СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины "Основы учебно - исследовательской деятельности студентов" для группы специальностей: 050709 Преподавание в начальных классах 050303 Иностранный язык

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа призвана помочь студентам в выполнении учебно - исследовательских и научно - исследовательских работ (доклады, рефераты, контрольные, курсовые и выпускные квалификационные работы).Программа соответствует ФГОС по специальностям СПО профессии НПО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Основы учебно - исследовательской деятельности студентов" для группы специальностей: 050709 Преподавание в начальных классах 050303 Иностранный язык»

10


Г осударственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»






Рабочая программа

дисциплины «Основы учебно - исследовательской

деятельности студентов »

для группы специальностей:

050709 Преподавание в начальных классах

050303 Иностранный язык                             















2012 г.

Одобрена

предметной (цикловой) комиссией

гуманитарных дисциплин


Протокол №       от                       





Председатель ПЦК

Крючкова И.А.

Составлена в соответствии

с Государственными          

требованиями к минимуму

содержания и уровню        

подготовки выпускника  

по специальностям:                   



050709 Преподавание в

начальных классах

050303 Иностранный язык








Заместитель директора

по учебной работе

Хамулина Е.И.





Автор: Бойко И.В.



Рецензенты:

Махиня Н.Ю., заместитель директора МОУ ДОД ГДДТ по научно-методической работе первой квалификационной категории.








Пояснительная записка

Глобальные изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических аспектов образования, пересмотра ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Одной из тенденций модернизации развития российского образования является переход от учебно - образовательного к научно-образовательному процессу. Этот переход позволяет осуществить организацию исследовательской работы студентов.

В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних учебных заведений говорится, что после окончания обучения учащиеся должны: быть способными к самостоятельному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности.

Подготовка такого педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности студента. Это объясняется, во-первых, тем, что учебные занятия, ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, мировой педагогической мысли. Во-вторых, тем, что в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать. В-третьих, меняются методы работы школы, среднего специального учебного заведения, вуза, акцент делается на усиление самостоятельной работы обучающихся. В-четвертых, учебники и учебные пособия быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, новых учебных программах. Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.

За период обучения в колледже каждый студент самостоятельно пишет ряд различных научных работ, в том числе доклады, рефераты, контрольные, курсовые и выпускные квалификационные работы. Каждая новая работа отличается от предыдущей возрастающей степенью трудности и объемом. Одни работы содержат лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных трудов, другие являются результатом исследовательской деятельности студента в период педагогической практики, третьи представляют собой результат творческого решения научной проблемы.

Дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» призвана помочь студентам в выполнении учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ. Студенты знакомятся с особенностями языка научной литературы, со структурой научного произведения, с правилами аннотирования и цитирования, оформления библиографического аппарата.


В результате изучения данного курса студент должен уметь:-

- работать с источниками, применяя различные виды чтения, уметь систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности;

- знать порядок пользования реферативными, периодическими, справочно-информационными изданиями по профилю работы;

- описывать библиографический аппарат литературы и источников;

- владеть навыками участия в научной дискуссии;

- кратко, логично и аргументировано излагать материал;

- выполнять различные виды исследовательских работ;

- уметь составлять описание экспериментов, обзоры, отчеты по результатам исследований.


Программа предполагает проведение как теоретических, так и практических занятий.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

- о современном состоянии науки как социкулътурном феномене и ее значении для жизнедеятельности; знать:

-методику исследовательской работы (выпускной квалификационной работы»;

-способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов; -методы научного познания; -общую структуру и научный аппарат исследования;

-приемы и способы поиска и накопления необходимой научной информации уметь:

-применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;

-определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполненного исследования;

-осуществлять сбор, изучение и обработку информации; формулировать выводы и делать обобщения;

-работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов научного стиля мышления как важного фактора успеха в познавательной и практической деятельности в условиях глобальной информатизации общества.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и исследовательские навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки. В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

Изучение курса учебной дисциплины предусматривает 34 часа.

























Содержание дисциплины

Введение.

Значение и содержание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» и связь ее с другими общепрофессиональными дисциплинами повышенного уровня. Специфика организации учебного труда студентов на теоретических и практических занятиях. Роль дисциплины в достижении требуемого уровня образованности выпускника.

Студент должен

иметь представление:

-о взаимодействии дисциплины «Основы исследовательской деятельности» с другими дисциплинами;

знать:

-перспективы использования и защиты интеллектуальной собственности.

Раздел I. Общие рекомендации при подготовке исследовательских работ.

Тема 1.

Основные понятия научно- исследовательской деятельности человека.

Наука и научное познание. Методология и методика психолого-педагогического исследования: его сущность и особенности. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Учитель и педагогическая наука. Методы педагогического исследования, логика, структура и содержание этапов исследовательского процесса. Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ. Классификация. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, описание, изучение документации.

Этапы исследовательского процесса: аналитический, прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий, их специфика.

Студент должен

иметь представление:

-об исследованиях и их роли в практической деятельности человека,

знать:

-классификацию методов исследования;

- этапы исследовательского процесса.

Основные понятия: анализ, синтез, моделирование, методология.

Раздел II. Научный стиль современного научного русского языка.

Тема 1

История возникновения научного стиля в России. Функциональные стили русского языка.

Основные черты научного стиля. Лексика научного стиля. Подстили и подъязыки.

Понятие о тексте. Виды текстов. Понятие о жанре. Жанры научной речи. Единицы текста. Анализ научного текста: построение разделов, композиция, основные свойства. Смысловой анализ предложения, абзаца. Типы связи предложений в абзаце.

Способы изложения в научном тексте: описание, повествование, рассуждение. Композиция научного текста.

Составление плана к тексту. Разные типы плана.

Тезирование. Конспектирование. Цитирование.

Основные понятия: стиль, цитата, жанр, подстили.

Раздел III.

Тема 1. Планирование и организация учебно – исследовательской работы студентов.

Учебно-исследовательские умения студентов как часть их профессиональной подготовки. Способы получения и переработки информации. Методика обработки полученной информации, ее систематизация и хранение.

Аннотирование и реферирование. Виды аннотаций, их структура. Формальные текстовые признаки аспектов содержания и сопутствующие им маркеры.

Справочно-библиографический аппарат научного произведения. Библиографический поиск, примеры библиографического описания аппарата литературы.

Научная рецензия и научная дискуссия.

Студент должен

знать:

-методику разработки программы исследований; -порядок планирования исследований,

уметь:

-прогнозировать результаты исследования; -систематизировать знания и умения; -работать с учебной и научной литературой; -вычленять нужную информацию, правильно ее обрабатывать;

- вести библиографический поиск, правильно описывать библиографический аппарат.

Основные понятия: аннотация, умение, навыки, дискуссия.

Раздел IV. Виды учебно- исследовательских и научно – исследовательских работ.

Тема 1. Этапы организации научно- исследовательской работы.

Этапы работы над учебным рефератом. Примерная структура учебного реферата. Библиографические и научно – учебные рефераты. Функциональное назначение рефератов, жанры. Критерии оценки учебного реферата.

Курсовая работа. Требования к курсовой работе, примерная структура курсовых работ в зависимости от их типа.

Введение, требования к его содержанию. Знакомство с научным аппаратом, его отработка на конкретных примерах.

Разработка практической, опытно-экспериментальной части. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.

Способы математической обработки и стандартизации полученных данных.

Написание заключения. Оформление приложений. Критерии оценки курсовой работы.

Выпускная квалификационная работа. Сходство и различие курсовых и дипломных работ. Требования к ВКР, ее структура в зависимости от типа.

Введение, отработка научного аппарата, формулировка гипотезы. Гипотезы описательные и объяснительные. Формальные текстовые признаки аспектов содержания и сопутствующие им маркеры. Стандартизированные единицы нетерминологического характера в научном тексте.

Составление индивидуального плана подготовки ВКР. Выбор методов исследования.

Критерии оценки ВКР. Подготовка к защите. Изложение и оформление научного материала.

Студент должен

Знать:

- требования к реферату, докладу, курсовой, выпускной квалификационной работе, применять их при выполнении разных видов исследовательских работ.

уметь:

- выбирать логику доклада, устного сообщения по проблеме исследования;

- написать реферат, статью, курсовую работу, выпускную квалификационную работу;

- оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями.

Основные понятия: план, конспект, эксперимент, реферат.



Литература.

Основная литература:

1. Пастухова И.П. Основы учебно- исследовательской деятельности студентов.- М.: «Академия», 2010.- 160с.

Дополнительная литература:

  1. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. - М., 1999.

  2. Болдышева Т.Н. Культура учебного труда студента. - Томск, 1976.

  3. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу - М., 2000.

  4. Веревкина А.Н. Как оформить библиографию к научной работе. - М., 1988.

  5. Галагузова Ю.Н., Штинова Т.Н. Азбука студента. - М., 2000.

  6. Занина Л.В. Основы исследовательской деятельности - Ростов н/Д,1999.

  7. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. - М.,2002.

  8. Методические рекомендации к выполнению курсовых, дипломных, выпускных квалификационных работ студентами Донского педагогического колледжа / Сост.Т.Б,Потапенко,М.А.Попова. - Ростов н/Д,1999.

  9. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт-сост.И.Н.Кузнецов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск, 2000.

  10. Пискунов А.И., Воробьев Г.В. Методы педагогических исследований. -М., 1979.








Тематический план учебной дисциплины

«Основы педагогического мастерства»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Макс.

нагрузка

студента

Количество часов аудиторных

Самостоятельные

работы

студентов

всего

теор.

практ.

занят.


1

2

3

4

5

6


Введение







Раздел I. Общие рекомендации при подготовке исследовательских работ

Тема1. Основные понятия научно – исследовательской деятельности человека

6

6

6




Раздел II. Научный стиль современного русского языка. Тема 1. Виды работ с научным текстом

10

8

5

3

2


Раздел III.

Тема 1. Планирование и организация учебно – исследовательской работы студентов

14

12

8

4

2


Раздел IV. Виды учебно – исследовательских и научно- исследовательских работ

Тема1. Этапы организации научно – исследовательской работы

8

8

8




Итого:

38

34

27

7

4



Виды самостоятельной работы:

Реферат, подготовка к практическим занятиям; самостоятельное изучение и конспектирование отдельных тем; исследовательская учебная работа; работа с книгой; самостоятельные работы на основе наблюдений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!