Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
| | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МОБУ СОШ № 21 от «___» ___2020г. №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
социальное
(направление внеурочной деятельности)
«Здоровые истины (разговор о правильном питании)»
(наименование курса внеурочной деятельности)
Уровень общего образования начальное общее образование
Класс 3
Учитель Григорьева И.А.
Сроки реализации: 2020-2021 учебный год
г.Таганрог
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровые истины (разговор о правильном питании)» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МОБУ СОШ №21.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательной школы / под ред. «Разговор о правильном питании» Безруких М.М., Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год в соответствии с календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год и расписанием занятий внеурочной деятельности по факту проведения мероприятий.
Программа внеурочной деятельности «Здоровые истины (разговор о правильном питании)» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
освоение детьми практических навыков рационального питания;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков , умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Планируемые результаты
Результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные.
Определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Содержание программы
Последствия влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации. Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Понятия «зависть» и «жадность». Знание предмета зависти. Капризные дети. Как к ним относятся окружающие люди. Как избежать негативных эмоций. Опасность курения. Права некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека. Профилактика наркомании. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, активности, солидарности. Навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Потребность поддерживать своё здоровье.
«Основы теоретических знаний»
Самые полезные продукты
Самые вредные продукты и добавки
Что нам осень принесла. Сбор и хранение осеннего урожая.
Зимние опасности. Предотвращение простудных заболеваний.
Что такое жажда.
Спорт и правильное питание.
Молоко и молочные продукты.
«Практикум»
Практическая работа «Я эксперт»
Как сервировать стол.
Проектная работа «Каша – еда наша»
Практическая работа «Как составить меню недели»
Практическая работа «Рецептура полезных фруктовых напитков.»
Дневник здоровья – мониторинг своего здоровья.
Безопасность на кухне.
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Здоровые истины (разговор о правильном питании)» для 3-В класса
Учитель – Григорьева И.А.
№ п/п | Раздел, тема занятия | Количество часов | Примерные сроки проведения |
1 | Важность правильного питания. | 1 | 6.10 |
2. | Полезные и необходимые продукты. Свойства некоторых продуктов. | 1 | 6.10 |
3 | Разнообразие вкусовых свойств продуктов | 1 | 7.10 |
4 | Как происходит распознавание вкуса. Вкусовые свойства продуктов и блюд. | 1 | 7.10 |
5 | Где и как готовят пищу. Как правильно сервировать стол. | 1 | 8.10 |
6-7 | Представление о ценности здоровья, значение правильного питания. Секреты правильного питания Донской кухни. | 2 | 8.10; 9.10 |
8 | Представление о вредных пищевых добавках. | 1 | 16.11 |
9 | Исследование – в каких продуктах есть вредные добавки. Практическая работа. | 1 | 16.11 |
10 | Овощи и их польза. Что нам осень принесла | 1 | 17.11 |
11 | Урок-игра «Лесное лукошко» Какую пищу можно найти в лесу. | 1 | 17.11 |
12-13 | Как правильно есть. | 2 | 18.11;18.11 |
14 | Как сервировать стол. | 1 | 19.11 |
15-16 | Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной? Блюда из злаковых растений, выращенных на Дону. | 2 | 19.11; 20.11 |
17 | Проектная работа «Каша – еда наша» | 1 | 16.02 |
18 | Плох обед, если хлеба нет. | 1 | 16.02 |
19 | Полдник. Время есть булочки. | 1 | 17.02 |
20 | Пора ужинать. | 1 | 17.02 |
21 | Практическая работа «Как составить меню недели» | 1 | 18.02 |
22 | Зимние опасности. Предотвращение простудных заболеваний. Витамины от простуды. | 1 | 18.02 |
23 | Весенний авитаминоз. Где найти витамины весной? | 1 | 19.02 |
24 | Что такое жажда. Как утолить жажду. | 1 | 19.02 |
25-26 | Практическая работа. Рецептура полезных фруктовых напитков. | 2 | 29.03;29.03 |
27 | Спорт и правильное питание. | 1 | 30.03 |
28 | Кулинарное путешествие по России. | 1 | 30.03 |
29 | Что и как можно приготовить из рыбы. Кулинарные секреты Донских поваров. | 1 | 31.03 |
30 | Хлеб – всему голова. секреты пекарей Донского казачества. | 1 | 31.03 |
31 | Кто работает на ферме? | 1 | 01.04 |
32-33 | Молоко и молочные продукты. | 2 | 01.04; 02.04 |
34 | Дневник здоровья – мониторинг своего здоровья. | 1 | 02.04 |
| ИТОГО | 34 | |
РАССМОТРЕНО Методическим советом МОБУ СОШ № 21 протокол от «____»_____2020 №____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________/________________/ (подпись) ФИО «___»______2020 |
Литература:
1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013 г.
2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013 г.
3. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2013 г.
4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012г.
5. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012г.
6. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013