СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины "Психолого - педагогический практикум" для групп специальности: 050709 Преподавание в начальных классах

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого - педагогический практикум можно рассматривать не как дополнение к теоретическому курсу педагогики и психологии, а как его основу. Для освоения  психолого - педагогической деятельности будущему педагогу необходимо владеть практическими навыками педагогической техники, процедурами тренинга и оценки, методами диагностики детей, способами самооценки. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Психолого - педагогический практикум" для групп специальности: 050709 Преподавание в начальных классах»

10


Г осударственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»






Рабочая программа

дисциплины «Психолого-педагогический практикум»

для групп специальности:

050709 Преподавание в начальных классах

















2012 год

Одобрена

предметной (цикловой) комиссией


Протокол №       от                    




Председатель ПЦК

Крючкова И.А.

Составлена в соответствии

с Государственными

требованиями к минимальному

содержания и уровню

подготовки выпускников

по специальности:



050709 Преподавание в

начальных классах






Заместитель директора

по учебной работе:

Хамулина Е.И.


Автор: Бойко И.В.



Рецензенты:

Махиня Н.Ю., заместитель директора МОУ ДОД ГДДТ по научно-методической работе первой квалификационной категории









Пояснительная записка

Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как одна из высших ценностей жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще.

Задача развития творческой индивидуальности студента в практике среднего специального образования определяет необходимость организации профессионального обучения как исследовательской деятельности в контексте значимой проблемой ситуации. Это предусматривает построение персофицированных программ профессиональной подготовки, переход на гибкие модели организации учебного процесса.

Для освоения психолого - педагогической деятельности будущему педагогу необходимо владеть практическими умениями и навыками, процедурами тренинга и оценки, методами диагностики детей, способами самооценки, приемами развития педагогической техники.

Одной из актуальных задач на всем протяжении подготовки в педагогическом колледже учить студентов методам самоанализа.

Современная система психолого-педагогической подготовки не всегда ориентирована на то, чтобы студенты формулировали свои мысли, проговаривали вслух то, что кажется им понятным или непонятным, проигрывали в дискуссии различные варианты ответов на проблемные ситуации, спорили, критиковали, ошибались, чтобы потом найти собственное решение. Только в активной работе с диагностируемым материалом рождается напоминание своей будущей профессиональной деятельности.

Психолого-педагогический практикум можно рассматривать не как дополнение к теоретическому курсу педагогики и психологии, а как его основу. Каждая учебная задача создает для студентов своеобразную микро -проблемную ситуацию, часто не имеющую однозначного решения. Большая часть зданий направлена на анализ своего переживания и отношения к различным аспектам профессиональной деятельности.

Психолого - педагогический практикум как учебная дисциплина изучается в педагогическом колледже в соответствии с государственным стандартом среднего профессионального образования и реализуется в системе профподготовки будущих учителей.

Основу методики составляют методы активного обучения, профессионально – ориентированные технологии, субъективные методики оценки отдельных компонентов психолого-педагогической деятельности, аутотренинговые методики, деловые игры.

Учебная дисциплина тесно связана с педагогикой, психологией, рассчитанной на 39 часов.





















В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

- гуманистическую сущность педагогической деятельности;

- содержание учебной дисциплины «Психолого – педагогической практикум»;

- основные понятия;

- задачи учебной дисциплины;

- психолого- педагогические основы, способствующие становлению педагога – мастера;

- основные психолого – педагогические методики изучения личности ребенка.

Уметь:

- анализировать уровень своих способностей, личностные и профессиональные качеств;

- находить пути самообразования и самосовершенствования;

- вести диалог:

- разрабатывать рекомендации:

- составить психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.













Раздел I. Прогнозирование педагогической деятельности.

Тема 1.

Психолого – педагогическая задача.

Педагогические и психологические ситуации. Алгоритм решения педагогической задачи. Психологическая задача и ситуация.

Практические занятия


1. Анализ психолого- педагогических задач.

2. Анализ психолого- педагогических задач по алгоритму.

3. Схема анализа психолого – педагогических задач.

Самостоятельная работа.

1. Составить психолого – педагогическую задачу.

Основные понятия: алгоритм, педагогическая задача, педагогическая ситуация.

Раздел II. Психодиагностика.

Тема 1.

Методика психолого – педагогической диагностики.

Роль психодиагностики в изучении личности школьника. Диагностика как общенаучное понятие. Интуитивное и рациональное в диагнозе.

Разделы и этапы диагностики.

Критерии выбора психодиагностических методик. Субъект психодинамики. Психодиагностические средства, процесс, диагноз. Состояние объекта психодиагностики. Норма как оптимальное состояние объекта психодиагностики.

Основные понятия: субъект, объект, диагностика, психодиагностика, диагноз, норма.

Тема 2.

Диагностика личности школьника. Направленность личности. Учебные профессиональные мотивы. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника. Уровень самооценки. Эмоциональный контроль и психическая стабильность. Коммуникативные и организаторские способности. Психодиагностика интеллекта. Исследование интеллектуальной сферы.

Практические занятия.

1. Диагностика направленности личности.

2. Методика выявлений учебных профессиональных мотивов.

3. Методика выявлений самооценки школьников.

4. Методика выявления эмоционально волевой сферы школьников.

5. Психолого – педагогическая диагностика коммуникативных и организаторских способностей у школьников.

6. Исследование интеллектуальной сферы школьника.

Самостоятельные работы

1. Наблюдение эмоциональной экспрессии по отношению к педагогам, сверстникам.

2. Тест «Умеете ли вы общаться»

Основные понятия:самооценка, мотив, интерес, психологический профиль личности школьника, настроение, активность, самочувствие, интеллект, активность, настроение, коммуникативные способности.

Тема3.

Диагностический анализ в воспитании личности учащегося.

Изучение воспитанности учащихся. Воспитуемость и воспитанность. программа изучения воспитанности личности школьника. Диагностики методики исследования воспитанности учащихся. Технология диагностического анализа воспитанности школьников.

Практические занятия.

1. Методика определения уровня воспитания школьников.

2. Методика «Мишель»

3. Методика «Мой выбор»

4. Методика «Я – лидер»

5. Методика «Сфера интересов»

6. Методика «Самоанализ личности»

Самостоятельная работа.

1. Разработать правила школьника

Тема 4.

Развитие индивидуальности личности в коллективе.

Развитие индивидуальности личности как школьная инновация. Личность и коллектив. Этапы развития коллектива. Шкала оценки коллективистских качеств личности. Индекс групповой сплоченности.

Практические занятия.

1. Методика исследования ученического коллектива.

2. Методика изучения межличностных отношений в классе и уровня толерантности учащихся в классе (социометрия)

3. Методика «Атмосферы в группе»

4. Тренинг управление конфликтной ситуации в классе

5. 5. Методика для изучения социализированности личности учащихся.

Самостоятельные работы

1. Разработать рекомендации по формированию коллектива.

2. Разработать рекомендации по формированию толерантности.

3. Разработать рекомендации по нормализации психологического климата.

4. Разработать правила выхода из конфликтной ситуации.

Основные понятия: толерантность, конфликт, коллектив, психологический климат, тренинг.

Зачет.








Тематический план дисциплины

«Психолого - педагогический практикум»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка студента

Количество часов аудиторных

Самостоятельные работы студента

всего

теор.

практ.

занят.


1

2

3

4

5

6

Раздел I Прогнозирование педагогической деятельности






Тема 1. Психолого – педагогические задачи

5

4

1

3

1

Раздел II Психодиагностика

Тема 1. Методика психолого - педагогической диагностики

2

2

2

-

-

Тема 2.

Диагностика личности школьника

18

16

4

12

2

Тема 3. Диагностический анализ в воспитании личности учащегося.

11

10

4

6

1

Тема 4.

Развитие индивидуальности в коллективе

8

7

2

5

1

Итого

45

39

13

23

6







Литература

Основная литература:

1. Психолого – педагогический практикум: учеб. пособие для П 863 студ. высш. учебных заведений/ [Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян]; под. ред. В.А. Сластенина М: Издательский центр «Академия», 2007.- 224с.

Дополнительная литература:

1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз- М: издательство «Альфа», 1995.- 160с.

2. Бабайцева В.Ю. Личностно - ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми: Учебное пособие по технологии воспитательной работы для студ.- педагогов и учителей.- М., 1997. -103с.

3. Берлин Э. игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- Л., 1992.- 76 с.

4. Галанов А.С., Психодиагностика детей-М: ТЦ Сфера. 2002.- 128с.

5. ГригорьеваТ.Г. Основы конструктивного общения. Хрестоматия.- Новосибирск, 1990.- 230с.

6. Клюева Н.В. Программы социально- психологического тренинга.- Ярославль, 1992.=109с.

7. Львова Ю.Л. Педагогические этюды.- М., 1990.- 196с.

8. Минскин Е.М, От игры к знаниям.- М., 1982.- 123с.

9. Нечаев М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе.М: УЦ Перспектива, 2008г.-128с.

10. Нечаев М.Т. Диагностические методики классного руководителя.

11. Поляков С.Д. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе/М: Сентябрь, 1999.- 144с.

12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.- М: Владос., 1995.- 529с.



Виды самостоятельных работ

Тренинг, психотехники, подготовка к практическим занятиям, самоанализ, исследовательская учебная работа, тестирование, упражнения, самостоятельные работы на основе наблюдений, заполнение таблиц, работа с книгой, решение задач.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!