Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Брянский край.
Освоение Рабочей программы внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Природа родного края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Содержание учебного курса
В гостях у осени - 9 ч
Краски осени. Изменения в живой и неживой природе брянского края с приходом осени. Загадки, пословицы, поговорки, народные приметы осени. Брянский лес осенью. Царства растений, животных, рыб. Кто и как готовится к зиме. Происхождение названий месяцев.
Экскурсия: Осенние прогулки по Брянскому лесу
В гости к зиме – 9 час
Зимние месяцы, зимние слова. Народный календарь. Новый год. Зимние мотивы – стихи, песни, забавы на зимнюю тематику. Изменения в живой и неживой природе брянского края с приходом зимы. Жизнь животных и растений зимой. Как относятся к деревьям разные народы.
В гости к весне – 9 ч
Растения весной. Первоцветы брянского края. Символ России – берёза. Жизнь животных весной (птицы, звери, ящерицы, змеи, лягушки, насекомые). Весенние природные явления, народные приметы, стихи.
В гостях у лета – 7 ч
Летние месяцы. Признаки хорошей погоды, ненастья. Летние явления в природе: Как образуется дождь? Почему бывает гроза? Что такое радуга? Дары брянского леса – ягоды. Охраняемые природные территории и объекты. Народные приметы, стихи о лете.
Тема 1. Вводное занятие: В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес»
Тема 2. В царстве растений Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 3. Осенние прогулки по брянскому лесу Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Тема 4. Загадки. Пословицы, поговорки об осени Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 5. Для самых любознательных. Соображалки Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 6. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. В царстве рыб Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Народные приметы осени Неживая и живая природа.
Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня».
Тема 9. Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12месяцев» С.Маршака. Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.
Тема 10. В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Народный зимний календарь Предсказание погоды по народным приметам
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.
Тема 12. Для самых любознательных. Новый год
работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Зимние слова. Февраль в народном календаре
Тема 14. Жизнь животных зимой Кабан - дикий родственник домашней свиньи.
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Для самых любознательных. Красная книга Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание загадок.
Тема 16. Растения зимой Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Тема 17. Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы»
Тема 18. Как относятся к деревьям разных народов Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Тема 19. В гости к Весне. К истокам слова Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок.
Тема 20. Растения весной Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.
Тема 21. Первоцветы Брянского края Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).
Тема 22. Береза-символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево»
Тема 23. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах Брянской области.
Тема 24. Верные друзья
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 25. Звери весной
Тема 26. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки
Тема 27. Первые насекомые
Тема 28. В гостях у Лета. К истокам слова
Тема 29. Признаки хорошей погоды. Ненастья Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 30. Как образуется дождь?
Тема 31. Почему бывают грозы? «
Тема 32. Отчего бывает радуга?
Тема 33. В лес по ягоды пойдем
Работа над народными приметами.
Тема 34. Охраняемые природные территории и объекты
Конкурс «Знатоки сказок».
Тематическое планирование
№ урока п/п | Дата | Название раздела, тема занятия | Коли-чество часов |
по плану | фактически |
| | | В гостях у Осени | 9 часов |
1 | | | Краски осени. (Практическая работа. Игра «Поле чудес». С.3-8 | 1 |
2 | | | В царстве растений. ( Экскурсия, практикум «Выявление повреждений деревьев». С. 9-10 | 1 |
3 | | | Осенние прогулки по брянскому лесу. (сбор материала для гербария) С. 10-11 | 1 |
4 | | | Загадки. Пословицы, поговорки об осени. С. 12-14 | 1 |
5 | | | Для самых любознательных. Соображалки. С.15-17 | 1 |
6 | | | В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Работа в группах «Собери мозаику» С. 18-23 | 1 |
7 | | | В царстве рыб. Творческая работа «Придумай загадку» С. 24-25 | 1 |
8 | | | Народные приметы осени. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня». 26 | 1 |
9 | | | Происхождение названий месяцев. С.26-31 | 1 |
| | | В гости к Зиме | 9 часов |
10 (1) | | | Зимние месяцы. С.32-35 | 1 |
11 (2) | | | Народный зимний календарь. С.35-36 | 1 |
12 (3) | | | Для самых любознательных. Новый год. С.37-42 | 1 |
13 (4) | | | Зимние слова. Февраль в народном календаре. С.42-49 | 1 |
14 (5) | | | Жизнь животных зимой. С.50-52 | 1 |
15 (6) | | | Для самых любознательных. Белая книга. С.53-55 | 1 |
16 (7) | | | Растения зимой. С. 56-57 | 1 |
17 (8) | | | Зимние мотивы — стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы» С. 60-61 | 1 |
18 (9) | | | Как относятся к деревьям разных народов. С.58-59 | 1 |
| | | В гости к Весне | 9 часов |
19 (1) | | | К истокам слова. С.62-78 | 1 |
20 (2) | | | Растения весной. С.79-80 | 1 |
21 (3) | | | Первоцветы Брянского края. С.80-86 | 1 |
22 (4) | | | Береза — символ России. С.87-89 | 1 |
23 (5) | | | Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! С.90-97 | 1 |
24 (6) | | | Верные друзья. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». С.97-99 | 1 |
25 (7) | | | Звери весной. С.99-101 | 1 |
26 (8) | | | Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. С.102 | 1 |
27 (9) | | | Первые насекомые. С.103 | 1 |
| | | В гостях у Лета | 7 часов |
28 (1) | | | К истокам слова. С.104-109 | 1 |
29 (2) | | | Признаки хорошей погоды. Ненастья. Практическая работа «Наблюдение за погодой» С.109-110 | 1 |
30 (3) | | | Как образуется дождь? С.110-112 | 1 |
31 (4) | | | Почему бывают грозы? С.112-114 | 1 |
32 (5) | | | Отчего бывает радуга? С.115-116 | 1 |
33 (6) | | | В лес по ягоды пойдем. с.116-119 | 1 |
34 (7) | | | Охраняемые природные территории и объекты Конкурс «Знатоки сказок». С. 120-123 | 1 |
19