СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины "Основы педагогического мастерства" для специальности: 050709 – Преподавание в начальных классах

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе отражены проблемы повышения педагогического мастерства, уровня педагогической культуры. Основа курса – единство психолого – педагогических знаний, принципы личностно - ориентированной педагогики и самоактуализации личности, формирование профессиональных умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Основы педагогического мастерства" для специальности: 050709 – Преподавание в начальных классах»

24


Г осударственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»






Рабочая программа

дисциплины «Основы педагогического мастерства»

для специальности:

050709 – Преподавание в начальных классах

















2012г.

Одобрена

предметной (цикловой) комиссией


Протокол №       от                       





Председатель ПЦК

Крючкова И.А.

Составлена в соответствии

с Государственными

требованиями к минимуму

содержания и уровню

подготовки

выпускника по специальности:



050709 «Преподавание в

начальных классах»









Заместитель директора

по учебной работе

Хамулина Е.И.





Автор: Бойко И.В.



Рецензенты:

Махиня Н.Ю., заместитель директора МОУ ДОД ГДДТ по научно-методической работе первой квалификационной категории.

Симбирская М.Н., заместитель директора по учебной работе профессионального лицея № 33, преподаватель высшей категории.






Пояснительная записка

Перестройка в жизни общества открыла новый этап в истории российской школы. Жизнь ставит задачу создать единую систему непрерывного образования, решительнее добиваться повышения эффективности целостного процесса обучения. Успешное решение задач обучения, образования и воспитания зависит от учителя, его убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

В обыденном сознании педагогическая деятельность предстает как рядовая, обычная, лишенная каких-либо тайн, ибо каждый человек учился и видел десятки учителей и тысячи уроков, многое из которых же давно забыты.

Многим на основе школьного опыта педагогическая деятельность представляется монотонной, она может отпугивать кажущей рутиной, повторяемостью уроков, действий, отдаленностью и неочевидностью результатов. Бытует мнение, что труд учителя- неблагодарный труд. И только тот, кто посвятил жизнь педагогической деятельности, может опровергнуть это суждение. «Сердце отдаю детям»- так назвал одну из своих книг В.А. Сухомлинский, проработавший в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть педагогической деятельности, если она становиться призванием.

Поэтому одной из актуальных задач на всем протяжении подготовки в педагогическом колледже выступает задача формирования профессиональной компетенции студентов.

Задачи курса:

- поддержание и закрепление интереса к профессии учителя; раскрытие ее гуманистической и культурной сущности;

- содействие, становление личности и профессиональной Я – концепции будущего учителя;

- воспитание чувства ответственности и долг как важнейших учительских качеств;

- выработка умений и навыков самообразования.

В основу педкурса положены идеи гуманистической педагогики: личной ориентированности профессионального становления специалиста образования.

В программе отражены проблемы повышения педагогического мастерства, уровня педагогической культуры, формирования профессиональных навыков.

Теоретической основы курса являются идеи единства психолого - педагогических знаний; принципы личностно-ориентированной педагогики и самоактуализации личности.

Учебный план предусматривает 39 часов. Различно и соотношение видов учебных занятий – теоретических, практических, самостоятельных работ.

Основу методики преподавание данного педкурса составляют: методы активного обучения, диалогическое взаимодействия участников педпроцесса, их совместную деятельность, методы коммуникации.

Предполагается использование различных форм обучения. Лекции и семинары – это, прежде всего соединения научного содержания, учебного диалога, создание проблемных ситуаций и решений педагогических задач.

Общие требования к знаниям и умения предполагают владение научными основами педагогической профессии. По окончании изучения педкурса проводится зачет в форме собеседования. Программа курса «Основы педагогического мастерства» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и реализуется в системе профподготовки будущих учителей в педагогическом колледже.

Учебная дисциплина тесно связана с педагогикой, психологией, частными методиками.



Раздел 1. Общие основы педагогического мастерства и творчества.

Научные основы педагогического мастерства и творчества. Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности педагога. Профессиональная направленность и функции деятельности педагога: развивающая, воспитывающая и обучающая.

Педагогическое мастерство, его компоненты, структура, сферы, уровни. В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик, К. Д. Ушинский о педагогическом мастерстве и творчестве.

Профессионально-значимые личные качества педагога. Любовь к детям, склонность к педагогической работе - фундамент педагогического мастерства.

Практическое занятие.

Самодиагностика профессионально-личностных качеств.

Самостоятельные работы.

  1. Сочинение «Я через 10 лет». По теме: «Идеальная Я - концепция педагога».

Методика «Хороший учитель». Разработать рекомендации.

Основные понятия: творчество, творческая личность, направленность личности педагога.


Тема 2.

Педагогическая техника как инструментарий педагогического мастерства.

Связь педагогической техники с актерским мастерством. Пути овладения педагогической техникой, владение своим настроением, эмоциями.

Регуляция творческого самочувствия и внешнего вида учителя. Правила жестикулирования (мимика, жесты), виды походки, умение двигаться. Особенности устной речи, нормы речи, техника речи, средства выразительности.

Практические занятия.


  1. А. С, Макаренко, В. А. Сухомлинский - примеры беззаветного служения педагогической науке и детям.

Практикум по культуре речи учителя.

Основные понятия: техника речи, дикция, артикуляция, интонация, мимика, пантомимика, жест.


Студент должен иметь представление:

- о научных основах педагогического мастерства и творчества

Знать:

- сферы творчества;

- виды педагогической направленности;

- профессионально-значимые личные качества педагога;

- выдающихся мастеров педагогического труда;

- гуманистическую сущность педагогического мастерства.

Уметь:

- выделять основные элементы педагогического мастерства;

- намечать перспективу развития личности;

- проводить самотестирование;

Владеть техникой речи, голосом, интонацией;

- владеть своим настроением, эмоциями.


РАЗДЕЛ 2

Характер, специфика взаимоотношений педагога в педагогическом процессе.

Тема 3

Педагогическое общение и профессиональные умения педагога в общении с детьми.

Общение: наука и искусство. Мировоззренческая культура педагога основа общения.

Педагогическое общение, его оптимизация. Стили общения, влияние стилей общения педагога на взаимоотношение в детском коллективе. Педагогическая этика, такт умение педагога устанавливать целесообразный тон и стиль в отношениях «человек - человек».

Разумная требовательность к ребенку в сочетании с уважением к нему. Убеждение и внушение - умение воздействовать на детей через систему словесных доказательств.


Практические занятия

1. Программа проверки коммуникативной направленности личности.

Самостоятельные работы

  1. с/р Классики педагогики и психологии о проблеме педагогического общения

  2. Написать самохарактеристику «Каков я в общении с людьми» Основные понятия: индивидуальный стиль деятельности, стили руководства.

Тема 4

Конфликты и способы их разрешения.

Понятие конфликта как столкновения.

Противостояние, противоборство, разногласие, противодействие, разъединение. Способы разрешения конфликтов. Практическое занятие.

1. Решение педситуаций.

2. Способы разрешения конфликтов.

Самостоятельные работы

  1. В. А. Сухомлинский о причинах конфликтов в педагогической деятельности.

Анализ педситуаций по теме: «Пути, способы выхода из конфликтных ситуаций».

Основные понятия: «эмоциональное возмещение», «конфликт ценностей», толерантность.

Тема 5

Организация групповой деятельности, ее основные функции.

Понятие группы и групповой деятельности. Социально -ценностное значение групповой деятельности. Организация групповой деятельности. Организация групповой деятельности. Роль группы в выявлении индивидуального «я».

Определение цели деятельности, места, времени групповой деятельности.

Операционная обусловленность деятельности ребенка.

Позиции педагога: нейтральная, командная, содружество.

Практические занятия.

1. Составление рекомендаций по организации групповой деятельности и их анализ.

2. Обсуждение - доказательство проблемы. «Педагогическая профессия дает возможность реализовать все таланты и способности».

Самостоятельная работа

1. Подготовить коллективное творческое дело.

3. Основные понятия: позиция педагога, групповая деятельность.


Студент должен иметь представление:

- о педагогическом общении, его оптимизации;

- о педагогическом такте;

- о конфликте;

- об организации групповой деятельности.

Знать:

- функции и структуры педагогического общения;

Стили общения;

Способы разрешения конфликтов;

- понятия: такт и педагогический такт;

- пути самосовершенствования.

Уметь:

- создать благоприятный психологический климат в любом виде детской деятельности;

- проводить самотестирование;

- разрешать конфликты;

- планировать, организовывать педагогический процесс.

РАЗДЕЛ 3

Эффективность целостного педагогического процесса показатель педагогического мастерства.

Структурные элементы игры.

Творчество педагога в подходе организации игр. Позиция взрослого в организации игр. Организация развивающей сферы, предметное оснащение игр.

Практическое занятие.

Составление рекомендаций по выбору, организации и проведению игр с детьми разного возраста.

Самостоятельная работа.

Разработать игру для детей определенного возраста.

Тема 7

Учебная и внеучебная деятельность как путь стимулирования активной познавательной деятельности детей.

Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса. Личностно ориентированный подход в процессе обучения детей. Стимулирование активной познавательной деятельности детей в процессе учебных и внеучебных занятий: педагогическое требование, педагогическая оценка.

Создание ситуации успеха - залог творческой активности детей. Алгоритм создания ситуации успеха.

Педагогический анализ и оценка педдеятельности.


Практические занятия.

1. Классики педагогики о целостном педагогическом процессе.

2. Анализ урока.

Самостоятельная работа.

Разработать урок, самоанализ урока.

Основные понятия: субъект, объект, целостный педагогический процесс, педагогическое требование, педагогическая оценка, ситуация успеха, рефлексия, эмпатия.

Тема 8

Самовоспитание и самообразование как факторы совершенствования педагогического мастерства.

Профессионализм и саморазвитие личности педагога. Взаимосвязь самовоспитания, саморазвития и самообразования.

Общая культура - условие профессионализма педагога.

Самооценка, самоанализ в педагогической деятельности. Рефлексия.

Имидж современного учителя и авторитет учителя. Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Принципы технологии построения имиджа. Имидж и карьера.

Практическое занятие.

Составление и обсуждение программ самообразования, саморазвития, самовоспитания.

Самостоятельная работа. А. С. Макаренко о видах псевдоавторитета.

Основные понятия: имидж, авторитет, самовоспитание, самообразование, рефлексия педагогическая.

Тема 9

Педагогическое творчество и педагогический опыт.

Передовой педагогический опыт. Педагогический опыт как условие формирования педагогического творчества. Педагогические инновации. Урок как система. Морфология урока. Урок в развивающем обучении. (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов)

Структура и типология урока: Психолого-педагогическая готовность учителя к эвристической деятельности.

Практические занятия.

  1. Морфология урока.

  2. Психолого-педагогическая готовность учителя к эвристической деятельности.

Зачет. Коллективный творческий проект передового опыта. Защита проекта.

Самостоятельная работа.

1. Разработать коллективный творческий проект по обобщению передового опыта.

Основные понятия: передовой педагогический опыт, инновации, эвристическая деятельность, мониторинг.


Студент должен иметь представление:

- о целостном педагогическом процессе;

- об организации игр;

- о личностно-ориентированном подходе;

- об общей культуре педагога;

- о развивающем обучении.

Знать:

- приемы стимулирования;

- личностно-ориентированный подход;

- структурные элементы игры;

- основные технологии.

Уметь:

- планировать, организовывать педагогический процесс;

- анализировать педдеятельность.



Требования к знаниям:

Студент должен знать:

  • гуманистическую сущность педагогического мастерства;

  • компоненты педагогической техники;

  • разновидности педагогических способностей;

  • основы техники речи, средства выразительности речи;

  • выдающихся мастеров педагогического труда;

  • функции и структуру педагогического общения;

  • виды общения;

  • стили общения;

  • понятия: такт и педагогический такт;

  • форму и структуру групповых дел;

  • структурные элементы игры;

  • пути самосовершенствования;

  • основные технологии и закономерности целостного педагогического процесса.


Студент должен уметь:

  • анализировать педдеятельность;

  • планировать, организовывать педагогический процесс;

  • осуществлять организацию самопознания и саморазвития.

  • проводить самотестирование.

  • уметь разрешать конфликты

  • намечать перспективу развития личности

  • активизировать детей на любую деятельность

  • создавать благоприятный психологический климат в любом виде детской деятельности

  • владеть техникой речи, голосом, интонацией

  • владеть своим настроением, эмоциями

  • выделять основные элементы педагогического мастерства

Тематический план учебной дисциплины

«Основы педагогического мастерства»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Макс.

нагрузка

студента

Количество часов аудиторных

Самостоятельные

работы

студентов

всего

теор.

практ.

занят.


1

2

3

4

5

6


Введение






Раздел 1


Общие основы

педагогического

мастерства

12

10

7

3

2

1.1

Педагогическое мастерство и его элементы

8

6

5

1

2

1.2

Педагогическая техника как инструментарий педагогического мастерства

4

4

2

2

-


Раздел 2

Характер,

специфика

взаимоотношений

педагога в

педагогическом

процессе

15

10

6

4

5

2.1

Педагогическое общение и профессиональные умения педагога в общении с детьми

6

4

3


1

2

2.2

Конфликты и способы их разрешения

4

2

1

1

2

2.3

Организация групповой деятельности, ее основные функции

5

4

2

2

1


Раздел 3

Эффективность

целостного

педагогического

процесса - показатель педагогического мастерства

24

20

13

6

4

3.1

Игра - сфера жизни детей

4/4/4

3/3/3

2/2/2

1/1/1

1/1/1

3.2

Учебная и внеучебная деятельность как

путь

стимулирования активной познавательной деятельности детей

8/8/5

7/7/4

5/5/2

2/2/2

1/1/1

3.3

Самовоспитание и

самообразование

как факторы

совершенствования

педагогического

мастерства

5/5/3

4/4/2

3/3/1

1/1/1

1/1/1


Педагогическое творчество и педагогический опыт

6/7/6

5/6/5

3/4/4

2/2/1

1/1/1


Итого:

50/51/42

39/40/3

26/27/19

13/13/1

11/11/10




















Литература.

Основная литература:

Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: М. «Академия», 2010.

Дополнительная литература:

Андреев В.В. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

Малиновская В.Н. Слиятских А.Л. Методическое пособие по курсу «Основы педагогического мастерства». 1- 4 М. 1992.

Сухомлинский В.А. 100 советов учителю избр. про-ия 5 Т, Т.2

Орлов Ю.М. Саморазвитие, самовоспитание характера.

Короняев Б.А. Учение – процесс творческий М. 1989.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в процессе. М. 1991.

Щуркова Н.Е. Педагогическая студия. М. 1999.


Средства обучения.

Простые средства.

Словесные: учебники, дидактические материалы и другие тексты. Сложные средства.

Механические визуальные приборы: кодоскоп.

Аудиальные средства: магнитофон.

Аудиовизуальные средства: ТВ, видео.









В иды самостоятельной работы студентов:

- сочинение: - исследовательская учебная работа;

- реферат;

- доклад;

- анализ курса;

- самостоятельные изучения и конспектирование отдельных тем, указанных в тематическом планировании;

- сообщение по определенным темам;

- методическая разработка;

- творческий проект.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!