художественно-визуального строя фильма)

Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий. Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией. Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссёра, оператора и художника. Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино.

Познавательные:  использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:  излагать свое мнение; создавать уст­ные тексты для решения учебной задачи; излагать свое мнение, принимать по­зицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Регулятивные: определять цель и проблему в учеб­ной деятельности; оценивать степень достижения цели; планировать деятельность в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознавать свои интересы и цели.

20-21

От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках»

2

Выполнение аналитических разработок, исследующих роль сценария для большого экрана и любительского фильма; съёмочно-творческие упражнения «От большого кино к твоему видео» (формирование сюжетного замысла в форме сценарного плана).

Осознавать единство природы творческого процесса в фильме блокбастере и домашнем видеофильме. Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы. Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы. Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и «кинофразы».

Познавательные:  использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: излагать свое мнение; создавать уст­ные тексты для решения учебной задачи; излагать свое мнение, принимать по­зицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Регулятивные: определять цель учебной деятель­ности; оценивать степень достижения поставлен­ной цели.

Личностные: иметь желание учиться; проявлять по­знавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса станов­ления художественно-творческих навыков; идти на вза­имные уступки в разных ситуациях.

22-23

Воплощение замысла

2

Выполнение аналитических разработок, исследующих смысл режиссуры в кино и роль режиссёра при съёмке домашнего видео; съёмочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (практическое воплощение сценарного замысла в ходе съёмки и монтажа фильма).

Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино, овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами.

Познавательные осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга; излагать свое мнение в диа­логе; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Регулятивные: научиться определять цель учебной деятельности; планировать и организовывать свою деятельность.

Личностные: осознавать свои интересы и цели, мировоззренческие позиции; учиться критически осмысливать результаты деятельности.

24

Чудо движения: увидеть и снять

1

Выполнение аналитических разработок, исследующих художническую роль оператора в визуальном решении фильма; съёмочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (освоение операторской грамоты при съёмке и монтаже кинофразы).

Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра. Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе над своим видео. Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих умений.

Познавательные:  использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:  излагать свое мнение; создавать уст­ные тексты для решения учебной задачи; излагать свое мнение, принимать по­зицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Регулятивные: определять цель учебной деятель­ности; оценивать степень достижения поставлен­ной цели.

Личностные: иметь желание учиться; проявлять по­знавательную активность; приобретать мотивацию процесса станов­ления художественно-творческих навыков; идти на вза­имные уступки в разных ситуациях

25-26

Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или когда художник больше, чем художник

2

Выполнение аналитических упражнений на темы жанрового и видового многообразия кино (на примере анимации), а также роли художника в создании анимационного фильма; съёмочно-творческие работы на тему «От большого кино к твоему видео» (создание авторского небольшого анимационного этюда).

Приобретать представление об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации). Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке. Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа.

Познавательные:  использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные:  излагать свое мнение; создавать уст­ные тексты для решения учебной задачи; излагать свое мнение, принимать по­зицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Регулятивные: определять цель и проблему в учеб­ной деятельности; оценивать степень достижения цели; планировать деятельность в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознавать свои интересы и цели.

27

Живые рисунки на твоём компьютере

1

Анализ художественных достоинств анимаций, сделанных учащимися; заключительный этап проектно-съёмочной работы над авторской ми ни анимацией; участие в итоговом просмотре творческих работ по теме.

Приобретать представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними. Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации. Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения.

Познавательные:  осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач

Регулятивные:

преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Личностные: Осознавать разнообразие средств и материалов мира искусств, иметь мотивацию к учебной деятельности, вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое воображение.



Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (8ч)


28

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения

1

Выполнение обзорно аналитических разработок, исследующих информационную и художественную природу телевидения, его многожанровость и специфику прямого эфира, когда ТВ транслирует экранное изображение в реальном времени; проектно-творческие упражнения на тему «Экран — искусство — жизнь», моделирующие творческие задачи при создании телепередачи.

Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т.д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени. Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном.

Познавательные использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:  излагать свое мнение; создавать уст­ные тексты для решения учебной задачи; излагать свое мнение, принимать по­зицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Регулятивные: определять цель учебной деятель­ности; оценивать степень достижения поставлен­ной цели.

Личностные: иметь желание учиться; проявлять по­знавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса станов­ления художественно-творческих навыков; идти на вза­имные уступки в разных ситуациях

29-30

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка

1

Выполнение аналитических разработок, рассматривающих кинодокументалистику как основу телепередач различных жанров (от видеосюжета до ток-шоу); проектно-творческие упражнения на тему «Экран — искусство — жизнь», моделирующие состав репортажной съёмочной телегруппы, её творческие задачи при создании телепередачи, условия работы и др.

Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики. Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга; излагать свое мнение в диа­логе; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Регулятивные: научиться определять цель учебной деятельности; планировать и организовывать свою деятельность.

Личностные:

осознавать свои интересы, опыт и зна­ния; осваивать новую учебную ситуацию; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него критически оценивать художественные произведения; осознавать свои интересы и цели, мировоззренческие позиции.

31

Жизнь врасплох, или Киноглаз

1

Выполнение аналитических разработок, раскрывающих эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы; проектно-съёмочный практикум на тему «Экран — искусство — жизнь» (процесс создания видеоэтюда).

Понимать, что кинонаблюдение — это основа документального видео творчества как на телевидении, так и в любительском видео. Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без специальной подготовки человека к съёмке.

Познавательные:  использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:  излагать свое мнение; создавать уст­ные тексты для решения учебной задачи; излагать свое мнение, принимать по­зицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Регулятивные: определять цель и проблему в учеб­ной деятельности; оценивать степень достижения цели; планировать деятельность в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознавать свои интересы и цели.

32-33

Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка


1

Выполнение аналитических разработок, исследующих изменения формы киноязыка современных экранных произведений на примере видеоклипа и т.п.; проектно-творческие работы на тему «Экран — искусство — жизнь» (овладение экранной спецификой видеоклипа в процессе его создания).

Получать представление о развитии форм и киноязыка современных экранных произведений на примере создания авторского видеоклипа и т.п. Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически монтажном построении. В полной мере уметь пользоваться возможностями Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучании видеоклипа. Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений.

Познавательные:  осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:  излагать свое мнение; создавать уст­ные тексты для решения учебной задачи; излагать свое мнение, принимать по­зицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Регулятивные: определять цель учебной деятель­ности; оценивать степень достижения поставлен­ной цели.

Личностные: иметь желание учиться; проявлять по­знавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса станов­ления художественно-творческих навыков; идти на вза­имные уступки в разных ситуациях

34-35

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (обобщение темы)

2

Выполнение обзорно аналитических разработок, исследующих позитивные и негативные стороны влияния телевидения на человека и общество; проектно-творческие упражнения на тему «Экран — искусство — жизнь» (создание видеодайджеста о влиянии современного телевидения на искусство).

Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т.д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т.е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени.

Познавательные:  осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:  излагать свое мнение; создавать уст­ные тексты для решения учебной задачи; излагать свое мнение, принимать по­зицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Регулятивные: определять цель и проблему в учеб­ной деятельности; оценивать степень достижения цели; планировать деятельность в учебной ситуации.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознавать свои интересы и цели.















Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса


Учебно-методический комплект «Изобразительное искусство» 8 класс:

  • Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы/ Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., А.С. Питерских. – М.: «Просвещение», 2014г.

  • Учебник для 8 класса: А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского. - М.: «Просвещение», 2014г.

  • Поурочные планы 8 класс по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова.-Волгоград:Учитель,2014г.

  • Учебники, используемые в 8 классе, соответствуют Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки России Российской Федерации от 24.12.2010г.

Технические средства обучения

  • Мультимедиапроектор

  • Экран

  • Компьютер 

  • Фотоаппарат

  • Видеокамера

  • Электронные библиотеки по искусству

Методический фонд

  • Словарь искусствоведческих терминов

  • Методические журналы по искусству

  • Учебнонаглядные пособия

  • Энциклопедии по искусству, справочные издания

Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

  2. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

  3. http://urokizo.ru [Сайт «Урок ИЗО»]

Планируемые результаты изучения учебного курса

Выпускник узнает:

- элементарную азбуку фотографирования;

- как анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;

- принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

- принципы киномонтажа в создании художественного образа; осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;

- как анализировать современные явления в искусствах кино, телевидения, видео.


Выпускник научится:


- определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;

- понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;

- применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);

- применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).


В процессе практической работы на уроках выпускник получит возможность:


- использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;

- применять в работе над цифровой фотографией технические средства компьютерной графики;

- понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; - понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.


Календарно – тематическое планирование

Типы уроков: ОНЗ - открытия новых знаний; ОУР – обработка умений и рефлексии; РК – развивающего контроля; ОМН – общеметодологической направленности.



п/п


Тема урока


Тип урока


Вид

контроля

Дата проведения

по плану

по факту


Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах I четверть (9ч)


1

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино

ОНЗ

Текущий устный опрос


06.09


2

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


13.09


3

Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


20.09


4

Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества

ОМН

Тематический (практическая работа)


27.09


5

Сценография — искусство и производство

ОУР

Тематический (практическая работа)


04.10


6

Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


11.10


7

Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

ОМН

Тематический (практическая работа)


18.10


8

Привет от Карабаса Барабаса! Художник в театре кукол

ОМН

Тематический (практическая работа)


25.10


9

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению

ОУР

Итоговый (стартовая диагностика)


01.11



Эстафета искусств: от рисунка к фотографии Эволюция изобразительных искусств и технологий II четверть (7 ч)

10

Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография —новое изображение реальности

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


15.11


11

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать

ОМН

Тематический (практическая работа)


22.11


12

Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


29.11


13

На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


06.12


14

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


13.12


15

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа


ОМН

Тематический (практическая работа)


20.12


16

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка

РК

Итоговый (стартовая диагностика)


27.12



Фильм — творец и зритель Что мы знаем об искусстве кино? III четверть (11ч)

17

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино

ОНЗ

Текущий устный опрос

10.01


18

Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


17.01


19

Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме

ОМН

Тематический (практическая работа)


24.01


20

От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках»

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


31.01


21

От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках»

ОУР

Тематический (практическая работа)

Текущий устный опрос

07.02


22

Воплощение замысла

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


14.02


23

Воплощение замысла

ОМН

Тематический (практическая работа)


21.02


24

Чудо движения: увидеть и снять

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


28.02


25

Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или когда художник больше, чем художник

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


06.03


26

Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или когда художник больше, чем художник

ОУР

Тематический (практическая работа)

Текущий устный опрос

13.03


27

Живые рисунки на твоём компьютере

РК

Итоговый (стартовая диагностика)


20.03



Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель. IV четверть (8ч)

28

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


03.04


29

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


10.04


30

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка

ОУР

Тематический (практическая работа)

Текущий устный опрос

17.04


31

Жизнь врасплох, или Киноглаз

ОНЗ

Тематический (практическая работа)

24.04


32

Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка

ОНЗ

Тематический (практическая работа)


08.05


33

Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка

ОМН

Тематический (практическая работа)


15.05


34

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (обобщение темы)

ОМН

Тематический (практическая работа)


22.05


35

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (обобщение темы)

РК

Итоговый (стартовая диагностика)


29.05


Список литературы


Основная литература


  • Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы/ Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., А.С. Питерских. – М.: «Просвещение», 2014г.

  • Учебник для 8 класса: А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского. М. - «Просвещение», 2014г.

  • Поурочные планы 8 класс по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова.-Волгоград:Учитель,2014г.

  • Учебники, используемые в 8 классе, соответствуют Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки России Российской Федерации от 24.12.2010г.



Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

www.eremont.ru/design/art

http://www.alta-d.ru/encyclopedia/design/f5-04-00078.htm

30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!