СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 4 класса учебного курса «основы религиозных культур и светской этики» (модуль «основы православной культуры»)

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульный учебный курс «Основы православной культуры» служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования школьников. С одной стороны, этот курс дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной школы. С другой стороны, данный курс предваряет начинающееся в пятом классе изучение школьниками гуманитарных предметов «История» и «Литература».

Курс «Основы православной культуры», являясь модулем комплексного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», имеет логическую завершенность по отношению к установленным цели, задачам и результатам обучения младших школьников и включает в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный компонент.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 4 класса учебного курса «основы религиозных культур и светской этики» (модуль «основы православной культуры»)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кременкульсая средняя общеобразовательная школа



=СОГЛАСОВАНО= =УТВЕРЖДАЮ=

Рук. МО нач. школы Директор МОУ Кременкульская СОШ

_______ Н.А. Ярославцева _____________________ Л.С. Харисова

Приказ № ______

От «____» __________ 2017г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 4 КЛАССА

УЧЕБНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

(МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»)








Составитель:

Поваляева Галина Геннадьевна,

учитель начальных классов

Первая категория.











с. Кременкуль

2017

Содержание


п/п

Разделы рабочей программы

Страницы

1

Информационная карта

3

2

Пояснительная записка

4-10

3

Планируемые образовательные результаты

10-12

4

Основное содержание учебного курса

12-14

5

Тематический план


14-20

6

Ресурсное обеспечение учебного процесса

20-22

7

Приложение

23-26



























  1. Информационная карта (паспорт) программы


Тип педагогической программы

Учебная программа

Вид Программы

рабочая программа модульного учебного курса

Уровень программы

Рабочая учебная программа уровня класса

Контингент

Обучающихся

Учащиеся 4 класса МОУ Кременкульская СОШ в возрасте от 10 до 11 лет

Наименование

Программы

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») 4 класс

Дата принятия

решения

о разработке

Программы

- решение методического совета МОУ Кременкульская СОШ , протокол № 1 от 28. 08. 2017 г.


Заказчик

Программы

Субъекты образовательного сообщества 4 класс МОУ Кременкульская СОШ

Разработчик Программы

Поваляева Галина Геннадьевна

Цель

Программы

оказание содействия обучающимся в освоении содержания модульного учебного курса «Основы православной культуры»

Ведущие принципы построения Программы

преемственность, системность, ресурсная обеспеченность


Назначение Программы

  • для обучающихся и родителей (законных представителей) Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по этнокультурному образованию младших школьников и духовно-нравственному воспитанию личности ребенка, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогического коллектива Программа определяет приоритеты в содержании этнокультурного образования младших школьников и духовно-нравственного воспитания личности ребенка, способствует интеграции и координации деятельности педагогов в образовательном процессе;

  • для администрации школы Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по этнокультурному образованию младших школьников и духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.

Основной способ

освоения содержания

Программы

репродуктивный и алгоритмический.


Уровень освоения

содержания

образования

Общекультурный


Сроки освоения

Программы

Продолжительность реализации программы – 1 год

Объем учебного времени - 1 час

Режим

учебных занятий

1 час в неделю

Виды и формы

контроля

Поурочный опрос, тесты, проверочные работы, проекты, творческие работы

Форма освоения

Программы

Очная – урок

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные документы и инструктивно-методические материалы

Отражающие правовые аспекты введения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и регламентирующие его изучение в начальной школе МОУ Кременкульская СОШ.

  1. Федеральные документы и материалы

Приказы Министерства образования и науки РФ:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г. № 373;

- «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ» от 09.03.2004 г. № 889;

- «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» от 04.10.2010 г. № 986;

- «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» от 26.11.2010 г. № 1241 рег. № 19707;

- «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» от 28.12.2010 г. № 2106;

- «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» от 22.09.2011 г. № 2357;

- «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год» от 31.03.2014 г. № 253;

- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30.08.2013 г. № 1015

1.2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» от 29.12.2010 г. № 02-600.

- Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях от 14.12.2009 г. № 729

- О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях от 13.01.2011 г. № 2

- О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях от 16.02.2012 г. № 2

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» от 26.08.2010 г. № 761н;

- Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / от 18.10.2013 г. № 544н )

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации:

- «О федеральном перечне учебников» от 29.04.2014 г. № 08-548

- «О рассмотрении обращений граждан» от 12.03.2014 г.


2.Региональные документы и материалы

2.1. Приказы Министерства образования и науки Челябинской области:

- Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» от 29.08.2013 г. № 1543.

- Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

- «Об утверждении минимального перечня комплексного оснащения в ОУ, реализующих ФГОС» от 23.05.2012 г. № 01-1414.

2.2. Письма Министерства образования и науки Челябинской области:

- «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г. № 103/3404;

- «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области» от 01.02.2012 г. № 103/651;

- «Об утверждении минимального перечня комплексного оснащения в ОУ, реализующих ФГОС» от 23.05.2012 г. № 01-1414;

3. Муниципальные документы и материалы

3.1. Приказ Управления по делам образования города Челябинска

«О введении ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях города Челябинска с 01.09.2010 г.» от 26.08.2010 г. № 1288-у.

3.2. Письма Управления по делам образования города Челябинска:

- «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов» от 22.06.2011 г. № 16-02/3007;

- «Рекомендации по формированию учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС НОО» от 08.07.2011 г. № 16-02/4225;

- «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов» от 24.07.2011 г. № 16-02/3007;

- «Аналитическая справка по мониторингу оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений в соответствии с требованиями ФГОС НОО» ото 30.12.2011 г. № 16-02/8387;


4. Институциональные «школьные» документы и материалы

4.1. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Кременкульская СОШ, включающая учебный план начального общего образования.

5.2. Годовой календарный учебный график МОУ Кременкульская СОШ на 2017-2018 учебный год.

5.3. Расписание учебных занятий в начальной школе МОУ Кременкульская СОШ на 2017-2018 учебный год.

5.4. Положение о рабочих программах учебных предметов и курсов (модулей) основной образовательной программы начального общего образования МОУ Кременкульская СОШ.


Место модульного учебного курса в учебном плане

В соответствии с Учебным планом, Годовым календарным учебным графиком и Расписанием учебных занятий на 2017–2018 учебный год в МОУ Кременкульская СОШ модульный учебный курс «Основы православной культуры» (далее – модульный курс) развертывается в 4 классе с начала учебного года. Данный модульный курс рассчитан на 34 часа и изучается младшими школьниками на протяжении всего учебного года (см. табл.).

Таблица

Место модульного учебного курса «Основы светской этики»

в учебном плане 4 класса МОУ Кременкульская СОШ

(2017–2018 учебный год)

Предметная

Область

Учебный

Предмет

Учебный

курс

Количество часов в неделю / год

Филология

Основы религиозных культур и светской этики

Основы православной культуры

1/ 34

Модульный учебный курс «Основы православной культуры» служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования школьников. С одной стороны, этот курс дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной школы. С другой стороны, данный курс предваряет начинающееся в пятом классе изучение школьниками гуманитарных предметов «История» и «Литература».

Курс «Основы православной культуры», являясь модулем комплексного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», имеет логическую завершенность по отношению к установленным цели, задачам и результатам обучения младших школьников и включает в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный компонент.

Учебный процесс в рамках модульного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся 4 класса начальное представление о православной культуре посредством:

  • ориентации содержания модульного учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащих в основе содержания модульного учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модульным учебным курсом и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление учителем, обучающимися и их родителями (законными представителями) актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших школьников;

  • единых требований к результатам освоения содержания модульного учебного курса.

Учебный процесс педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы православной культурной традиции. Модульный курс создает предпосылки (начальные условия) для освоения обучающимися культуры России как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания ими культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Модульный курс играет важную роль, как в расширении познавательного кругозора обучающегося, так и в формировании порядочного, честного, достойного гражданина России.

Общая характеристика модульного учебного курса

Рабочая программа модульного учебного курса 4 класса «Основы православной культуры» составлена:

  • во-первых, в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и инструктивно-методических материалов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней (представлены в перечне документов и материалов);

  • во-вторых, с учетом особенностей дидактических системы «Школа России», реализуемой МОУ Кременкульская СОШ в условиях сельской области;

  • в-третьих, определения образовательных, культурно-религиозных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) как субъектов образовательного процесса в начальной школе в изучении учебного модуля «Основы светской этики». Освоение учащимися 4 класса содержания модульного курса осуществляется с их согласия и по выбору этого учебного модуля родителями (законными представителями). При этом выбор родителей является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию данного модуля.

Теоретической базой рабочей программы модульного учебного курса являются Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, представленная в Примерной основной образовательной программе начального общего образования (сост. Е.С. Савинов).

Данная рабочая программа модульного учебного курса «Основы православной культуры» составлена на основе вариативной программы комплексного курса для 4 классов общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. А.Я.Данилюк).

Цель модульного учебного курса − формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Изучение модульного учебного курса направлено на достижение следующих задач:

- знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Ведущими принципами обучения в модульном учебном курсе «Основы православной культуры» в 4 классе являются следующие:

  • принцип гуманистической ориентации обучения детей на основе общечеловеческих ценностей;

  • принцип систематического и последовательного изложения учебного материала;

  • принцип связи учебного материала с личным опытом младших школьников;

  • принцип сознательности и активности обучающихся при овладении учебным материалом.


Ценностные ориентиры содержания образования и обучения

модульного учебного курса

Исходные положения, лежащие в основе содержания модульного учебного курса «Основы православной культуры» − общность в многообразии, многоединство и поликультурность. Эти принципы отражают культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

В структуре модульного учебного курса выделяется четыре основных тематических раздела: «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества», «Основы православной культуры», «Православие в России», «Духовные традиции многонационального народа России». Изучая выбранный модульный курс с названными тематическими разделами, обучающийся получит представление об основах православной культуры как конкретной культурной традиции путем знакомства с наиболее общими её характеристиками.

В преподавании модульного учебного курса «Основы православной культуры» реализуется важнейшее требование модернизации начального общего образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, деятельностным формам организации учебного процесса в начальной школе. Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные (ВУ), комбинированные и повторительно-обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы (ПР), уроки-экскурсии (УЭ), уроки-конференции (УК). К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены: взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация (театрализация).

В обучении младших школьников используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, словарями и справочниками).

Результаты освоения модульного учебного курса

Освоение младшими школьниками содержания модульного учебного курса «Основы православной культуры» 4 классе должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах светской этики;

  • воспитание уважительного отношения к светским традициям;

  • знакомство с базовыми национальными ценностями (Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие) и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе МОУ Кременкульская СОШ реализуется технология безотметочного обучения как действенная система формирования учебной и личностной самооценки младших школьников. Вместо отметки, выраженной количественно, используются содержательные четко дифференцированные оценки, основанные на однозначных критериях.

В системе педагогического мониторинга по модульному курсу используются следующие виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный устный опрос), промежуточный контроль (тестирование).

Планируемые результаты обучения по модульному курсу как ступени личностного и коллективного роста младших школьников в духовно-нравственном воспитании и развитии личности представлены в разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модульного учебного курса».

Реализации обозначенных целей и задач модульного учебного курса «Основы православной культуры» способствует имеющееся ресурсное обеспечение в МОУ Кременкульская СОШ, указанное в разделе «Педагогические условия обеспечения учебного процесса».



3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЬНОГО УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение младших школьников по модульному курсу «Основы православной культуры» направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения данной рабочей программы.

Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

В результате освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» у обучающихся будут сформированы:

  • понимание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и Челябинской области;

  • понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • умение поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России и Челябинской области, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

  • осознанность своей этнической и национальной принадлежности;

  • понимание ценности человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

  • стремление развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России и Челябинской области (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре и истории России и Челябинской области, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

  • умение ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.


Предметные результаты модуля «Основы православной культуры»

Выпускник научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды (народов России и Челябинской области), религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

  • ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России и Челябинской области;

  • на примере православной религиозной традиции понимать значения традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России и Челябинской области;

  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

  • участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение;

  • готовить сообщений по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России и Челябинской области духовно-нравственных ценностей;

  • устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций (России и Челябинской области) на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

  • акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.


4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»


Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» -формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России, родному краю и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного предмета:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный предмет создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.


СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»


Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).

Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России.

Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

1 Раздел. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина.

2 Раздел. Основы православной культуры. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его Крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона.

3 Раздел. История православия в России. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде.

4 Раздел. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Святыни традиционных религий России. Основные нравственные заповеди традиционных религий России. Российские (православные, буддийские, мусульманские, иудейские, светские) семьи. Отношение к труду и природе в традиционных религиях России.



5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


4 КЛАСС (34 часа)


Содержание учебного предмета

Тема раздела

Кол-во часов

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Южный Урал – наш родной край.


Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

2 ч.

Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и его Крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило. Храм. Православные храмы родного края. Икона.


Основы православной культуры

15 ч.

Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Отношение к природе в традиционных религиях Южного Урала. Христианская семья. Защита Отечества. Южноуральцы-защитники Отечества. Христианин в труде. Отношение к труду в традиционных религиях Южного Урала. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.


Православие в России

12 ч.

Любовь и уважение к Отечеству. Самосовершенствование и его значение для развития человеческой личности. Цели в жизни человека и пути их достижения. Самоопределение человека.


Этика в повседневной жизни. Мотивы человеческих поступков. Золотое правило нравственности и его значение. Представления о выборе жизненного пути, о нравственных и безнравственных поступках.

Права детей, Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности. Знание прав и обязанностей как обязательное условие жизни человека в современном мире.

Духовные традиции многонационального народа России

5 ч.




Примерные темы творческих работ обучающихся



  1. Храмы

  2. Православные иконы


Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала.


5.Календарно-тематический план учебного курса

«Основы православной культуры»


урока

Дата

прове-

дения

урока

Кор-

ректи-

ровка

Наименование темы,

название урока

Основные виды учебных

действий обучающихся

Учебный

Материал

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 ч)



Россия - наша Родина.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

С. 4-5



НРЭО. Южный Урал – наш родной край.

Знакомятся с культурными традициями родного края и семейными ценностями


Основы православной культуры (15 ч)



Культура и религия.

Изучают основы духовной традиции православия.

Дают определения основных понятий православной культуры.

С. 6-7



Человек и Бог в православии.

Изучают основы духовной традиции православия.

Дают определения основных понятий православной культуры.

С. 8-11



Православная молитва.

Изучают основы духовной традиции православия.

Дают определения основных понятий православной культуры.

С. 12-15



Библия и Евангелие.

Изучают основы духовной традиции православия.

Дают определения основных понятий православной культуры. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

С. 16-19



Проповедь Христа.

Изучают основы духовной традиции православия.

Дают определения основных понятий православной культуры.

С. 20-23



Христос и его Крест.

Изучают основы духовной традиции православия.

Дают определения основных понятий православной культуры.

С. 24-27



Пасха.

Изучают основы духовной традиции православия.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

С. 28-31



Православное учение о человеке.


Изучают основы духовной традиции православия.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

С. 32-35



Совесть и раскаяние.



Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

С. 36-39



Заповеди.


Изучают основы духовной традиции православия.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

С. 40-41



Милосердие и сострадание.


Изучают основы духовной традиции православия.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

С. 42-45



Золотое правило этики.


Изучают основы духовной традиции православия.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

С. 46-47



Храм.

НРЭО Православные храмы родного края.


Изучают основы духовной традиции православия.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

С. 48-31



Икона.


Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

С. 52-55



Творческие работы учащихся.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

С. 56-57

Православие в России (12 ч)



Как христианство пришло на Русь





Знакомятся с развитием православной культуры в

истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

С. 58-61



Подвиг.


Знакомятся с развитием православной культуры в

истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

С. 62-63



Заповеди блаженств.



Знакомятся с развитием православной культуры в

истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

С. 64-67



Зачем творить добро?


Знакомятся с развитием православной культуры в

истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

С. 68-69



Чудо в жизни христианина.


Знакомятся с развитием православной культуры в

истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

С. 70-71



Православие о Божием суде.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

С. 72-75



Таинство Причастия.


Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

С. 76-79



Монастырь.


Знакомятся с развитием православной культуры в

истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

С. 80-83



Отношение христианина к природе.

НРЭО.

Отношение к природе в традиционных религиях Южного Урала.


Знакомятся с развитием православной культуры в

истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

С. 84-85



Христианская семья.


Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

С. 86-87



Защита Отечества.

НРЭО.

Южноуральцы-защитники Отечества.





Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

С. 88-91



Христианин в труде.

НРЭО.

Отношение к труду в традиционных религиях Южного Урала.


Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Уважать труд других людей, понимать ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.


С. 92-93

Духовные традиции многонационального народа России (5 ч)



Любовь и уважение к Отечеству.

Знакомятся с развитием православной культуры в

истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

С. 94-95



Итоговое тестирование

за курс.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщение по выбранным темам (теме).




НРЭО.

Экскурсия в храм села Кременкуль.


Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)


33-34.



Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщение по выбранным темам (теме).










6. Ресурсное обеспечение учебного процесса



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Реализация указанной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники учебные пособия, методические и учебно-методические пособия.

Таблица


Программа и учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

Учителя

ученик

1.А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»для общеобразовательных учреждений 4 -5 класс, Москва “Просвещение” 2011 г.,


2.Примерная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» к учебнику «Основы православной культуры». 4-5 классы. А.В. Кураев. Москва: Просвещение. 2012.

1.Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений: «Основы православной культуры». 4-5 классы. А.В. Кураев. Москва: Просвещение. 2012.


2. В родном краю. Основы религиозных культур и светской этики: Учебно- методическое пособие А.Г.Донской, В.М.Кузнецов, Н.Е.Скрипова. Челябинск: ЧИППКРО, 2016

1.Учебное пособие для общеобразовательных учреждений: «Основы православной культуры». 4 класс. А.В. Кураев. Москва: Просвещение. 2017.




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


п/п

Наименование

Количество

экземпляров

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


1.

Учебники по предмету «Основы православной культуры»

21 шт.

Печатные пособия

2.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

1 шт.

3.

Книги по истории, обществознанию, МХК, истории религий, окружающему миру, литературе и др.


5 шт.

4.

Индивидуально-раздаточный материал (карточки-задания)

+

Технические средства обучения (средства ИКТ)

5.

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

1 шт.

6.

Телевизор

1 шт.

7.

DVD-плеер

1 шт.

8.

Мультимедиа проектор

1 шт.

9.

Экран навесной


1 шт.

10.

Ноутбук

1 шт.

11.

Акустические колонки

2 шт.

12.

Многофункциональное устройство

1 шт.

Оборудование класса

13.

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

8 шт.

14.

Стол учительский с тумбой

1 шт.

15.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

2 шт.

Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

1.Монастырь «Ганина яма»

2.О православии. Закон Божий. Ч. 1

3.Нагорная проповедь. Ч.1, 2

4.Распространение христианства на Руси

5.Рождество Христово

6.Таинство Причастия

Электронное приложение к учебнику Основы православной культуры 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.:Просвещение, 2012


www.veratv.ru

Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru

Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной

Церкви www.patriarchia.ru



Используемая дополнительная литература

Пособия для учащихся

  1. Лазарев А.И. Народоведение. Жизнь по народному календарю. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.

  2. Лазарев А.И. Народоведение. Народные промыслы и ремёсла. – Челябинск: ЮУКИ, 2000.

Пособия для учителя

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Челябинск. История моего города. Книга для чтения / под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд. – Челябинск: АБРИС, 2005.

  5. Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.

  6. Челябинская область. Краткий географический справочник / авт.-сост. М.С.Гитис, А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2011.

  7. Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1-7. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.

  8. В родном краю. Основы религиозных культур и светской этики: Учебно- методическое пособие /А.Г.Донской, В.М.Кузнецов, Н.Е.Скрипова. Челябинск: ЧИППКРО, 2016




















Приложение

Проверочная работа «Христос и крест»

  1. И до Крестной смерти Христа люди умирали за других. Почему именно смерть Иисуса Христа имеет такое значение для человечества?

    • Потому что о смерти Христа много говорят

    • Потому что Христос, будучи совершенно безгрешным, добровольно пошел на Крестную Смерть ради спасения человечества от духовной смерти

    • Потому что Христа долго мучили

  2. Что, по мнению верующего человека, находится за порогом смерти?

    • Неизвестность

    • Пустота

    • Любовь Бога, в которой живы все души умерших людей

  3. После воскресения Христа его ученики подвергались гонениям, их преследовали за то, что они верили в Иисуса Христа как в Сына Божия и не поклонялись другим богам. Жестокие мучители обрекали христиан на смерть и не понимали, почему верующие во Христа не боятся умирать. Что позволяло христианам не бояться смерти?

    • Уверенность в том, что в дальнейшей жизни их не ждет ничего хорошего

    • Желание умереть красиво на глазах у зрителей и оставить о себе славу храбреца

    • Уверенность в вечной жизни с Богом, которая ожидает верного христианина после смерти

  4. Что помогло одному из разбойнику, который был распят рядом с Христом, попасть в Царстве Небесное?

    • Покаяние

    • Лесть

    • Дерзость


Распредели на 2 группы

События до распятия

События после распятия

Предательство Иуды, несение креста, Явление воскресшего Христа ученикам, Рождество Христово, Нагорная проповедь, сошествие в ад, Воскресение.




















Итоговые задания по курсу

«Основы православная культура»


  1. Темы для исследовательских работ

Как христианство пришло на Русь.

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)

Святой, прославившийся в нашем крае.


Возможные баллы за исследовательскую работу: от 30 до 50.


  1. Темы сочинений

Крещение Руси как начало великой русской культуры.

Кого мы называем хамом? Происхождение понятия.

Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?

Какие есть особые убеждения христиан, укрепляющие их в делании добра?

Возможен ли подвиг в мирное время?

Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»?

В каком случае солдат может быть назван миротворцем? Приведите примеры такого миротворчества.


Возможные баллы за сочинение: от 5 до 15.


За каждое остальное задание начисляется 1 балл. Для зачета нужно набрать не менее 15 баллов.


Закончите предложение

Год крещения Руси - _______

Русь крестил _____________

Преподобного Герасима Иорданского обычно изображают на иконе с (название животного) ________

Преподобный Сергий Радонежский кормил около своей кельи (название животного) ____________

На месте пропуска вставьте слово

Вставьте слово в названия монастырей или мест, где они находятся:

_______________ пустынь

_______________Посад

Киево-_________лавра

_______-Невская Лавра



Тестовые задания


  1. Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее

- бескорыстие

- любовь к Отечеству

- защита близких

- восстановление справедливости

- нажива

2. О чем молятся христиане во время войны? (выбери два варианта)

- чтобы было убито побольше врагов

- чтобы была взята большая добыча

- чтобы меньше людей погибло

- о победе

3. Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:

- личное покаяние

- подаяние нищим

- совершение только хороших дел

- вера во Христа

4. Что бывает только у монахов?

- четки

- клобук

- постриг

- обет

- молитва

5. Венцы в таинстве венчания символизируют:

- вечность

- богатство

- долгую жизнь

- единство любви и испытаний

6. Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?

- любовь ко Христу

- молитва ко Христу

- защита природы

- защита Отечества

- милосердие

- честный труд

7. Заповедей блаженства

- пять

- восемь

- девять

8. Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва Мея «Слепорожденный»

… истое блаженство

Себе наследует лишь тот,

Кто духом нищ, кто слезы льет,

Кто правды алчет, правды жаждет,

Кто кроток был и незлобив,

Кто сердцем чист, миролюбив…

9. О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого

Любовью к ближним пламенея,

Народ смиренью Он учил,

Он все законы Моисея

Любви закону подчинил


- о Христе

- об Андрее Первозванном

- о Петре 1

10. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?


- болгарские танцы

- греческая икона

- немецкий орган

11. О каких делах Христос будет спрашивать с людей на Своем суде? Допишите фразы из его притчи:

Я был голоден -

Я жаждал -

Я был в темнице -

Я был болен -

Я был странником -

Я был наг -


3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!