Рабочая программа учителя по предмету «Литературное чтение» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской программы: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий и др. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с., Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. —128 с., рабочей программы по предмету МБОУ СОШ №27 и с учётом письма департамента образования Белгородской области от 01 апреля 2016г. № 9-0-/01/2104 «О ступенчатом» режиме обучения в 1 классе»».
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю): из них 92 часа (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению и 40 часов (10 учебных недель) урокам литературного чтения, в том числе на проведение: комплексной работы (апрель-май), проверки сформированности учебной деятельности: диагностические тесты и задания (декабрь, май).
В соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №27 г. Белгорода, календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год и «ступенчатым режимом» обучения в первом классе программа будет выполнена за счет уплотнения материала.
По календарю на 2019-2020 учебный год - 116 часов. Корректировка за год на 16ч.
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются: устный опрос, диагностические работы, тестовые задания.
№ п/п | Наименование раздела программ-мы | Тема урока | Планируемые результаты | Дата проведения |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | По плану | Факти- чески |
| Добукварный период 16ч | «Азбука» – первая учебная книга. Речь устная и письменная. Предложение. Стр.3-4 | Ориентироваться в «Азбуке»; называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака; оценивать результаты своей работы на уроке. Практически различать устную речь (говорение, слушание); воспроизводить сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации; объяснять смысл пословицы; применять пословицу в устной речи. Правильно употреблять в речи слова – названия отдельных предметов (ранец, учебник; кукла, мяч, кубик) и слова с общим значением (учебные вещи; игрушки). | Регулятивные УУД: - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; -вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); - понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. - пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, Коммуникатив-ныеУУД: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; - принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; -вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); - понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. - пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, Коммуникатив-ныеУУД: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; - принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию. | 02.09 | |
| Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении. Стр.5-6 | Различие устной и письменной речи. Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице и дома. Театр, правила поведения в театре. Представление о своей родине, о столице, о родном городе. | 03.09 | |
| Слово и предложение. Стр.7-8 Слог. Стр.9-10 | Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации; делить предложения на слова; определять на слух количество слов в предложении; выделять отдельные слова из предложений; составлять предложения по заданным схемам; приводить примеры пословиц о труде и трудолюбии. Объяснять смысл пословиц. | 06.09 | |
| Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации; делить слова на слоги, определять количество слогов в словах; приводить примеры слов, состоящих из заданного количества слогов; устанавливать слоговой состав слов, называющих изображённые предметы. Соотносить предметную картинку и схему слова; объяснять данное соответствие. Отвечать на вопросы к иллюстрации. Составлять предложения на заданную тему. |
| Ударение. Стр.11-12 | Выделять ударный слог при произнесении слова; определять на слух ударный слог в словах; называть способы выделения ударного слога в слове; обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком; подбирать слова к заданным схемам и приводить примеры слов с ударением на первом, втором или третьем слоге. Соотносить слово, называющее изображённый предмет, со схемой-моделью, обосновывать свой выбор. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. | 09.09 | |
| Звуки в окружающем мире и в речи. Стр.13 Звуки в словах. Стр.14-15 | Слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки. Приводить примеры неречевых звуков; практически различать речевые и неречевые звуки. Составлять рассказ по рисунку и опорным словам; рассказывать о своих отношениях с товарищами; рассуждать о том, как следует вести себя во время игры. | 10.09 | |
| Анализировать слово с опорой на его модель: определять количество слогов, называть ударный слог, определять количество и последовательность звуков в слове, количество звуков в каждом слоге, выделять и называть звуки в слове по порядку. Определять в звучащей речи слова с заданным звуком, подбирать свои примеры. Группировать слова по первому (последнему) звуку; наблюдать, как гласный образует слог. Соотносить рисунки и схемы. |
| Слог-слияние стр.16-17 Повторение и обобщение пройденного материала. Стр.18-19 | Различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки. Выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах. Находить и называть слог-слияние и примыкающие звуки на слух и с опорой на схему. Подбирать слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме. Соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью. Отвечать на вопросы по сюжету сказки; рассуждать о необходимости соблюдать правила безопасного поведения в отсутствие взрослых; объяснять смысл пословицы. | 13.09 | |
| Анализировать слово с опорой на его модель: определять количество слогов, называть ударный слог, определять количество и последовательность звуков в слове, количество звуков в каждом слоге, выделять и называть звуки в слове по порядку. Подбирать слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме. Соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью. |
| Гласный звук а, буквы А, а. Стр.20-23 | Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астры); выделять звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова; слышать звук [а] в произносимых словах, определять место нового звука в слове; приводить примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы А, а; соотносить звук [а] и букву, его обозначающую. Объяснять смысл пословиц и поговорок; строить высказывания о пользе чтения. Определять место изученной буквы на «ленте букв». | 16.09 | |
| Гласный звук о, буквы О, о. Стр.24-27 | Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (окуни); выделять звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Распознавать на слух звук [о] в словах, определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [о] в начале, середине, конце слова. Соотносить звук [о] и букву о. Читать предложение с восклицательной интонацией (О-о-о!). Обнаруживать несоответствие между словом и его схемой-моделью. | 20.09 | |
| Гласный звук и, буквы И, и. Стр.28-31 | Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (иголка). Выделять звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [и]. Находить слова с буквами И, и в текстах на страницах «Азбуки». Составлять предложения по сюжетной картинке. Строить высказывания о своём отношении к красоте родной природы, о необходимости бережного отношения к ней. Рассказывать о самом лучшем друге, своём отношении к нему. Использовать в своём высказывании слово «взаимопомощь». Обнаруживать нарушение последовательности картинок к сказке. Определять место изученной буквы на «ленте букв». | 23.09 | |
| Гласный звук ы, буква ы. Стр.32-35 Гласный звук ы, буква ы. Стр.32-35 | Наблюдать за изменением формы слова (шар – шары). Устанавливать сходство и различие слов. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (шары). Выделять звук [ы] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему – модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [ы]. | 27.09 | |
| Приводить примеры слов со звуком [ы]. Узнавать новую букву, сравнивать и различать печатную и письменную букву ы. |
| Гласный звук у, буквы У, у. Стр.36-39 Гласный звук у, буквы У, у. Стр.36-39 | Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (утка). Выделять звук [у] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [у], характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [у] гласный. | 30.09 | |
| Приводить примеры слов со звуком [у] в начале, середине, конце слова. Соотносить звук [у] и букву, его обозначающую. Находить слова с буквами У, у в текстах на страницах «Азбуки». |
| Букварный период 64ч | Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Стр.40-43 Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Стр.40-43 | Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь). Выделять звуки [н], [н’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы Н, н. Составлять слоги-слияния из букв разрезной азбуки. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного ([н] или [н’]). Составлять рассказ по сюжетной картинке. Проговаривать слова так, как они написаны (орфографическое чтение). Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. | Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». 5. Адекватно воспринимать оценку учителя. 6. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, 7. Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». 5. Адекватно воспринимать оценку учителя. 6. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, 7. Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». 5. Адекватно воспринимать оценку учителя. 6. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, 7. Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации. | 01.10 | |
| Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь). Выделять звуки [н], [н’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы Н, н. Составлять слоги-слияния из букв разрезной азбуки. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного ([н] или [н’]). Составлять рассказ по сюжетной картинке. Проговаривать слова так, как они написаны (орфографическое чтение). Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. |
| Согласные звуки с, с’, буквы С, с. Стр.44-47 | Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (лес, лось). Выделять звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями их произнесения. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что они согласные, сравнивать их. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. | 04.10 | |
| Согласные звуки с, с’, буквы С, с. Стр.44-47 | Приводить примеры слов с новыми звуками. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам). Читать текст вслух. Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Соотносить текст и иллюстрацию. | 07.10 | |
| Согласные звуки к, к’, буквы К, к. Стр.48-51 Согласные звуки к, к’, буквы К, к. Стр.48-51 | Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами. Приводить примеры слов с новыми звуками. Читать слоги-слияния с новой буквой и слова по ориентирам. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Составлять слоги-слияния. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного ([к] или [к’]). | 08.10 | |
| Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного ([к] или [к’]). Объяснять работу букв гласных звуков а, о, у, ы как показателей твёрдости предшествующего согласного звука [к] и работу буквы и как показателя мягкости согласного [к’]. |
| Согласные звуки т, т, буквы Т, т. Стр.52-57 | Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. | 11.10 | |
| Согласные звуки т, т, буквы Т, т. Стр.52-57 | Характеризовать новые звуки. Добавлять слоги до слова (то – лото, ти – дети и т.п.). Читать слоги-слияния и слова с ранее изученными буквами. Озаглавливать текст. Называть на иллюстрациях растения и животных, составлять о них предложения. Отвечать на вопросы. Называть знакомые сказки А.С. Пушкина. | 14.10 | |
| Согласные звуки л, л, буквы Л, л. Стр.58-63 | Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв». Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. | 17.10 | |
| Согласные звуки л, л, буквы Л, л. Стр.58-63 | Делать под руководством учителя вывод: буквы н и л обозначают звуки, при произнесении которых голос преобладает над шумом, они произносятся звонко; буквы к, т, с обозначают звуки, при произнесении которых нет голоса, а есть только шум; согласные звуки бывают глухие и звонкие. | 18.10 | |
| Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. Стр.64-67 | Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. | 21.10 | |
| Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. Стр.64-67 | Отвечать на вопросы по иллюстрации. Называть знакомые комнатные растения, растения, которые есть в классной комнате, дома. Рассказывать об уходе за растениями. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст вслух. Определять значение слова в контексте. | 22.10 | |
| Согласные звуки в, в’, буквы В, в. Стр.68-71 | Читать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию. Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст. Объяснять смысл пословицы. Наблюдать за изменением слов. Находить в словах общую часть. Объяснять разные значения многозначных слов. Определять место новой буквы на «ленте букв». | 24.10 | |
| Согласные звуки в, в’, буквы В, в. Стр.68-71 | Объяснять разные значения многозначных слов. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. | 07.11 | |
| Гласные буквы Е, е. Стр.72-77 | Производить слого-звуковой анализ слова (ели): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове ели два слога-слияния. Анализировать схему-модель слова. Обозначать слияние [j’э] буквой е. | 08.11 | |
| Гласные буквы Е, е. Стр.72-77 Гласные буквы Е, е. Стр.72-77 | Анализировать схему-модель слова. Обозначать слияние [j’э] буквой е. Называть особенность буквы е (обозначать целый слог-слияние – два звука). Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы Е, е. Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись в парах (высоки – высокие, красивы – красивые). | 11.11 | |
| Анализировать схему-модель слова. Обозначать слияние [j’э] буквой е. Называть особенность буквы е (обозначать целый слог-слияние – два звука). Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы Е, е. |
| Согласные звуки п, п’, буквы П, п. Стр.78-83 Согласные звуки п, п’, буквы П, п. Стр.78-83 | Находить в тексте ответы на вопросы. Определять основную мысль текста. Составлять рассказы о профессиях. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия). Определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками. | 12.11 | |
| Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия). Определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. |
| Согласные звуки м, м’, буквы М, м. Стр.84-89 | Выделять звуки [м], [м’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость или мягкость согласных). | 14.11 | |
| Согласные звуки м, м’, буквы М, м. Стр.84-89 | Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость или мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. | 15.11 | |
| Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Стр.90-95 | Выделять звуки [з], [з’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по иллюстрации. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Соотносить содержание текста с сюжетной картинкой. Делать вывод: в конце слова на месте букв з и с произносится один и тот же звук – [с]. | 18.11 | |
| Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Стр.90-95 | Выделять звуки [з], [з’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по иллюстрации. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Соотносить содержание текста с сюжетной картинкой. Делать вывод: в конце слова на месте букв з и с произносится один и тот же звук – [с]. | 19.11 | |
| Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Стр.96-103 | Выделять звуки [б] и [б’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст. Определять главную мысль текста. Озаглавливать текст. Воспроизводить звуковую форму слов со звуком [п] на конце по их буквенной записи. Анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью. | 21.11 | |
| Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Стр.96-103 | Сопоставлять попарно слоги с буквами п и б. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [б], [б’] и глухих согласных [п], [п’] в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении [б] и [п], [б’] и [п’]. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [б] – [п] и [б’] – [п’] в словах. | 22.11 | |
| Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Стр.104-107 | Выделять звуки [д] и [д’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным словам. Определять место новой буквы на «ленте букв». | 25.11 | |
| Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Стр.104-107 | Устанавливать сходство и различие в произнесении [д] и [т], [д’] и [т’]. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [д] – [т] и [д’] [т’] в словах. Воспроизводить звуковую форму слов со звуком [т] на конце по их буквенной записи. Анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью. Устанавливать, что глухой [т] может обозначаться на конце слов разными буквами – т и д. Наблюдать над изменением слова (плот – плоты, труд – труды). | 26.11 | |
| Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Стр.108-109 | Устанавливать сходство и различие в произнесении [д] и [т], [д’] и [т’]. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [д] – [т] и [д’] [т’] в словах. Воспроизводить звуковую форму слов со звуком [т] на конце по их буквенной записи. Анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью. Устанавливать, что глухой [т] может обозначаться на конце слов разными буквами – т и д. Наблюдать над изменением слова (плот – плоты, труд – труды). | 28.11 | |
| Гласные буквы Я, я. Стр.110-117 | Производить слого-звуковой анализ слова (маяк): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге. Обозначать слияние [j’а] буквой я. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы я (обозначать целый слог-слияние – два звука). | 29.11 | |
| Гласные буквы Я, я. Стр.110-117 | Производить слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [а] после мягкого согласного (с опорой на схему-модель). Читать слоги-слияния с буквой я. Сопоставлять слоги с гласными а и я. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с я. Делать вывод (под руководством учителя): если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [’а], то пишется буква я. | 02.12 | |
| Гласные буквы Я, я. Стр.110-117 | Находить в текстах слова с буквой я и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующих согласных. Читать текст и задавать вопросы по его содержанию. Определять место буквы я на «ленте букв». | 03.12 | |
| Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Стр.118-123 | Выделять звуки [г] и [к] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Выявлять отсутствие слияний с гласными буквами ы и я. Устанавливать сходство и различие в произнесении [г] и [к], [г’] и [к’]. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [г] – [к] и [г’] – [к’] в словах. | 05.12 | |
| Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Стр.118-123 | Анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью. Устанавливать, что глухой [к] на конце слов может обозначаться разными буквами – г и к. Наблюдать за изменением слова (сапог – сапоги, боровик – боровики). Устанавливать способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова). | 06.12 | |
| Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. Стр.4-9 | Выделять звук [ч’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать, что в слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у: поскольку звук [ч’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой. Читать слова с изученной буквой. | 09.12 | |
| Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. Стр.4-9 | Выделять звук [ч’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния; слова с изученной буквой. Отвечать на вопрос: «Почему в сочетании ча пишется буква а?» | 10.12 | |
| Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Стр.10-15 | Производить слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Составлять слово гуси из букв. Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука [с’]. Соотносить звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливать количество звуков в слове. | 12.12 | |
| Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Стр.10-15 | Участвовать в обсуждении проблемы: «Как обозначить мягкость согласного на конце слова гусь?». Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков. Делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука. | 13.12 | |
| Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши. Стр.16-23 | Выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый. Делать вывод (под руководством учителя): эти буквы не указывают на то, как надо произносить звук [ш]; звук [ш] всегда остается твёрдым. | 16.12 | |
| Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши. Стр.16-23 | Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании ши?», «Какая буква пишется в сочетании ше?». Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать и классифицировать изученные буквы. | 17.12 | |
| Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш. Стр.24-29 | Выделять звук [ж] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ж] звонкий и всегда твёрдый. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же – е. Составлять рассказ по сюжетной картинке. | 19.12 | |
| Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш. Стр.24-29 | Устанавливать, что глухой [ж] на конце слов может обозначаться разными буквами – ж и ш. Наблюдать за изменением слова (малыш – малыши, чиж – чижи). Устанавливать способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова). Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия). Определять место новой буквы на «ленте букв». | 20.12 | |
| Гласные буквы Ё, ё. Стр.30-33 | Производить слого-звуковой анализ слова ёжик. Обозначать слияние [j’о] буквой ё. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Пересказывать текст. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с ё. | 23.12 | |
| Гласные буквы Ё, ё. Стр.30-33 | Находить в текстах слова с буквой ё и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующих согласных. Определять место буквы ё на «ленте букв». Обозначать буквой ё гласный звук [о] после мягких согласных. | 24.12 | |
| Гласные буквы Ё, ё. Стр.30-33 | Находить в текстах слова с буквой ё и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующих согласных. Определять место буквы ё на «ленте букв». Обозначать буквой ё гласный звук [о] после мягких согласных. | 26.12 | |
| Звук j’, буквы Й, й. Стр.34-37 | Выделять звук [j’] в процессе слого-звукового анализа слова трамвай. Преобразовывать слова (мой – моё – моя, твой – твоё – твоя); моделировать слого-звуковой состав слов, сопоставлять каждое слово с его схемой-моделью. Делать вывод: буква й обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует. Характеризовать новый звук, обозначать буквой. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». | 27.12 | |
| Звук j’, буквы Й, й. Стр.34-37 | Характеризовать новый звук, обозначать буквой. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Пересказывать текст. | 09.01 | |
| Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. Стр.38-45 | Выделять звуки [х] и [х’] из слов пастух – пастухи, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять звуки [г] – [г’], [к] – [к’], [х] – [х’], выявлять сходство и различие в их произнесении. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы с опорой на «ленту букв». | 10.01 | |
| Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. Стр.38-45 | Сопоставлять звуки [г] – [г’], [к] – [к’], [х] – [х’], выявлять сходство и различие в их произношении. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы с опорой на «ленту букв». Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текстов. Задавать вопросы по содержанию. Озаглавливать текст. Пересказывать текст. | 13.01 | |
| Гласные буквы Ю, ю. Стр.46-49 | Производить слого-звуковой анализ слова юла. Обозначать слияние [j’у] буквой ю. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние – два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ю, ю. | 14.01 | |
| Гласные буквы Ю, ю. Стр.46-49 | Формулировать способ чтения буквы ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Производить с опорой на схему-модель слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [’у] после мягкого согласного. Читать слоги-слияния с буквой ю. Сопоставлять слоги с гласными у и ю. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с буквой ю. | 16.01 | |
| Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц. Стр.50-55 | Выделять звук [ц] из слова кузнец с опорой на схему, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквой. Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой. | 17.01 | |
| Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц. Стр.50-55 | Называть (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц). Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к текстам. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». | 20.01 | |
| Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц. Стр.50-55 | Называть (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц). Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к текстам. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». | 21.01 | |
| Гласный звук э, буквы Э, э. Стр.56-61 | Выделять звук из начала слова эхо. Устанавливать, что звук [э] – знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е. Озаглавливать тексты. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». | 23.01 | |
| Гласный звук э, буквы Э, э. Стр.56-61 | Устанавливать, что звук [э] – знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е. Озаглавливать тексты. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». | 24.01 | |
| Гласный звук э, буквы Э, э. Стр.56-61 | Устанавливать, что звук [э] – знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е. Озаглавливать тексты. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». | 27.01 | |
| Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. Стр.62-69 | Выделять звук [щ’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [щ’] согласный, всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами. | 28.01 | |
| Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. Стр.62-69 | Выделять звук [щ’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [щ’] согласный, всегда мягкий, глухой. Читать слова с изученной буквой. Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к текстам. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. | 30.01 | |
| Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. Стр.62-69 | Выделять звук [щ’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [щ’] согласный, всегда мягкий, глухой. Читать слова с изученной буквой. Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к текстам. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. | 31.01 | |
| Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф Стр.70-73 Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф Стр.70-73 | Выделять звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять попарно слоги с буквами ф и в. Наблюдать за артикуляцией глухих согласных [ф], [ф’] и звонких согласных [в], [в’] в парах. Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам. | 03.02 | |
| Устанавливать сходство и различие в произнесении [ф] и [в], [ф’] и [в’]. Различать парные по звонкости – глухости согласные звуки [в] – [ф] и [в’] – [ф’] в словах. Определять и обосновывать место новой буквы на «ленте букв». |
| Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Стр.74-78 Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Стр.74-78 | Производить фонетический анализ слова листья с опорой на схему. Обсуждать проблему: как обозначить буквами примыкание согласного [т’] к слиянию [j’а] – [т’j’а]? Производить фонетический анализ слова съел с опорой на схему. Устанавливать, что после мягкого согласного [с’], слышится слияние [j’э]. Читать слова с разделительным твёрдым знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё. | 04.02 | |
| Читать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости, устанавливать различия. Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать текст. Определять место буквы ъ на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. |
| Русский алфавит Стр.79-81 | Анализировать ленту букв: называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных, и т.д.). Правильно называть все буквы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите. Устанавливать, что последовательность букв на «ленте букв» и в алфавите разная. Читать алфавит. Называть количество букв русского алфавита. | 06.02 | |
| Послебукварный период 12ч | Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения. Чтение по ролям. Стр.82-85 Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. Наше Отечество. Пословицы и поговорки о Родине Стр.86-87 | Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Называть героев произведения. Находить в тексте и читать предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву «р». Находить и называть понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. Выбрать возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно. | Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3.Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3.Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | 07.02 | |
| Придумывать рассказы по иллюстрации. Слушать рассказы учителя на основе иллюстрации. Подбирать самостоятельно слова, близкие по смыслу к слову «Отечество». Читать текст самостоятельно. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Определять главную мысль текста; соотносить её с пословицей. Объяснять своими словами смысл этого текста. Придумывать рассказы по иллюстрации. Слушать рассказы учителя на основе иллюстрации. Подбирать самостоятельно слова, близкие по смыслу к слову «Отечество». Читать текст самостоятельно. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Определять главную мысль текста; соотносить её с пословицей. Объяснять своими словами смысл этого текста. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. |
| История славянской азбуки. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста (В. Крупин. Первоучители словенские.) Стр.88-89 В. Крупин. Первый букварь. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки Стр.90-91 | Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Слушать текст в чтении учителя; читать текст самостоятельно. Определять известную и неизвестную информацию в тексте. Рассказывать о том, что было неизвестно, в паре. Рассматривать иллюстрацию; делать подписи к иллюстрации на основе текста. | 10.02 | |
| Слушать текст в исполнении учителя; на слух определять известную и неизвестную информацию. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации Читать самостоятельно рассказы В.Крупина. Определять смысл поступков героев; соотносить поступки героев со своими поступками. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации |
| А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг Стр.92-93 | Соотносить иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке. Определить название сказки на основе иллюстрации. Читать самостоятельно отрывок из сказки. Определять, из какой книги прочитанный отрывок. | 11.02 | |
| Л.Н. Толстой и К.Д Ушинский Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка Стр.94-95 | Читать самостоятельно рассказы Л.Н. Толстого. Определять смысл поступков героев; соотносить поступки героев со своими поступками. Придумывать свои рассказы на определенные жизненные ситуации. Находить рассказы из азбуки Л.Н. Толстого в учебнике. Угадывать по названию смысл рассказов К. Ушинского. Читать самостоятельно рассказы. Соотносить главную мысль рассказа с его названием. Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций. | 13.02 | |
| К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Путаница. Небылица Выставка книг К. Чуковского для детей Стр.96-97 | Читать наизусть известные отрывки стихотворения «Телефон». Рассказывать по иллюстрациям об изображенных на них событиях. Соотносить книги и рисунки, книги и текст. Воспроизводить диалог героев произведения.. Читать самостоятельно текст стихотворения. Зачитывать из текста стихотворения места, где герои разговаривают неправильно. Читать стихотворения наизусть, изображая с помощью мимики и жестов монологи героев. | 14.02 | |
| В.В. Бианки. Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа Стр.98-99 С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть Стр.100-101 | Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию. Дополнять информацию об авторе на основе рассматривания выставки книг. Находить на выставке нужную книгу. Читать самостоятельно текст; отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Придумывать свои заголовки; соотносить их с содержанием текста. | 17.02 | |
| Рассматривать выставку книг С. Маршака. Определять тему выставки на основе предложенных вариантов (стихи для детей, весёлые стихи для детей). Объяснять смысл слова «угомон»; придумывать, как может выглядеть «угомон». Определять героев стихотворения. Самостоятельно читать наизусть. Соотносить текст стихотворения с прочитанным наизусть. |
| М.М. Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа Стр.102-103 | Слушать текст в чтении учителя. Воспроизводить на слух слова, которые помогают представить картину природы. Дополнять текст с помощью слов, записанных на доске. Воспроизводить с помощью учителя созданный текст. Называть героев рассказа. Отвечать на вопросы по содержанию. Рассказывать о герое рассказа с помощью опорных слов. | 25.02 | |
| Стихи А. Барто, Б.Заходера, В.Берестова, С. Михалкова Стр.104-108 Проект: «Живая Азбука» Наши достижения. Планируемые результаты изучения Стр. 109-111 | Определять настроение стихотворения. Находить слова, которые помогают передать настроение. Читать стихотворение, отражая настроение. Читать самостоятельно текст; отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Придумывать свои заголовки; соотносить заголовки с содержанием текста. | 27.02 | |
| Давать образную характеристику буквы. Подбирать слова с определенными буквами в начале, середине и в конце слова. Различать гласные и согласные звуки, определять количество слогов в слове. Различать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Составлять схему самостоятельно придуманного предложения. Читать текст, выделять в нем предложения. |
| Жили-были буквы (8часов) | Знакомство с новым учебником и его основными компонентами. В. Данько «Загадочные буквы». Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах. | Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова. | Познавательные УУД: -Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). -Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. -Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. -Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: -Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. -Вступать в диалог. -Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре -Участвовать в коллективном обсуждении учебной. проблемы -Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. | 28.02 | |
| Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки по коллективно составленному плану. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. |
| И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана. | Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. | 02.03 | |
| Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». Передача различных интонаций при чтении. Игра «Подбери рифму». | Воспринимать на слух произведение. Читать стихи наизусть. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. | 03.03 | |
| Стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой. | Воспринимать на слух произведение. Читать стихи наизусть. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. | 05.03 | |
| С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности. | Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. | 06.03 | |
| Из старинных книг. Разноцветные страницы. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. | 10.03 | |
| Урок-обобщение «Проверим себя» Создаём музей «Город букв» (проект) | Создавать словесный портрет буквы. Придумывать небольшие сказки, героями которых являются буквы. | 12.03 | |
| Сказки, загадки, небылицы (10 часов) | Е. Чарушин «Теремок». Ответы на вопросы. Работа с текстом. Чтение диалога. | Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно; воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. | Регулятивные УУД: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей. Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью. Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 13.03 | |
| | РНС «Рукавичка». Анализ текста, его воспроизведение по опорным словам и картинному плану. | Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно; воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. | 16.03 | |
| | Загадки, песенки. Особенности жанров. Отгадывание загадок с опорой на признаки предметов. Сочинение своих загадок. | Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. | 17.03 | |
| | Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». «Король Пипин». «Дом, который построил Джек». Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров. | Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Объяснять, что такое песенка; определять темп и интонационную выразительность чтения. Выразительно читать песенки, предложенные в учебнике. | 19.03 | |
| | Потешки. Герои потешки. | Объяснять, что такое потешка; приводить примеры потешек. Выразительно читать потешки, передавая настроение с помощью интонации. Объяснять отличие потешки от других малых литературных жанров. | 20.03 | |
| | Небылицы. Сочинение небылиц. | Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Доказывать, что прочитанное произведение – это небылица, подбирать к рисункам строчки из стихотворения. | 02.04 | |
| | Сказки А.С. Пушкина. | Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. | 03.04 | |
| | Сказки А.С. Пушкина. | Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. | 06.04 | |
| | Русская народная сказка «Петух и собака». | Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | 07.04 | |
| | Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Оценка планируемых достижений. | Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Читать слова, верно выделяя ударный слог. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Читать целыми словами. Подробно пересказывать текст. | 09.04 | |
| Апрель, апрель. 3венит капель! (6 часов) | Лирические стихотворения: А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» Настроение стихотворения. | Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. | Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания | 10.04 | |
| | Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. | Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. | 13.04 | |
| | И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?» Определение настроения произведений. Сравнение. | Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. | 14.04 | |
| | Литературная загадка. Сочинение загадок. | Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. | 16.04 | |
| | Проект «Составляем сборник загадок». | Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. | 17.04 | |
| | Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель». Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. Оценка планируемых достижений. | Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему, на разные темы. | 20.04 | |
| И в шутку и всерьёз (6 часов) | Весёлые стихи для детей: И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. | Регулятивные УУД: применять установленные правила в планировании способа решения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, понимать фактическое содержание текста. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении. Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 21.04 | |
| | Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой «Саша-дразнилка». Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа. | Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | 23.04 | |
| | Весёлые стихи для детей: К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет», стихи О. Григорьева. Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. | 24.04 | |
| | Весёлые стихи для детей: И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев.. Стихи О. Григорьева, Т. Собакина. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. | 27.04 | |
| | Юмористические рассказы для детей: М. Пляцковский «Помощник». | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. | 28.04 | |
| | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Оценка планируемых достижений. | Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Заучивать наизусть небольшие тексты. | 30.04 | |
| Я и мои друзья (5 часов) | Рассказы о детях: Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». Анализ и оценка поступков героев. | Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки по коллективно составленному плану. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. | Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий. Познавательные УУД: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | 05.05 | |
| | Стихотворения: В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет». Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев. | Сравнивать рассказы и стихотворения. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. | 07.05 | |
| | Стихотворения: В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». Анализ и оценка поступков героев. | Сравнивать рассказы и стихотворения. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. | 08.05 | |
| | Стихотворения: Я. Аким «Моя родня». А. Барто «Вот так защитник». Анализ и оценка поступков героев. Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. | Сравнивать рассказы и стихотворения. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Рассказывать об интересных событиях, произошедших в течение года в классе. Понимать, что значит расположить события в хронологическом порядке. | 14.05 | |
| | С. Маршак «Хороший день». М. Пляцковский Д. Тихомиров. Анализ и оценка поступков героев. Обобщение по теме «Я и мои друзья». | Сравнивать рассказы и стихотворения. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Рассказывать об интересных событиях, произошедших в течение года в классе. Понимать, что значит расположить события в хронологическом порядке. | 15.05 | |
| О братьях наших меньших (5 часов) | Стихотворения о животных; С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». Выборочное чтение. Идейно-художественный анализ произведения. Составление вопросов. | Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки по коллективно составленному плану. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные УУД: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 18.05 | |
| | В. Осеева «Собака яростно лаяла». Анализ и оценка поступков героев. Пересказ текста по картинному плану. | Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. | 19.05 | |
| | Стихи о животных: И. Токмакова «Купите собаку». М. Пляцковский «Цап Царапыч» Г. Сапгир «Кошка». Различение жанров художественных произведений. Анализ и оценка поступков героев | Определять основные особенности художественного и научно-популярного текста (с помощью учителя). | 21.05 | |
| | Сказки-несказки: В. Берестов «Лягушата». В.Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет». Анализ и оценка поступков героев. Тексты художественный и научно-популярный: их особенности и различия. Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». Различение жанров художественных произведений. | Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших. Называть особенности сказок-несказок; придумывать свои собственные сказки-несказки; находить сказки-несказки в книгах. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. | 22.05 | |
| | Оценка достижений. Обобщающий урок «О братьях наших меньших». | Определять основные особенности художественного и научно-популярного текста (с помощью учителя). Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших. | 25.05 | |
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);
– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.).
– Магнитная доска.
– Наборное полотно.
– Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В.Г. Горецкого.
– Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв».
– Набор печатных букв, слогов.
– Касса букв и сочетаний.
– Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
– Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
– Набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов.
– Наборы иллюстраций к изучаемым произведениям.
– Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
– Персональный компьютер с принтером.
– Ксерокс (по возможности).
– Телевизор с диагональю не менее 72 см.
– Проектор для демонстрации слайдов.
– Мультимедийный проектор.
– Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени - 3 – 4 уроков (СанПиН п. 2.9.11.).
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
Для обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС необходимо наличие оборудованных кабинетов начальных классов на стационарной основе, или допустимы переносные варианты в соответствии с количеством учащихся (1 комплект или более). Для выполнения требований ФГОС по подпрограмме формированию ИКТ-грамотности младших школьников необходимо наличие компьютерного класса.
Вариант № 1 (предпочтительный, стационарный) для кабинета начальных классов.