24
Г осударственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Рабочая программа
дисциплины «Основы педагогического мастерства»
для специальности:
050709 – Преподавание в начальных классах
2012г.
Одобрена предметной (цикловой) комиссией Протокол № от Председатель ПЦК Крючкова И.А. | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности: 050709 «Преподавание в начальных классах» |
| |
Заместитель директора
по учебной работе
Хамулина Е.И.
Автор: Бойко И.В.
Рецензенты:
Махиня Н.Ю., заместитель директора МОУ ДОД ГДДТ по научно-методической работе первой квалификационной категории.
Симбирская М.Н., заместитель директора по учебной работе профессионального лицея № 33, преподаватель высшей категории.
Пояснительная записка
Перестройка в жизни общества открыла новый этап в истории российской школы. Жизнь ставит задачу создать единую систему непрерывного образования, решительнее добиваться повышения эффективности целостного процесса обучения. Успешное решение задач обучения, образования и воспитания зависит от учителя, его убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
В обыденном сознании педагогическая деятельность предстает как рядовая, обычная, лишенная каких-либо тайн, ибо каждый человек учился и видел десятки учителей и тысячи уроков, многое из которых же давно забыты.
Многим на основе школьного опыта педагогическая деятельность представляется монотонной, она может отпугивать кажущей рутиной, повторяемостью уроков, действий, отдаленностью и неочевидностью результатов. Бытует мнение, что труд учителя- неблагодарный труд. И только тот, кто посвятил жизнь педагогической деятельности, может опровергнуть это суждение. «Сердце отдаю детям»- так назвал одну из своих книг В.А. Сухомлинский, проработавший в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть педагогической деятельности, если она становиться призванием.
Поэтому одной из актуальных задач на всем протяжении подготовки в педагогическом колледже выступает задача формирования профессиональной компетенции студентов.
Задачи курса:
- поддержание и закрепление интереса к профессии учителя; раскрытие ее гуманистической и культурной сущности;
- содействие, становление личности и профессиональной Я – концепции будущего учителя;
- воспитание чувства ответственности и долг как важнейших учительских качеств;
- выработка умений и навыков самообразования.
В основу педкурса положены идеи гуманистической педагогики: личной ориентированности профессионального становления специалиста образования.
В программе отражены проблемы повышения педагогического мастерства, уровня педагогической культуры, формирования профессиональных навыков.
Теоретической основы курса являются идеи единства психолого - педагогических знаний; принципы личностно-ориентированной педагогики и самоактуализации личности.
Учебный план предусматривает 39 часов. Различно и соотношение видов учебных занятий – теоретических, практических, самостоятельных работ.
Основу методики преподавание данного педкурса составляют: методы активного обучения, диалогическое взаимодействия участников педпроцесса, их совместную деятельность, методы коммуникации.
Предполагается использование различных форм обучения. Лекции и семинары – это, прежде всего соединения научного содержания, учебного диалога, создание проблемных ситуаций и решений педагогических задач.
Общие требования к знаниям и умения предполагают владение научными основами педагогической профессии. По окончании изучения педкурса проводится зачет в форме собеседования. Программа курса «Основы педагогического мастерства» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и реализуется в системе профподготовки будущих учителей в педагогическом колледже.
Учебная дисциплина тесно связана с педагогикой, психологией, частными методиками.
Раздел 1. Общие основы педагогического мастерства и творчества.
Научные основы педагогического мастерства и творчества. Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности педагога. Профессиональная направленность и функции деятельности педагога: развивающая, воспитывающая и обучающая.
Педагогическое мастерство, его компоненты, структура, сферы, уровни. В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик, К. Д. Ушинский о педагогическом мастерстве и творчестве.
Профессионально-значимые личные качества педагога. Любовь к детям, склонность к педагогической работе - фундамент педагогического мастерства.
Практическое занятие.
Самодиагностика профессионально-личностных качеств.
Самостоятельные работы.
Сочинение «Я через 10 лет». По теме: «Идеальная Я - концепция педагога».
Методика «Хороший учитель». Разработать рекомендации.
Основные понятия: творчество, творческая личность, направленность личности педагога.
Тема 2.
Педагогическая техника как инструментарий педагогического мастерства.
Связь педагогической техники с актерским мастерством. Пути овладения педагогической техникой, владение своим настроением, эмоциями.
Регуляция творческого самочувствия и внешнего вида учителя. Правила жестикулирования (мимика, жесты), виды походки, умение двигаться. Особенности устной речи, нормы речи, техника речи, средства выразительности.
Практические занятия.
А. С, Макаренко, В. А. Сухомлинский - примеры беззаветного служения педагогической науке и детям.
Практикум по культуре речи учителя.
Основные понятия: техника речи, дикция, артикуляция, интонация, мимика, пантомимика, жест.
Студент должен иметь представление:
- о научных основах педагогического мастерства и творчества
Знать:
- сферы творчества;
- виды педагогической направленности;
- профессионально-значимые личные качества педагога;
- выдающихся мастеров педагогического труда;
- гуманистическую сущность педагогического мастерства.
Уметь:
- выделять основные элементы педагогического мастерства;
- намечать перспективу развития личности;
- проводить самотестирование;
Владеть техникой речи, голосом, интонацией;
- владеть своим настроением, эмоциями.
РАЗДЕЛ 2
Характер, специфика взаимоотношений педагога в педагогическом процессе.
Тема 3
Педагогическое общение и профессиональные умения педагога в общении с детьми.
Общение: наука и искусство. Мировоззренческая культура педагога основа общения.
Педагогическое общение, его оптимизация. Стили общения, влияние стилей общения педагога на взаимоотношение в детском коллективе. Педагогическая этика, такт умение педагога устанавливать целесообразный тон и стиль в отношениях «человек - человек».
Разумная требовательность к ребенку в сочетании с уважением к нему. Убеждение и внушение - умение воздействовать на детей через систему словесных доказательств.
Практические занятия
1. Программа проверки коммуникативной направленности личности.
Самостоятельные работы
с/р Классики педагогики и психологии о проблеме педагогического общения
Написать самохарактеристику «Каков я в общении с людьми» Основные понятия: индивидуальный стиль деятельности, стили руководства.
Тема 4
Конфликты и способы их разрешения.
Понятие конфликта как столкновения.
Противостояние, противоборство, разногласие, противодействие, разъединение. Способы разрешения конфликтов. Практическое занятие.
1. Решение педситуаций.
2. Способы разрешения конфликтов.
Самостоятельные работы
В. А. Сухомлинский о причинах конфликтов в педагогической деятельности.
Анализ педситуаций по теме: «Пути, способы выхода из конфликтных ситуаций».
Основные понятия: «эмоциональное возмещение», «конфликт ценностей», толерантность.
Тема 5
Организация групповой деятельности, ее основные функции.
Понятие группы и групповой деятельности. Социально -ценностное значение групповой деятельности. Организация групповой деятельности. Организация групповой деятельности. Роль группы в выявлении индивидуального «я».
Определение цели деятельности, места, времени групповой деятельности.
Операционная обусловленность деятельности ребенка.
Позиции педагога: нейтральная, командная, содружество.
Практические занятия.
1. Составление рекомендаций по организации групповой деятельности и их анализ.
2. Обсуждение - доказательство проблемы. «Педагогическая профессия дает возможность реализовать все таланты и способности».
Самостоятельная работа
1. Подготовить коллективное творческое дело.
3. Основные понятия: позиция педагога, групповая деятельность.
Студент должен иметь представление:
- о педагогическом общении, его оптимизации;
- о педагогическом такте;
- о конфликте;
- об организации групповой деятельности.
Знать:
- функции и структуры педагогического общения;
Стили общения;
Способы разрешения конфликтов;
- понятия: такт и педагогический такт;
- пути самосовершенствования.
Уметь:
- создать благоприятный психологический климат в любом виде детской деятельности;
- проводить самотестирование;
- разрешать конфликты;
- планировать, организовывать педагогический процесс.
РАЗДЕЛ 3
Эффективность целостного педагогического процесса показатель педагогического мастерства.
Структурные элементы игры.
Творчество педагога в подходе организации игр. Позиция взрослого в организации игр. Организация развивающей сферы, предметное оснащение игр.
Практическое занятие.
Составление рекомендаций по выбору, организации и проведению игр с детьми разного возраста.
Самостоятельная работа.
Разработать игру для детей определенного возраста.
Тема 7
Учебная и внеучебная деятельность как путь стимулирования активной познавательной деятельности детей.
Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса. Личностно ориентированный подход в процессе обучения детей. Стимулирование активной познавательной деятельности детей в процессе учебных и внеучебных занятий: педагогическое требование, педагогическая оценка.
Создание ситуации успеха - залог творческой активности детей. Алгоритм создания ситуации успеха.
Педагогический анализ и оценка педдеятельности.
Практические занятия.
1. Классики педагогики о целостном педагогическом процессе.
2. Анализ урока.
Самостоятельная работа.
Разработать урок, самоанализ урока.
Основные понятия: субъект, объект, целостный педагогический процесс, педагогическое требование, педагогическая оценка, ситуация успеха, рефлексия, эмпатия.
Тема 8
Самовоспитание и самообразование как факторы совершенствования педагогического мастерства.
Профессионализм и саморазвитие личности педагога. Взаимосвязь самовоспитания, саморазвития и самообразования.
Общая культура - условие профессионализма педагога.
Самооценка, самоанализ в педагогической деятельности. Рефлексия.
Имидж современного учителя и авторитет учителя. Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Принципы технологии построения имиджа. Имидж и карьера.
Практическое занятие.
Составление и обсуждение программ самообразования, саморазвития, самовоспитания.
Самостоятельная работа. А. С. Макаренко о видах псевдоавторитета.
Основные понятия: имидж, авторитет, самовоспитание, самообразование, рефлексия педагогическая.
Тема 9
Педагогическое творчество и педагогический опыт.
Передовой педагогический опыт. Педагогический опыт как условие формирования педагогического творчества. Педагогические инновации. Урок как система. Морфология урока. Урок в развивающем обучении. (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов)
Структура и типология урока: Психолого-педагогическая готовность учителя к эвристической деятельности.
Практические занятия.
Морфология урока.
Психолого-педагогическая готовность учителя к эвристической деятельности.
Зачет. Коллективный творческий проект передового опыта. Защита проекта.
Самостоятельная работа.
1. Разработать коллективный творческий проект по обобщению передового опыта.
Основные понятия: передовой педагогический опыт, инновации, эвристическая деятельность, мониторинг.
Студент должен иметь представление:
- о целостном педагогическом процессе;
- об организации игр;
- о личностно-ориентированном подходе;
- об общей культуре педагога;
- о развивающем обучении.
Знать:
- приемы стимулирования;
- личностно-ориентированный подход;
- структурные элементы игры;
- основные технологии.
Уметь:
- планировать, организовывать педагогический процесс;
- анализировать педдеятельность.
Требования к знаниям:
Студент должен знать:
гуманистическую сущность педагогического мастерства;
компоненты педагогической техники;
разновидности педагогических способностей;
основы техники речи, средства выразительности речи;
выдающихся мастеров педагогического труда;
функции и структуру педагогического общения;
виды общения;
стили общения;
понятия: такт и педагогический такт;
форму и структуру групповых дел;
структурные элементы игры;
пути самосовершенствования;
основные технологии и закономерности целостного педагогического процесса.
Студент должен уметь:
анализировать педдеятельность;
планировать, организовывать педагогический процесс;
осуществлять организацию самопознания и саморазвития.
проводить самотестирование.
уметь разрешать конфликты
намечать перспективу развития личности
активизировать детей на любую деятельность
создавать благоприятный психологический климат в любом виде детской деятельности
владеть техникой речи, голосом, интонацией
владеть своим настроением, эмоциями
выделять основные элементы педагогического мастерства
Тематический план учебной дисциплины
«Основы педагогического мастерства»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макс. нагрузка студента | Количество часов аудиторных | Самостоятельные работы студентов |
всего | теор. | практ. занят. |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Введение | | | | | |
Раздел 1 |
| Общие основы педагогического мастерства | 12 | 10 | 7 | 3 | 2 |
1.1 | Педагогическое мастерство и его элементы | 8 | 6 | 5 | 1 | 2 |
1.2 | Педагогическая техника как инструментарий педагогического мастерства | 4 | 4 | 2 | 2 | - |
| Раздел 2 Характер, специфика взаимоотношений педагога в педагогическом процессе | 15 | 10 | 6 | 4 | 5 |
2.1 | Педагогическое общение и профессиональные умения педагога в общении с детьми | 6 | 4 | 3 | 1 | 2 |
2.2 | Конфликты и способы их разрешения | 4 | 2 | 1 | 1 | 2 |
2.3 | Организация групповой деятельности, ее основные функции | 5 | 4 | 2 | 2 | 1 |
| Раздел 3 Эффективность целостного педагогического процесса - показатель педагогического мастерства | 24 | 20 | 13 | 6 | 4 |
3.1 | Игра - сфера жизни детей | 4/4/4 | 3/3/3 | 2/2/2 | 1/1/1 | 1/1/1 |
3.2 | Учебная и внеучебная деятельность как путь стимулирования активной познавательной деятельности детей | 8/8/5 | 7/7/4 | 5/5/2 | 2/2/2 | 1/1/1 |
3.3 | Самовоспитание и самообразование как факторы совершенствования педагогического мастерства | 5/5/3 | 4/4/2 | 3/3/1 | 1/1/1 | 1/1/1 |
| Педагогическое творчество и педагогический опыт | 6/7/6 | 5/6/5 | 3/4/4 | 2/2/1 | 1/1/1 |
| Итого: | 50/51/42 | 39/40/3 | 26/27/19 | 13/13/1 | 11/11/10 |
| | | | | | |
Литература.
Основная литература:
Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: М. «Академия», 2010.
Дополнительная литература:
Андреев В.В. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
Малиновская В.Н. Слиятских А.Л. Методическое пособие по курсу «Основы педагогического мастерства». 1- 4 М. 1992.
Сухомлинский В.А. 100 советов учителю избр. про-ия 5 Т, Т.2
Орлов Ю.М. Саморазвитие, самовоспитание характера.
Короняев Б.А. Учение – процесс творческий М. 1989.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в процессе. М. 1991.
Щуркова Н.Е. Педагогическая студия. М. 1999.
Средства обучения.
Простые средства.
Словесные: учебники, дидактические материалы и другие тексты. Сложные средства.
Механические визуальные приборы: кодоскоп.
Аудиальные средства: магнитофон.
Аудиовизуальные средства: ТВ, видео.
В иды самостоятельной работы студентов:
- сочинение: - исследовательская учебная работа;
- реферат;
- доклад;
- анализ курса;
- самостоятельные изучения и конспектирование отдельных тем, указанных в тематическом планировании;
- сообщение по определенным темам;
- методическая разработка;
- творческий проект.