муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Принято: Педагогический совет Протокол №___ от ___.___.2021г | | Утверждаю: Директор школы ________ О.И. Никифорова Приказ №______ от ___.___.2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению для 3 класса к учебнику «Чтение»
(авторы С.Ю.Ильина, Л.В. Матвеева)
специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида (вариант 1)
на основе авторской программы В.В.Воронковой
Разработана Труновой Татьяной Анатольевной
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Нормативно – правовая основа
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ)»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ № 115 от 22.03.2021 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (далее - Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28;
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зеленодольская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования (ФГОС) МБОУ «Зеленодольская СОШ» с учётом примерных программ;
- Учебный план МБОУ «Зеленодольская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
- Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, в том числе и внеурочной деятельности.
Основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Описание места курса в учебном плане
На изучение курса «Чтение» в 3 классе отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на 170 ч (34 учебные недели).
Результаты изучения учебного предмета
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
- устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 5—8 стихотворений.
Содержание учебного предмета
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Виды, формы контроля | Сроки |
По плану | Факти чески |
О школе и школьниках 14ч |
1 | В. Суслов «Весёлый звонок». | 1 | текущий | | |
2 | С. Погореловский «Отчего краснеют буквы». | 1 | текущий | | |
3 | И. Дик «Тяп-ляп». | 1 | текущий | | |
4 | Б. Заходер «Перемена» | 1 | текущий | | |
5 | В. Голявкин «Не везёт.». . | 1 | текущий | | |
6 | И. Молчанов - Сибирский «Есть ли время для задачек?» | 1 | текущий | | |
7 | По С.Багрову «Чужая отметка» Работа над содержанием 1 части. | 1 | текущий | | |
8 | По С.Багрову «Чужая отметка» Работа над содержанием 2 части. | 1 | текущий | | |
9 | Я. Аким «Митины каникулы». | 1 | текущий | | |
10 | С. Михалков «Могут даже у ребят…». | 1 | текущий | | |
11 | О школе и школьниках. | 1 | текущий | | |
12 | О школе и школьниках. | 1 | текущий | | |
13 | О школе и школьниках. | 1 | текущий | | |
14 | Вспоминаем прочитанное. | 1 | текущий | | |
Листьям – время опадать 17ч |
15 | Песенка(Латышская народная). | 1 | текущий | | |
16 | Отгадай загадки. | 1 | текущий | | |
17 | К. Бальмонт «Осень». | 1 | текущий | | |
18 | По С. Багрову «Поспела брусника!». | 1 | текущий | | |
19 | В. Орлов «Осеннее наступление». …». | 1 | текущий | | |
20 | По А. Баркову «Золотая осень у тихих дорог». | 1 | текущий | | |
21 | М. Исаковский «Родное». | 1 | текущий | | |
22 | И. Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!». | 1 | текущий | | |
23 | По Ю. Ковалю «Листобой». | 1 | текущий | | |
24 | Г. Ладонщиков «Поздняя осень».. | 1 | текущий | | |
25 | По К. Паустовскому «Первый снег» | 1 | текущий | | |
26 | Листьям – время опадать. | 1 | текущий | | |
27 | Листьям – время опадать. | 1 | текущий | | |
28 | Листьям – время опадать. | 1 | текущий | | |
29 | Листьям – время опадать. | 1 | текущий | | |
30 | Листьям – время опадать. | 1 | текущий | | |
31 | Вспоминаем прочитанное. | 1 | текущий | | |
Верные помощники 21ч |
32 | Потешка (Русская народная). | 1 | текущий | | |
33 | «Беглец» (Таджикская песенка). | 1 | текущий | | |
34 | «Овечка и волк» (Украинская сказка). | 1 | текущий | | |
35 | Потешка « Уж как я ль мою коровушку люблю»(Русская народная). | 1 | текущий | | |
36 | Считалочка. | 1 | текущий | | |
37 | «Едем, едем на лошадке» (Шведская песенка). | 1 | текущий | | |
38 | «Козёл» (Русская песенка). | 1 | текущий | | |
39 | Отгадай загадки. | 1 | текущий | | |
40 | Песенка « Как у нашего кота» (Русская народная). | 1 | текущий | | |
41 | Потешка «Пошел котик по дорожке» (Русская народная). | 1 | текущий | | |
42 | Отгадай загадки. | 1 | текущий | | |
43 | В. Бианки «Кошкин питомец». | 1 | текущий | | |
44 | Отгадай загадки. | 1 | текущий | | |
45 | Колыбельная песенка. | 1 | текущий | | |
46 | «Собака и волк» (Русская сказка). | 1 | текущий | | |
47 | По Г. Снегирёву «Верблюжья варежка». | 1 | текущий | | |
48 | Верные помощники. | 1 | текущий | | |
49 | Верные помощники. | 1 | текущий | | |
50 | Верные помощники. | 1 | текущий | | |
51 | Верные помощники. | 1 | текущий | | |
52 | Вспоминаем прочитанное. | 1 | текущий | | |
Крылатые друзья 22ч |
53 | Закличка. | 1 | текущий | | |
54 | Потешка. (Русская народная) | 1 | текущий | | |
55 | Воробей. (Белорусская песенка) | 1 | текущий | | |
56 | Н. Рубцов «Воробей». | 1 | текущий | | |
57 | Потешка. (Русская народная) | 1 | текущий | | |
58 | По Н. Коростелёву «Наша Галя». | 1 | текущий | | |
59 | Отгадай загадки. | 1 | текущий | | |
60 | «Совушка» (Русская потешка) | 1 | текущий | | |
61 | По А. Баркову «Внезапное открытие». | 1 | текущий | | |
62 | Отгадай загадки. | 1 | текущий | | |
63 | Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?». | 1 | текущий | | |
64 | По Н. Сладкову «Говорящие яички». | 1 | текущий | | |
65 | Потешка. | 1 | текущий | | |
66 | С. Михалков «Зяблик». | 1 | текущий | | |
67 | С. Махотина «Плохая привычка». | 1 | текущий | | |
68 | По Т. Чинарёвой «Угощенье для синиц». | 1 | текущий | | |
69 | Отгадай загадки. | 1 | текущий | | |
70 | Крылатые друзья. | 1 | текущий | | |
71 | Крылатые друзья. | 1 | текущий | | |
72 | Крылатые друзья. | 1 | текущий | | |
73 | Внеклассное чтение. Чтение сказок о животных. | 1 | текущий | | |
74 | Вспоминаем прочитанное. | 1 | текущий | | |
Здравствуй, Зимушка-зима! 18ч |
75 | Песенка (Русская народная) | 1 | текущий | | |
76 | И. Бунин «Первый снег». | 1 | текущий | | |
77 | По Р. Погодину «Неприятностей не оберёшься». | 1 | текущий | | |
78 | Г. Ладонщиков «Здравствуй, Зимушка-зима!». | 1 | текущий | | |
79 | Г. Скребицкий «Зима». | 1 | текущий | | |
80 | И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь». | 1 | текущий | | |
81 | По Ю. Ковалю «Снегири и коты». | 1 | текущий | | |
82 | Отгадай загадки. | 1 | текущий | | |
83 | В. Осеева «На катке». | 1 | текущий | | |
84 | О. Высотская «Пришла зима с морозами». | 1 | текущий | | |
85 | По В. Голявкину «Как я встречал новый год». | 1 | текущий | | |
86 | В .Орлов «Снежная баба». | 1 | текущий | | |
87 | Отгадай загадки. | 1 | текущий | | |
88 | Здравствуй, Зимушка-зима! | 1 | текущий | | |
89 | Здравствуй, Зимушка-зима! | 1 | текущий | | |
90 | Здравствуй, Зимушка-зима! | 1 | текущий | | |
91 | Здравствуй, Зимушка-зима! | 1 | текущий | | |
92 | Вспоминаем прочитанное. | 1 | текущий | | |
Сказочные истории 11ч |
93 | «Три арбузных семечка»(Таджикская сказка). | 1 | текущий | | |
94 | «Дочка пекаря»(Английская сказка). | 1 | текущий | | |
95 | «Алмазный топор»(Литовская сказка). | 1 | текущий | | |
96 | «Львиная доля»(Дагестанская сказка). | 1 | текущий | | |
97 | «В шутку едим, в шутку работаем»(Латышская сказка). | 1 | текущий | | |
98 | Отгадай загадки. | 1 | текущий | | |
99 | Сказочные истории. | 1 | текущий | | |
100 | Сказочные истории. | 1 | текущий | | |
101 | Сказочные истории. | 1 | текущий | | |
102 | Сказочные истории. | 1 | текущий | | |
103 | Вспоминаем прочитанное. | 1 | текущий | | |
Трудолюбие – это клад 13ч |
104 | Потешки. (Русские народные) | 1 | текущий | | |
105 | Колыбельная песня. (Русская народная) | 1 | текущий | | |
106 | Пирог (Венгерская песенка). | 1 | текущий | | |
107 | Трудолюбивый Ниссе (Шведская песенка). | 1 | текущий | | |
108 | Украинская сказка «Колосок». | 1 | текущий | | |
109 | «По работе и награда»(Русская народная сказка). | 1 | текущий | | |
110 | С. Маршак «Сказка про двух лодырей». | 1 | текущий | | |
111 | Р. Абдрахманов «Новая перина» . | 1 | текущий | | |
112 | По Е. Пермяку «Хитрый коврик» . | 1 | текущий | | |
113 | Внеклассное чтение. Чтение русских народных сказок. | 1 | текущий | | |
114 | Трудолюбие – это клад. | 1 | текущий | | |
115 | Трудолюбие – это клад. | 1 | текущий | | |
116 | Вспоминаем прочитанное. | 1 | текущий | | |
Настали дни весенние 20ч |
117 | Заклички о весне. | 1 | текущий | | |
118 | Г. Скребицкий «Любимое время года». | 1 | текущий | | |
119 | По Л. Толстому «Солнце-тепло | 1 | текущий | | |
120 | Г. Витез «Весна подарила | 1 | текущий | | |
121 | По А.Баркову «Берёзовый сок». | 1 | текущий | | |
122 | Украинская песенка «Веснянка» | 1 | текущий | | |
123 | М. Пришвин «Разговор деревьев». | 1 | текущий | | |
124 | Н. Хазри «Весна-это я». | 1 | текущий | | |
125 | К. Ушинский «Пчёлки на разведках». | 1 | текущий | | |
126 | О. Высотская «Гришины подарки. | 1 | текущий | | |
127 | А. Седугин «Тихо-тихо». | 1 | текущий | | |
128 | Н. Голь и Г. Григорьев «Песенка о бабушкиных ладонях». | 1 | текущий | | |
129 | А. Барто «Весенняя гроза». | 1 | текущий | | |
130 | По С. Алексееву «Огородники». | 1 | текущий | | |
131 | К. Ушинский «Наше отечество». | 1 | текущий | | |
132 | А. Матутис «Твоя родина». | 1 | текущий | | |
133 | Внеклассное чтение. Рассказы и стихи о мамах и бабушках. | 1 | текущий | | |
134 | Настали дни весенние. | 1 | текущий | | |
135 | Настали дни весенние. | 1 | текущий | | |
136 | Вспоминаем прочитанное. | 1 | текущий | | |
Вот такие истории 15ч |
137 | В. Азбукин «Пример аккуратности». | 1 | текущий | | |
138 | Е. Пермяк «Случай с кошельком». | 1 | текущий | | |
139 | В. Торопыгин «Удивительные люди» | 1 | текущий | | |
140 | По С.Лежнёвой «Как Вовка праздновал день рождения»». | 1 | текущий | | |
141 | Е Серова «Ябеда». | 1 | текущий | | |
142 | В. Осеева «Хорошее». | 1 | текущий | | |
143 | Г. Ладонщиков «Чай с вареньем». | 1 | текущий | | |
144 | По Н. Носову «Карасик». | 1 | текущий | | |
145 | Р. Сеф «Мена». | 1 | текущий | | |
146 | Э. Шим «Жук на ниточке». | 1 | текущий | | |
147 | По В.Сутееву «Мешок яблок. | 1 | текущий | | |
148 | Внеклассное чтение. Рассказы Н. Носова. | 1 | текущий | | |
149 | Вот такие истории. | 1 | текущий | | |
150 | Вот такие истории. | 1 | текущий | | |
151 | Вспоминаем прочитанное. | 1 | текущий | | |
Летняя пора 19ч |
152 | Закличка. | 1 | текущий | | |
153 | Т. Шорыгина «В лесу». | 1 | текущий | | |
154 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве». | 1 | текущий | | |
155 | З. Александрова «Одуванчик». | 1 | текущий | | |
156 | Арсений М- ий «Светлячок». | 1 | текущий | | |
157 | Закличка. | 1 | текущий | | |
158 | Закличка. | 1 | текущий | | |
159 | Э.Шим «Крот и заяц». | 1 | текущий | | |
160 | В. Голявкин «Ника на даче». | 1 | текущий | | |
161 | Потешка (Русская народная). | 1 | текущий | | |
162 | Е .Пермяк «Удачливый рыбак». | 1 | текущий | | |
163 | Г. Ладонщиков «Не клюёт». | 1 | текущий | | |
164 | И. Гамазкова «Прошлым летом». | 1 | текущий | | |
165 | Ю. Кушак «Отгадай загадку». . | 1 | текущий | | |
166 | Г. Виер «Какое время года?». | 1 | текущий | | |
167 | Внеклассное чтение. Знакомство с творчеством К. Чуковского. | 1 | текущий | | |
168 | Летняя пора. | 1 | текущий | | |
169 | Летняя пора. | 1 | текущий | | |
170 | Вспоминаем прочитанное. | 1 | текущий | | |