СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа АООП обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Мир истории» для 6 классов на 2021-2022 учебный год

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа обучения  детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Мир истории» для  6 классов

на 2021-2022 учебный год

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа АООП обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Мир истории» для 6 классов на 2021-2022 учебный год»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

РАССМОТРЕНО на заседании МО

« ».08.2021 г.

Протокол №1

СОГЛАСОВАНО______

Заместитель директора поУВР Дугаржапова Г.Д. « ».08.2021 г.

УТВЕРЖДАЮ_______

С.П. Новокрещенных Директор ГБОУ «Республиканский центр образования»

Приказ №144Аот 02.09. 2021 г.








АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

обучения

детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по учебному предмету «Мир истории»

для 6 классов

на 2021-2022 учебный год








Составитель программы: Бадмаева О.Ю.







Улан-Удэ

2021 г





Пояснительная записка

Рабочая программа учебных предметов «Мир истории» адресована учащимся

6 классов ГБОУ «Республиканский Центр Образования» и разработана на основе:

-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599);

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Письма Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей -инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» N06-1254 от 30.09.2009;

- Устава ГБОУ «Республиканский центр образования»;

-АООП УО ГБОУ «Республиканский Центр Образования»;

- Положения о рабочей программе, направленной на реализацию адаптированной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Республиканский центр образования» ;

-учебного плана ГБОУ «Республиканский Центр Образования»;

-годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год;

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы - под ред. В. В. Воронковой;

- учебника Мир истории. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова – М.: Просвещение, 2018.


Настоящая  программа будет реализована в условиях дистанционного обучения и

направлена на коррекцию недостатков умственного развития учащихся.

В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций. Пропедевтический курс «Мир истории» (пропедевтика) предназначен для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 класса.

Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в 7-8 классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие образовательные задачи:

- формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;

-формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;

- формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;

- формирование умения работать с «лентой времени»;

-формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;

-помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;

- воспитание интереса к изучению истории.


Коррекционно – развивающие задачи:

-развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы;

- учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;

-содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;

-расширять лексический запас, развивать связную речь;

-совершенствовать быстроту, полноту, точность воспроизведения;

-развивать память: зрительную, логическую, произвольную, слуховую;

-приучение учащихся проверять правильность собственных действий;

-совершенствовать точность восприятия словесного материала (правильность формулировок, уметь давать правильный ответ)


Воспитательные задачи:

-гражданское и патриотическое воспитание обучающихся;

- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;

- нравственное воспитание;

-эстетическое воспитание;

-трудовое воспитание;

-экологическое воспитание;

-правовое воспитание;

-формирование мировоззрения учащихся.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности детей с нарушениями интеллекта, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

Общая характеристика учебного предмета «Мир истории»

В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» (пропедевтика) положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУН, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Программа также строится на принципе воспитывающей и развивающей направленности обучения, принципе научности и доступности обучения, принципе систематичности и последовательности в обучении, принципе наглядности в обучении, принципе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Важной составной частью курса «Мир истории» явля­ется историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях лю­дей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени. Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее. Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий. Создавая историческую картину того или иного события, учи­тель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, спо­собствующие формированию правильных исторических представ­лений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одеж­ды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи). Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источ­ников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать разви­тию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории. Применение многообразных наглядных средств формирует уме­ние представлять себе, как жили люди в определенную историчес­кую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Созда­ние точных зрительных образов — важный элемент обучения исто­рии, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую. При изучении истории важно вести специальную работу по ис­пользованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат. Особое внимание уделяется краеведческой работе с использовани­ем местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

В связи с выше перечисленным, в Программе предусмотрены следующие методы работы:

  • индивидуальный подход к ученику с учетом индивидуальных образовательных возможностей;

  • предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

  • использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки;

  • систематическое поощрение обучающегося за малейшие успехи, оказание своевременной помощи и развитие веры в собственные силы и возможности.

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

  • Наглядные - наблюдение, демонстрация;

  • Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.

В основе методики преподавания курса лежат личностно-ориентированные,

здоровьесберегающие технологии, технология дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой онлайн материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся, онлайн-экскурсии.    

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока – экскурсии, урока-зачёта. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.

Основные умения и навыки школьников, формируемые на уроке истории:

1. Пересказ.
2. Оценка исторических явлений.
3. Сообщение исторических фактов.

4. Временные (работа с датами).
5. Пространственные (картографические).
6. Выделение главного и второстепенного.
7. Формулирование вывода.
8. Навыки самостоятельной работы.
Основные упражнения, используемые для формирования исторических знаний, умений и навыков:
Чтение текста учебника, ответы на вопросы.
Решение кроссвордов.
Работа с настенной и контурной картой.
Решение хронологических задач.
Выполнение тестовых заданий
Работа с тематическим словарём, оперирование терминами.


Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ГБОУ «РЦО» в форме оценивания ЗУН обучающихся по четвертям и по итогам года.



Место учебного предмета «Мир истории» в учебном плане

Учебный предмет «Мир истории» входит в предметную область «Человек и общество», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Настоящая программа рассчитана для учащихся 6 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). По годовому учебному плану Центра на учебный предмет отведено 34 часа в год или 1 час в неделю.


Количество учебных недель

Количество часов в неделю

Количество часов за год

34 учебные недели

1 час

34 часа



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Мир истории» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению учебного предмета «Мир истории». Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Мир истории»

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Формирование базовых учебных действий

Изучение учебного предмета «История» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных учебных действий. В предмет заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.


Предметные результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами изучения курса является формирование базовых учебных действий (БУД).

Личностные БУД: бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные БУД: использовать разные источники средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том информационные.

Регулятивные БУД: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные БУД: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию.

Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету «Мир истории» и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Мир истории» к концу обучения в 6 классе


Минимальный уровень

Достаточный уровень

-понимание доступных исторических фактов;

-знание некоторых фактов исторических событий, явлений, процессов;

-усвоение наиболее доступных понятий истории на уровне их понимания и узнавания;

-использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;

-умение отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий) с помощью педагога;

-усвоение элементов контроля учебной деятельности

(с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

-использование помощи учителя при выполнении учебных задач,

умение самостоятельно исправить ошибки;


-знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;

-удовлетворительное осмысление и реализация основных исторических понятий и представлений из всех разделов программы, их использование в самостоятельной речи, в пересказах, ответах на вопросы;

-умение участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы по истории;

-понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя;

-владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;

-владение элементами оценки и самооценки;

-высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;

-проявление интереса к изучению истории;



Дифференцированный уровень   включает уч-ся,  имеющих в силу  своего  психофизического  состояния  значительные  трудности по  усвоению  учебного  материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в сети интернет, обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя




Содержание учебного предмета «Мир истории»

с определением основных видов практических заданий обучающимся.


  1. Представление о себе, об окружающих людях, пространстве вокруг нас-11ч

История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2-3 примера). История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом (регион, город, посёлок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях. История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа. Местность, где мы живём (город, село). Название местности, происхождение названия. Край (область, республика), в котором мы живём, главный город края. Национальный состав. Основные занятия жителей края, города. Страна, в которой мы живём. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Республика, в составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Руководство страны, республики. Понятия о большой и малой родине. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живём. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна. Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент, президент.

Рекомендуемые виды практических заданий

Заполнение анкет, выполнение заданий к текстам в учебнике;

тематическое рисование;

составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, родственниках, членах семьи;

написание своей биографии, биографий членов семьи. Родословное древо (рисунок). Словесный автопортрет, портрет членов семьи, друзей;

толкование пословиц, подбор пословиц;

слушание песен, стихов, просмотр видеофрагментов;

рисунки, схемы улиц, маршрутов движения;

пропедевтическая работа с символами, цветами карты. Рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;

словарная работа.

2. Представление о времени в истории-3ч

Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Приборы для отсчёта времени. Понятие об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры времени. Новые сведения. Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), «лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год-будущее. Части века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события 20 в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (21 в.).

История – наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Историческая память России (3-4 примера). Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги,  летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры,  устные источники (фольклор). Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте. Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.

Рекомендуемые виды практических заданий

Изображение схем сменяемости времен года;

составление календаря на неделю, месяц, изображение ленты времени одного столетия;

ориентировка на ленте времени;

рассказы об истории календаря;

пословицы и поговорки о времени, временах года, о человеке и времени и др.;

подготовка и проведение тематических занятий, викторин.

3. Начальные представления об истории - 7 часов 

Человек – житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.  Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века. Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований. Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.

Время и место появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени.

Рекомендуемые виды практических заданий

Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;

экскурсии в краеведческий, исторический музеи;

составление вопросов для викторин;

просмотр видеофрагментов;

подготовка и проведение викторин;

заполнение таблиц, составление устных рассказов по таблицам;

составление описаний по плану;

словарная работа.

4.История вещей и дел человека 7 часов

Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества. 

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанных с освоением энергии и водных ресурсов.

Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.

Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для её изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанных с изготовлением мебели.   

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы выживания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды.  История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера). Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 – 4 примера). Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 – 3 примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.

5. История человеческого общества - 6 часов

Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи. Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления). Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.

Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления). Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятие о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах). Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

Рекомендуемые виды практических заданий

Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;

экскурсии в краеведческий, исторический музеи;

составление вопросов к данному содержанию;

просмотр видеофрагментов;

подготовка и проведение викторин;

заполнение таблиц, составление устных рассказов по таблицам;

составление описаний по плану, по иллюстрациям и опорным словам;

словарная работа;

письменное оформление выводов по теме;

работа с пословицами (толкование, подбор);

работа с контурной картой;

составление тезисов по теме;

групповая работа, презентация докладов;

словесное рисование по теме;

составление письменных ответов на вопросы;

рисование по представлению;

поиск нужной информации в тексте.


Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

Вид деятельности обучающихся

1

Введение

1

Составление рассказа по схеме. Просмотр видеофрагмента.

2

Имя, отчество, семья, родословная человека.

4

Запись значения своего имени. Образование полных и неполных имён. Знакомство с именами знаменитых россиян. Просмотр видеофрагмента. Образование отчеств от имён. Исследование фамилий. Заполнение анкеты. Рисунок на тему: «Моя семья», толкование пословиц о семье. Слушание песен о семье.

3.

Отчий дом. Наша Родина – Россия.

6

Работа с картой. Работа с таблицей «Народы России». Рисование флага и герба. Слушание гимна. Просмотр видеофрагмент Обзор достопримечательностей Москвы. Слушание песен и стихов о Москве. Рисование достопримечательностей а.

4.

О   том, что такое время и как его изучают.

3

Составление цепочки единиц времени. Работа с часами и календарём. Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год-будущее. Чтение и запись различных дат. Обзор главных событий прошлого и текущего веков.

5.

Что изучает наука история.

3

Работа с цитатами. Просмотр фрагментов фильмов и мультфильмов с показом исторических событий. Рассматривание и анализ иллюстраций с изображением гербов, монет, археологических находок.

6.

История Древнего мира.

4

Составление описательного устного рассказа по иллюстрациям и опорным словам. Просмотр видеофрагмента «Огонь». Составление устного рассказа по иллюстрациям и опорным словам.


7.

История вещей. Занятия человека на Земле.

7

Составление схемы «Виды мебели», рассказ по схеме. Сравнение мебели разных исторических эпох. Раскрашивание иллюстраций мебели. Составление схемы «Профессии мебельного производства». Составление устного рассказа об этапах изготовления мебели. Составление устного рассказа по иллюстрациям и опорным словам.

8.

Человек и общество.

6

Просмотр видеофрагментов «9 представлений о Земле древними народами», «Как люди открывали и изучали землю» / «Расширение знаний о земле». Сравнение материальной и духовной культуры. Заполнение таблицы о видах искусства, устный рассказ по таблице. Просмотр видеофрагмента «Духовная жизнь древнего человека».


 

Итого

34



 

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Дата проведения

Тема урока

план

факт

Имя, отчество, семья, родословная человека (5 ч.)

1.09


История имени.


8.09


Отчество и фамилия человека

15.09


Семья.

22.09


Биография


29.09


Поколения людей.


Отчий дом. Наша Родина-Россия (6 ч.)

6.10


О доме. Название городов и улиц


13.10


Родник «Двенадцать ключей». Истоки.


20.10


Наша Родина – Россия. Как устроено государство

27.10


Герб, флаг, гимн России. Проверочная работа за 1 ч.

10.11


Москва – столица России.

17.11


Мы жители планеты Земля.

О том, что такое время и как его изучают (3 ч. )

24.11


Что такое время. История календаря


1.12


Русский земледельческий календарь.

8.12


Счёт лет в истории. Историческое время.

Что изучает наука история (3 ч. )

15.12


Что такое история. Какие науки помогают истории

22.12


Как работают археологи.

29.12


Исторические памятники. Историческая карта. Проверочная работа за 2 ч.


История Древнего мира (4ч )

12.01


Земля и космос. От кого произошёл человек

19.01


Человек умелый. Следующее поколение людей каменного века

26.01


Наступление ледников. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели

2.02


Новые занятия людей.

История вещей. Занятия человека на Земле (7 ч. )

9.02


Огонь в жизни человека. Огонь, глина, гончар. Огонь-новая эпоха в жизни человека.

16.02


Вода, её значение в жизни человека. Вода источник энергии.

Вода и земледелие.

23.02


Какие дома строили древние люди. Какая была мебель.

2.03


Как появились каша и хлеб. История об обыкновенной картошке.

9.03


О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

16.03


История появления одежды. Одежда и положение человека в обществе.

23.03


Как люди украшали себя. Проверочная работа за 3 ч.

Человек и общество (6 ч. )

6.04


О далёких предках-славянах и родовом строе.

13.04


Как люди понимали мир природы в древности.

20.04


Современные религии, как они появились.

27.04


Искусство и культура. Письмо и первые книги.

4.05


Итоговая проверочная работа

11.05


От изобретения колеса-к новым открытиям. Человечество стремится к миру.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Учебно-методическое обеспечение:

- Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной коррекционной школе 8 в. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003 г.

2. Учебники:

Мир истории.6 класс : учеб. для спец. ( коррекц.) образоват. учреждений 8 вида / И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.


3. Технические средства:

• персональный компьютер (ноутбук).

4. Учебно-практическое оборудование:

-«Лента времени»;

- наборы карточек с датами;

-раздаточный дидактический материал (рабочие листы с заданиями к урокам, кроссворды, таблицы, адаптированные тематические тексты, «немые» схемы и т.п.);

-портреты известных исторических личностей;

-демонстрационные схемы, планы уроков;

- карточки для индивидуальной работы;

-компьютерные презентации;

-аудиозапись песен, видеофрагменты; обучающие фильмы;



Контрольно- измерительный материал

Проверочная работа № 1
«Имя, отчество, семья, родословная человека». 1 вариант

1. Семья – это ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

2. Выберите правильный ответ. Наименование по отцу, состоящее из основы имени отца и окончаний – ович, -евич (-овна, -евна), или –ич (-ична) и обычно прибавляемое к собственному имени – это ...

А. Имя
Б. Фамилия В. Отчество

3. Выберите правильный ответ. Фамилии произошли:

А. от имени отца и матери
Б. от названия городов, гор, рек
В. от названия животных, птиц

Г. все варианты верны

4. Выберите правильный ответ. Прозвище – это ...
А. выдающиеся способности.
Б. человек без прав, собственность другого человека – господина.
В. добавочное имя, которое появилось по какому-то признаку у человека.

5. Допиши

Ты для мамы

______________________________________ Сыном тебя называет _______________________________ Для бабушки и дедушки ты __________________________ Мама твоего папы – это _____________________________ Сестра твоей мамы – это ____________________________

6. Выберите правильный ответ. Перечень поколений одного рода – это ... А. родословная
Б. род
В. предки

7. Соедините стрелками начало и конец пословиц и поговорок

В гостях хорошо, и каша гуще

В семье не помнящий родства
Иван, а дома лучше

8. Вставьте в текст пропущенные слова.

«____________________ прапрадедушек и прапрабабушек, а также дедушек и бабушек называется __________. Они родились до вас, задолго до вашего рождения. Вы родились потом, после них, поэтому молодое поколение называют _________________».

Проверочная работа №2 «Отчий дом - наша Родина Россия»

1. Что означает слово «Россия»?

-страна рек и озер - морская страна - страна гор

2. Когда были приняты главные отличительные знаки страны: герб, флаг, гимн?

- в декабре 2000г. - в январе 2001г. -феврале 1999г

3. Что изображено на российском гербе?

- орел - лев -единорог

4. Чем увенчаны головы орла на гербе Российской Федерации?

- шапками - коронами -касками

5. Что расположено на груди орла на гербе Российской Федерации?

- золотой всадник - серебряный всадник -зелёный всадник.

6. Какого цвета нет на российском флаге?

- зеленого - белого -красного

7. Кто первым принял Государственный флаг России?

- Ярослав Мудрый - Петр 1 -Святой Георгий

8. Что символизирует белый цвет на флаге Российской Федерации?

- мир - силу -энергию

9. Почему Москва является главным городом нашей страны?

он самый красивый и большой
- он находится в центре страны
- в нем находятся президент и правительство

10. Что изображено на гербе Москвы?
- олень - воин, побеждающий змея -двуглавый орёл -медведь

11. Кто является основателем Москвы?

- Дмитрий Донской - Иван 1 -Юрий Долгорукий. -Иван Грозный

12. Что называется сердцем Москвы?

- Большой театр - Лужники - Кремль. - Третьяковская галерея



Проверочная работа №3 «О том, что такое время и как его изучают» А1. Что изучает история?

А) прошлое человечества Б) космос В) строение Земли

А2. Наша эра ведет счет летоисчисления от:

А) основания Рима Б) Рождества Христова В) освобождения евреев от египетского рабства

А3. Это наука, изучающая способы и правила проведения раскопок и занимающаяся поиском артефактов

А) Археология Б) Нумизматика В) Геральдика

А4. Наука изучающая географические названия и их происхождения:

А) Археология Б) Топонимика В) Геральдика

А5. Наука о гербах

А) Археология Б) Топонимика В) Геральдика



А6. Наука изучающая старинные монеты

А) Археология Б) Нумизматика В) Геральдика

А7. Наука, изучающая родословную человека, историю его семьи

А) Генеалогия Б) Топонимика В) Археология

А8. Наука о языках

А) Лингвистика Б) Нумизматика В) Геральдика

А9. Наука, изучающая народы их происхождение и расселение, быт и культуру

А) Археология Б) Этнография В) Геральдика

А10. Сколько в веке лет?

А) 10 лет Б) 100 лет В) 1000 лет

В1. Напиши правильно римские цифры

5- 20- 7- 21- 9- 17- 11- 15- 13- 3-

В2. Напиши, к какому веку относиться год?

  1. 1235 год – 5. 1466 год-

  2. 1988 год – 6. 1834 год-

  3. 2011 год – 7. 1755 год –

  4. 355 год – 8. 988год-





Проверочная работа № 4 «Что изучает наука история» 1. Что изучает наука история?

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. а) Как гибнут исторические источники. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Где хранятся исторические источники. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Напишите римскими цифрами следующие века:

5 век __________________________ 17 век _________________________ 21 век _________________________ 8 век до н.э. ____________________

4. Напишите римскими цифрами следующие года:

1776 год ______________________ 665 год ______________________ 987 год до н.э. ________________ 2005 год _____________________

  1. От какого события мы отсчитываем наше время? (нарисуйте ленту времени)



  1. Что такое:
    А) «археология» В) «этнография»;

Б) «хронология»; Г) «генеалогия»

  1. Из приведенных ниже картинок напишите, где «карта, контурная карта и план»

1. 2. 3.



Проверочная работа №5 «История древнего мира»

1. История – это наука _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

2.Перечислите исторические памятники нашего района. ______________________________________ _____________________________________________________________________________

3. Время появления древнейшего человека. Борьба за выживание древнего человека. ______________ _____________________________________________________________________________

4. Человек умелый. Начало каменного века. _________________________________________________ _____________________________________________________________________________

5. Изменение климата Земли, наступление ледников. _________________________________________ _____________________________________________________________________________

6. Конец ледникового периода. ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

7. Человек разумный. ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

8. Начало бронзового века. _______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

9.





Проверочная работа №6 «История вещей. Занятость человека на Земле»

  1. Выберите особые приёмы добычи огня древним человеком:

а) зажигание спичек
б) трение сухих кусков дерева друг о друга в) лесные пожары

  1. Человек, работающий с глиной, называется:

а) плотник б) кузнец в) гончар

  1. Когда древние люди начали применять металлы в своей деятельности?

а) 3 тысячи лет назад до н.э. б) 100 тысяч лет назад в) 300 тысяч лет назад

4. Бронза – это сплав

а) олова и железа б) олова и меди в) олова и кремния

5. Мастер по ковке изделий из металла:

а) плотник б) гончар в) кузнец

  1. Брёвна, скреплённые в несколько рядов для устойчивого плавания на воде:

а) лодка б) корабль в) плот

  1. Полив земли и растений:

а) рыхление б) орошение в) подкармливание

  1. Наука и искусство строить жильё или другие сооружения, необходимые человеку:

а) архитектура б) археология в) анатомия

  1. Распределите соответственно:

Искусственные материалы Природные материалы

Глина стекло железо бетон бронза

10. Напишите простые инструменты для изготовления деревянной посуды:

______________________________________________________________________________

11. Приспособление для пряжи:

а) спицы б) прялка в) крючок

12. Известное растение, из которого выделывали ткань:

а) клевер б) тростник в) лён

13. Соедини соответственно:

Лёгкая, долго носится, сохраняет тепло, впитывает влагу шёлк

Ткань, характерная для нарядной, праздничной одежде хлопчатобумажная

14. Небесное тело – это:

а) облака б) космос в) планета

15. Спутник Земли:

а) Солнце б) Луна в) Марс

16. Самые близкие к Земле планеты:

а) Юпитер и Сатурн б) Меркурий и Уран в) Венера и Марс

17. Весь окружающий мир на Земле и в космосе:

а) Космос б) Вселенная в) Страна

18. Продолжите поговорки, пословицы:

Делу время, потехе - ____________
Минута _________ бережёт
Время за нами, время перед нами, время ___________

____________ за деньги не купишь

Проверочная работа №7 «Человек и общество»

  1. Приведите в соответствие:

а) страна

1. Политическая организация общества

б) государство

2. Территория, которая имеет определенные границы

в) общество

3. Социальная организация общества

2. Верно ли утверждение? Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе

а) да б) нет

3. Сферой общественной жизни является:

а) историческая б) экономическая в) сословная

4. Выберите верное утверждение:

а) человек развивался как биологическое существо
б) человек развивался как социальное существо
в) человек развивался как биологическое и социальное существо

5. Первой ступенью в человеческой истории ученые называют:

а) общество охотников и собирателей б) общество огородничества
в) общество земледельцев и скотоводов

6. Верно ли утверждение?

Современное общество – это индустриальное и постиндустриальное общество в котором большую роль играют наука, знания, техника
а) да б) нет

7. Часть культуры, созданная прошлыми поколениями:

а) материальная культура б) культурное наследие в) духовная культура

8. Наука об окружающей человека среде:

а) экология б) история
в) экономика

9. В чем выражается культурная память поколений?





Итоговая контрольная работа «Мир истории»

  1. Церковная книга с перечнем христианских имён святых. _______________________________________________________________________

  2. Описание жизни какого-то человека с момента его рождения. _______________________________________________________________________

  3. Соотнесите слова и их определения:

    А. Поколение прабабушек и прадедушек, а также бабушек и дедушек.

    1) Потомки

    Б. Люди, близкие по возрасту, живущие в одно время.

    2) Предки

    В. Молодое поколение.

    3) Поколение

  4. Как называют постоянных жителей одной страны? _________________________________________________________________________________

  5. Кто такой патриот? Напишите. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________

  6. Как называют основной закон нашего государства? _______________________________________________________________________

  7. Соотнесите слова и их определения:


А. Отличительный знак, символ государства.

1.Гимн

Б. Музыкальный символ страны, торжественная, величальная музыка или песня.

2.Флаг

В. Трёхцветное полотнище.

3.Герб

  1. Главный город любой страны называют _____________________________________________.

  2. Кто является Президентом России? _________________________________________________.

  3. Как называется система планет, куда входит Земля? ___________________________________.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!