СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Чтение" 8 класс ФГОС ФАООП

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Чтение" 8 класс ФГОС ФАООП»








Рабочая программа

учебного предмета

«Чтение»

8 класс

на 2023-2024 учебный год






































Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для 8 класса разработана на основе:

-Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026).

-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) КГБОУ «…..»;

- сборника «Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Под редакцией Якубовской Э.В.– М. «Просвещение», 2023. Раздел «Чтение»;

- учебного плана КГБОУ «…..».

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» составлена на основе Требований к результатам освоения АООП и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания КГБОУ «…….».

Содержание учебного предмета «Чтение» способствует реализации рабочей программы воспитания КГБОУ «……..» через использование воспитательного потенциала каждого урока (инвариантный модуль «Школьный урок»).

Учитель может:

- устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;

- побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);

- привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;

- использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

- применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;

- организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;

- инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.

Цели и задачи обучения и коррекции

Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.

Задачи обучения:

  • совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательных текстов;

  • развитие навыков речевого обращения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

  • развитие положительных качеств и свойств личности


Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 8 классе определяет следующие задачи:

  • формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость;

  • знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и понятиями;

  • совершенствование умения отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора;

  • совершенствование умения определять основную мысль и тему художественного произведения;

  • развитие умения делить на части текст, формулировать заголовок пунктов плана;

  • формирование умения выбирать интересующую литературу, самостоятельно читать художественную литературу;

  • совершенствование умения заучивать наизусть стихотворения и прозаические отрывки;

  • развитие и коррекция памяти и логического мышления.

Коррекционно-развивающие:

расширение и обогащение представления о непосредственно окружающем мире;

обогащение словарного запаса учащихся;

развитие показательной деятельности учащихся;

развитие мышления.

Воспитательные:

    1. воспитание ответственного отношения к учёбе, предмету, окружающему миру;

    2. воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;

    3. воспитание социально адаптированных в плане общего развития и сформированности нравственных качеств учащихся;

    4. воспитание интереса и увлечённости по изучаемому предмету.

    5. Технологии:

    6. игровые,

    7. здоровьесберегающие,

    8. личностно - ориентированное обучение, в проблемное обучение,

    9. развивающее обучение,

    10. дифференцированное обучение,

    11. информационно - коммуникативные технологии.

    12. Методы:

словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой и иллюстрациями),

наглядные (наблюдения, демонстрация),

практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, экскурсии).

Формы обучения:

по охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные);

по месту организации (школьные);

традиционные (урок, домашняя учебная работа, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, уроки внеклассного чтения);

нетрадиционные формы обучения: экскурсия, уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В 8 классе продолжается формирование у школьников навыков правильного, беглого, выразительного чтения на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания читаемого материала, большое внимание уделяется развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. Программа составлена на 1 год. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часа в год (4 часа в неделю).


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение»

Личностные результаты:

-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

-сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Предметные результаты

-совершенствовать умение читать правильно, осознанно, выразительно, бегло;

-читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты;

-совершенствовать умение пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);

-развивать умение выделять тему и идею художественного произведения;

-развивать навыки характеристики и анализа текстов различных жанров;

-развивать умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение;

-составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге;

-формировать понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;

-развивать умение характеризовать героев произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-определять в произведении изобразительно - выразительные средства языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;

-формулировать собственное отношение к произведениям литературы, героям произведений, уметь дать им оценку;

-понимать авторскую позицию и высказывать свое отношение к ней;

-совершенствовать умение пользоваться библиотекой, выбирать нужную книгу;

-совершенствовать мотивацию к систематическому досуговому чтению.


Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Чтение» в 8 классе

Минимальный уровень:

-читать текст вслух правильно, выразительно, осознанно, в темпе, обеспечивающем его понимание;

-читать осознанно, молча доступные по содержанию тексты;

-участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного текста (ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений обучающихся с соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или личный опыт;

-устанавливать смысловые отношения между поступками героев, событиями (с помощью педагогического работника);

-определять тему произведения самостоятельно;


Достаточный уровень:

-читать правильно, бегло, выразительно, осознанно доступные художественные и научно-познавательные тексты вслух и молча;

-использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);

-овладеть элементарными приёмами анализа художественных, научно- познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

-осознанно воспринимать и оценивать содержания и специфики различных текстов, участвовать в их обсуждении;

-целенаправленно и осознанно воспринимать произведения живописи и музыки, близкие по тематике художественным текстам;

-активно участвовать в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста;

-уметь оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки зрения;

-делить самостоятельно на части несложный по структуре и содержанию текст;

-выбирать самостоятельно (или с помощью педагогического работника) интересующую литературу;

-самостоятельно пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации;

-заучивать наизусть стихотворения и отрывки из прозаических произведений.

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее – БУД) реализуется в 8 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.

Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами формирования и развития БУД являются:

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:

определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

На уроках «Чтения» формируются следующие БУД:


Личностные базовые

Гордиться школьными успехами и достижениями как

учебные действия

собственными, так и своих товарищей;


адекватно эмоционально откликаться на произведения


литературы, музыки, живописи и др.


уважительно и бережно относиться к людям труда и


результатам их деятельности;


бережно относиться к культурно-историческому наследию


родного края и страны;


понимать личную ответственность за свои поступки на


основе представлений об этических нормах и правилах


поведения в современном обществе

Регулятивные базовые

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых

учебные действия

учебных и практических задач, осуществлять коллективный


поиск средств их существования;


осознанно действовать на основе разных видов инструкций


для решения учебных задач;


осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,


адекватно оценивать собственное поведение и поведение


окружающих;


осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности,


адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,


корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Познавательные базовые

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его

учебные действия

временно пространственную организацию;


использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез,


обобщение, классификацию, установление аналогий,


закономерностей, причинно-следственных связей) на


наглядном, доступном вербальном материале, основе


практической деятельности в соответствии с


индивидуальными возможностями, применять начальные


сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и


явлений действительности (природных, социальных,


культурных, технических и др.) в соответствии с


содержанием конкретного учебного предмета и для решения


познавательных и практических задач;


использовать в жизни и деятельности некоторые


межпредметные знания, отражающие доступные


существенные связи и отношения между объектами и


процессами

Коммуникативные


Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях

базовые учебные действия

социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,

аргументировать свою позицию;


дифференцированно использовать разные виды речевых

высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и

др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики

участников (возраст, социальный статус, знакомый -

незнакомый и т.п.);

использовать разные виды делового письма для решения

жизненно значимых задач;

использовать разные источники и средства получения

информации для решения коммуникативных и

познавательных задач, в том числе информационные




Содержание программы учебного предмета «Чтение» 8 класс

урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Уроки внеклассного чтения

1

Устное народное творчество

14

0

2

Произведения русской литературы 19 века

53

3

3

Произведения русских писателей первой половины XX века

31

2

4

Произведения русских писателей второй половины XX века

38

3


ИТОГО

136

8


Раздел 1. Устное народное творчество (14 ч.)

Темы: Устное народное творчество. Сказки.

Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

Пословицы и поговорки.

Знакомство с жанром баллад. Баллада В. А. Жуковского «Перчатка».

Баллада И. 3. Сурикова «Нашла коса на камень».

Знакомство с былинами.

Былина «Садко».

Былина «Добрыня и Змей».


Раздел 2. Произведения русских писателей XIX века (53 ч.)

Темы: А.С. Пушкин. Биография.

М.Я. Басина «Публичное испытание».

И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (Отрывок).

А.С. Пушкин «Памятник».

А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд».

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

Стихи о дружбе АС. Пушкин («И.И. Пущину», «19 октября 1827»).

А.С. Пушкин «Няне», «На холмах Грузии».

А.С. Пушкин «Сожженное письмо», «Я Вас любил».

А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».

М.Ю. Лермонтов. Биография.

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта».

М.Ю. Лермонтов «Родина».

М.Ю. Лермонтов «Парус».

М.Ю. Лермонтов «Сосна».

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

И. А. Крылов. Биография.

И. А. Крылов «Волк на псарне».

И. А. Крылов «Осел и Соловей».

И. А. Крылов «Муха и пчела».

Н.А. Некрасов. Биография.

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

Н. А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская».

Н.А. Некрасов «Мороз Красный нос».

Н. В. Осеева «Кочерыжка».

И. С. Никитин. Биография.

И.С. Никитин «Русь».

И. С. Никитин «Утро на берегу озера».

В. Астафьев «Песнопевица», «Запах сена».

И.С. Тургенев «Из биографии».

И.С. Тургенев «Муму».

Устное сочинение - характеристика Герасима по данному плану.

JI.H. Толстой. Из биографии.

Л.Н. Толстой «После бала».

Итоговый урок по произведениям писателей XIX век


Раздел 3. Произведения русских писателей первой половины XX века (31 ч.)

Темы: А.П. Чехов. Из биографии.

А. П. Чехов «Лошадиная фамилия».

«В человеке всё должно быть прекрасно»... (По рассказам А.П. Чехова «Толстый и тонкий». «Унтер Пришибеев»).

В.Г. Короленко. Из биографии.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

М. Горький. Из биографии. «Макар Чудра».

Сергей Александрович Есенин. Из биографии.

С.А. Есенин. «Спит ковыль».

С. А. Есенин «Пороша».

С. А. Есенин «Отговорила роща золотая».

А. Платонов «Разноцветная бабочка».

А. Толстой. Из биографии.

А. Толстой. «Русский характер».

Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

Раздел 4. Произведения русских писателей второй половины XX века (23 ч.)

К.Г. Паустовский. Из биографии. «Телеграмма»

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви».

Л. А. Кассиль «Пекины бутсы».

«Этот день мы приближали, как могли» (по лирике Ю.Я. Ваншенкина, К.М. Симонова, А.А. Суркова и др.)

А. Т. Твардовский. Из биографии. «Василий Теркин» (отрывок из поэмы) глава «Гармонь»

А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Главы «Кто стрелял», «В наступление».

В.М. Шукшин. Из биографии. Рассказ «Гринька Малюгин».

Урок внеклассного чтения по рассказам В.М. Шукшина

В.П. Астафьев «Далекая и близкая сказка», главы из повести «Последний поклон»

Р.П. Погодин. Из биографии. «Алфред».

А.А. Сурков «Родина»

А. Некрасов «Русские женщины».



Тематическое планирование 8 класс

урока

урока по теме

Наименование разделов, тем урока

Кол-во

часов

  1. Устное народное творчество (14 ч.)

1

1.1

Вводный урок. Знакомство с учебником «Чтение».

«Что ты читал летом?»

1

2

1.2

Устное народное творчество. Статья «Сказки»

1

3

1.3

Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Герои сказки

1

4

1.4

Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Сюжет

1

5

1.5

Нравственный смысл сказки «Волшебное кольцо»

1

6

1.6

Проверка техники чтения на начало учебного года

1

7

1.7

Пословицы и поговорки

1

8

1.8

Народная точка зрения на добро и зло

1

9

1.9

Баллады. Статья «Баллады»

1

10

1.10

Повесть «Перчатка» В.А. Жуковского

1

11

1.11

Баллада «Нашла коса на камень» И.З.Сурикова

1

12

1.12

Былины. Чтение статьи «Былины»

1

13

1.13

«Садко» (былина)

1

14

1.14

Обобщающий урок к разделу «Устное народное творчество». Заключительная беседа. Тестовые задания

1

  1. Произведения русских писателей XIX века (53 ч.)

15

2.1

А.С. Пушкин. Биография

1

16

2.2

М.Я. Басина «Публичное испытание»

1

17

2.3

И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (Отрывок)

1

18

2.4

А.С. Пушкин «Памятник». «Во глубине сибирских руд»

1

19

2.5

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

1

20

2.6

Стихи о дружбе А.С. Пушкин («И.И. Пущину», «19 октября 1827»)

1

21

2.7

А.С. Пушкин «Няне»

1

22

2.8

А.С. Пушкин «Сожженное письмо», «Я вас любил…»

1

23

2.9

А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

24

2.10

А.С. Пушкин. Выразительное чтение «Сказки о попе и о работнике его Балде»

1

25

2.11

Внеклассное чтение. Произведения А. С. Пушкина

1

26

2.12

Викторина по творчеству А.С. Пушкина. Тестовые задания

1

27

2.13

М.Ю. Лермонтов. Биография

1

28

2.14

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»

1

29

2.15

М.Ю. Лермонтов «Родина»

1

30

2.16

М.Ю. Лермонтов «Парус». «Сосна»

1

31

2.17

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 1 глава

1

32

2.18

М.Ю. Лермонтов, Песня про царя Ивана Васильевича...»

2 глава. Образ купца Калашникова

1

33

2.19

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...»

3 глава. Бой

1

34

2.20

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Итоговый урок. Тестовые задания

1

35

2.21

Внеклассное чтение. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

1

36

2.22

И. А. Крылов. Биография

1

37

2.23

И. А. Крылов «Волк на псарне»

1

38

2.24

И. А. Крылов «Осел и Соловей»

1

39

2.25

И. А. Крылов «Муха и пчела»

1

40

2.26

Н.А. Некрасов. Биография

1

41

2.27

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

1

42

2.28

Н. А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская»

1

43

2.29

Н.А. Некрасов «Мороз Красный нос» (отрывок)

1

44

2.30

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Мороз, красный нос». Составление характеристики героини (по плану)

1

45

2.31

Н.А. Некрасов «Русские женщины»

1

46

2.32

Стихотворение «Русские женщины». Н.А. Некрасов

Определение главной мысли

1

47

2.33

Внеклассное чтение. Б.Н. Полевой «Повесть о

настоящем человеке»

1

48

2.34

И. С. Никитин. Биография. Проверка техники чтения

1

49

2.35

И.С. Никитин «Русь»

1

50

2.36

И. С. Никитин «Утро на берегу озера»

1

51

2.37

И.С. Тургенев «Из биографии»

1

52

2.38

И.С. Тургенев «Муму». 1 часть

1

53

2.39

И.С. Тургенев «Муму».2 часть. Описание собаки

1

54

2.40

И.С. Тургенев «Муму». 3 часть. Рассказ о барыне

1

55

2.41

И. С. Тургенев «Муму». 4 часть. Сочувствие главному герою

1

56

2.42

И.С. Тургенев «Муму».5часть. Пересказ по плану

1

57

2.43

И.С. Тургенев «Муму». 6 часть. Бессилие крепостного перед барыней

1

58

2.44

И.С. Тургенев «Муму».7 часть. Пересказ по составленному плану

1

59

2.45

И.С. Тургенев «Муму». 8 часть. Анализ иллюстраций к повести

1

60

2.46

Обобщение по рассказу И.С.Тургенева

1

61

2.47

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Характеристика героя по плану. Тест по пройденному произведению

1

62

2.48

Устное изложение одной из частей рассказа И.С.Тургенева

1

63

2.49

Внеклассное чтение. Стихотворения русских поэтов о зиме

1

64

2.50

Л.Н. Толстой. Биография

1

65

2.51

Л.Н. Толстой «После бала». 1 часть

1

66

2.52

JI.H. Толстой «После бала». 2 часть. Жестокость полковника

1

67

2.53

Обобщающий урок по произведениям писателей XIX век

1


  1. Произведения русских писателей первой половины XX века (31 ч.)

68

3.1

А.П. Чехов. Из биографии

1

69

3.2

А. П. Чехов «Лошадиная фамилия»

1

70

3.3

А. П. Чехов «Лошадиная фамилия». Чтение по ролям

1

71

3.4

В.Г. Короленко. Из биографии

1

72

3.5

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

1

73

3.6

М. В. Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант», гл.2 Характеристика детей: Петрик и девочка Горький. Из биографии

1

74

3.7

В. Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант» гл.3.

Чтение по ролям

1

75

3.8

В. Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант» гл.4,5 Дружба детей

1

76

3.9

В. Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант» гл.6,7 Юноша и девушка

1

77

3.10

В. Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант» гл.8,9 Разговор матери и Максима

1

78

3.11

В. Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант» гл.10 Объяснение в любви

1

79

3.12

В. Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант» гл.11. Эпилог

1

80

3.13

В. Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант»

Анализ иллюстрации. Тест по пройденному произведению

1

81

3.14

М. Горький. Биография

1

82

3.15

М. Горький «Макар Чудра»

1

83

3.16

М. Горький. Рассказ «Макар Чудра». Мастерство М. Горького при описании своих героев в произведении «Макар Чудра»

1

84

3.17

Внеклассное чтение. А.П. Чехов. Рассказ

«Толстый и тонкий»

1

85

3.18

Сергей Александрович Есенин. Из биографии

1

86

3.19

С.А. Есенин. «Спит ковыль»

1

87

3.20

С. А. Есенин «Пороша»

1

88

3.21

С. А. Есенин «Отговорила роща золотая»

1

89

3.22

А. Платонов. Биография

1

90

3.23

А.П. Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка». Материнская любовь в сказке

1

91

3.24

Сравнение сказки А. П. Платонова с реальной жизнью

1

92

3.25

А. Толстой. Из биографии

1

93

3.26

А. Толстой. «Русский характер». 1 часть

1

94

3.27

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер» гл.2

Чувства Егора Дрёмова в родном доме

1

95

3.28

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер» гл.3

Тестовые задания

1

96

3.29

Внеклассное чтение. Рассказы о Великой Отечественной войне

1

97

3.30

Н. А. Заболоцкий. Биография

1

98

3.28

Н. А. Заболоцкий. Стихотворение «Некрасивая девочка».

Поэт о красоте человека в стихотворении. Проверочный тест по теме «Произведения русских писателей 1-й

половины XX века»

1

  1. Произведения русских писателей второй половины XX века (38 ч.)


99

4.1

К.Г. Паустовский. Биография

1

100

4.2

К.Г. Паустовский. «Телеграмма».1 часть

1

101

4.3

К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма» гл.2. Главная мысль рассказа

1

102

4.4

Р.И. Фраерман. Биография

1

103

4.5

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви». I глава. Знакомство с главными героями

1

104

4.6

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви». II глава

1

105

4.7

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви». III глава

1

106

4.8

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви». IV глава. Характеристика главной героини

1

107

4.9

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви». V глава. Оценка поведения детей.

Изображение чувства грусти в повести


1

108

4.10

Л.А. Кассиль. Биография

1

109

4.11

Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». 1 часть. Описание внешности Пеки

1

110

4.12

Л.А. Кассиль «Пекины бутсы» .2 часть

1

111

4.13

Л. А. Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы». Характеристика Пеки Дементьева (по плану). Тест по пройденному произведению

1

112

4.14

А. Т. Твардовский. Биография

1

113

4.15

А. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (отрывок

«Гармонь»). Фронтовая жизнь

1

114

4.16

А. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (отрывок

«Гармонь»). Выразительное чтение и анализ

главы «Гармонь»

1

115

4.17

А. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин».

Подвиг Тёркина в отрывке «Кто стрелял»

1

116

4.18

А. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Характеристика Василия Тёркина (отрывок «В наступлении» А. Твардовского).

Тест по пройденному произведению

1

117

4.19

В. М. Шукшин. Биография

1

118

4.20

В.М. Шукшин. Рассказ «Гринька Малюгин» гл.1 Оценка поступка главного героя

1

119

4.21

В.М. Шукшин. Рассказ «Гринька Малюгин» гл.2 Характеристика главного героя

1

120

4.22

В.М. Шукшин. Рассказ «Гринька Малюгин» гл.3 Главная мысль рассказа

1

121

4.23

Внеклассное чтение. В. М. Шукшин. Рассказ «Сильные идут дальше»

1

122

4.24

В. П. Астафьев. Биография

1

123

4.25

В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»). Искусство музыки в рассказе

1

124

4.26

В.П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»). Пересказ и анализ произведения

1

125

4.27

Р. П. Погодин. Биография

1

126

4.28

Р.П. Погодин. Рассказ «Алфред» гл. 1. Знакомство с главными героями

1

127

4.29

Р.П. Погодин. Рассказ «Алфред» гл. 2, Составление плана главы

1

128

4.30

Р.П. Погодин. Рассказ «Алфред» гл. 3. Деление главы на части

1

129

4.31

Р.П. Погодин. Рассказ «Алфред» гл. 4.

1

130

4.32

Р.П. Погодин. Рассказ «Алфред» гл. 5. Тестирование по пройденной теме

1

131

4.33

А. А. Сурков. Биография

1

132

4.34

Главная мысль стихотворения

«Родина» А.А.Суркова

1

133

4.35

Внеклассное чтение. «Стихотворения русских поэтов о Родине»

1

134

4.36

Обобщающий урок к разделу «Произведения русских писателей XX века». Тестовые задания

1

135

4.37

Проверка техники чтения обучающихся на конец учебного года

1

136

4.38

Внеклассное чтение. Чтение произведений зарубежных писателей

1


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1.«Программа специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида 5- 9 классы» под редакцией В. В. Воронковой: Сб. 2 - М. Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2018

2.З.Ф. Малышева Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М. Просвещение, 2010

Оборудование и приборы: компьютер, медиапроектор, экран.

Цифровые образовательные ресурсы: презентации по изучаемым темам курса.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.proshkolu.ru

2. http://nsportal.ru

3. http://pedsovet.su

4. http://www.zavuch.ru









Контрольно-измерительные материалы

8 КЛАСС. ЧТЕНИЕ


8 класс. Контрольная работа по чтению .

Входной срез

Цель работы: проверить:

– сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);

– способность выделять главную мысль отрывка;

– умение отвечать на вопросы;

– умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.


Маленькие человечки

Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он наконец обеднел, что остался у него всего только один кусок кожи на пару сапог. Выкроил под вечер он из этой кожи заготовки для сапог и подумал: «Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги».

Так он и сделал: лег и уснул. А утром проснулся, умылся и хотел садиться за работу – сапоги шить. Только смотрит, а работа его уже готова – сшиты сапоги.

Очень удивился сапожник. Он не знал даже, как такой случай можно объяснить.

Взял он сапоги и стал их внимательно рассматривать.

Как хорошо были они сработаны! Ни одного стежка не было неверного. Сразу было видно, что искусный мастер те сапоги шил. А скоро нашелся и покупатель на сапоги. И так они ему понравились, что заплатил он за них большие деньги. Смог теперь сапожник купить себе кожи на две пары сапог. Скроил он вечером две пары и думает: «Лягу я сейчас спать, а утром встану пораньше и начну шить».

Встал он утром, умылся, смотрит – готовы обе пары сапог. Покупатели опять скоро нашлись. Очень им понравились сапоги. Заплатили они сапожнику большие деньги, и смог он купить себе кожи на целых четыре пары сапог. На другое утро и эти четыре пары были готовы. (По Б. Гримм)

Вопросы и задания:

1. Назови главного героя сказки.

2. Как жил сапожник?

3. Кто помогал сапожнику?


8 класс. Контрольная работа по чтению и развитию речи за I четверть

Цель работы: проверить:

– сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);

– способность выделять главную мысль отрывка;

– умение отвечать на вопросы;

– умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.


Снап

Рано утром я получил телеграмму от своего школьного товарища Джека: «Посылаю тебе замечательного щенка. Будь вежлив с ним. Невежливых он не любит».

У Джека такой характер, что он мог прислать мне адскую машину или бешеного хорька вместо щенка, поэтому я дожидался посылки с некоторым любопытством. Когда она прибыла, я увидел, что на ней написано: «Опасно». Изнутри при малейшем движении доносилось ворчливое повизгиванье. Заглянув в заделанное решеткой отверстие, я увидел не тигренка, а всего-навсего маленького белого бультерьера. Он старался укусить меня и все время сварливо рычал. Рычанье его было мне неприятно. Собаки умеют рычать на два лада: низким, грудным голосом – это вежливое предупреждение или исполненный достоинства ответ, и громким, высоким ворчаньем – это последнее слово перед нападением. Как любитель собак, я думал, что умею управлять ими. Поэтому, отпустив носильщика, я достал перочинный нож, молоток, топорик, ящик с инструментами, кочергу и сорвал решетку.

Маленький бесёнок грозно рычал при каждом ударе молотка и, как только я повернул ящик набок, устремился прямо к моим ногам. Если бы только его лапка не запуталась в проволочной сетке, мне пришлось бы плохо. Я вскочил на стол, где он не мог меня достать, и попытался урезонить его. Я всегда был сторонником разговоров с животными. Я утверждаю, что они улавливают общий смысл нашей речи и наших намерений, хотя бы даже и не понимая слов. Но этот щенок, по-видимому, считал меня лицемером и презрительно отнёсся к моим заискиваниям. (По Э. С.-Томпсону)

Вопросы и задания:

1. Кто был в посылке?

2. Опиши щенка.

3. Куда загнал щенок хозяина?


8 класс. Контрольная работа по чтению и развитию речи за II четверть


Цель работы: проверить:

– сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);

– способность выделять главную мысль отрывка;

– умение отвечать на вопросы;

– умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.


Топорная машина

Открылись у Коли глаза от солнечного зайчика. Спать вроде ещё хотелось, а глаза не закрывались. Стояло в комнате солнце столбом, засветило, зажгло углы. Сверкнул под шкафом мячиковый чёрный бочок – нашёлся мячик не под кроватью, не за печкой, вон куда закатился.

Сел Коля на кровати, стукнул подушку кулачонками. Потом на холодный пол встал, на цыпочках к столу подбежал – поглядеть, чего мама оставила. Каша картофельная в блюде, капуста в тарелке и – ух ты! – присел даже: полная банка сгущёнки, только что открытая. Палец в банку запустил, облизал и самого себя застеснялся. Мама вчера вечером говорила:

– Один ты у меня, Колюшка, остался. Хозяин в дому…

Негоже хозяину-то так делать: неумытому в сгущёнку палец макать! Штанишки Коля натянул, ноги в валенки сунул, свитерок надёрнул – вот и одёт. Воды в умывальнике нет, вытекла, видно. Зато рядом на лавке – ведро целое, льдинки плавают… Не больно охота такой холоднющей умываться, да надо. Погонял Коля ладошкой льдинку от края до края ведра и налил медным ковшиком воды в умывальник. (По В.Д. Елесину)

Вопросы и задания:

1. Перескажи, о чём прочитал.

2. Что оставила мама для Коли?

3. Почему не стал кушать Коля?


8 класс. Контрольная работа по чтению и развитию речи за III четверть

Цель работы: проверить:

– сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);

– способность выделять главную мысль отрывка;

– умение отвечать на вопросы;

– умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.


Огневушка-Поскакушка

Оглянулся – на дороге снежок крутится, а в нем чуть метлесит клубочек, и похож тот клубочек на Поскакушку. Побежал Федюня поближе разглядеть, а клубочек уж далеко. Федюня за ним, он того дальше. Бежал-бежал за клубочком да и забрался в незнакомое место. Глядит – пустоплесье какое-то, а кругом лес густой. Посредине пустоплесья берёза старая, будто и вовсе не живая. Снегу около неё намело гора горой. Клубочек подкатился к этой берёзе да вокруг нёе и кружится.

Федюнька в азарте-то не поглядел, что тут и тропочки нет, полез по цельному снегу.

«Сколько, – думает, – бежал, не уж спятиться!»

Добрался-таки до берёзы, а клубочек и рассыпался. Снеговой пылью Федюньке в глаза брызнул.

Чуть не заревел от обиды Федюнька. Вдруг у самой его ноги снег воронкой до земли протаял. Видит Федюнька – на дне-то воронки Поскакушка. Весёленько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег-то от неё бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава зелёная да цветы лесные. (По П.П. Бажову) Вопросы и задания:

1. Что увидел Федюня?

2. Кто такая Поскакушка?

3. Перескажи отрывок.


8 класс. Контрольная работа по чтению и развитию речи за год


Цель работы: проверить:

– сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);

– способность выделять главную мысль отрывка;

– умение отвечать на вопросы;

– умение пересказывать текст, употребляя слова и выражения из текста.


Две лягушки

Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная, весёлая, а другая была ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.

Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.

И вот однажды ночью пошли они погулять. Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно 320 пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.

И стали тонуть.

А тонуть им, конечно, не хочется.

Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Всё равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону».

Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая лягушка – та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет». (По А.И. Пантелееву)

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуй главных героинь сказки.

2. Куда попали лягушки?

3. Что стало с лягушками?

4. Какова главная мысль сказки?



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!