МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Поволжский строительно-энергетический колледж им.П. Мачнева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальностям
22.02.06 Сварочное производство
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (строительство)
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (сервис)
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (строительство)
Самара
2017
Рабочая программа учебной дисциплины Экология составлена на основе Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Экология для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 387 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»; об уточнении Рекомендаций, одобренных научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО». Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
Организация-разработчик: ГАПОУ «ПСЭК им. П.Мачнева»
Разработчики:
Хиль Е.Ю., преподаватель ГАПОУ «ПСЭК им. П.Мачнева»
Смирнова Т.Е., преподаватель ГАПОУ «ПСЭК им. П.Мачнева»
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии общепрофессиональных, математических и естественно-научных дисциплин ГАПОУ «ПСЭК им.П.Мачнева» Протокол №______от_____________2017 г. Председатель МК_________Кубасова Н.А. | | УТВЕРЖДАЮ заместитель директора по учебной работе ГАПОУ «ПСЭК им.П.Мачнева» ____________Решетникова Л.С. |
| | |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14 |
Приложение ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ | 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям:
22.02.06 Сварочное производство
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (строительство)
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (сервис)
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (строительство)
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-
бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологи-
ческие знания;
− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для
человека и общества;
− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,
бытовой и производственной деятельности человека;
− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
• метапредметных:
− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их до-
стижения на практике;
− умение использовать различные источники для получения сведений эко-
логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
• предметных:
- сформированность способности к выполнению проектов
экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с
экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и
повышением их экологической культуры
− сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,
экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
− сформированность экологического мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обя-
занностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,
моральной ответственности за экологические последствия своих действий в
окружающей среде;
−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
Подготовка докладов, сообщений Написание конспекта Работа с вопросами | 10 5 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
.
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | | 1 | |
Введение | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 1. Экология как научная дисциплина | | 9 |
Тема 1.1 Общая экология | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада «Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему» | 1 |
Тема 1.2 Социальная экология | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды». | 2,3 |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения: «Основные экологические приоритеты современного мира» | 1 |
Тема 1.3 Прикладная экология | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося» | 1 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Написание конспекта «Особо неблагоприятные территории» | 1 |
Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность | | 16 |
Тема 2.1 Среда обитания человека | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения «Среда обитания и среды жизни: сходство и различия» | 1 |
Тема 2.2 Городская среда | Содержание учебного материала | 7 |
1 | Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия «Описание жилища человека, как искусственной системы» | 1 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Написание конспекта «Причины экологических проблем в городе» Подготовка сообщения «Современные требования к экологической безопасности продуктов питания» Написание конспекта «Твёрдые бытовые отходы и способы решения их утилизации» | 3 |
Тема 2.3 . Сельская среда | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. | 2 |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада «Причины возникновения экологических проблем в сельской местности» | 1 |
Раздел 3. Концепция устойчивого развития | | 11 |
Тема 3.1 . Возникновение концепции устойчивого развития | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие». | 2,3 |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада «История и развитие концепции устойчивого развития» Подготовка доклада «Структура экономики в рамках концепции устойчивого вида» Подготовка сообщения «Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития» | 3 |
Тема 3.2 Устойчивость и развитие | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия «Решение экологических задач на устойчивость и развитие» | 1 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Написание конспекта «Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития» | 1 |
Раздел 4. Охрана природы | | 14 |
Тема 4.1 Природоохранная деятельность . | Содержание учебного материала | 4 |
1 | История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Написание конспекта «Особо охраняемые территории и их значение в охране природы» Подготовка сообщения «Возобновляемые и невозбновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчепаемости» | 2 |
Тема 4.2 . Природные ресурсы и их охрана | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов). Дифференцированный зачёт | 2,3 |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятия «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистем» | 1 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения «Энергетические ресурсы и проблемы их исчерпаемости» Подготовка к зачёту (работа с вопросами) | 3 |
| Всего | 51 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, библиотеки и читального зала с выходом в Интернет. Оборудование учебного кабинета:
учебно – методическое обеспечение дисциплины;
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебных и наглядных пособий
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом а
Интернет; мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М., 2017.
Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.
Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014
Интернет-ресурсы
www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
Для преподавателей
Излагается в следующей редакции:
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от
29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от
03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N
1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты освоения учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. |
-личностных: − устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии; − готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологи- ческие знания; − объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества; − умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; − готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии; | -проверка практических работ; -оценка устного ответа -оценка тестовых работ -оценка внеаудиторных самостоятельных работ --оценка итогового зачёта |
-метапредметных: − овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды; − применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; − умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике; − умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; | проверка практических работ; -оценка устного ответа -оценка тестовых работ -оценка внеаудиторных самостоятельных работ --оценка итогового зачёта |
· предметных: - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры − сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»; − сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; − владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; − владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; − сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; −− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. | -проверка практических работ; -оценка устного ответа -оценка тестовых работ -оценка внеаудиторных самостоятельных работ --оценка итогового зачёта |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
№ п/п | Тема учебных занятий | Кол-во часов | Активные и интерактивные формы и методы обучения | Код формируемых образовательных результатов |
1 | Понятие «загрязнение среды» | 1 | Аналитическая беседа | ОРЛ1,ОРЛ2,ОРЛ3, ОРЛ4,ОРЛ5,ОРЛ6, ОРЛ7,ОРМ1,ОРМ2, ОРМ3,ОРП1,ОРП2, ОРП3,ОРП5,ОРП6 |
2 | Окружающая человека среда и её компоненты . | 1 | Аналитическая беседа | ОРЛ1,ОРЛ2,ОРЛ3, ОРЛ4,ОРЛ5,ОРЛ6, ОРЛ7,ОРМ1,ОРМ2, ОРМ4,ОРП1,ОРП2, ОРП3,ОРП4,ОРП5, ОРП6 |
3 | Городская квартира и требования к её экологической безопасности | 1 | Лекция-беседа | ОРЛ1,ОРЛ2,ОРЛ3, ОРЛ4,ОРЛ5, ОРЛ6,ОРЛ7,ОРМ1, ОРМ2,ОРМ3,ОРМ4, ОРП1,ОРП2, ОРП3,ОРП4,ОРП5, ОРП6 |
4 | Материалы, используемые в строительстве | 1 | Урок с элементами ТРКМЧП | ОРЛ1,ОРЛ2,ОРЛ3, ОРЛ4,ОРЛ5, ОРЛ6,ОРЛ7,ОРМ1, ОРМ2,ОРМ3,ОРМ4, ОРП1,ОРП2, ОРП3, ОРП4,ОРП5, ОРП6 |
5 | Дороги и дорожное строительство в городе | 1 | Проблемная беседа | ОРЛ1,ОРЛ2,ОРЛ3, ОРЛ4,ОРЛ5, ОРЛ6,ОРЛ7,ОРМ1, ОРМ2,ОРМ3,ОРМ4, ОРП1,ОРП2, ОРП3, ОРП4,ОРП5, ОРП6 |
6 | . Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности | 1 | Лекция-беседа | ОРЛ1,ОРЛ2,ОРЛ3, ОРЛ4,ОРЛ5, ОРЛ6,ОРЛ7,ОРМ1, ОРМ2,ОРМ4,ОРП1, ОРП2,ОРП3,ОРП4, ОРП5,ОРП6 |
7 | Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие» | 1 | Лекция-дискуссия | ОРЛ1,ОРЛ2,ОРЛ3, ОРЛ4,ОРЛ5, ОРЛ6,ОРЛ7,ОРМ1, ОРМ2,ОРМ3,ОРМ4, ОРП1,ОРП2,ОРП3, ОРП4,ОРП5,ОРП6 |
8 | Экологические кризисы и экологические ситуации | 1 | Метод кейсов | ОРЛ1,ОРЛ2,ОРЛ3, ОРЛ4,ОРЛ5, ОРЛ6,ОРЛ7,ОРМ1 ОРМ2,ОРМ4,ОРП1, ОРП2,ОРП3,ОРП4, ОРП5,ОРП6 |
9 | Экологические проблемы России | 1 | Лекция-беседа | ОРЛ1,ОРЛ2,ОРЛ3, ОРЛ4,ОРЛ5, ОРЛ6,ОРЛ7,ОРМ1 ОРМ2,ОРМ4,ОРП1, ОРП2,ОРП3,ОРП4, ОРП5,ОРП6 |
10 | Природные ресурсы и способы их охраны | 1 | Аналитическая беседа | ОРЛ1,ОРЛ2,ОРЛ3, ОРЛ4,ОРЛ5, ОРЛ6,ОРЛ7,ОРМ1, ОРМ2,ОРМ3,ОРМ4, ОРП1,ОРП2, ОРП3,ОРП4,ОРП5, ОРП6 |