9
Г осударственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Рабочая программа
дисциплины «Креативная педагогика»
для групп специальностей:
050303 Иностранный язык
050709 Преподавание в начальных классах
2012год
Одобрена предметной (цикловой) комиссией Протокол № от Председатель ПЦК Крючкова И.А. | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимальному содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: 050709 Преподавание в начальных классах 050303 Иностранный язык |
Заместитель директора
по учебной работе:
Хамулина Е.И.
Автор: Бойко И.В.
Рецензенты:
Махиня Н.Ю., заместитель директора МОУ ДОД ГДДТ по научно-методической работе первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Современный мир меняется стремительно. И на учёбе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределённое и, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих способов действий, гарантированно ведущих к успеху. В программе описывается специфика психолого-педагогического тренинга креативности, призванного помочь научиться справляться с такими ситуация ми, опираясь на свои творческие способности.
Ключевые идеи курса:
-возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности;
-возможность создавать что-либо, обладающее новизной и оригинальностью. Задачи курса:
-поддержание и закрепление интереса к профессии учителя; -становление личностной и профессиональной Я -концепции будущего учителя; -выработка умений и навыков самообразования. Цель курса:
-способствовать познанию себя в профессии и сущности организации целостной педагогической деятельности.
Особенностью этой программы является прежде всего тот факт, что она содержит в себе положения, открывающие перспективу развития, и освещает новые связи и отношения в профессиональной деятельности учителя, которые до не давнего времени категорически отрицались.
Креативность -это не единичная способность, а комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общая жизненная позиция человека.
Креативность в той или иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным психологическим качеством, «печатью гения».
Креативность управляема и развиваема - её можно активизировать и тренировать , в том числе посредством специально смоделированных игровых ситуаций. Предлагаемая программа как раз и является способом такой тренировки.
Основу методики преподавания данного педкурса составляет педагогическое взаимодействие участников педпроцесса, их совместную деятельность по овладению основами педмастерства.
Предполагается использование различных форм обучения учебных занятий.
Лекции и семинары - это, прежде всего, соединение научного содержания, учебного диалога, создание проблемных ситуаций и решение педагогических задач. Практические занятия включают в себя систему упражнений, специальные тренинги, моделирование ситуаций профессиональной деятельности, различные виды игр, тестов на самопознание, творческие задания, изучение передового педагогического опыта.
Учебный план предусматривает 39 часов. Различно и соотношение видов учебных занятий - теоретических, практических, самостоятельных работ.
Содержание учебной дисциплины. Раздел 1 .Креативность и её развитие.
Сущность креативности. Интеллектуальные предпосылки креативности. Духовная сфера творческой личности. Креативность и качества личности. Принципы тренинга креативности.
Практическое занятие.
1. Диагностика психолого-педагогической готовности учителя к эвристической
деятельности.
Основные понятия:
креативность, метатворчество, субъект, объект, цель, принципы, феномен инсайта.
Раздел 2.
Программа тренинга креативности.
1 .Знакомство и сплочение Упражнение «Карусель» Упражнение «Любопытный».
Творческое мышление. Упражнение «логические задачки» Упражнение «Способы действия» Упражнение «Причины и следствия» Упражнение «Что? Откуда? Как?» Упражнение «Оригинальное использование»
Необычное в обычном. Упражнение «Ошибки» Упражнение «Необычные ситуации»
Преодоление барьеров. Упражнение «Только со мной» Упражнение «Горячий снег» Упражнение «Что имеет».
5.Воображение и выразительность. Упражнение «Моё отражение» Упражнение «Противоположности»
Артистизм
Упражнение «Покажи профессию»
Упражнение «Драматический этюд»
Упражнение «Живой стул».
Порисуем.
Упражнение «Хочу-могу-надо»
Упражнение «Творческий человек»
Упражнение «Ладошка».
Творчество и взаимопонимание
Упражнение «Глаза,рты,руки»
Упражнение «Пиктограмма».
9. Командное творчество
Упражнение «Волшебный ключ»
Упражнение «Живое препятствие».
10. Креативное решение проблем.
Упражнение «Два предмета» Упражнение «Смятый лист»
Упражнение «Злой гений».
11. Творчество в бытовых ситуациях.
Упражнение «Шпаргалки»
Упражнение «Значимые события»
12. Творчество как стиль жизни.
Упражнение «Творческая жизнь»
Упражнение «Жизненный путь»
13.Зачёт
Требования к знаниям:
Студент должен знать:
-общее понятие о креативности и о том, в чём суть тренинговых технологий; -интеллектуальные предпосылки креативности;
-пользоваться собственной креативностью при решении реальных жизненных проблем;
-этапы творческого процесса;
- духовную сферу творческой личности; -принципы тренинга креативности;
-гуманистическую сущность педагогического мастерства.
Студент должен уметь:
-смотреть на привычные вещи в новых, необычных ракурсах, замечать оригинальное в обыденном;
-активизировать личностные качества, способствующие творчеству (открытость к новому опыту);
-демонстрировать основные качества, которыми характеризуется творческое
мышление (беглость, гибкость, оригинальность);
-тренировать качества творческого мышления;
-преодолеть барьер на пути к творческой самореализации;
-развивать экспрессивные умения;
-устанавливать взаимопонимание;
-активизировать творческий потенциал;
-находить взаимопонимание с окружающими;
-развивать рефлексивные способности участников;
-намечать перспективу развития личности.
Тематический план дисциплины
«Креативная педагогика»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка студента | Количество часов аудиторных |
всего | теор. | практ. занят. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Введение | | | | |
| Раздел 1 Креативность и ее развитие | 7 | 7 | 6 | 1 |
| Раздел 2 Программа тренинга креативности | 32 | 32 | - | 32 |
1 | Знакомство и сплочение | 2 | 2 | - | 2 |
2 | Творческое мышление | 5 | 5 | - | 5 |
3 | Необычное в обычном | 2 | 2 | - | 2 |
4 | Преодоление барьеров | 3 | 3 | - | 3 |
5 | Воображение и выразительность | 2 | 2 | - | 2 |
6 | Артистизм | 3 | 3 | - | 3 |
7 | Порисуем | 3 | 3 | - | 3 |
8 | Творчество и взаимопонимание | 2 | 2 | - | 2 |
9 | Командное творчество | 2 | 2 | - | 2 |
10 | Креативное решение проблем | 4 | 4 | - | 4 |
11 | Творчество в бытовых ситуациях | 2 | 2 | - | 2 |
12 | Творчество как стиль жизни | 2 | 2 | - | 2 |
| Итого | 39 | 39 | 6 | 33 |
Литература
Основная литература
1. Грецов А.Г. Тренинг креативности. Питер, 2007.
Дополнительная литература
Доснон О. Развитие креативности: креативность и обучение. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М., 1997.
Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития креативности. СПБ., 2006.
Богоявленская Д.Б. Интелектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.,2000
Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М., 2004
Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. М., 2005.
Кипнис М. Тренинг коммуникации. М.,2004