СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дефектолога (ЛУО, вариант 1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС  «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ» (для 1-4 классов)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дефектолога (ЛУО, вариант 1)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кодинская средняя общеобразовательная школа № 2»

Кежемского района Красноярского края


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

____________ /А.Н. Муравьева/

30 августа 2023 года



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ КСОШ № 2

____________ /С.В. Кухарев/

Приказ № 03-02-192

от 31 августа 2023 года









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

вариант 1

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС

«ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ»

(для 1-4 классов)




Составитель: учитель-дефектолог

Шахматова Антонина Ивановна








Кодинск

2023

ОГЛАВЛЕНИ



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 4

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5

2 КЛАСС 5

3 КЛАСС 7

4 КЛАСС 8

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11

2 КЛАСС 11

3 КЛАСС 16

4 КЛАСС 20





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологическое занятие» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Обучение и развитие детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по специальной коррекционной программе и готовит их к посильной трудовой деятельности, дальнейшей социализации в обществе успешному освоению учебного материала по учебным предметам.

Коррекционный курс «Дефектологическое занятие» относятся к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом программа по коррекционному курсу «Дефектологическое занятие» рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю), в 1 классе – 33 часа в год.

Задачи процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности. 

Коррекционная работа с данной категорией детей основывается на следующих общих закономерностях психического развития:

  • общность основных факторов и движущих сил развития;

  • возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при включении ребенка в самостоятельную деятельность;

  • сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме; при этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления;

  • органический дефект головного мозга накладывает существенные ограничения на возможности его психического развития.

Хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно, их поступательное развитие. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка. Значительным показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого.

Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью через диагностику, развитие и коррекцию высших психических функций, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.

Коррекционная работа представляет собой систему занятий для обучающихся с умственной отсталостью в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и (или) ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.


Задачи коррекционной работы:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

  • осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • организация индивидуальных и групповых занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

  • оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.


Принципы коррекционной работы:

  • принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: целей и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;

  • принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения обучающегося с учетом изменений в их личности;

  • принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;

  • принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы;

  • принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития обучающегося и успешность его интеграции в общество.


Направления коррекционной работы:

1) Диагностическая работа, обеспечивающая выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы, предполагающей осуществление:

а) обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

  • развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

  • развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

  • определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

б) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

в) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

  • сбор сведений об обучающемся у педагогических работников, родителей (законных представителей) (беседы, анкетирование, интервьюирование),

  • наблюдение за обучающимися во время учебной и внеурочной деятельности,

  • беседы с обучающимися, педагогическими работниками и родителями (законными представителями),

  • изучение работ обучающегося (тетради, рисунки, поделки),

  • оформление документации (протоколы).

2) Коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования, включает:

  • составление индивидуальной программы коррекционного сопровождения обучающегося;

  • разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приемов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

  • организацию и проведение специалистом индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

  • развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

  • занятия индивидуальные и групповые;

  • игры, упражнения, психокоррекционные методики и технологии;

  • беседы с обучающимися;

3) Консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся, включает:

  • психолого-педагогическое консультирование педагогических работников по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;

  • консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребенку в освоении общеобразовательной программы;

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

  • беседа, лекция, консультация;

  • анкетирование педагогических работников, родителей (законных представителей),

  • разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям (законным представителям).

Консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.


Требования к условиям реализации программы

В процессе реализации программы коррекционной работы для обучающихся с умственной отсталостью должны быть созданы следующие психолого-педагогические условия:

  • индивидуально ориентированная коррекционная работа;

  • учет индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся;

  • соблюдение комфортного эмоционального режима;

  • использование специальных методов, приемов, средств обучения;

  • использование современных психолого-педагогических, в том числе информационных, компьютерных технологий;

  • учет специфики нарушения развития разных нозологических групп обучающихся с умственной отсталостью;

  • обеспечение здоровьесберегающих технологий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).


Структура рабочей программы

Коррекционная программа включает в себя следующие модули:

  1. Диагностическое обследование актуального развития  

  2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;

  3. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

  4. Восприятие пространства;

  5. Восприятие времени;

  6. Восприятие особых свойствах предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

  7. Кинестетическое и кинетическое развитие;

  8. Тактильно-двигательное восприятие;

  9. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

  10. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

  11. Восполнение образовательных дефицитов

  12. Диагностическое обследование актуального развития  

По каждому модулю предусмотрено усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка.

Учитель-дефектолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии, и выделяет из них приоритетную.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1 КЛАСС (33 часа)

МОДУЛЬ 1. Диагностическое обследование актуального развития

МОДУЛЬ 2. Развитие моторики, графомоторных навыков

Развитие крупной и мелкой моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

МОДУЛЬ 3. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).

МОДУЛЬ 4. Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).

МОДУЛЬ 5. Восприятие времени

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

МОДУЛЬ 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

МОДУЛЬ 7. Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

МОДУЛЬ 8. Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

МОДУЛЬ 9. Развитие слухового восприятия

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

МОДУЛЬ 10. Развитие зрительного восприятия

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

МОДУЛЬ 11. Восполнение образовательных дефицитов

МОДУЛЬ 12. Итоговое диагностическое обследование.

2 КЛАСС (34 часа)

МОДУЛЬ 1. Диагностическое обследование

МОДУЛЬ 2. Развитие моторики, графомоторных навыков

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

МОДУЛЬ 3. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

МОДУЛЬ 4. Восприятие пространства

Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

МОДУЛЬ 5. Восприятие времени

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

МОДУЛЬ 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).

МОДУЛЬ 7. Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

МОДУЛЬ 8. Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).

МОДУЛЬ 9. Развитие слухового восприятия

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

МОДУЛЬ 10. Развитие зрительного восприятия

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

МОДУЛЬ 11. Восполнение образовательных дефицитов

МОДУЛЬ 12. Итоговое диагностическое обследование.

3 КЛАСС (34 часа)

МОДУЛЬ 1. Диагностическое обследование

МОДУЛЬ 2. Развитие моторики, графомоторных навыков

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.

МОДУЛЬ 3. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

МОДУЛЬ 4. Восприятие пространства

Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

МОДУЛЬ 5. Восприятие времени

Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена.

МОДУЛЬ 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

МОДУЛЬ 7. Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.

МОДУЛЬ 8. Тактильно-двигательное восприятие

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

МОДУЛЬ 9. Развитие слухового восприятия

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

МОДУЛЬ 10. Развитие зрительного восприятия

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

МОДУЛЬ 11. Восполнение образовательных дефицитов

МОДУЛЬ 12. Итоговое диагностическое обследование

4 КЛАСС (34 часа)

МОДУЛЬ 1. Диагностическое обследование

МОДУЛЬ 2. Развитие моторики, графомоторных навыков

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трех- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

МОДУЛЬ 3. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5—6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6—8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5—7 частей).

МОДУЛЬ 4. Восприятие пространства

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.

МОДУЛЬ 5. Восприятие времени

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

МОДУЛЬ 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Измерение веса разных предметов на весах. Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть — застегнуть).

МОДУЛЬ 7. Кинестетическое и кинетическое развитие

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

МОДУЛЬ 8. Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4—5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Определение веса различных предметов на глаз. Измерение веса разных предметов на весах.

МОДУЛЬ 9. Развитие слухового восприятия

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.

МОДУЛЬ 10. Развитие зрительного восприятия

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

МОДУЛЬ 11. Восполнение образовательных дефицитов

МОДУЛЬ 12. Итоговое диагностическое обследование.


п/п

Название модуля

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Обследование детей. Определение первичного уровня развития

1

1

1

1

2

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

6

6

6

6

3

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

2

2

3

3

4

Восприятие пространства.

2

2

2

2

5

Восприятие времени.

8

8

6

6

6

Восприятие особых свойств предметов.

3

3

4

4

7

Кинестетическое и кинетическое развитие.

2

2

3

3

8

Тактильно-двигательное восприятие.

2

2

2

2

9

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

2

3

3

3

10

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

2

2

1

1

11

Восполнение образовательных дефицитов

2

2

2

2

12

Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов

1

1

1

1

Всего

33

34

34

34


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 КЛАСС

Обучающиеся 1 класса должны научиться:

Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.

Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

Различать и называть основные цвета.

Классифицировать геометрические фигуры.

Составлять предмет из 2—3 частей.

Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.

Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.

Различать речевые и неречевые звуки.

Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

Выделять части суток и определять порядок дней недели.


2 КЛАСС

Обучающиеся 2 класса должны научиться:

Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.

Выполнять выразительные движения.

Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.

Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.

Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.

Различать и называть основные цвета и их оттенки.

Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.

Узнавать предмет по части.

Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их.

Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.

Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.

Различать вкусовые качества.

Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.

Различать характер мелодии.

Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.

Соотносить времена года с названиями месяцев.


3 КЛАСС

Обучающиеся 3 класса должны научиться:

Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.

Дорисовывать незаконченные изображения.

Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.

Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.

Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.

Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.

Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.

Различать запахи и вкусовые качества, называть их.

Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.

Действовать по звуковому сигналу.

Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.

Определять время по часам.


4 КЛАСС

Обучающиеся 4 класса должны научиться:

Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.

Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.

Пользоваться элементами расслабления.

Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.

Смешивать цвета, называть их.

Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.

Находить нереальные элементы нелепых картинок.

Определять противоположные качества и свойства предметов.

Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.

Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.

Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.

Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.

Определять возраст людей.


Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов – нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл – минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла – значительная динамика.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

На коррекционных занятиях система оценивания является безотметочной, в тоже время учитель-дефектолог постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального обследования.

Учитель-дефектолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и познавательной сферы: первичное (на начало года); итоговое (конец года).

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№ п/п

Название модуля, тематика занятий

Количество
часов

МОДУЛЬ 1. Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

1


Обследование.

1

МОДУЛЬ 2. Развитие моторики, графомоторных навыков

6


Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель, повороты, перестроения)

1


Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.) Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

2


Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

1


Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

2

МОДУЛЬ   3. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

2


Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом

1


Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)

1

МОДУЛЬ 4. Восприятие пространства

2


Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога) Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

1


Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.) Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

1


Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур Дидактическая игра «Расположи верно»

1

МОДУЛЬ   5. Восприятие времени

8


Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).

Упражнения на графической модели «Сутки»

Упражнения с определением времени по различным типам часов

4


Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

Последовательность событий (смена времени суток). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

4

МОДУЛЬ  6. Восприятие особых свойств предметов

3


Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

2


Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»

1

МОДУЛЬ   7. Кинестетическое и кинетическое развитие

2


Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1


Игры с крупной мозаикой

1

МОДУЛЬ  8. Тактильно-двигательное восприятие

2


Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»

Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений

1


Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра)

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

1

МОДУЛЬ 9. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

2


Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).

Дидактическая игра «Узнай на слух»

2


Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений Различение речевых и музыкальных звуков

1

МОДУЛЬ   10. Развитие зрительного восприятия и слуховой памяти

2


Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)

1


Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки)

1

МОДУЛЬ 11. Восполнение образовательных дефицитов

2


Восполнение индивидуальных образовательных дефицитов по учебному предмету «Обучение грамоте»

1


Восполнение индивидуальных образовательных дефицитов по учебному предмету «Математика»

1

МОДУЛЬ 12. Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов. Обследование.

1

Всего: 33 часа


2 КЛАСС

№ п/п

Название модуля, тематика занятий

Количество
часов

МОДУЛЬ 1. Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

1


Обследование.

1

МОДУЛЬ 2. Развитие моторики, графомоторных навыков

6


Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

1


Координация движений (игры с мячом, обручем). Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету

2


Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.)

1


Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

2

МОДУЛЬ   3. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

2


Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета». Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали)

1


Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.)

1

МОДУЛЬ 4. Восприятие пространства

2


Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога) Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

1


Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.) Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

1


Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур Дидактическая игра «Расположи верно»

1

МОДУЛЬ   5. Восприятие времени

8


Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года»

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).

Упражнения на графической модели «Сутки»

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Меры времени (секунда, минута, час, сутки)

4


Определение времени по часам. Игры с моделью часов

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

Последовательность событий (смена времени суток). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

4

МОДУЛЬ  6. Восприятие особых свойств предметов

3


Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»

2


Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений

1

МОДУЛЬ   7. Кинестетическое и кинетическое развитие

2


Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»

1


Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

1

МОДУЛЬ  8. Тактильно-двигательное восприятие

2


Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые) Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)

1


Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Игры со средней мозаикой

1

МОДУЛЬ 9. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

3


Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки)

2


Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений. Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

1

МОДУЛЬ   10. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

2


Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога) Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок) Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1


Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов) Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения) Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

МОДУЛЬ 11. Восполнение образовательных дефицитов

2


Восполнение индивидуальных образовательных дефицитов по учебному предмету «Обучение грамоте»

1


Восполнение индивидуальных образовательных дефицитов по учебному предмету «Математика»

1

МОДУЛЬ  12. Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов.



Обследование.

1

Всего: 34 часа


3 КЛАСС

№ п/п

Название модуля, тематика занятий

Количество
часов

МОДУЛЬ 1. Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

1


Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

1

МОДУЛЬ 2. Развитие моторики, графомоторных навыков

6


Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

1


Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

2


Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

1


Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Графический диктант (зрительный и на слух)

2

МОДУЛЬ   3. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

3


Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы). Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

1


Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)». Игры с сюжетной мозаикой

1


Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы). Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

1

МОДУЛЬ 4. Восприятие пространства

2


Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. Деление листа на глаз, на две и четыре равные части. Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания.

1


Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

1

МОДУЛЬ   5. Восприятие времени

6


Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч).

Закрепление понятий «ВЧЕРА», «ЗАВТРА», «ПОЗАВЧЕРА», «ПОСЛЕЗАВТРА»

Времена года, их закономерная смена. Признаки времен года. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

6

МОДУЛЬ  6. Восприятие особых свойств предметов

4


Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

2


Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

2

МОДУЛЬ   7. Кинестетическое и кинетическое развитие

3


Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений

1


Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

2

МОДУЛЬ  8. Тактильно-двигательное восприятие

2


Определение на ощупь предметов с разными свойствами (холодные, теплые, мягкие, жесткие,) Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)

1


Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Игры со средней мозаикой

1

МОДУЛЬ 9. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

3


Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади).

1


Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

1


Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков. Развитие чувства ритма.

1

МОДУЛЬ   10. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

1


Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Графический диктант (зрительный и на слух)

1


МОДУЛЬ 11. Восполнение образовательных дефицитов

2


Восполнение индивидуальных образовательных дефицитов по учебному предмету «Обучение грамоте»

1


Восполнение индивидуальных образовательных дефицитов по учебному предмету «Математика»

1

МОДУЛЬ  12. Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов.

1


Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов.

1

Всего: 34 часа


4 КЛАСС

№ п/п

Название модуля, тематика занятий

Количество
часов

МОДУЛЬ 1. Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

1


Обследование.

1

МОДУЛЬ 2. Развитие моторики, графомоторных навыков

6


Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

1


Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении

1


Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

1


Графический диктант с усложненными заданиями

1


Дорисовывание симметричной половины изображения. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)

1


Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

1

МОДУЛЬ   3. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

3


Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

1


Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов.

1


Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

1

МОДУЛЬ 4. Восприятие пространства

2


Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате). Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

1


Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (горизонтальное расположение листа). Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

1

МОДУЛЬ   5. Восприятие времени

6


Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей, сравнение возрастов.

6

МОДУЛЬ  6. Восприятие особых свойств предметов

4


Развитие дифференцированных осязательных, вкусовых, ароматных, вкусовых ощущений словесное обозначение

1


Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха. Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху». Упражнения в измерении веса предметов на весах

2


Развитие дифференцированных осязательных, вкусовых, ароматных, вкусовых ощущений словесное обозначение

1

МОДУЛЬ   7. Кинестетическое и кинетическое развитие

3


Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1


Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

2

МОДУЛЬ  8. Тактильно-двигательное восприятие

2


Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной

1


Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). Игры с мелкой мозаикой

1

МОДУЛЬ 9. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

3


Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади).

1


Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

1


Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков. Развитие чувства ритма.

1

МОДУЛЬ   10. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

1


Дидактическая игра «Запрещенный звук». Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

1


МОДУЛЬ 11. Восполнение образовательных дефицитов

2


Восполнение индивидуальных образовательных дефицитов по учебному предмету «Обучение грамоте»

1


Восполнение индивидуальных образовательных дефицитов по учебному предмету «Математика»

1

МОДУЛЬ  12. Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов.

1


Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов.

1

Всего: 34 часа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!