ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа курса «Математика» разработана для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, программы «Математика» авторского коллектива под руководством М. И. Моро, Ю. М. Колягиной, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (М. И. Моро, Ю. М. Колягиной, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой, издательство «Просвещение», 2020). – М.: Просвещение. 2020, Основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с ОВЗ МКОУ СОШ ХГП, Учебным планом МКОУ СОШ ХГП на 2022 – 2023 учебный год.
Цель программы:
математическое развитие младшего школьника: формирование способностей к интеллектуальной деятельности (логического, знаково – символического мышления) пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
освоение начальных математических знаний - понимание значение величин и способов их измерения; использования арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирования умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи программы:
формировать психологические механизмы, обеспечивающие успешность овладения математической деятельностью и применения математического опыта в практической жизни;
обеспечить усвоение письменной (нумерации) и буквенной символики чисел;
формировать стойкие вычислительные навыки;
формировать умение анализировать условие задачи, определять связи между ее отдельными компонентами;
формировать умение находить правильное решение задачи;
формировать представления об элементах геометрии (познакомить обучающихся с ТНР с простейшими геометрическими понятиями и формами);
развивать у обучающихся с ТНР интерес к математике и математические способности;
совершенствовать внимание, память, восприятие, логические операции сравнения, классификации, сериации, умозаключения, мышление;
формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности;
обогащать/развивать математическую речь;
обеспечить профилактику дискалькулии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕБМЕТА
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Для выработки навыков правильных устных вычислений на каждом уроке математики в 1 – 4 классах проводятся в течение 5 – 10 минут тренировочные упражнения в устных вычислениях, предусмотренные программой каждого класса. Обучающихся с ТНР знакомят с различными приемами устных вычислений и создают у них установку на запоминание результатов табличного сложения (вычитания) и умножения (деления).
В 4 классе обучающиеся с ТНР закрепляют знания о классе единиц и классе тысяч, овладевают навыком представления числа в виде суммы его разрядных слагаемых, знакомятся с единицами измерения длины, массы, времени. Программой 4 класса предусмотрено закрепление действий сложения, вычитания, умножения, деления в пределах 1000000, решение арифметических задач с 2 – 3 действиями и простых уравнений с одним неизвестным, формирование умения называть и записывать компоненты математических действий.
В процессе изучения натурального ряда чисел обучающиеся овладевают прямым и обратным счетом, усваивают представления о месте каждого числа в натуральном ряду, определяют предыдущие и последующие числа.
От класса к классу осуществляется не только расширение числового ряда, но и углубление, систематизация, обобщение представлений о структуре натурального ряда, разрядах, классах.
В программе предусмотрено овладение четырьмя арифметическими действиями: сложением, вычитанием, умножением и делением; усвоение математической терминологии, связанной с выполнением счетных операций. По мере изучения арифметических действий у обучающихся с ТНР формируются и автоматизируются вычислительные навыки, которые в соответствии с программой все более и более усложняются. Каждое арифметическое действие систематически закрепляется в процессе решения примеров и арифметических задач. Содержание программы по математике предполагает постепенное овладение таблицами сложения и вычитания, умножения и деления, доведение этих знаний до автоматизма. По мере овладения арифметическими действиями обучающиеся овладевают математической терминологией, закрепляют знания и умения в устных и письменных вычислениях.
Большое внимание в программе уделяется геометрическому материалу, который изучается в тесной связи с усвоением арифметических знаний. Обучающиеся с ТНР овладевают такими понятиями и терминами, как точка, прямая и ломаная линия, знакомятся с различными геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг и др.) и их названиями.
Для закрепления представлений о геометрических фигурах, развития зрительно пространственных отношений, а также ручной моторики рекомендуются практические упражнения по воспроизведению геометрических фигур с помощью линейки, циркуля, транспортира и др. инструментов.
Программой предусмотрено выполнение различных видов практической деятельности по измерению с постепенным расширением единиц измерения (площади, длины, массы, времени). Формируются элементарные практические навыки измерения, умения решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (определять время по часам, в том числе до минуты; соотносить время с режимом дня; уметь ориентироваться в наборе и достоинстве монет/бумажных купюр, возможностях их размена; ориентироваться в мерах веса/емкости при осуществлении покупок; уметь использовать знание различных единиц измерения при изготовлении поделок, моделей, в процессе самообслуживания, в быту и т.д.).
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана. На изучение математики в 4 классе отводится 1,5 часа в неделю. Программа рассчитана на 52 часа за год (35 учебных недель).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение математики в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использование знаково-символических средств представления информации;
активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимны контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования, в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
знание натуральных чисел, овладение начальными вычислительными навыками и счетными операциями;
умение понимать и использовать математическую терминологию и письменную символику, связанную с выполнением счетных операций;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества, соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой, пересчитывать предметы;
умение понимать условие задачи, составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, используя субъективный опыт, определять связи между ее отдельными компонентами;
умение находить правильное решение задачи;
умение соотносить режимные моменты с временными промежутками, определять время по часам, определять длину, вес, объем, температуру, пользуясь соответствующими измерительными приборами и приспособлениями;
умение пользоваться цифрами для обозначения адреса, телефона и т.п.;
умение обращаться с деньгами: расплачиваться, рассчитывать необходимое количество и т.п.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
4 класс
«МАТЕМАТИКА» (52 ЧАСА)
Числа от 1 до 1000 (5 часов)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 – 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (4 часа)
Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (5 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними.
Сложение и вычитание (4 часа)
Сложение и вычитание: задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х +312 = 654 + 79
729 – х = 217 + 163
х – 137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (30 часов)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 – 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2 — 4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры па заданные части;
составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (4 часа)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000000: устные и письменные приёмы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 класс
Количество часов в неделю – 1,5 часа, количество учебных недель – 35.
Количество часов в год – 52.
№ урока | Раздел | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Числа от 1 до 1000. | | Нумерация чисел. Счёт предметов. Разряды. | 1 |
2 | | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | 1 |
3 | | Нахождение суммы нескольких слагаемых. Алгоритм вычитание трёхзначных чисел. | 1 |
4 | | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. Свойства умножения | 1 |
5 | | Деление трёхзначного числа на однозначное число. Свойства деления. Деление трёхзначного числа на однозначное число, когда в записи частного есть нуль. | 1 |
6 | Числа, которые больше 1000. Нумерация. | | Класс единиц и класс тысяч. Чтение многозначных чисел. Запись многозначных чисел. | 1 |
7 | | Разрядные слагаемые. | 1 |
8 | | Сравнение многозначных чисел. | 1 |
9 | | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 |
10 | Величины | | Единицы длины – километр. Таблица единиц длины. Соотношение между единицами длины. | 1 |
11 | | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. | 1 |
12 | | Единицы массы: центнер, тонна. Таблица единиц массы. | 1 |
13 | | Единица времени – сутки. Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. | 1 |
14 | | Единица времени – секунда. Единица времени – век. Таблица единиц времени. | 1 |
15 | Сложение и вычитание | | Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 |
16 | | Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1 |
17 | | Нахождение нескольких долей целого. Решение задач. | 1 |
18 | | Сложение и вычитание величин. Решение задач. | 1 |
19 | Умножение и деление | | Письменные приемы умножения. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | 1 |
20 | | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | 1 |
21 | | Деление многозначного числа на однозначное. Письменное деление многозначного числа на однозначное. | 1 |
22 | | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач в косвенной форме. | 1 |
23 | | Письменное деление многозначного числа на однозначное. | 1 |
24 | | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 |
25 | | Письменное деление многозначного числа на однозначное. | 1 |
26 | | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 |
27 | | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. | 1 |
28 | | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 |
29 | | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | 1 |
30 | | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 |
31 | | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 |
32 | | Решение задач на одновременное встречное движение. | 1 |
33 | | Деление с остатком на 10, 100, 1 000. | 1 |
34 | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 |
35 | | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. | 1 |
36 | | Умножение числа на сумму | 1 |
37 | | Умножение числа на сумму. | 1 |
38 | | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. | 1 |
39 | | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. | 1 |
40 | | Решение задач. | 1 |
41 | | Алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное. | 1 |
42 | | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | 1 |
43 | | Письменное деление на двузначное число с остатком. | 1 |
44 | | Письменное деление на двузначное число. | 1 |
45 | | Решение задач. | 1 |
46 | | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули. | 1 |
47 | | Письменное деление на трёхзначное число. | 1 |
48 | | Проверка умножения делением и деления умножением. | 1 |
49 | | Проверка деления с остатком. | 1 |
50 | Итоговое повторение | | Нумерация. Выражения и уравнения. | 1 |
51 | | Повторение. Геометрические фигуры. | 1 |
52 | | Повторение. Величины | 1 |