ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №33
Рабочая программа по предмету
«Основы электроники и цифровой схемотехники»
для 1 курса по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» очно-заочная (вечерняя) форма обучения.
Составил: преподаватель Юхтина Н.В.
Утвердил:
зам. директора по УПР
Позднякова Л.А.
п. Семибратово 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации».
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
Основные требования к уровню подготовки учащихся УНПО
после завершения изучения курса «Основы электроники и цифровой схемотехники»
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять параметры полупроводниковых приборов и элементов системотехники.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах, усилителях, генераторах электрических сигналов;
- общие сведения о распространении радиоволн;
- принцип распространения сигналов в линиях связи;
- сведения о волоконно-оптических линиях;
- цифровые способы передачи информации;
- общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники);
- логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем;
- функциональные узлы (дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры, цифровые компараторы, триггеры, регистры, счетчики);
- запоминающие устройства на основе БИС/СБИС;
- цифро-аналоговые и аналогово-цифровые преобразователи.
Межпредметные связи:
Физика
Математика
История
Английский язык
Информатика
Электротехника
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы электроники и цифровой схемотехники»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Элементная база схемотехники | Содержание учебного материала | 5 | |
-
| Электровакуумные, полупроводниковые приборы. Электровакуумные, полупроводниковые приборы: понятие, классификация, параметры, применение. | 2 |
-
| Резисторы, конденсаторы. Резисторы, конденсаторы понятие, классификация, параметры, применение. | | 2 |
-
| Транзисторы. Транзисторы: понятие, классификация, параметры, применение. | | 2 |
-
| Микросхемы. Микросхемы: понятие, классификация, параметры, применение. | | 2 |
-
| Элементы оптоэлектроники. Элементы оптоэлектроники: понятие, классификация, параметры, применение. | | 2 |
Лабораторные работы Исследование вольт-амперной характеристики полупроводникового диода. Измерение параметров биполярного транзистора. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения по теме 1. Электровакуумные приборы. Полупроводниковые приборы. Транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники | 2 |
Тема 2. Основные функциональные узлы схемотехники | Содержание учебного материала | 4 |
-
| Выпрямители. Выпрямители: понятие, классификация, применение. | 2 |
-
| Усилители. Усилители: понятие, классификация, применение. | | 2 |
-
| Колебательные системы, антенны. Колебательные системы, антенны: понятие, классификация, применение. | | 2 |
-
| Генераторы электрических сигналов. Генераторы электрических сигналов: понятие, классификация, применение. | | 2 |
Лабораторные работы Исследование двухполупериодного выпрямителя. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. подготовка сообщения по темам: Выпрямители. Усилители. Антенны | 3 |
Тема 3. Передача информации | Содержание учебного материала | 5 |
-
| Распространение сигналов в линиях связи. Принцип распространения сигналов в линиях связи. | 2 |
-
| Сведения о распространении радиоволн. Общие сведения о распространении радиоволн. | | 2 |
-
| Волоконно-оптические линии связи. Волоконно-оптические линии связи: понятие, классификация, применение. | | 2 |
-
| Цифровые способы передачи информации. Цифровые способы передачи информации: понятие, классификация. | | 2 |
-
| Цифровые способы передачи информации. Цифровые способы передачи информации: применение. | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения по темам: Волоконно-оптические линии связи. Цифровые способы передачи информации | 3 | |
Тема 4. Элементы импульсной и вычислительной техники | Содержание учебного материала | 13 | |
-
| Логические элементы вычислительной техники. Логические элементы вычислительной техники: понятие, принцип работы, применение. | | 2 |
-
| Логическое проектирование. Логическое проектирование: понятие, применение | | 2 |
-
| Триггеры. Триггеры: понятие, принцип работы, применение. | | 2 |
-
| Сумматоры. Сумматоры: понятие, принцип работы, применение. | | 2 |
-
| Регистры. Регистры: понятие, принцип работы, применение. | | 2 |
-
| Счетчики. Счетчики: понятие, принцип работы, применение. | | 2 |
-
| Мультиплексоры, демультиплексоры. Мультиплексоры, демультиплексоры: понятие, принцип работы, применение. | | 2 |
-
| Цифровые компараторы. Цифровые компараторы: понятие, принцип работы, применение. | | 2 |
-
| Шифраторы. Шифраторы: понятие, принцип работы, применение. | | 2 |
-
| Дешифраторы. Дешифраторы: понятие, принцип работы, применение. | | 2 |
-
| Запоминающие устройства на основе БИС/СБИС. Запоминающие устройства на основе БИС/СБИС: понятие, принцип работы, применение. | | 2 |
-
| Цифро-аналоговые преобразователи. Цифро-аналоговые преобразователи: понятие, принцип работы, применение. | | 2 |
-
| Аналого-цифровые преобразователи. Аналого-цифровые преобразователи: понятие, принцип работы, применение. | | 2 |
Лабораторные работы Исследование аналого-цифрового преобразователя. Исследование цифро-аналогового преобразователя. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Написание реферата на одну из тем. Логические элементы вычислительной техники. Логическое проектирование. Мультиплексоры, демультиплексоры, цифровые компараторы. Шифраторы и дешифраторы. Цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи. | 8 | |
Всего: | 32 | |
условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Электротехники», лаборатории «Электротехники с основами радиоэлектроники».
Оборудование учебного кабинета: учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточки-задания, наборы плакатов, программное обеспечение, электронные учебники.
Технические средства обучения: демонстрационные и электрофицированные стенды, персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: инструкции к проведению лабораторных работ, инструменты и приспособления, электрорадиоизмерительные приборы, учебно-лабораторные стенды, аптечка, инструкция по безопасности.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Журавлева Л.В. Радиоэлектроника. Учебник для нач. проф. образования, М.: ИЦ «Академия», 2005.
Дополнительные источники:
Колонтаевский Ю.Ф. Радиоэлектроника. Учебное пособие для СПТУ, М.: Высшая школа, 1988.
Ярочкина Г.В. Радимоэлектроника. Рабочая тетрадь. М.:ИЦ «Академия», 2003.
Дж. Ленк Электронные схемы. Практическое руководство, Пер. с английского, М.: Мир, 1985.
Эрл. Д. Гейтс Введение в электронику. Серия «Учебники и учебные пособия», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.
Самоучитель по радиоэлектронике / М.Н. Николаенко, М.: НТ Пресс, 2006.
Хабловски И., Скумиловски В. Электроника в вопросах и ответах; пер. с польского / под ред. В.И. Котикова, М.: Радио и связь, 1984.
Интернет ресурсы:
1. http://radioteh.nm.ru/ - Радиоэлектроника и радиолюбительская технология
2. http://subscribe.ru/catalog/tech.cxem - Рассылка по радиоэлектронике
3. http://www.radioman.ru – Электрические схемы устройств, радиоэлектроника
4. http://lessonradio.ru/ - Уроки радиоэлектроники
5. http://www.diagram.com.ua/all/Links.shtml - ссылки на сайты по радиоэлектронике
6. http://zvezdun.narod.ru/elektronika.html - Радиоэлектроника
7. http://moskatov.narod.ru - Справочник по полупроводниковым приборам