СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Агроэкология" на 1 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Агроэкология»  предоставляет обучающимся следующие возможности: получение дополнительного образования, позволяющего быть грамотными и знающими землепользователями; включения в реальные экономические и производственные отношения; апробации своих возможностей в различных видах деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Агроэкология" на 1 год»

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы


1.1Пояснительная записка

Невозможно себе представить наш мир без растений, они самое доступное средство общения человека с прекрасным. Растения вносят красоту и радость в нашу жизнь и являются важной эстетической составляющей благоустройства различных экосистем. Природа, растение, человек – эти понятия неразделимы, между ними огромная взаимосвязь. Интересы детей к природе поддерживать и углублять можно только путём вовлечения их в разнообразную натуралистическую и исследовательскую деятельность, сочетая наблюдения в природе с трудовой деятельностью по выращиванию растений на учебно-опытном участке. Овощеводство и цветоводство – важнейшая отрасль растениеводства. Сегодня взрослые вместе с детьми приобщаются к любительскому огородничеству, посвящая этому часы своего досуга на своих приусадебных участках. Это не только здоровый отдых, облагораживание участка, но и здоровое питание. Сельскохозяйственный труд играет большое значение в воспитании школьников. Именно с него начинается общение ребёнка с природой: начинает понимать красоту, делает свои первые открытия в мире растений и видит плоды своего труда. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Агроэкология» предоставляет обучающимся следующие возможности: получение дополнительного образования, позволяющего быть грамотными и знающими землепользователями; включения в реальные экономические и производственные отношения; апробации своих возможностей в различных видах деятельности. Эти возможности обеспечиваются не только организацией обучения на основе сохранения и развития традиций русской культуры землепользования и сельскохозяйственного труда, но и предоставлением дополнительных образовательных услуг естественнонаучной направленности.

Программа «Агроэкология» разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, имеет практико-ориентированный характер и естественнонаучную направленность.

Актуальность программы. Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой поставили перед человечеством задачи выращивания экологически чистых продуктов питания. В связи с этим, растениеводство как учебная дисциплина приобретает все большее значение. Изучение растениеводства является одним из наиболее доступных и наглядных способов экологического образования. В процессе освоения программы обучающиеся приобретают практические навыки: по обработке почвы, выращиванию рассады и уходу за растениями. Данная программа создаёт условия для приобретения новых знаний, умений в овощеводстве, цветоводстве, повышает в дальнейшем профессиональную ориентацию обучающихся.

Отличительные особенности, новизна в том, что программа такого типа при работе с детьми ещё не использовалась в данном учреждении. В качестве объекта глубокого и всестороннего изучения выбрано растениеводство, так как практическое изучение культурных растений доступно для обучающихся с раннего возраста, дает обширный материал для размышлений и сопоставлений. Благодаря практической подготовке у обучающихся есть возможность изучить технологический процесс по выращиванию сельскохозяйственных культур, практические навыки они смогут применять на своих домашних приусадебных участках. Практические опыты и исследования на учебно-опытном участке дадут обучающимся полезный материал для использования в различных конкурсах, конференциях.

Адресат программы. Программа предусматривает занятия с детьми 11-13 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания детей, заявления родителей (законных представителей). Число учащихся в группе 12-15 человек. Программа предполагает освоение видов деятельности в соответствии с психологическими особенностями возраста.

Объём программы, срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, составляет 72 часа.

Форма обучения – очная.

Уровень сложности – стартовый.

Особенности организации образовательного процесса.

Состав группы постоянный. Набор учащихся в объединение – свободный. Занятия объединения проводятся в коллективной форме.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий – 45 минут.

1.2. Цель и задачи программы

Цель –приобретение знаний и умений по растениеводству овощных и цветочных растений и их практическое применение в повседневной жизни.

Задачи:

Личностные:

-воспитывать чувство долга, ответственности;

-воспитывать потребность в создании дружеской атмосферы;

-формировать ценности здорового образа жизни;

-воспитывать доброжелательность, потребность во взаимопомощи.

Метапредметные:

-сформировать и развить понятийный аппарат по темам;

-развить практические умения и навыки по выращиванию растений и уходу за ними;

-развить самостоятельность и аккуратность;

-развить оперативность и творчество, постоянно возникающие при выращивании культурных растений.

Образовательные (предметные):

-изучить правила техники безопасности при работе с инвентарём;

-изучить основные виды овощных сельскохозяйственных культур и агротехнику их возделывания;

-познакомить с приёмами выращивания рассады овощных культур;

-изучить лечебные свойства овощных растений;

-изучить состав и свойства почвы;

-познакомить с разнообразием цветочных культур и их ролью в жизни человека;

-познакомить с птицами Новосибирской области и их значением в сельском хозяйстве.



1.3. Содержание программы

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации, контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности

2

1

1

Тестирование. Диагностика возможностей и способностей обучающихся.

2

Почва как среда жизни растений

2

1

1

Разгадывание кроссворда.

3

Важнейшие овощные сельскохозяйственные культуры

14

6

8

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий. Разгадывание кроссворда. Тестирование по теме.

4

Сорные растения, болезни овощных культур. Полезные и вредные жители огорода

8

2

6

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий. Самостоятельная работа.

5

Подготовка к опытнической работе

4

2

2

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий.

6

Зеленные культуры на подоконнике

8

1

7

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий. Тестирование. Игра «Умники и умницы».

7

Птицы в жизни растений

4

2

2

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий. Викторина.

8

Комнатное цветоводство

6

1

5

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий. Прослушивание рефератов.

9

Кладовая здоровья

4

1

3

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий.

10

Знакомство с приёмами выращивания рассады овощных культур

6

2

4

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий. Самостоятельная работа.

11

Цветоводство открытого грунта

6

2

4

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий. Викторина.

12

Весенние работы

6

2

4

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий. Тестирование по теме.

13

Итоговое занятие

2

-

2

Итоговая аттестация


Итого

72

23

49




Содержание учебного плана

1.Вводное занятие. Ознакомление обучающихся с планом работы. Экскурсия на учебно-опытный участок (УОУ). Техника безопасности при работе на УОУ и на занятиях. Правила техники безопасности при работе с инвентарём.

2. Почва как среда жизни растений.

Теория: Модель почвенного профиля в стакане: изучение почвенных горизонтов. Почва и вода: водные свойства почвы. Состав почвы: виды почв. Изучение механического состава почвы. Живые организмы, обитающие в почве. Основной вид обработки почвы.

Практика: Просмотр презентации. Разгадывание кроссворда.

3. Важнейшие овощные сельскохозяйственные культуры.

3.1 Особенности роста и развития овощных культур.

Теория: Факторы, влияющие на рост и развитие овощных культур. Стадии развития овощей. Отношение овощных растений к свету. Воздушный режим для овощей. Водный режим овощных растений.

Практика: Просмотр презентации по теме.

3.2. Семена овощных культур.

Теория: Определение и обозначение основных частей семени. Дыхание семян. Прорастание семян.

Практика: Замачивание семян фасоли и пшеницы. Посев семян зерновых и бобовых культур. Определение типов корневых систем у проросших культур и заполнение таблицы.

3.3 Сортовое разнообразие овощных культур.

Теория: Агротехника возделывания томата. Формирование и уход за растениями. Сорта и гибриды, выращиваемые в Новосибирской области. Агротехника возделывания капусты. Формирование и уход за растениями. Сорта и гибриды, выращиваемые в Новосибирской области. Агротехника возделывания болгарского перца. Формирование и уход за растениями. Сорта и гибриды, выращиваемые в Новосибирской области. Агротехника возделывания баклажана. Формирование и уход за растениями. Сорта и гибриды, выращиваемые в Новосибирской области. Основные центры происхождения культурных растений.

Практика: Рассмотрение плода томата в разрезе. Выделение семян из плода. Рассмотрение плода перца в разрезе. Выделение семян из плода. Рассмотрение плода огурца в разрезе. Выделение семян из плода. Проведение теста-опроса по теме «Овощные культуры». Отгадывание кроссворда по теме «Овощные культуры». Изготовление лэпбука «Овощное ассорти» (коллективная работа). Подготовка сообщений по теме «Овощные культуры».

4. Сорные растения, вредители и болезни овощных культур.

4.1 Вредители, их разнообразие и меры борьбы. Полезные жители огорода.

Теория: Основные вредители овощных культур (тля,капустная белянка, луковая муха, совка огородная). Профилактические меры борьбы с ними. Разнообразие полезных насекомых (божья коровка, златоглазка, краснотел, жужелица).

Практика: Изучение вредителей и полезных насекомых и их зарисовка. Просмотр презентации.

4.2 Болезни овощных культур.

Теория: Основные болезни овощных культур (фитофтора томатов, шейковая гниль, мучнистая роса). Профилактические меры борьбы с ними.

Практика: Рассматривание болезней на частях растений. Просмотр презентации о болезнях растений.

4.2 Группы сорняков. Меры борьбы с ними.

Теория: Деление сорняков на группы (однолетние, многолетние). Сорные растения, вред ими причиняемый. Биологические особенности сорных растений, затрудняющие борьбу с ними. Меры борьбы: истребительные, предупредительные, карантинные.

Практика: Зарисовка сорняков. Подготовка докладов по данной теме.

5. Подготовка к опытнической работе.

Теория: Виды учебных исследований. Объекты и предметы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Основные методы исследований: наблюдения и измерения, анализ, описание, эксперимент. Правила работы с источниками информации. Правила работы с интернет-ресурсами по выбранной теме. Этапы проведения учебно-исследовательской работы.

Практика: Выбор овощной культуры для исследования по выбору (томаты, перцы, баклажаны и т.д.). Выбор необходимых методов исследования. Изучение литературы и отбор фактического материала, научных фактов. Поиск информации в сети. Обсуждение найденных материалов, изучение литературы и отбор фактического материала, научных фактов.

6. Зеленные культуры на подоконнике.

Теория: Витамины на подоконнике. Выращивание зелёного лука. Выращивание зеленных культур (укропа, петрушки, салата).

Практика: Составление таблицы «Витамины в овощах». Посадка «лукового дерева», посев укропа, петрушки, салата. Проведение теста-опроса по теме «Овощи на подоконнике». Проведение игры «Умники и умницы». Подготовка сообщений на тему «Значение зеленных культур».

7. Птицы в жизни растений.

Теория: Знакомство с птицами нашей местности. Первые прилётные птицы. Значение птиц в сельском хозяйстве.

Практика: Разгадывание кроссворда «Наши пернатые друзья», викторина.


8. Комнатное цветоводство.

Теория: Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые, теневыносливые растения. Растения длинного и короткого дня. Экологические группы растений по отношению к температуре. Холодостойкие, теплолюбивые растения.

Практика: Знакомство с комнатными цветами. Изготовление карты родины комнатных растений. Работа с литературой, изготовление наглядных пособий «Мои любимые цветы». Индивидуальная работа: рефераты по темам: «Растения в висячих вазах», «Опасные растения», «Папоротники», «Пальмы», «Кактусы», «Бегонии», «Лианы» (по выбору).

9. Кладовая здоровья.

Теория: Что такое лекарственные растения. Как искать и хранить лекарственные растения. Лечебные свойства овощных растений и их использование, применение в народной медицине.

Практика: Викторина «Лекарственные растения нашего края». Составление сборника «Лечебные свойства овощных растений».

10. Знакомство с приёмами выращивания рассады овощных культур.

Теория: Характеристика рассадного метода выращивания овощей и цветов. Условия, необходимые для прорастания семян. Биологические обоснования сроков посева и посадки овощных и цветочных культур. Земельный и безземельный способы выращивания рассады. Сроки, способы, глубина посева и посадки овощных культур. Основы агротехники овощных и цветочных культур рассадным способом. Способы, сроки, дозы полива.

Практика: Подготовка рассадных контейнеров, посев семян овощей, цветов. Выращивание рассады овощных культур. Выращивание рассады цветочных культур. Знакомство с техникой пикировки. Наблюдение за прорастанием. Уход за рассадой. Пикировка сеянцев.

11. Цветоводство открытого грунта.

Теория: Цветы и их роль в жизни человека. Семенное размножение. Вегетативное размножение. Агротехника ухода за растениями в открытом грунте. Виды цветочного оформления.

Практика: Составление таблицы «Группы цветочных растений». Выполнение схемы клумбы в тетради. Выполнение рисунков по теме «Любимый цветок». Подготовка сообщений на тему «Мир цветов». Проведение опроса по теме «Цветоводство».

12. Весенние работы.

Теория: Правила посева редиса, капусты, свёклы и моркови. Правила высадки рассады перцев, баклажанов, томатов. Расстояние между рядами. Расстояние между растениями. Глубина заделки семян. Правила ухода за посевами, полив, прополка, рыхление.

Практика: Подготовка грядок под овощные, цветочные культуры. Формирование гряд, боронование внутри грядок. Подготовка семян к посеву. Посев овощных и цветочных культур. Высадка рассады томатов, баклажанов, перцев. Высадка цветочной рассады. Уход за посадками рассады цветов.

13. Итоговое занятие. Проведение теста (итоговая аттестация).

1.4.Планируемые результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах талантливых обучающихся, которые они приобретут в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Агроэкология»:

-развитие коммуникативной компетенции в общении со сверстниками и старшими;

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-осознание своей этнической и национальной принадлежности, знание культуры своего народа, своего края.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

-развитие интереса к занятиям в объединении;

-развитие самостоятельности и аккуратности;

-умение применять разные приёмы ручного труда;

-воспитание бережного отношения к посадкам сельскохозяйственных культур;

-развитие терпеливости;

-осуществление организации и планирования собственной деятельности;

-умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом дополнительного образования и сверстниками (определять цели, распределять функции и роли участников в подготовке и выполнении коллективных работ);

-формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду;

-воспитание потребности в труде и уважение к людям труда.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение, которые получают обучающиеся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Агроэкология».

Предполагается, что в конце года обучения обучающиеся будут знать:

-правила техники безопасности при работе с инвентарём;

-декоративные цветы, их роль в жизни человека;

-основные виды овощных сельскохозяйственных культур;

-особенности содержания растений в комнатах и способы ухода за ними;

-состав и основные свойства почвы, приёмы и способы её обработки;

-основные виды сорняков, вредителей и болезней, меры борьбы с ними;

-птиц Новосибирской области;

-лекарственные овощные культуры.

Предполагается, что в конце года обучения обучающиеся будут уметь:

-распознавать семена овощных культур;

-определять виды и сорта овощных сельскохозяйственных культур;

-определять видов цветочных культур (открытого и закрытого грунта);

-ухаживать за комнатными растениями (поливать, рыхлить);

-определять основные болезни овощных культур;

-проводить весенние работы на приусадебном участке.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

-количество учебных недель – 36,

-количество учебных дней – 36,

-даты начала и окончания учебных периодов –01.09.2022г. и 31.05.2023г. (Приложение 1)



2.2. Условия реализации программы

Занятия проводятся на базе общеобразовательного учреждения с учебно-опытным участком. Материальное обеспечение предполагает наличие учебного кабинета , соответствующего санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям для занятий с обучающимися 12-15 человек (с рабочими столами, стульями, доской), оборудования для проведения сельскохозяйственных работ.

Перечень оборудования, инструментов и материалов:

-компьютер;мультимедийная установка;фотоаппарат;принтер, сканер;

-вёдра; мётлы; рыхлители-кошки; опрыскиватели;

-лопаты (используются для перекопки почвы, делания посадочных лунок;

-грабли (для рыхления поверхности почвы после перекопки, оправки гряд, выравнивания почвы);

-мотыга (используется для рыхления и окучивания);

-лейка (используется для полива овощных и цветочных культур);

-ящики для рассады;горшочки для рассады;

-перчатки;

-посевной материал;

-материалы для творчества (бумага, картон, краски, ножницы, клей);

-канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, тетради, папки);

-аптечка с медикаментами.

Информационное обеспечение : используются аудио-информационные средства обучения, научная литература, дидактические карточки, демонстрационные таблицы, рисунки, натуральные и искусственные объекты, фотографии, репродукции картин, иллюстрации Красной книги.

Коллекции:

-коллекции семян овощных культур;

-коллекция семян сорных растений;

-коллекция насекомых-вредителей овощных культур;

-коллекция муляжей плодов овощных культур.

Гербарии:

-сорных растений;

-цветочных растений;

-культурных растений.

Таблицы:

-прорастание семян;

-опыление;

-размножение растений.

Кадровое обеспечение: реализацией программы занимается педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

2.3. Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

дневник наблюдений, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, фото, диплом, отзывы детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

аналитический материал по итогам проведения диагностики, конкурс рисунков, игра, викторина, доклад, реферат, сборник.


2.4. Оценочные материалы

Достижения обучающимися планируемых результатов определяются с помощью диагностического инструментария. ( Приложение 2).

2.5. Методические материалы

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, чтение литературы), наглядные (демонстрация видеофильмов, презентаций, плакатов, моделей, коллекций, гербариев), практические (опыты, исследования, игры, поделки).

Формы организации учебного занятия: занятие-путешествие, конкурс рисунков, беседа, викторина, разгадывание кроссворда, пресс-конференция, заседание «круглого стола», выставка, практическая работа, исследование, экскурсия на учебно-опытный участок.

Педагогические технологии:

-технология индивидуального обучения;

-технология группового обучения;

-технология игровой деятельности;

-технология проектной и исследовательской деятельности.

Алгоритм учебного занятия:

1. Организационно-мотивационная часть.

2. Информационная часть.

3. Усвоение новых знаний и способов действий, проверка понимания.

4. Практические занятия с объяснением соответствующих правил.

5. Обобщение и систематизация знаний.

6. Анализ успешности достижения цели.

7. Рефлексия.

8. Итоговая часть.



Дидактические материалы

Дидактические игры: «Птицы перелётные и оседлые», «Узнай и назови», «Какие цветы комнатные, какие садовые?», «Однолетник, двулетник или многолетник?».

Интерактивные игры: «Азбука здоровья», «Знатоки Красной книги».



2.6. Рабочая программа воспитания

Цель программы воспитания: Создание благоприятных условий для формирования осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к Родине и природе родного края.

2. Особенности организуемого воспитательного процесса в детском образовательном объединении

Воспитательная работа в объединении основывается на принципах взаимодействия педагога, обучающихся, родителей и ориентирована на создание в объединении психологически комфортной дружеской среды, которая бы объединяла яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительным отношением друг к другу.

3.Формы деятельности: наблюдения, викторины, игровые программы, рефераты, доклады, экскурсии.

4. Планируемые результаты: школьник, любознательный, ответственный, любящий свою семью, Родину и природу. Умеющий работать в команде, конструктивно общаться, преодолевать трудности.

2.8. Календарный план воспитательной работы

п/п

Модуль

Цель модуля

Название мероприятия, события, форма его проведения

Краткое содержание

Сроки проведения

1.

Экология

Развивать бережное отношение к исчезающим видам растений и животных, прививать готовность сохранять и охранять природу

  1. «День Друга»

Выставка фотографий домашних питомцев школьников, устные журналы, посвящённые домашним питомцам

сентябрь

  1. «Они должны жить»

Устный журнал, выставка ко Всемирному дню защиты животных

октябрь

  1. «Заповедный уголок»

Игра-путешествие по заповедникам и национальным паркам

январь

  1. «Есть такая планета Земля»

Экологическая викторина

апрель

2.

Семья

Взаимодействие с семьёй, укрепление взаимоотношений в семье между детьми и родителями, формирование семейных ценностей

  1. «Я и моя семья»

Стенгазета - фотоколлаж

февраль

  1. «Лучше всех на свете – мама!»

Конкурс рисунков, сочинений о мамах и бабушках

март

  1. Устный журнал «Мой дом – моя крепость»

Рассказ о своей семье, семейных традициях

март

3.

Досуг

Создание особой внутренней среды, способствующей развитию доброжелательного общения между детьми и педагогом

«Ручеёк», «Земля, воздух, вода», «Ромашка»

Игры, конкурсы на сплочение, взаимодействие, сотрудничество

В течение года

  1. «Письмо другу»

(политику, другу, природе, школе, учителю, герою, гению, который тебя удивил, обрадовал, сыграл важную роль в жизни.)

ноябрь

  1. «Растём здоровыми!»

Познавательная игра: сохранение и укрепление здоровья детей посредством игры

апрель

  1. Квест-игра «Эрудит»

Для реализации творческих способностей детей, имеющихся знаний и навыков в практической деятельности

октябрь

4.

Патриот

Воспитание чувства гордости за свою Родину, формирование добрых чувств, уважительного отношения к старшему поколению

  1. Экскурсия в школьный краеведческий музей

Изучение истории своей малой Родины на основе музейного материала

декабрь

  1. Акция «Окна Победы»

Украшение окон на тематику Великой Победы

май

  1. Акция «Лента Победы»

Вручение прохожим Георгиевской ленточки

май

  1. Игра-викторина «Знатоки родного края»

Что я знаю о своём родном селе: углубление знаний, умений в краеведении через игровую викторину

декабрь



3.Список литературы

3.1. Нормативные документы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).

5. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г.

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196».

8.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242).

9.Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020г.







3.2.Список литературы для педагога

1.Басина М. , Гуцевич А. Справочник огородника.-М.: изд. «Профиздат», 2012г.

2.Щукин С.В. Опытническая работа учащихся на учебно-опытном участке - М.: изд. «Просвещение», 2011г.

3. Базилевская Н.А. Многолетние  цветы открытого грунта.-М.: изд. Колос, 1999

Губанов И.А., Киселёва К.В. Определитель сосудистых растений.- М.: «АРГУС»,  2011г.

4.Киселёв ГЕ. Комнатное садоводство.- М.: изд. «Сельскохозяйственной литературы» ,2000

5.Комарицкий   Н..А., Кудряшов А.В. Систематика растений.- М.: изд. «Сельскохозяйственной литературы», 2000г.

6.Кудрявцев Р.П., Воробьёва В.Ф., «На приусадебном участке».- М.: изд. «Колос», 2011

7.Марцинкевич  Г..И. Использование природных ресурсов и охрана природы.-изд. «Минск»,2008

8.Панфилов Д.В. В мире насекомых.- М.: Изд.«Сельхоз. литература», 2001

9.Филатов н.А. Приусадебное овощеводство.-М.: изд. «Сельскохозяйственной литературы»,2010

10.Энциклопедический словарь сельскохозяйственный.-М. :изд. «Советская энциклопедия», 2005

11.Громов В.Ю. Календарь Российского землевладельца (народные приметы).- М.: МСХА, 2012

Список литературы для обучающихся

1.Головкин Б.Н. О чём говорят названия растений.- 2-е изд.- М.: Колос, 2010.-192с.

2. Красиков С.П. Легенды о цветах.- М.: Молодая гвардия, 2011.- 303с.

3. Практическая энциклопедия цветоводства/ Пер. с англ. О.В. Корцевой; Под ред. И.Р.Бёме.- М.: ООО Росмэн-Издат, 2011.- 512с.

4. Растения / Пер с англ. Ю. Соколова.- М.: Планета детства изд. Астрель, 2012.- 40с.

5.Растения: Научно-популярное издание для детей.- М.: ООО Росмэн-Издат, 2015.-31с.

6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения/ Авт. –сост. Л.А. Багрова; Под ред. О.Г. Хинн.- М.: Эксмо-пресс, 2011.- 528с.

7. Хургина И.А. Волшебная грядка.- М.: Пресса, 2010.- 32с.

8.Чуб В.Д., Лезина К.Д. Комнатные растения.- М.: Эксмо-пресс, 2011.- 528 с.

9. ФатьяновВ.И. Морковь и свёкла. Секреты хорошего урожая.- М. ОЛМА Медиа-групп, 2010 (Золотые рецепты огорода).

10.ФатьяновВ.И. Перец. Секреты хорошего урожая.- М. ОЛМА Медиа-групп, 2010 (Золотые рецепты огорода).

11. ФатьяновВ.И. Лук. Секреты хорошего урожая.- М. ОЛМА Медиа-групп, 2010 (Золотые рецепты огорода).

12. Новак Ф.А. Иллюстративная энциклопедия растений.- М.: Прага, 2011- 352с.

13. Польских Б.Н. Рассказы о почве.- М.: Просвещение, 2013.- 125с.

14. Баранов В.Д. Мир культурных растений. Справочник.- М.: Мысль, 2009.- 381 с.

Интернет-ресурсы:

https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-novosibirskoj-oblasti/ 10.06.21г.

https://www.tavika.ru/2020/05/pochva-uroki.html 12.06.21 г.

https://infourok.ru/prezentaciya-pochva-eyo-sostav-i-svoystva-546085.html 14.06.21 г.

https://myslide.ru/presentation/vyrashhivanie-ovoshhnyx-kultur-uxod-za-rasteniyami 14.06.21 г.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-vrediteli-ovoschey-klass-2461606.html 15.06.21 г.

https://uchitelya.com/tehnologiya/37713-prezentaciya-bolezni-i-vrediteli-selskohozyaystvennyh-kultur.html 15.06.21 г.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-cvetovodstvu-vidi-komnatnih-rasteniy-klass-1347778.html16.06.21 г.

https://shareslide.ru/okruzhayushchiy-mir/prezentatsiya-interaktivnaya-igra-svoya-igra-po

17.06.21 г.

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/intieraktivnaia-ighra-dien-zdorov-ia 20.06.21 г.



Приложение №1

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь


Беседа

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Кабинет биологии

Тестирование. Диагностика возможностей и способностей обучающихся

2.

Сентябрь


Комплексное занятие

2

Почва как среда жизни растений.

Кабинет биологии

Разгадывание кроссворда

3.

Сентябрь


Лекция. Практическая работа

2

Особенности роста и развития овощных культур.

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

4.

Сентябрь


Комплексное занятие

2

Семена овощных культур.

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

5.

Сентябрь


Комплексное занятие

2

Семена овощных культур

Кабинет биологии

Разгадывание кроссворда

6.

Октябрь


Комплексное занятие

2

Сортовое разнообразие овощных культур

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

7.

Октябрь


Комплексное занятие

2

Сортовое разнообразие овощных культур

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

8.

Октябрь


Комплексное занятие

2

Сортовое разнообразие овощных культур

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий.

9.

Октябрь


Комплексное занятие

2

Сортовое разнообразие овощных культур

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий.

10.

Ноябрь


Лекция

2

Вредители, их разнообразие и меры борьбы. Болезни овощных культур. Полезные жители огорода.

Кабинет биологии

Наблюдение.

11.

Ноябрь


Комплексное занятие

2

Вредители, их разнообразие и меры борьбы. Болезни овощных культур. Полезные жители огорода.

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

12.

Ноябрь


Лекция

2

Группы сорняков. Меры борьбы с ними.

Кабинет биологии

Наблюдение.

13.

Ноябрь


Комплексное занятие

2

Группы сорняков. Меры борьбы с ними.

Кабинет биологии

Анализ выполнения практических заданий. Самостоятельная работа

14.

Декабрь


Комплексное занятие

2

Подготовка к опытнической работе

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

15.

Декабрь


Практическая работа

2

Подготовка к опытнической работе

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

16.

Декабрь


Комплексное занятие

2

Витамины на подоконнике

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

17.

Декабрь


Комплексное занятие

2

Выращивание зелёного лука

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

18.

Декабрь


Комплексное занятие

2

Выращивание зеленных культур

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

19.

Январь


Комплексное занятие

2

Игра «Умники и умницы". Сообщения на тему «Значение зеленных культур»

Кабинет биологии

Оформление результатов игры

20.

Январь


Комплексное занятие

2

Знакомство с птицами нашей местности. Первые прилётные птицы

Кабинет биологии

Наблюдение.

21.

Январь


Комплексное занятие

2

Птицы Красной книги Новосибирской области. Значение птиц в сельском хозяйстве

Кабинет биологии

Викторина. Разгадывание кроссворда

22.

Февраль


Комплексное занятие

2

Знакомство с комнатными цветами

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

23.

Февраль


Комплексное занятие

2

Знакомство с комнатными цветами

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

24.

Февраль


Комплексное занятие

2

Знакомство с комнатными цветами

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий. Прослушивание рефератов

25.

Март


Лекция

2

Лечебные свойства овощных растений

Кабинет биологии

Наблюдение.

26.

Март


Комплексное занятие

2

Составление сборника «Лечебные свойства овощных растений»

Кабинет биологии

Оформление результатов

27.

Март


Комплексное занятие

2

Способы выращивания овощей: земельный и безземельный

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

28.

Март


Комплексное занятие

2

Сроки, способы, глубина посева и посадки овощных культур

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

29.

Март


Комплексное занятие

2

Полив рассады, пикировка

Кабинет биологии

Практическая работа. Самостоятельная работа

30.

Апрель


Лекция. Комплексное занятие

2

Цветы и их роль в жизни человека. Семенное и вегетативное размножение.

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

31.

Апрель


Комплексное занятие

2

Агротехника ухода за растениями в открытом грунте

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

32.

Апрель


Комплексное занятие

2

Виды цветочного оформления

Кабинет биологии

Викторина

33.

Апрель


Беседа

2

Весенние работы

Кабинет биологии

Наблюдение

34.

Май


Практическая работа

2

Весенние работы

Кабинет биологии

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

35.

Май


Практическая работа

2

Весенние работы

УОУ

Наблюдение. Анализ выполнения практических заданий

36

Май


Практическая работа

2

Итоговое занятие

Кабинет биологии

Тестирование




Итого

72




Приложение №2

Тест-опрос на определение знаний детей (начальная диагностика)

Проводится на первом занятии для определения возможностей и способностей обучающихся.

Начальная диагностика дошкольников

Дидактическая игра «Что где растёт?»

Из набора карточек с изображением растений выбрать: какие из них произрастают в лесу, на лугу, а какие человек выращивает на приусадебном участке.

Растения леса, луга: ландыш, одуванчик, василёк, колокольчик, крапива, подорожник, лютик, тысячелистник, незабудка, земляника.

Огород: морковь, салат, свёкла, огурец, томат, клубника, баклажан, тыква, арбуз, укроп.



Начальное тестирование для обучающихся 1- 2 класса «Овощи и фрукты»

Фамилия, имя______________________________



1. Найди лишнее слово.

чеснок

морковь

свёкла

виноград

2. Какой овощ надо есть, чтобы хорошо расти?

картофель

лук

репу

морковь

3. Какой овощ надо есть, чтобы реже болеть?

лук

капуста

свёкла

кабачок

4. Какой овощ меняет цвет при созревании?

-огурец

-помидор

-баклажан

5. Какие высказывания верны?

-Без витаминов человек болеет

-Витамины нужно есть каждый день

-В чесноке нет витаминов

-Овощи и фрукты надо мыть перед едой

6.Какой фрукт похож на лампочку?

-ананас

-груша

-яблоко

7. Как можно одним словом назвать: малину, смородину, землянику?

- ягоды

- фрукты

- овощи

8. Какие условия необходимы для жизни растений?

- питание, свет, тепло

- вода, питание, воздух, свет, тепло

- вода, воздух, тепло

9. Какой овощ бывает и сладким, и горьким?

-баклажан

-перец

-чеснок

10. Что растёт на грядке?

-винегрет

-салат

-мюсли.

Ответы оцениваются следующим образом:

Высокий уровень: 9-10 правильных ответов;

Средний уровень: 6-8 правильных ответов;

Низкий уровень: 5- и менее правильных ответов.



Начальное тестирование для обучающихся 3-4 классов "Овощи, фрукты, ягоды"



Фамилия, имя______________________________



1. Какой витамин помогает реже простужаться?

-витамин С

-витамин А

-витамин В

-витамин D

2. Что в списке не ягода, не овощ и не фрукт?

- орех

- киви

- крыжовник

- баклажан

3. Выберите овощ, который не едят в сыром виде.

- картофель

- капуста

- болгарский перец

- лук

4. Что в списке не ягода, не овощ и не фрукт?

- гриб

- ананас

- огурец

- клюква

5. Название какого овоща произошло от латинского слова «капутум»?

-перец

-кабачок

-капуста

6. Он бывает очень разный – зеленый, желтый, красный. И жгучий он и сладкий. Стоит знать его повадки. Сам он главный среди специй! Вы узнали? Это…

- перец

- арбуз

- огурец

7. Что из перечисленного овощ?

-слива

-кабачок

-подсолнух

8. Что из перечисленного фрукт?

-арбуз

-перец

-абрикос

9. Что из перечисленного ягода?

-ананас

-арбуз

-яблоко

10. Корень какого овоща человек употребляет в пищу?

-чеснок

-морковь

-картофель

11. В каком овоще содержится очень много крахмала?

-свёкла

-картофель

-болгарский перец

12. Какой овощ напоминает летающую (космическую) тарелку?

-кабачок

-патиссон

-тыква

13. Какой овощ содержит большое количество витаминов роста?

-свёкла

-морковь

-картофель



Ответы оцениваются следующим образом:

Высокий уровень: 12-13 правильных ответов;

Средний уровень: 8-11 правильных ответов;

Низкий уровень: 7- и менее правильных ответов.

Тест-опрос на определение уровня знаний детей (текущая диагностика)


1.Почему одни растения называют однолетними, другие двулетними, а третьи многолетними?
2.Какие части имеет растение?
3.Какое значение имеет снеговой покров для растений?
4.Почему растениям нужен свет?
5.Как называются корни, растущие от стебля?
6.Какой водой нужно поливать комнатные растения?
7.Каких вредителей огорода ты знаешь?
8.Назови полезных жителей огорода.
9.Какой корнеплод созревает на огородном участке раньше всех?
10.Почему теплолюбивые культуры выращивают рассадным способом?


Ответы оцениваются следующим образом:

Высокий уровень: 9-10 правильных ответов.

Средний уровень: 6-8 правильных ответов.

Низкий уровень: 5- и менее правильных ответов.


Тест-опрос на определение уровня знаний детей (итоговая диагностика)


Итоговое тестирование для обучающихся 1-2 классов «В царстве растений»



Фамилия, имя_______________________________________________________

2.Назови группы растений.

а) деревья, кустарники, травы

б) деревья, травы

в) деревья, кустарники

4.Какие условия необходимы для жизни растений?

а) пища, свет, тепло

б) вода, пища, воздух, свет, тепло

в) вода, воздух, тепло

5.Назови органы растений.

а) корень, лист, плод

б) стебель, лист, плод

в) корень, стебель, лист, цветок, плод

6.Какое значение имеет корень в жизни растений?

а) корень закрепляет растение в почве, благодаря корню растение питается и

дышит

б) проводит питание

в) корень закрепляет растение в почве

7.Стебель нужен растениям для того, чтобы …

а) доставлять питательные вещества от корня к другим его органам

б) придавать растению форму

в) удерживать растения

8. Плоды бывают:

а) мокрые и сухие б) сочные и твёрдые в) сочные и сухие

9. Отметь сочный плод:

а) горох б) яблоко в) орех

10.К сухим плодам относятся:

а) пшеница, орех

б) земляника, черная смородина

в) груши, яблоки

11.Проставь соответствия.

сосна

желудь

дуб

«крылышки»

клен

стручок

горох

шишки

12.Выбери правильную последовательность развития растения.

а) семя → корень → стебель → лист

б) семя → росток → лист → семя

в) семя → росток → лист → цветок → плод с семенами

13. Выбери, какое из этих растений комнатное.

-подсолнух

-герань

-астра.








Итоговое тестирование для обучающихся 3-4 классов " В царстве растений"



Фамилия, имя________________________________________________________

1.  Часть растения, из которой появляется новое растение:

а) плод

б) семя

в) пестик

г) цветок.

2. Изучением растений занимается наука:

а) зоология;         б) микология;        в) ботаника.

3. Какой орган  растения растёт вниз?

а) цветок;      б) побег;      в) корень;      г) плод с семенами.

4. Что образуется у растений на месте цветка?

а) листья;        б) плод;       в) корень.

5. Растения не опыляют:

 а) шмели

 б) бабочки

 в) пчёлы

г) пауки.

6. С помощью какой своей части растения поглощают воду:

а) лист

б) корень

в) цветок

г) стебель.

7. Какие  части  растений  использует человек в пищу? (допиши)

а) морковь, репа, свёкла, редис -  ___________________   ;    

б) салат, капуста белокочанная -  ___________________   ;    

в) помидор, огурец, яблоко, слива -  ___________________   .    

8. Подчеркни названия хвойных растений одной чертой, цветковых - двумя чертами.

   яблоня       ель    смородина    сосна      лиственница    одуванчик    можжевельник

9. Что такое культурные растения?  

а) растения, которые человек использует для питания;  

б) растения, которые растут на полях, в садах, огородах;      

в) растения, которые человек  сам специально выращивает для своих целей.

11. Перенос пыльцы с одних цветков на другие называется ....

а) размножение;           б) развитие;          в) соцветие;       г) опыление.

12.Как распространяют свои семена растения (ветром, сами растения, животные, вода):

а) клён, ясень, одуванчик -__________________;

б) осока, камыш, рогоз - _______________________;

в) череда, лопух, дуб, рябина - ____________________;

г) акация, "бешеный огурец" - _____________________.

13. Для прорастания семян необходимы:

а) вода, воздух, почва;     б) свет, вода, почва;     в) вода, воздух, тепло.

14.Растения, которые не способны существовать без участия человека, называют

а)   однолетними, б)  многолетними, в)  культурными.

15. Опыление – это…

а) перенос пыльцы с одного цветка на другой.

б) попадание пыли на растения. в) образование в растениях кислорода.

16. Назови три известных тебе лекарственных растения:

___________________________________________________________________________







Ответы оцениваются следующим образом:


Высокий уровень: 15-16 правильных ответов.

Средний уровень: 14-12 правильных ответов.

Низкий уровень: 8- и менее правильных ответов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!