СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа АООП НОО по математике 4 класс (вариант 5.2)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа АООП НОО по математике 4 класс (вариант 5.2)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа курса «Математика» разработана для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, программы «Математика» авторского коллектива под руководством М. И. Моро, Ю. М. Колягиной, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (М. И. Моро, Ю. М. Колягиной, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой, издательство «Просвещение», 2020). – М.: Просвещение. 2020, Основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с ОВЗ МКОУ СОШ ХГП, Учебным планом МКОУ СОШ ХГП на 2022 – 2023 учебный год.

Цель программы:

  • математическое развитие младшего школьника: формирование способностей к интеллектуальной деятельности (логического, знаково – символического мышления) пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

  • освоение начальных математических знаний - понимание значение величин и способов их измерения; использования арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирования умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

  • развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи программы:

  • формировать психологические механизмы, обеспечивающие успешность овладения математической деятельностью и применения математического опыта в практической жизни;

  • обеспечить усвоение письменной (нумерации) и буквенной символики чисел;

  • формировать стойкие вычислительные навыки;

  • формировать умение анализировать условие задачи, определять связи между ее отдельными компонентами;

  • формировать умение находить правильное решение задачи;

  • формировать представления об элементах геометрии (познакомить обучающихся с ТНР с простейшими геометрическими понятиями и формами);

  • развивать у обучающихся с ТНР интерес к математике и математические способности;

  • совершенствовать внимание, память, восприятие, логические операции сравнения, классификации, сериации, умозаключения, мышление;

  • формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности;

  • обогащать/развивать математическую речь;

  • обеспечить профилактику дискалькулии.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕБМЕТА

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Для выработки навыков правильных устных вычислений на каждом уроке математики в 1 – 4 классах проводятся в течение 5 – 10 минут тренировочные упражнения в устных вычислениях, предусмотренные программой каждого класса. Обучающихся с ТНР знакомят с различными приемами устных вычислений и создают у них установку на запоминание результатов табличного сложения (вычитания) и умножения (деления).

В 4 классе обучающиеся с ТНР закрепляют знания о классе единиц и классе тысяч, овладевают навыком представления числа в виде суммы его разрядных слагаемых, знакомятся с единицами измерения длины, массы, времени. Программой 4 класса предусмотрено закрепление действий сложения, вычитания, умножения, деления в пределах 1000000, решение арифметических задач с 2 – 3 действиями и простых уравнений с одним неизвестным, формирование умения называть и записывать компоненты математических действий.

В процессе изучения натурального ряда чисел обучающиеся овладевают прямым и обратным счетом, усваивают представления о месте каждого числа в натуральном ряду, определяют предыдущие и последующие числа.

От класса к классу осуществляется не только расширение числового ряда, но и углубление, систематизация, обобщение представлений о структуре натурального ряда, разрядах, классах.

В программе предусмотрено овладение четырьмя арифметическими действиями: сложением, вычитанием, умножением и делением; усвоение математической терминологии, связанной с выполнением счетных операций. По мере изучения арифметических действий у обучающихся с ТНР формируются и автоматизируются вычислительные навыки, которые в соответствии с программой все более и более усложняются. Каждое арифметическое действие систематически закрепляется в процессе решения примеров и арифметических задач. Содержание программы по математике предполагает постепенное овладение таблицами сложения и вычитания, умножения и деления, доведение этих знаний до автоматизма. По мере овладения арифметическими действиями обучающиеся овладевают математической терминологией, закрепляют знания и умения в устных и письменных вычислениях.

Большое внимание в программе уделяется геометрическому материалу, который изучается в тесной связи с усвоением арифметических знаний. Обучающиеся с ТНР овладевают такими понятиями и терминами, как точка, прямая и ломаная линия, знакомятся с различными геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг и др.) и их названиями.

Для закрепления представлений о геометрических фигурах, развития зрительно пространственных отношений, а также ручной моторики рекомендуются практические упражнения по воспроизведению геометрических фигур с помощью линейки, циркуля, транспортира и др. инструментов.

Программой предусмотрено выполнение различных видов практической деятельности по измерению с постепенным расширением единиц измерения (площади, длины, массы, времени). Формируются элементарные практические навыки измерения, умения решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (определять время по часам, в том числе до минуты; соотносить время с режимом дня; уметь ориентироваться в наборе и достоинстве монет/бумажных купюр, возможностях их размена; ориентироваться в мерах веса/емкости при осуществлении покупок; уметь использовать знание различных единиц измерения при изготовлении поделок, моделей, в процессе самообслуживания, в быту и т.д.).

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана. На изучение математики в 4 классе отводится 1,5 часа в неделю. Программа рассчитана на 52 часа за год (35 учебных недель).


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение математики в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • использование знаково-символических средств представления информации;

  • активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимны контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования, в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».


Предметные результаты

  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

  • знание натуральных чисел, овладение начальными вычислительными навыками и счетными операциями;

  • умение понимать и использовать математическую терминологию и письменную символику, связанную с выполнением счетных операций;

  • умение различать, сравнивать и преобразовывать множества, соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой, пересчитывать предметы;

  • умение понимать условие задачи, составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, используя субъективный опыт, определять связи между ее отдельными компонентами;

  • умение находить правильное решение задачи;

  • умение соотносить режимные моменты с временными промежутками, определять время по часам, определять длину, вес, объем, температуру, пользуясь соответствующими измерительными приборами и приспособлениями;

  • умение пользоваться цифрами для обозначения адреса, телефона и т.п.;

  • умение обращаться с деньгами: расплачиваться, рассчитывать необходимое количество и т.п.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

4 класс

«МАТЕМАТИКА» (52 ЧАСА)

Числа от 1 до 1000 (5 часов)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 – 4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000

Нумерация (4 часа)

Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Величины (5 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними.

Сложение и вычитание (4 часа)

Сложение и вычитание: задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

х +312 = 654 + 79

729 – х = 217 + 163

х – 137 = 500 – 140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.

Умножение и деление (30 часов)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

В течение всего года проводится:

  • вычисление значений числовых выражений в 2 – 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;

  • решение задач в одно действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;

г) взаимосвязь между величинами;

  • решение задач в 2 — 4 действия;

  • решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;

  • разбиение фигуры па заданные части;

  • составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;

  • построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение (4 часа)

Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000000: устные и письменные приёмы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.




КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4 класс

Количество часов в неделю – 1,5 часа, количество учебных недель – 35.

Количество часов в год – 52.


урока

Раздел

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1

Числа от 1 до 1000.


Нумерация чисел. Счёт предметов. Разряды.

1

2


Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание.

1

3


Нахождение суммы нескольких слагаемых. Алгоритм вычитание трёхзначных чисел.

1

4


Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. Свойства умножения

1

5


Деление трёхзначного числа на однозначное число. Свойства деления. Деление трёхзначного числа на однозначное число, когда в записи частного есть нуль.

1

6

Числа, которые больше 1000.

Нумерация.


Класс единиц и класс тысяч. Чтение многозначных чисел. Запись многозначных чисел.

1

7


Разрядные слагаемые.

1

8


Сравнение многозначных чисел.

1

9


Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

1

10

Величины


Единицы длины – километр. Таблица единиц длины. Соотношение между единицами длины.

1

11


Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади.

1

12


Единицы массы: центнер, тонна. Таблица единиц массы.

1

13


Единица времени – сутки. Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.

1

14


Единица времени – секунда. Единица времени – век. Таблица единиц времени.

1

15

Сложение и вычитание


Устные и письменные приёмы вычислений.

1

16


Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

1

17


Нахождение нескольких долей целого. Решение задач.

1

18


Сложение и вычитание величин. Решение задач.

1

19

Умножение и деление


Письменные приемы умножения. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

1

20


Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

1

21


Деление многозначного числа на однозначное. Письменное деление многозначного числа на однозначное.

1

22


Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач в косвенной форме.

1

23


Письменное деление многозначного числа на однозначное.

1

24


Решение задач на пропорциональное деление.

1

25


Письменное деление многозначного числа на однозначное.

1

26


Решение задач на пропорциональное деление.

1

27


Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости.

1

28


Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

1

29


Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

1

30


Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

1

31


Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

1

32


Решение задач на одновременное встречное движение.

1

33


Деление с остатком на 10, 100, 1 000.

1

34


Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

35


Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях.

1

36


Умножение числа на сумму

1

37


Умножение числа на сумму.

1

38


Письменное умножение многозначного числа на двузначное.

1

39


Письменное умножение многозначного числа на двузначное.

1

40


Решение задач.

1

41


Алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное.

1

42


Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.

1

43


Письменное деление на двузначное число с остатком.

1

44


Письменное деление на двузначное число.

1

45


Решение задач.

1

46


Деление на двузначное число, когда в частном есть нули.

1

47


Письменное деление на трёхзначное число.

1

48


Проверка умножения делением и деления умножением.

1

49


Проверка деления с остатком.

1

50

Итоговое повторение


Нумерация. Выражения и уравнения.

1

51


Повторение. Геометрические фигуры.

1

52


Повторение. Величины

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!